Текст «Толкования служб» состоит из 5 Слов, различных по объему: о последовании будничной вечерни, о последовании будничной утрени, о последовании воскресной вечерни, о последовании воскресной утрени и о последовании литургии, каждое подразделяется на главы, построенные в форме вопросов и ответов. Значимость соч. «Толкование служб» состоит в том, что оно было составлено еще до литургической реформы патриарха Ишоява III (649-658) и тем самым является свидетельством несохранившейся восточно-сир. литургической традиции (см. ст. Восточно-сирийский обряд ). Исследователями обсуждается вопрос об использовании Г. К. текста литургии апостолов Аддая и Мари с установительными словами или без них, к-рые после редакции данной литургии Ишоявом III отсутствуют в известных рукописях. По мнению Б. Спинкса, свидетельство Г. К. об использовании текста литургии апостолов Аддая и Мари «остается неубедительным», поскольку автор мог взять установительные слова из текста литургий Нестория или Феодора Мопсуестийского. Автор упоминает митр. г. Карка-де-Бет-Слох (совр. Киркук, Ирак) Шубхальмарана как еще здравствующего, что дает основание ограничить период написания трактата первыми декадами VII в. В «Толковании служб» процитированы не только произведения традиц. среди восточносир. писателей авторитетов (свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, Евагрия Понтийского, Феодора Мопсуестийского, Нарсая), но и «Слово о духовной жизни» яковитского ученого Сергия Решайнского, являющееся введением к сир. переводу корпуса Псевдо-Дионисия Ареопагита. Особое внимание специалистами было уделено тому факту, что в «Толковании служб» отдается преимущество произнесению установительных слов, а не эпиклезе при освящении Даров. Эта т. зр. не является типичной для восточно-сир. традиции, к-рая следует мнению Феодора Мопсуестийского, связывавшего освящение Даров со схождением Св. Духа. Возможным источником таких представлений Г. К. могла быть гомилия свт. Иоанна Златоуста «О предательстве Иуды» (Э. Килмартин). Автор толкует литургию, представляя ее как описание жизни Христа от Крещения (начальное чтение псалмов) и до Вознесения (заключительное благословение), отходя тем самым от традиций Нарсая и Феодора Мопсуестийского. Во 2-й пол. VII в. Авраамом Катрая бар Лифе был сделан сокращенный вариант «Толкования служб». Сочинение Г. К. оказало влияние на литургические комментарии Йоханана бар Зоби (комментарий к-рого является стихотворным парафразом комментария Г. К.) и Авдишо бар Бриха. Текст «Толкования служб» не издан, за исключением одной главы, посвященной значению последования литургии (опубликована С. Броком - Brock. 2003).

http://pravenc.ru/text/161371.html

Выражение πειρκις πε ρως ( πε ρους), встречающееся у прп. Максима Исповедника не только в Главах богословских и домостроительных, I, 49 (PG 90, 1101 A), но и в других сочинениях (Вопросоответы к Фалассию, 60 и 63//CCSG 22, p. 75: 42 и 159: 230 Laga-Steel; PG 90, 621 B и 673 D), является реминисценцией из Пс.- Дионисия Ареопагита (О Божественных именах VIII, 2//Vol. 1, p. 201: 5–6 Such la; PG 3, 889 D), говорящего, что всесильный Бог может приводить к бытию бесконечное множество сил, которые никогда не могут притупить Его творческую силу. Неоднократно используемое свт. Григорием Паламой данное словосочетание стало «камнем преткновения» в паламитских спорах и вошло во все антипаламитские антологии и выдержки. Так, Никифор Григора в конце первого тома Опровержения (I, 3, 4, 5–11//WBS 12, p. 395–401 Beyer) приводит полностью § 48–50 указанного места Максима и доказывает, что Палама, цитируя Максима, опускает самый конец цитаты и тем самым изменяет ее смысл. По Максиму, существуют двоякого рода свойства Божии – вневременные и временные, но Творцом ( δημιουργ ς) и тех и других является Бог. Если использовать здесь терминологию паламитских споров, то это место подтверждает тварный характер как вечных, так и временных энергий Бога. Палама же пишет, что божественная сущность «пребесконечно превосходит» нетварные (но, тем не менее, «низшие», ср. ниже, II, 9, 36) энергии, превращая тем самым созданные энергии, о которых говорит Максим, в нетварные. Сам свт. Григорий ниже, во второй книге (II, 12, 49) дал православное толкование подобных выражений. Согласно интерпретации, одного из его более поздних продолжателей свт. Марка Эфесского , слово «высшая» можно относить лишь к сущности (но не к божеству), а «низшее» – к божеству, причем понимать эти выражения следует только в домостроительном (икономическом), а не внутритроичном плане (многие важнейшие паламитские творения свт. Марка не изданы; анализ с обширными цитатами из рукописей см.: Μπολοβιτς 1980, 391–414, особ. 397 сл. и 402–403; по изд. 1983 г. это с. 341–362, особ. 352). Однако правомочность такой интерпретации, равно как и соотношение между божественными действиями ad intra и ad extra, применительно к учению самого Паламы кажется довольно спорной.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

