9–11 Господь отвел угрозу: война закончилась и уничтожен арсенал врага. Голос, повелевавший всему сущему (ср.: ст. 7), ныне взывает к покою (11а) и вновь подтверждает надежность Своей защиты (11бв) (см.: Пс. 47:13 ). Пс. 45 предлагает произвести инспектирование сил поверженного противника, а Пс. 47 – непокоренного града Божьего. 10 Колесницы – транспортное обеспечение армии, обоз (см.: 1Цар. 17:20 ). 11 Остановитесь, то есть успокойтесь. Буду – лучше переводить не будущим, а настоящим временем: Господь, как Верховный владыка, дарует мир и покой постоянно. Псалом 46. Один Господь, один царь, один народ Всеобъемлющий контроль Господа ( Пс. 45 ) осуществляется не для подавления народов, но для их духовной поддержки. Пс. 46 призывает все народы воздать славу такому Богу (2), прославить Господа как Царя всей земли. Основанием для этого является все совершенное Им для Израиля – в силе (4) и любви (5). Следовательно, необходимо непрестанно воспевать истину о Боге (6). И снова повторяется эта последовательность: призыв прославить Господа (7, ср.: ст. 2), свидетельство о Царе всей земли (8–9, ср.: ст. 3), избранный народ (10; ср.: ст. 4–5) и превознесение славы Бога (10; ср.: ст. 6). Но есть еще и другой аспект содержания этого псалма: Израиль превознесен над другими народами провидением Божьим (4) и избранием Божьим (5); в ст. 10 народы, представленные их князьями, причислены к народу Бога Авраамова; обетование, данное Аврааму, исполняется, и благословение получают все племена земные (см.: Быт. 12:1–3 ). Если Бог восшел, то есть вначале сошел одержать победу (что, вероятно, и является основным содержанием псалма), то возникает мысль об исходе ( Исх. 3:8 ) или о победе Господа над врагами Давида ( Пс. 17:10 – «сошел»), или, что представляется более правильным, о победе над Сеннахиримом ( Ис. 31:4 ). Но какие бы конкретные события не проступали сквозь словесную ткань этого псалма, как всегда в Ветхом Завете, главным в его содержании является предвосхищение великого «нисхождения» Бога во Христе, чтобы «рассеянных чад Божиих собрать воедино» ( Ин. 11:52 ; ср.: Ис. 19:23–25; 60:1–3; 66:20 ), и Его грядущего великого восхождения на престол как Единого и Вечного Правителя всей Вселенной ( Еф. 1:20–23 ; Флп. 2:9–11 ). Псалом 47. Это – Бог наш

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Разумеется, так как участвовавшие в распинании Господа Христа люди совершали это дело с злым намерением, то за свою злонамеренность они весьма виновны пред Богом («руками беззаконных» Деян.2:23 ). Самое распятие Спасителя представляет славу, затмившую собою всякое бесчестие: предстоявшие страдания Сам Иисус Христос неоднократно называл прославлением (см. Ин.7:39, 12:23–28, 13:31, 17:1 ), так как вследствие искупительных страданий Своих Иисус Христос вошел в славу и воссел одесную Бога Отца ( Лк.24:26 ; Флп.2:8, 9 ; Евр.12:2 ), и так как впоследствии на подвиг души Своей Он смотрел только с довольством ( Ис.53:11 ). Посему сожалеющие о крестных страданиях Спасителя и крест считающие злом, что делает штунда, думают не о том, что Божие, но о том, что человеческое, и всецело навлекают на себя высказанное Господом ап. Петру негодование (см. Мф.16:21–23 ). После этого совершенно неуместно сопоставлять смерть обыкновенного человека на обыкновенной плахе со смертью Богочеловека на кресте. Кроме того, разница между обыкновенною плахою и крестом Христовым обнаруживается еще из следующего. Обыкновенный человек, всегда принимает смерть не добровольно и за преступления, своими муками и смертью близким доставляет он одну печаль и бесчестие, себе принимает одно бесчестие и страдания. Напротив, Богочеловек принял страдания совершенно добровольно и невинно, Своими страданиями и смертью Он доставил всем людям избавление