Примечания. 27:13 См. коммент. к 6:1–5. Но здесь изречение связано со ст. 2 (через слова чужой – чужого). Это предостережение от излишней доверчивости к словам людей (2), которые хотят завоевать наше расположение. 27:23–27 Забота об имуществе. Владелец имущества должен пользоваться его благами, памятуя при этом, что благоденствие не вечно (24). Необходимо поэтому быть рачительным хозяином, заботиться о своих стадах, которые дают все необходимое для пропитания, изготовления одежды и приносят материальный доход (26–27). Хороший уход за скотом (23) и правильно организованное земледелие (25) позволят хозяину получать два урожая в год. 28:1–18 Праведность, мудрость и религия. В гл. 25 – 27 в яркой образной форме представлена тема праведности и нечестия, отношений с Господом. В гл. 28 – 29 вновь в центре внимания нравственные и религиозные проблемы. Здесь много высказываний о Боге (5), о праведности и порочности (6, 10), о грехе (5) и несправедливости (3), о нарушении нравственного закона (2), о честности и мудрости (2), развращенности (2) и беззакониях (3) и о многом другом. Таким образом, излюбленная тема Книги Притчей о связи нравственности и мудрости здесь снова повторяется. Праведный и нечестивый получают соответствующее воздаяние (28:1,10,18), и даже если это пока не очевидно, праведнику всегда отдается предпочтение перед нечестивым (6). Мудрость – ключ к стабильности государства, но гибельно для страны правление, при котором нарушаются нравственные законы (3: дождь должен благоприятствовать созреванию урожая, а не уничтожать его). Деспот опасен для людей, как дикий зверь (15); он опасен и для самого себя (16–17). Итак, для людей доброй вестью становится та, которая говорит о торжестве праведника, а недоброй – о процветании нечестивого (12; ср.: 28; 29:2). Здесь также звучит мысль о законе. Закон (тора) означает обучение или наставление, например, обучение или наставление мудрого (1:8; 13:15) или пророка ( Ис. 8:16 ). Однако, что касается Прит. 28:4,7,9 и 29:18, то в контексте нравственных и богословских изречений очевидно, что израильтяне понимали под «законом» обучение закону Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

68:22. Пищу в желчь. В одних случаях слово «желчь» обозначает яд (напр., во Втор. 32:33 ) и представляет смертельную опасность, тогда как в других – просто некую горечь, возможно, успокоительное средство. Предположительно, пост мог быть прерван, когда утешители приносили постящемуся пищу ( 2Цар. 3:35 ). Однако в данном случае вместо утешения и пищи скорбящий получает желчь и уксус (ср.: превращение плода правды в горечь в Ам. 6:12 ). 68:22. Уксус. Отвратительный горький напиток, которым напоили скорбящего псалмопевца, подобен диким ягодам из «песни о винограднике» ( Ис. 5:2 ). Метафора ядовитых ягод и горьких гроздьев используется также по отношению к народу, «потерявшему рассудок», во Втор. 32:28–33 . 68:29. Изгладятся из книги живых. В шумерском «Гимне Нингаль» богиня утверждает справедливость, наказывая нечестивцев и даруя милосердие тем, кто его заслужил. В руках она держит скрижали жизни, на которых записывает имена праведников (см. также коммент. к Мал. 3:16 ). 68:32. Рога и копыта. Преданное служение радует Господа гораздо больше, чем ритуалы и жертвоприношения (см. аналогичные заявления в 1Цар. 15и Ос. 6:6 ). Упоминание рогов и копыт указывает на взрослого быка (ср.: Мих. 6:6 ) – ценное жертвенное животное, считавшееся ритуально чистым согласно «кодексу святости» (см.: Лев. 11:3–8 ). 70:7. Диво. Использованное здесь понятие mopet указывает на необычайное событие, которое служит знамением Божьего могущества, а в данном случае – суда или наказания (ср.: проклятия во Втор. 28:45,46 .). Этот специальный термин встречается в рассказе о «казнях египетских» ( Исх. 7:3; 11:9 ), а также в эпизодах, связанных с предсказанием грядущих событий ( 3Цар. 13:3,5 ). 