43:24. Благовонная трость. Благовонный тростник (Acorus calamus) использовался для производства ладана. Это растение с сильным ароматом произрастало в болотистых местах Сирии, а также вывозилось из Индии. 43:24. Тук. Части животного с жиром также приносились в жертву. Ни жир, ни кровь никогда не употреблялись в пищу. Кровь сливалась, а потом ею кропили жертвенник. Жир всегда сжигался на жертвеннике как важная часть жертвы. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Лев. 3:4 . 44:1–5 Раб Израиль 44:2. Jeshurun ( в русском переводе – «возлюбленный Израиль»). В оригинале здесь приводится уменьшительно-ласкательное название Израиля (встречающееся также во Втор. 32:15; 33:5,26 ). Значение этого имени не совсем понятно, но есть предположения, что оно происходит от корня, означающего «честный», «справедливый». 44:5. Напишет рукою своею. Скорее всего, это относится к клейму, которое хозяин ставил своей рукой на руку раба (см.: 49:16). Клейменные или особым образом помеченные рабы были обычным явлением по всему Ближнему Востоку. Так, например, во многие периоды месопотамской истории требовалось, чтобы рабам обривали половину головы. Клеймо на руке также было знаком собственности. Обычно на клейме стояло имя хозяина. Раскопками в Израиле в слоях железного века обнаружено множество ручек от кувшинов, на которых сделаны надписи Г/nlk, «принадлежит царю». 44:6–20 Ничтожество идолов 44:10–14. Кузнец и плотник делают идолов. См. коммент. к Ис. 40:19 . В «Мифе об Эрре и Ишуме» VIII в. до н. э. Мардук говорит об изготовлении своего изваяния. Все начинается с древесины священного дерева, вершина которого достигает небес, а корни уходят в преисподнюю. Подчеркивается важная роль плотника и кузнеца, а также художника – все они достойны хвалы за свое искусство. 44:17,18. Как идолы «оживляются». Древние считали, что идол сам по себе не является божеством, он лишь его представляет. Однако они верили, что дух божий пребывает в истукане, и потому молились ему, как если бы это был сам бог. Изображения богов в Древнем Египте освящались с помощью особого ритуала, известного под названием «открытие уст». Идолы символически наделялись жизнью по аналогии с ритуалом открытия уст, «оживлявшим» мумию. В Месопотамии такой же ритуал совершался при введении священного изваяния в храм. Если по какой-то причине изображение «осквернялось» (напр., при соприкосновении с «нечистым» человеком), эта процедура повторялась. 44:21–28 Искупление Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    2:13,14. Хор небесного воинства противопоставляется земным хорам, прославляющим императора. Правившего тогда императора Августа прославляли за мир, который он принес народам земли. Прием обратного (антитетического) параллелизма («Богу» — «человекам»; «в вышних» — «на земле») показывает, что выражение «в вышних» означает «среди ангельского небесного воинства».     2:15—18. Пастухи, вероятно, проверяли в яслях, не появился ли на свет ягненок. Вифлеем был небольшим городком.     2:19,20. Мария сохранила рассказ пастухов в своем сердце, подобно тому как Иаков запомнил откровение Иосифа в Быт. 37(ср-использование этого идиоматического выражения, напр., в Пс. 118:11; Прит. 6:21;Прем. 8:17).     2:21—40 Младенец и Его свидетели     2:21. См. коммент. к 1:57—59.     2:22—24. Эти стихи отсылают к Исх. 13:2 и Лев. 12:8. Родители Иисуса в точности исполнили предписания закона Моисея. Принесенная ими жертва показывает, что они были бедными людьми (Лев. 12:8). По обычаю, Мария должна была возложить и на голубей, а затем священник должен был поместить их на юго-западный край жертвенника, надломить шею одной птицы жертву за грех, а другую сжечь как жертву всесожжения.     2—25,26. Эта встреча с Симеоном, несомненно, произошла в женском дворе. Грядущее избавление Богом Израиля описывалось как «утешение» (напр.: Ис. 49:13; 51:3; 52:9; 66 " 13). «Святой Дух связывался главным образом с пророчествованием. О лицезрении Божьей «благодати при жизни ср.: Пс. 90:16, Тов. 10и 11:9; иногда в Ветхом Завете Бог шадит праведников, не показывая им грядущих бедствий (напр.: 4 Цар. 22:20).     