19 Ср. о диспуте 1905 и сократовском методе Свенцицкого: «Он ставил вопросы священникам, посещавшим собрания; бедный священник, не чуя ловушки, стараясь быть радикальным, ему отвечал, а Свенцицкий ответ превращал вновь в вопрос, на который священнику было трудно ответить; на третьем, четвёртом вопросе священник срывался; Свенцицкий же восклицал патетически: – Вот отец (имярек) отрекается от Иисуса Христа! Иезуитский вопрос, на котором священник срывался, вращался вокруг самодержавия и православия; Свенцицкий умел прижимать простоватых священников к стенке и вырывать у них вынужденные ответы, после которых он заявлял укоризненно: – Вы отреклись от Христа! Помню: это проделал с Востоковым он» (Белый А. Собр. соч. Воспоминания о Блоке. M., 1995. С. 175). 20 МГ. 1916. 28 июля. 203. C. 1. Подпись: Отец. Описанное совещание состоялось 15 июля 1916. 21 Варун-Секрет Сергей Тимофеевич (1866–1962) – депутат I–IV ГД, товарищ председателя ГД (1913–1916), владел 3000 десятин земли (1913). В числе других крупных помещиков получил от правительства в аренду, без торгов и за бесценок, казённые участки в Казахстане из фонда лучшей земли. 23 А также: И. А. Беневский, 3. Н. Гиппиус, C. М. Городецкий, C. H. Дурылин, Д. C. Мережковский, Г. С. Петров, M. М. Пришвин, Д. В. Философов, Д. М. Цензор, Эллис и др. 24 1 августа 1916 Короленко заявил, что не желает работать в газете, издаваемой «на средства гг. торговцев, промышленников и банкиров, которые, конечно, не напрасно решаются тратиться на эту дорогую затею», подр. см. его статью «Старые традиции и новый орган» (Русские записки. 1916. 8). Затем отказались Горький, Блок, Шмелёв; уклонились от участия Бунин, Куприн, Ал. Толстой; согласились Л. Андреев (возглавил лит. отдел), A. В. Амфитеатров (предложил окончательное название «Русская воля»), Ф. Сологуб, М. Кузмин. 26 Булацель Павел Фёдорович (1867–1919) – адвокат, журналист, один из организаторов СРН. В 1915 учредил ж. «Российский гражданин», ставший трибуной для антисемитов и англофобов. В 29 за 1916 обвинил премьер-министра Великобритании в стремлении «осуществить мечту масонов о международном трибунале... которому будет отдан на суд сам венценосный глава Германской империи» и заявил, что английские войска «продвинулись за два года войны на своём фронте на несколько сот метров». После официального протеста британского посла принёс извинения и был исключён из СРН, а журнал подвергнут предварительной цензуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Phillips D. A. The Temple of Divus Iulus and the Restoration of Legislative Assemblies under Augustus//Phoenix. Journal of the Classical Association of Canada. 2011. Vol. LXV, No. 3–4, Fall–Winter. P. 372, 376. White P. Julius Caesar in Augustan Rome//Phoenix. The Journal of the Classical Association of Canada. 1988. Vol. XLII: 4, Winter. P. 337, 355, 354. Gradel I. Emperor Worship and Roman Religion. Oxford, 2002. P. 336–337 («a particularly splendid building, with no expense spared…»). См. также: Fishwick D. On the Temple of Divus Augustus//Phoenix. The Journal of the Classical Association of Canada. 1992. Vol. XLVI, No. 3, Autumn. P. 232. Косолапов Б. А. О проектах монумента Петру I в Петропавловском соборе и работе над мозаичной картиной «Полтавская баталия»//Советское искусствознание. 1983 (1984). Вып. 1 (18). С. 274. Дело о препоручении в ведомство Канцелярии от строений, мозаического дела и команды//РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 255. Л. 38 (9 февраля 1766 г.). Кассий Дион Коккейан. Римская история. СПб., 2014. Кн. LI–LXIII. С. 332–333 (LVI.46.4). Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. XVIII (1767–1769). С. 539 13115). Камер-фурьерский церемониальный, банкетный и походный журнал 1772 года. СПб., 1858. С. 366–368. См. также: Санкт-Петербургские ведомости. 1772. 4 сентября 71). С. 1–2. Рубан В. Г. Надпись На положение Екатериною Великою пред надгробие Петра I флага, взятого у Турок на Архипелаге. Августа 29 дня, 1772 года. Б. м., 1772. Снегирев И. М. Жизнь Московского Митрополита Платона. 