1154 . Гоголев Д. А. Города и крепости Византии в VII – первой половине IX в.: эволюция и функции: 07.00.03 – всеобщая история (средние века)/Тюменский гос. ун-т. – Тюмень, 2002. – 29 с. 1155 . Головко А. Б. Древняя Русь и страны Центральной и Западной Европы: проблемы религиозно-политических и межгосударственных отношений//Введение христианства у народов в Центральной и Восточной Европе. Крещение Руси. – М., 1987. – С. 6–9. 1156 . Головко А. Б. «Ромейская империя» в представлениях древнерусских мыслителей//Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века. – М., 1990. – С. 82–94. 1157 . Головко О. Б. Проблеми взаемовидносин Ки всько Руси з Византиею у IX – перший половини XI ст.//Украïнський историчний журнал. – 1989. – 1. – С. 65–73. 1158 . Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. – СПб, 1995 (М., 2006) (репринт. изд. 1917 г) 1159 . Голубцов А. П. Литургия в первые века христианства//Богословский вестник. – 1913. – Июль. – С. 621–643; Ноябрь. – С. 332–356; Декабрь – С. 779–802. 1160 . Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним. – М., 1907. – 253 с. 1161 . Голубцов И. А. О термине «склавины»//Сборник статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. – М., 1969. 1162 . Гольцева О. Е. Светские и духовные образовательные центры в ранней Византии (IV-VII вв.)//Наш Анабасис. – Нижний Новгород: ИНГУ, 2005. – Вып. 2. – С. 22–27. 1163 . Горайко А. В. О значении проповеди Церкви в жизни ранневизантийского полиса на примере деятельности Иоанна Златоуста //Древности 2006–2008. – Харьков: ООО «НТМТ», 2008. – С. 95–107. 1164 . Гордлевский В. А. Государство Сельджукидов Малой Азии//Гордлевский В. А. Избранные соч. – М., 1960. – Т. 1. – С. 29–318. 1165 . Горина Л. В. Марин Дринов – историк и общественный деятель. – М., 1986. – 207 с. 1166 . Горский А. В. Жизнь Василия Великого . – М., 1845. 1167 . Горский А. В. Жизнь Св. Афанасия. – М., 1852. 1168 . Горянов Б. Т. Византийский город XIII – XV вв.//ВВ. – 1958. – Т. 13. 1169 . Горянов Б. Т. Византия и хазары (обзор иностранной литературы)//Исторические записки. – М., 1945. – Т. 15. – С. 262–277.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя священномученика Филумена Святогробца 6 марта 2010 г. 12:53 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 5 марта 2010 года в Санкт-Петербурге , заслушал доклад митрополита Волоколамского Илариона , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о совершившейся в Иерусалимской Православной Церкви  канонизации священномученика Филумена Святогробца ( журнал 18 ). Священный Синод постановил включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви. Справка Священномученик Филумен, в миру Софоклис Хасапис, родился в столице Кипра Никосии 15 октября 1913 г. Принял монашеский постриг и был рукоположен в священный сан в лоне Иерусалимского Патриархата. Являлся настоятелем ряда храмов и монастырей Иерусалимской Церкви — в Иерусалиме, Яффе и Рамалле. 8 мая 1979 г. архимандрит Филумен (Хасапис) был назначен игуменом монастыря при Кладезе Иакова в Самарии. 29 ноября 1979 г. претерпел мученическую кончину от рук фанатиков-иноверцев. 11 сентября 2009 г. Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви причислил архимандрита Филумена (Хасаписа) к лику святых. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1106781.ht...

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил престольные торжества Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря г. Москвы 13 сентября 2022 г. 17:29 11 сентября 2022 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност возглавил престольный праздник в соборном храме Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. За Литургией молились настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Елисавета (Никишкина), сестры обители, прихожане и многочисленные богомольцы. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Любови Софроновой.  Обращение  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости перед причастием зачитал иерей Николай Мальцев. По окончании Божественной литургии митрополит Феогност совершил славление, прочитал молитву ко святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну и поздравил матушку игумению, прихожан и гостей с престольным праздником. В этот день Русская Православная Церковь молится о страждущих недугом винопития или наркомании. Празднование Дня трезвости 29 августа (11 сентября), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, было установлено Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году; восстановлено Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 июля 2014 года ( журнал 80 ). Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5958892.ht...