от греха, проклятия и смерти, а Себе при непродолжительных страданиях увеличил вечную славу, так как искупленные люди после этого стали прославлять в Богочеловеке не только Творца и Промыслителя, но также Искупителя мира. Только отчасти можно бы сравнить смерть Богочеловека на кресте со следующим образчиком необычайной смерти мужественного воина. Если бы добродетельный и мужественный воин, отправившись во враждебный лагерь и сделавши там все необходимое для успехов родного войска и народа, был пойман врагами, за сделанное и за сокрытие своих военных тайн мужественно потерпел бы смерть на виселице, то своим подвигом и смертью он спас бы родную страну от неприятельского разгрома.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Можете быть уверены, что своим примером любви вы поддержите и укрепите в вере братьев, которым служите. Мы получили множество писем, где нам сообщают о той любви, которую проявляете вы и ваши жены. Одно собрание старейшин написало о своем окружном надзирателе: «(Он) по-настоящему предан воле Иеговы… является духовным помощником для всех… с ним можно обсудить любой вопрос. (Он) умеет слушать, оказывает братьям понимание и сочувствие. На таких братьев можно положиться, когда в будущем, мы знаем, настанут трудные времена». Вы можете не сомневаться, что братья очень дорожат вашей дружбой, вниманием и любовью, когда вы «столь искренне заботитесь» о них (см. Флп. 2:19-23, 29 ). Поэтому продолжайте относиться к ним с любовью. Никогда не оказывайте на них давление и не ругайте их. Ведите их, настойчиво работайте с ними, назидайте их в соответствии с их нуждами. Будьте терпеливы, если они идут вперед не слишком быстро. Такое сдержанное, доброе отношение освежит силы братьев (см. Мф. 11:28-30 ). ЗАЩИЩАЯ СТАДО Важная обязанность надзирателя заключается в том, что он, внимая «всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» ( Деян. 20:28 ), в то же время защищает это стадо от опасности. В  Деян. 20:29-30 рассказывается, что одной из таких опасностей могут стать отступники. В журнале «Сторожевая башня» за 1 августа 1980 года этот вопрос подробно рассмотрен. Вам всем необходимо тщательно ознакомиться с материалом этих статей для изучения. Также побудите к этому всех старейшин и особенно служителей. Включите основные моменты в свою программу «Не упускай того, что узнал». Помогайте старейшинам различать бунтовщика-отступника и христианина, ослабевшего в вере и мучимого сомнениями (см. 2Пет. 2 ; Иуд. 22, 23 ). С первым после нескольких попыток повернуть его к истине нужно поступать решительно ( 2Ин. 7-10 ). А слабому в вере нужно терпеливо и с любовью помочь обрести точные знания, которые и укрепят его веру. страница 2 Помните, что отступнику необязательно пропагандировать отступнические взгляды для того, чтобы быть лишенным общения. В статье, опубликованной в «Сторожевой башне» за 1 августа 1980 года (абзац 2 на с. 17), говорится, что слово «отступничество» происходит от греческого «отходить в сторону», «отступать, покидать», «бунтовать, оставлять». Поэтому если крещеный христианин отвергает учения Иеговы, как они представлены верным и благоразумным рабом, и продолжает упорствоовать в других убеждениях несмотря на порицания Писания, тогда он виновен в отступничестве. Для того, чтобы вернуть его к истинным рассуждениям, нужны неоднократные, доброжелательные усилия. Однако, если он и после этого продолжает придерживаться отступнических взглядов и отрицает то, что дает нам «класс раба», необходимо принять соответствующие судебные меры.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti/10