[македон., болг. Кирил] (Пейчинович) (ок. 1771, с. Теарце близ Тетова, совр. Республика Македония - 12.03.1845, мон-рь свт. Афанасия, близ с. Лешок, там же), болг. иером., книжник. О молодых годах жизни К. сведений не сохранилось. Возможно, он был учеником Иоакима Кырчовского . К. принял монашеский постриг в Хиландарском мон-ре на Афоне вместе со своим отцом Пейчином (в монашестве Пимен) и дядей (в монашестве Далмат) и впосл. жил в мон-ре Пресв. Богородицы в Кичеве. В 1801-1818 гг. он был игуменом Маркова мон-ря во имя вмч. Димитрия Солунского близ Скопье. Восстановил мон-рь после разграбления и возродил в нем духовную жизнь. Здесь в традициях болг. дамаскинов на простом болг. языке он составил «Зерцало, написанное для использования на простейшем и некнижном языке болгарском Нижней Мёзии» (Огледало: Описася ради потребы и ползования препростейшим и не книжним языком болгарским долния Мисий. Будим, 1816), в которое включил различные проповеди, поучения, нравственные наставления, толкования библейских чтений, молитвы и оригинальное «Поучение каждому христианину, как следует отмечать праздники Господские и в честь святых и как подобает причащаться Святым Причастием». «Поучение...» получило широкое распространение в болг. книжности XIX в. В 1818 г. стал игуменом мон-ря во имя свт. Афанасия Александрийского (см. Лешокский мон-рь ), к-рым управлял до 1830 г., а после жил в нем как простой монах. Основал при обители келейное уч-ще, собрал богатую б-ку (сейчас рукописи из ее собрания хранятся в архивах Москвы, Белграда, Софии и др.) и планировал открыть типографию. В 1831 г. К. составил «Книгу глаголемую утешение грешным», к-рая была напечатана в Фессалонике (Солуни) в 1840 г. в типографии Феодосия Синаита (автограф хранится в НБКМ). Также К. написал Краткое житие кн. Лазаря и ряд записок летописного, исторического (в основном об истории мон-ря свт. Афанасия) и автобиографического характера, сохранившихся на полях рукописных и печатных книг (напр., Кичевского сборника (ГИМ. Хлуд. 123), Цветной триоди 1488 г. (София. БАН. 46), Сборника с творениями Псевдо-Дионисия Ареопагита 1553 г. (НБКМ. 1032) и др.). На надгробной плите К. выбита написанная им краткая автобиографическая стихотворная эпитафия, к-рая считается ранним образцом болг. поэзии периода Возрождения. Имя К. носят 3 средние школы в Республике Македонии.