4-е изд. М., 1890. Ч. 1. С. 25. И. М. Снегирев приводит также указание на то, что слова «Твоя от Твоих…» прозвучали в упомянутом выступлении архиепископа Платона (Левшина), содержавшем призыв к Петру I восстать из гроба. Сведения о дате данной проповеди противоречивы: Вольтер пишет, надо полагать, именно о ней в письме Екатерине II от 15 мая 1771 г.; сам И. М. Снегирев в другой части своего труда относит ее к 1770 г. (Снегирев И. М. Жизнь… С. 111–113 (прил. В в разделе ч. I «Приложения объяснительные и дополнительные»); 191, прим. (прил. З в разделе ч. II «Приложения и дополнительные статьи»); см. также: Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. СПб., 1913. Т. I, кн. 2. С. 303 Судя по всему, эта проповедь действительно была произнесена в Петропавловском соборе в 1770 г. (Церемониальный камер-фурьерский журнал 1770 года. СПб., 1856. С. 211 (15 сентября). Впоследствии же известие о ней присоединилось к нарративу, описывавшему возложение Екатериной II турецкого знамени 29 августа 1772 г.

http://bogoslov.ru/article/6191976

24 . Там же. Л. 24. 25 . Толковая Библия , или комментарий на все книги Св. писания Ветхаго и Новаго Завета. С иллюстрациями. Издание преемников А.П. Лопухина , Петербургъ. 1904­–1913. Второе издание. Институт Перевода Библии. Стокгольм ,1987. Т. 3. С. 186. 26 . Липаков Е.В. Галахов Иаков Иаковлевич.//Православная Энциклопедия. М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2005. Т. 10. С. 307–308. 27 . Смолин М. Историческая справка об авторе книги. Профессор, протоиерей И. И. Галахов . Религиоведение. Богословско-философское исследование/М.: ФондИВ. 2008. С. 429–430. 28 . Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Том II. СПб. 1906. С. 118. 29 . «Дневник епископа Арсения». ГА РФ. Ф. 550. О. 1. Д. 514. Л. 114 об. Приводится по: Воробьев И. Митрополит Арсений (Стадницкий) и реформа среднего духовного образования. (Неподшитые заметки). http://pstgu.ru/download/1172752413.vorobiev.pdf. Дата обращения: 24.05.2012. 30 . ГА ТО Ф. 102. О. 1 Д. 984. Л. 1 (Свидетельство Церковно-Археологической Комиссии Черниговского Епархиального Древлехранилища, учрежденного при Черниговской Духовной семинарии). См. Приложение 15. 31 . Липаков Е.В. Галахов Иаков Иаковлевич.//Православная Энциклопедия. М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2005. Т. 10. С. 307–308. 32 . Хаминов Д.В., Некрылов С.А. Православие в жизни Дореволюционного Классического российского Университета (На примере Императорского томского Университета)//Сибирский медицинский журнал. 2009 (выпуск 1). С. 139. 33 . Галахов. И., проф.-прот. О религии. Богословско-философское исследование. Часть 1. О религии вообще. Изд. 2-е, исп. и пер. Томск. 1914. С. 2. 34 . Хаминов Д.В., Некрылов С.А. Православие в жизни Дореволюционного Классического российского Университета (На примере Императорского томского Университета)//Сибирский медицинский журнал. 2009 (выпуск 1). С. 139. 35 . Профессора Томского университета: Биографический словарь. Вып. 1. 1888­–1917/Отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск, 1996. С. 73–74.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но наши противники имени Божия не хотят наравне почитать с иконами, о чём см. журнал «Рус. Инок» за 1913 г. и газету «Колокол». 1913 г., 10 февраля. Но так как Имя Божие, с верою произнесённое устами или написанное буквами, как выражающими внешнюю сторону имени Божия, наравне почитается со св. иконами, то отчего же нельзя и здесь «обожать» его, ибо иконы обожаются, то есть называются «Божественными», да ведь и люди называются «божественными», а поэтому мы без сомнения называем и имя, написанное или с верою произнесённое «Божественным», и думаем, что в этом мы согласно мудрствуем со святыми и блаженными нашими Отцами. Третий Ваш вопрос: «считаю ли я, что Имя Божие спасительно даже для неверующих или для верующих, но произносящих его без внимания и благоговения»? Во-первых, скажу о самом имени Божием, что оно само по себе всегда свято, славно и спасительно; для нас