Св. апостол Кесарь упомянут апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам (ср.: Флп 4, 22 ). Согласно преданию, он сделался затем епископом Коронеи на Пелопоннесе или же Киринеи в Ливии 466 . Св. Тихик (ср.: Еф 6, 21 ; Кол 4, 7 ), родом из Малой Азии, сопровождал апостола Павла из Коринфа в Иерусалим (ср.: Деян 20, 4 ) и не раз доставлял послания апостола язычников отдаленным Церквам. По некоторым свидетельствам, именно он был преемником св. апостола Сосфена на епископской кафедре Колофона 467 . По другим сведениям, апостол Тихик стал первым епископом Халкидонским в Вифинии. Апостол Кифа, согласно преданию, был епископом Конии 468 . Св. Онисифора 469 с признательностью упоминает апостол Павел во Втором послании к Тимофею: Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь ( 2Тим 1,16–18 ). Так св. Онисифор помогал апостолу Павлу в заточении. После этого он стал первым епископом Колофона в Малой Азии 470 . Подобно учителю, он перенес многообразные испытания, но и во время истязаний оставался тверд в вере и проповеди Благой Вести. 465 Согласно другим преданиям, он был епископом Адрии в Сирии, Колонии или же Террацины в Италии. Некоторые толкователи сопоставляют его с апостолом Епафрасом (ср.: Кол 1,7 ), одним из основателей Церкви в Колоссах, чье имя отсутствует в греческих Синаксарях. 466 В Лекционарии (Paris BNF gr. 282) (IX в.) он празднуется вместе со своим домом 4 марта как епископ Диррахия. По другой интерпретации, в этом месте апостол Павел говорит не об одном из своих спутников, а о ком-то из служителей императорского дворца («кесарева дома»), обращенных в христианство. 468 Некий Кифа упомянут в Первом послании к Коринфянам (см.: 1Кор 1,12 ) как апостол, чьим именем называла себя одна из соперничающих сторон среди христиан Коринфа. Существует тем не менее вероятность, что апостол Павел имеет здесь в виду апостола Петра, имя которого также было Кифа (см.: Ин 1,42 ), а не кого-либо иного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  б) Начало Послания (1, 3—6) аа) Изъявив сильную любовь ко святому Тимофею (см.: 1, 3 — 4) и: бб) похвалив его и род его за веру (см.: 1, 5),— святой Павел напоминает ему: .вв) возгревать живущий в нем дар Апостольского преемства, — что и составляет главный предмет Послания (см.: 1,6). аа) Изъявление любви ко святому Тимофею (1, 3—4) Глава 1, стих 3. Благодарю Бога, Ему же служу от прародителей чистою совестию, яко непрестанную имам о тебе память в молитвах моих день и нощь. Святой Павел, как всех учил о всем благодарить (см.: 1 Сол. 5, 18), так и сам всегда за все благодарил Бога, и за радостное и за скорбное, и за внешнее и за внутреннее, за всякое доброе движение мысли и чувства. Так, здесь благодарит Бога за то, что непрестанную имеет память о святом Тимофее в молитвах своих. Мысль такая: память непрестанная о ком-либо есть верное свидетельство любви; святой Павел, благодаря за память о святом Тимофее, благодарит за любовь к нему. Так святой Златоуст: «благодарю Бога, говорит, за то, что я помню о тебе, — так я люблю тебя. Это — знак чрезвычайной любви, когда кто любит так, что сам восхищается сею любовию»,— «когда кто в любви к кому-либо видит великую для себя похвалу, прекрасное себе украшение» (блаженный Феофилакт, Экумений). Но под этим скрывается и другая мысль: Апостол непрестанно о святом Тимофее помнит, потому что он достоин памяти, и, благодаря Бога за сию память, благодарит за то, что святой Тимофей достоин того, что он таков, что об нем нельзя не вспоминать, и притом так, что память о нем благодарность Богу порождает. Бывают лица, память о коих тоже не отходит, но томит сердце, а память о святом Тимофее возбуждала в душе святого Павла радостные и Богу благодарные чувства. Так с некиим особым оттенком Амвросиаст: «поелику достойно вспоминать о добрых, то Апостол благодарит Бога, что помнил о святом Тимофее, муже дивном, сознавая, что и это есть дар Божий: ибо не беззаслужно, если кто помышляет о добрых мужах». Ему же служу от прародителей . Как от прародителей, когда те не так служили Богу, как он теперь служит, и когда он не от них научился сему новому служению? Образ служения нов; но Бог служимый один и Тот же есть, равно как и дух служения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

