Спасительно и богоугодно просить прощения у других самым делом. Но когда, например, отдаленность расстояния и т. п. не дозволяют исполнить буквально заповедь Спасителя, тогда довольно внутреннего примирения. Сам Господь в другом месте требует, чтобы мы отпущали другим прегрешения во время молитвы, разумея, очевидно, отпущение в сердце 63 ( Мк.11:23 ).(Из. Прав. собесед. за 1855 г.). 57 Вот 129 правило Карфагенского Собора о смысле слов “остави нам долги наша”: «Аще кто речет, яко святые, в молитве Господней “остави нам долги наша”, не о себе глаголют, поскольку им уже не нужно сие прошение, но о других грешных, находящихся в народе их; и яко не глаголет каждый из святых особо: “остави мне долги”, но “остави нам долги наша”, так чтобы сие прошение праведника разумелось о других паче, нежели о нем самом, таковый да будет анафема (Карфаген. Собор, прав. 129; снес. прав. 130). 58 Прощай врагам. «Вспомни, – говорит св. Златоуст, – что Сам Бог был оклеветан и от сатаны, и от людей, и притом перед теми, которых Он наипаче любил. То же самое испытал и Единородный Сын Его... Но если подражание Богу превосходит твои силы, то мы укажем тебе пример для подражания в подобных тебе рабах. Посмотри на Иосифа: он хотя претерпел бесчисленные бедствия от своих братьев, однако ж облагодетельствовал их; посмотри на Моисея, который, после бесчисленных против него злоумышлений иудеев, молился за них; посмотри на блаженного Павла, который при всем том, что не мог исчислить претерпенного им от иудеев, желал еще за них быть отлученным от Христа ( Рим.9:3 ); посмотри на Стефана, который, быв побиваем камнями, молился об отпущении греха сего убийцам. Припомни все это, оставь всякий гнев, дабы и тебе Бог оставил все грехи твои» (Злат. на Мф. бес. 61, в русс. переводе, т. 3, стр. 55). 59 Представим здесь несколько советов великого современного молитвенника, о. прот. Иоанна Сергиева, о прощении обид. «Брат! Ты чувствуешь в сердце убийственное зло на ближнего, тебя мучат злые думы об обидах, причиненных тебе от него, – вот тебе средство избавиться от внутренней тесноты: I.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

10 . Что Иисус Христос на Тайной Вечери не оскоплял Своих учеников, а только умыл их ноги, этого нет нужды доказывать. 11 . Ап. Павел пишет Колосянам ( Кол. 3:5 ): умертвите земные члены ваши; но он не говорит «отрежьте» или «уничтожьте», а только «умертвите»; 2) он не указывает определенно, какие члены нужно умертвить – руку или глаз, а, чтобы его правильно поняли читатели, он тотчас же прибавляет: «блуд, нечистоту, похоть и любостяжание». Ясно, что в словах Апостола Павла скопцы не найдут оправдания для своего учения об оскоплении 12 . Наконец, напрасно скопцы ссылаются и на историю Церкви. Сказано уже, как строго Церковь Христова осудила скопчество, которое немногими клириками было допущено, по подражанию язычникам. Но то же говорит она и о мирянах. «Мирянин, оскопивший самого себя, на три года да будет отлучен от таинств. Ибо он враг жизни» (прав. св. Ап. 24). Скопческих монастырей, о которых говорят апологеты скопчества, в Церкви Христовой никогда не бывало. В России было два митрополита-скопца: Иоанн II и Ефрем, и три епископа: Мануил Смоленский, Феодор Владимиро-Волынский и Феодосий Луцкий. Но 1) они не были сектантами, а 2) неизвестно, почему летописец называет их скопцами. Несомненно только одно, что, если бы они сами себя оскопили, то они не были бы епископами; а, если бы они оскопили себя уже в епископском сане, то они были бы низвергнуты. Таковы требования апостольских правил (23). 10 Литература по исследованию хлыстовской секты; 1). Добротворский И. „Люди Божии“. Казань. 1869; 2). Его же. К вопросу о „людях Божиих“ (Прав. собесед. 1870. Январь. Стр. 16–30); 3). Протопопов Опыт исторического обозрения мистических сект в России (Тр. Киев. Д. Акад. 1867. 10. Стр. 89–119); 4). Максимов. Народные преступления и несчастия (Отеч. Зап. 1869. 4); 5). Его же. За Кавказом (ibid. 1867. 61); 6). Реутский И. В. Люди божьи и скопцы. М. 1872; 7). Мельников: Тайные секты (Рус. Вест. 1868. 5. Стр. 5–70); 8). Его же: „Белые голуби“ (ibid. 1869. 