же производит своё действие, смотря по нашему отношению к нему; и вот, если верующий произносит Имя Божие без внимания и благоговения, но делает сие отнюдь не по небрежению к великому и страшному Имени Божию, а единственно по слабости и немощи ума своего; хотелось бы ему достодолжно – в чувствах благоговения, смирения, покаяния и в чистом помысле возносить молитву ко Господу Богу всесвятейшим именем Его, но нет сил, по причине прирождённой нам греховности и ещё более ради необученности его к этому великому делу: то можно ли подумать, – что призывание Имени Божия и в таком случае будет для него неспасительно, когда оно для того и открыто нам Самим Богом, чтобы мы исцелялись всемогущею силою, Ему присущею, от всех своих болезней – душевных и телесных и от своего греховного растления!.. Другое дело, когда человек, произвольно имея презрительное отношение к Имени Божию, произносит его не благоговейно, кощунственно, насмешливо, тогда Имя Божие бывает для него огнём поядающим ( Евр. 12:29 ). В истории христианства мы видим много случаев действия спасительности имени Божия, не только когда язычники его (имя Божие) призывали, но даже только называли; так, например: «св. мученицы Епиктет и Астион биены бяху глаголаху: «Господи Иисусе, Учителю наш. Твоя воля в нас да совершается». И ещё: «Христиане есмы, буди воля Бога нашего в нас». Един же от мучащих слуг, именем Вишлантий, услышав та святых словеса, яже в страдании непрестанно глаголаша, и мнев быти в тех некую волшебную силу, болезнь телу в муках отъемлющую, нача оная непрестанно в уме своём имети, во дни же и в нощи та размышляти. И по трёх днех нача в народе немолчно взывати глаголя: христианин есмь, буди в нас воля Бога нашего. Тек же в темницу к святым, научися от них святей вере, и по малых днех крещения святаго со всем своим домом сподобися» 363 . Подобных сему случаев находится немало в Четьих Минеях, переведённых с греческого языка св. Димитрием Ростовским .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Беляев М. священник. Московский митрополит Филарет в его литургической деятельности//Московские церковные ведомости. М. 1908, Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911, стр. 183, 186, 187, 189. Боголюбский Н.И., протоиерей. Митрополит Филарет и Общество любителей духовного просвещения//Сборник. Филарет, митрополит Московский. Сергиев Посад. 1918. Бродский Л. Из ненапечатанных мнений и отзывов Московского митрополита Филарета. СПб., 1908. Бродский Л. Новейшие данные о деятельности Московского митрополита Филарета (Дроздова) //Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1905, 26, 27, 28, 30. Будрин Е. Догматическое богословие по сочинениям Филарета, митрополита Московского. (Библиография)//Православный собеседник. Казань. 1887, ч. 2. Булгаков В., священник. Воспоминания о Филарете, митрополите Московском//Душеполезное чтение. М. 1897, ч. 3, декабрь. Его же. Стихотворение//Московские церковные ведомости. М. 1897, 46. Бухарев А. протоиерей. Мои воспоминания о приснопамятном архипастыре, митрополите Филарете//Московские церковные ведомости. 1907, 51–52. Бухарев А. О Филарете, митрополите Московском, как плодотворном двигателе православной русской мысли//Православное обозрение. М. 1884. Апрель. Введенский Д.И. , профессор. Великий иерарх Русской Церкви//Троицкий цветок. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1907, 50. См. также//Московские церковные ведомости. 1907, 29, 30. Его же. Юродивый «Иванушка» – современник митрополита Филарета. М. 1916. Ветелев А. , священник, профессор. Митрополит Московский Филарет, как проповедник-богослов//Журнал Московской Патриархии. М. 1951. 12, стр. 50–57. Викторов П., священник. Памяти великого богослова: к 90-летию со дня кончины митрополита Московского Филарета (1867–1957)//Журнал Московской Патриархии. М. 1957. 12, стр. 46–53. Его же. Тайна Боговоплощения (проповеди митрополита Филарета в дни Благовещения)//Журнал Московской Патриархии. М. 1959, 4, стр. 45–51. Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сравнительная характеристика их нравственного облика). Сергиев Посад. 1913//Богословский вестник. Сергиев Посад. 1913, I. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

