См.: Proclus. Institutio theologica 23–27//The Elements of Theology/ed., transl., comment. E. R. Dodds. Oxford, 1971. P. 26–32. См.: Месяц С. В. Прокл//ПЭ. М., 2020. Т. 58. С. 308. Месяц С. В. Прокл//Античная философия: Энциклопедический словарь/отв. ред. М. А. Солопова. М., 2008. С. 630–631. Как отмечает С. В. Месяц, впервые именно Ямвлих из Халкиды (ок. 245/250 — ок. 326 н. э.) ввёл в неоплатоническую философию термины «неприобщимое» (μθεκτος), «приобщимое» (μετεχμενον) и «приобщающееся» (μετχον), как «описывающие отношение следствий к порождающим их причинам». См.: Месяц С. В. Ямвлих//Античная философия. С. 839.   Proclus. In Platonis Parmenidem 4// Procli philosophi Platonici Opera inedita/ed. V. Cousin. Paris, 1864. P. 839:20 — 840:21.   Proclus. Institutio theologica 64//Op. cit. P. 60.  Ibid. 114//Op. cit. P. 100:18–31.   Месяц С. В. Прокл//ПЭ. М., 2020. Т. 58. С. 309.   Gregorius Palamas. Pro hesychastis III, 2, 24//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 675:26–31. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих (новый перевод)/пер. и коммент. Р. В. Яшунского; сост. О. И. Ласточкин. СПб., 2021. С. 281.  Ibid. III, 2, 25//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 676:9–11; 677:5–8. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих (новый перевод). С. 281–282.  Своё учение о генадах Прокл излагает в «Началах теологии»: Proclus. Institutio theologica 113–165//Op. cit. P. 100–144.   Gregorius Palamas. Pro hesychastis III, 1, 9//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 622–623.  «μφανζει δ ς ν σπτρ τ κεκαθαρμν ν, τ καθ’ αυτν ρατος πρχων· τοιοτον γρ ν σπτρ μορφ· φαινομνη οχ ρται κα σχεδν δνατν στιν ρν τε ν σπτρ κα ατ κατ τατ τ μορφον τ σοπτρον ρν» ( Gregorius Palamas. Pro hesychastis I, 3, 9//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 419:10–14. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих (новый перевод). С. 54–55). Это же место свт. Григорий почти дословно повторяет в «Беседе на Введение Богородицы во храм»: «Является же очищенному уму как бы в зеркале, будучи по Своей природе невидимым; так при отражении в зеркале, сам тот, кто отражается, при этом не бывает видим (видно лишь его изображение в зеркале), и совершенно невозможно в то же самое время видеть лицом к лицу того, кто отражается в зеркале и самое его отражение в зеркале.

http://bogoslov.ru/article/6172777

Автор благодарит за представленные фото историка К. Г. Капкова и внука отца И. Сторожева А. М. Перхурова. Примечания 1 Подробнее см.: Капков К. Г. Царский выбор: Духовный мир императора Николая II и его семьи. Последние священники при царе. Вольная жертва. К 100-летию великомученического подвига царственных страстотерпцев. С. Белянка; М.; Ташкент; Вятка: Летопись, Буквица, 2016. С. 264–266. 2 ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2077. Л. 1–1 об., 2. 3 ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2077. Л. 26 об., 27–27 об. 4 Александра Федоровна (императрица). Последние дневники императрицы Александры Федоровны Романовой : Февр. 1917 г. — 16 июля 1918 г./Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В. А. Козлова и В. М. Хрусталева. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1999. С. 76. 5 Панкратов В. С. С царем в Тобольске. Слово, 1990. 6 Внутренние известия. Семья Романовых в Тобольске. (Корреспонденция «Нового Времени»)//Новое Время. Пг., 1917. 14874. 17 (30) сентября. С. 5. 7 Панкратов В. С. Указ. соч. С. 35–36. 8 Письма царской семьи из заточения/Сост. Е. Е. Алферьев. Джорданвилль, 1974. С. 119–120. 9 Панкратов В. С. Указ. соч. 10 Цит. по: Александра Федоровна (императрица). Последние дневники императрицы Александры Федоровны Романовой. С. 127. 11 Капков К. Г. Указ. соч. С. 344. 12 Жильяр П. Император Николай II и его семья. Петергоф, сентябрь 1915 — Екатеринбург, май 1918 г. Вена, 1921. С. 191–192. 13 Цит. по: Капков К. Г. Указ. соч. С. 348–349. 14 Цит. по: Александра Федоровна (императрица). Последние дневники императрицы Александры Федоровны Романовой. Указ. соч. С. 166. 15 Письмо преосвященного//Известия Екатеринбургской церкви. 1918. 15 (28) августа — 1 (14) сентября. 15. С. 288–289. 16 Гибель царской семьи. Материалы следствия по делу об убийстве царской семьи (август 1918 — февраль 1920)//Сост. Н. Росс. Possev-verlag, V. Gorachek KG, 1987. Документ Справка.  Протоиерей Александр Васильев (1868–1918) Родился в крестьян­ской семье. В 1892 г. рукоположен во иереи. В 1893 г. закончил Санкт-Петербургскую духовную академию и назначен настоятелем церкви при Крестовоздвиженской общине Красного Креста. С 1910 г. преподавал Закон Божий для царских детей. С 1913 г. — протоиерей, с 1914 г. — пресвитер Спасского собора в Зимнем дворце и духовник царской семьи. Расстрелян в Петрограде в 1918 г.