3. Стр. 312–388); 9). Преображенцев: Исповедь обратившегося раскольника из секты „людей божиих“ (Тульск.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Григорий) стал ближе к Богу, сложив с себя телесные оковы, освободившись от брения, омрачающего ум, непокровенным представ к непокровеннному и чистейшему Уму». Бл. Августин: «Бл. Киприан теперь, когда тленное тело не отягощает его души, и земное житие не обременяет ум многопопечительный, ясно созерцает истину, достижение которой заслужил любовию». Св. Григорий двоеслов : «Поскольку (души святых) видят во свете лица всемогущего Бога; то отнюдь не должно думать, будто вне есть что-нибудь такое, чего не знали бы они». Св. Григ. б. Слов. 18: тв. ч. 2 с. 103. М. 1843. Бл. Авг. О крещ. кн. 7 гл. 1: тв. т. 9 с. 125. Антв. 1700. Св. Григ. дв. Нрав. прав. кн. 12 гл. 21: тв. т. 1 с. 403. Пар. 1705. 923 Ориген : «Не напрасно ангелы Божии восходят и нисходят на Сына человеческого ( Ин. 1:51 ). Они видят очами, озаренными светом ведения, и, быв воспомянуты во время молитвы от молящегося, подают ему нужное как бы имея па это общую заповедь». Св. Григорий двоеслов : «Те, кои видят славу своего Создателя, не могут не видеть того, что совершается в создании... (Избранные) узнают не только тех, кого знали в сем мире, но признают, как известных и знаемых, таких добрых, которых никогда не видали. Ибо, если там (в царстве небесном) все в общем свете созерцают Бога; то чего они не могут знать там, где знают Всеведца?». Ориг. О молитве: тв. т. 1 с. 214. Пар. 1733. Св. Григ. д. Бес. на еванг. 40: ч. 2 с. 328. Спб. 1860. Собесед. с. 318. Казань, 1858. 925 Ориген : «Говоривший: обдержим есмь от обою, желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше ( Флп. 1:23 ) знал, что, возвратившись ко Христу, он яснее узнает причины всего, происходящего на земле, относительно ли человека, или души человека, или ума». Св. Макарий: «Душа, совершенно осиянная неизреченною красотою славы света от лица Христова и совершенно вступившая в общение с Духом Святым и сподобившаяся быть жилищем и престолом Божиим, делается вся оком, вся светом, вся лицем, вся славою, вся духом, как уготовал, благоустроил и украсил ее духовною лепотою Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

утра), Устав для некоторых особенных дней, в том числе и Великих четвертка и субботы, делает исключение, определяя время совершения литургии в эти дни со строгой точностью, именно, в Великий четверток – в 8-й час дня (по нашему – 2-й пополудни), а в Великую субботу – в 10-й час дня (по нашему – 4-й пополудни) (сн. Ц.В. 1904, 6). 89 В Иерусалимской Церкви, а также на Кипре, в Закинфе и некоторых других местах, и ныне совершается литургия св. ап. Иакова в день его памяти, 23 окт. (Правосл. Собесед. 1892, 3–4). 90 Св. апостолы, как говорит преосвящ. Никанор, архиеп. Херсонский, совершали Божественную литургию по чину Иерусалимской Церкви, по так называемой литургии св. ап. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа, поставленного в этом чине Самим Господом Иисусом Христом. Нужно объяснить, что литургия, носящая имя ап. Иакова, была литургией не его одного, но и всех свв. апостолов. Известно из книги Деяний, что свв. апостолы начали совершать таинство Евхаристии сразу же по сошествии на них Святого Духа. Сперва, до рассеяния от скорби, бывшей при Стефане, все вместе апостолы проживали, проповедывали и ломили по домам Божественный хлеб Тела Христова в Иерусалиме. Да и по рассеянии свв. апостолы многократно посещали Иерусалим и вступали в общение веры и молитвы с ап. Иаковом. Нет никакого сомнения, что они молились по литургии ап. Иакова же. А что такое литургия ап. Иакова в отношении к другим литургиям? Не иное что, как первоначальный образец их. Были и до нашего времени сохранились и другие литургии апостольские, напр., литургия св. апостола и евангелиста Марка, употреблявшаяся в Церкви Александрийской. Все эти литургии сходны с литургией Иерусалимской Церкви ап. Иакова не только в распорядке частей, но и в составе их и даже в изложении. Затем известно, что св. Василий Великий сократил литургию ап. Иакова для Церкви Кесарийской, а св. Иоанн Златоуст ещё больше сократил ту же литургию для