См. ст. 7. От имени Божиего зависит судьба Его народа. 14 Так говорит Господь. Слова Божий являются ответом на молитву Иеремии в ст. 7–9. народу сему. Господь уже не называет иудеев «Своим народом». 14 не молись. См. 7,16 и ком. В данном случае этот запрет непосредственно вызван молитвой Иеремии в ст. 7–9. 14 поститься... принесут всесожжения и дар. Осуждение формального обряда (ср. Ис 1,11–17 ; Мих. 6,6–8 ). мечом и голодом, и моровою язвою. Впервые появляющееся в этом стихе перечисление бедствий, которые приносит суд Божий ( Втор. 32,24.25 ), встречается в книге Иеремии 13 раз (см., напр., 15,2). 14 пророки. Т.е. те, от кого исходили ложные пророчества о мире (6,1–14; 8,11). Иеремия заступается перед Богом за обманутых ими людей. 14 народ. Моление пророка не достигает своей цели, ибо люди должны были испытывать пророков по пророчествам их ( Втор. 13,2.3; 18,21.22 ). некому будет хоронить. См. 7,33. 14 Ждем мира. Эту надежду вселило в людей учение ложных пророков (ст. 13 и ком.). ждем времени исцеления и вот ужасы. См. 3,22; 30,17. Исцеление будет и нравственным, и физическим. 14 ради имени Твоего. См. ст. 7 и ком. престола славы Твоей. Под этими словами пророк подразумевает храм (см. 4Цар. 19,15 ; ср. 3Цар. 8,27 ). завета Твоего. Пророк вспоминает завет Божий с Авраамом, Исааком и Иаковом ( Быт. 15,12–21; 26,3–5; 28,13–15 ; Лев. 26,42–45 ). Глава 15 15 Моисей и Самуил. Господь напоминает о великих заступниках израилевых ( Исх. 32,11–14 ; 1Цар. 12,23 ) и снова воспрещает Иеремии просить за свой народ (7,16; 11,14), отвергая только что произнесенную молитву пророка (14,19–22). 15 меч... псов... птиц... зверей. См. 7,33; 14,16; ср. 3Цар. 21,23 . 15 за Манассию. Сын царя-преобразователя Езекии Манассия был одним из самых нечестивых царей Иудеи. Его дела, которые не могли загладить даже последующие реформы его внука Иосии, послужили главной причиной постигших Иудею судов, в том числе и изгнания ( 4Цар. 23,26 ). 15 отступил назад. См. 3,22. Я устал миловать. См. 31,20. 15 развеваю их веялом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Св. пророк говорит: тогда как враги Еврейского народа будут пить чашу гнева Божия, со всем другое готовится Сиону. «В горе же Сиони будет спасение». Под горою Сион Свящ. писатели разумеют и город Иерусалим и Храм Божий или вообще церковь Божию ( Мих. 4:1, 2 ; Зах. 8:1, 2 ). Спасение будет в Иерусалиме и церкви. Т. е. Евреи, по возвращении своем из плена, в Иерусалиме, в своем отечестве, найдут наконец спасение от рабства и бедствий плена. «Гора будет свята». Иерусалим, оскверненный язычниками, снова сделается священным градом, святынею Евреев, по устроении храма, по восстановлении в нем истинного Богослужения. Тогда «дом Иаковль», т. е. возвратившиеся из плена Иудеи, увеличившись числом, укрепившись силами, при помощи Божией, наследят «наследивших я», т. е. получат в наследство или покорят тех, которые им наследовали, по отведении в плен Вавилонский; Евреи снова вступят в свои прежние владения, захваченные окрестными народами – Идумеянами, Моавитянами, Аммонитянами, Филистимлянами (Ср. Ам. 9:14, 15 ; Иоил. 3:1–12 ; Мих. 5:8 ; Зах. 2:6, 8:3–8, 10:10 ). По бл. Феод., «овладеют вашею (Идумеи) и других сопредельных народов землею». Это пророчество исполнилось при Маккавеях Иуде, Симоне, Иоанафане, Гиркане, которые покорили окрестные народы под власть Евреев. Но поскольку слово «Сион» означает, как заметили, также церковь Божию, то, кроме буквального смысла, здесь нельзя не видеть высшего смысла о спасении на Сионе 27 , т. е. в церкви Божией, тем более, что в таком смысле говорили и другие Божии пророки о спасении на Сионе, по возвращении Евреев из плена (См. Иоил. 3:17, 3:18, 3:20 ; Ос. 14:5–8 ; Ам. 9:11, 12 ; Ис. 52:1–15, 6:13 . Сн. Деян. 15:12–17 ). «Пророк предвозвещает вместе, – гов. бл. Феод., – и спасение всем человекам, совершенное на Сионе, и на целую вселенную излившееся оттуда освящение спасительным крестом». Авд. 1:18 . И будет дом Иаковль огнь, дом же Иосифов пламень, а дом Исавов в тростие, и возгорятся на них и поядят я, и не будет избегаяй дому Исавову, яко Господь глагола.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Это будущее станет эпохой неслыханного счастья. Диаспора Израиля и Иуды (Ис 11:12–13; Иер 30–31) возвращается в Святую землю, которая благословлена чудесным плодородием (Ис 30:23–26; 32:15–17), и народ Божий отомстит своим врагам (Мих 4:11–13; 5:5–8). Но это ожидание материального изобилия, процветания и могущества — не самое существенное; оно всего лишь сопровождает приход Царствия Божия. Царствие Божие предполагает, что вся жизнь человеческая целиком проникнута нравственно-духовными принципами: справедливостью и святостью (Ис 29:19–24); здесь — обращение сердца и прощение Божие (Иер 31:31–34), постижение Бога (Ис 2:3; 11:9; Иер 31:34), мир и радость (Ис 2:4; 9:6; 11:6–8; 29:19). Чтобы воздвигнуть Свое Царствие на земле и управлять им, Царь Ягве поставит Своего Наместника через помазание: Он будет “Помазанник” Ягве, по-еврейски Мессия. И пророк Нафан, обещающий Давиду длительное существование его дома (2 Цар 7), впервые, таким образом, находит выражение для царского мессианизма, отзвук которого есть во многих псалмах; см. “Царские псалмы” (в 4(7) журнала за 1995 г. — Ред.). Однако неудачи и недолжное поведение многих преемников Давида могли показаться отступлением от такого “династического” мессианского ожидания; упование сосредотачивается на некоем особом Царе, пришествие Которого ожидается в близком или более отдаленном будущем: на том Спасителе, которого предвидели пророки, — прежде всего Исайя, но и Михей и Иеремия. Этот Мессия будет из рода Давидова (Ис 1:11; Иер 23:5; 33:15); Он, также как и Давид, происходит из Вифлеема-Ефрафа (Мих 5:2). Его нарекают высочайшими именами (Ис 9:6), и на Нем почивает Дух Ягве в полноте Своих даров (Ис 11:1–5). Для пророка Исайи Он — ‘immanu ‘El “с нами Бог” (Ис 7:14), для пророка Иеремии же — Jahwe zidkenu “Господь оправдание наше” (Иер 23:6), — два имени, в совершенстве выражающие идеал Мессии. Эта великая надежда пережила крушение мечты о мировом господстве и горькие уроки плена; но перспективы изменились. Несмотря на то, что пророки Аггей и Захария возлагали определенные надежды на потомка Давида Зоровавеля, царский мессианизм переживает фазу затмения: потомки Давида уже не сидели на троне, и Израиль находился под властью чужеземцев.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