http://pravenc.ru/text/1840337.html

стороны (см., напр., ее толкование свт. Софронием I , Патриархом Иерусалимским, в послании Сергию I , Патриарху К-польскому - PG. 87. Col. 3177BC), вплоть до осуждения варианта, к-рый предпочли монофелиты, на Латеранском Соборе (649). Андрей Кесарийский (563-614) трижды ссылался на «А.» в «Толковании на Апокалипсис» в связи с учением об ангелах (PG. 106. Col. 257B, 305C, 356D). В VIII в. прп. Иоанн Дамаскин на основании «А.» строит ангелологию, учение о непостижимости Бога и о Божественных именах, несомненно, в рамках более широкого богословского синтеза; он цитирует почти все сочинения Дионисия в своих основных трудах. Сочинение Германа I, Патриарха К-польского (715-730), «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств», вдохновленное идеями «Церковной иерархии», стало образцом символического понимания литургии в Византии. Христологическое учение «А.» защищал игумен Анастасий Синаит († после 700) в своих полемико-богословских сочинениях (Hodegos 13//PG. 89. Col. 213D - 216D; Hod. 24//PG. Col. 305D). «А.» были известны прп. Андрею Критскому (ок. 660-740), особенное внимание он уделял эпизоду участия Дионисия в погребении Божией Матери (напр., DN III 2:1-14 цит. в: In Dormit.//PG. 97. Col. 1060C - 1064B). Прп. Феодор Студит (759-826) ссылался на «А.» в посланиях в защиту иконопочитания, находя в них основание символизма священных изображений; в Послании 165 он защищает институт монашества, указав на то, что уже в «Церковной иерархии» о нем говорится как об одном из 6 таинств ( Phot. Bibl. 1). Свт. Фотий, Патриарх К-польский, дважды упоминает «А.» в «Библиотеке», в самом начале к-рой излагается содержание книги некоего священника Феодора с 4 аргументами в защиту подлинности «А.» ( Phot. Bibl. 1), и неск. раз ссылается на него в «Амфилохиях» (PG. 101. Col. 697С, 900C). От X в. сохранились 2 противоположные оценки «А.»: сомнение в их подлинности, высказанное Арефой , архиеп. Кесарийским, имп. Льву VI Мудрому , и справка из лексикона «Суда» о том, что «Прокл делал заимствования из Дионисия, хотя и чисто формальные» (Πρκλος θεωρμασι πολλκις το μακαρου Διονυσου κχρηται κα ατας δ ξηρας τας λξεσι - Suda. 1170). Уверенность в зависимости Прокла от Дионисия была общим местом: неск. позже визант. гуманист Михаил Пселл писал, что Дионисий до Прокла изложил учение о возвращении всего существующего к Богу «более ясным образом» (σαφστερον) (De omnifaria doctrina. 74//PG. 122. Col. 733B).

http://pravenc.ru/text/ Ареопагитик ...