   О каких именно клятвах здесь идет речь, не совсем ясно. Некоторые исследователи полагают, что здесь высказывается предостережение против клятв, которые были приняты у зилотов (ср.: Деян. 23:12); хотя это может весьма неплохо вписываться в контекст Послания Иакова, его читатели, возможно, не видели в его словах более простой и очевидный смысл. Суть заключается в том, что нельзя клясться безрассудно, в порыве чувств (5:7—11); лучше молиться (5:13). Лучше молиться, чем клясться, поскольку в самой полной форме клятвы содержится и проклятие, обращенное на клянущегося, которое звучит так: «Пусть Бог убьет меня, если я не сделаю этого».     5:13—20 Полагаться на Бога     5:13. Отсутствие противления не означало, что вещи не играли никакой роли (как это было у «стоиков; см. коммент. к Еф. 5:20) или что нужно просто покорно ожидать конца времен (как считали некоторые авторы апокалиптических произведений); это означало, что нужно молиться.     5:14. Раны для очищения смазывали елеем (ср.: Лк. 10:34), а страдавших головными болями и в профилактических целях смазывали оливковым маслом, специально предназначенным для «медицинских» целей (с точки зрения древней медицины). Елей (масло) также использовался для помазания священников или правителей: его возливали на голову — в знак посвящения Богу. Христиане могли сочетать символическое медицинское использование с символом наделения человека силой Духа Божьего (Мк. 6:13).    Общая молитва об исцелении постоянно читалась в синагогах как молитва благословения; о «пресвитерах» см. в коммент. к Деян. 14:23. Посещение больных было актом благочестия в раннем иудаизме, что, вероятно, было унаследовано и христианами (ср.: Мф. 25:36,43).     5:15,16. «Ветхозаветные пророки часто исцеляли от болезни, демонстрируя это как образ исцеления от скверны греха, а в еврейской литературе грех и болезнь связывались между собой; так, за восьмью благословениями в иудейской ежедневной молитве об исцелении (хотя здесь упор делается не на физическое исцеление) следовали просьбы о прощении и искуплении. Иаков не находит непосредственной причинно-следственной связи между всеми болезнями и грехом, причем даже в большей мере, чем Павел или авторы Ветхого Завета (см. коммент. к Флп. 2:25—30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2797...

1:1,2 Введение 1:1. В обращении «рабы» не было ничего уничижительного ни для иудеев (пророки часто назывались «рабами Божиими»), ни для членов греко-римского общества (рабы императора и других высокопоставленных официальных лиц обладали большими властью и авторитетом, чем простые граждане). О «епископах» и «диаконах» см. в коммент. к 1Тим. 3:1,8 , где эти термины используются одновременно. 1:2. Павел здесь приводит христианскую формулу принятого в древности приветствия (см. коммент. к Рим. 1:7 ). 1:3–11 Благодарение Богу за филиппийцев Выражение благодарности было характерно для древних писем; Павел питает к фи-липпийцам особые чувства, он не упоминает о них только в Послании к Галатам, и то по вполне понятным причинам. 1:3,4. В еврейском языке иногда молитвы связываются с «напоминанием» перед Богом (как в Рим. 1:9 ); здесь Павел, вероятно, имеет в виду, что он благодарит Бога за филиппийцев во всех своих постоянных молитвах Ему (ср.: Флп. 4:6 ). 1:5 . Слово, переведенное как «участие», часто использовалось в деловых документах для обозначения партнеров, которые владеют общими денежными средствами. Здесь оно включает и ту финансовую поддержку, которую филиппийцы оказывали другим (4:10–20). 1:6 . Выражение «день Иисуса Христа» – адаптированный вариант «ветхозаветного термина «День Господень», что также предполагает божественную природу Христа. Уверенность Павла в их стойкости базируется на сказанном в 1:5–7. 1:7 . В дружеских посланиях часто выказывались чувства любви и привязанности к своим друзьям. В условиях своего заточения Павел естественным образом пользуется юридическим языком: «защищение» и «утверждение», или оправдание и обвинение. 