http://e-vestnik.ru/history/duhovniki_za...

10:16. После текста Ис. 52далее, в 53:1, сообщается об отклике людей на услышанное от благовестников, читатели Павла, вероятно, знают продолжение этого текста: Израиль отверг эту радостную весть (53:2,3). 10:17. Еврейские читатели часто задавались вопросом, несут ли язычники, которые не слышали истины, ответственность за то, что не следовали ей. Они пришли к выводу, что язычники могли, по крайней мере,сделать заключение о существовании единого Бога, взирая на окружающий мир природы, а потому должны были оставить идолопоклонство (см. коммент. к Рим. 1:19,20 ). Язычники могли и не слышать вести Христа (10:17), но творение само по себе заставляло их узнать достаточно, чтобы поступать по правде (Пс. 18говорит о свидетельстве творения). Еврейская диаспора обладала большими знаниями, чем были доступныязычникам; зная закон, они имели все основания для веры, и слово о Христе уже начало проникать в большинство центров компактного проживания евреев в Древнем мире. 10:19. Бог обещал в законе возбудить ревность Израиля через другие народы. Израиль отверг Его, предпочтя того, кто не был богом; Бог отвергнет их, предпочтя тех, кто не был народом, – чтобы возбудить в нихревность ( Втор. 32:21 ; ср.: Рим. 11:11,14 ). 10:20,21. Здесь Павел цитирует Ис. 65:1,2 , где говорится о Божьем суде над Израилем (64:8–12), о язычниках, принятых в дом Божий (56:3–8), и о восстановлении Богом национальной самобытности Израиля на основе его верного остатка (65:8,9). 11:1–10 Остаток всегда присутствует «Остаток» не определяется в конкретном исчислении; это просто состояние «некоторой» части Израиля, последовавшей за Иисусом, а не «весь Израиль» (11:26). Некоторые другие еврейские секты, напримерпредставленные в Свитках Мертвого моря, тоже рассматривали себя как единственно верных Богу, в то время, когда весь остальной Израиль отступил от Него. Поскольку ранние христиане верили, что Иисус былМессией, они верили и в то, что отвержение Его равносильно отказу от закона или от пророков и, подобно пророкам, обвиняли свой народ в отступничестве от истинной веры Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