2:27—32. Молитва Симеона следует образцу ветхозаветного благочестия, представленного, например, в Быт. 46и 49:6, и вызывает в памяти такие пророчества, как Ис. 42и 49:6.     2:33—35. Пророчества в иудаистской и греко-римской традициях часто отличались неопределенностью, и понять, что они предвещают, было легче задним числом, чем в момент их произнесения. Слова Симеона,вероятно, указывают на «камень преткновения» в Ис. 8:14,15 и на грядущее воскресение. «Оружие» предвещает либо горе Марии по поводу страданий И исуса, либо открытие тайны, скрытой в ее сердце; вероятно, первое предпочтительнее (материнская боль может символизировать страдания сына, напр.: Суд. 5:28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

49:23. Емаф и Арпад. Емаф (Хамат) расположен в Центральной Сирии на реке Оронт, примерно в 130 милях к северу от Дамаска. Как показывают тексты из Эблы, история этого торгового и административного центра прослеживается вплоть до 3-го тыс. до н. э. Арпад (Tell Rifaat) был областным центром Северной Сирии и, подобно Емафу, имел длительную историю, свидетельствующую о том, что он играл важную роль вплоть до его завоевания ассирийцами. Оба города часто упоминаются в ассирийских анналах, но к концу VIII в. до н. э. их влияние сошло на нет, а регулярно возникавшие мятежи прекратились. Более полная информация на эту тему приводится в коммент к Ис. 10:9 . 49:27. Чертоги Венадада. Подобно Амврию в Израиле (надпись Меши и ассирийские анналы) или Давиду в Иудее (надпись Азаила из Tell Dan), Венадад ассоциируется с правящей династией Сирии. Хотя никто из царей, правивших на сирийском престоле в VII и VIII вв. до н. э., не носил имя «Венадад», использование имени основателя династии при упоминании страны или ее национального достояния было в древности традиционным явлением. 49:28–33 Пророчество о Кидаре и Асоре 49:28. Кидар. Кидар – одно из северо-аравийских племен. Это название встречается в ассирийских и нововавилонских текстах, что позволяет считать Кидар особо могущественным племенем. Данное упоминание может быть связано с военной кампанией Навуходоносора в Аравии в 599–598 гг. до н. э., и, по-видимому, определяет не только народ, с которым воевала вавилонская армия, но и географические пределы этого похода. 49:28. Царства Асорские. Это название относится к региону обитания племен haserim, а не к городу Асор в Верхней Галилее. На покорение жителей пустыни, упоминаемых в Нав. 15:23–25 , могли быть направлены силы Навуходоносора, стремившегося завоевать и включить в свою империю северные арабские территории. 49:33. Шакалы. У Иеремии выражение «жилище шакалов» обычно означает заброшенное, безлюдное место (см.: 9:11; 10:33; см. также: Пс. 43:20 ; Ис. 34:13 ). Если шакалы станут единственными обитателями этих пустынных мест, следовательно, речь идет о том, что военная кампания Навуходоносора превратит и без того малонаселенные районы в настоящую пустыню. Аналогичные образы встречаются в египетском «Пророчестве Неферти» и в шумерском «Плаче о разрушении Ура». 49:34–39 Пророчество об Эламе

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

27:17. Значение межевых камней. См. коммент. к 19:4. 27:19. Справедливость по отношению к незащищенным членам общества. Важный аспект израильской правовой традиции составляет забота о группах населения, называемых уязвимыми, или бедными: вдовах, сиротах и пришельцах (см.: Исх. 22:22 ; Втор. 10:18,19; 24:17–21 ). В месопотамских сводах законов забота о бедных проявляется уже с середины 3-го тыс. до н. э. и касается главным образом защиты их прав и обеспечения справедливости в судебных делах. 