24:10. Приправы. ( В русском переводе это слово опущено.) В вавилонских рецептах XVIII в. до н. э. для приготовления мяса использовались наряду с солью обычный лук, лук-порей, мята и чеснок. Повара добавляли для придания блюду особого вкуса анис, кориандр, тмин и укроп. В метафорическом смысле такое хорошо приготовленное мясо может быть символом подготовки тела к захоронению. 24:10. Перегорелые кости. Мясо готовится так долго, что оно должно отойти от костей. Кости затем вынимались, разбивались, а костный мозг перемешивался с другими ингредиентами и опускался в бульон, что придавало ему особый вкус. После процеживания бульона на дне котла оставалась масса перегорелых костей, которые в пищу не употребляются, их выбрасывают на помойку или рассеивают (ср.: Иез. 22:15 ). Эта метафора описывает процесс очищения или уничтожения. 24:17. Траурные обряды. Относительно других траурных обрядов см. коммент. к Лев. 19:28 и Втор. 14:1,2 . Как и Иеремии ( Иер. 16:5–7 ), Иезекиилю дано повеление не участвовать в обычных траурных ритуалах. Он должен обвязать себя праздничной повязкой и носить обувь как будто ничего не произошло. 25:1–7 Пророчество о судьбе Аммона 25:1. Пророчества о судьбе соседних народов. См. коммент. к Иер. 46:1 . 25:2. Аммонитяне в VI в. до н. э. Хотя Аммон вполне мог насмехаться над судьбой Иерусалима, его осадой и разрушением (см.: Иез. 21:28 ), случилось так, что в конце концов Навуходоносор направил свои войска и против этого трансиорданского государства. По данным Геродота, военная кампания против Аммона имела место в 582 г. до н. э. и привела к полному опустошению этого региона. Однако обнаружение оттисков печатей, относящихся к персидской эпохе, поставило под сомнение сколько-нибудь значительную депортацию населения. Печати свидетельствуют о непрерывности культурного развития и политической стабильности Аммона вплоть до IV в. до н. э. См. коммент. к Иер. 49:2 . 25:4. Сыны Востока. Как и в Иер. 49:28 , это кочевое племя связываютс народами, обитавшими в Мадиамской пустыне (см.: Суд. 6:3 ). Их караваны перевозили товары из различных районов Трансиордании и Палестины, и они постоянно становились объектом грабительских планов завоевателей ( Ис. 11:14 ). В данном случае, однако, говорится о том, что эти племена поселятся на землях аммонитян. Это напоминает египетское «Видение Неферти», в котором также упоминаются «орды пустынных племен», которые устроились на жительство в районах, где прежде были селения египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

26:4. Пребывать в доме Господнем. См. коммент, к 22:6. 28:1. Сходство с угаритским гимном. Этот псалом, как никакой другой, обнаруживает тесную связь с угаритской литературой. Бытующая среди исследователей точка зрения заходит так далеко, что объявляет этот псалом финикийским (хананейским) гимном, который был адаптирован для включения в древнееврейский религиозный корпус. Отмечают, что все упоминающиеся в этом псалме географические названия – сирийские (ст. 6–8), а представленные в нем понятия, идеи и даже грамматические конструкции характерны скорее для угаритских текстов, чем для Ветхого Завета. Однако, несмотря на достаточные основания признать наличие в этом псалме хананейских элементов, мы не располагаем какими-либо доказательствами его хананейского происхождения. Все особенности, которые были определены как хананейские по природе, встречаются и в другом, отчетливо выраженном израильском контексте, что лишний раз подтверждает общность древнееврейского и хананейского языка и культуры. Возможно, псалмопевец использует этот псалом, чтобы придать Яхве ряд свойственных Ваалу атрибутов – не столько ради отрицания Ваала, сколько ради превознесения Яхве и провозглашения Его славы. С другой стороны, нет ничего необычного и в том, что псалмопевец избрал в качестве образца хананейский псалом, перенеся хвалу с Ваала на Яхве. 28:1. Сыны Божий. В хананейской мифологии «сыны бога» были божествами низшего порядка, подчинявшимися Элу, верховному богу. В Ветхом Завете это определение относится к ангелам, которые собирались вокруг небесного престола Яхве (см.: 88:8; 102:20; 146:1; 3Цар. 22:19 ; Ис. 6:2 ; Иов. 1:6; 2:1 ). 