71:1. Древние ближневосточные гимны в честь восшествия на престол. О том, что в цивилизациях древней Месопотамии царская власть воспринималась как дар богов, свидетельствует великое множество материалов. В преамбуле к кодексу Хаммурапи говорится, что царь поставлен «пастырем» самим богом Энлилем, а его призвание заключается в том, чтобы «в стране воссияла справедливость». Во время празднования Нового года (Akitu), сопровождавшегося торжественным шествием и разнообразными ритуалами, полномочия царя утверждались на новый срок. В текстах, относящихся к 3-й династии Ура (ок. 2000 г. до н. э.), представлены гимны, сочиненные по случаю восшествия на престол Ур-Намму. Они дают представление о порядке совершения коронационных церемоний вплоть до того момента, когда царю вручался священный скипетр. В этих гимнах царь (или придворные певцы) перечислял порученные ему богами обязанности законодателя и строителя оросительных каналов, которые принесут плодородие земле. В ответствии, исполнявшемся жрецами, перечислялись титулы царя и подтверждалось его право называться «царем Ура».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:5. Пока отрастут бороды. Борода была символом мужественности. В одном письме из архива Мари ассирийский царь Шамши-Адад подтрунивает над своим сыном Ишме-Даганом: «Разве ты не мужчина? Разве у тебя нет бороды?» Смысл «послания», которое передал своим поступком Аннон, заключался в том, что Израиль лишится своей силы и будет рыдать с остриженной головой, сбритой бородой и в разорванной одежде (см.: Ис. 15:2 ). Посланники, будучи представителями царя, были поставлены подобным обращением в чрезвычайно затруднительное положение, но и Давид чувствовал себя уязвленным, и потому держал их вдали от людских глаз до полного исчезновения следов «оскорбления». 10:6. Коалиция. Небольшие государства довольно часто объединялись против общего врага. В данном случае Аммон, понимая необходимость укрепления своих позиций в борьбе с Давидом, обращается за помощью к арамейцам. Двадцать отрядов вышли из Беф-Рехова, расположенного на границе Сирии и Израиля (в долине Хуле близ Дана; см.: Суд. 18:28 ), и из Сувы (в северной части долины Бика). Беф-Рехов упоминается в египетских хрониках времен Тутмоса III. См. коммент. ко 2Цар. 8о других столкновениях Израиля с арамейским царем Адраазаром. Мааха лежит к юго-востоку от Беф-Рехова, к югу от горы Ермон и к востоку от Иордана. Последняя группа воинов (двенадцать отрядов) вышла из Истова (et-Tayibeh, в 12 милях к юго-востоку от моря Галилейского в Галааде). Таким образом, перечень союзников охватывает территорию от Оронта до Аммона. 10:7–12. Расстановка в сражении. Наличие двух фронтов (аммонитян, защищающих ворота своего города [вероятно, Раввы], и арамейцев, развернувших свои силы на прилегающей территории) вынудило Иоава разделить свое войско и разработать с Авессой план действий на случай поражения одной из групп израильтян (ср.: 1Пар. 19:9–13 ). Эта тактика свидетельствует о том, что его удивило расположение противника и что у него было недостаточно сил для эффективной борьбы на двух фронтах. Несмотря на то что он находился в чрезвычайно невыгодной позиции, его план удался, во всяком случае, заставил противника отступить. Возможно, именно поэтому Иоав не развил свой успех, а возвратился в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    6:28—30. Ряд комментаторов полагают, что здесь речь идет об анемонах, которые имели пурпурную окраску, а этот цвет в представлении многих читателей ассоциировался с царскими одеждами Соломона (6:29). И даже такие цветы будут брошены в печь. Увядание травы и цветов каждое лето символизировало преходящую природу, тленность человеческой жизни (ср.: Пс. 102:15,16; Ис. 40:6—8).     