12 . О Причащении. Кормчий. 13 . Слово Жизни, 24, 25, 48, 67, 110. _____________________________ [Под чертой собственноручная подпись карандашом И. Орлова, подтверждающая то, что он взял на время книги.– п. С. П.] И. Орлов. Книги возвращены 19/IV с[тарого]/ст[иля] кроме Иконопоч[итания] Кальнева. Означенного Орлова инструктировал, на что пошло 3 часа времени. [Л. 32.] 1925 г. 2/III беседа с Петр[ом] Александр[овичем] Рыбкиным о Предании, о спасении, о покаянии, Причащении и крещении младенцев. В вопросах о Предании, спасении и покаянии согласился с правосл[авным] учением. О Причащении упорно стоял на своем. О Крещ[ении] мла[денцев] – неопределенно. Беседа была в кварт[ире] о[тца] Прот[оиерея] Сергия Ан[атольевича] Правдолюб[ова] от 6 до 12 часов ночи. [Л. 32 об.–33 об. уже перепечатаны нами сразу после Крещения, см [Л. 34]. – п. С. П.] 1925 г. Марта 9 дня. Кальнева сборник у о[тца] Михаила Андрее[вича] Окунькова. Оставлено у Антона Ивановича Бочкова, д[еревня] Феодоровка: 1 . Беседа о почитании Ангелов Божиих Строева. 2 . Кто против КрестаЮ тот против Христа. 3 . Слово Жизни 105. 4 . Учение Христа о поклонении Богу (О Таинст[вах] и христианских обрядах). 5 . Об истинном христ[ианском] покл[онении] и служ[ении] Богу. [Л. 34 об.] 6 . Слово Жизни 110. 7 . Беседа о Причащении. “Кормчий”. 8 . О спасающей благодати Божией. Кальнева. 9 . О святом Крещении. Кальнев. 10 . О святом Миропомазании. Кальнев. 11 . Слово Жизни 25. ______________________________ Селизневу А. Ив[анович]у. У о. Мих[аила] Андр[еевича] Окунь[кова] Кальнев. 9/III – 1925 [г.] Беседа в Феодоровке. Народа собралось много. Сектанты отказались придти. Мною проведена без них беседа: 1 . О Покаянии, 2 . Причащении 3 . и Крещении младенцев. Присутствовал и о. Мих[аил] Андр[еевич] Окуньков и матушка Мария Сергеевна. Часа через два пришли и сектанты. Беседовал Яков Никитич Кутейников. Первым его вопросом было: “вы кто?”.. (не пресвитер, п[отому] ч[то] так не зовут, а если священник, то, стало быть, ветхозаветный). Не отвечая прямо, я говорил, что ты меня знаешь. [Л. 35 об.] А когда он очень пристал, я ему сказал: “поп Селищный”.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

А могли ли, является вопрос, апп. Иаков и Иоанн сделать это? Они надеялись, что сделают по силе, данной от Господа им вместе с прочими Апостолами, совершать многие чудеса, когда ходили с проповедию Его (см. ст. 6 и 10). Лк.9:55 . Обрáщься же запрети има, и речé: не веста, кóего дýха естá вы: Лк.9:56 . Сын бо человеческий не прииде дýш человеческих погубити, но спасти: и идóша во ину вéсь. (Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.) Не весте (не знаете), коего (какого) духа есте вы, т. е. не знаете, что дух строгости и кары, это был дух Ветхого завета, но дух Моего – Нового завета будет не таков, – он дух любви и милости; потому и проповедники Нового завета не должны действовать так, как действовали ветхозаветные. Надобно оставить этот старый дух неприязни и кары к людям, притом не столько упорным, сколько нравственно слепым и неведущим истины, потому что они со временем могут прозреть, – узнать истину и обратиться. (Мих.) Да и цель Моего пришествия – не погублять, но спасать: Сын бо Человеческий, т. е. Он, Христос (24 ст. 5 гл.) не прииде и проч. Пошли в другое селение (идоша во ину весь), – по всей вероятности, не самарянское. Встретив недружелюбный прием, Господь, вероятно, возвратился в Галилею и пошел в Иудею другим путем, чрез Перею, восточным берегом Иордана, где была большая караванная дорога, по которой преимущественно отправлялись путешественники и богомольцы с севера в Иерусалим. Из последующих повествований св. Луки видно, что Иисус Христос после сего был и еще в Галилее