28:3. Возгремел. В древней литературе Ближнего Востока часто упоминаются боги бури, чьи голоса слышатся в раскатах грома. Среди них Ваал в угаритских источниках и в текстах из Амарны, а также Адад в аккадских текстах. Подобные образы характерны и для описания Яхве (см. коммент. к 7:13). 28:5,6. Сокрушает кедры. В угаритском мифе о дворце Ваала восшествию этого бога на престол предшествуют раскаты грома, которые вызывают землетрясение, заставившее покачнуться горные вершины. Далее Ваал изображается с кедром в правой руке, причем это могучее дерево служит ему оружием. В «Гимне Мардуку» говорится, что громоподобный голос этого бога вызывает землетрясение. Его слово подобно потопу, который вырывает деревья из земли. Считается, что древнееврейское слово, переведенное как «скакать», обозначает некое стремительное движение, однако более вероятно, что так описывалось волнообразно движущееся стадо овец или коз (см. коммент. ко 2Цар. 6:14–21 ). Этот образ как нельзя лучше подходит для описания вздымающейся во время землетрясения земной поверхности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    1:26,27. Поскольку Иосиф происходил из рода Давидова, то Иисус, как его законный сын, принадлежал к царской династии Давида. В иудаизме «дева» — молодая девушка четырнадцати лет или моложе. НазываяМарию «девой», Лука также указывает на то, что у нее не было половых связей с мужчиной (1:34,35). Назарет в то время был небольшой деревушкой с населением от 600 до 2 тыс. человек. О Гаврииле см. в коммент. к 1:19.     1:28,29. Бог часто вселял бодрость в Своих слуг, говоря, что Он с ними (напр.: Иер. 1:8). При встрече люди обычно приветствовали друг друга (напр.: «радуйтесь»), но официальное и общественное положение требовало специальной формы приветствия. Будучи совсем юной (возможно, двенадцати-четырнадцати лет) и незамужней женщиной,    Мария фактически не занимала никакого положения в обществе. Такие приветствия («благословенная»), а также обетования «Господь с тобою») не были приняты в обществе, даже по отношению к высокопоставленным особам.     1—30. фраза «не бойся» (ср.: 1:13) характерна и для ветхозаветных откровений (напр.: Нав. 1:9; Суд. 6:23; Иер. 1:8; Дан. 10:12; ср.: Быт. 15:1).    Мария здесь включается в число тех кто приобрел особое расположение Бога (Быт. 6:8; 19:16,19; Исх. 33:13).     1:31. Этот стих следует образцу ветхозаветной вести о чудесном рождении, особенно пророчеству о рождении Еммануила в Ис. 7(об этом см. в коммент. К Мф. 1:23).     1:32,33. Язык этих стихов восходит ко 2 Цар. 7:12—16, отождествляя будущего сына Марии с «Богом крепким», «Мессией из Ис. 9:6,7 («Бог крепкий», или «сильный», — несомненно, божественный титул; ср.: Ис. 10:21). О вечном Царстве ср. также: Дан. 2:44; 4:3; 6:26; 7:14.     1:34,35. В иудаистской традиции «сень» — символ присутствия Бога среди Своего народа.     1:36,37. Смысл сказанного здесь в том, что Бог, Который совершил для Елисаветы то же, что и для Сарры, может совершить все что пожелает. Ср.: Быт. 18(о рождении ребенка Саррой); Мария обладала болеесильной верой, чем ее древняя предшественница (Быт. 18:12—15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

38:13. Купцы фарсисские. В данном контексте купцами фарсисскими, по-видимому, названы торговцы, чьи караваны курсировали по Аравийской пустыне до Савы и Дедана и далее к Средиземному морю. 38:14. Гог. См. коммент. к 38:2. 38:19. Землетрясения в Израиле. Под «великим потрясением», по-видимому, подразумеваются космические катаклизмы, подобные тем, что описаны в Исх. 19 ; Суд. 5:4,5 ; Ис. 30:27,28 ; Авв. 3:3–7 и Пс. 67:9,10 и 113 (см. коммент. к 1Цар. 14:15 ). Сходные образы встречаются и в анналах ассирийского царя Асархаддона. Левант был сейсмической зоной, где землетрясения не были редкостью, но Израиль расположен на окраине зоны, центр которой находится в Малой Азии. Известно, что землетрясения имели место в 760-м и в 31 гг. до н. э., а в христианскую эпоху землетрясения происходили в этом регионе с частотой один раз в столетие. 