Поскольку вода в ст. 38 течет к верующему, а не от него (ст. 39), ст. 37, 38 надлежит читать следующим образом: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, да будет пить. Как сказано в Писании...» (Разночтения обусловлены отсутствием пунктуации в древних рукописях.) Таким образом, ст. 38 гласит, что Иисус как краеугольный камень нового храма и источник живой воды исполняет Писания, читающиеся на празднике (ср.: 19:34; Отк. 22:1).     7:39. В иудаизме того времени преобладало неверие в возможность проявления пророческого действия Духа, однако была жива надежда на обильное излитие Духа в «мессианскую эру или в грядущем мире. В еврейских текстах вода обычно символизировала Тору (закон) или мудрость, но Иоанн следует ветхозаветным образцам, используя воду в качестве символа Духа (Ис. 44:3; Иез. 36:24—27; Иоил. 2:28).     7:40—52 Раскол углубляется     7:40. Называя Иисуса «пророком», люди подразумевают «пророка, подобного Моисею» (см. коммент. к 6:14,15), во времена которого Бог также дал Своему народу живую воду в пустыне.     7:41—44. В противовес тому, что говорили некоторые жители Иерусалима в 7:27, другие называют город, из которого должен произойти Мессия, опираясь на Мих. 5:2; то, что Мессия будет потомком Давида, ни у кого не вызывало сомнений. Хотя Иоанн не приводит родословия Иисуса и не указывает места Его рождения, совпадение сведений, содержащихся у Матфея, Луки и в раннехристианской традиции, получившей распространение уже к началу II в. (в том числе среди язычников, которых допрашивал Адриан), говорит о том, что читатели Иоанна знали о рождении Христа в Вифлееме. Поэтому, вероятно, противники Иисуса в этом эпизоде представлялись им невеждами.     7:45,46. Мудрое и исполненное силы слово высоко ценилось в древности; в ту эпоху слушание хороших ораторов было и развлечением, и формой приобретения знаний (первую из этих функций в современном мире нам заменило телевидение). Служителям, несомненно, приходилось слышать многих учителей, выступавших в храме, но самое большое впечатление на них произвел Иисус.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    14:24. На Галилейском море внезапные бури не были редкостью.     14:25. Четвертая, или последняя, смена стражи, происходила между третьим и шестым часами утра; первая стража начиналась в шесть часов вечера. Иудеи часто подразделяли ночь на три стражи, а римляне — начетыре.     14:26. Вера в призраков, или бесплотных духов, была широко распространена в древности, несмотря на то что представление о призраках противоречило популярному иудейскому учению о воскресении из мертвых.     14:27. Возможно, ответ Иисуса — аллюзия на самораскрытие Бога в Исх.Ис. 43:10, 13: «Я есмь».     14:28—32. Несмотря на то что Петру не удалось долго продержаться на воде, сам факт хождения по воде выделяет его даже среди величайших пророков Ветхого Завета. Хождение по воде могло вызывать в памяти читателей переход Израиля через Чермное море или через Иордан, но это было еще большее чудо. В одном из раввинских преданий (трудно сказать, было ли оно известно уже во времена Иисуса) рассказывается том, что первый израильтянин, переходяЧермное море, начал тонуть в его волнах, нобыл спасен жезлом Моисея, которым тотразделил море. О спасении рукой Иисуса ср.:Пс. 17и 143:7.     14:33. Термин «поклоняться» применялся главным образом по отношению к языческим богам и царям. Хотя этот глагол мог означать падение ниц в знак почтения (напр.:    1 Цар. 24:9; 25:23), его использование дляобозначения восхищения учеников своим учителем необычно даже в историях о чудесах. Древние истории о чудесах (включая евангельские) часто завершались описанием восхваления чудотворца наблюдателями, охваченными благоговейным трепетом.     14:34—36 Исцеления в Геннисарете    Под «краем» одежды Иисуса, несомненно, подразумеваются кисти, которые Он носил как правоверный еврей; см. коммент. к 9:20; ср.: 23:5. В древней литературе пространные повествования нередко чередуются с краткими отчетами, подобными этому фрагменту (ср.: 4:23—25). Земля Геннисаретская — равнина на северо-западном берегу Галилейского моря.     15:1—20 Человеческие предания и Божье Слово

