Таковы они и есть. В них нет описания храмов, церковной утвари, ризницы, книг и т. п., а также полного перечня угодий и вотчин. Все эти сведения имеются в описях казанских монастырей 1763–1764 гг., составленных пред самой секуляризацией церковных имуществ. Переписи казанских монастырей и вотчин сделаны подпоручиком Ростовского пехот. полка Малышевым. Одна из полных ведомостей о Кизическом монастыре помещена в XI т. I вып. Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском Университете в статье Е. Н. «Вотчины и угодья Кизического Казанского монастыря». 150 В приложении к названной статье помещено несколько грамот, главн. образ. экономического содержания. Грамоты извлечены из столбцов Архива Мин. Юстиции по Коллегии Экономии. Там сохранились грамоты, весьма важные для истории экономического быта и других казанских монастырей до 1764 года. Их легко найти по описи грамот по уездам Казанской губернии. Описи и ведомости о казанских монастырях, оставшихся в штате и за штатом после 1764 года, имеются среди рукописей Библиотека Казанской Дух. Академии. 2 Троицкий Сергиевский монастырь принадлежит к числу первых казанских монастырей. При явлении чудотворной иконы Пресв. Богородицы в Казани в 1579 г. инок этого монастыря Иосиф чудесно исцелился от глазной болезни пред иконой Богородицы (Правосл. Собесед. 1867 г. стр. 456). Тут издано «Сказание о явления чудотворныя иконы Пресв. Богородицы во граде Казани». 6 Правосл. Собеседник 1869 г. III, сто. 213. Ст. проф. П. В. Знаменского «Описание Седмиозерной Богородицкой пустыни» и «Сказание о Седмиозерной Богородицкой пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресв. Богородицы, называемыя Смоленския» изд. 5, Казань 1893 г. Временем основания монастыря, приблизительно, считают 1628 год. Монастырь возник после двенадцатилетнего пребывания Евфимия в пустыни. Евфимию не суждено довести до конца устройства обители. Первый её деревянный храм во имя Вознесения Господня устроен на доброхотные даяния, собранные двумя братьями обители Гурием и Ионой. Впрочем, Евфимий не был безучастен в устройстве храма. Он, будучи взят в архиерейский дом, исходатайствовал у м. Матфия дозволение устроить в пустыни храм и завести иноческую обитель. 8 Известия по Казан. Епархии 1886 г. 13, стр. 332–341. Ст. «Начало основания Раифской пустыни». 9 Подробнее о Мироносицкой пустыни – брошюра прот. Е. А. Малова: Мироносицкая пустынь Казанской Епархии... Казань 1896 г. 11 Извест. Общ. Археол., Ист. и Этногр. при Казан. Ун. XIII; вып. I, стр. 9. Статья К. С. Рябинского «Малоюнгинский монастырь». 15 Правосл. Собесед. 1864 г. I, стр. 202. Строев. Списки иерархов стр. 298. Троицкий Чебоксарский монастырь относится к числу первых казанских монастырей, будучи основан в XVI в. (1574 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

зд же ймать свидтельство бжтвены писанїй ко аще и стль бдетъ еретикъ не блгословитъ никого йли прокленетъ православы но ие послдетъ еретическому. сд. бжтвеный сдъ. Нач. Свтаго диониси ареопагита. ко аще паче вол бжи лчитъ стль не послдетъ е у бжтвенный сдъ . Слово это вообще редко встречается в рукописях: из четырёх списков Просветителя, находящихся в библиотеке М. Д. Академии, оно находится только в одном. Правосл. Собесед. с. 515. Л. 408. Слово 13-е, как замечено, тоже, что в 187 стоит на 10 месте. Л. 429. Слово. ді. на ересь новогородскихъ еретиковъ глющи ко не подобаетъ много искати йли йли йспытовати о еретицехъ й ступьницехъ. аще сами не исповдаютъ свое ереси и стплени. Нач. Доволно убо рекохомъ бжтвены писанїй. преже убо всмъ человкомъ. Православ. Собесед. с. 556. Л. 436. Слово. єі. на ересь новогородскихъ еретиковъ глющихъ ко аще еретикъ или ступникъ обратис на покание. и абие подобаетъ вскор е у входити во стую црковь и бжтвеныхъ таймъ причащатис . Нач. Многа убо словеса преже рекохомъ о новогороски еретице же й ступницехъ. Православ. Собесед. с. 563. Л. 452 об. Слово. на ере новогородскихъ еретиковъ глющихъ. ко еретицы йли ступницы о свои ересехъ й веженїй. егда обличени буду т й осжени. аще начнутъ катис подобаетъ прити и покание й млти сподобити . Нач. Ничтоже бо паче несуменны и чты вры крпча еже во ца й сна и стаго дха. Православ. Собесед. с. 581. 190 (по преж. кат. 52). Преп. Иосифа игумена Волоколамского, духовная грамота, в лист, XVII в. на 58 л. На первой переплётной доске, с внутренней стороны, рукою святителя Димитрия начертано: ростовскаг а р хїереа димитрїа . Вся рукопись писана почерком Малороссийским. Полное название рукописи есть следующее: Л. 1. Дховна грамота препбнаго игмена їосифа. о монастырскомъ и иноческомъ строенїи, подлинно же и пространно. и по свдителств бжественныхъ писанїй; Дховном настотелю. иже по мн сщем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