38:22. Каменный град, огонь и сера. Град как инструмент божественного суда в победных реляциях не редкость. В послании своему богу (Ашшуру) ассирийский царь Саргон сообщает, что в военной кампании против Урарту (714 г. до н. э.) бог Адад сбросил на врагов «камни с неба», благодаря чему они были уничтожены. В этой битве участвовали войска союзников, которые бежали по горным ущельям и долинам, преследуемые Саргоном, пока, наконец, вражеский царь не спрятался в своих скалах. Сера – это желтое кристаллическое вещество, которое возгорается на воздухе и часто встречается в вулканических областях. Она непосредственно не связана с каменным градом, если не считать того, что оба явления представляют стихийные бедствия, которые должны обрушиться на эту область. 39:1. Гог. См. коммент. к 38:1. 39:4. На съедение хищным птицам и зверям. Худшим из проклятий была угроза лишения погребения и оставления тела под открытым небом на растерзание диким зверям. Поскольку в еврейском мышлении тело и душа составляли единое целое, смерть не рассматривалась как разделение этих двух сущностей. Таким образом, тот, кто оставался непогребенным, считался осознающим (в определенной мере) свою судьбу. На Ближнем Востоке в древности считалось, что те, кого не похоронили, не находили покоя до тех пор, пока этот обряд не совершался надлежащим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:15–17. Как и христианство, иудаизм связывал богодухновенность Писания со «Святым Духом», Который большинством древних иудеев воспринимался как Дух «пророчества. Автор Евр. возвращается здесь кпредшествующим текстам ( Евр. 8:8–12 ), которые разъяснялись с помощью ветхозаветных текстов ( Иер. 31–34 ), – это обычная практика истолкования ранее процитированных отрывков. 10:18. Если новый завет (8:6–13) включает в себя прощение грехов и грехи больше не вспоминаются (8:12; 10:17), то уже нет и нужды в «искупительной жертве за них. Автор Евр. не обращается к образу приношений за грех или жертвы повинности в будущем идеальном храме Иезекииля ( Иез. 40:39; 42:13; 43:18–27; 44:29 ), он истолковывает это символически, имея в виду совершенную жертву смерти Христа ( Ис. 53 и др.). 10:19–25 Новое поклонение 10:19,20. Святилище было предназначено для служения священников, но в святая святых, которое, вероятно, имеется здесь в виду, доступ был открыт только первосвященнику, и даже он мог входить туда только раз в год. Но Иисус, предтеча (6:20; ср.: 2:10; 5:9), освятил небесное святилище (9:23–28), так что Его последователи могут присоединиться к Нему в присутствии Бога (ср. коммент. к Отк. 21:16 ). Завеса (см. коммент, к 6:20; ср.: Мк. 15:38 ) отделяла даже священников от присутствия Бога в святая святых, но теперь верующие в Иисуса получили полный и совершенный доступ в присутствие Бога ( Евр. 4:16 ). ПребываниеБога среди Своего народа в скинии указывало на личные взаимоотношения с Ним тех, кто искал Его ( Исх. 33:11 ), несмотря на некоторые ограничения ( Исх. 33:23; 34:30–35 ). 10:21. Это указание на превосходство Иисуса перед Моисеем ( Чис. 12:7 ); см. коммент. к Евр. 3:6 . 10:22. «Приступаем» – в Ветхом Завете это язык жертвоприношений или нравственных наставлений; здесь это слово означает вхождение в присутствие Бога (10:19,20) и установление взаимоотношений с Богом(7:19,25) через Иисуса, великого Первосвященника. «Кроплением очистивши сердца» (9:13; см., напр.: Лев. 14:7 ; ср.: Исх. 24:8 , текст, процитированный в Евр. 9:19,20 ) и «омывши тело» – это образы, связанные с левитским служением, но автор здесь имеет в виду духовное очищение ( Иез. 36:25–29 ). Автор Евр., как и многие другие иудейские писатели «диаспоры, говорит о необходимости и внутреннего, и внешнегоочищения; но здесь начинается с очищения телесного (в греч. тексте употреблен глагол в настоящем времени), что относится к «крещению. «Язычников, обращаемых в иудаизм, крестили, чтобы очистить от языческой скверны; членство в «Кумранской общине требовало крещения (как самого первого из многих омовений) во избавление от распространенной в мире скверны; христиане крестили новообращенных во свидетельство вступления в новую жизнь. Символическое значение христианского крещения не ускользнуло от внимания иудейских наблюдателей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