6:31—33. Языческий мир действительно был озабочен тем, чтобы удовлетворить такие потребности, но Иисус напоминает Своим слушателям, что они должны полагаться на своего Отца (ст. 32; см. коммент. к 6:7,8) и искать прежде всего Царства Божьего (ст. 33).     6:34. После Иисуса другие еврейские учителя также давали этот совет; трудно сказать, использовал ли Иисус известный афоризм, или наоборот, Его изречение стало известным афоризмом.     7:1—5 Взаимный суд     7:1,2. Образ меры используется по отношению к дню воздаяния не только здесь, но и в других местах; выражение «какой мерой мерит человек, такой и сам будет измерен» несколько раз встречается в позднейших еврейских источниках и, возможно, является афоризмом. См. об этом принципе в 5:7, 6:14,15 и Прит. 19:17. Ср. также с ветхозаветным законом, по которому лжесвидетель заслуживал такого же наказания, какого он требовал для обвиняемого (Втор. 19:18—21), и с тем, что Бог осуждал неправедных судей (Исх. 23:6—8; Втор. 16:18—20).     7:2—5. Хотя в древности глазные операции проводились с помощью ланцета, здесь Иисус явно использует «гиперболу. Яркий, шокирующий, нелепый и, вероятно, рассмешивший слушателей Иисуса образ, достигал, тем не менее, своей цели. Пророки часто обращались к наглядным примерам, построенным на игре слов, при передаче своей вести (напр.: Мих. 1; Иер. 1:11,12). В Ветхом Завете (напр.: Прит. 15:32) и в позднейших еврейских преданиях подчеркивалось, что люди должны смиренно принимать критику, которая способствует их исправлению.     7:6—12 Подражание Богу в даянии     7:6. Свиньи и псы считались нечистыми животными (Прит. 26:11; 2 Пет. 2:22), безразличными к драгоценностям (Прит. 11:22). Свиньи обычно питались отбросами, а псы были падальщиками, не гнушавшимися даже человеческой кровью. Бродячие собаки рычали и на тех, кто бросал им пищу, и на тех, кто не обращал на них внимания. Для древних читателей этот образ был впечатляющим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    23:25,26. Для фарисеев ритуальная чистота была чрезвычайно важна, поэтому они мыли свою посуду с таким же тщанием, как и самих себя при ритуальных омовениях. Шамай, к чьей школе принадлежало в тот период большинство фарисеев, говорил, что снаружи чаша может быть чистой, даже если внутри она нечиста; по мнению меньшинства, принадлежавшего к школе «Тиллеля, вначале следовало очистить чашу изнутри. Иисус использует здесь эти образы, чтобы высказать символическое суждение о внутренней чистоте человека.     23:27,28. С точки зрения ритуальной чистоты, наиболее опасным было прикосновение к мертвому телу (в результате чего человек делался «нечистым» на семь дней; Чис. 19:11). Фарисеи считали нечистым даже того, чья тень падала на мертвое тело или гроб. Неприметные надгробия (или оссуарии из известняка) красились перед каждой Пасхой в белый цвет, чтобы избежать нечаянного контакта с ними и не оскверниться. «Окрашенные» — вероятно, аллюзия на Иез. 13:10—12 и 22:28; обмазка может скрыть ветхость стены, но не предотвратить ее обрушение.     23:29—39 Убиение пророков    Это последнее «горе» (23:29).     23:29,30. В    раннем иудаизме мученичеству пророков в Израиле уделялось более пристальное внимание, чем в Ветхом Завете (напр.: Иер. 26:20—23; ср.: 2 Пар. 36:15,16). В еврейском обществе этого периода воздвигались гробницы-памятники пророкам и праведникам (в том числе и тем, кто не претерпел мученичества, напр., Давиду или Олдаме).     23:31. Смысл выдвинутого Иисусом обвинения очевиден: «каковы отцы, таковы и сыновья»; всенародный грех будет лежать на потомках нечестивых, пока они не покается (Исх. 20:5; Втор. 23:2—6; 1 Цар. 15:2,3; Ис. 1и др.).     23:32. Подобные иронические рекомендации были характерны для пророческих писаний (Ис. 6:9; Иер. 44:25; Ам. 4:4,5): иди и греши, если считаешь нужным, но за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11:9)!     23:33. Сравнение со змеями, само по себе оскорбительное, несло дополнительную смысловую нагрузку (Пс. 57:5; 139:4; ср.: Быт. 3). О выражении «порождения ехидни-ны» см. в коммент. к 3:7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