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    19:3. Возглас «радуйся» был не чем иным, как злой насмешкой над Иисусом, восходящей к обычаю приветствовать римского императора — «Аве (радуйся), кесарь!»     19:4—16 Политика берет верх над справедливостью     19:4. В результате допроса Пилат пришел к выводу, что Иисус не виновен (18:35—38). В обычных условиях этот вердикт был окончательным.     19:5. В облачении, имитирующем царские одежды, как и в случае с Агриппой I в Александрии (см. коммент. к 19:2), Иисус предстает перед толпой не как истинный царь, а Как безвредный шут. Титул «Человек» иронически противопоставлен обвинению в том, что Иисус «сделал Себя Сыном Божьим» (19:7); кроме того, это может быть пародийным приветствием царя, вроде «Вот царь!» (контрастирующим с приветствием в начале Евангелия — 1:29).     19:6. Предложение Пилата звучит как насмешка: иудейские власти не имели права приводить в исполнение смертный приговор, а если бы даже имели, то не через распятие, а через побивание камнями.     19:7—9. В Ветхом Завете Мессия (и весь род Давидов) именуется Сыном Божьим (2 Цар. 7:14; Пс. 2:7; 88:28); в широком смысле, сыном Божьим был и весь Израиль (Исх. 4:22; Втор. 8:3; Ос. 11:1). Но даже необоснованные мессианские притязания не рассматривались в иудаизме как преступление, заслуживающее смертной казни, если только лжепророк не призывал к поклонению другим богам. Обвинители Иисуса, таким образом, противоречат собственному толкованию учения закона о Мессии (10:34—36); но, возможно, ирония Иоанна еще глубже: ветхозаветному предсказанию о том, что Сыну Божьему предстоит умереть, поверил только Пилат (ср.: Ис. 53). Пилат подходит к обвинению очень осторожно. Хотя многие странствующие философы, объявлявшие себя сынами богов, не воспринимались всерьез, считалось, что некоторые из них действительно обладают божественной мудростью или могуществом, и Пилат, возможно, опасается оскорбить такого могущественного человека. Некоторые римляне относились к религии цинично, но многие верили в существование богов; учитывая, что репутация еврейских магов была в древности очень высока, Пилат проявляет особую осторожность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ис.63:4–6 . – эти три стиха дают прекрасное раскрытие вышеприведенного образа из них в первом говорится, что под топтанием в точиле разумеется именно день Суда Божия над народами (4 ст.), во втором – что этот суд будет решительным единоборством Победителя с его врагами (5 ст.) и в третьем, – что результаты этой жестокой борьбы будут ужасны для побежденных (6 ст.). Ис.63:4 . ибо день мще­ния – в сердце Моем, и год Мо­их искуплен­ных настал. «Ибо день мщения – в сердце Моем и год Моих искупленных настал», или, как еще яснее в славянском тексте «день бо воздаяния прииде на них, и лето избавления приспе». Совершенно ясно определяется характер победного пришествия Мессии, которое будет днем праведного воздаяния, грозного мщения всем врагам Божиим и вместе годиной искупления, «летом... благоприятным» для всех обратившихся к Нему (ср. Ис.61:2 ; Ис.34:8 ; Ис.59:17 ). Ис.63:5 . Я смотрел, и не было по­мощника; дивил­ся, что не было поддержива­ю­щего; но по­могла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего». Настоящий стих представляет собой почти буквальное повторение одного предыдущего: «И видел (Господь), что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его» ( Ис.59:16 , см. наш коммент.). В качестве дополнительного комментария к ним обоим можно привести еще одно параллельное место из того же пророка: «Я (Господь) смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтобы Я мог спросить их, и они дали