На верхней доске скорописью XVI века: Книга, в полдесть, на харатье, Евфимиево житие Киржацкая. В Обзоре русс. духовн. литер. § 50 сказано, что ркп. эта писана рукою того самого Епифания, который в 1303 (а не 1330) г. написал Стихирарь 22. 35. (2018) Житие св. Нифонта, устав. в два столбца, напис. 1222 года, в лист, 175 листов. Заглавие: Житие препод. и богоносн. отца нашего Нифонта, зовомаго мниха. Память его записана в одних только Святцах 317 под 23 декабря. Предки наши сомневались в достоверности жития Нифонтова: Подобает ведущего вопросити о сем, аще истина есть, читается по некоторым спискам о статье о книгах истинных и ложных. См. 701 л. 410. По замечанию Николая Грамматика, патр. константинопольского, мужа чрезвычайно образованного и подвижника благочестия († 1111 г., Хр. Чт. 1843 г. ч. III стр. 281), житие св. Нифонта в различных местех развращено есть (см. 205 гл. 41), а по замечанию другого ученнейшего мужа, преосв. Филарета, архиеп. черниговского, оно описано не очень смысленным Византийцем. См. Обзор русс. духовн. литер. § 31. л. 175. Послесловие, – в конце первого столбца: Господи помози рабом своим Иоану и Олексию, написавшема книгы сия, а где суть памяткы, исправя чтете; – в другом столбце: В лето 6730 (1222) кончаны быша книги сия мес. мая в 21 день, на память св. мученика Иеремия (Ермия?), в граде Ростове, при князи при Васильце при сыну Костантинове, а внуце Всеволожи. Святая госпоже Богородице, святые Апостолы, Пророцы, Мученицы, святый Нифонте, помози(те) моему господину Василку, и мене грешнаго раба своего Кирила избави(те) в день судный от вечные муки. В княжение Василька 1219–1238 г. в Ростове были епископы Кирилл 1-й 1216–1230 и Кирилл II-й 1231–1262 г. Если с автором Обзора (см. § 51) под именем Кирилла в послесловии разуметь епископа, то, конечно, первого, и притом следует видеть в нем ни более ни менее, как владельца книги, а не писца и переводчика. По свидетельству летописца у Кирилла 1-го была богатая библиотека; именно летописец пишет, что он был богат зело кунами и селы и всем товаром и книгами, и просто рещи так бе, богат всем, как ни един епископ быв в суждальстей области. (Полн. Собр. русс. летоп.1:192). Писцы книги (Иоанн и Алексий) означили свои имена в начале послесловия. Перевод жития св. Нифонта совершен в глубокой древности; препод. Феодосий киево-печерский († 1074 г.) уже приводит из него выписку (см. 142 л. 88) в слове об умеренности в застольном питье, издан. в Правосл. Собесед. 1858 г. ч. III, стр. 256–258.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

30 «Постави победительное знамение беру креста на противоглаголющих. Егда бо имаши о кресте Хрисове стязатеся с неверными, предпосли рукою знамение креста христова, и заустится пркословящий» Св. Кир. Иерус. оглас. поуч. 13, ст. 22. изд. Москв. 1772 г. лист. 121 и обор. Тем бо (крестом) надеемся заградити уста богомерзким еретиком, глаголющым на Бога неправду. (В слов. Косм. на богомил. Прав. Собесед. 1864 апрель, стр. 496 и 497). 31 Так мы объясняем речение благословити в смысле славословия или благословения имени Божия см. Пс. 33:1, 62:5, 95:2 . 1Петр. 1:3 . 1Кор. 14:16 . и мн. др.; в этом значении употреблял слово благословити неоднократно и препод. Иосиф волоколамский (см. сл. 3 стр. 158), а не в смысле благословения иерейского, к которому совершенно не приложимы слова «два перста имети наклонена, а не простерта». Притом, если согласиться с мнением старообрядцев, будто под словом благословити надобно разуметь иерейское благословение; в таком случае надобно признать, что самое содержание слова Феодоритова предлагается в научение вере иереям. Ужели у нас бывали такие иереи, которые не знали коренных догматических истин – хотя по символу веры , и которые без особого наставления не умели хорошо и пальцев сложить, когда им надобно благословлять своих детей духовных? (См. о раск. Щапов. прим. 1 стр. 23). Едва ли такое предположение быть может, когда мы видели, как Геннадий заботился об устранении невежества в духовенстве, как он был разборчив и строг в поставлении на священные степени. (См. примеч. 