36:4. Желание сердца. В аккадских текстах это выражение означало получение благоприятного предзнаменования. В одном тексте говорится о том, что если человек обращается с молитвой к богам, то само его желание даровано богами. Если израильтянам были близки подобные представления, то здесь говорится не о любом, а именно о том желании, которое испытывает псалмопевец (ст. 6; см.: Пс. 19:5 , в котором выражена просьба об исполнении намерений). Псалмы 41–71 Книга вторая 41. Заголовок. Сынов Кореевых. В заголовках псалмов 41, 43–48, 83, 84, 86 и 87 содержится выражение «Учение. Сынов Кореевых». Сыны Кореевы упоминаются в Чис. 26среди основных левитских родов. В описании храмового служения сынам Кореевым отведена роль «привратников» ( 1Пар. 26:1 ). Участие сынов Кореевых в прославлении Господа ( 2Пар. 20:19 ) может также служить основанием для их упоминания в Псалтири в качестве неотъемлемого элемента культовой псалмодии. 41:1. Лань. На многих иудейских печатях VIII-IX вв. до н. э. изображена лань у источника. Кил (О. Keel) полагает, что популярность этого сюжета связана с метафорой, использованной в этом псалме. 41:2. Душа. В Ветхом Завете слову, переведенному как «душа», соответствует евр. nephesh. Это слово обозначает самого человека, «живую душу» (см.: Быт. 2:7 ), а не «бессмертную душу» новозаветных Писаний. Таким образом, здесь не содержится аллюзии на то, что nephesh, душа, сохранится после смерти человека. Это слово родственно аккадскому слову napasu, которое обозначает «горло», а в расширительном смысле – дыхание. В древнееврейском мышлении тело и дыхание жизни неразделимы, а потому в таких отрывках, как, например, 3Цар. 19:4 , nephesh обозначает человеческую жизнь. Физическая энергия, или жизненная сила, может «изливаться», как об этом сказано в 1Цар. 1и в Пс. 41:5 . В египетском мышлении жизненная сила воплощалась в ba, которое изображалось в виде птицы с человеческой головой. Считалось, что в момент смерти ba отделяется от тела и продолжает жить вечно. Его место на небесах, а не в преисподней, которая предназначена для тела. В египетском сочинении «Спор между человеком и его ава» обсуждается вопрос о возможности самоубийства. В отличие от ba, египетское понятие ка значительно больше напоминает тень того, что остается от человека после смерти. Ка обитает в погребальной статуе и принимает предназначенные мертвым жертвоприношения, а потому больше похоже на дух мертвого. В Месопотамии этот дух называли etemmu; он принимал жертвоприношения и требовал, чтобы его умилостивляли. По существу, etemmu считался призраком, бесплотным духом. Еще один элемент человеческого существа в Месопотамии называется zaqiqu, и, по-видимому, это ближе всего к понятию души. Подобно etemmu, он также остается после смерти человека, но о нем почти ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пс 19. Сила помазанника не в человеческом оружии, а в небесной помощи. 23. Ст. 7-10 приурочены, как полагают толкователи, к торжеству перенесения Ковчега в Храм. 44. Прославление помазанника. 60. Господь — защитник сына Давидова. 71. Свойства истинного сына Давидова. Утверждение Сионского Завета (о пророчестве Нафана см. ч. 1, с. 345). 109. Мессия, подобно Мелхиседеку, будет не только Царем, но и ходатаем за людей — первосвященником (см. Быт 14.18). Мессия назван Господом; на эти слова ссылается Христос в беседе с книжниками в Мф 22.44. 131. Надежда на Сионский Завет, возродившийся в час испытаний. 143. Ничтожество человека и милость Бога-спасителя. 149. Гимн, сложенный, вероятно, к празднику новолетия. 5. Псалмы о Сионе (Пс 9, 45 , 47 , 75, 86) 1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида. 2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. 3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. 