«ДВ» следует рассматривать как движение протестантских харизматических общин, поскольку их единство может быть обозначено лишь в самых общих чертах, свойственных для религиозных движений: общие религиозные представления (учение Веры), культовые практики («позитивное исповедание») и общие авторитетные лидеры движения. Для религиозного движения свойственна тенденция к приобретению со временем черт какого-либо религиозного объединения 482 . Для «ДВ» это выражается в стремлении к деноминационной оформленности, что было подробно рассмотрено. «ДВ» обнаруживает зачатки собственной деноминации. Если бы процесс организационного оформления был завершён, тогда «ДВ» могло бы стать отдельной деноминацией, будучи одновременно частью харизматической деноминации протестантизма. Это не противоречит определению, религиозная деноминация может одновременно принадлежать другим деноминациям, что составляет одну из её характерных черт. Определённый интерес представляет сравнение «ДВ» с Новыми религиозными движениями (НРД). «ДВ» активно развивается в протестантской харизматической среде с начала 1980-х гг. на волне неохаризматизма или пауэр-евангелизма, хронологически совпадая с «новизной» НРД. А. Баркер в своём труде «Новые религиозные движения» цитирует Б. Вильсона, называющего характерной черной НРД время их возникновения с середины 1960-х гг 483 . Р. Уоллис прямо относит неопятидесятников к «миротерпимым» НРД 484 . И.Я. Кантеров также относит к неохристианским течениям НРД «многочисленные группы харизматической направленности» 485 . С другой стороны, как часть харизматического движения протестантизма, «ДВ» имеет конфессиональное происхождение в пятидесятничестве и в этом смысле не может рассматриваться как НРД, которым присуще внеконфессиональное происхождение 486 . Вместе с тем, рецептивные элементы культов Нового Мышления в «ДВ» позволяют обнаружить некоторые черты его существенного сходства с НРД. Например, А. Баркер выделяет в качестве типологической характеристики НРД культивирование методик карьерного роста, здоровья и долголетия, а также построение рая на земле. Это заметно совпадает с теологией-идеологией процветания «ДВ». Д.М. Угринович в своей «Психологии религии» выделяет в качестве характерной черты «нетрадиционный верований»: «недостаточная теоретическая согласованность отдельных положений и догматов, что делает их менее уязвимыми логически» 487 . В определённой мере это характерно для «ДВ». Наличие в «ДВ» синкретических и эклектических элементов, обусловленных генеалогической связью с культами Нового Мышления, также может рассматриваться как типологическая характеристика НРД 488 . 2.2. Религиозные практики

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

—297— Более определенное представление дает св. Феодор о порядке произнесения им своих оглашений. Оглашения произносились св. Феодором обычно два или три раза в неделю. «Не великое что либо мы совершаем, говорит Феодор, если каждую неделю два или три раза беседуем с вами. Но если бы была возможность делать это каждый день, вы получили бы немалую пользу» 481 . В некоторые периоды Феодор говорил только по одному оглашению в неделю. «Я отменяю, заявляет он в слове XI первой части Великого Оглашения, одно оглашение отчасти потому, что не успеваю это делать, а отчасти потому, что вижу, что вам достаточно вместо многих, слушать в неделю только одно оглашение. Ибо вы сами совершенны... И когда я не говорил наставления, то вы сами восполняйте причиняемый мною недостаток» 482 . Оглашения совершались «после бдения» (π τς γυπνας) 483 и, конечно, прежде первого часа, который, как видно из приведенного уже места слова XIV первой части Великого Оглашения, отправлялся отдельно от утрени, после некоторого значитель- —298— ного промежутка времени 484 . Продолжительность оглашения зависела от количества остающегося времени ночи. Чем короче ночи, тем короче и оглашения 485 . «Уже скоро рассвет, начинает Феодор одно из своих оглашений, и время для отдыха после псалмопения: «мое оглашение посему кажется уже тягостным. Но я прошу, вместе со службой (μετ τν λλων), выслушайте также и его; я в кратких словах хочу напомнить вам о вашем подвиге» 486 . «Не буду затягивать оглашения, заканчивает Феодор свое поучение в другой раз, вот уже солнце поднимается, – прощение всем, и Бог мира да будет