27:20–23. Кровосмешение и содомия. Кровосмешение считалось неприемлемым во многих древних обществах (см., напр., запреты в хеттских законах). Исключение составлял Египет, где кровосмешение было обычным явлением в царском роду (но почти не встречалось за его пределами) и считалось средством укрепления власти и ее сосредоточения в руках царствующей династии. Подобные представления разделяли цари государства Элам. Содомия практиковалась на древнем Ближнем Востоке в ритуальных или магических целях. Примеры содомии встречаются в мифологии Угарита (и, вероятно, воспроизводились жрецами в ритуалах). В правовых материалах эта практика запрещалась (в частности, в хеттских законах). 27:25. Подкуп за убийство невинного. Не совсем ясно, кому адресовано это проклятие, – наемному убийце (в каковом случае перед нами вариант предшествующего стиха), судье или свидетелям, получающим подкуп за обвинение невинного человека в совершении тяжкого преступления и тем самым обрекающим его на смертную казнь (ср.: 3Цар. 21:8–14 ). Искушение принимать взятки подстерегало судей и государственных чиновников во все времена (см.: Прит. 6:35 ; Мих. 7:3 ). В «бюрократических» ситуациях, связанных с попытками конкурирующих сторон перехитрить друг друга, взяточничество превратилось чуть ли не в официально признанное явление (см.: Мих. 3:11 ; Езд. 4:4,5 ). Впрочем, на теоретическом уровне взяточничество осуждалось, и эту проблему пытались решить или, по меньшей мере, сгладить. Так, кодекс Хаммурапи (закон 5) предусматривает суровое наказание (большой штраф и отстранение от должности) судье, изменившему свое решение после получения взятки. Исх. 23запрещает принимать дары и рассматривает искажение истины как преступление против Бога, против слабых и невинных и против всего общества (см.: Ис. 5:23 ; Ам. 5:12 ). 28:1–14 Благословения завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:22. Газа, Геф, Азот. Газа, Геф и Азот – три из пяти филистимских царских городов, расположенных в южной части прибрежной равнины. Азот находится в 3 милях от берега Средиземного моря, к западу от Иерусалима. Он упоминается в угаритских текстах, а раскопки обнаружили здесь значительное поселение позднего бронзового века. Газа расположена примерно в 20 милях к юго-западу от Азота. Город существует здесь и поныне, поэтому широкомасштабные раскопки на этом месте невозможны, но Газа хорошо известна из небиблейских источников этого периода. Несколько более отдаленный от берега Геф, Tell es-Safi, находится в долине Эйла, в 5 милях к западу от Азеки. Раскопки здесь еще не проводились. 12:1–24 Перечисление поверженных царей 12:1. От потока Арнона до горы Ермона. Завоеванная израильтянами область Трансиордании простиралась от реки Арнон (границы между Моавом и царством Сигона) на юге до горы Ермон на севере (см.: Втор. 3:8 ), что составляет около 130 миль. Этот тип географического определения территории соответствует определению Палестины как земли, простирающейся «от Дана до Вирсавии». 12:2,3. Географическая область. Поскольку точное местоположение библейского Есевона пока не выяснено (в Телль-Есван не обнаружены археологические материалы, связанные с периодом завоевания), о нем можно сказать только то, что он находился близ северной оконечности Мертвого моря, на территории Моава (см. коммент. к Чис. 21:25–28 ). Владения Сигона начинались на востоке от Ароера, пограничного города, расположенного на окраине долины Арнон и контролирующего торговый путь через этот регион, охватывали часть Галаада и простирались до реки Иавок. На восточном берегу Иордана Сигон владел землями к северу от Иавока до моря Хиннерефского (Галилейского), а к югу – землями, простирающимися до северо-восточного берега Мертвого моря, в том числе склонами горы Фасги, расположенной напротив Иерихона. 