17.). Преосв. Игнатий, митр. сибирский, слово благословити толкует иначе: «Противник глаголет: писано есть блаж. Феодоритом, како креститися, тако и благословити. Но убо мы к сему вопросу отдадим ответ: яко еже речено благословити, не о том благословении глаголет, еже бы такому, яко иерею, тако священнодействовати всякому человеку, двема персты благословляти: но речено есть единственно благословити: сиречь потребе бывшей, единому христианину бывшу, а не сущу священнику, то достоит всякому человеку троичным слаганием перст, якоже самому креститеся, такожде тем же сложением триех перстов брашно и питие свое благословити. Человеков же никому, простцу сущу, таковым сложением трапез (перст) благословляти не подобает: того бо ради и речено единственно творити благословение, а не многих благословляти. И о сем довлеет в увещение, что есть благословляти, и что есть благословити» III посл. гл. I, стр. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

306 Руфин, Жизнь пустынных отцев, русск. пер., гл. XXIX. стр. 102. Впрочем, вопрос о расстояниях и вообще о географическом местонахождении различных обителей этой Нитрийской (в общем смысле) пустыне в настоящее время очень запутан. Первоисточниками для решения этих вопросов служат: Палладий (Лавсаик), Руфин (выше цит. соч.) и Кассиан (Собесед.). Первые два определяют местоположение Нитрийского монастыря по отношению к Александрии, a последний – по отношению к Скиту (монастырь св. Макария). Палладий говорит, что он, переплыв озеро Мареотское (70 миль), через 1½ дня (что равняется 60 верстам, считая дневной путь за 10 в.) пришел к Нитрийской горе „со стороны полуденной“, где находился Нитрийский монастырь (Лавсаик, русск. пер. VII, 21). Руфин говорит, что Нитрийская гора „отстоит от Александрии на расстоянии – 10 миль“ (русск. пер. XXI, 90) что составляет около 56 верст (1 миля=603 – 694 саж.). Конечно, говоря так, Руфин выражается неточно, не принимая в расчет водный путь по озеру Мареотскому, а упоминая расстояние только по суше. Итак, Руфин говорит вполне согласно с Палладием. Эти два свидетельства согласны и с современными картами Египта (см. Emil . Isambert, cit. op., Carte du Delta; масштаб: 1 мм.=1 км.). От южного берега озера Мареотского до ближайшего южного склона Нитрийского плоскогорья („полуденной стороны горы“) по прямому пути 53 километра, а если принять это расстояние за 60 км., имея в виду извилины пути, то получится именно около 56 верст (1 км.=468 саж., 2 ар. 1½ вер.=0,9373908 вер. , см. у А. Бронзова , выше цит. сочин., 152 стр. прим. 856 со ссылкой на Брокгауза – Ефрона, т. XII, полут. 23, 1894 г., стр. 450). Также согласно с современной картой и свидетельство Руфина о том, что от Нитрийского монастыря до Скита одни сутки пути, что составляет 10 верст, так, как от предполагаемого нами места Нитрийского монастыря до географически известного монастыря св. Макария (древний Скит) по прямому пути около 35 км., что приблизительно и составит 40 верст (дневной путь), если принять во внимание кривизну пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

179 Дан. гл. 7, ст. 10: Матф. гл. 26, ст. 53; Лук. гл. 2, ст. 13; Иуд. ст. 14; Евр. гл. 12, ст. 22; Апол. гл. 5, ст. 11 в др. места. 182 Рисаля-и-Газизя, стр. 69. Сравни толкование Байзави на 69, 17, откуда видно, что в обыкновенное время престол Божий носят, только четыре ангела. 189 В объяснение названий ангельских: стоящие и преклонённые – нужно сказать, что мохаммедане во время своих молитв находятся сначала в прямом положении, стоя на ногах, потом наклоняют спину под прямым углом к вертикальной линии тела и, наконец, становясь на колена, преклоняются до земли, касаясь её лбом. 192 Ангел Гавриил считается самым могущественным ангелом потому, что он приносил откровения Божии Мохаммеду. 200 Так, например, в «Истории Иосифа Древоделя» гл. 6 и 13. В гл. 22–23 Гавриил и Михаил упоминаются вместе, как и в Коране (2, 92). См. также в кн. пр. Даниила, гл. 10. 201 См. «Правосл. Собесед.» 