Розетки с шестью лепестками и концентрические круги украшают маленький оссуарий, в котором были кости двоих детей. Согласно надписям, по крайней мере один член этой семьи участвовал в строительстве храма Ирода. Но, несмотря на богатство и достижения ее членов, эта семья, вероятно, не была счастлива. Остеологические исследования показали, что 5 из 17 человек, чьи кости были найдены здесь, умерли до достижения ими 7-летнего возраста. 75 % умерло к 37 годам. Только двое из 17 человек дожили до 50 лет. Один ребенок умер от голода, а одна женщина была убита ударом булавы по голове. И, наконец, один человек из этой семьи был распят. Согласно остеологии ему было от 24 до 28 лет. Может показаться странным, но когда я раскопал кости этого человека, то не знал, как он умер. Только когда содержимое оссуария 4 из комнаты В гробницы 1 было направлено на остеологический анализ, было обнаружено, что он содержит кости одного ребенка трех-четырех лет и распятого человека — сохранился гвоздь в обеих пяточных костях размером 17 - 18 см. До получения данных остеологического анализа, я немного мог сказать о распятии. Многие люди ошибочно считают, что этот метод казни был изобретением римлян. Фактически, в течение I тысячелетия до н.э. его практиковали ассирийцы, финикийцы и персы. Распятие было принесено на запад из восточных культур, оно очень редко использовалось в Греции, но греки в Сицилии и южной Италии применяли его гораздо чаще, вероятно, вследствие их тесных контактов с финикийцами и Карфагеном . В эллинистический период распятие стало более популярным на эллинизированном востоке империи. После смерти Александра в 323 г. до н.э. такая казнь часто использовалась и селевкидами, и птолемеями. Среди евреев распятие было проклятием (см. Втор. 21:22-23: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий, повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел») .

http://bogoslov.ru/article/645201

Как могущественно сияние Его славы, как сгоняет оно всякую тень, всякое пятно с этой картины! Милосердная любовь и верность Спасителя отыскивают заблуждающихся, прощают изменникам, восставляют и укрепляют колеблющихся и падающих! Будем же возлагать твердое и непоколебимое упование на любовь и верность нашего Спасителя! Тогда только мы не будем, как не имеющие упования, отчаиваться за наши – непослушание, неблагодарность, шатание и измену: но тогда за то и ныне, и навсегда, и в жизни, и в смерти предадим и вручим себя милосердной любви. Если волны искушений и смущений дойдут до нашей души и нам неоткуда будет ожидать любви, утешения и помощи, и тогда воззовет к нам верный глас Христа: «Не бойся, Я искупил тебя, Я призвал тебя к Себе, ты – Мой!» Если даже нас будет задирать совесть и будет осуждать нас собственное сердце, и в этом случае не забудем обетования верного Спасителя: «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» ( Ис. 44, 22 ). Если, наконец, придет к нам нужда и смерть со всем их ужасом и унынием, душа и тело наши будут томиться, и наши друзья с беспомощными вздохами и слезами окружат наш одр, и тогда погасающим взором мы увидим нашего непостыдного Спасителя: в своей славе Он склонится над нашим смертным ложем, возложит Свою руку нам на сердце и – умирая – мы услышим Его первосвященническое слово: «Отче! которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал мне» ( Ин. 17, 24 ). Благо тем, о ком сказал Давид: «Господь – Пастырь мой!» ( Пс. 22, 1 ). Они, в непоколебимом уповании на любовь и верность Господа, вечно будут исповедовать: «Благость и милость да сопровождают Меня во все дни жизни Моей, и Я пребуду в дому Господнем многие дни» (там же). В этой надежде на милующего и непостыдного Искупителя отойдем теперь от Гефсиманского сада, где мы столько изумлялись пред подвигами Мужа любви и скорби, оставим его, чтобы последовать за Христом на Голгофу. Вступая в этот сад, мы видели, какая благая честь, неизвращенными очами взирать на божественный лик Царя в терновом венце. Благо нам, если мы это сознали и так чувствовали во все течение наших бесед. Теперь, оставляя Гефсиманию, с грустью и благодарностью простимся с любимым и благословенным от Христа садом. Да даст же и нам Господь стяжать тот мир, какой под сенью его дерев получил Христос и которого не дает нам мир! Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Она ставится в капище и заключается в вечной тюрьме, росшая долгое время в лесах и, смотря по различию дерев, бывшая кедром, и ясенем, и дубом или сосною. И удивительным образом обрезки и стружки от этого бросаются в огонь, чтобы нагревать того, кто сделал бога, и варить разного рода пищу, а из другой части делается бог, чтобы, по окончании работы, поклонялся ей сделавший это и испрашивал помощи у своего произведения, – и не понимает или не помышляет или же скорее не видит ни телесными, ни духовными очами, что не может быть Богом то, часть чего сожжена, и что божественное величие не создается человеческою рукою. В пророческой речи – заключает свой перифраз ее блаженный Иероним – очень подробно осмеиваются идолы, но это легко можно понять, и оно не требует пространного или, вернее, излишнего объяснения. Об этом и Флакк (Гораций I, 8, 1–4) пишет в сатире, осмеивая кумиры язычников: Некогда был я чурбан, от смоковницы пень бесполезный; Долго думал художник, чем быть мне, скамьей, иль Приамом! «Сделаю бога!» сказал; вот и бог я! С тех пор я пугаю Птиц и воров...» (Твор. блаженного Иеронима, 8 ч. Киев, 1882 г., с. 199). Глубоко жизненная правда и остроумно художественная форма данного осмеяния идолов послужили причиной того, что оно стало прототипом подобных же обличений и позднейших библейских авторов ( Иер.10:2–5, 14 ; ПослИер.1:8–72 ; Прем.13:10–19 ; Прем.14:14–17 ; Прем.15:7–9 ) и у древнехристианских апологетов (см. напр., недавно открытую апологету Аристида Философа ). Ис.44:18 . Не знают и не ра­зу­меют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не ра­зу­мели. Ис.44:19 . И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы ска­за­ть: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли по­кло­няться куску дерева?» «Он закрыл глаза их, чтобы не видели и сердца их, чтобы не разумели». О ком здесь говорится? Если о Боге, то достойно ли так думать о Нем? Разумеется, это нужно понимать не в том смысле, чтобы Бог намеренно толкал язычников на путь нечестия и разврата, а в том, что Он не стесняя свободы их воли, попускал их ходить своими естественными путями, или, как выражается апостол: «предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим.1:28 ). Ис.44:20 . Он гоняет­ся за пылью; обманутое сердце ввело его в заблужде­ние, и он не может освободить души своей и ска­за­ть: «не обман ли в правой руке моей?» «Обманутое сердце ввело его в заблуждение». Очень глубокое, чисто психологическое наблюдение, устанавливающее, что главный источник ваших заблуждений лежит не столько в разуме, сколько в развращенном чувстве и порочной воле, т. е. в том самом, что на языке Священного Писания обозначается, как область сердца: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ; ср. Рим.1с. и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