12:4. Рефаим. Рефаимы упоминаются в библейском тексте либо как духи умерших ( Пс. 87:10–12 ; Ис. 26:14 ), либо как коренные жители Васана в Трансиордании ( Быт. 14:5 ; Втор. 3:13 ). Они славились высоким ростом ( Чис. 13:33 ; 2Цар. 21:16 ), но были вытеснены наряду с енакимами и эмимами Моава вторгшимися израильтянами. Царя Ога с его огромным железным одром называют последним из рефаимов, что служит еще одним подтверждением их исчезновения в период завоевания Ханаана израильтянами. Истоки отождествления рефаимов с духами умерших можно обнаружить в угаритских легендах о древних царях и героях (см.: Ис. 14:9 ). Вероятно, причисление рефаимов к народам Трансиордании связано с угаритским преданием об этой земле, а также с божеством или предком-эпонимом Рафой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    8:27. Все иудеи считали, что Бог испытывает сердца людей (3 Цар. 8:39; 1 Пар. 28:9), -представление, неоднократно повторяющееся в Новом Завете, а в некоторых позднейших раввинских текстах встречающеесядаже как Божественный титул («Испытующий сердца»).     8:28—30 Предвечный Божий замысел     8:28. Философы-стоики полагали, что все в мире устроено наилучшим образом — с точки зрения Бога, — хотя никакие других существа (включая богов более низкого ранга) не будут жить вечно. В иудаизме считалось что Бог — Верховный владыка, Который направляет историю к кульминационному моменту, когда Он оправдает Свой народ и вознаградит его за прежние страдания (см. коммент. к 8:18). Для Павла конечный итог, благо этих испытаний состоит в том, что они направлены на воссоздание в верующих образа Христова (8:29).     8:29. Некоторые греческие мыслители говорили об уподоблении божеству, но «образ» (или «подобие», как bNIV) — мысль, наиболее ярко выраженная в еврейских источниках. В иудаизме образ Бога наиболее полно представляла предвечная премудрость (см. коммент. к Кол. 1:15), но еврейские тексты часто говорят об Адаме и всем человечестве как о созданных по образу Божьему (см.: Быт. 1:26,27; ср.: Быт. 5:3). Дети Божьи будут уподоблены первенцу нового творения, новому Адаму (Рим. 5:12—21).     8:30. О предопределении см. в гл. 9. Принцип предопределения («Он предузнал» в 8:29) не отрицает свободного выбора; большинство иудеев принимали как суверенную волю Бога, так и ответственность человека за свой выбор. (Мысль о том, что каждый должен выбрать между этими двумя волями, возникает в эпоху после Нового Завета и основана на греческой логике.)     8:31—39 Всепобеждающая любовь Божья     8:31. В Ветхом Завете часто говорится о том, что Бог «со» Своим народом или «за» Свой народ (Пс. 55:11; 117:6; Ис. 33:21; Иез. 34:30; 36:9); все, кто бросает вызов Его народу, выступают против Него (см.: Ис. 50:8; ср.: 54:17).     8:32. О наследовании всего сущего в грядущем мире см. в коммент. к 4:13; ср. коммент. к 5:17.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

39:6. Магог. См. коммент. к 38:2. 39:9. Сожжение оружия. Тексты, в которых говорится об уничтожении оружия войны, обычно подчеркивают их использование в мирных практических целях. Деревянные части сжигаются в огне (иногда даже обувь и одежда, как в Ис. 9:5 ), а металлические части могут быть использованы в сельском хозяйстве (Ис. 2и Мих. 4:3 ). 39:11. Место для могилы. Место захоронения ( " oberim) Гога не поддается точной идентификации. Исследователи определяют его как «Долину прохожих» или, основываясь на угаритских параллелях, «тех, кто ушел». Гог стремился быть причисленным к великим царям прошлых эпох, и теперь он с ними, потому что все они ушли, умерли. В угаритских текстах упоминаются Рефаимы, которые были существами, обитавшими в преисподней (см. коммент. к Ис. 14:9–11 ). 40:1–48:35 Восстановление храма и возрождение страны 40:1. В десятый день (первого) месяца. Время года обозначено как начало (букв.: «голова года», выражение, сходное с аккадским эквивалентом). Таким образом, это пророчество датируется 10 нисана двадцать пятого года плена или 28 апреля 573 г. до н. э. По израильскому календарю это было время перед Пасхой. В этот день полагалось выбрать ягненка, чтобы заколоть его 14 нисана. 