14. Беседы на Деяния апостолов Творения. Т. 9. Кн. 1. С. 5-478. 15. Беседы на Первое и Второе Послания к Тимофею Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 618-836. Особенно: Беседа IX, в которой говорится о пути спасения женщины, о воспитании воздержания. Купить книгу Анны Сапрыкиной  " Материнские заметки "  можно здесь: Рейтинг: 9.5 Голосов: 329 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»  J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus (series Graeca). - Paris: Migne, 1857-1866.  Иоанн Златоуст, свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Изд. Спб Духовной Академии. Спб, 1895-1906. Т.1-12, репринтное издание: М.: «Православная книга» (Т.1-2), «Златоуст» (Т.3-6, кн.1), «Радонеж» (Т.8-12), 1991-2004 гг., с указанием тома, книги, номеров страниц.  О понятиях, с помощью которых святитель описывает обучение, образование, воспитание детей см.: Сапрыкина А.А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста//Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. IV:4(27).  Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей//Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся пед. колледжей и студентов ВУЗов. В двух томах. - Т.1.: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей христианского средневековья/Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И.Варьяш. - М.: АО Аспект Пресс, 1994. - С. 173-195.  Подробнее об этом трактате на русском языке: Сапрыкина А.А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дисс. канд. пед. наук. – М.: ИТИП РАО, 2012; Хлынова И.Л. Трактат «О тщеславии, и как должно родителям воспитывать детей»: проблема авторства//Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. XIV Ежегодная богословская конференция 2004 г.: Материалы. - М.: Издательство ПСТГУ, 2004. - С.26-36.

http://pravoslavie.ru/77199.html

1:7. Как и в Мф. 24:30 , этот стих сочетает в себе тексты Дан. 7 (грядущий на облаках в день Господень; ср. также с Иез. 30:3 ) и Зах. 12 (те, кто пронзил его). Выражение «племена земные» означает распространение образа на другие народы, не только на Израиль (ср.: Зах. 12:12 ), на все человечество; на греческом Востоке жители городов были разделены на кланы (племена). 1:8 . Некоторые греко-римские писатели называли верховное божество «первым», но в Ветхом Завете ( Ис. 41:4 ) и в иудаизме (напр., у ««Иосифа Флавия, Филона, которые адаптировали язык стоиков) уже называли Бога «Первым и Последним». «Альфа и Омега» передает это значение Его имени с помощью первой и последней букв греческого алфавита. (Некоторые иудейские учителя аналогичным образом называли Его »Алеф и Тав«, по первой и последней буквам еврейского алфавита. Кроме того, они называли Бога «истиной», евр. » emet , слово, которое по буквам произносилось следующим образом: " aleph – mem – tav ,соответственно, с называнием первой, средней и последней букв еврейского алфавита, что указывало на вечную природу Бога и Его владычество во все времена.) Грекоязычные евреи часто называли Бога «Всемогущим», или «Вседержителем», как здесь. 1:9–20 Начало откровения 1:9 . Губернаторы разных провинций могли по собственному усмотрению решать, как поступить с осужденным преступником: сослать его на остров, казнить или отдать в рабство. Люди, принадлежавшие к высшим слоям общества, автоматически получали более мягкое наказание, но Иоанн был сослан, но не казнен, как другие (ср.: 2:13), что связано либо с его почтенным возрастом (который иногда принимался во внимание), либо с милосердием местного губернатора. Ссылка была двух видов: deporlatio (депортация, включая конфискацию имущества и лишение гражданских прав) и relegatio (без применения таких мер); первое требовало специального указа императора, второе же было во власти губернатора провинции. Чаще всего римляне ссылали преступников на скалистые острова Эгейского моря, ныне известные как Киклады (в районе Делоса) и Спорады, у берегов Азии, в числе которых находился и остров Патмос (в сорока милях к юго-востоку от Эфеса). Патмос не был необитаемым островом; там находились гимназия и храм Артемиды (богини-покровительницы острова). Поскольку Вавилон был важным местом ссылки вветхозаветных преданиях ( Иез. 1:1 ), ссылка Иоанна ставила его в позицию обличителя – Рим как новый Вавилон (гл. 17, 18; см. коммент. к 14:8).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