в любви. Если слова «в любви» относятся к предыдущему тексту, то они поясняют природу святости и непорочности, к которым призваны верующие (Ср. 3,17; 4,2.15.16; 5,2). Однако если они связаны со ст. 5, то указывают, что предопределение это не просто действие Божиего изволения, но и акт любви. Такое прочтение, вероятно, более истинно и совпадает с 2,4. 1 усыновить. См. Рим. 8,14–17,29 ; Гал. 3,26.27 ; статью «Усыновление». 1:6 Мысль о всесильной любви Божией ведет не к чувству страха и неотвратимости, а к выражению безграничной хвалы (ст. 12,14) перед безграничной милостью Бога, у Которого есть не только сила, но и желание привести духовно мертвых в живое общение с Собой (см. ком. к 2,1–10). благодати Своей... в Возлюбленном. Это ассоциируется с Кол. 1,13 , но рассматривает и Искупителя как объект Божиего избрания и любви ( 1Пет. 1,18–21 ; Откр. 13,8 ). Речь о благодати доминирует в ст. 6–8. 1:7 См. Кол. 1,14; 2,13 и ком. Божия спасительная благодать. искупление. Освобождение (обычно из рабства или плена) посредством выкупа. Об искуплении, которое еще грядет, см. ст. 14; 4,30. 1 тайну Своей воли. См. 3,3.5.6.10 и ком.; Кол. 1,27 . 1 в устроении полноты времен. Здесь не только обращенность к будущему. Христос уже приходил, принеся искупление и усыновление ( Гал. 4,4 ). Благодаря Своей смерти и воскресению Он уже принял главенство над Церковью и, хотя и незримо, правит вселенной ( Деян. 2,32–36 ; Кол. 1,15–20 ). Тем не менее, главное в этом стихе сосредоточенность на будущем. Павел говорит, что видимое единство Церкви это предвкушение будущего соединения под властью Христа вся и всех. Поэтому апостол подчеркивает единство в Церкви иудеев и язычников (ст. 11–14; 2,11–22) и действенную любовь среди христиан (4,2.15; 4,32 5,2.21–23). Тема ст. 9–12 подробнее изложена в 3,2–12. 1:11–14 Павел предвосхищает то, что он скажет в 3,6: что иудеи и язычники «сонаследники» обетования во Христе. Современные Павлу верующие иудеи, которые «ранее уповали на Христа» (ст. 12), стали таковыми по воле Божией и служат к похвале Божией славы. Язычники, отозвавшиеся на проповедь Евангелия, получили то же обетование, какое было дано Израилю дар Духа Святого и это также должно послужить к похвале Божией славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

говорит Господь. Еврейское выражение, означающее, что непосредственно через пророка Бог говорит о Своих замыслах и воле ( Пс. 109,1 ). 1 рабам Моим, пророкам. См. ком. к Ис. 44,26 . они обращались. См. Неем. 9,1 10.39; Дан. 9,1–19 . как определил. Подразумевается, что наказание Божие, постигшее отцов в довавилонские времена, соответствовало замыслу Божиему. Видения Захарии (Книга пророка Захарии 1,7). 1:7–17 В этих стихах описывается первое из восьми ночных видений Захарии, которые происходили в течение одной ночи (ст. 8). Видения следуют в таком порядке, что первое и последнее из них (6,1–8) связаны между собой тем, что в них присутствуют образы лошадей и повозок. В первом видении говорится о расположении Бога к Своему избранному народу, которое проявляется в том, что Он восстанавливает Иерусалим и защищает народ от языческих племен, окружающих его. Пророк призывает народ Божий подняться над обстоятельствами и с верою положиться на обетования Господа. 1 вся земля населена и спокойна. Пребывающие в состоянии самоуспокоения народы составляют контраст еврейскому государству, борющемуся с персидски господством. Но от Бога исходит заверение Его народу, что те, кто чувствует себя ныне в безопасности, еще подвергнутся осуждению (ср. Авд. 1,3.8.18 ). 1 Ангел Господень. Посланец Бога, который истолковывает видения Захарии. См. 1,19; 2,3; 3,1; 4,1. семьдесят лет. Указание на пророчество Иеремии ( Иер. 25,11.12 ), в котором возвещается о Вавилонском пленении. 1 слова благие, слова утешительные. Выражение любви Бога к Своему народу и Его решимости пребывать среди него вечно ( Евр. 13,5 ). 1 возревновал Я о Иерусалиме... ревностью великою. Первое упоминание темы ревности Божией в книге (8,2). Ревностная любовь Бога к Своему избранному народу побуждает Его действовать во благо последнему. Ср. Соф. 3,9–20 . 