со всеми вами» 487 . Однако никакая продолжительность утреннего бдения не могла быть причиной совершенной отмены оглашения. «Время жатвы, говорит Феодор в слове XVIII Малого Оглашения, причиняет расслабление тела, когда сюда присоединяется еще и нощное бдение (α τς γυπνας), и мы скоро начинаем тяготиться слушанием поучений (πς τν ασιν τς ατηχσεως). Но так как по заповеди апостола мы должны быть как бы ежедневно умирающими, – а всякий умирающий говорит о том, что относится к погребению и заставляет присутствующих быть внимательными, – то не будем тяготиться слушать, но будем внимать тому, что говорится, как бы присутствуя при чтении завещания» 488 . Оглашения неотложно необходимы для иноков. «Этот обычай ведет свое начало от отцов и носить на себе печать почтенной древности 489 , а то, что совершается по подражанию святым отцам..., весьма полезно; ибо отцы наши трудились в слове и учении, подражая блаженному апостолу» 490 . «Из-за одного того, говорит Феодор в слове LXXVIII первой части Великого Оглашения, из-за одного только того, что я выполняю своими оглашениями обычай святых наших отцов, я радуюсь, ликую» 491 . По отеческому преданию со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Пизон 482 думает, что Novensiles 483 – это девять (novem) богов, культ которых был установлен сабинами в Требии 484 ; Граний 485 считает их за Муз, соглашаясь с Элием 486 ; Варрон указывает на девятеричное (novenarium) число их, как на считающееся всегда имеющим наиболее благоприятное влияние и высшим 487 . Корнифиций 488 признает их за охранителей нового (novitatum), потому что, благодаря их попечению, все возобновляется и продолжает существовать; Манилий 489 – за девять (novem) богов, которым одним Юпитер дал власть метать его молнию; Цинций 490 призывает их за чужеземные божества, получившие название вследствие самой новизны (novitate), потому что римляне обыкновенно религии побежденных городов отчасти вводили в отдельных семействах, а отчасти причисляли к государственным культам, и, чтобы кто-либо из богов вследствие многочисленности или по неведению не был обойден, призывали всех Novensiles, для ускорения и ради краткости, под одним общим именем. Кроме того, есть некоторые, которые утверждают, что этим названием обозначаются люди, возведенные в богов 491 , как Геркулес, Ромул, Эскулап, Либер, Эней. Все эти мнения, как это ясно, различны, и невозможно разногласящих в мнениях считать свидетелями одной истины. Так, если мнение Пизона соответствует истине, то лгут Элий и Граний, а если верно то, что ими говорится, то заблуждается обладающий самыми широкими сведениями Варрон, заменяющий существенное пустяками и не имеющим никакого значения. Если от числа девять происходит наименование «Novensiles», то уличается в пустой болтовне Корнифиций, как приписывающий богам, покровительствующим новизне, чуждую им силу. Если же мнение Корнифиция верно, то оказывается несведущим Цинций, наделяющий богов побежденных городов властью божеств Novensiles. Но если это те, кого признает Цинций, то окажется говорящим ложь Манилий, понимающий под этим именем метателей чужой молнии. Если же достоверно и несомненно то, что думает Манилий, то в величайшем заблуждении находятся те, кто полагают, что Novensiles называются, вследствие новизны почести, смертные, возвеличенные божественными почестями и обоготворенные.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

С изменением пастушеской жизни Израильтян на жизнь оседлую, изменяется и жизнь девицы. Во времена патриархов, девица с стадами своего отца проводит время среди лугов и стремится к ручьям. Правда, и теперь мы видим, что она черпает воду из источников 481 , играет на улицах Иерусалима 482 , веселится пляской близ виноградников Силома 483 . Но теперь она живет в доме Израильского города, привыкает к сидячей и домашней жизни. Во времена патриархов, как мы видели, начальник фамилии имел право жизни и смерти над своими детьми. Теперь дело уголовного суда принадлежало судилищу народному 484 . Родители могли только наказывать своих детей в видах исправления, а осудить на смерть могли только старейшина народа. Оставалось одно жестокое право отца над своею дочерью – это то, что он мог продать ее в рабство еще в детстве. Но с каким-то особенным чувством нежности Законодатель старается оградить покой