1871, август. «Мохаммеданское учение о загробной жизни человека» и проч. Об Азраиле рассказывается: «Когда Бог Всевышний восхотел сотворить человека (Адама), то повелел Гавриилу, говоря: поди, принеси с лица земли одну горсть праха. Когда Гавриил пошел, чтобы взять прах, земля воспретила ему, говоря: не бери праха моего. Гавриил, уважая это запрещение, не взял праха. Тогда Бог послал Исрафаила. Земля воспретила и ему и он, уважая запрещение это, не взял также праха. Бог послал Михаила. Ему также земля воспретила, и он не взял праха. Бог послал, наконец, Азраила. Когда земля воспрещала ему, он сказал: определение Божие выше твоего запрещения и взял с лица земли одну горсть праха, отчего земля сократилась на 40 аршин от востока к западу. Тогда явился голос от Бога: Азраил! ты жестокосердый и Я постановил такое определение: ты будешь брать души из всех имеющих душу; Я приказываю тебе брать». Касасу-ль-анбияи, стр. 11. 205 Т. е. на правом плече и на левом плече. Этим ангелам мусульмане во время молитвы говорят «мир» и для этого поворачивают твою голову к правому плечу, потом – к левому. Находящимся позади молящихся мусульман иноверцам такие повороты головы кажутся неестественными, на что обратили внимание послы князя Владимира, когда они были у волжских болгар (Рус. Летопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

л. 254. Глава 141. Того же. Слово еже не отчаятися спасения. Нач. Сего жития мятеж разсмотрите, человецы. л. 256. Глава 142. Слово св. Ефрема о кончине мира сего. Нач. Бойтеся, братие, грозы и страха суда Божия, внезапу бо день той страшный найдет. Напечатано в Правосл. Собесед. 1858 г. под именем Серапиона епископа владимирского. л. 258. Глава 143. Слово Иоанна Златоустаг о, в немже притчею сказует, чему подобно есть житие се настоящее, и како в нем лстимся. Нач. Вся убо, возлюблении, света сего вскоре преминуются. Христофора, патр. александрийского, сокращеннее помещенного под 204 л. 215. л. 264. Глава 144. Слово о тативем слепце. Нач. Бе некий слепец в восточней стране в месте, рекомем Навлон. л. 265. Глава 145. Сказание св. Афанасия, архиеп. александрийскаго, ко Антиоху князю воспросившу. Нач. Откуду в сердцы человеку помыслы и словеса неподобныя бывают и самого Бога многажды безчествующе? л. 267 об. Глава 146. Поучение Иоанна Златоустаг о на память св. апостола или мученика, имрк. Нач. Да есте ведуще, братие и сестры, яко в сий день память святаго, имрк, во церковь снидемся от мала и до велика. л. 269 об. Глава 147. Слово другое общее (в Измарагде 203 приб: обще Святителем, а 91: обще Святым), Того же поучение. Нач. Братие, присножадает спасения нашего Христос Бог наш, всегда призывает ны непрестая многими учители и святыми книгами в вечное царство небесное. Слово под гл. 146 и 147 Климента епископа славянского, но по слич. с 12 л. 23 и 24, много изменения и прибавления. Напр., во втором поучении вставлены здесь след. слова: се же суть дела сатанина, ихже отрицалися есмы – „требокдадение идолом, иже в встречю, и в чох, и в полаз, и во птичей грай веруют, и еже волшбами и наузы недуги лечат“. л. 272. Глава 148. Слово св. Ефрема о казнех Божиих и о ратех. Нач. Удивимся, братие, и почюдимся человеколюбию и милости Бога нашего. Серапиона епископа владимирского, также с изменениями. Срав. Приб. к Тв. св. Отцев 1843 года. л. 274 об. Глава 149. Послание некоего отца к сыну духовному. Нач. Желаю, любимиче, спасения твоего, темже и благословение даю ти. Русское, См. 142 л. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 26. Глава 20. Того же Слово, яко неприятна безь исповедания молитва . Нач. Преходяще, братие, от пища на пищу хвалим. Не Златоустаго, ибо упом. Филарет Милостивый. л. 27. Глава 21. Слово св. Отец к християном, иже кто оставляет жену и дети и отходит в монастырь. Нач. Реку вы, братие, послушайте любовно, аще в мире есте и в богатьстве живете. Русское, напечатано в Правосл. Собесед. 1858 года. л. 28 об. Глава 22. Слово св. Иоанна Златоустаг о о разсмотрении спасения. Нач. Неведуще непросто избираем, но вся разумно испытавше творим. л. 30. Глава 23. Слово св. Нифонта к верным. Нач. Тайну убо цареву достоит хранити, а дела Божия ясно проповедати. л. 31. Глава 24. Слово св. Отец о славе мира сего. Нач. Уподобися слова мира сего пламени огнену, иже подгнещен дровы, велик бываеть. л. 32 об. Глава 25. Слово Иоанна Златоустаг о о творящих много зла и неприемлющих зде бед. Нач. Фараон царь колика прият долготерпения Божия, терпяше бо ему Бог. л. 34. Глава 26. Слово св. Антиоха великого, како достоит блюстися злых жен безумных. Нач. Хвалу воздадим Богу, яко учением сим на истину наставляеми есмы. У Антиоха черноризца 151 л. 52 слово о женах изложено иначе; да и сам автор говорит только: О том убо свидетельствует Антиох великий книжник, иже Пандок составил. л. 35. Глава 27. Слово Иоанна Златоустаг о о глаголющих, яко несть грешным муки. Нач. Совет сей нечеловечен, братие, како убежии мук, злая творяще. л. 37. Глава 28. Слово св. Отец, еже не обидети вдовы и сироты. Нач. Царь ли еси, или князь, или воевода, или судия, то помысли, от кого еси власть приял. л. 38 об. Г.