16 Журнал собрания Совета Императорской МДА 5 июня 1915 года//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 377. Л. 84 об. 18 Журнал собрания Совета Императорской МДА 27 января 1916 года//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. З. Д. 382. Л. 5 об. –6. 20 См. изображение и краткую историю медали: Иванов Е., Шигуров Л. Народное просвещение в Российской Империи и знаки отличия, Московская губерния//Альманах Марс. Академия русской символики. 2005. 2: [Электронный ресурс]. URL: http://www.geгаIdika.org/02_2005_12.htm. 22 См.: Светозарский А. К. История//Покровский храм Московской духовной академии. Сергиев Посад, 2014. С. 28. 23 См.: Представление ректора еп. Феодора 764 мая дня 1915 года//ЦИАМ.Ф. 223. Оп. 3. Д. 379. Л. 11 об. 24 См.: Колыванов Г. Е. Троицкая лаврская семинария//«Московской духовной академии 325 лет»: юбилейный сборник статей. Сергиев Посад; М., 2011. Кн. 1. Т. 1. С. 93–105. 25 Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 337; Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 318. 29 См. о нём подробнее: У Троицы в Академии 1814–1914. Юбилейный сборник исторических материалов. М., 1914. С. 214. 30 Так, например, Егор Васильевич Амфитеатров преподавал словесность во всём объеме, то есть эстетику, прозу, поэзию и литературу. См.: Там же. С. 84. 31 Митрополит Филарет Амфитеатров , кроме богословия, изучал поэзию, риторику, философию, историю, географию и языки латинский, греческий, немецкий и французский (Архив МДА. Д. 37. 1816 г. и Д. 39. 1817 г. Цит. по: У Троицы в Академии 1814–1914. С. 234. Примеч. 6. 32 Пётр Иванович Шаликов (1768–1852). См. статью: Шаликов, Пётр Иванович//Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., 1905. Т. 22: Чаадаев – Швитков. С. 492–496. 35 Беляев А. Д. Альбом с записями стихотворений и афоризмов гг.]//НИОР РГБ. Ф. 26. К. 10. Ед. хр. 12. 29 л. 37 Заново опубликовано в: Евгений, архиеп. Верейский. Академические юбилеи//БВ. 2011. 11–12. С. 30, где указываются выходные данные первого издания в Ярославской епархиальной типографии (написано 18 ноября 1913 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

919 «Троицкое Слово» еженедельный религиозно-нравственный и церковно-общественный журнал, издававшийся Свято-Троицкой Сергиевой лаврой в 19101917 гг. Главным редактором являлся епископ (с 1913 г. архиепископ) Никон (Рождественский) (Андреев Г.Л. Указ. соч. Т. 2. С. 163). 920 Стиль и пунктуация приводятся в соответствии с источником. Выделения в тексте сделаны авторами послания, которые, судя по тексту письма, были малограмотными. Наиболее вероятная сословная принадлежность авторов – крестьяне. 924 Имеется в виду церковный устав о порядке и образе совершения богослужений (см. подробнее: Полный православный богословский энциклопедический словарь... Т. 2. С.2159:2210). 927 Вильгельм II (Фридрих-Вильгельм-Виктор-Альберт) Гогенцоллерн (18581941 гг.) – император Германский и король Пруссии (18881918 гг.), двоюродный брат жены Николая II императрицы Александры Федоровны. 934 По амнистии, объявленной Временным правительством 5 марта 1917г. (Вестник Временного правительства. Пг., 1917. 1 (46). С. 1; Петроградские ведомости. Пг., 1917. 39. С. 1). 935 Епископ Токийский и Японский Сергий (Тихомиров) . Родился в Новгородской епархии, в 1871 г. или в 1871 г. В 1892 г. поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1896 г. с ученой степенью кандидата богословия. Тогда же назначен инспектором С.-Петербургской духовной семинарии. С 1899 г. Сергий – ректор СПб. духовной семинарии, архимандрит. В 1905 г. утвержден в степени магистра богословия и назначен ректором С.-Петербургской духовной академии. 