1 великим негодованием негодую на народы. Ср. ст. 2, в котором выражается прежний гнев Божий на Его собственный народ. Здесь любовь Бога к Своим избранным (ст. 14) побуждает Его защитить их, подвергнув осуждению те народы, которые причинили Израилю чрезмерное зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1:4–5 Приветствие, характерное для жанра посланий. 1 Иоанн. См. Введение: Автор. Семи церквам. См. 1,11; 2,1 3,22. В книге Откровение важную роль играет число семь (см. Введение; Содержание), символизирующее завершенность ( Быт. 2,2.3 ). Выбор семи церквей не только выражает эту тему, но и указывает на более широкое содержание послания, а именно, что оно обращено ко всем церквам. Асии. Асия (Азия) провинция Римской империи, охватывающая запад нынешней Турции. Который есть и был и грядет. Это выражение тождественно имени Божию в книге Исход 3,14–22. См. ком. к 1,8. от семи духов. Святой Дух описывается в терминах семеричной полноты (4,5; Зах. 4,2.6 ). Источником благодати и мира является Троица: Бог Отец («Который есть»), Сын (1,5) и Дух (ср. 1Пет. 1,1.2 ; 2Кор. 13,14 ). 1 свидетель верный. См. ком. к 1,2. первенец. См. ком. к 1,18. владыка. См. ком. к 4,1–5,14. 1:5–8 Иоанн воздает славу Богу в форме, имеющей сходство с началом большинства посланий апостола Павла. Темы владычества Божия, искупления и Второго пришествия Христа освещаются на всем протяжении книги Откровение. омывшему нас. В оригинале: «избавившему нас». См. ком. к 5,1–14. 1:6 Поклонение Богу и прославление Его основная тема Откровения. Прославление Бога является неотъемлемой частью духовной борьбы. соделавшему нас царями и священниками. Святые услаждаются законом Божиим и как священники имеют непосредственный доступ к Богу ( Евр. 10,19–22 ; 1Пет. 2,5–9 ). В будущем они будут царствовать с Ним (2,26.27; 3,21; 5,10; 20,4.6). Все народы отныне разделяют священнические преимущества, дарованные Израилю ( Исх. 19,6 ). Цели искупления, прообразом которого был исход из Египта, и цели, ради которых человеку была дарована власть над творением, исполняются во Христе (5,9.10). Тема священнического служения и общения с Богом соединяется в Откровении с образом храма (см. ком. к 4,1 5,14). 1 Альфа и Омега. Первая и последняя буквы греческого алфавита. Бог есть Начинатель и Завершитель творения. Он Господь прошлого, настоящего и будущего, на что указывает выражение «есть и был и грядет» (см. ком. к 4,1 5,14). Его державная власть над творением служит залогом исполнения поставленных Им целей ( Рим. 8,18–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Смысл этих слов Павла не в том, что все женщины таковы, но что некоторые из ефесских христианок поддались «прельщению» лжеучителей ( 1Тим. 2,14; 5,13–15 ). 3 Ианний и Иамврий. Согласно еврейской традиции, так звались два египетских мага, которые противостояли Моисею, когда он творил чудеса перед фараоном (Исх., гл. 7; 8). 3 в Антиохии, Иконии, Листрах. Три города в римской провинции Галатия, в которых Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия ( Деян. 13,14 14,20). Несмотря на сильное противодействие, Павел основал церкви в каждом из этих городов ( Деян. 14,21–23 ). Листры родной город Тимофея. избавил меня Господь. См. 4,18 и ком. 3 все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. См. Мф. 10,17.18 ; Ин. 15,20 ; 1Пет. 4,12; 5,9 . 3 кем ты научен. Павел имеет в виду мать и бабку Тимофея (1,5), а также себя самого. 