115. 1490 г. в октябре. Грамоты новгородского архиепископа Геннадия: I) к митрополиту Зосиме и II) к собору епископов – о немедленном принятии строжайших мер против новгородских еретиков (жидовствующих) Из сборника Импер. Публ. Библиот, Q, XVII, 15 (собрания Толстого, отд. II, 254), л. 396–401 и л. 401–404. Первая издана была в Акт. Археогр. Экспед., т. I, 380, небольшая часть последней – в Правосл. Собесед. за 1863 г., ч. I, отр. 476–481. I. Господину отцу моему, митрополиту Зосиме всея Руси, сын твой, архиепископ Великого Новгорода и Пскова владыка Геннадий челом бьет. Что еси, господин мой, прислал ко мне грамоту да списки с грамот с митрополичьих с Геронтиевых, а велел ми еси, господине, по тому же написать грамоты, каковы те списки: ино то ми, господине, велишь свершено от Москвы отписываться, да чтобы тебя, своего господина отца, не видать, ни паки тебе челом ударить; а и о тех ми, господине, грамотах много каятись, что есми дал Геронтию митрополиту; занеже того в постатие не бывало, что владыка на себе в другие Исповедание дает. 2939 Не молви так: «архиепископу бóльшему отписаться от митрополита и от владык» 2940 ; да той грамотой наше святительство под ногами положили! Коли архиепископ ростовский Асаф владычество оставил, и где было по нас по всех послать, да о том соборне накрепко обыск учинить, и они мене тут и в поминки не учинили; а се гонцы ежеден гоняют о мелких делах, с Москвы до Новгорода, в три дня. И аз того для и отписал о тех грамотах к своей братии, архиепископу и епископам, чтобы они извета не чинили теми грамотами, посылали бы по меня, коли им лучится митрополита ставить или которого владыку. А хотел есми того вельми, чтобы мне быта на твоем поставлении, господина отца, нашего. Здесь паки, господине, наказ 2941 государя великого князя о его о великих делах, а велел ми того беречь, а к Москве ехать не велел за своими делами; да и владыки ми писали в своей грамоте, что тебя уже избрали да и на митрополичий двор возвели, «а за коими делами будет ти, деи, нелзе ехать, и ты бы, деи, к нам прислал грамоту свою повольную». И аз к своей братии, архиепископу и епископам, о том о великом о божественном деле послал повольную грамоту, чтобы они то великое божественное дело свершили: и аз с ними в том великом божественном дели во единой воле и хотении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

56 Словарь стр. 129 полагает даже, что он жил в конце 16 и в начале 17 в., что непримиримо с писцовою книгою. – По описи 1662 г. за Опоцким ильинским монастырем 12 дворов. 58 Ркп. сказание у Толстого 2. 368. и 53. у Царского 124. 134. Этим сказанием немногое дополняется в известии Паисия Ярославова о Каменском мон. изд. в правос. собесед. 1861 г. 1, 210–213. Чудеса взяты с записки неизвестного. Сочинитель, как говорит сам, написал и службу святому. 59 Родослов. кн. стр. 55. 57. 58. 149. Паисий прямо называет кн. Андрея внуком кн. Василия ярославского, а не внуком вел. кн. Василия московского, – как называют иные. 61 Собр. грам. 1. 63. 64, Родословная: «кн. Димитрий Шемяка женился у князя Димитрия заозерского». 62 Пишут: «он (Андрей) остался единственным наследником удела». (Сентябрь стр. 156). Это – неправда. Равно несправедливо сказано Савваитовым, будто, кн. Андрей «женился у кн. Ивана у Дея и взял в приданное Кубену, а у него взял Кубену князь великий». (Извест. археол. общ. т. 2. стр. 10). По родословной книге это откосится к брату кн. Андрея к кн. Семену; другой брат его кн. Феодор, по родослов. кн., бездетен, как и Андрей, т. е. инок. Родосл. кн. стр. 58. 149. 