тава 29. Притча о богатых, от болгарских книг. Нач. Человек некий хожаше на поле чисте, и не бе на поли том ни дебри, ни леса, и узре к собе грядуща лва с велбудом. л. 40. Глава 30. Слово св. Ефрема о суде и о покаянии. Нач. Ширины земля и концы ея ничтоже успеет нам в день судный. л. 41. Глава 31. Слово св. Иоанна Златоустаг о, како востати в нощи помолитися. Нач. Щит приими, о человече, рекше святыя молитвы. Напечатано. См. 39 л. 37.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

А некоторые изречения, если не будут утончены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч ( Лк.12:35 ; Лк.22:36 ). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня ( Мф.10:38 ). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т. е. как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою то обрати, к нему и другую ( Мф.5:39 ), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф.10:23 ; Мф.19:21 ). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3). О двояком смысле Св. Писания Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, неспешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего. Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято, или положительно, или в среднем смысле, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Несмотря на все недостатки этого трактата, он был одним из самых ранних западных сочинений против несторианства и безусловно сыграл определенную роль в истории развития христологического учения на Западе. В частности, он оказал определенное влияние на христологию святителя Льва Великого 34 . III. Учение 1. Амартология и сотериология. Полемика с Пелагием и Августином. 1 .1. В учении о грехопадении человека и его последствиях преподобный Иоанн следует предшествующей западной традиции, которую отвергал Пелагий. Согласно преподобному Иоанну, человек обольщенный диаволом 35 , обещавшим ему божественность (Собесед., 8.25), также поверил, что он может достичь славы Божества своим свободным произволением и своими усилиями (Прав., XII.5). Кроме того, преступление Адама сопровождалось своего рода “сделкой” (negotiatio, commercium) между ним и диаволом 36 : “Обольщенный уверением змея, Адам все свое потомство, отвлеченное вкушением запретной пищи, обрек игу постоянного рабства. Ибо такой обычай соблюдается между продающим и покупающим, чтобы тот, кто желает подчинить себя чужому господству, от своего покупателя получил бы некоторую плату за потерю собственной свободы и за обречение себя на постоянное рабство. Именно это произошло между Адамом и змеем. В самом деле, получив от змея плату за свою свободу вкушением от запрещенного древа, Адам уклонился от природной свободы и захотел подчинить себя постоянному рабству тому, от кого получил смертоносную плату запрещенного плода. Затем, связанный этим условием, он заслуженно все свое потомство подверг постоянному рабству тому, кому сам стал рабом. Ибо что другое может рождать рабское супружество, как не рабов?” (Собесед., 23.12) 37 . Итак, все потомство Адама было продано диаволу в результате “гибельной сделки и обманного торга” своего прародителя или “продажи под грех” (Собесед., 23.12,13; ср. Рим 7:14 ). Впрочем, та власть, которую диавол получил над человеком, не упразднила совершенно человеческую свободу воли; Бог попустил супротивным силам лишь побуждать человека ко злу, а не принуждать; в противном случае никто из людей никогда не мог бы избежать греха (Собесед., 7.8).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