13 Рассказчик говорит здесь об участниках экспедиции уже как о Павле и бывших при нем, между тем как до сих пор, и даже в послании Святого Духа к Антиохийской церкви (13:2), первым упоминался Варнава, а Павел назывался его спутником. То обстоятельство, что Иоанн отделился от них, о чем здесь записано очень просто, позднее приведет к некоторым разногласиям (15:36–41). Позже, как явствует из Кол. 4:10,11 и 2Тим. 4:11 (и то, и другое зафиксировано уже после событий, отраженных в этой главе), разделившиеся стороны вновь примирятся. 14 Антиохия Писидийская – один из многих городов, носивших имя Антиохия, и названный так потому, что находился ближе к Писидии, нежели Антиохия в Галатии. 15 Совершенно естественным для начальника синагоги было пригласить странствующего учителя выступить со словом наставления. Однако это вызывает едва ли не соболезнование руководителям данной синагоги, не подозревавшим о том, что выйдет из их простого предложения. Можно подумать, что речь разворачивается вокруг темы переселения народа и избрания. Часто полагают, что в своей проповеди Павел опирался на фрагмент 2Цар. 7:6–16 , хотя данный контекст не нуждается в нем. 16–25 Эта речь адресована не только иудеям, но и язычникам, боящимся Бога, которые также присутствовали на данном синагогальном служении (о «боящихся Бога» см.: коммент. к 10:1–8). Первая и самая продолжительная часть речи посвящена событиям, которые привели к пришествию Мессии. Прежде всего напоминается об избрании Богом Израиля и истреблении народов в земле Ханаанской во благо избранного народа (хотя израильтяне не заслужили этого из–за своего поведения, которое Бог просто терпел [ вариант NIV]). Во второй части говорится о замене царя Саула царем Давидом, избранником Божьим. Третья тема – Иоанн Креститель, представленный со ссылкой на Иисуса. Современный читатель может не заметить потрясающей новизны в том, что Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. Хорошее дело – покаяние, однако иудеи, современники Иоанна, рассматривали крещение как одно из средств обращения в иудаизм; из речи же следовало, что сами иудеи также нуждались в «обращении». Таким образом, «избранному народу» приходилось выбирать: оставаться избранным или быть замещенным. Иудеи почитали Иоанна, и его слава распространилась в широких кругах (см.: Лк. 20:5–7 , где фарисеи не боялись противостоять Иисусу, но ушли от всякого заявления против Иоанна; и Деян. 19:1–7 , где Павел случайно встречается с учениками Иоанна в Эфесе, далеко от Палестины). По этой причине заявление Иоанна о том, что его самого «заместит» некто более великий, нежели он сам, имело огромное значение. Весьма вероятно, что слушатели Павла желали знать об Иоанне больше, чем об Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

116 Meister Eckhart. Predigt 16 b. DW I. S. 266, 10–267, 1. (Майстер Экхарт. Речи наставления. Книга Божественного утешения. О человеке высокого рода. Об отрешенности. Проповеди/Пер., сопр. статья и коммент. М.Ю. Реутина. М., 2010. С. 141. Далее в тексте: Майетер Экхарт. Трактаты. Проповеди.) 118 См. примеч. 89, 90, ч. I. Реутин М.Ю. Толкование Иоанна Экхарта на библейскую книгу «Исход». Предисловие к переводу//Вопр. философии. М., 2010. No 7. С. 117–127. 122 Meister Eckhart. Predigt 22. DW I. S. 376, 9–11. (Maucmep Экхарт. Трактаты. Проповеди. С. 161.) 126 Offenbarungen der Margaretha Ebner. S. 34, 6–16. [Margaretha Ebner und Heinrich von Nordlingen. Ein Beitrag zur Geschichte der deutschen Mystik//Hrsg. von Ph. Strauch. Freiburg (in Br.), TQbingen, 1882.] 127 Offenbarungen der Adelheid Langmann. S. 16, 13–14. (Die Offenbarungen der Adelheid Langmann, Klosterfrau zu Engelthal/Hrsg. von Ph. Strauch. Strassburg; L., 1878.) 128 Meister Eckhart.Predigt 13 a. DW I. S. 226, 7–8. (Maucmep Экхарт. Трактаты. Проповеди. С. 133.) 129 Seuse H.Seuses Leben. I, Кар. 4. Bihlmeyer. S. 16. Вырезав на левой части груди имя «IHS», «запечатлевающее» присутствие Божье в глубине его сердца, Сузо созерцал в сонном видении струящийся от имени всепроникающий свет, чью «мощную красоту» не смогло скрыть покрывало. Запечатление Бога в сердце посредством теонима описано с помощью глагола «gedruken» (вдавливать): «Не смог и не сумел я еще глубже запечатлеть Тебя в своем сердце. О Господи, доверши это Ты, прошу Тебя, и запечатлей Себя еще глубже в глубине моего сердца, изобрази Свое святое имя во мне так прочно, чтобы Ты никогда не ушел из моего сердца». S. 16, 18–22. [Сузо Г. Жизнь Сузо (избранные главы)/Пер. И. Прохоровой//Символ. Журнал христианской культуры, основанный Славянской библиотекой в Париже. Париж; М., 2007. No51. С. 317–318.] 130 О краткой, формульной молитве на Западе см.: Логутова М.Г. Lectio-meditatio-oratio: позднесредневековая монастырская религиозность на примере рукописного молитвенника конца XV в. из собрания Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге//Historia animata. Сб. статей. М., 2004. Ч. 3. С. 96–125; Она же. Опыт исследования позднесредневековой религиозности на примере немецких рукописных молитвенников из собрания РНБ в Санкт-Петербурге//Символ. No 51. С. 379–416; Она же. Рукописные молитвенники из монастырей «нового благочестия» в библиотеке герцога Августа (Вольфенбюттель, Германия)//Мировое древо. М, 2010. Вып. 16. С. 98–126.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