1:8 . Древние обычно призывали в свидетели божество, предполагая его всеведение; лгать в такой ситуации означало навлечь на себя гнев богов. 1:9–11. Как и Павел здесь, философы подчеркивали необходимость различать добро и зло. Об источнике «праведности» см. в коммент. к 3:9. 1:12–26 Польза испытаний Греческие философы обычно утверждали, что ни смерть, ни тюрьма сами по себе не имеют значения; имеет значение только отношение к этому самого человека. Павел отчасти согласен с этой точкой зрения, но совсем по другим причинам: он уверен, что суверенный Бог использует испытания во славу Себе (1:12–14, иудейская и «ветхозаветная концепция), а также потому, что он безраздельно посвятил себя Иисусу (1:21,23). В посланиях, как и в речах, обычно присутствовал «повествовательный элемент – описание обстоятельств или сообщение читателям последних новостей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

К кому ни коснется солнечный луч, всякому приносит он свет; к чему ни примешается приятность благоухающего мира, все то немедленно начинает благоухать. Но ни к солнцу, ни к миру не прикасаются никакие скверны. Так Бог, пришедший через чистую Матерь, не только Сам не осквернился во утробе, но и Ее очистил. Так и умерши, сокрушил Он державу смерти, и не только Сам ничего не потерпел от смерти, но и ее истребил (свт. Григорий Богослов , 16, 264). Источник. Какое большее обнищание – Богу быть в образе раба? Какое большее смирение – Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством? Царь царствующих, Господь господствующих волею облекается в рабский образ; Судия вселенной делается данником владычествующих, Господь твари превитает в вертепе; Всеобъемлющий не находит места в гостинице, но повергается в яслях бессловесных животных; Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понесши на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образце, говорит Апостол (см.: Флп. 2, 5–7 ), да будет видима тобою мера смиренномудрия (свт. Григорий Нисский , 19, 368). Источник. ...Мы столь удерживаемся думать о Единородном Боге что-нибудь малое, что если по человеколюбивому Домостроительству и воспринято что-либо из дольнего естества, то верим, что и это претворилось в Божественное и нетленное... (свт. Григорий Нисский , 23, 17). Источник. ...Воспринявший все наше, чтобы дать нам взамен Свое, – восприял и рабство так же, как болезни и смерть, проклятие и грех, не для того, чтобы Самому иметь, что принял, но чтобы очистить от сего естество (человека), уничтожив в естестве непорочном подобные качества, принадлежащие нам (свт. Григорий Нисский , 23, 196). ...Почему, вместе со всеми, не знает (последнего) дня и Сын (см.: Мк. 13, 32 ), имеющий в Себе Отца и Сам Сущий в Отце? И это означает избыток Его смирения. Ибо Сыну Божию надлежало по преимуществу смирить Себя, потому что Он по преимуществу совершенно восприял и весь образ человеческого бытия. Сказав, что Он не знает, Он явил слушателям Свое смирение. А дабы не оказаться сказавшим неправду, он прибавил: токмо Отец един весть; по букве Он отрекся от ведения, а по силе таинственного выражения исповедал оное. Ибо когда знает один Отец, то знает и Сын, поскольку Он и Отец едино суть (свт. Григорий Нисский , 24, 21). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