979 В Лавс. 23 Макарий (не Егип. и не Алекс., а ученик прп. Антония) представляется не игуменом или аввою монастыря, а простым послушником прп. Антония. Иначе Лобачевский. Св. Ант. В., 118. 1008 При таком образе жизни неудивительна полная нестяжательность в монастыре. «Одни знатный человек из какой-то страны принес с собою много золота и просил пресвитера Скитского раздать его братии. Пресвитер сказал: «братия не имеют нужды». Но так как он сильно убеждал пресвитера, то сей положил корзину при дверях церковных и сказал: «кто имеет нужду пусть берет». Но никто не подошел к ней, а другие вовсе не обратили внимания. Тогда пресвитер говорит: «Бог принял твою милостыню: иди и раздай ее нищим». Др. пат. VI, 23 (19). 1009 Об агапе в Скиту в Изр. св. ст. Исаия (V в.) 4: «Когда на вечери любви братия ели в церкви и разговаривали между собою, пресвитер из Пелусии, упрекая их, сказал: молчите, братия! видел я брата, который есть с вами и пьет с вами те же чаши, и молитва его как огонь восходит на небо». 1010 Брат спросил авву Сисоя (начавшего свое подвижничество в Скиту): «что мне делать? Когда прихожу я в церковь , так часто бывает вечеря любви, и меня удерживают на ней». Старец говорит ему: «дело трудное!» Говорил также ему Авраам, ученик его: «если случится быть вечери любви в субботу или в воскресенье и брат выпьет три чаши ( ποτρια, т.е. вина), на много ли будет?» Старец отвечал: «если бы не было сатаны, то немного». Др. пат. IV, 45 (37). 1011 Кассиана и Германа так угощал (390–400 г.) в Скиту авва Серен после воскресного богослужения. Вместо рассола (muria, должно быть, вода с солью, от mare – море), который с подливкою капли масла ежедневно предлагался, они приготовил немного похлебки (liquaminis), влив в нее немного более, чем обычно, масла, ибо эту малость масла каждый ежедневно вливает (ослабление прежнего режима?) не для того, чтобы этим доставить какую-либо сладость гортани, потому, что вливают ее так мало, что едва достаточно бывает не говорю смазать, но и пройти в глотку, но чтобы этим употреблением подавить тщеславие сердца. Потом он предложил по 3 маслины, приправленные солью. Затем принес корзинку с приправленными бобами (cicer fricmum), что они зовут десертом (trogalia), из которых мы взяли только по 6 зерен (grana), по две сливы (mixaria), по одной смокве (caricas); больше этого чиста взять считается в той пустыни предосудительным». Кассиан, Собесед. VIII, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Эти взыскания лишали виновного не только общих прав члена церковного общества, но и особенных преимуществ служителей Церкви; в некоторых случаях они не ограничивались даже временным существованием человека, а простирались и на его загробную судьбу». („Христ. чт.” 1871, август, 259, 260). 23 Одно обстоятельство несомненно изобличает, что изобретатель этого плана, приписываемого так называемому большинству комитета, и автор статьи „Прав. обозрения”, скрывший себя под буквами Л. Б. – одно и тоже лицо; это употребление и в плане, и в статье бессмысленного термина: запрещение богослужения. Запрещение богослужения – нелепость; со смыслом говорят: запрещение в священнослужении („Уст. конс.” 187). 24 Извержение из сана ( καϑιρεσις, depositio) есть высшая степень наказания клириков. Она определялась как за особенно важные преступления против правил священнослужения, напр. за симонию (Ап. 39, IV, 2 и др.), так и за те общие вины, которые мирян подвергали отлучению от Церкви. Поэтому сила этих обоих наказаний почиталась как бы равною, – и хотя духовные лица с лишением сана еще не отлучались от Церкви, но правила относительно изверженных клириков были почти теже, что отлученных мирян (Ап. 11, 12, 1 Всел. 5, Антиох. 6). Иоанн – „Прав. собесед.” 1860, 3, 383). 25 Мы не можем лишить наших читателей назидания и не познакомить их с самым новейшим (1873) взглядом на судебную власть епископа по канонам, против которого, конечно, не будет спорить г. Барсов. По этому взгляду „как в наставлениях Апостола ( 1Тим. 5:19–21 ), так и в правилах Церкви внушается епископу неупустутельно быть при делах церковных (Ап. 81), разбирать все дела подведомой епархии с рассуждением (Ант. 9), удерживать священноначальственное попечение над вверенною ему епархиею с духовною крепостью (III Всел. соб. посл.), разбирать и оканчивать некоторые дела по проступкам и преступлениям (Карф. 29), вразумлять неблагонравных наставлениями и увещаниями, а иногда церковными наказаниями (епитимиями), не прибегая к бичам и ударам (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010