XV в. ГРМ («при Понтийстем Пилате») изложению о второй Ипостаси соответствует четкость и ясность цветов среднего ангела, одежда которого имеет обычные цвета воплотившегося Сына Божия (пурпурный хитон и синий плащ). Наконец, главный цвет третьего ангела – зеленый, цвет его плаща, который, по толкованию св. Дионисия Ареопагита , означает «молодое, находящееся в полноте сил» 372 , определенно указывает на свойства все обновляющего и возрождающего к новой жизни третьего Лица Святой Троицы. Тонко прочувствованная гармония красочных взаимоотношений иконы Троицы прп. Андрея составляет одно из главных ее очарований. Особенно поражает необычайной силы и чистоты васильковый синий цвет плаща среднего ангела в сочетании с золотистыми, цвета спелой ржи, крыльями. Четкой и ясной цветовой характеристике среднего ангела противопоставлены мягкие цвета двух других ангелов; но и в них врываются, сияя как драгоценные камни, яркие пятна синего. Объединяя в цветовом отношении все три фигуры, он как бы указывает, в свою очередь, на единство природы Лиц Святой Троицы и придает всей иконе спокойную и ясную радость. Таким образом, и в красочных сочетаниях этой иконы звучит та же жизнь, которой проникнуты ее образы, формы и линии. «Здесь есть и выделение центра, и цветовые контрасты, и равновесие частей, и дополнительные цвета, и постепенные переходы, уводящие глаз от насыщенного цвета к мерцанию золота (фона. –Л. У.), и надо всем этим сияние спокойного, как безоблачное небо, чистого голубца» 373 . Эту икону, с ее неисчерпаемым содержанием, гармонически уравновешенной композицией, величаво-спокойными фигурами ангелов, легкими, по-летнему радостными красками, мог создать только человек, унявший в душе тревоги и сомнения и просвещенный светом боговедения. Икона прп. Андрея остается до настоящего времени классическим образцом иконографии Святой Троицы. Сохраняются как основные ее тона, так и отдельные детали композиции и рисунка. Воспроизведенное здесь другое замечательное изображение Святой Троицы (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Св. Макарий Великий. О свободе ума 22: PC 34, 956D–957A. 116 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 329AC. 117 Из приписываемого св. Василию Великому сочинения «Аскетические установления» II 1: PG 31, 1340A. 118 Св. Григорий Богослов. Слово 21, 2: PG 35, 1084D. 119 Св. Макарий Великий. О свободе ума 21: PG 34, 956. 120 Св. Василий Великий. Беседа на псалом 14, 3: К молодым людям о чтении языческих книг 2: PG 31, 565–566. 121 «Главы практические» Евагрия, откуда заимствована с некоторыми изменениями эта мысль, долгое время приписывались Максиму Исповеднику. Они есть по–гречески в книге: С. Л. Епифанович. Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника. Киев, 1917, с. 58. 122 Уже Ориген толковал сравнение глаз возлюбленной в «Песне песней» (1, 14) с голубями (по–гречески это слово имеет женский род) как образ присутствия Святого Духа: «А что ее глаза сравниваются с голубями, то это потому, что она понимает Священное Писание уже не буквально, но духовно… ведь голубь есть указание на Святого Духа» (Ориген. Толкование на Песню песней 3: PG 13, 145D; ср. Беседа 2–я на Песню песней: Sources chretiennes, 37. Paris, 1953, p. 87 — в дальнейшем эта серия будет обозначаться заглавными буквами: SC с указанием тома и страницы). «Глаза твои — голуби», — пишет в комментарии на Песню песней Феодорит Киррский (I 15; II 10), — «это значит духовные, потому что Дух посетил невесту и вселился в нее в облике голубя» (PG 81, 28 слл.). 123 См. Беседы на Екклесиаста 4: PG 44, 684; Беседы на Песню песней 4; 7: PG 34, 833CD; 920ВС. 124 О божественных именах I 5; PG 3, 593С. 125 Прп. Исаак Сирин. Письмо 4–е: Θεοτοκις, 576=Σπετσιερη, 393. 126 «Претерпение незнания», или «непознающее состояние» (το πασχειν αγνωστως) — это терпеливое воздержание от работы рассудка, превращение ума в открытую готовность встретить Бога, перенесение «недоумения» (амехании). 127 Письмо 5: PG 3, 1073A. 128 Ср. «наития» и «принятия» света у св. Дионисия Ареопагита, о которых ниже I 3, 25. 129