и Перее, и затем уже в Иудее (Мих.). Зач. 49-е. Ответы Господа желавшим быть последователями Его. Читается в субботу 26-й недели по Пятидесятнице. Об этих ответах повествует и еванг. Матфей ( Мф.8:19, 22 ); еванг. Лука повествует одинаково с ним: разница только в том, что первый помещает их в своем Евангелии гораздо ранее, а последний к двум таковым ответам прибавляет еще третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В Ис.9:6–7 , одном из известнейших отрывков Ветхого Завета, говорится: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это». Здесь мы вновь видим четкую связь между этим отрывком и предыдущими упоминаниями о Божьем обетовании. Обещанный младенец, который займет престол Давида и чье царство пребудет вовек, также обещан в Быт. 3, 15 , а затем неявно упомянут в Быт.12 и снова обещан в 2Цар.7 . Однако, что примечательней всего в этом отрывке, так это два имени, данные обещанной личности, а именно «Отец вечности» и «Бог крепкий». Это говорит о том, что обещанная личность будет не просто сыном, а Сыном с большой буквы, то есть вторым лицом Троицы. Младенец, которому должно родиться, будет самим Богом. Настолько же поразителен и другой отрывок: Мих.5:2 . Говоря о сокрушительной гибели Израиля, пророк возвещает о владыке, который будет пасти свой народ и обеспечит ему защиту. В Мих.5:2  сказано: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Евреи понимают эти слова как пророчество о том, что обещанная личность (ныне называемая Мессией, что означает «помазанный») родится в Вифлееме (см. Мф.2:1–8 ). Впрочем, вторая часть этого отрывка еще примечательней, чем первая. Михей говорит о том, что упомянутый владыка из Вифлеема будет иметь «происхождение из начала, от дней вечных». Использованное здесь выражение «от дней вечных» можно перевести точнее, как «от вечности». 76 Кроме того, слова «произойдет» и «из начала» – перевод одного и того же еврейского слова, что свидетельствует о намерении Михея подчеркнуть вечную природу грядущего. 77 Форма его выражения в этом месте схожа с утверждением Иоанна Крестителя: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» ( Ин.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Ник. Евгр. Якубова Вологодской дух. семинарии – рект. прот. Иоанна Арс. Лебедева —41— Волоколамского дух. училища – смотр. Ник. Ник. Былова Вятской дух. семинарии – рект. архим. Алексия Донского дух. училища – смотр. иером. Иоанна Единецкого духовн. училища – смотр. Ал-сея Ив. Троицкого Ефремовского духовн. училища – смотр. Вас. Ив. Прозоровского Московской дух. семинарии – рект. арх. Климента Никольского дух. училища – пом. смотр. Вас. Андреев. Светлова Олонецкой дух. семинарии – рект. прот. Петра Филипп. Щеглова Оренбургской дух. семинарии – инспект. Ал-дра Яковл. Зеведеева (по двум подписным листам) Полоцкого дух. училища – смотр. свящ. Иоанна Григ. Соколова Пошехонского дух. училища – смотр. свящ. Ник. Андреев. Вальского (по двум подп. листам) Псковской дух. семинарии – рект. прот. Ал-сия Иоанн. Лебедева Раненбургского дух. училища – пом. см. Петра Ник. Скабовского Рязанского дух. училища – смотр. прот. Иак. Егор. Головина Слуцкого дух. училища – пом. смотр. Митроф. Мих. Журавского Ставропольской дух. семинарии – инсп. свящ. Ник. Платон. Малиновского Тамбовской дух. семинарии – рект. прот. Павла Ильича Соколова Тифлисской дух. семинарии – рект. арх. Серафима Уральского