    8:9. Большинство иудеев не претендовало на обладание Духом; они считали, что Дух явит Свое присутствие только в конце времен. После пришествия Мессии все те, кто поистине принадлежит к Божьему народу,ощутят в себе действие Духа (ср.: Ис. 44:3; 59:21; Иез. 39:29).     8:10. Как и греки, евреи в этот период обычно разделяли душу и тело — с той разницей, что для евреев это различие вступало в силу только после смерти. Но Павел говорит здесь не о том, что (человеческий) «дух жив», а о том, что «Дух есть жизнь». Таким образом, Павел имеет в виду, что если над плотью все еще довлеет смертный приговор, то Дух, Который пребывает в верующих, в конце концов, воскресит их тела (8:11).     8:11. Евреи верили, что Бог воскресит мертвых в конце времен. Опираясь на это учение, Павел делает всего лишь один шаг вперед: Бог воскресил Иисуса, и это верный знак того, что в назначенный час будут воскрешены и другие.     8:12—17 Водимые Духом    Евреи рассматривали свое избавление из египетского рабства как первое искупление, и ожидали пришествия Мессии как нового исхода, когда Бог совершит акт окончательного спасения. Эти надежды опирались на предсказания пророков, которые изображали грядущее спасение в образах исхода из Египта (напр.: Ос. 11:1,5,11).     8:12,13. Живущие по плоти (плотские создания, рассчитывающие только на себя) умрут, а те, кто живет эсхатологическим Духом (Духом, которым, согласно большинству течений в иудаизме и по представлениям ветхозаветных пророков, характеризуется жизнь грядущего века), будут воскрешены Им; см. коммент. к 8:1—11 и 8:10,11.     8:14. Авторы Ветхого Завета часто обращались к истории о том, как Бог «вел» Свой народ в пустыне (Исх. 15:13; Втор. 3:2; Пс. 76:21; 77:52; 105:9; 135:16; Иер. 2:6,17; Ос. 11:4; Ам. 2:10; о новом исходе см.: Ис. 48:20,21;Иер. 23:7,8) и назвал израильтян Своими «сыновьями», или «детьми», когда избавил их от оков египетского рабства (Исх. 4:22; Втор. 14:1; 32:5,18—20; Пс. 28:2; Ис. 1:2,4; 43:6; 45:11; 63:8; Иер. 3:19,22; Ос. 1:10; 11:1,10). И на языке религии, и на языке истории водительство Бога связывается с Его Духом (Неем. 9:20; Пс. 142:10; Ис. 63:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

257 Здесь проявляется ригоризм Тертуллиана-монтаниста. 258 Ср.: Быт. 1:28. 259 Интерполяция, по мнению Кройманна. 260 См.: Быт. 1:28. 261 См.: Исх. 20:14. 262 См.: Исх. 20:17. 263 Ср.: Лее. 20:11—12, 14, 17, 19—21. 264 Ср.: Лев. 20:13. 265 Ср.: Лев. 20:15—16. 266 Т. е. согласно монтанистам. 267 Is colliget, qui sparsit. Ср.: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни (tempus spargendi lapides et tempus colligendi), время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл. 3:5). 268 В Библии нет соответствия этому пассажу (ср.: Мф. 3:10; Лк. 13:6—9). О любви Тертуллиана к примерам, заимствованным из сельского хозяйства (выше он сравнивал Маркионова бога с несуразным крестьянином, орошающим землю, которая не приносит плода, Tert. Adv. Marc., 1,28,4; см.: Tert. Adv. Marc., II, 4,2), см.: Тертуллиан. Апсшогетик. К Ска-пуле Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина. СПб., 2005. С. 205—207, прим. 163. 269 В Писании говорится об обратном: Ин. 4:37—38. 270 См.: 1 Кор. 7:29. 271 Ср. выше: Tert. Adv. Marc., 1,28,2—3. 272 У Тертуллиана здесь получился, очевидно, невольно намек на серп Сатурна (ср.: Теп. Ad nat., II, 12,10—11, 14, 17). 273 Конъектура, которую предложил Келлнерус. В рукописи: «после вырубки». 274 Так в рукописи. Oehler предлагает конъектуру: «жатву, урожай». 275 См.: 2 Кор. 12:9. 276 Ср.: Исх. 1:22. 277 Конъектура Кройманна. В рукописи: «если бы выступил». 278 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Ты заслуживал бы благодарности, о, богеретиков, если бы ты выступил против установления Творца " · 279 Кройманн замечает, что Тертуллиан, создавая третий труд, из одной своей ранее написанной книги создал две (I и II). При этом он добавил слова, которые сейчас находятся в конце первой книги (Tert. Adv. Marc., 1,29,9) и в начале второй (Tert. Adv. Marc., II, 1, 1). 280 Интерполяция, по мнению ван дер Флита (van der Vliet). 281 Интерполяция, по мнению Кройманна. 282 Интерполяция, по мнению Кройманна. 283 См.: Ис. 40:13—14. 284 См.: Рим. 11:33. 285 Ср.: 1 Кор. 2:11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