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Нила (см. далее), что тот имел в виду одно место из Псалтири: там же, кн. II, слово 9 О честных страданиях Христовых// Ατ θι. 11782. Σ. 662=51991. Σ. 133: 12 π., рус. пер. с. 269 (А. Д.). Окрашивание души в цвет логоса – уже у Оригена [см.: PGL, s. v. βαφ] , Толкование на Евангелие от Иоанна, XXXII,22, [§ 289]: PG 14, 805 А [(GCS 10, р. 465: 12 Preuschen; SC 385, p. 310: 48–49 Blanc), а затем – у Евагрия: ум окрашивается при молитве в сапфировый или небесный цвет, ср.: Исх. 24, 10 ( Евагрий Понтийский . О помыслах, 39//SC 438, р. 286: 3–4 Gehin – C. et A. Guillaumont=Он же. О деятельной жизни (Практик), 70//PG 40, 1244 A (в новейшем изд. SC 171 эта глава изъята)=Пс.- Нил Синайский . О различных лукавых помыслах, 18 и 70//PG 79, 1221 B, тот же текст в Добротолюбии]. Ср. ту же мысль у Владимира Соловьева: " … качествовать не в себя, а в истину и затем уже из этого своего запечатленного истиною, в ее цвета окрашенного качества…» (Форма разумности и разум истины, окончание) (В. Б., [А. Д.]). 1489 Это определение «образа и подобия» Божьего в человеке имеется как у восточных, так и у западных отцов и учителей Церкви. См., напр.: Макарий [Булгаков], архиеп. Харьковский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. 3СПб., 1868. С. 454 (§ 82 1в). 1492 В этой классификации Каллист в определенной мере следует прп. Максиму Исповеднику . Ср.: прп. Максим Исповедник . О различных затруднениях, 41 [в новогреч. переизд. 103]//PG 91, 1305 A. Рус. пер. А. Р. Фокина (литературно более гладкий) на с. 128–129 (там же краткий комментарий, воспроизводящий аналогичные схемы Порфирия и Эриугены); см. также более букв. рус. пер. С. В. Месяц и обширное исследование-комментарий В. В. Петрова в кн.: Космос и душа 2005, 147–271 (краткий вариант: БТ 40 (2005), 47–73). См. также: Бриллиантов 1998, 224 и 264. 1505 Принадлежит трансцендентному (по ту сторону лежащему) миру (Н. Л.). Мы бы перевели: «и тогда весь становится запредельным всему миру» (А. Д.). 1509 Ср.: Пс.- Дионисий Ареопагит . О таинственном богословии, I, 1: κροττην κορυφν… τς κρυφιομστου σιγς γν φον… ν τ… ορτ… τος νομμτους ν ας//Vol.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

659 Там же, 84D-85A 660 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 3 — PG 59, 85С 661 Там же, 85D-86A 662 Вариант: от [солнечного] диска 663 См.: Василий Великий. Беседа на Рождество Христово — PG 31, 1473D 664 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 32 — PG 75, 553C-556A 665 Там же, 7 — PG 75, 100А 666 Там же — 100В 667 Максим Исповедник. Диспут с Пирром — PG 91, 341А 668 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 4, 8 — PG 94, 1116ВС 669 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, — PG 75, 312C 670 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8 — PG 94, 813А 671 Соборный томос 1341 г. — PG 151, 679—692 672 Григорий Богослов, Слово 29, 6 — Barbel 138 « PG 36, 81В 673 Цитата не идентифицируется 674 Василий Великий. Письмо 189 к Евстафию — Courtonne 2, 140 PG 32, 696В 675 Он же, Против Евномия 2, 29 — PG 29, 640С 676 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, — PG 75, 312C 677 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 2, 22 — PG 94, 948С 678 Там же, 2, 15 — PG 94, 948А 679 Там же, 948В 680 В оригинале — » του ατ εναι « 681 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5, 6 — PG 3, 820С 682 Там же, 5, 8 — 824С 683 Там же, 12, 4 — 972В 684 Дионисий Арепагит, О божественных именах, 5 — PG 3, 816—825 685 Там же, 5, 2 — PG 3, 816CD 686 Там же, 5, 1—816В 687 Там же, 5, 2—816С 688 Там же 689 Григорий Богослов, Слово 31, 30 — Barbel 272 PG 36, 168С 690 Григорий Богослов, Слово 45, 27 — PG 36, 660С 691 Афанасию, епископу Кизическому 692 Григорий Богослов, Слово 41, 13 — PG 36, 448А 693 Вариант перевода: «топчущим ее». Это значение, еще усилив его приставкой « κατα -», избирает Василий Великий в цитируемом ниже толковании 694 Василий Великий, О Святом Духе, 22, 53 — Bruche 212 PG 32, 168С 695 Григорий Богослов, Слово 41, 13 — PG 36, 445С 696 Там же, 9—441В 697 Там же — 441 С 698 Там же, 3 — 432 С 699 Афанасий Александрийский, Epistula ad Marcellinum de interpretation Psalmorum, — PG 27, 20A