6 ноября 1905 г. Сергий Тихомиров возведен в сан епископа Ямбургского, третьего викария столичной митрополии. С 21 марта 1908 г. по 29 мая 1912 г. он епископ Киотоский, помощник начальника Японской духовной миссии, после чего до 1940 г., вплоть до своего увольнения на покой, являлся начальником Российской духовной миссии в Японии. В 1902 г. Сергий Тихомиров был награжден орденом св. Анны 2 степени, в 1905 г. – орденом св. Владимира 4 ст., а в 1913 г. орденом св. Анны 1 ст. (см.: Состав Святейшего Синода. ...на 1917 год. С. 326327; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, монашествующим преподавателям духовных семинарий и училищ и священнослужителям при наших заграничных церквах на 1912 г. СПб., Синодальная типография. 1912. С. 153; Акты святейшего Тихона... С. 950).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был женат на Ирине Петровне Аникиевой (6 января 1885 – 17 декабря 1962), сестре прот. П. П. Аникиева . Соч.: Новые формы брака и семьи по советскому законодательству. С приложением проекта нового «Кодекса законов о брачном, семейном и опекунском праве», разработанного Народным комиссариатом внутренних дел. Л. 1925. См.: Мерковский В. Г. Костромские дворяне Верховские. М. 2000. С. 65–66; Римский С. В. Верховский П. В.//Православная энциклопедия. Т. VIII С. 23–24. 255 Верюжский Василий Максимович; (18 июля 1874 – 28 февраля 1955). Окончил Архангельскую ДС (1894) и С.-Петербургскую ДА (1898), к. б. 1 сентября 1898 – 31 августа 1901 – преподаватель богословия в Самоковском училище в Болгарии, с 31 декабря 1901 – помощник инспектора, с 13 ноября 1903 – преподаватель обличительного богословия, истории и обличения раскола С.-Петербургской ДС. 28 мая 1908 – магистр богословия. 13 октября 1908 определен, 1 ноября 1909 рукоположен во священника к храму Воскресения на Екатерининском канале («Спас-на-Крови»). С 15 февраля 1913 – доцент, с 29 сентября 1914 – сверхштатный экстраординарный, с 10–12 февраля 1915 – штатный экстраординарный профессор кафедры истории славянских церквей С.-Петербургской ДА. 29–30 апреля 1916 – протоиерей. С 7 февраля 1922 – профессор кафедры истории славянских и румынской православных церквей Петроградского Богословского института. 15 января 1919 – 1 февраля 1922 – сотрудник 2 отделения IV секции Единого государственного архивного фонда. Август 1923 – декабрь 1929 – настоятель храма Воскресения. В 1926 отказался от предложения преподавать Историю Русской Церкви на Высших Богословских курсах. Уклонился в иосифлянство. 3 декабря 1929 арестован и 8 августа 1930 приговорен к 10 годам лагерей. Срок отбывал в Свирлаге, затем, до 3 декабря 1939, находился в ссылке. Воссоединился с Русской Православной Церковью. С 1945 жил в Москве. С 1947 – доктор церковной истории. С 1951 – профессор кафедры истории славянских церквей Ленинградской ДА. См.: Профессор-протоиерей Василий Максимович Верюжский . (Некролог).//Журнал Московской Патриархии. 1955. 4. С. 9–12; Чельцов М. П., прот. В чем причина нашей церковной разрухи в 1920–1930 гг.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 17. М.-СПб. 1994; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб. 1999 (ук. имен); Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В., сост. Санкт-Петербургская епархия в XX веке в свете архивных материалов. 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000 (ук. имен); Шкаровский М. В. Верюжский В. М.//Православная энциклопедия. Т. VIII С. 30–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 октября – Собор Новгородских святителей (в день памяти святого благоверного князя Владимира Новгородского, †1052). Начало общей панихидной памяти было положено в 1439 году. Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI – XVII вв. Список имён – Минея Октябрь. М., 1980. С. 835 (см. также 10 февраля). 4 октября – Собор Казанских святых (в день обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского – 1595). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Казанском и Марийском Пантелеимоне. Список имён предполагается опубликовать в Минее дополнительной. 