3 из детства. Согласно обычаю, евреи начинали обучать ребенка закону Моисееву, когда ему исполнялось пять лет. знаешь священные писания. Лжеучители искажали Ветхий Завет ( 1Тим. 1,7 ; Тит. 3,9 ). Тимофей должен помнить наставления в истине, которые он получил от матери и бабки. Слово «писания» означает здесь книги ВЗ. Новый Завет в нынешнем его виде в то время еще не существовал, а некоторые из его книг, вероятно, не были еще написаны. которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Ветхий Завет, правильно истолкованный, приводит к пониманию центральной роли Иисуса Христа в Божественном замысле, предначертанном всему творению. 3 Все Писание. Ветхий Завет (см. ком. к ст. 15). богодухновенно. Т.е. вдохновлено Духом Святым (ср. 2Пет. 1,21 ). Бог является источником и, в конечном счете, Автором Писания. Хотя и было оно написано людьми, но по вдохновению Божиему, и потому обладает Божественным авторитетом. См. статью «Авторитет Писания». Глава 4 4:1–5 Поручая Тимофею быть проповедником и благовестником, Павел заключает свой призыв к нему, начатый в 1,6.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Енох, седьмый от Адама. См. Быт. 5,24 . Цитируя известное в то время апокрифическое произведение Первую книгу Еноха (ст. 14,15), Иуда еще раз напоминает о грядущем суде Божием над нечестивыми. со тьмами. Т.е. с десятками тысяч. святых Ангелов Своих. Господь придет в окружении бесчисленных ангелов ( Зах. 14,5 ; Мф. 25,31 ). 1 нечестивых. Лжеучители восстали прежде всего против Бога и Его власти, и их постигнет неизбежный суд Божий (ср. ст. 4 и ком.). 1 ропотники, ничем не довольные. Подобно Израилю в пустыне (ст. 5; ср. 1Кор. 10,10 ), лжеучители противятся воле Божией; вероятно, подразумевается их недовольство теми ограничениями, которые накладывает закон на их поведение. уста их произносят надутые слова. По-видимому, имеются в виду их притязания на какие-то особенные откровения (ср. ст. 8), свободу от Закона (ст. 4 и 8) и на обладание Духом Святым (ст. 18,19). оказывают лицеприятие для корысти. Лжеучители оказывали особое почтение богатым членам церкви (ср. Иак. 2,1–9 ) и могли приспосабливать свое лжеучение к нравам влиятельных людей. 1 в последнее время. См. ком. к 1Пет. 1,20 . ругатели. Нечестивцы, глумящиеся над нравственным законом Божиим и над неизбежностью Божиего наказания за неповиновение ( 2Пет. 3,3.4 ). В ВЗ этому слову соответствует слово «кощунник», т.е. человек, ни во что не ставящий религию и нравственный закон ( Пс. 1,1 ; Притч. 9,7.8 ). 1 отделяющие. Разделения в церкви были неизбежным следствием надменности лжеучителей (ст. 16) и их притязаний на обладание Духом, свойственное якобы только им одним, а не предстоятелям общины и другим христианам. Возможно, они подразделяли людей (как делали позднее гностики) на «духовных» (имея в виду себя) и «плотских» (всех прочих христиан). душевные, не имеющие духа. В опровержение всех притязаний лжеучителей апостол говорит, что сами они люди, живущие только плотской, земной жизнью (ст. 10), и поэтому лишенные Духа Божия. 1:20–23 От обличения лжеучителей Иуда переходит к увещаниям, имеющим тринитарную форму («Духом Святым», ст. 20; «Божией», ст. 21; «Господа нашего Иисуса Христа», ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

возрожденные. См. ком. к 1,3. не от тленного семени, но от нетленного. Петр сравнивает и противопоставляет человеческое деторождение и животворящую силу Слова Божия ( Лк. 8,11 ; Ин. 1,12.13 ). от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Посредством Слова Божия Дух Святой приводит грешников к познанию благодати Божией во Христе Иисусе ( Иак. 1,18 ; Евр. 4,12 ). Глава 2 2 как новорожденные. Петр продолжает сравнение с новым рождением (1,23). Верующие должны так же стремиться к духовной пище, как здоровый младенец жаждет материнского молока. чистое словесное молоко. Хотя в общинах, которым пишет Петр, несомненно, было много новообращенных, главная тема здесь не христианское учение для новоначальных (в отличие от «твердой пищи» или зрелого учения, 1Кор. 3,2 ), а истинность и самодостаточность Слова Божия (1,22–25) как духовной пищи для всех христиан. 