4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим, 5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. 6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. 7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними. 8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, 9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. 10 И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; 11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. 12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, 13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных. 14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, - Ты, Который возносишь меня от врат смерти, 15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем. 16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

258. Карфаг. Сб. Пр. 24 (33) (=Иппон. Сб. 393 г. Пр. 36.). 259. Gelasius, Decret, (Migne, Patrol. s. 1. t. 59. 260. Августин. De gestis cum Emerito. Bingham, Orig. XIV, 90. 261. Апостольские Постановления II, 57. VIII, 5. 262. См. выше, стр. 88–89 и 161–163. 263. Иоанн Златоуст. На 2 Сол. бес. 3. 264. Иоанн Златоуст. Бес. 3 О непостижимом. 265. Карф. Соб. 399 г. Пр. 24. 266. Caesar, Arel. Hom. 12. (Migne, Patrol. s. 1. 67), Cyprianus Cassinens, De vita Caesar. 267. Созомен. Церк. ист. VII, 17. 268. Васил. В. Бес. на шестодн. 2. ср. 7 и 9. 269. Сократ. Церк. ист. V, 22. 270. Иоанн Златоуст. На Быт. бес. 4. 271. Августин. На пс. 88, сл. 2. 272. Апостольские Постановления II, 57, см. ниже «Проповедовавшие лица». 273. См. выше, стр. 54, 63 и 86. 274. Амвросий. Об обяз. свящ. I. 275. Иоанн Златоуст. На Тим. бес. 57. 276. Апостольские Постановления II, 57. 277. Паломн. § 25. 278. Иоанн Златоуст. О словах Исаии бес. 2 и 3. Палладий еп. Еленопол. (V b.) Разговор о жизни Златоуста § 5. 279. Possidius (V b.). Vita August. Август. На пс. 94 и 95. 280. Иероним. Пис. 2 к Непот.; ср. пис. 61 к Памм. 281. Кипр. Письм. 2 к Март. и испов. 282. Gregorii M. Praefatio ad XL hom. in evang. Joannis diac. Vita Greg. M. II. 18. 283. См. выше стр. 173. 284. Евсевий. Церк ист. IV, 19. В «Жизни Константина» Евсевий говорит, что этот император часто говорит речи по религиозным вопросам пред множеством народа (IV, 29–34). 285. Лев I п. Пис. 70 (72) и 71 (73). 286. Карф. Соб. 399 г., пр. 98. 287. 1 Кор. 14. 34–35. 1 Тим. 2. 11, 1. 12. 288. Карф. Соб. 399 г., пр. 99. 289. Иероним. На Римл. 14, 1. 290. Епифаний Кипр. Якорь 49. Августин. Против ерес. 27. 291. Епифаний Кипр. Якорь 78, 79. Firmilianus Ep. 75 ad. Cyprian. 292. Иоанн Златоуст. На Деян. Бес. 19. 293. Августин. О науке христ. IV, 15. Иоанн Златоуст. О непостижим. бес. 3. 294. Оптат Милев. Прот. донатистов 3 (7). 295. Иоанн Златоуст. На Колос. бес. 2, на 1 Кор. 36 и др. 296. Апостольские Постановления VIII, 5. 297. Иоанн Златоуст. Бес. к Ант нар 4, 11. 12, 13. 20. Бес. по возвращ.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Т. е. «начало» понимается здесь в смысле «начальство», как мы говорим: «под началом такого–то». 84 О божественных именах, 2,1, С. 246 (р. п.: 247). Цитата в пересказе св. Григория несколько отличается от оригинального текста. 85 Против Евномия, 5, PG 29, 712А (р. п.: Ч. III. С. 179). 86 2 Кор. 13:13. 87 См., например, Пс. 32:6. 88 Например, когда о Сыне говорится: Отец будущаго века (Ис. 9:6). 89 Слово 34, 10, PG 36, 252А (р. п.: Т. 1. С. 496). 90 Мф. 18:16. В оригинале цитата несколько искажена. 91 Против Евномия, 5, PG 29, 736В (р. п.: Ч. III. С. 199). 92 Ibid., PG 29, 737В (р. п.: Ч. III. С. 201). 93 Пс. 32:6. 