1 ангелов. См. ком. к 2Пет. 2,4 . не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище. Речь идет об ангелах, отказавшихся исполнять возложенные на них Богом обязанности и покинувших места своего служения и обитания. на суд великого дня. Т.е. на судный день Второго пришествия Христа. 1 Как Содом и Гоморра. Здесь может иметь место уподобление поведения лжеучителей чудовищной наглости и гордыни жителей Содома и Гоморры. блудодействовавшие и ходившие за иною плотию. Имеются в виду половые извращения, в частности, гомосексуализм. Ср. Быт. 19,4–9 . подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример. Уничтоженные огнем Содом, Гоморра и окрестные города ( Быт. 19 ) являются примером Божественного возмездия за грех ( Втор. 29,23 ; Ис. 1,9 ; Иер. 49,17.18 ; Рим. 9,29 ). 1 с сими мечтателями. По всей вероятности, автор говорит о притязаниях лжеучителей на особые Божественные откровения, якобы полученные ими через некие таинственные видения. Эти притязания, по-видимому, служили для них оправданием грехопадения. оскверняют плоть. Ср. 1Кор. 6,18 ; Рим. 1,26.27 . отвергают начальства. Вероятно, лжеучители не признавали Иисуса Христа Господом и пренебрегали Его авторитетом (ст. 4 и ком.). злословят высокие власти. См. ком. к 2Пет. 2,10 . 1:9 По всем признакам этот эпизод взят из «Вознесения Моисея» апокрифического иудейского произведения, от которого сохранились только фрагменты. В нем повествовуется о погребении Моисея ( Втор. 34,5.6 ) и споре между архангелом Михаилом и дьяволом за обладание телом Моисея. Обычно считают, что Иуда противопоставляет здесь необдуманные, дерзкие речи лжеучителей спокойствию и уверенности ответа архангела ( 2Пет. 2,10 и ком.). Иная версия: обращение архангела к Божией власти над сатаной с одной стороны, и притязания лжеучителей на свою собственную духовную власть с другой. Михаил Архангел. Согласно Дан. 10,13.21; 12,1 , Михаил принадлежит к числу самых высших ангелов, и именно ему вверено особое попечение об Израиле. В Откр. 12,7 сказано, что Михаил будет предводительствовать ангельскими воинствами Бога при последней битве с дьяволом (см. статью «Ангелы»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 боязни. Боязнь, очевидно, объясняется, с одной стороны, природной нерешительностью Тимофея, а с другой серьезностью ситуации, в которой находился Павел. 1 меня, узника Его. Павел находится в заточении в Риме (2,9; см. Введение: Время и обстоятельства написания), но узы, которые наложены на апостола римскими властями, ничто, по сравнению с теми узами, которые соединяют его со Христом. 1 званием святым. Цель избранничества и призвания Божиего освящение Его народа ( Еф. 1,4 ). не по делам нашим, но по... благодати. Спасение даруется по благодати Божией, но не по заслугам людей ( Еф. 2,8.9 ). по Своему изволению. Бог дарует спасение только по Своему изволению и предопределению. В других посланиях о Божественном предопределении говорится как о милости ( Тит. 3,5 ) и любви ( Еф. 1,4.5 ). прежде вековых времен. Утверждение предвечности Божественного замысла о спасении людей через Иисуса Христа ( 1Пет. 1,20 ; Еф. 1,4 ; Тит. 1,2 ; Откр. 13,8 ). 1 Спасителя нашего Иисуса Христа. Христос Спаситель, ибо несет верующим завет благодати ( Тит. 1,4; 2,13; 3,6 ). разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление. Т.е. через Свою смерть и воскресение ( Евр. 2,14.15 ; Откр. 1,18 ). 1 проповедником. Ср. 1Тим. 2,7 . 1 я... страдаю. Павел находится в тюрьме (1,8; 2,9). но не стыжусь. Призвав Тимофея свидетельствовать о Христе (1,8), Павел указывает на свой собственный пример мужества перед лицом страданий (2,8–10; 3,10.11). оный день. Судный день (1,18; 4,8). 1 здравого учения. Т.е. Евангелия. См. ком. к 1Тим. 1,10 . 1 Храни добрый залог. См. ком. к 1Тим. 6,20 . 1 все. Павел, вероятно, использует гиперболу (сознательное преувеличение), чтобы подчеркнуть масштабы распространения ереси. Асийские. Т.е. бывшие в Асии римской провинции, главным городом которой был Ефес. Фигелл и Ермоген. Более нигде в НЗ не упоминаются. То, что Павел называет их здесь, вероятно, означает, что он рассчитывал на их поддержку. 1 Онисифора. Член христианской общины в Ефесе (1,18; ср. 4,19). 1 быв в Риме. Онисифор, вероятно, приходил в Рим, чтобы помочь Павлу. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2:6 Фессалоникийские христиане знали, что именно «не допускает» человеку греха открыться (или «удерживает», ст. 6,7; ср. Откр. 20,1–3 ), но для позднейших читателей это уже не ясно. Толкователи высказывали множество различных определений. Эта сдерживающая сила видится Павлу безличной в ст. 6 (нечто «удерживающее» или «что не допускает») и личной в ст. 7 («удерживающий»). Такое различие заставило некоторых думать, что имеется в виду институт, который может быть представлен одним человеком, как, например, римское государство и его император, иудейское государство и его первосвященник или другой его представитель, или же всемирная проповедь Евангелия и ее главный деятель Павел. При любом толковании, однако, за тем, что удерживает человека греха, очевидна Божественная воля. 2 уже в действии. Хотя человек греха еще не явился, Павел не хочет, чтобы фессалоникийцы проявили беспечность, ибо та же сатанинская сила, которая в конечном итоге породит антихриста, уже действовала в дни Павла ( 1Ин. 2,18 ); действует она и в наше время. В том, что она и ныне удерживаема, явный знак для Церкви продолжать свою миссию. 2 духом уст Своих. Образ взят из Ис. 11,4 . Он вновь возникает в Откр. 19,15.21 . 2:9 Пришествию Христа будет предшествовать пришествие беззаконника. 2:13–14 Эти два стиха наполнены богатым богословским содержанием. Главные элементы библейского учения о спасении избрание, призвание, вера, освящение и прославление представлены здесь во взаимосвязи. Явственно выступает гармоничность действий всех трех Лиц Святой Троицы: Бог Отец избирает и призывает, Бог Сын совершает благовестие Евангелия и разделяет Свою славу со Своим народом, Бог Дух Святой подает Свою освящающую благодать ( 1Пет. 1,2 ). 2 Мы же. Этими словами Павел начинает успокаивать своих читателей: они в корне отличаются от тех, о ком он только что упоминал (ст. 11,12), кто, отказавшись возлюбить истину, станет добычей заблуждения. Бог... избрал вас. См. ком. к 1Фес. 1,4 . От начала (см. Еф. 1,4 ) Бог избрал их не вследствие того, что они были освящены и поверили истине; избрание совершилось именно через освящение и веру истине. Согласно Павлу, избранные после своего обращения живут уже как неверующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

жертвенное заклание. Пророк сравнивает грядущее осуждение Иудеи с жертвоприношением, в котором народу иудейскому уготована роль жертвенного агнца ( Ис. 34,6; 1,7.14 ; Иер. 46,10 ; Иез. 39,17–19 ). назначил, кого позвать. Возможно, здесь говорится о языческих народах, которым Господь назначит быть исполнителями вынесенного Им Иудее приговора ( Ис. 10,5–10 ; Авв. 1,6 ). Так же слова о званных к жертве могут относиться к народу завета, который ныне обречен на жертвенное заклание. 1 Я посещу князей и сыновей царя. Господь накажет ближайших родственников царя и царских вельмож за нарушение верности завету, выразившееся в заимствовании у других народов чуждых одежд и обычаев. 1 порог. Т.е. порог святилища ( 1Цар. 5,5 ). Вероятно, иудеи подражали некоторым религиозным обычаям филистимлян. 1 торговый народ. Крики отчаяния доносятся со всех концов города, свидетельствуя о суровости суда Божия. Богатое сословие торговцев здесь специально выделяется из всего населения ввиду свойственной ему алчности и нечестности в делах ( Ам. 8,4–6 ). 1 осмотрю. Никто не укроется от всевидящего ока Господа ( Ам. 9,1–4 ; Пс. 138 ; Лк. 15,8 ). тех, которые сидят на дрожжах своих. Т.е. самодовольных и равнодушных людей, которые полагают, что и Он должен с безразличием относиться к добру и злу в мире. Духовно инертные люди, утратившие веру в Бога живого, уподобляются осадку, получающемуся в процессе брожения вина. 1:14–18 Здесь Софония развивает тему дня Господня, чтобы таким образом обосновать свой призыв к покаянию, который прозвучит в 2,1–3. 1 они будут ходить, как слепые. Одно из проклятий завета (см. Втор. 28,28.29 ). они согрешили. Причина гнева Господня (см. ком. к 3,1–5). 1 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их. См. Пс. 48,7–10 ; Притч. 11,4 ; Мф. 16,26 ; Лк. 12,13–21 . ревности. См. Исх. 20,5; 34,6.14 ; Втор. 4,24 . Ревность Господа проистекает от Его любви к своему народу. Эта любовь делает народ «уделом Бога» ( Исх. 19,5 ), а взамен требует от него абсолютной покорности. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 от призвавшего вас благодатью Христовою. Благодать Бога приходит к нам по Его воле и по Его слову, а не потому, что мы чем-либо ее заслужили (1,15; Рим. 4,4–8; 8,30; 9,11–13 ). 1 есть люди. Вероятно, иудео-христиане из Иерусалима, которые утверждали, что для спасения язычники должны не только поверить в Иисуса Христа, но и совершить обрезание и, таким образом, стать иудеями (2,3–5.12; 6,12.13). Различны отголоски этого мнения бытовали среди ранних христиан из иудеев ( Деян. 15,1; 21,20.21 ; Флп. 3,2.3 ). 1:8–9 Те, кто, помимо веры в Иисуса Христа, выдвигают иные требования для спасения, искажают благовестие и подлежат осуждению Божию. 1 анафема. Означает «отлученный от Бога» ( Рим. 9,3 ). 1 У людей ли я ныне ищу благоволения..? Противники Павла в Галатии нападали не только на Евангелие, но и на его проповедника. Одно из их обвинений состояло в том, будто Павел проповедует Евангелие в усеченной форме, не требуя ни обрезания, ни соблюдения субботы, ни ограничений в пище (4,10; 5,11). 1 не есть человеческое. Павел опровергает обвинения, будто он проявил непокорность апостолам в Иерусалиме, от которых якобы получил свои полномочия. Павел настаивает, что его полномочия от Самого Бога, апостолы же в Иерусалиме лишь подтвердили их. 1 через откровение. См. Деян. 9,3–5; 22,6–10; 26,13–18 ; 1Кор. 15,8 . 1 гнал Церковь Божию. Ранним христианам было известно, что Павел до своего обращения являлся гонителем Церкви ( Деян. 7,58; 8,3; 9,1.2 ). Сам апостол, испытывая стыд за этот период своего прошлого ( 1Кор. 15,9 ), не замалчивал его, а, напротив, рассматривал как свидетельство того, что Божия благодать может преобразить самого закоренелого грешника ( Деян. 22,4.5; 26,9–11 ; 1Кор. 15,10 ; Флп. 3,6 ; 1Тим. 1,13.14 ). 1 неумеренным ревнителем. Павел указывает, что быть иудеем, пусть и ревностным, недостаточно для спасения. Свой собственный опыт апостол приводит как свидетельство того, что ревность по закону не спасает ( Рим. 9,30 10,40; 2Кор. 11,22 ; Флп. 3,4–6 ). 1 от утробы. Павел ассоциирует свое призвание с призванием Иеремии ( Иер. 1,5 ), а возможно, и раба Божия у Исаии (49,1.5), которые, подобно Павлу, призваны были стать провозвестниками Божиими язычникам. Павел осознавал, что его апостольство продолжает линию ветхозаветной пророческой традиции (см. ком. к 1,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 почтение. Слава Бога беспредельна ( Пс. 56,6.12 ). Почитать Господа долг Его народа ( Пс. 28,1.2 ). бесславящие. Поведение, противоположное почитанию Господа и страху пред Ним (1,6.7.12.13). Это слово часто встречается в Притчах Соломона (1,7; 15,20; 23,22), где оно переводится как «презирают», «пренебрегают», «не пренебрегай» или «презрит» (23,9). См. 2Цар. 12,9.10 . 1 нечистый хлеб. По-видимому, эти слова относятся к жертвенным животным, см. ст. 8 (слово «хлеб» в Ветхом Завете иногда обозначает всякую жертву вообще, ср. Лев. 21,6 ; Чис. 28,2 ). «Нечистый» означает ритуально нечистое и потому неприемлемое. Оскорбления Богу наносятся не только нарушениями ритуала, но, в еще большей степени, тем отношением к Нему, которое стоит за такими нарушениями ( Быт. 4,3.5 и ком.; Евр. 11,4 ). трапеза Господня. Это выражение применительно к алтарю употребляется в Ветхо Завете только здесь и в 1,12. 1 больное. Закон строго запрещал подобные жертвоприношения ( Лев. 22,22 ; Втор. 15,21 ). 1 велико будет имя Мое между народами. Бог обещает грядущее торжество Его царства славы. Выражение «от востока солнца до запада» часто указывает на Его эсхатологически предопределенное явление всему миру ( Пс. 49,1 ; Ис. 45,6; 59,19 ). на всяком месте. Прославление Бога «на всяком месте» противопоставляется поклонению, которое, по слову Господа, должно быть в Иерусалиме ( Ис. 2,2–4; 66,19–21 ; Зах. 14,16–21 ). Недостойные Бога жертвоприношения, которые совершаются в настоящем, противопоставляются чистым жертвоприношениям в будущем. Обетование, данное в этом стихе, исполняется ныне, когда Христос собирает Свое Царство священников из всех народов ( Откр. 5,9.10 ); окончательно же оно свершится в будущем, когда народы соберутся воедино, чтобы прославить Бога ( Откр. 21,27 ). 