и честь девицы, сделавшейся невольною рабою: возросши она должна сделаться супругою своего господина и хозяйкою дома; если же не так, она, совершенно свободная, оставляла дом своего господина 485 . Моисей имел почтительное сострадание к девице военнопленной, которая принадлежала к племенам, не осужденным на полное истребление 486 . Если юность и красота пленной трогали сердца Израильтянина, он мог взять ее в свое жилище; но он не смел дать ей тотчас же титло супруги. Пленной дозволялось наперед оплакать свое прошедшее: в продолжение месяца она, сирота, сбросивши свои украшения, оплакивала свое отечество, своего отца и свою мать. Только после этого любовь супруга могла сделать для нее менее горьким воспоминание о своей фамилии 487 . Супружество, как во времена патриархов, так и теперь, было народною и вместе с тем религиозною обязанностью. Позор покрывал тех, у кого не было детей. Публичное осуждение падало на тех, кто осквернял чистоту племени народа Божия браками с иностранками. Только что рождающийся Еврейский народ естественно ревниво старался оградить и поддержать особенность своего племени, избегая смешений с иностранцами. Для того, чтобы какой-нибудь народ достиг высшей степени своеобразного совершенства, до какой он только способен, нужно, чтоб он достиг этого исключительным развитием собственных сил, вдали от всякого чуждого влияния. Только достигши своей зрелости, народы могут безопасно вступать между собою в брачные союзы и обмениваться между собою своими идеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

6:17. «И меч духовный, иже есть глагол Божий». Что есть меч духовный, изъясняет сам Апостол, говоря, что это есть глагол Божий, т.е. богооткровенное слово. Как сим словом поражать можно врага, показал Сам Господь, когда, искушаемый в пустыне, все хитросплетения диавола рассекал мечом слова Божия. Восприять такой меч, значит – знать на память божественные изречения, и во время благопотребное износить их из сердца, наперекор внушениям диавольским. Опытные борцы с диаволом – подвижники – говорят, что если в час искушения начнешь читать псалмы, и особенно такие, в которых говорится что-либо относящееся к искушению, то оно тотчас исчезнет, как исчезает дым от дуновения ветра. Иные говорят: собери и содержи в памяти наготове изречения Писания против всякой страсти; и когда случится быть искушаему какой, припоминай и читай вслух, если можно, сии изречения, – и искушение отойдет... Духовный человек, в коем благодать Духа начала явно действовать, по очищении страстей, получает особую силу на бесов. Почему говорит им: именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе – изыди и к тому не вниди – и бесы бегут. Это и есть действенность Духа. Огнь Духа опаляет их. Христианам совершенным всегда принадлежала и принадлежит такая власть. Стр. 483, 484 738. Молитва всеусердная и неотступная 6:18. Указывая на необходимость молитвы, Апостол тут же указывает и на то, какова должна быть молитва , чтобы быть услышанной. 1) Молитесь, говорит, всякою молитвою и молением, т.е. всеусердно, с болезнью сердца, с пламенным к Богу устремлением. 2) Во всяко время. Этим заповедует он неотступность и неусыпность молитвы. Молитва должна быть не занятием известного времени, а состоянием духа всегдашним. Стр. 486 739. Молитва сердечная для бесов неприступная и вместе притрудная, с подвигом телесным, – отсюда долгие церковные службы, ибо льготность не должна быть в ней 6:18. 3) Духом, т.е. молитва должна быть не внешняя только, но и внутренняя, умом в сердце совершаемая. В этом существо молитвы, которая есть ума и сердца к Богу возношение...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Закон Моисеев, или Пятикнижие, прочитывался весь без пропусков. Для этого он был разделен на отделы (параши, ), объем которых обозначался на полях свитков чрез три стоящих рядом буквы или т. е. или 483 . Каждая параша делилась на несколько меньших частей, обозначенных буквой или , которые служили для обозначения отдельных предметов, о которых идет речь в параше. В разделении закона на параши разные евреи имели неодинаковую практику: одни (вавилонские) делили его на 54 параши (применительно к количеству суббот в году), а другие (палестинские) – на 154 параши, в соответствие трехгодичному сроку, в течение которого прочитывался закон (Мегилла 