94 Труд Григория Нисского «О богопознании» не сохранился за исключением отрывков (PG 46, 1112–1126), сохраненных Евфимием Зигабеном (Πανοπλα Δογματικ, пролог и главы 8 и 9 (PG 130, 257–276, 312–317). Греческие богословы злоупотребляли в полемике этим пассажем, но латинофилы обвиняют их в том, что они изменили его таким образом, чтобы он соответствовал восточному взгляду на исхождение Духа от одного только Отца (примечание издателей греческого текста). Это обвинение делает возможным то обстоятельство, что стоящее в конце фразы выражение «την κπορευτικν ιδιτητα» может означать как «свойство изводить», так и «свойство исходить» (или «быть изводимым»), в зависимости оттого, активную или пассивную форму глагола принимать за исходную для употребленного здесь прилагательного. Латиномудрствующие, стало быть, считали, что в оригинале у Григория Нисского было: «…одному лишь Духу присущее свойство исходить», а греки–де переделали «Духу» на «Отцу», отчего изменился и смысл отглагольного прилагательного. 95 Κιρλλου Αλεξανδρεας, Λγος 2 περ Αγας και " Ομοουσου Τριδος, PG 75, 724Α. 96 Его же, " Ομολογα πστεως, изд. Johannes Wegelinus в приложении к De sacrosancta trinitate, 1604, С. 121. 97 Точное изложение православной веры, op. cit., 8, 289–292 (р. п.: С. 27 (99)). 98 Мф. 12:37; Лк. 19:21. 99 Дословно — «неведения» (γνοιαν). 100 В оригинале вопросительного знака нет, и предложение является утвердительным, но нам, исходя из контекста, это представляется неверным, особенно поскольку следующая глава начинается с ответа на этот риторический вопрос. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

4. См . примеры соответствующих практик в главе «Кровь в язычестве». Очевидно, что гематоген , как явное исключение из этого «пищевого перечня», явление и продукт уже нашего времени; древности такой способ употребления крови был наверняка не свойственен. 5. «Ссылка на поедание вместе с мясом указывает на то, что имеется в виду само поедание крови вместе с мясом, а не на отдельное распитие крови». Ср. Gilders W. K. Blood ritual in Hebrew Bible. London, 2004. S. 16. Многочисленные скрупулезные правила «кашрута», включающие «высаливание» и «выпаривание» крови из мяса, уже после того как животное было профессионально обескровлено резником на бойне, доказывают сколь буквально этот библейский запрет был воспринят в позднем иудаизме. См. Гринберг Б. Указ. Соч., глава: «Ритуальный забой скота». М., 2002. С. 86–89. 6. Разумеется наряду с «туком». 7. Phillips A. Deuteronomy. Cambridge Bible Commentary. Cambridge University Press, 1973. S. 90–91. 8. У многих язычников ритуальное «употребление крови мотивировалось желанием заполучить жизненную силу другого создания». Noordtzij A. «Leviticus». Bible Students Commentary. Zondervan, 1982. S. 203. См. так же стр. 57. 9. Rad G. von, Genesis. А Commentary. Old Testament Library. Philadelphia: Westminster Press, 1966. S. 128. 10.  « Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои » ( Пс. 49:12–14 ). 11. Чтобы не повторять уже сказанное на эту тему в главе «Кровь в язычестве», приведем лишь одно очередное свидетельство. «Народ Хуа, живущий в Новой Гвинее, приписывает положительный эффект употреблению человеческой крови некоторыми людьми. Так, например, человек, употребивший кровь своего отца или кровь «названного отца», берет на себя его жизненную силу. В древности Хуа практиковали ритуальный каннибализм, при котором люди поедали тела своих мертвых родственников, полагая, что эта пища увеличит рост жизненной силы участников обряда. Например, считалось, что тот, кто съел тело своего родителя аналогичного пола, обретал избыточное «наследование жизненной энергией». По представлениям Хуа, плоть и кровь содержали «ну» – жизненную эссенцию, поедание которой передавало каннибалу соответствующую силу. Удивительно само концептуальное сходство между «ну» и «nefesh». Ср. Meigs A. S. Food, sex, pollution: A New Guinea Religion ( Еда, секс, осквернение: религия в Новой Гвинее ). New Brunswick, N. J. Rutgers Univ. Press, 1984. S. 57, 61, 89, 110, 115, 127.