ответ» ( Ис.41:28 ). Особенностью данного – 5 ст. по сравнению с указанными параллелями, является то, что в нем говорится о суде Господа над языческими народами, тогда как в последних – о суде над Израилем. Момент этого суда, по смыслу данного образа, антропоморфически сближается с единоборством Мессии против полчищ Его врагов. Ис.63:6 . и по­прал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их». «И попрал Я народы во гневе Моем... и вылил на землю кровь их». Вот страшный, но вполне заслуженный народами финал той схватки, на которую они рискнули выступить против «Сильного» (1 ст.). Об этом наказании враждебных языческих народов пророк Исаия не раз говорил и раньше, особенно близка, напр., следующая параллель: «и притеснителей твоих накормлю собственной их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я – Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» ( Ис.49:26 ; ср. Ис.42:25 ; Ис.51:23 ; Ис.59:17–18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12:10. Притчи пророков. Пророк использует для передачи послания Бога и его разъяснения аналогии и сравнения. Притча, тем самым, может иметь двоякий смысл: на исторических примерах и сценах из повседневной жизни пророк иллюстрирует замысел Бога или Его суд. См., напр., коммент. к Ис. 5:1,2 и притчу Нафана о единственном сокровище бедняка, его овечке, в коммент. ко 2Цар. 12:2–4 . 12:11. Галаад, Галгал. О связи Галаада с восстанием Факея см. коммент. к 6:8,9.0 культовой деятельности в Галгале см. коммент. к 4:15. 12:11. Жертвенники в виде груды камней на незасеянном поле. Груды камней, беспорядочно разбросанные на полях, могут представлять картину разоренных жертвенников. Но поскольку они упоминаются в обвинении, то в данном контексте просто изображают жертвенники, которым нет числа, как грудам камней на межах поля. Одновременно здесь присутствует игра слов: древнееврейское слово gallim, которое переведено как «груды», созвучно названию обоих городов. 12:12. Побег Иакова. Осия снова возвращается к теме, затронутой в начале гл. 12, используя события из жизни Иакова как прообраз грядущих бедствий Израиля и последующего избавления от них. Подобно тому, как Иаков был вынужден бежать из Палестины в Харран, опасаясь гнева Исава (см. коммент. к Быт. 27,28 ), так и Израиль будет вынужден снова поселиться в кущах ( Ос. 12:9 ). Однако новая жизнь, обретенная Иаковом/Израилем в Месопотамии, приводит его обратно в Палестину, и он становится родоначальником израильского народа. 13:1–16 Гнев Божий 13:2. Искусство изготовления истуканов. См. коммент. к Суд. 17:3 ; Ис. 40:19; 44:17,18 , где обсуждается техника изготовления скульптурных изображений богов на Ближнем Востоке в древности. Приобретение навыков изготовления истуканов является для Осии еще одним примером склонности израильтян к синкретизму и почитанию ложных богов. 13:2. Целуйте тельцов. На «Черном обелиске» Салманасара III изображен израильский царь Ииуй, который целует землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» члены собрания богов целуют ноги Мардука после того, как он сам назначил себя главой пантеона. Ритуальный поцелуй был выражением повиновения царям и богам. Аналогичным образом, целование ног истукана означало почтение, повиновение и преданность. В письмах из Мари правитель города Терка Кибри-Даган советует Зимри-Лиму, царю Мари, придти в Терку и поцеловать ноги статуи бога Дагона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    9— 10Ложная праведность Израиля    Почему весь Израиль, кроме верного остатка, так часто предавал Бога в Ветхом Завете? Потому что они пытались исполнить закон с чисто человеческих позиций (см. коммент. к 9:29), вместо того чтобы довериться Богу, Который преобразует сердца. Хотя термин «вера» редко встречается в переводах Ветхого Завета (Павел уже использовал большинство ссылок в 1и 4:3), Павел верит, что это понятие пронизывает весь Ветхий Завет, где народ Божий должен откликаться сердцем на благодать Божью.     