5 октября – Собор Московских святителей Петра (†1326), Алексия (†1378), Ионы (†1461), Филиппа (†1569) и Ермогена (†1612). Установлен Патриархом Иовом 5 октября 1596 года, впоследствии внесены имена святых Филиппа (1875) и Ермогена (1913 1 ; службу составил князь Симеон Шаховской, автор XVII века. 10 октября – Собор Волынских святых (в день святителя Амфилохия, епископа Владимира Волынского, †1122). Установлен в 1831 году. Тропари и кондаки написаны протоиереем А. Хойнацким . Список имён – Минея Октябрь. С. 259–261, 836. 23 января – Собор Костромских святых (в день памяти преподобного Геннадия Костромского, †1565). Установлен в 1981 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Костромском и Галичском КассианСм. ЖМП (Журнал Московской Патриархии). 1982. 10. С. 10–12.. Тропарь, кондак и величание составлены архиепископом Костромским и Галичским Кассианом. Список имён – Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 302–303. 29 января – Собор Великопермских святителей, Герасима († ок. 1441), Питирима (†1456) и Ионы (†1470). Установлен Патриархом Ермогеном около 1607 года. Служба составлена епископом Афанасием (Сахаровым) в день памяти святой благоверной княгини Анны Новгородской (†1056). Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI–XVII вв. Список имён – Минея Февраль. С. 772 (см. также 4 октября). В неделю 2-ю Великого поста – Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Установлен в кон. XVII – сер. XIX вв. Канон иеромонаха Мелетия Сирига (2-я пол. XVII в.). Список имён – Минея Февраль. С. 767–770. В связи с данным Собором необходимо обратить внимание на рукописный сборник, составленный в Киево-Печерской Успенской Лавре в 1953 году: «Дополни­тель­ная Печерская минея». Источники дополнительных текстов различны: Анфологион сер. XVIII в., вновь написанные тексты в Киево-Печерской Лавре в 20-е годы и в 40–50-е годы. Поскольку сборник сложился к 1953 году и отражает богослужебную практику Киевской Лавры последнего периода, мы рассматриваем его в данном разделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Скончался рано. Недолго прожил Николай Тихонов и с матерью. Похоронив родительницу, Николай пришел в Оптину пустынь. Он поступил в скит в 1876 году и почти 50 лет прожил в его ограде. Через год после поступления в скит отец Амвросий разрешил Николаю обращаться за духовными советами к старцу Анатолию (Зерцалову) . В 1898 году монах Нектарий был рукоположен во иеромонаха. Об отце Нектарии известно, что он четверть века провел в затворе. Так великие Оптинские старцы готовили его к будущему служению, избрав его своим преемником. В затворе отец Нектарий проходил науку умного делания и занимался самообразованием: читал не только духовные книги, но и светские, относящиеся к самым разным областям человеческого знания. О его эрудиции впоследствии ходили легенды. Старчество отца Нектария в Оптинском скиту относится по времени к периоду 1913–1923 годов. Его называют последним Оптинским старцем. Скончался отец Нектарий в селе Холмищи 29 апреля 1928 года. Приводим здесь лишь краткие биографические данные, так как представленный в книге материал, на наш взгляд, достаточно полно раскрывает образ великого старца. О нем см. также: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. 1970; Нилус С. А. На берегу Божьей реки. 1909; Воспоминания Павлович Н. А./Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1994. 6. С. 46–63. 166 В 1948 г., во время своего пребывания на Рижской кафедре, митрополит Вениамин познакомился с писательницей Надеждой Александровной Павлович, и она передала ему часть собранных ею материалов, касающихся истории Оптиной пустыни и личности старца Нектария, духовной дочерью которого она была в течение нескольких последних лет жизни подвижника (1922–1928). От Н. А. Павлови ч владыка Вениамин получил объемную рукопись в 250 страниц (которую, тщательно проработав, вернул автору) и письмо, написанное писательницей вскоре после первой встречи с ним. В письме Н. А. Павлови ч по памяти сообщила владыке сведения о старце Нектарии (преимущественно о последних годах жизни его). На основании этих материалов и были составлены «Записки об отце Нектарии».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010