У них те же побуждения, поскольку Бог видит и благословляет такой образ жизни, отвергая людей, совершающих злонамеренные поступки. Примечания. 8 Единомысленны: живите в гармонии друг с другом. Это происходит, когда мы обретаем «ум Христов» (см.: Флп. 2:5 ; Кол. 3:2 ). Сострадательны: греч. слово букв, означает «чувствовать совместно», т. е. когда мы можем проникнуть в чувства других и поделиться с ними любовью Божьей. Это свойство любви, братской любви, проявляемой по отношению к братьям и сестрам по вере, уже отмечалось в 1:22 и снова будет рассматриваться в 4:8; такая любовь должна стать знамением христианского братства. Дружелюбны: новое звучание старого греч. слова «мужественный». Смиренномудры (см. также: 5:5,6): это слово показывает, что секрет характера, описанного здесь, состоит в реалистической оценке собственной личности и высокой оценке других. 9 Возвращает нас к ст. 2:23 (см.: Лк. 6:27,28; 23:34 ). К тому: может относиться к наследованию благословения или к воздаянию добром за зло. Слова, использованные здесь, напоминают нам текст 2:21, а также цитату из Пс. 33 , позволяя предположить, что Петр подчеркивает необходимость вести благочестивую жизнь в условиях борьбы и противостояния. Такое повиновение позволит христианину наследовать уготованные Богом благословения (ср.: Рим. 8:17,18 ). Радость этого благословения проявится во всей своей полноте в грядущей жизни, но ветхозаветный автор, очевидно, имел в виду благословение идти по жизни с Богом. Взор Бога сосредоточен на Его детях, Он оберегает их, и уши Его отверсты, чтобы слышать их молитвы и отвечать на них. 10–12 Цитата из Пс. 33:13–17 несколько изменена с точки зрения грамматики, перефразирована, чтобы ее можно было вписать в контекст. Под жизнью псалмопевец, вероятно, понимает здесь временное пребывание на Земле. Петр мог вполне использовать это слово (как в ст. 7) по отношению к вечной жизни, особенно когда он изменяет первоначальное: «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие» на «…любит жизнь и хочет видеть добрые дни».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Это дар Божий , и человека, который понимает и принимает этот дар, « Бог... вознаграждает... радостью сердца его ». Глава 6 6 душа его не наслаждалась... добром. Букв.: «его душа не удовлетворена добром». См. 5,17–19 и ком. Человек не может получить удовлетворение от добра, которого пожелал (см. 5,7–16 и ком.), если «не дает ему Бог пользоваться этим» (6,2). 6 не наслаждался добром. Букв.: «не видит (не ощущает) добра». Т.е. суть не в неспособности пользоваться имеющимся благосостоянием, а в его отсутствии. в одно место. Т.е. в прах, ничего не значащий для вечности. Мертворожденный имеет преимущество перед живущим, не знающим покоя, независимо от того, какая жизнь дарована ему. 6 душа его не насыщается. Эта мысль не столько о том, что никто не получает удовлетворения от плодов своего труда, сколько о том, что земные труды не удовлетворяют стремления души человека (1,8). 612,7 Какое же преимущество мудрого... Этой фразой начинается последний из трех циклов книги (1,3 3,8 и ком.; 3,9 6,7 и ком.). Здесь противопоставляется ограниченная мудрость человека вечной мудрости Бога. (См.: Введение: Особенности содержания и темы). 6 какое же преимущество. Бедный, но знающий, как надо проводить жизнь, отпущенную ему Богом, имеет такие же преимущества перед богатым, но не умудренным, какие мудрец имеет перед глупцом. 6 наречено имя, и известно. Бог оценивает человека как грешника (7,20). препираться. Человек бессилен противостоять суду Божию. Глава 7 7 лучше... день смерти. Для праведников смерть избавление ( Флп. 1,21–23 ), потому что они покидают этот мир, лежащий во зле (4,3), чтобы быть со Христом. 7:2–4 дом плача... в доме плача. Погребение открывает истинный смысл земного пути человека. 7 Притесняя других. Ср. 4,1. Жестокость несовместима с духовной жизнью. 7 гнев гнездится. Гнев, если его не подавлять, сжигает душу. 7:11–12 мудрость... дает жизнь. Праведная мудрость седьмое и наивысшее из названных Соломоном благ приносит пользу как нынешней жизни, так и будущей. Христос есть спасительная премудрость Божия( 1Кор. 1,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010