9:30—32. Держась за закон, Израиль поступал верно, но он упустил его главный смысл, подчеркивая человеческие заслуги, а не веру (см. коммент. к 9:29) — главное содержание и назначение закона (3:21,31).Эти два подхода к закону (верный и ошибочный) представляются важными доводами в аргументации Павла (3:27; 8:2; 10:5—8).     9:33. Здесь Павел применяет характерный для еврейской практики толкования прием сочетания текстов (Ис. 8:14; 28:16). Поскольку Ис. 28:16, вероятно, снова указывает на Ис. 8:14, соединение Павлом этих двух текстов вполне правомерно, хотя, возможно, только еврейские читатели смогли уловить его аллюзию. Речь о том, что тот же самый камень, о который споткнулся Израиль (Ис. 8:14, где также говорится о камне как о камне освящения), может служить спасением для тех, кто верит (Ис. 28:16).     10:1,2. Еврейская литература того периода часто восхваляет ревностное соблюдение закона — вплоть до насилия по отношению к тем, кто хотел ограничить сферу его действия.     10:3,4. О праведности Бога см. в коммент. к 1:17. «Конец закона» может означать «цель» или высшее его проявление.     10:5—10 Два подхода к праведности     10:5. Один подход основан на особом прочтении иудеями текста Лев. 18:5: исполняющие заповеди заслуживают вечной жизни. (Эта точка зрения появляется в еврейских текстах наряду с представлением о том, что Бог избрал к спасению весь Израиль.) Этот род праведности был недоступен язычникам без многолетнего изучения закона. В Рим. 1—3 Павел утверждает, что подобная праведность не является действенной (см. коммент. к 9:30—32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

17:18. Ручательство. См. коммент. к 6:1. 18:18. Жребий прекращает споры. См. коммент. к 1Цар. 14:40–43 и Нав. 7:14–18 об использовании жребия для определения истины в какой-то конкретной ситуации. С одной стороны, жребии использовались, когда требовалось выбрать случайное решение (как в случае подбрасывания монеты). С другой стороны, вопреки этому считалось, что Бог контролирует бросание жребия (см.: 16:33). 19:12. Сравнение царя со львом. В аккадской литературе уже в 3-м тыс. до н. э. царь (Саргон) уподобляется рыкающему льву. 20:8. Роль царя. Одной из главных обязанностей царя было вершить справедливость с высоты своего престола (ср.: 2Цар. 15:2–6 , где говорится о проблемах, возникших из-за нежелания Давида заниматься этим делом, и 3Цар. 3:16–28 , где говорится о мудром правлении Соломона). Несмотря на постоянно повторяющееся в «Наставлениях Аменемопе» утверждение, что справедливость – это «дар богов», за этим скрывается мысль, что царь как представитель богов является выразителем их воли. Вот почему Ахикар, ассирийский мудрец, утверждает, что «язык правителя мягок, но он может сокрушить кости дракона». 20:16. Залог. Закон о принятии одежды в залог содержится в Исх. 22:26,27 и Втор. 24:10–13 (см. соответствующие коммент.). Осуждение небрежного отношения к одежде, взятой в залог, выражено в Ам. 2и в надписи из Yavneh Yam. Эта притча касается тех, чья репутация либо неизвестна, либо сомнительна. По существу, это предупреждение кредитору не быть излишне мягким, иначе он рискует потерять свои средства (ср.: Прит. 27:13 ). 20:23. Гири и весы. См. коммент. к 11:1. 20:26. Колесо. См. коммент. к Ис. 28о молотильных санях с колесами. Этот тип саней (драп " agalah) без камней и металлических зубьев, характерных для morag (плоских саней), не повреждал зерно так сильно, поэтому после молотьбы требовалось отделять мякину от зерна посредством веяния. 