Церкви Константинопольской. Но обе эти литургии, за исключением немногих известных последующих прибавок, совершенно сходны с литургией ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4). Св. авва Дорофей говорит: «если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощью Божией рождается в нем добросердечие (благость), которым благоугождается Бог (преп. авва Дорофей . Душеполезные поучения, изд. 10, стр. 180). Для сохранения согласия и любви преп. Иоанн Кассиан советует: не дорожить никакими земными вещами, ничего из имущества не предпочитать братской любви; не считать себя умнее, лучше других, ни в чем не настаивать на своем мнении и своем желании, а уступать желанию других, в чем нет греха; даже все то, что представляется для нас выгодным, полезным, надобно жертвовать дружеской любви и миру, которые должно предпочитать всему; не должно предаваться гневу, даже и по справедливым причинам; оскорблениям других не только не обижаться, но стараться погасить в них гнев даже несправедливый; утверждать себя в мирных чувствах любви и дружбы представлением того, что если не ныне, то завтра, может быть, постигнет нас смерть, разлучит с друзьями и ближними и переселит в другой мир (Собесед. 16, гл. 6. Ав. Иосиф). Если же мир как-нибудь будет нарушен, то братская любовь требует – вспыхнувшую искру раздора скорое погасить. Поэтому, когда мы сами подали повод к оскорблению, то, заметив это, мы должны объяснить оскорбившемуся свое намерение и поступок, который он понял в противную сторону. Если же кто в самом деле потерпел от нас оскорбление или вред, то мы обязаны смиренно попросить прощения и удовлетворить за вред. В этом случае неразумно было бы стыдиться сознаться в своей погрешности. Благородного человека ничто столько не украшает, как смиренное сознание в своих погрешностях, слабостях и искреннее желание по возможности устранить их ( Мф. 5:23–26 ). А если мы сами оскорблены или обижены другими, то должны быть удобопреклонны к примирению. Эта удобопреклонность к миру требует, чтобы мы в суждениях о погрешностях других водились не раздраженным чувством или оскорбленным самолюбием, а рассудком, – погрешности других приписывали больше человеческой слабости, общей всем нам, чем злонамеренности, подражая Спасителю, Который на кресте молился за врагов Своих, распинателей, говоря: «Отче, отпусти им, ибо они не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

А потом, не общая ли христианская обязанность бороться против страсти сребролюбия? «Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность: она есть приобретение чего бы то ни было такого, к чему привязана воля» (Святой Исаак Сириянин. Слово 23). А преподобный Иоанн Кассиан рассуждает так: «Возможно и не имущему денег не быть свободным от сребролюбия. Нисколько не обремененным тягостию денег возможно быть осужденными вместе со сребролюбцами, по уму и по сердцу. Иногда недоставало только случая к приобретению, а не воли, а воля в очах Божиих всегда имеет более веса, чем необходимость. Поэтому страсть стяжательности может быть и при крайней видимой нищете. Иной легко оставил большие богатства и пришел в монастырь, но страсть в сердце остается, только привязывается к другим предметам. Нельзя питать страсти вещами драгоценными, она привязывается к вещам более дешевым, приобретает только иной вид. Но дело все не в различии металлов, а в самой страсти. Кто, презрев большее, привязывается к меньшему, тот достоин тем большего осуждения» (Собесед. 4, 21). Аскетическая литература знает много случаев пристрастия именно к ничтожным вещам, что, пожалуй, более безобразно, более позорно. Здесь страсть обнаруживается как бы в более чистом виде. Порабощенность души, ее служение страсти проявляется ярче. Страсти, друг мой, не следует понимать внешне, страсти гнездятся в душе, и из души их нужно исторгать равно и монаху, и мирянину. Количество значения не имеет. К грошам можно быть привязанным более, нежели к тысячам, и страсть стяжательности сильнее будет в первом случае, чем во втором. Душа, преданная страсти стяжания, скорбит при потере немногого, тогда как душа, свободная от этой страсти, спокойна и при потерях больших. Я