дух. училища – смотр. Мих. Ив. Беляева —42— Устюжского дух. училища – пом. смотр. Зос. Ник. Поддьякова Харьковской духовн. семинарии – рект. прот. Иоанна Павлин. Знаменского Холмского дух. училища – смотр. свящ. Серг. Павл. Косминкова 3) Единовременные пожертвования: 1) От Московского Епархиального свечного завода 2) От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, чрез наместника архимандрита Феофана 3) От соборной Михаило-Архангельской церкви г. Бронниц – чрез прот. Ал-дра Дим. Виноградова 4) От соборного протоиерея г. Кирсанова Серг. Дим. Бельского (по подписному листу) 5) От конторы «Москов. Ведомостей» 6) От Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, согласно завещанию покойного Григор. Зах. Елисеева 7) От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного студента 8) От пожизненных членов и других лиц (преимущественно по случаю получения сочинений В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Описание избрания Господом Сиона Себе в «жилище» (ср. 2 Цар. 6 и Пс. 131:1-6; 13-14) и закрепления власти потомков Давида в силу заключенного завета заимствуется из 2-й книги Царств (ср. 2 Цар. 7 и Пс. 131:10-12; 17-18) . Темы, связанные с Давидом, священниками, ковчегом и Сионом, перекликаются с царскими псалмами (см. Пс. 2, 19, 20, 27) и песнями Сиона (см. Пс. 45, 47, 75, 86). Автор псалма как будто нарочно обходит Соломона стороной. Описанная в стихах 17-18 слава «помазанника» — это, как считает Тийс Буидж, слава Давида . С этим трудно не согласиться, однако следует обратить внимание на то, что чаемый блеск царства грядущего «помазанника», согласно содержанию данного псалма, тонко намекает на славу царства Соломона. Сначала псалмопевец действительно упоминает о «скинии» ( — «скиния», переносной шатер; ст. 5), которая возвращает нашу мысль ко времени Давида. Но затем автор указывает на «место покоя» (, ст. 8) как на Божий «дом» (ср. ст. 14; см. Ис. 66:1), куда вносится ковчег только при Соломоне (см. 3 Цар. 8:56). Согласно послепленной литературе, Давид говорит: «У меня на сердце построить дом покоя ( ) для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего» (1 Пар. 28:2). Следовательно, «покоем» () в псалме обозначен «храм», здание, построенное на камне (см. Ис. 66:1; Пс. 94:11), и поклонение «подножию ног» Господа (см. Пс. 131:7) указывает на совершение религиозных обрядов перед его входом . Поскольку Давид пролил много крови, Бог не позволил ему построить священный «дом» из камня. Храм должен был построить человек по духу «мирный» (Соломон). Тот самый термин, который в псалме обозначает «покой» (, ст. 8), для автора 1-й книги Паралипоменон указывает как раз на Соломона: «Вот, у тебя [Давид] родится сын: он будет человеком покоя ( ); Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон () «(1 Пар. 22:9). Вряд ли игру слов «покой» и «Соломон» можно назвать случайной. Однако эту же игру слов автор псалма использует в иной динамике. Намекнув на то, что на смену «временному жилищу» (, ст. 5, 7) пришел храм как «место покоя» (, ст. 8), далее он снова вспоминает о «месте покоя» (, ст. 14), но заканчивает гимн не только упоминанием о воинственном Давиде (ст. 17), «врагах» (ст. 18), но даже и о «роге» (ст. 17), который в поздней ветхозаветной литературе мог означать железное оружие, с помощью которого царь Седекия победит сирийцев (см. 3 Цар. 22:11; 2 Пар. 18:10; Мих. 4:13).