29 б) 484 I17  . Право чтения закона в синагогах, кроме лиц, составлявших должностной персонал синагоги, могло принадлежать каждому иудею, за исключением женщин и детей. Для чтения закона вызывался не один человек, а несколько. Чтец развертывал свиток закона и отыскивал место, которое надлежало читать (ср. Лк. 4:16–17 ). По прочтении соответствующего отдела, он свертывал свиток и отдавал хазану, для отнесения в ковчег (ibid. 20). За чтением закона следовало чтение из книг пророческих ( Лк. 4:17 ), которые для сего были разделены на гафтары 485 . Что касается агиографов, то из них читались лишь некоторые (см выше) и при этом лишь в особые праздничные дни. Исключение представляла лишь Псалтирь, которая прочитывалась в течение трех лет вся, для чего она, подобно Пятикнижию, была разделена на пять частей, псалмы которых читались в соответствие парашам закона 486 . Чтение Св. Писания в синагогах обычно совершалось на древнееврейском языке. Когда евреи, возвратившиеся из вавилонского плена, стали плохо понимать этот язык ( Неем. 13:23–24 ) то вошло в обычай чтение на древнееврейском языке сопровождать переводом или перифразом на язык арамейский, следствием чего явились т. н. таргумы ( Неем. 8:8 ) (ср. выше). в) Проповедь. После чтения Св. Писания ( Деян. 13:15 ), смотря по требованию обстоятельств, говорилась проповедь , которая большею частью имела непосредственное отношение к содержанию или тексту прочитанного (ср. Лук. 4:21 ), и иногда являлась его изъяснением. Проповедник, получивши разрешение архисинагога, выходил на кафедру одетый в «талит» ( ‏‎‎) 487 и давал знак рукой ( Деян. 13:16 ), призывая народ к молчанию и слушанию, и после того произносил проповедь на понятном для слушателей языке. Проповедник мог произносить свою речь сидя ( Лк. 2:46; 4:20 ) или же стоя ( Ин. 7:37 ; Деян. 13:16 ), слушатели же во время проповеди обыкновенно сидели, устремив глаза на проповедника ( Лк. 4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Таким образом, мир реальный есть точный отпечаток мира идеального, и первообраз вполне соответствует своему отобразу. Мир идеальный содержит в себе в форме идей все, что в мире реальном заключается в виде чувственных предметов 480 . Как единичные предметы природы образуют виды, роды и классы, так и идеи стоят между собой в отношении логического подчинения и соподчинения: низшие идеи содержатся в высших, эти последние – в еще более высших и т. д. Так, прежде всего, соответственно двум самым общим классам реальных бытий – духовно-разумному и чувственно-материальному – умственный мир имеет две самые общие и обширные группы идей – идею духовности и идею чувственности 481 . Первая группа служит первообразом всей духовно-разумной действительности, т. е. бесплотных существ и человеческой души со всеми ее частными проявлениями в разуме и воле или познании и добродетели 482 . Вторая группа содержит идеи чувственно-материальных предметов: бестелесное небо и невидимую землю, идею воздуха и пустоты, идеальную сущность воды и ветра, а также умственный свет – прототип солнца и прочих светил. Из этих основных идей развиваются все другие, более частные, подобно тому, как в видимом мире из главных и простейших элементов образуются частные и сложные предметы 483 . Теперь: как все предметы мира реального в своей совокупности составляют один упорядоченный κσμος αισθητς, так и идеи представляют собой стройную систему, идеальный τ πν или κσμος νοητς, который и есть не что иное, как божественный Логос 484 . Этот последний есть всеобщий род, высшее единство идей; в нем логически объемлются и из него последовательно развиваются все частные идеи божественного ума; он есть стройная система миротворительного плана. В этом смысле Филон говорит, что в Логосе «внедрен умственный мир» со всем бесконечным разнообразием его частных идей 485 ; называет Логос «местом» (τπος) и «страной» (χρα), где пребывает умственный мир 486 , «книгой (βιβλον), в которой вписаны (γγρφεσθαι) и начертаны (γχαρττεοθαι) сущности всех предметов (τς τν λλων συστσεις)» 487 , «первообразной идеей» (αρχτυπος ιδα) и «печатью» (σφραγς), «идеей идей» (ιδα τν ιδεν) и «самим умственным миром» (κσμος νοητς) 488 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Служением Христовым было достигнуто все, и эллинский благовестник усвояет это верующим во