опять повторю, друг мой, что не имеет смысла усматривать сущность монашества в послушании и нестяжательности. Непослушание и стяжательность – пороки и для мирян, так как от мира страстей отреклись и миряне. Идеал Христов, идеал совершенства един для всех. Этот идеал – цельность душевная, свобода от страстей. Почитай страницы о «грехе» в умнейшей русской книге последних годов – в книге отца Павла Флоренского «Столп и утверждение истины». Цельность души – вот ее нормальное и блаженное состояние. Этой цельности души противопоставляется ее «развороченность» страстями и, следовательно, ее мучение, беспокойство, смятенность. Цельность души разрушается страстью стяжательности – равно и у монаха, и у мирянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

76 Правосл. собесед. 1863 г. I, 338–348. Тут издано послание старца. В Ростовской епархии, по Строеву, после Тихона Малышкина (1489–1503) три года не было архиепископа, а после его преемника Вассиана (1506–1515) епархия вдовствовала 5 лет (332 стр.), то же бывало и в других епархиях. Алексий вологодский ушел на покой в 1545 г., а его преемник Киприан назначен 1547 г. (730 стр.). Особенно много и долго епархии вдовствовали в смутное время междуцарствия и польско-литовских разорений. 83 На востоке тогда было 4 патриарха, 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов (Макарий. Истор. русск. Ц. X, 44). 84 Собрание госуд. грам. и догов. II, 59. Срв. Доп. Акт. Ист. V, 102, стр. 491. Подлинные грамоты об учреждении патриаршества хранятся в Москв. Арх. Мин. Иностр. Дел. При избрании патриарха, 23 январ. 1589 г., были: м. Иов (избранный), два других кандидата на патриаршество – Александр, архиепископ новгородский и псковский, Варлаам, архиеписк. ростовский и ярославский, избиравшие – Тихон, архиеписк. казанский и свияжский, епископы Иов суздальский и тарусский, Сильвестр смоленский и брянский, Митрофан рязанский и муромский, Захария тверской и кашинский, Иосиф коломенский и каширский, Геласий сарский и подонский и греческий архиеписк. Арсений елассонский, (там же 58). Вологодская кафедра, очевидно, была вакантна, хотя Строев ее замещает после мая 1589 г. Ионой (Списки... 731). После учреждения патриаршества личный состав епархиального управления с переменой титулов был следующий: Иов – патриарх московский и великорусский, Александр, м. новгородский, великолуцкий и всего поморья, Гермоген, м. казанский и астраханский, (Тихон скончался, а Гермоген хиротон. 13 мая 1589 г. Строева – Списки стр. 287–288) Варлаам, м. ростовский и ярославский, Геласий, м. сарский, подонский и козельский, Иона, архиеписк. вологодский и велико-пермский, Иов, архиеписк. суздальский и тарусский, Сильвестр, архиеписк. смоленский и дорогобужский, Митрофан, архиеписк. рязанский и муромский, Захария архиеписк. тверской и старицкий, Иосиф епископ коломенский и каширский и вновь назначенный в Псков епископ Мисаил (Собр. Госуд. Гр. и Договор. II, 59)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сборник Соловец. библ. 857, л. 151 об. 3 «На Белоозере жили люди неверные, гласит одно древнее сказание, да как учили креститься и веру христианскую познавать, и они поставили церковь , а не ведают, которого святого нарещи; а на утро собрались, да и пошли церковь свящать, и как пришли к церкви, аже в речки под церковью стоит челнок, а в челноку стулец, а на стульце икона Василий Великий , и они икону взяли в церковь, и нарекли во имя Василия Великого … И они церковь святили, да учали обедню пети, да как начали Евангелие чести, и грянуло не по обычаю, кабы страшный великий гром грянул, и вси людие уполонились, ино в прежнее место туто было мольбище идольское за олтарем, береза да камень, и ту березу вырвало, и камень взяло из земли, да снесло в Шексну и потопило» (Сборн. Соловец. библ. 925, л. 117, 118). 4 Летописи русск. литер. и древн. Тихонравова, т. IV, отд. 3, стр. 89, 101. Прав. Собесед. 1861 г. т. I, стр. 269–277. 