7:5. Столбы Астарты. Понятие «Астарта» может относиться не только к богине плодородия, но и к культовому объекту (как в данном случае; в русском переводе – «рощи»). Эта богиня была популярна в Израиле в языческих гаданиях и считалась посредницей, передающей благословения Яхве. Об этом свидетельствуют надписи на черепках, найденные в Кунтиллат-Аджрузе и в Хирбет-эль-Ком. В хананейской мифологии Астарта считалась супругой верховного бога Эла. В Месопотамской литературе она упоминается уже в XVIII в. до н. э. как супруга вавилонского бога Амурру. 7:6–11. Отношения завета. Изъявления любви и преданности характерны для международных договоров того времени. Из хеттских, аккадских, угаритских и арамейских документов такого рода явствует, что добрая воля сюзерена по отношению к вассалу проявляется в любви, доброте и щедрости, на которые вассал должен отвечать повиновением и преданностью. 7:15. Болезни египетские. Некоторые исследователи связывают эти болезни с чумой, тогда как другие считают, что речь идет о местных египетских заболеваниях. Если исходить из последнего предположения, то уточнить характер этих заболеваний затруднительно, хотя исследование мумий указывает на преобладание оспы, малярии и полиомиелита. Вероятность таких болезней, как эмфизема и туберкулез, также нашла подтверждение. Египетская медицина славилась умением лечить глазные болезни, а также болезни пищеварительной и мочевы-делительной систем. Отсюда можно сделать вывод, что именно эти сферы были наиболее подвержены заболеваниям. Все это усугублялось чрезвычайно плохими санитарными условиями, отмечаемыми археологами даже в жилищах состоятельных египтян. Засушливый сезон в Египте характеризуется ростом заболеваемости, обычно прекращающимся с ежегодным разливом Нила. 7:20. Шершни. Образы насекомых часто используются в метафорическом изображении вражеского нашествия (напр., мухи и пчелы, Ис. 7:18,19 ; саранча, Иоил. 1, 2 ). Тем не менее некоторые исследователи считают, что здесь это слово указывает на Египет, так как, во-первых, оно имеет сходное со словом «Египет» написание (см. коммент. к Исх. 23:28 ), а во-вторых, это насекомое символизирует Нижний Египет. Некоторые комментаторы переводят это слово как «чума» или «ужас». 8:1–19 Благодарность Богу за Его деяния для Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14:15. Лютые звери как орудие суда. В ст. 15–20 Бог представляет целый ряд средств, которые Он может использовать для наказания народа Иудеи за грехи и очищения земли от скверны. Об использовании диких зверей для наказания см. коммент. к 5:17. 15:1–8 Бесполезная виноградная лоза 15:2–7. Притчи и метафоры, связанные с виноградной лозой. Как и Исайя в своей «Песни о винограднике» ( Ис. 5:1–7 ), Иезекииль использует виноградную лозу как метафору для обозначения Иудеи (см. также: Иез. 17:5–10 ). В каждом случае бесполезность виноградной лозы, по сравнению с укорененными деревьями в лесу, служит оправданием ее уничтожения. Аналогичный образ встречается в египетском «Наставлении Аменемопе». Иногда растение, которое выкорчевывается и сжигается, служит метафорой для обозначения глупцов, которые произносят слова, не задумываясь над их смыслом. Метафора города как неплодоносящего дерева известна из «Мифа об Эрре и Ишуме» (дошедшие до нас экземпляры датируются VIII в. до н. э.), в котором Мардук оплакивает Вавилон. Он говорит, что заполнил его семенами, как сосновую шишку, но плодов не дождался; насадил его, как сад, но так и не попробовал его плодов. 