1 Я Царь великий. Бог есть не только Отец (1,6; Исх. 4,22 ) и Владыка, и Царь. Представление о Боге как о Царе сформировалось в ветхозаветной религии уже в ранние времена ( Исх. 5,18 ; Чис. 23,21; 24,7 ; Втор. 33,5 ). См. Пс. 92–99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Разницы ведь по сути нет Колоссальнейшая разница! Покаяние – это в целом работа над собой, раскаяние, исправление, «изменение ума», а Исповедь – важнейший этап покаяния, церковное Таинство , священнодействие. То же самое сказать – зачем мне Крещение и Причастие, зачем мне вообще Церковь, если я и так в Бога верю. Безусловно, люди и с такими взглядами есть, но это не православные христиане. А для нас: «Церковь создали не «попы», а Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 16:18 ). Он же является Главой Церкви (см. Еф. 5:23 ), Её основателем и архитектором, и все существующие в Ней Таинства установлены Им!» ( священник Александр Каневский ). Исповедь как главнейшая часть Таинства Покаяния совершается со времен апостолов: « Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19: 18 ). Во время Исповеди мы напрямую говорим о своих грехах Богу в присутствии свидетеля-священника. И готовность сделать это – признак настоящего покаяния, его квинтэссенция, если угодно, отчет о проделанной работе по исправлению себя, изменению своего ума. По милости Божией мы нынче даем этот земной отчет не во всеуслышание, а в присутствии лишь одного свидетеля, обязанного перед людьми молчать о том, что мы говорим. Господь бережет нас. Священники же самим Богом во время рукоположения наделяются особым даром принимать исповедь и возвещать прощение от Его имени во исполнение завета: « примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20, 22–23 ). В этом предельно важная роль священника как свидетеля и активного участника Исповеди: он не просто присутствует возле нас по время нашего рассказа о собственных раскаянных грехах, не просто наставляет нас в нашем исправлении, но действием Духа Святого принимает решение о том, искренне ли наше покаяние, и возвещает нам прощение от Бога, если это так. Самонадеянно и нелепо было бы ожидать, чтобы каждому из нас явился во время каждого покаяния Господь и лично сказал: принимаю твое покаяние и прощаю. А без этого — как мы узнаем, каковы плоды нашего покаяния? Сами себе мы и простить можем то, чего еще не стоит прощать, и бичевать себя за давно достойное прощения. Священник во время Исповеди служит нам помощником, в котором мы жизненно нуждаемся: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». ( 1Пет.4:10 )  

http://azbyka.ru/vopros/zachem-ispovedat...

Ин. 20:22 . Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 23 . Кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся. Деян. 19:18 . Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. Евр. 10:26 . Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи. Примеч . А потому, говорят сектанты, бесполезна и исповедь грешников пред священниками. Эти слова нужно читать в связи с дальнейшими стихами 28–29, откуда видно, что здесь должно разуметь не тех, которые состоят в Церкви и произвольно грешат, а тех, кои отвергли веру, отпали от Церкви и остаются не раскаянными. Православные христиане чрез посредство исповеди очищают себя для принятия Тела и Крови Христовой, а сектанты попирают Сына Божия. не почитая за святыню кровь Нового Завета. Евр. 10:28 . Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,– 29 . то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? 1Ин.3:3 . И всякий, имеющий сию надежду на Него,очищает себя,так как Он чист. 9 . Всякий, рожденный от Бога, не делает греха; потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Примеч . Считая себя рожденными от Бога и не согрешающими, сектанты отвергают таинство покаяния. Этими местами нисколько не уничижается таинство покаяния, ибо здесь выражается та истина, что чадам Божиим прилично исполнять волю Отца своего, выраженную в законе (а воля Его: Ин. 20:21–23 , см. п. IV). Тот, кто грешит, нарушает закон, след. поступает против воли Отца, или еще более, тот делается уже не сыном Божиим, а сыном диавола, к покаянию уже не прибегает, и сбываются над ним слова ап. Павла: Евр. 6:4–6 . Евр. 6:4 . Ибо невозможно, однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5 .И вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6. И отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010