232. 234. 63 По ркп. сказанию, Андрей при вступлении в обитель был 12 лет; по топографическому описанию Вологды (словарь святых 1836 г., стр. 26) он постригся 20 лет. Первое без сомнения не справедливо. Если Андрей родился и в том же 1429 г. как убит отец его (см. о пр. Александре кушт. 9 июня), то скончался он (в 1453 г.) – 24 лет и вступил в обитель на 19 году. 64 Паисий «и даст его старцу духовному наказати его иноческому житию». Писатель жития кн. Иоасафа называет старца Григорием и выдает его за того самого Григория, который был ростовским архиепископом. Но Григорий был ростовским архиепископом с 1395 г., т. е. далеко прежде поступления к. Андрея в монастырь. 67 Ркп. «слово о житии преп. отца нашего Афанасия высоцкого и ученике его игум. Афанасии», писанное в 1698 г. у Ундольского 288. в синод. ркп. 18 в. 85 вместе с житиями св. Серапиона новгор. и Дионисия радонежского. Слово, как слово, написано красноречиво и назидательно, но скудно историческими известьями и с ошибками против истории. По слогу и по времена оно принадлежит Кариону Истомину.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 94. Слово св. Ефрема о мирьстии суете. Нач. Уже время наводит ны на дело вечного живота. Напечатано в Правосл. Собесед. 1858 г. под именем Серапиона епископа владимирского. л. 94 об. Слово и поучение к новым. Нач. Слыши иерей, сборе преподобный, к вам ми с(лово). Напечатано в Приб. к Твор. св. Отцев 1843 г. под именем Кирилла II, епископа ростовского. л. 96 об. Слово о посте о Велицем, и о Петрове говеньи и о Филипове. Нач. Послушайте братие и сестры и чада и вси старии и унии, и вси вернии писанья о посте. Русское, в средине коего сказано: Та бо есть недели (Светлая) один день, егда Христос воскресл, тогда селнце стояло не заходя всю ту неделю. Тем же вернии чисто держать неделю ту. О сем см. выше л. 58. л. 102. Поучение в неделю о мытари и фарисеи. Русское, см. 9 л. 1. л. 103 об. Неделя преже мясопустья, о блуднем сыну. Слово русское, см. там же л. 2. л. 105. В неделю мясопустья, Поучение Иоана Златоустаго. Русское, см. там же л. 4. л. 107. В неделю сыропустья, Поучение русское, см. там же л. 6. л. 109. В неделю 1-ю поста, Поучение Иоана Златоустаго. Русское, см. там же л. 14. л. 111 об. Того же. Слово, Поучение в 2-ю неделю. Русское, см. там же л. 16. л. 113 об. Поучение в 3-ю неделю поста. Русское, см. там же л. 18. л. 115 об. Поучение в 4-ю неделю поста. Русское, см. там же л. 20. л. 117. Слово Иоана Златоустаго в 5-ю неделю поста. Русское, см. там же л. 26. Разбор поучений на дни воскресные в. поста и на предшествуюшие ему недели см. в Приб. к Твор. св. Отцов 1858 года. л. 119 об. Слово на Вербници великого Антиоха ерусалимскаго. Нач. Велика и ветха скровща, дивно, радостно виденье. Кирилла туровского , см. 9 л. 32; издано по сему списку в Рукописях гр. Уварова т. 2, вып. 1, стр. 3 во втором столбце. На лицевой странице первого листа другим почерком: Сия к(н)ига Афанасия Горина Златая цепь. 12. (2023.) Сборник, устав., исх. XII или нач. XIII века, в четверть, 202 листа. л. 1. Слово, без начала и конца, неизвестного автора, чернила на лицевой странице первого листа выцвели.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 199. Собрание разных пророчеств Давида, разделенных на 25 слов. После сего следует, без надписи, по Оп. Рум. Муз. л. 308, 313, о храбрых Давидовых и завет Давидов к Соломону, а затем уже: л. 204. Царство 3 Соломоне. Нач. Соломон же седе на престоле Давидове отца своего, иже бе от двоюнадесять сынов и даст Господь смысл Соломону и мудрость многу зело и широту в сердци. В заключение разные пророчества Соломона. л. 208. Послесловие, – в конце первого столбца киноварью: Господи помози рабу своему Кузме, написавшему книги сия рукою грешною, аминь; – в начале второго столбца чернилами: В лето 69 сотное 14 (1406), индикта 13, мес. мая в 7 (?15) на память св. отца Пахомья, в богохранимом граде Коломне, при благовернем Князи Великом Василии сыне Дмитрееве, внуце Иванове Данииловичи, окончаны быша книгы сия мес. ноября, на память св. безмездник Кузмы и Дамьяна. Господи спаси и помилуй раба своего Варсонофья, создавшего книгы сия, молитвами св. Богородица и всех Святых. 