Однако более вероятно, что здесь речь идет о местном культе императора, поскольку этот символ был выбит на пергамских монетах того периода. Местным правителям поклонялись и до римлян; Пергам был одним из первых городов Малой Азии, где построили храм римскому императору (также на цитадели), который стал центром этого культа. Еще один храм, посвященный императору, был построен через десять или двадцать лет после того, как Иоанн написал Откровение; таким образом, популярность этого культа там несомненна. Все граждане должны были исповедовать государственную религию, в противном случае, их подозревали в отсутствии лояльности по отношению к государству; но христиане могли не участвовать в имперскихпраздниках или не есть мясо, которое раздавалось там, а потому в целом вызывали подозрение своим поведением. После того как здесь однажды был замучен христианин, создался прецедент для казни христиан в законном порядке в других провинциях. 2:14,15. Ложные учителя предлагали компромисс с культом императора, исходя из соображений безопасности (26:13). «Валаам» был самым известным языческим пророком в Ветхом Завете и в иудейских преданиях (см. коммент. к Иуд.). Его имя стало нарицательным – как вождя тех, кто стремится к компромиссу, так же как Иезавель в Фиатире (2:20). Оба они претендовали на духовный авторитет и могли, как и иудейская прорицательница Сивилла, использовать свои предсказания, считая себя неотъемлемой частью язычества. Валаам – известная личность в древности; он упоминается и во внебиблейских источниках; считалось, что именно он совратил израильтян, которые стали есть идоложертвенную пищу и вступать в распутные беспорядочные связи с язычниками ( Чис. 25:1–3 ). Другие народы не смогли уничтожить Израиль, но Валаам знал, что если ему удастся побудить их нарушить нравственные нормы и установления, Бог лишит их Своего благословения и предаст суду (см. Иосиф Флавий и Псевдо-Филон; ср.: Чис. 25:68 ). Бог осудил Израиль, но иВалаам со своими корыстными побуждениями лишился жизни ( Чис. 31:8 ; Нав. 13:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Римской империи герм. нации (см. Римско-Германская империя ), просуществовавшей с 962 до 1806 г. Толкователи высказывания ап. Павла: «...тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес 2. 7) - отмечали, что одни св. отцы под «удерживающим» понимали благодать Св. Духа, тайну Божественного домостроительства спасения человека, другие, как, напр., свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In 2 Thessal. 4. 1),- власть совр. апостолу Римской империи, перенося это свойство гос. власти на позднейшие трансформации империи, прежде всего на правосл. царскую власть Византии, либо вообще на законную гос. власть ( Theodoret. In 2 Thessal. 2. 6; Theoph. Bulg. In 2 Thessal. 2. 6-8; Феофан Затворник, свт. Толкование на 2 Фес//Творения: Толкования Посланий ап. Павла. М., 1998р. С. 324-325; см. также в ст. Антихрист ). В то же время толкования видения 4 зверей в Книге пророка Даниила (Дан 7. 2-27) как тех же сменяющих друг друга 4 империй из Дан 2. 31-45 связывают существование последней, Римской империи с воцарением в ней антихриста. Только после свержения антихриста и уничтожения земной государственности в лице Римской империи настанет вечное Царство Божие ( Hieron. In Dan. 7. 2-8, 11, 17-18, 26-27). Лит.: Puchta G. F. Cursus der Institutionen. Lpz., 18565. Bd. 1; Никодим [Милаш], еп. Право. С. 666–698; Рейснер М. А. Государство и верующая личность: Сб. ст. СПб., 1905; Коркунов Н. М. История философии права. СПб.,1908 5; Гумплович Л. Общее учение о государстве/Пер. с нем., вступ. и доп. ст.: И. Н. Неровецкий. СПб., 1910; Суворов. Право. С. 458–506; Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 19133; он же. Религиозно-общественный идеал западного христианства. СПб., 2004. С. 180–218; Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского//Соч.: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 3–545; Мейендорф И., протопр. Церковь и государство//Рус. зарубежье в год 1000-летия Крещения Руси: Сб. М., 1991. С. 281–290; Одинцов М. И. Государство и Церковь: (История взаимоотношений, 1917–1938). М., 1991; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 14–165; Т. 3. С. 5–138; Николин А., свящ. Церковь и государство: История правовых отношений. М., 1997; Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н. И. Матузова. М., 1997; Русская Православная Церковь и право: Коммент. М., 1999; Захаров Н. А. Система русской государственной власти. М., 2002; Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2004. С. 628–683.