2 Приступая к Нему. Первое приближение ко Христу в покаянии и вере переходит именно в постоянное общение. камню живому. Из контекста ясно, что это сказано о Христе. Образ «камня», «скалы» часто встречается в ВЗ (напр., Пс. 117,22 ; Ис. 8,14; 28,16 ); его употребляет и Сам Христос ( Мф. 21,42 ). Слово «живому» указывает, что Христос источник и податель жизни ( Ин. 1,4 ; 1Кор. 15,45 ). 2 живые камни. Выражение подчеркивает единство христиан со Христом и их подобие Ему, «камню живому» (ст. 4). дом духовный. Символизм основан на представлении о ветхозаветном храме как месте обитания Бога. Церковь , в которой живет Дух Святой, есть истинный храм Божий ( 2Кор. 6,16–18 ; Еф. 2,19–22 ). священство святое. Каждый верующий священник (ст. 9) в ом смысле, что все могу равно и непосредственно приступать к Богу и служить Ему лично. духовные жертвы. Искупительная жертва Христова, раз и навеки принесенная на кресте, явилась завершением ветхозаветного установления о жертвах и упразднила его ( Евр. 10,1–18 ), однако «жертва» (как ответная благодарность искупленных) сохраняет свое место. Эта жертва духовна, в противоположность всем вещее венным жертвам, предписанным ветхозаветными установлениями. Такой жертвой являются христианское благочестие и образ жизни, достойный христиан ( Рим. 12,1 ; Флп. 4,18 ; Евр.13,15;0 ткр.8,3.4;ср. Пс. 50,18.19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

буйные. Очевидно, здесь подразумевается человек, поступающий вопреки тем правилам, которые установлены мудрыми людьми (9,7.8; 13,1; 14,6; 21,11). глупцы. Отвергающие мудрость. знание. См. ст. 7. В литературе мудрости слово «знание» часто является синонимом слова «мудрость». 1 дух мой. В книге Притчей мудрость предстает и как дар Божий, и как результат усилий самого человека. Подобным образом понимается страх Господень (ст. 7), который, по милосердию Божиему, дан людям для их спасения. Спасение же включает в себя обновление не только души, но и разума человека ( Рим. 12,1.2 ; 1Кор. 1,18–2,26 ). 1 советы. Соответствующее древнееврейское слово переводится также как «указание». Премудрость предстает здесь полномочной владычицей, чьи советы и указания, так же как и повеления Божий, не подлежат обсуждению (2,6; 8,14). 1 я не услышу. Мудрость, как и благодать, следует с благодарностью принимать тогда, когда Бог предлагает, ибо то и другое Его дар. 1 знание. Данное слово следует понимать как синоним понятия «мудрость». страха Господня. См. ком. к ст. 7. Мудрость даже если человек приобретает ее ценой собственных усилий дарует Бог в Своем искупительном откровении. 1 не приняли совета моего. См. ст. 25. Смысл данных слов находится в тесной связи с понятием страха Господня, ибо человек, отвергнувший премудрость, лишен страха Господнего. 1 плодов. Имеются в виду последствия деяний. 1 упорство. Букв.: «уклончивость», «безразличие». беспечность глупцов. Или, иными словами, равнодушное самодовольство ограниченных людей, не видящих нужды в том, чтобы научиться чему-нибудь. 1:33 Премудрость предстает в данном стихе хранительницей жизни. Глава 2 2:1–22 Эта Глава не изобилует обычными для наставлений повелительными формами; ее выразительность достигается за счет содержания самих притч. Приобретающий мудрость человек вступает на путь спасения, ему открываются знания о Боге и блаженство жизни (ст. 5,9,21). Основной вывод главы в том, что, с одной стороны, мудрость является даром Божиим, а с другой сам человек должен немало потрудиться, чтобы приобрести ее (см., напр., ст. 4,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010