http://bogoslov.ru/article/6177151

60 Для сего Смарагд усиленно старался привлечь обратно в Орлов­скую епархию перешедшего из Богородицкой Площанской Пустыни о. Макария (Мих. Ник. Иванова, † 6 сентября 1860 г.), Оптинского старца, известного и своим духовно-просветительным издательством: см. «Христианское Чтение» 1913 г., 1, стр. 119, 4 . Ср. ibid. 1911 г., 5–6, стр. 767 прим. (и отдельно: Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею, стр. 32, 2 ), что – помещенный в монастыре – Севский смотритель Иеромонах Пимен может быть занимаем учеными трудами по проведничеству и по составлению Церковного Устава, для преподавания в духовных училищах Орловской епархии. 61 См. об этом подробно в «Христианском Чтении» 1911 г., 5–6, стр. 771 сл. (отдельно: Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею, стр. 37 сл.) и «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских», т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 1–46 (смесь). 62 См. о сем у † В.В. Зверинского, Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, т. I (Спб. 1890), 586, стр. 289; у † архиеп. Никанора (Камен­ского), Собрание сочинений, стр. 559, и в брошюре «Клетнá (кон. XVII в, – 1889): исторический очерк по монастырским документам и местным преданиям», Брянск (1890), стр. 1–2 сл. Ср. «Орловские Епархиальные Ведомости.» 1896 г., 27–28, стр. 1148–1151. 63 См. письма м. Филарета к Смарагду в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1871 г., кн. XIII, стр. 37 и 42. 64 См. у проф. К.В. Харламповича , Письма архимандрита Макария, стр. 55 (биографии), 3 и 524, 1 (в письмах), и у † П. В. Цтохова на стр. 210, а также Сборнике Орловского церковно-археологического комитета, т. I (Орел 1905), стр. 419, 421–422. См. еще «Христианское Чтение» 1911 г., 3, стр., 387 (и отдельно: Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею, стр. 8); 1913 г., 1, стр. 118–129. 65 См. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 51–52 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 7–8, стр. 975–970; ср. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1906 г., 20, стр. 599.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но Сам Он не сделает греха, не обретется ложь в устах Его, и Он возьмет на Себя наши немощи и понесет болезни; будет уязвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония; как овца, Он будет веден на заклание и, как агнец, пред стригущим Его безгласен, дабы язвами Его мы исцелились. Он добровольно предаст Свою душу на смерть, и Его погребут у богатого, хотя могилу Ему назначат со злодеями. Но когда принесет Он Свою душу в жертву за грехи мира, тогда узрит долговечное потомство, многих оправдает и грехи их возьмет на Себя (см. Ис.52:14, 53:2–12, 50:6 ; Ин.1:11 ; Мф.8:17 ; Рим.4:25, 5:10 ; 1Кор.15:3 ; 1Пет.2:24 ; Мф.26:63, 27:12 ; Мк.15:28–32 ; Деян.8:32–33 ; 1Пет.2:23 ; 1Ин.3:5 ; Лк.22:37 ; Мф.27:57, 59 ; Ин.10:11–18 ; Мф.20:28 ). За добровольное предание Своей души на смерть Он получит удел с богатыми и с сильными будет делить добычу, и, таким образом, прославленный Страдалец станет предметом благочестивого изумления, почитания и надежды для народов и для царей (см. Ис.53:12, 52:13–15, 11:10 ). Впрочем, Царство Мессии-Страдальца будет не земным, а духовным и благодатным, исполненным познания Господня, правды, истины, премудрости, любви, мира, святости и света, – когда Мессия призовет все народы чрез Своих апостолов и последователей (см. Ис.11:1–9, 2:2–5, 9:7, 49:6–9, 65:1, 66:19 ). Современник пророка Исаии, пророк Михей, предсказав рождение Мессии в Вифлееме Иудейском, особо выделил при этом предвечное рождение Мессии от Бога Отца. Мессия утвердит вечный дом Господень и будет учить всех людей Господним путям, соберет всё сокрушенное, изгнанное и уничиженное и будет царствовать во веки веков (см. Мих.5:2, 4:1–7 ; Мф.2:5–6 ; Ин.7:42 ; Лк.1:33 ). Во время вавилонского рабства великий печальник избранного народа, пророк Иеремия, в своих плачевных видениях предсказал, что явится Мессия, Который будет именоваться «Господь» (Jehovah) «праведен наш» ( Иер.23:6 ). Он учредит Завет новый, более совершенный, чем предыдущий. Этот новый Завет будет написан на человеческих сердцах; людям в нем простятся грехи, так что все познают Господа; и Господь даст им «путь ин и сердце ино», и Завет новый станет «заветом вечным» ( Иер.31:31–34, 32:39–40 ; ср.: Евр.8:8, 10–11 ; Рим.11:27 ; Деян.10:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010