http://pravenc.ru/text/166361.html

10. Было бы возможно сказать здесь еще много из богословия святого Иоанна Дамаскина, ибо богатство богопреданного богословия святых отцов неисчерпаемо, но мы не будем дальше распространяться. Ограничимся только напоминанием, что возможно бы было еще говорить о месте Богородицы в небесной " Церкви перворожденных " (D,2), и о ходатайстве Ее за Церковь на земле (С,8,16), и вообще о месте Богоматери во всей Церкви, которая есть Тело Сына Ее, от Которого Пресвятая Мать неотделима ( " ибо нет расстояния между Материю и Сыном " - D,4), а также и о том, как Богородица есть " добротворитель всей природы " и всей твари (А,1; В,2; С,11,16), и еще о том, как Ей поклоняется вся тварь как - " Царице, и Госпоже, и Владычице, и Богоматери, и воистину Богородице " (В,12; С,14). Сколько еще можно было бы сказать о Пресвятой Богородице из богослужений нашей Святой Церкви, в которой столь много гимнов составил именно святой Иоанн Дамаскин! И сколько еще из самой жизни Церкви, из ее вечного и повседневного опыта! Воистину честь, и величание, и слава, и благодать Пресвятой Богоматери в Православной Церкви не кончаются никогда. Ибо " честь, воздаваемая Ей, восходит к воплощенному из Нее Сыну " (ПВ IV,16; В,14). И не только честь, но и все другое, а прежде всего правильная вера (οο-ο) и благочестивое поклонение (ο), имеющее всегда своим центром " великое благочестия таинство " Боговоплощения (ср.: 1Тим.3:16). Ибо вся тайна о Пресвятой Богородице сводится к " тайне Христовой " - тайне " из всего нового самой новой и единственно новой под солнцем " (ПВ III,1; А,2; В,9). Примечания Изд. по: Афанасий (Иевтич), иером. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина//Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. М., 2001. С.173-210. - Изд. 1. См.: Migne, PG 94,789-1228. Дальше мы это творение будем цитировать только как ПВ ( " Точное изложение православной веры " ) с обозначением книги латинским числом и главы - арабскими числами. " Гомилии " же мы будем цитировать сокращенно: А ( " На Рождество Богородицы " ), В ( " На Успение I " ), С ( " На Успение II " ), D ( " На Успение III " ) с обозначением арабскими числами параграфов в нашем издании [т.е.: Богородичные беседы святого Иоанна Дамаскина. Афины, 1970; настоящая статья написана как " Введение " в это издание. С русским переводом Слов на Богородичные праздники прп. Иоанна Дамаскина можно познакомиться в изд.: Творения прп. Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники/Перев. и коммент. свящ. М. Козлова, Д. Афиногенова. М.: Мартис, 1997. 351 с. - Изд.].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010