http://azbyka.ru/krov

Вот экзегетические беседы Севериана, которые исследователи с большой долей вероятности определили среди творений святого Златоуста: О печатях книг//PG 63, 531–544 (здесь изложены экзегетические принципы автора); О том, что Законодатель Ветхого и Нового Завета один//PG 56, 397–410; Шесть бесед о сотворении мира//PG 56, 429–500 (см. также изд. Κ. . Δυοβουνιτη: κκλ. Φρος 13, 1914, 58–69, 119–144); О собеседовании в раю (фрагмент на греческом языке, изд. Κ. . Δυοβουνιτη: κκλ. Φρος 13, 1914, 144–148); О том, как Адам получил душу (издание трудов Златоуста H. Savile. Т. 5, 1613, 648–653); Изложение того, как первый человек через непослушание отверг данный ему образ по подобию Божию, и как через нового Адама снова в него облекся//PG 56, 522–526; О жертвах Каина//PG 62, 719–722; О сказанном Авраамом: «Положи руку твою под стегно мое» ( Быт.24:2 )//PG 56, 553–564; Слово о Моисеевом змее//PG 56, 499–516; Беседа девятая о Ное (изд. Κ. . Δυοβουνιτη: κκλ. Φρος 13, 1914, 148 etc.); Против иудеев о медном змее//PG 61, 793–802; Воспойте Господеви песнь нову ( Пс.95:1 )//PG 55, 619–630; На слова: «Господь воцарился» ( Пс.96:1 )//PG 55, 603–612; О Вочеловечении//PG 59, 687–700; На сказанное: «В начале было Слово» ( Ин.1:1 )//PG 63, 543– 550; На слова: «Какой властью Ты это делаешь?» ( Мф.21:23 )//PG 56,411–428; На слова: «Как Он знает Писания, не учившись?» ( Ин.7:15 )//PG 59, 643–652; На слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26, 39 )//Изд. Ch. Martin//Le Museon 48, 1935, 311–321; ZellingerJ. Studien zu Severian von Gabala. Münster, 1916. S. 9–21; O хананейке и o фараоне//PG 59, 653–664; О блудном сыне и о покаянии//PG 59, 627–636; Об исцелении слепого//PG 59, 599–610; Притча о смоковнице//PG 59, 585–590; О предательстве Спасителя//PG 59, 713–730; Об Иуде предателе//PG 86, 525–536; Об умовении (WengerA. Melanges V; Grumel II, 1967, 219–234=Revue des Etudes Byzant. 25); O сотнике и против манихеев и аполлинаристов (Aubienau M. Un traite inedite de Christologie de Severian de Gabala in Centurionem et contra Manichaeos et Apollinaristas. Geneve, 1983. P. 108–141);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

220 I/17 (71)=B25 (188). 221 I/17 (70—71)=B25 (187—188). Ср. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии VI—VII. Ср. греч. aaggelow — посланник. 222 II/10,24. 223 Главы о знании II,70. 224 Букв. «Шехины невидимости». Шехина (евр.) — присутствие Божие, слава Божия; одно из важнейших понятий библейского богословия. Термин встречается у ранне–сирийских авторов и в литургических текстах. 225 II/10,24. 226 II/20,8. 227 Исаак использует язык св. Григория Богослова. 228 Главы о знании IV,86. 229 II/12,1. 230 II/8,6. 231 Ис. 14:12 по переводу LXX. 232 Ср. Лк. 10:18. 233 Главы о знании III,87—88. 234 I/17 (69)=B25 (184). 235 I/18 (72—73)=B27 (196). 236 I/31 (139—140)=B53 (386). 237 II/9,6. 238 II/9,12. 239 I/17 (71)=B25 (188). 240 Ср. II/5,6. 241 II/18,18. 242 II/18,18. 243 B4 (45) и др. 244 II/19,1. Ср. II/17,1. 245 См. Brock. Note 2 to II/17,1. 246 I/4 (21)=B3 (26). 247 I/3 (18)=B3 (21). 248 I/4 (21—22)=B3 (25). 249 I/4 (21)=B3 (25). 250 Отметим, что в славянском языке слово «страсть» имеет также двойное значение — страсти и страдания. 251 См. об этом: K. T. Ware. The Meaning of «Pathos» in Abba Isaias and Theodoret of Cyrus. — Studia Patristica XX. Louvain, 1989. P. 315—322. 252 I/57 (292)=B5 (61). 253 Букв. «цель созерцания будущего века видится в бытии святых ангелов». 254 Т. е. между людьми и ангелами. 255 Т. е. состоящими из души и тела (людьми). 