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

878 Минея, 17 января на утрени, канон святому Антонию, песнь 1, тропарь 4 879 Буквально: «тянет» 880 Буквально: «делает всего видящего принадлежащим только себе» 881 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 8 — PG 29, 52В 882 О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592ВС 883 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О явлении во плоти Бога Слова, 4 — PG 28, 96А 884 Минея, 6 августа на великой вечерне стихира на «Господи воззвах», «Слава, и ныне» 885 Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341А 886 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1269А 887 См.: выше примечание к 1, 7, 28 888 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592В 889 Там же, 592ВС 890 Ср.: 1 Кор. 15:28; Григорий Нисский, О душе и Воскресении, 3 — PG 46, 104В 891 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В 892 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (5, 18), PG 91, 1128А 893 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564C 894 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С 895 Ср.: Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D-565C 896 Максим Исповедник. Схолии на «О божественных именах», 1, 4 — PG 4, 197С 897 Максим Исповедник. Схолии на «О божественных именах», 1, 4 — PG 4, 197С 898 В оригинале фраза «…, ς μετα το προφανος της δυσσεβεας μηδ χειν αναπλασαι γον τινα πς σται σαπξ ψυχωμνη τ φς » представляется темной, возможно испорченной. Поэтому мы перевели ее, исходя из общего смысла параграфа. Новогреческий перевод «…, οτε εκτς απ τν προφαν δυσσβεια να μ χει κανες οτε να φαντασθ πς θα εναι ψυχωμνη σαρκα τ φς » не только не соответствует оригиналу, но и заменяет предлог « μετα » — «с» — на прямо противоположный. Нашему же прочтению соответствовал бы вариант: «…, ο μετα το προφανος τς δυσσεβεας [εστ], μηδ χειν αναπλασαι γον …» 899 См.: Максим Исповедник, Схолии на «О божественных именах», 1, 4 — PG 4, 197D 900 Там же, 197D 901 Максим Исповедник, Главы богословские, 2, 88 — PG 90, 1168А

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Св. Макарий Великий. О свободе ума 21: PG 34, 956A. 157 Эти слова тоже не найдены в точности у св. Макария Великого, но сходные мысли есть в «Слове о терпении и рассудительности» (Слово 4, 4: PG 34, 868 CD), в «Беседе о вере в Бога и любви к Нему» (Беседа 20, 1: Макарий Египетский. Новые духовные беседы…, с. 113–117) и в «Беседе о том, что то, чего ищут христиане, ни с чем в этом мире не сравнимо», где есть слова (Беседа 26, 6: Там же, с. 153–154): «Ее [души] образ положен Им в вышних, в небесном граде святых Иерусалиме (Евр. 8, 1; 12, 22), и собственный образ неизреченного света Божества Своего положил Он в теле ее». 158 Акростих первого канона Косьмы Маюмского на Преображение. 159 Св. Иоанн Синаит. Лествица 28: PG 88, 1137С. 94. 160 Ср. псалом 83, 6 в славянском переводе: «Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем положи». Согласно толкованию Евсевия Кесарийского, восхождения, означающие добрые помыслы, совершаются, когда Бог «подхватывает человека» (Толкования на псалмы 83, 6: PG 23, 1009B–D; ср. Григорий Богослов. Беседа 31, 26: PG 36, 161–D.) По Кириллу Александрийскому, такие восхождения вселяют в нас мысль о небесном граде и надежду достичь его (Объяснение псалмов 83, 6: PG 69, 1208D). 161 О небесной иерархии XV 9: PG 3, 340A. 162 См. Беседы 18, 1–3: PG 34, 633–636; О любви 24–27: PG 34, 928–929; и особенно «Беседа о том, как душа, помалу воспитуемая благодатью, приходит в совершенство» (Беседа 16, 3: Новые духовные беседы, с. 93): «Ибо таинственно духовное и не может быть высказано человеческим словом, разве что сам Дух на опыте и на деле научит достойную и верующую душу». 163 О различении богословия и боговидения см. также I 3, 48 и Письмо 2–е к Варлааму 52. 164 О божественных именах 1 4: PG 3, 592С. 165 Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 88: PG 90, 1168A. 166 Св. Григорий Богослов. Беседа 40, 5: PG 36, 364В. 167 Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 6: PG 3, 644ВС; Максим Исповедник. Письмо 6, 5: PG 92, 429AB. 168

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010