всем объеме. Посему у него и оправдание, и праведность являются величайшей реальностью обладания и нимало не носят юридических черт раввинского понимания, которое совсем не участвовало в построении апостольского учения 471 . Согласно этому вера выражает не голое теоретическое зачисление или математическое погашение минусов плюсами; она вменяет нам праведность Христову в неотъемлемую личную собственность 472 при восприятии обетования Духа ( Гал.3:14 ) 473 . Но оправдание едино всегда и всюду, потому что оно бывает лишь Христовым, а средство к его получению заключается в вере, которая в свою очередь должна быть тождественной у всех искупленных. Здесь достойно особого внимания и напоминания то наблюдение, что в существенном вера христианская характеризуется одинаково во всех новозаветных писаниях 474 , как это неизбежно и принципиально, потому что никто не мог созидать равную праведность при различии основания для нее в вере. В этом случае идея праведности сливается с царством Божиим 479 , и в анализе его 480 – ближайший путь к решению вопроса, поскольку «данное понятие (будто бы) принадлежит к иудейско-израильским основам учения Павлова» 481 . Но βασιλεα отмечает фактический строй, где абсолютно, беспрепятственно и всецело господствует воля обладателя. Таковым у нас является Бог – собственник благодатного царства и его неограниченный повелитель во всех функциях. По этой причине, когда говорится с догматической строгостью о содержании правды Божией в людях, со всеми ее свойствами реального тожества норм, – Бог в них есть действуяй, и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Флп.2:13 ), не задерживаемом в своем обнаружении 482 . В этом виде βασιλεα το Θεο точно воплощалось в Господе Христе, потому что в нем человеческая воля, не поглощаясь богосыновней до исчезновения, была в полнейшем согласии с божественной, которая в той и выражалась безусловно. В Спасителе прославленном Царство Божие было живой реальностью 483 , но она еще не утвердилась во всем мире и для него остается идеальной, служит целью христианского облагодатствования 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ради этих слов пророка Исаии, ныне прочитанных, помолимся Богу, чтобы нам обильно дана была благодать и чтобы смогли мы толковать достойно пророческого духа. «И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Я пошлю?»» После того как у пророка очистились уста, он с готовностью принял служение Божие и говорит: «Вот я, пошли меня». Но чтобы стать еще более подготовленным для этого служения, он вспомнил слова Моисея. Ведь Моисей, использовав те же самые слова «пошли меня» 477 478 , стал и первенствующим среди народа 479 , и судьей 480 , и был наречен рабом Божиим 481 . Но [однажды] я услышал объяснение этого места от некоего еврея, который сказал, что пророк воспринял пророческое служение народу охотно и с чувством готовности, не зная, что именно должно будет ему сказать. Услышав затем скорбные [слова], которые следовало возвестить народу, то есть «слухом услышите и не уразумеете» 482 и прочее, он становится дальше нерешительнее. Когда глас Божий говорит ему: «Возвещай», – он спрашивает в ответ: «Что буду возвещать?» 483 Я же считаю, что это пред­возвещается о Спасителе, ибо это только еще должно было произойти, чтобы они слыша не слышали и видя не видели 484 . Это станет очевиднее из дальнейших слов, если мы примем во внимание небольшой отрывок [из Писания]: «Глазами смотреть будете и не увидите» 485 . Речь идет вот о чем. Иудеи видели тогда прозревающих слепых, но не ведали смысла видения. Они слышали притчи, которые Спаситель раскрывал ученикам тайно 486 . Они действительно не слышали, не зная, что говорится. Посему Он сказал, призывая их во свидетели: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» 487 И ведь они не были лишены этих [телесных] ушей, чтобы не слышать, но их внутренние уши были тугими на слух. Поэтому им предсказывается и через пророка предвещается будущее: «Слухом услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего» 488 . Посмотрим, что означают эти слова: «Огрубело сердце народа сего». У всякого, кто в нынешней жизни вращается в заботах, сердце огрубело; не иначе и у тех, кто медлит в мирском, сердце огрубело, словно заглушенное терниями 489 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010