40:3. Льняная вервь и измерительная трость. Льняная веревка похожа на землемерную вервь, упоминающуюся в Зах. 2:1 . По-видимому, ею измеряли большие расстояния. Измерительная трость использовалась для небольших замеров. Некоторые исследователи полагают, что данное описание имеет сходство с изображением на стеле Ур-Намму в шумерском городе Ур. 40:5. Трость в шесть локтей с ладонью. Локоть состоит из шести ладоней, что соответствует примерно 17,6 дюйма, а длинный локоть («локоть с ладонью») соответствует примерно 20,5 дюйма. Таким образом, длина трости измерения составляла шесть длинных локтей, или 10 футов. 40:6. Ворота, обращенные на восток. Через восточные ворота в храм входила слава Господня ( Иез. 43:1–5 ). Слава Бога Израилева покидала храм через те же ворота (10:19). Поскольку храмы обычно ориентированы на восток, это были самые важные ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    1:44. Вифсаида была известна своим рыбным промыслом. Марк говорит, что Симон и Андрей были из Капернаума (1:21,29; 2:1), и археологические раскопки подтверждают уверенность ранних христиан, что дом Петра был в Вифсаиде. Не исключено, что, создав рыболовецкую артель с Иаковом и Иоанном (Мк. 1:19), они ловили рыбу в водах между Капернаумом и Вифсаидой.     1:45. Говоря о Том, Кого предсказывали «закон и пророки» (обычное обозначение Ветхого Завета в иудаизме), Филипп, несомненно, имеет в виду Мессию (напр.: Втор. 18:15—18; Ис. 9; 11; 53).     1:46. Назарет, по-видимому, был патриархальным городом, где строго соблюдались предписания закона; священники в более поздние времена считали его ритуально чистым и нередко переезжали туда. Но Назарет был сравнительно небольшим и незаметным городком, с населением от 600 до 2 тыс. человек. Он находился примерно в 4 милях от крупного города Сепфора, который великолепием своей греческой архитектуры соперничал в еврейской Галилее с Тивериадой (6:23).     1:47. Игра слов, содержащаяся в приветствии Иисуса, построена на образе ветхозаветного Иакова, или «Израиля», в котором было лукавство (Быт. 27:35; 31:26).     1:48. Учителя обычно беседовали с учениками, сидя в тени под деревьями. Но Иисус, называя конкретное дерево, под которым сидел Нафанаил, продемонстрировал поистине сверхъестественное знание (ср.: Сусанна 54, 58). Об этом знании см. в коммент. к 1и 2:24,25.     1:50,51. «Отверстое небо» указывает на великое откровение (напр.: Иез. 1:1). Слова Иисуса вызывают ассоциации с Быт. 28:12: Иисус являет Собой новый путь между небом и землей («лестница Иакова»), по которому восходят и нисходят ангелы; как и Иаков в древности, «чистосердечный израильтянин» Нафанаил (1:47) сможет получить новое откровение.     2:1—11 Первое знамение Иисуса     2:1. «Третий день» здесь не относится к третьему дню недели, поскольку девушки выходили замуж в четвертый день недели (в среду), а вдовы — на пятый; вероятно, это не соответствует счету дней в 1:29,35, 43. Но древние писатели часто использовали прием inclusio, как бы заключая отдельные части своего произведения в «рамки», образованные одинаковыми фразами; возможно, Иоанн упоминает «третий день», чтобы в сочетании со 2связать эту историю (2:1—11) с предсказанием о смерти и воскресении Иисуса (см. коммент. ко 2:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    2:20,21. В ветхозаветные времена избранного на особое служение помазывали елеем (маслом) в буквальном смысле; особенно это касалось священников или царей; «помазание» иносказательно относилось к тем, кто был избран Богом для выполнения конкретных задач. Христианам было предназначено различать истину (см.: 2:27).     