    15:23,24. Заявление Иисуса в ст. 24 не отрицает служения язычникам. Раб из Ис. 53:6—8 страдает из-за заблудших овец Израиля (ср.: 40:11; 56:11), но главное назначение Раба — примирить с Богом все народы (42:6; 49:6,7).     15:25—28. Некоторые персонажи Ветхого Завета — и среди них, несомненно, вдова из Сидона, к которой пришел Илия (3 Цар. 17:18,19), и сонамитянка в эпизоде с Елисеем (4 Цар. 4:28), — рассказывали о своих нуждах пророкам, и их просьбы не встречали отказа; на их молитвы отвечал Бог. (Известно, что некоторые еврейские учителя во времена Иисуса проявляли такую же священную дерзость в молении о дожде и т. п.) Но даже праведников, имевших самые тесные отношения с Богом и обращавшихся к Нему в молитве с величайшим благоговением (Быт. 18:22—32), ничто не могло остановить в стремлении получить желаемыйответ.     15:29—31 Исцеление хромых, слепых и немых    Здесь Иисус исцеляет многих увечных. Даже в той культуре, где люди не отрицают чудеса, излечение этих серьезных случаев было делом весьма необычным. Лаконичное описание этих чудес Матфеем может вызвать в памяти пророчества Исайи (35:5,6; ср.: 29:18,19,23).     15:32—39 Второе насыщение народа    Первое чудо насыщения (см. коммент. к Мф. 14:13—21) не было единственным; Иисус мог повторить его в любое время. Магдала (ст. 39) была родным городом Марии Магдалины; его местоположение связывают с Тарихеей, где, по-видимому, было много рыбаков.     16:1—4 Только знамение Ионы     16:1. Взгляды фарисеев и «саддукеев во многом не совпадали. Фарисеи пользовались огромной популярностью, а саддукеи обладали большим политическим весом. Вместе они могли представлять собой опасную силу. Поскольку Матфей писал, вероятно, после 70 г., в его представлении разные лидеры связаны между собой, хотя в то время фарисеи имели преобладающее влияние в религиозных кругах Палестины (ср.:4:3).     16:2,3. В ст. 1    фарисеи и саддукеи просят знамения с неба (ср.: 4 Цар. 20:8,9; Ис. 38:7; 2 Пар. 32:24). Астрологи использовали небесные знамения, предсказывая падение царей и правителей; пытались толковать такие знамения и раввины. Иудейские авторы, в том числе Иосиф Флавий, считали, что стихийным бедствиям предшествуют небесные знамения (ср. также: Мф. 24:29, 30). Некоторые пророки действительно умели управлять небесными знамениями, например Илия, который вызвал огонь с неба (3 Цар. 18:38), однако большинство пророческих знамений не были столь эффектными (Суд. 6:17; Ис. 7:11—14; 8:18; 19:20; 20:3; 37:30; 38:7; 66:19; Иез. 4:3; 12:11; 24:24,27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Соображения, касающиеся этого пункта, а также разрешение недоумения относительно слишком незначительного числа пленных, показанного в Иер. 52:28–30 , см. у Графа, стр. 629 и след. 46 Даже с точки зрения крайне-рационалистической школы, Чис. 29:28, 29 принадлежит к древнейшим литературным памятникам еврейского народа, по своему происхождению современным с теми событиями, которых они касаются (De-Wette, Lehrb. d. h. – k. Einl. 8 Ausg. § 179). И происхождение Чис. 29:17 , с той же точки зрения, относится не позже, как к первым годам после разделения Царств (De-Wette, Einl. § 204). 47 См. об этой форме, а также и об употреблении формы и Коммент. Графа стр. 554. 