39. (2021). Сборник, устав. в два столбца, исх. XIV века, в лист, 242 листа. Заглавие: Книга глаголемая Соборник, о Бозе почииаем. л. 1. Неделя о блудном сыне, Слово Иоанна Златаустаго. Нач. Присно убо Божие человеколюбие проповедати должны есме. л. 7 об. В неделю мясопустную, Слово св. Ефрема о втором пришествии Господа Бога Ис. Христа. Нач. Егда жития человеком лета реченная скончаются, прити имать Господь с небесе, с силою и славою многою с бесчисленною. л. 19 об. В неделю сыропустную, Поученье Иоанна Златаустаго. Нач. Грядете братие, внидем в благое отишье посьстьное. л. 25. В 1-ю неделю поста, Поучение того же. См. 9 л. 14. л. 28. Слово того же о суде хотящем быти. Нач. Послушайте братие и внемлете с разумом в сердца ваша. л. 30 об. : В неделю 2 поста, Поучение того же. См. 9 л. 16. л. 32 об. Слово того же о милостыни. Нач. Аще без печали, человече, желаеши быти, то уклонися мятежа мирскаго. л. 34 об. Неделя 3 св. поста, Поучение того же. См. 9 л. 18. л. 37 об. Слово того же, како подобает, в нощь, молитися к Богу. Нач. Щит, приими, о человече, рекше святые молитвы, оградися ими. В Переводах с греч. Паисия Величковского , изд. 1819 г., приписано также И. Златоусту, а в Правосл. Собесед. 1858 г. ч. 2 издано как русское сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Но те, которые грехи и несправедливости сотворили, – не будут обитать на ней (по Пр. Собесед.: грех-же и преступление исчезнуть на ней), ибо дела их Я познал. Праведников Моих я насыщу миром (Пр. Собес.: ибо Я увидел и насытил миром многих праведных), собирая их пред Собою; но на грешников приближается осуждение, чтобы уничтожить Мне их с лица земли». – Сар. XLV, vv. 3–5. Пр. Собес. стр. 223. Выдержки в тексте сделаны нами по русскому переводу А. Смирнова в Пр. Собес. из Dilmann’a; в примечании – для примера – из Gfrörer’a. 307 Совершенно нет оснований предполагать, что Иуда не Искариотский вопрос свой сделал потому, что стоял под влиянием Искариота, как представляет Godet (Comm. zu d. Ev. Іoh. S. 524). Пр. Иннокентий: «При слушании обетования Господа, ему показалось, что оно относится к одним Апостолам. При таковой мысли сердце любвеобильного Ученика исполнилось сожалением, что Учитель и Господь хочет ограничить свидание Своё одними ближайшими Учениками Своими: и вот – по любви своей, он дерзнул предстательствовать за всех нас: Господи, вопросил он, и что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови? То-есть, как-бы так говорил он Учителю: разве Ты переменил намерение быть Спасителем всех, и мы одни имеем нужду в Твоём явлении?»... Сочинения т. IV, стр. 433 (из слова в пяток Светл. седм.). 308 Τι γγονεν собственно – что случилось, как вышло; по Lucke, выражение это сильнее, чем διατ, – вопрос здесь определённее. Отсюда следует, что славянский текст: «и что бысть», – ближе передаёт мысль подлинника, чем русский: что это, что Ты етс. Κα усиливает вопрос, – этот союз выпускают некоторые Codd. (А B D L X), но А 1 G H K M Q S U Γ Λ Π имеют его. Tischendorf также принимает его. Св. Кирилл Александрийский вопрос Иуды передаёт таким образом: «цель пришествия Твоего к нам, Господи, говорит (Иуда), – не та, чтобы некоторым в частности сделаться известным, а другим – нет, ибо (в) от пророков мы слышали, что узрит всяка плоть спасение Божие ( Ис. 40:5 ), и Сам Ты взывал, говоря: красуйся и веселися, дщи Сионя, зане се Аз гряду и вселюся посреде тебе, глаголет Господь. И прибегнут языцы мнози ко Господу в той день и будут Ему в люди ( Зах. 2:10–11 ). Ибо и мы сами все вместе слышали голос Твой, когда Ты говорил нам: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку в Себе (12:32), да и самим Иудеям (Он) Ты говорил, что – и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь (10:16). Итак, когда ожидается, что благодать чрез Тебя прострётся на всех, и Ты сам засвидетельствовал нам ясно, и голос святых пророков подтверждает, что все приведены будут к Богопознанию, – и что быть, говорит он, – и как изменяется цель обетования? Почему не всему миру хочет явить Себя, а нам одним?»... Migne t. LXXІV, col. 288.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010