16:1–63 Аналогия с отверженной женщиной 16:3. Родина в земле Ханаанской. Согласно библейским сведениям, Иерусалим первоначально принадлежал иевусеям ( Нав. 18:28 ). Захватив город, Давид превратил его в столицу Израиля ( 2Цар. 5:6–10 ). Иерусалим упоминается в египетских «Текстах проклятий» XIX-XVIII вв. до н. э. и в письмах из архива Эль-Амарны XIV в. до н. э. Напоминая о прошлом перед оглашением обвинительного приговора, вынесенного Богом Иудее, Иезекииль пытается сбить спесь с жителей Иерусалима, возомнивших, что это их город. 16:3. Отец – аморрей, мать – хеттеянка. В этом отрывке можно выделить два смысловых уровня. Во-первых, Иерусалим (во всяком случае, город иевусеев) действительно связан с аморреями и хеттеями Северной Сирии. Это удостоверяется текстами из Эль-Амарны. Однако на символическом уровне, напоминая о смешанном происхождении Иерусалима (связывая его с тремя из семи основных народов, перечисленных в Исх. 3:8 ), Бог подчеркивает развращенность Иерусалима и его жителей. Когда земля была завоевана, израильтяне должны были очистить ее от языческого наследия ( Втор. 7:1–5 ), но вместо этого они сами уподобились народам, которых должны были вытеснить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12:25. Сопоставляя гору Синай и небесную гору Сион, автор возвращается к аргументу qal vahomer ,«насколько же более». (Аргументы «от меньшего к большему» были широко распространены, особенно в иудейской системе аргументации, но встречаются также у греков и римлян и др.; ср.: Прит. 15:11 .) Если закон был прославлен и его профанации следует опасаться, то «насколько же более» следует опасаться профанации закона небесного, вызывающего еще большее благоговение, – закона Нового Завета, данного свыше (12:25–29). 12:26. Земля колебалась, когда Бог пришел, чтобы дать Свой закон на Синае ( Исх. 19:18 ; ср.: 2 Вар. 59:3); в более поздней иудейской традиции это еще более усиливается: Бог поколебал весь мир. Мысль о великом землетрясении в конце времен имеет «ветхозаветные ( Ис. 13:13 ) и более поздние параллели (см., напр.: 2 Вар. 32:1), но автор здесь напрямую цитирует Агг. 2 (ср.: Аг. 2:21 ). 12:27. Автор разъясняет процитированный им текст. Поскольку в Агг. 2упоминается об обетовании Бога, которое Он дал, когда выводил Израиль из Египта, то выражение «еще раз» в Агг. 2относится к предыдущему землетрясению; естественно, это первое землетрясение следует связывать с тем, которое произошло на Синае. Второе землетрясение еще только ожидается – когда Бог покорит все народы и наполнит Свой храм славой ( Агг. 2:7 ). Автор Евр. добавляет к этому тексту свое понимание будущего и делится со своими читателями точкой зрения, которая подчеркивается в греческой философии, но не противоречит и Ветхому Завету: то, что нельзя изменить, – поистине вечно. 12:28. Автор Евр., как и многие другие еврейские писатели, иносказательно использует язык жертвоприношений для описания надлежащего богослужения (ср.: 13:15; см. коммент. к Рим. 12:1 ). О «царстве непоколебимом» см. в Пс. 95 (особенно в LXX). 12:29. Автор напрямую цитирует Втор. 4:24 ; ср. также: Втор. 9и Исх. 24:17 . Во Втор. 4Бог снова называется «Богом ревнителем»; Евр. 12ясно предостерегает против того, чтобы принимать Его последнее откровение как само собой разумеющееся.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