28 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 109. 29 Деяния Священного собора Православной российской церкви 1917–1918 гг. М., 1999. Т. IX. С. 186 (Деяние 132). 30 Там же. С. 187. 31 Там же. 32 Там же. Т. IX. С. 188 (Деяние 132). 33 Там же. 34 Громогласов Илья Михайлович (1869–1937), магистр богословия (1909); уволен по настоянию ректора за «прогрессивные взгляды», выраженные в газетных публикациях (1911); инспектор Мариинского женского училища (1911–1913); член Комиссии по церковному праву при Московском юридическом обществе; преподаватель Высших женских юридических курсов (1916); член Предсоборного совета (1917). Диакон, иерей (1922). Несколько раз подвергался арестам, был в ссылке в Сургуте (1925–1928). Расстрелян. Автор около 70 статей по церковному праву. Канонизирован. 35 Деяния Священного собора Православной российской церкви 1917–1918 гг. Т. IX. С. 191 (Деяние 132). 36 Там же. С. 192 (Деяние 132). 37 Там же. С. 188 (Деяние 132). 38 Там же. С. 192 (Деяние 132). 39 Там же. С. 194 (Деяние 132). 40 Священный собор Православной российской церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний. Третья сессия. Сост.  А. Г. Кравецкий, Г. Шульц.  Под ред. проф.  Г. Шульца.  Издательство Крутицкого подворья. М., 2000. С. 108. 41 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 325. Л. 20. 42 Там же. 24–24 об. 43 Там же. 33 об. Журнал заседания Совещания епископов не содержит обсуждения этого доклада – Журналы и протоколы заседаний Совещания епископов. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 188. 44 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 325. Л. 32–32 об. 45 Проект положения «О праве женщин входить в алтарь» и постановления Собора по проекту. Сентябрь-октябрь 1918 г. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 328. Л. 4–5. 46 Там же. Л. 324. 47 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 27. 48 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 242. Протокол 20 от 26 марта 1918 г. В материалах Отдела текст доклада, подписанный С. В. Троицким , имеется уже в форме доклада Собору, то есть, по-видимому, уже после обсуждения его в Отделе. – Там же. Л. 250–251. 49 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 240.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

7 . Торжественные дни в Ростове Великом в память 200-летия со дня блаженной кончины святителя Димитрия Ростовского , чудотворца. – Д.Чт., 1909, 12, с. с. 569–580. 8 . Христианство и социализм (На современные темы). Хр. Чт. 1910, 1, с. 69. 9 . Новый учебник по церковной истории. (Рец. на: П.И.Малицкий. История христианской Церкви. Выпп. 1, 2. Тула, 1909, 1910) –– В и Р, 1910, 24, (Хр. 1911, 1). 10 . Христианство и Церковь . – Хр., 1911, 1, 2. (Рец.: Рус. Паломник. 1911, 33). 11 . Из академической жизни. Посещение Академии Обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером. – БВ, 1911, май, с. с. 252–257. 12 . Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету (Пробная лекция по Священному Писанию Нового Завета). – Б.В, 1911, июль–август, с. с. 493–526. 13 . Хомяков А.С. и древнецерковные полемисты. – В и Р, 1911, 18, с. с. 731–748. 14 . Об увеселительной благотворительности (Несколько чужих слов). – Хр. 1911, II, с. 634. 15 . Священное Писание, Церковь и наука. (Из лекций на жен. богословских курсах) – МЦВед., 1911, 50, с. с. 1165–1169. 16 . «Духовный» журнал«Церковном Вестнике»). – Колокол. 1911, 1682 (11 ноября). —150— 17 . Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют. – Хр. 1911, 12, с. 710. 18 . Духовная школа должна быть церковной! – Хр. 1911, 12, с. 752. 19 . Христианство или Церковь ? С.П., 1912 (2-е исправл. и дополн. изд., 64 стр.); перепеч: Православная Подолия (Каменец-Подольский). 1912, 50. (Рец.: Церк. вед. 1912, 49.) 20 . История Плащаницы. – БВ. 1912, февраль-март. (Рец.: В.Пестряков. – ББЛ. 1913, 6–7, с. 138). 21 . Новозаветное учение о Церкви. – Г. 1912, март, май, июнь, с. с. 116–144. 22 . Понятие о Церкви в противоиудейской полемике с донатизмом. – БВ. 1912, май, с с. 1–29, июнь, с. с. 241–255. 23 . Ходячие заблуждения. – Новгород. ЕВ., 1912, 24. 24 . Вопрос о Церкви в догматической полемике с донатизмом. Оптат Милевийский. – БВ. 1912, сентябрь, с. с. 247–271. 25 . Вопрос о Церкви в полемике блж. Августина против донатистов. БВ. 1912, октябрь, с. с. 297–327.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Arhiva Sfântul Sinod a adoptat „Concepia Bisericii Ortodoxe Ruse cu privire la afirmarea treziei i profilaxia alcoolismului” i a restabilit srbtorirea anual a Zilei treziei 26 iulie 2014 12:15 Члены Священного Синода на заседании 25 июля 2014 года в Москве имели суждение о мерах по развитию борьбы с алкогольной и наркотической угрозой ( журнал 80 ). Синод принял «Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» и одобрил к богослужебному использованию чин «Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании» . Также Священный Синод восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября (29 августа), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, и рекомендовал архиереям и духовенству в этот день: Впервые День трезвости был установлен Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году (определение 6966 от 8 августа), а 1914 году было решено проводить его ежегодно (определение 2481 от 13-31 марта). Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3696273...

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 11 сентября 2022 г. 15:45 11 сентября 2022 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  в Москве. В этот день Русская Православная Церковь молится о страждущих недугом винопития или наркомании. Празднование Дня трезвости 29 августа (11 сентября), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, было установлено Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году; восстановлено Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 июля 2014 года ( журнал 80 ). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5958120.ht...