256 Т. е. бесплотными (ангелами). 257 Главы о знании I,62. 258 Главы о знании III,70. 259 I/48 (207—208)=B74 (509—510). 260 Ср. Втор. 5:25 и далее. 261 Ср. Исх. 19:15 и далее. 262 Ср. 3 Цар. 19:12. 263 Ср. Пс. 71:6. 264 Ср. Евр. 10:20. 265 I/53 (232—233)=B82 (574—575). Сир. «и среди нас беседовал с нами в одежде, которую Промысл сотворил во чреве Девы». Греческий перевод данной фразы является примером того, как тщательно избегалась терминология «одежды» в среде халкидонитов. 266 I/18 (75). Данный текст существует только в западно–сирийской редакции (и греческом переводе), но отсутствует в восточно–сирийской редакции. 267 I/4 (20)=B3 (24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

(Должники наши) – люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по закону Божию, как, например, не оказали любви, а вражду. (Слова молитвы Господней: как и мы прощаем должникам нашим) требуют, чтобы молящийся никакой не имел вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда прийди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). (Если того, кто имеет нечто на меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению), в таком случае довольно примириться с ним в сердце пред очами Всевидящего Бога. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми ( Рим.12:18 ). (Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем), то не получим и мы прощения. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ). (Бог не прощает нас, когда мы не прощаем других) потому, что мы чрез сие оказываемся злыми, а тем удаляем от себя благость и милосердие Божие. Катих. стр. 80 – 81. См. ниже (об отношении к неверующим) Апост. Постановл. кн. II, гл. 46. γ) См. выше (стр. 57) Катих. стр. 87, также (об уважении к ближним) Катих. стр. 116. δ) Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. 5-е Блаженство. (Кротость) – тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Какие должны быть особенные действия кротости христианской? Не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-либо противное желаниям нашим, не предаваться гневу, не превозноситься. Господь обещает кротким то, что они наследуют землю. В отношении к последователям Христовым вообще оно есть предсказание, которое исполнилось буквально; ибо постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы истребленными быть яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Дальнейшее же значение сего обетования в отношении к христианам вообще и порознь есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, т.е., получат вечное блаженство ( Пс.26:13 ) Катих. стр. 85 – 86.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

252 36 пс. – весь проникнут мыслью, что нужно только быть правым, а торжество добра и гибель зла несомненны, как закон: «я был молод и состарился; и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ст. 25. 254 Орр. s. Basilii Caes. Сарр. Archiep., 2 ed. Garnier. Paris. 1839. Consttut. ascet. с. XIII (II, 2, 798 f.), как и во 2 ср. к Григорию Б. ведет дело так, что Мф. 5:22 есть первое и главное основание для определения закона кротости. С этим же совершенно согласно (II, 2, 682) сказанное им в 191 reg. brev., которое Мальдонат 1, 138 смешал или с Августином, или с буквально повторяющими его Хемницем и Бенгелем. – Св. Григорий Нисский О блаженствах. Творен. св. Отцов т. 38, Москва 1861 р. 382–5 еще безраздельные обосновывается на указанном месте. – Vilmar (XIX, 13) II, 86: «внутренний покой есть неотложное условие для господства над умами» очевидно примыкает сюда; тогда как Вихельгауз (CXIII, 9) II, 145: земля им, потому что и на земле Судия – Бог опирается очевидно, как все, на Мф. 5:39 . Синтез прекрасно у Хромация (XIII, 17) р. и за ним Corn, a Lapide, CXIII, 16), 1, 121. 