2:22,23. Сами по себе эти стихи могут равным образом относиться и к противостоянию иудеев христианам, и к оппозиции сторонников Керинфа христианской вере. Компромисс, вероятно, позволял иудейским верующим остаться в синагогах — тем самым, они могли прямо не участвовать в поклонении императору и избежать угрозы преследования. Тот факт, что лжепророки могли призывать к такому компромиссу (ср.: 4:1—6), понять не трудно (см. введение к Отк.). Керинф, который выступил со своим учением ок. 100 г. н. э., верил, что Христос-Дух сошел на Иисуса, но не может быть отождествлен с Ним. Христианский писатель II в.Ириней также приписывал эту точку зрения многим более поздним «гностикам.     2:24—27. Многие комментаторы утверждают, что «помазание» (ст. 27) есть Дух (ср.: Ин. 14:17,26; Деян. 10:38); другие полагают, что это связано с контекстом, в котором встречается Слово, послание Евангелия. В любом случае это сопряжено с ветхозаветной практикой отделения Богом избранных Им на служение людей, и здесь это распространяется на всех верующих. В Ветхом Завете помазание символически означает посвящение или отделение людей (напр., царей) или объектов (скиния) для священных целей. Окончательное посвящение в этих целях — когда Дух нисходит на людей (Ис. 61:1; ср.: 1 Цар. 10:1,9; 16:13).    2— 3Быть готовыми к Его пришествию    Поскольку читатели Иоанна пребывают в Иисусе (ст. 27), они должны продолжать и далее пребывать в Нем (ст. 28); о пребывании см. в коммент. к Ин. 15:1—8.     2:28. По иудейским преданиям, пришествие Бога для суда над миром будет страшным днем для тех, кто не повиновался Его воле (ср.: AM. 5:18—20).     2:29. В древности никто не сомневался в том, что дети наследуют природу своих отцов. Эта вера укоренилась столь основательно, что многие авторы предостерегали прелюбодействующих, которые могли сами себя выдать, поскольку их образ может быть запечатлен в детях, рожденных от такого союза.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    8:19,20. Их ответ (ст. 19) означает: «Если Он свидетель, то должен явиться в суд»; а они жаловались, что не имеют доступа к гласу Божьему. Иисус отвечает: «Я знаю; в этом и    состоит проблема». «Сокровищница» (ст. 20) находилась рядом с женским двором, где горели факелы (8:12) и в продолжение всего праздника по вечерам устраивались танцы. Сокровищница могла представлять собой как отдельное помещение (8допускает чтение «в сокровищнице»), так и некое вместилище для пожертвований.     8:21,22. Правоверные евреи не одобряли самоубийства; в этом эпизоде они не воспринимают Иисуса как человека особо благочестивого. И снова Иоанн прибегает к иронии: Иисус действительно возвращается к Отцу через Свою смерть на кресте.     8:23. Противопоставление «вышних» (божественной сферы) и «нижних» (смертных) было характерно для еврейской апокалиптической литературы, и смысл этого противопоставления, вероятно, был ясен слушателям, если только они не противились Его вести.     8:24,25. Умереть в грехах, не покаявшись, было пугающей перспективой, потому что после смерти покаяния нет (ср.: Иез. 18:21—32). (По этой причине еврейские учителя увещевали приговоренных к смерти покаяться вгрехах и поверить, что смерть послужит искуплением их грехов.) Иисус, соглашаясь с необходимостью покаяния, подчеркивает, что истинное покаяние должно включать веру в Него.     8:26,27. В соответствии с еврейским законом, посланник наделяется всей полнотой власти тем, кто его послал, и должен в точности исполнять возложенную на него миссию.     8:28,29. Говоря «вознесете» (ср.: 3:14; 12:32), Иисус цитирует Ис. 52по Септуагинте, что в контексте этого пророчества соответствует распятию (Ис. 52— 53:12).     8:30—47 Спор о происхождении     8:30,31. Если в начале многие слушатели Иисуса уверовали, то в конце этого раздела мы видим, что они едва не убили Его (8:59; ср.: Исх. 4:31; 5:21). Читатели Иоанна должны были задуматься над этим рассказом и утвердиться в вере при мысли, что их Господь перенес то, с чем сталкивались и они; некоторые члены «церквей уже переметнулись на сторону врагов и начали предавать христиан, подвергая их гонению (см. коммент. к 1Ин. 6:67—71).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010