Казун-Новы. Церковь Александра Невского в Варшавском укреплении Новогеоргиевской крепости. Полковая церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Церковь была построена по образцовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Ф.М. Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено не менее 69 таких церквей. Данный храм в Варшавском укреплении левого берега реки Висла в дер. Немецкая Козунь (ныне Казун-Новы) был заложен в 1902 г. и освящён 26 Сентября 1904 г. настоятелем Ново-Георгиевского крепостного собора прот. Феодором Морозовым во имя благ. Князя Александра Невского. В 1915 г. после ухода русских войск церковь была закрыта. В 1960-е годы она была обезглавлена и использовалась сначала как столовая воинской части, а впоследствии как спортзал. В настоящее время церковь находится на закрытой территории одной из воинских частей Войска Польского в заброшенном аварийном состоянии. Источники: РГИА ф. 806, оп. 7, д. 10 (1904 г.); Цитовичъ Г.А. Храмы Арм i и и Флота, 1913, с. 204; Вестникъ военнаго духовенства, журнал, 1904, 22, сс. 681-683; 24, сс. 752-753; Варшавск i й дневеикъ, газета, 1904, 29.09. (12.10.), 273, с. 3 ; ; Комментарии и обсуждение В 2023 году храм был возвращён Православной Церкви, восстановлены барабан и глава над ним, а также колокольня (несколько в упрощённом виде, но близко к изначальному проекту). Внутренее помещение храма расчищено от мусора. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45420

Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд./А. Горский, К. Невоструев . – М., 1855–1917, отд. 2, т. 3. – С. 2. Святейший Адриан, последний патриарх Всероссийский//Русский паломник. – 1914, 4. – С. 59–60. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1848, 8. – С. 29 – 36. – 1876, т. 2. – С. 138–143 (биография). Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. Известия по Казанской епархии. – 1885, 17. – С. 579. – 1892, И. – С. 286. Русский паломник. – 1889, 47. – С. 557–559. – 1900. 43. – С. 715. Православный собеседник. – Казань, 1866, январь. – С. 42–50. – 1907, январь. – С. 106. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 289, 309, 311–313, 315, 318, 323, 677, 686. Церковный вестник. – 1891, 7. – С. 103. Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 ч. – 2-е изд. – М., 1788–1791, ч. 15. – С. 373. Старчевский А. В. Справочный энциклопедический словарь: в 12 т. – СПб., 184 7–1855, т. 1. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. – СПб., 1882 (Письма и бумаги Петра Великого, т. 1). Черниговские епархиальные ведомости. – 1864, часть неофиц. – С. 713. Русская старина. – 1887, июль. – С. 5, 6, 14–1 5. – 1872, июнь. – С. 850, 881. – 1910, июнь. – С. 635, 637, 639. Исторический вестник. – 1885, март. – С. 513; сентябрь. – С. 593. – 1886, т. 25. – С. 591–599. – 1891, май. – С. 491. – 1894, май. – С. 551. – 1908, ноябрь. – С. 601. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1405. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 239–240, 93–95, 328–339, 423–427, 536–537, 715–717. Журнал Московской Патриархии. – 1944, 9. – С. 15–16; 12. – С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

—92— Ha сем указе надпись Его Высокопреосвященства: «28 марта 1913. В Совете Императорской Московской Академии. Сердечно рад и поздравляю Академию. Митрополит Макарий. Справка. Высочайший Указ, данный Святейшему Правительствующему Синоду в 21 день минувшего февраля месяца, и описание празднования Академией исполнившегося 300-летия со дня избрания первого Государя ныне благополучно царствующего Дома Романовых внесены были в журнал предшествующего собрания Совета Академии – 20 марта 1913 года 3, ст. I). Определили: 1) Указ Святейшего Синода хранить при делах Совета Академии. – 2) Просить Его Высокопреосвященство принять выражение глубокой благодарности Совета Академии за выраженное в резолюции от 28 марта сего года поздравление Академия с Монаршей милостью. II . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «28 марта 1913. В Совет Академии» – Указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 26 марта за 4919: «По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный г. Обер-Прокурором Святейшего Синода, от 25 февраля сего года за 693, журнал Учебного Комитета, 128, по представлениям Преосвященных митрополитов С.-Петербургского и Киевского, Вашего Преосвященства и Архиепископа Казанского о результатах приемных испытаний в духовных академиях в 1912–13 учебном году. Приказали: Рассмотреть настоящий журнал, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: донесения Преосвященных митрополитов С.-Петербургского и Киевского, Вашего Преосвященства и Преосвященного Казанского о результатах приемных испытаний в духовных академиях в 1912–13 учебном году принять к сведению; о чем уведомив Ваше Преосвященство, Преосвященных Митрополитов С.-Петербургского и Киевского и Преосвященного Казанского указами». —93— Определили: Указ Святейшего Синода принять к сведению. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «5 апреля 1913. В Совет Академии» – Указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 3 апреля за 5499:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010