259 Это указал еще Th. Aquinats, Enarrationes, quas catenam in IV Evangelio. Antverp. 1731 p. 22. См. на Матф. рус. перев. 1,277: «правдою называет Он полное благочестие души». 260 Говорю против Малидоната (VI, 2) 1, 140 f., который говорит так, желая а) установить свое чтение; б) установить свой смысл, не смотря на голос раньше приведенных им отцов и учителей вселенских и Западной Церкви. 269 См. Edershetm (II, 12) 1, 532 f. Здесь вполне уместно отдать полное почтение указанному ученому и сказать, что не смотря на боязнь, правда в. умеренную боязнь совершенно отрешиться от обычая английских исследователей вводящих беллетристический элемент в излишней мере, труд его есть труд бесспорно поучительный. 280 Напр. Lange (XV, 7) 1, 61. А что Фрицше ссылается на предпоследнее блаженство, то в том и причина моих оспариваний, что помещаемое ими в 4-й заповеди должно быть относимо к 8 й, а сюда не верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

25. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 342 26. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 344—345. 27. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 375. 28 . Там же. С. 563—564. 29. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 572—573. 30 . Диодор Сицилийский. I, 51. 31. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 131—133. 32. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 263. 33. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 306 - 307 34. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 321. 35. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 509—511. 36. И.Чистович. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. 1871. С. 14—15. 37 . И. Чистович. Там же. С. 95. 38. И. Чистович. Там же. С. 191. 39. Св. Иустин Мученик. Увещание к эллинам. Гл. 6, 27. 40 . Молчаливые по-латински: taciti; от этого слова и про изошло имя богини Такиты. 41. Соловьев. История России. Том I. Изд. 4-е. С. 1, 85, 86, 87. 42. Thietmarus, Qui cum morte temporali omnia putant finiri (у Белевского, Monumenta Poloniae historica 1, 244). Сл. И. Срезневского, О языческом веровании древних славян в бессмертие души. 43. Бестужев-Рюмин. История России. Том I. Глава 1. С. 24-25. 44 . Ed. Bonen, p. 151-152. 45 . А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян. С. 187—188. 46. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию, получили жизнь вечную (2 Мак. 7:36). 47 . Ибо хотя они (праведные) в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия (Прем. 3:4). 48. Древние евреи хорошо различали слова «шеол» и «кебер» (гроб). Когда шла речь о месте, где погребались тела умерших, всегда употребляли слово «кебер» (см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Иов. 5:26; 10:21; 21:32; Пс. 98:19; Иезек. Гл. 37).  49.    Там же.  см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34;  Вопрос о дикарях В нашем историческом доказательстве, утверждающем всеобщность веры в бессмертие души в роде человеческом, остается разобрать еще один важный вопрос — вопрос о дикарях.  Когда ведется спор о религиозных проблемах, писатели атеистического направления выставляют одним из важнейших аргументов против внутренней необходимости и истинности идеи Бога и неразрывно связанной с ней идеи бессмертия человека,— отсутствие этих идей у дикарей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010