11 Греческие писатели, а вслед за ними и Западные производят еще это название от слов Бог милуй или Богу милый, и выходит, таким образом, что богомилы претендовали на наименование себя богоугодными, благочестивыми, «истинными христианами». В этом именно смысле первый обличитель богомильской ереси Козьма, пресвитер болгарский, говорит, что «поп по имени Богумил, а по истине рещи, Богу не мил, первее нача учити ересь в земле Болгарстей» (Прав. Собеседник 1864 г., т. IV, стр. 481). 13 Павликанство в свою очередь было ничем иным, как видоизменением манихейства, древнейшей из христианских ересей востока, образовавшейся из смешения христианских понятий с учением Зороастра. 14 Zonar. I. XVIII, р. 209. ср. Гильфердинг. «Письма об истории сербов и болгар» II, 121 в «Русской беседе» 1859, г. IV. 15 Psellus. De operatione daemonum, 1838, Nurenberg ed. Boisonade, p. 3.5 etc. Cerdenius Hist. I. 514. 17 «Беседа Козьмы пресвитера на новоявившуюся ересь Богумилу» напечатано в «Прав. Собеседнике» 1864г. кн. IV–VIII. 18 В латинском издании это произведение озаглавлено: Panoplia dogmatica orthodoxae fidei adversus omnes haereses, в славянском –– книга догматики паноплие вторая 19 Сочинение это отдельно издано Гизелером в 1842 году в Геттингене под заглавием: Euthymii Sigabeni Narratio de Bogomilia seu Panopliae titul 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Др. пат. VII, 23 (19). Изр. св. ст. Арс. 16. 997 Изр. св. ст. Иоан. Колов 6. 998 Лавс. 18. 999 Кассиан , Собеседование (Collatio) II, 18—21. 1000 Там же, гл. 25—26. 1001 Изр. св. ст. Ахил. 3. 1002 Луг духовный, гл. 112. 1003 Изр. св. ст. Вен. 1. 1004 Там же, 2. 1005 Др. пат. IV, 64 (54). 1006 При таком образе жизни неудивительна полная нестяжательность в монастыре. «Одни знатный человек из какой-то страны принес с собою много золота и просил пресвитера Скитского раздать его братии. Пресвитер сказал: «братия не имеют нужды». Но так как он сильно убеждал пресвитера, то сей положил корзину при дверях церковных и сказал: «кто имеет нужду пусть берет». Но никто не подошел к ней, а другие вовсе не обратили внимания. Тогда пресвитер говорит: «Бог принял твою милостыню: иди и раздай ее нищим». Др. пат. VI, 23 (19). 1007 Об агапе в Скиту в Изр. св. ст. Исаия (V в.) 4: «Когда на вечери любви братия ели в церкви и разговаривали между собою, пресвитер из Пелусии, упрекая их, сказал: молчите, братия! видел я брата, который есть с вами и пьет с вами те же чаши, и молитва его как огонь восходит на небо». 1008 Брат спросил авву Сисоя (начавшего свое подвижничество в Скиту): «что мне делать? Когда прихожу я в церковь, так часто бывает вечеря любви, и меня удерживают на ней». Старец говорит ему: «дело трудное!» Говорил также ему Авраам, ученик его: «если случится быть вечери любви в субботу или в воскресенье и брат выпьет три чаши ( ποτρια , т.е. вина), на много ли будет?» Старец отвечал: «если бы не было сатаны, то немного». Др. пат. IV, 45 (37). 1009 Кассиана и Германа так угощал (390—400 г.) в Скиту авва Серен после воскресного богослужения. Вместо рассола (muria, д.б. вода с солью, от mare — море), который с подливкою капли масла ежедневно предлагался, они приготовил немного похлебки (liquaminis), влив в нее немного более, чем обычно, масла, ибо эту малость масла каждый ежедневно вливает (ослабление прежнего режима?) не для того, чтобы этим доставить какую-либо сладость гортани, п. ч. вливают ее так мало, что едва достаточно бывает не говорю смазать, но и пройти в глотку, но чтобы этим употреблением подавить тщеславие сердца. Потом он предложил по 3 маслины, приправленные солью. Затем принес корзинку с приправленными бобами (cicer fricmum), что они зовут десертом (trogalia), из которых мы взяли только по 6 зерен (grana), по две сливы (mixaria), по одной смокве (caricas); больше этого чиста взять считается в той пустыни предосудительным». Кассиан , Собесед. VIII, 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» ( Быт.18, 27 ). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу? АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» ( Иов. 2, 10 ), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10, 38 ), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» ( Откр.14, 4 ), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Галат.6, 14 ) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха. СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010