53 Надписание Ис. 34 гл., пророчества о судьбе Эдома, полагают некоторые (Gesenius, Hitzig, Ewald, Umbreit) в одно время с написанием Иер. 49:7–22 и Иез. 25:12–14 . Но в Ис. 34 гл. судьба Эдома поставляется в связь с судьбою всех народов ( Ис. 34:1–4 ), суд над Эдомом описывается, как суд над всеми народами; другими словами, Эдом является представителем всего языческого мира. В указанных же местах Иер. и Езек. судьба Эдома описывается независимо от судьбы других народов. Эта существенная черта различия пророчеств указывает на различное время и написания их. И в самом деле, во время жизни Иеремии и Езекииля Эдом не занимал представительного положения между язычниками-врагами народа Божия; между тем как при Ахазе Идумеи сделали нападение на Иудею, многих убили, а иных отвели в плен, Амазия и Озия воевали с Эдомом ( 2Пар. 28:17, 25:11 и сл., 2Пар. 26:2 ). 55 Общее замечание Гитцига (там же) о языке халдеев, будто он принадлежал к индогерманской ветви, не выдерживает критики (ср. de-Wette, Lehrbuch der historisch – kritischen Einleitung in das Alte Testament, 8 Ausg. § 43). Если бы даже и можно было считать дознанным, что слово не симитического происхождения (на самом деле, Вавилон, в клинообразных надписях Babilu, значит – по семитическому словопроизводству – «дверь» или «святилище Эла» – древне-вавилонского божества, имя которого соответствует еврейскому см. «Schrader, Die Kèilinschriften und das Alte Testament, стр. 41 и сл.): то отсюда крайне поспешно было бы заключать, что и весь язык вавилонян – не симитический. – Иер. 50:21 нужно перевести: иди на нее, на землю возмутительную, или буквально – на землю сугубаго упорства ( ) и на жителей приговоренной к наказанию ( ) – так нужно перевести, если слова и понимать в нариц. смысле. Но есть, вероятно, название местности, названной этим же именем в Иез. 23:23 , которая в клинообразных надписях называется Pukudu и лежала по соседству с Хавраном (см. Schrader, там же, стр. 276, ср. 237); а по параллели с Pekod, может быть и нужно понимать в собственном смысле, хотя относительно местности, носившей такое название, и не открыто еще указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

1:28. Это учение представляет их зрелыми или совершенными перед Христом; ср.: 1:22, 2Кор. 11и коммент. к Флп. 3:12,13 . Таким образом, учение Христа подготавливает его слушателей к последнему дню(1:22,23). «Мы» включает Епафраса (1:7) и других провозвестников, а также и самого Павла. Фраза «всякий человек» снова подчеркивает, что язычники «включены» в искупительный замысел Божий (1:27). 1:29. Философы часто использовали метафоры, связанные с соревнованиями атлетов (здесь на это указывает слово «подвизаюсь»; в Ветхом Завете этот образ встречается гораздо реже, напр, в Иер. 12:5 ). Божественная сила внутри человека («во мне») обнаруживает несколько древних параллелей во внебиблейских текстах о Духе, Который вселяет силу в рабов Божьих; язык Павла здесь должен был произвести особое впечатление на древних читателей (см. введение к Рим. 8:1–11 ). 2:1. Павел продолжает использовать метафору спортивной борьбы из 1(«подвиг»). Хотя он никогда лично не встречался с большинством христиан из Колосс, он выражает им чувства своей любви и привязанности; это было принято в древних «дружественных письмах». 2:2,3. Древние мудрецы (особенно в Ветхом Завете и в еврейской литературе мудрости) часто говорили о мудрости как об истинном богатстве (в Ветхом Завете см.: Иов. 28:12–19 ; Пс. 18:11; 118:14,72,127,162 ; Прит. 3:13–15 ; Ис. 33:6 ). Некоторые писатели также иногда говорили о сокрытом богатстве, мечту о котором лелеяли беднейшие слои населения. 2:4. Мудрецы часто критиковали профессиональных ораторов за то, что они, попирая этические принципы и истину, использовали любые средства в стремлении убедить своих слушателей любой ценой. Многиеобразованные люди в древности обучались искусству таких речей. 2:5. Письма часто были призваны заменить личное присутствие их авторов, как нередко на это указывали древние писатели. Говорить о чьем-то присутствии «духом» означало выразить чувства тесной близости и любви. Речь идет именно о близости, а не о метафизическом единстве (см. коммент. к 1Кор. 5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010