21:2. Господь взвешивает сердца. Согласно религиозным верованиям египтян, мертвый должен был предстать перед окончательным судом богов. Тот, бог, ведавший записями, фиксировал ответы тех, чье дело исследовалось, в то время как сердце умершего взвешивалось на весах с помощью пера, которое символизировало истину. Если ответы были правильными и сердце не перевешивало пера, тогда душа допускалась в обитель Осириса и жила там вечно. В противном случае ей угрожало истребление, поскольку бог Себек, чудовище с головой крокодила, пожирал душу. «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» содержат заклинания и перечень правильных ответов, которые должны даваться в ходе «последнего разбирательства». В израильском мышлении тоже присутствуют подобного рода образы: Бог изображается как взвешивающий «сердце» – вместилище разума, определяющего склонность человека к добру или к злу (см.: Еккл. 3:17 ; Иер. 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

36:5. Поведение Эдома. См. коммент. К 35:5. 36:25. Окропление чистой водой. Хотя окропление водой для очищения было частью ритуального омовения, который совершали священники, выражение «чистая вода» нигде больше в Ветхом Завете не используется. 36:26. Метафоры. Сердце, как считалось, отвечает за рассудок и волю человека, его побуждения и намерения. Более подробную информацию о каменном, или тяжелом, сердце см. в коммент. к 11:19; Ис. 6:9,10 и Исх. 8:11 . 37:1–28 Поле, полное костей 37:1. Вывел и поставил. О перемещении в видении см. коммент. к 8:3. 37:1. Поле, полное костей. Поле, изобилующее костями, – метафора, указывающая на великое бедствие. Описание множества тел, которые не были преданы должным образом земле, напоминает описание батальных сцен, известных с самых древних времен месопотамской и египетской истории. В подобных выражениях описывается уничтожение врагов и в ассирийских анналах. Одним из типичных проклятий на древнем Ближнем Востоке была угроза оставления мертвого тела под открытым небом. 37:12,13. Концепция воскресения на Ближнем Востоке в древности. В отдельных странах Ближнего Востока в древности существовала концепция воскресения. Так, египтяне верили, что некоторые умершие восстанут из мертвых, как звезды, и займут свое место на небе. Однако, в целом, единственное представление о воскресении в мировоззрении древних людей связывалось с возможностью вызывать духов умерших и с пробуждением богов плодородия в природных циклах. Боги умирали ежегодно в конце сельскохозяйственного цикла и «зимовали» в преисподней. Они ритуально пробуждались весной. Но все это не имеет никакого отношения к богословскому учению о воскресении из мертвых. Случайные «оживления» или указания на национальное возрождение, как в данном тексте, не связаны с концепцией воскресения. См. коммент. к Ис. 26:19 . Некоторые исследователи полагают, что Иезекииль представляет здесь восточные воззрения. В зороастризме был обычай оставлять тела умерших непогребенными в надежде на то, что в один прекрасный день они оживут. Однако распространение персидской культуры и воззрений относится к более позднему времени – спустя несколько десятилетий после Иезекииля, а становление зороастризма в Персидской империи произошло лишь в конце VI в. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    22:26. В древности статус человека часто определялся возрастом; самый молодой заслуживал наименьшего уважения. Раб был всегда бесправным и не имел никакого социального статуса по сравнению со своим господином (независимо оттого, какое положение занимали рабы по отношению к крестьянам и другим людям, которые находились на более низкой социальной ступени по сравнению со своими господами).     22:27. Рабы и слуги прислуживали господам за столом. «Возлежание» — обычная греческая поза за едой, которую палестинские евреи переняли у них для торжественных трапез.     22:28—30. В еврейской литературе Царство часто изображалось как время, когда Израиль будет приглашен на пир, приготовленный для него; традиционное ожидание евреев, связанное с грядущим Царством, -восстановление потерянных колен Израиля. Те, кто «судил» Израиль в Ветхом Завете, властвовали над ним.     22:31—38 Накануне отречения     22:31,32. Пшеница просеивалась для очищения от посторонних примесей; см. об этом образе у Амоса (9:9). О веянии пшеницы для удаления плевел см. в коммент. к Мф. 3:12. Упоминаемое здесь требование «сатаны, вероятно, основано на Иов. 1:6—12 и 2:1—6, где сатана пытается обвинить Иова перед небесным судом (евр. слово «сатана» означает «противник», т. е. обвинитель).     