    16:19. Хранение ключей было самой почетной обязанностью, которую могли доверить домашнему слуге или рабу(ср.: Мк. 13:32—34), а ключи царского дома (Ис. 22:20—22), равно как и храма, Божьего дома, вручались только высокопоставленному лицу. Здесь ключи символизируют право пускать в Цар-ство (Мф. 23:13), основанное на знании истины об Иисусе (16:16). В Кумранской общине тоже были должностные лица, принимавшие решение о допуске новых членов; основным критерием при этом служило обязательство кандидата в члены общины неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка в общине.    Многие евреи считали, что Верховный суд Израиля действует на основании полномочий, предоставленных ему Божьим небесным трибуналом, и ратифицирует его постановления. «Связано» и «разрешено» (также 18:18) — термины, которыми обозначалось право раввинов на истолкование Писания («запрещено» и «разрешено»), а потому они могли применяться и в сфере судопроизводства.     16:20. О мессианской тайне см. во введении в коммент. к Евангелию от Марка.     16:21—28 Новое определение мессианства    Несмотря на то что Петр открыл тайну Иисуса (16:16), его понимание смысла и назначения мессианства оставалось неверным.     16:21. Даже большинство пророков Ветхого Завета стремились избежать, насколько это возможно, стези мученичества и сокрушались по поводу своих страданий (3 Цар. 19:3,4; Иер.20:7—18). Хотя мученичество почти всегда было уделом пророков, не в этом заключалась их цель; но здесь, по-видимому, Иисус говорит о мученичестве как о Своей цели (ср. особенно: 20:28).     16:22. В еврейских преданиях того периода Мессия изображался как победитель; очевидно, лишь спустя столетие после Иисуса еврейские богословы начали признавать учение не только о победоносном, но и острадающем Мессии. Одно из непреложных правил древнего ученичества (с редкими, но знаменательными исключениями) гласило: «Никогда не прекословить учителю, особенно публично». Здесь Петр нарушает это правило даже с точки зрения укоренившихся культурных обычаев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    14:24. Договоры подписывались кровью жертвенного животного; Бог искупил Свой народ из Египта кровью пасхального агн-ца; «за многих», — возможно, аллюзия на Ис. 53 (см. коммент. к Мк. 10:45). Пасхальный ритуал не истолковывает чашу как кровь, поскольку иудейский закон и обычай исключали всякую мысль о возможности пить кровь, любую кровь, а тем более человеческую.     14:25. Обеты воздержания были широко распространены в палестинском иудаизме: «Я не буду есть того-то и того-то до тех пор, пока это не произойдет», или «я даю обет не использовать этого, пока не произойдет то-то и то-то». Иисус, очевидно, дает обет не пить вина до установления Царства, и потому отказывается от четвертой чаши. В иудаистской традиции время Царства изображается метафорически как пир, гденескончаемым потоком льется вино (см.: Ам. 9:13). При ритуальном благословении вино называли «виноградным плодом».     14:26. После трапезы обычно воспевали псалмы восхваления (евр. Mattel; Пс. 112—117). Путь до Елеонской горы занимал около пятнадцати минут.     14:27—31 Предсказание отречения других учеников     14:27. Здесь Иисус цитирует Зах. 13:7, текст, который не всеми рассматривается как мессианский; возможно, Иисус подразумевает принцип, заключенный в этом тексте: «овцы рассеются без пастыря» (Свитки Мертвогоморя действительно относят это пророчество Захарии к будущему).     14:28. Евреи вто время исключали индивидуальное воскресение, признавая только общее воскресение всего народа. Кроме того, они, конечно, не предполагали, что потребуется перемещение в Галилею: народ Божий в конце времен должен собраться в Иерусалиме (ср.: Иоил. 2:32). Вероятно, именно поэтому ученики не придали значения этим словам Иисуса.     14:29—31. В древних источниках петуха обычно называют надежным предвестником рассвета (напр., в «Метаморфозах» 2римского писателя II в. н. э. Апулея; см. также: 3 Мак. 5:23; Вавилонский Талмуд, но ряд комментаторов сообщают, что в Палестине пение петухов регулярно повторялось в ночные стражи, начиная с половины первого ночи; во второй раз петух пел в половине второго ночи. В любом случае, речь идет о том, что отречение учеников не заставит себя ждать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010