22:33,34. В древних источниках пение петуха обычно считается верным признаком наступления рассвета (см. напр.: Апулей, «Метаморфозы», 2.26; 3 Мак. 5:23; Вавилонский Талмуд Berakot 60b). Но некоторые комментаторы отмечают, что в Палестине ночное пение петуха может периодически повторяться в течение ночных страж, начиная с половины первого ночи; второе пение раздается обычно около половины второгоночи. В любом случае здесь речь идет о том, что отречение неотвратимо.     22:35. См. коммент. к 9:3.     22:36—38. Упоминая о мече, Иисус не призывает к насилию, в отличие от зилотов (ср.: Псевдо-Фокилид, 32—34; Фокилид — греческий поэт VI в. до н. э.). Иисус призывает к временному и символическому акту — двух мечей достаточно (ст. 38), чтобы Его можно было обвинить в мятежных намерениях и, следовательно, «причесть к злодеям» в соответствии с Ис. 53:12. (О «мессианском аспекте Ис. 53 ом. в коммент. к Мф. 12:15—18.) Без верхней одежды ночью человек мог замерзнуть и простудиться, но Иисус говорит, что это лучше, чем если ученики окажутся невооруженными в предстоящем конфликте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    26:28. В    Ветхом Завете договор скреплялся кровью жертвы. Бог вызволил Свой народ из египетского рабства кровью пасхального агнца. «За многих» — здесь, вероятно, аллюзия на Ис. 53 (см. коммент. к Мф. 20:28). В пасхальном ритуале чаша получала истолкование, но никогда не интерпретировалась как кровь, потому что иудейский закон и обычай запрещали пить кровь — особенно человеческую кровь.     26:29. Обет воздержания был обычным в палестинском иудаизме: «Не буду есть того-то и того-то, пока это не произойдет» или «даю обет, что не буду использовать это, пока не произойдет то-то и то-то». Иисус дает обет не пить вина доколе не придет «Царство, и Он, очевидно, отказался от четвертой чаши. В иудейских преданиях наступление Царства обычно отмечается пиром (на основании таких текстов, как Ис. 25:6), когда бесконечный поток вина — плодов виноградной лозы — потечет в изобилии, как сказано в Библии (ср.: Ам. 9:13,14).     26:30. После трапезы, как правило, поочередно воспевали благодарственные гимны (Hallel, Пс. 112—117).Путь до Елеонской горы занимал около пятнадцати минут.    26:31—46 Другие предатели    См. коммент. к Мк. 14:27—42.     26:31,32. «Соблазнитесь» — см. в коммент. к 18:6. Зах. 13(цитата о пастыре) не относится к несомненным мессианским текстам (в Зах. 13:1—9 говорится о поражении лжепророков Божьим судом, в соответствии сВтор. 13:1—11; ср.: Зах. 10:2; 11:3,15—17), но, разумеется, принцип рассеяния овец после поражения пастыря приложим и к Божественному пастырю (Мф. 25:32; ср.: 18:12—14).     26:33—35. В древних источниках пение петуха всегда считается надежным признаком наступления рассвета, и ночные стражи, пастухи и все, кто просыпался ночью, непременно слышали пение петуха, которое, в зависимости от времени года, звучало между половиной двенадцатого ночи и половиной четвертого утра. Здесь оно указывает на неотвратимость отречения.     26:36. Они могли прийти в Гефсиманию между десятью и одиннадцатью часами вечера (глубокой ночью, по местным понятиям). В Гефсимании, вероятно, была оливковая роща или давильня для маслин (само название «Гефсимания» означает «масличный пресс»). Гефсимания была расположена на западном склоне или у подножия Елеонской, или Масличной, горы и обращена в сторону Иерусалима. Поскольку пасхальную ночь полагалось проводить в пределах Иерусалима, которые не включали Вифанию, они не собирались возвращаться этой ночью вВифанию(21:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010