Гл. 21, 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие, и знаем, что истинно свидетельство его. 25 Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно; то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ст. 26 Почему Иисус Христос со креста назвал свою Матерь словом: жено? Чтобы скрыть, что Она Его Мать: иначе враги Христа в злобе могли бы сделать Ей что-либо злое. Евангелие Покрова пресв. Богородицы (1 окт.) Евангелие см. 15 августа. Евангелие недели св. Отец 7-го вселенского собора. (В воскресенье ближайшее к 11 окт.) См. евангелие недели св. Отец, пред Троицыным днем. Там см. и о праздновании памяти св. Отец 7-го вселенск. Собора. Евангелие Казанской иконы Божией Матери (22 октября) Евангелие см. 15 августа Евангелие праздника Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных (ноября 8) Какое евангелие праздника архистратига Михаила? свержении падших ангелов с неба, о силе имени Христова над бесами и о данной апостолам и всем верующим власти попирать силу бесовскую. Лук. 10, 16–21 . Зач. 51. 16 Слушающий Меня слушает и отвергающий вас Меня отвергается: а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня. 17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. 19 Се, даю вам власть, наступать на змей, и скорпионов, и на всю силу вражию; и ничто не навредит вам. 20 Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо так было благоугодно Тебе. Объясните евангелие. Ст. 18–19. Что значат здесь слова Иисуса Христа апостолам: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змий и скорпионов и всю силу вражию; и ничто не повредит вам? Эти слова сказал Иисус Христос, когда посланные Им Апостолы для проповеди евангелия, возвратясь, с радостью рассказывали об изгнании ими бесов именем Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

— С. 490. 55 Ос.3:2 . 56 Лев.27:20–21 . 57 Лев.27:22–25 . 58 Руфь 4:2–10 ; Иер.32:7 . 59 Ис.5:8 . 60 Ис.7:23 . 61 Песнь Песней 8:11. 62 2Цар.24:24 . 63 3Цар.16:24 . 64 Мф.27:6–10 . 65 Иер.32:9 . 66 Иер.32:10–15 . 67 Лук.12:33 . 68 Мк.12:17 . 69 Рим.13:7–8 . 70 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 16. 71 Мф.13:45–46 . 72 Мф.13:44 . 73 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 10., — СПб., 1912. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 23. 74 Деян.2:44–45 . 75 Деян.4:36–37 . 76 Деян.2:46 . 77 Деян.5:1–4 . 78 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IX, Кн. I. – М.: Радонеж, 2003. — С. 119. 79 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 80 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 81 «Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: “Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое” ( 1Кор.9:7,10 )»//Там же. VI. 6. 82 Быт.31:41 . 83 Лев.19:13 . 84 Втор.24:14–15 . 85 Иер.22:13 ; Мал.3:5 . 86 О ветхозаветном и христианском взглядах на труд более подробно см. Лукин С.В. Христианская экономия о видах и степенях труда//Проблемы современной экономики. 2006. — 1 ⁄ 2 (17/18). — С. 413–418; Лукин С.В. Виды, степени и двойственный характер труда в аспекте христианской экономии//XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24–26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества»/Инт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. унт культуры и искусств; отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 7–26. 87 Пр.10:5; 12:11; 12:24; 28:19. 88 Суд. 17:10–12 . 89 4Цар.12:9–12; 22:5–9 . 90 1Пар.19:6–7 ; 2:Пар.25:6. 91 1Кор.10:31 . 92 Кол.3:17 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

7 . Если же мы не только говорим, что мы имеем общение с Богом, но действительно ходим во свете, – постоянно стремимся к святости и истине, постоянно все более и более просвещаемся светом, в котором пребывает Бог вечно (ς ατς στν); то мы имеем общее друг с другом: не с Богом (19), – для означения общения нашего с Богом, Апостол не мог употребить выражения, что мы с ним – друг с другом, т. е. как совершенно равные, притом это было бы лишним повторением (20); – и не с апостолами только (21), потому что здесь Иоанн говорит от лица читателей послания (см. примеч. к 6 ст.); а братское общение всех христиан между собою в единении духа любви и истины. (Об общ. с Апр. см. 3 ст.) (22). Это общение – первый явный признак общения нашего с Богом. ( Ис. 53, 6 . Иоан. 11, 52. 17, 21 ). А что здесь речь о признаках, это, между прочим, можно видеть из словоупотребления Иоанном αν – если, объясненного им же самим в 3 ст. 2-й главы: «если то, – мы узнаем из этого»; (в греч. подл. что – αν, как сказано уже.) – И кровь Иисуса Христа и пр. см. Евр. 9, 14 : Жертвою Иисуса Христа совершилось примирение человечества с Богом; – кровь Его, в которой по ветхозаветному откровению была душа, пролилась за душу, которая согрешила ( Лев. 17, 11 ). Но, по связи речи, особенно с 9-м стихом, Апостол говорит здесь не об очищении всего мира от первородного греха (23) не о прощении, дарованном нам на кресте, чрез которое весь мир поставлен в общение (примирен) с Богом силою очищения чрез кровь Иисуса Христа, и не о возрождении в таинстве крещения (24) ( Тит. 3, 5 ); но о плодах крестных заслуг Спасителя и таинства крещения, именно о преимуществе христиан всегда получать очищение Кровию от всякого греха, от всякого падения (ср. Тит. 2, 14 ), в открытом всем Роднике для очищения грехов и омытия скверн ( Зах. 13, 1 ). Навсегда продолжающееся в христианстве в этой жизни прощение от Бога есть внутреннее очищение души и уничтожение самых грехов; так как возобновленное посредством этого общение с Богом ( Лук. 15, 17–24 ), источником жизни и сил, дает снова мужество и крепость для борьбы (25). – Вот другой явный признак общения с Богом: непрестанное противоборство грехам, в случае ослабления и падения – умоление об очищении силою заслуг крови Иисуса Христа и самое очищение грехов в чистосердечном раскаянии нашем, что апостол прямо объясняет в 9 стихе. (Ср. Бл. Август.). Единение друг со другом в духе любви и истины и очищение душ кровию Христа по истине являет христиан одним телом Господа, по словам ап. Павла ( Еф. 4, 16 ). Это очищение делается совершенным и окончательным в таинстве Евхаристии, при условии искреннего и деятельного раскаяния ( 1Кор. 11, 18. 29. 2. 1. 26. 28 ). См. 9 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

314 Триденский собор (sessio 7. cap. 2) произнес «анафема тому, кто бы сказал, что служитель конфирмации не есть один епископ, но и каждый простой священник». 315 Прав. 7. Тоже видно из слов Астерия у Фотия. Bibl. cod. 271. p. 1499. Собор трулльский повторил слова конст. собора в пр. 95. На западе весьма оразнообразились слова, произносившияся при печатлении миром. См. Brenners gesch. Darstellung. d. Sacramenme g. 31. 17. Wiirzb.818 316 Cont. Lucifer, с. 4. Ап nescis, ecclesiarum hanc esse morem, ut baptizatis postea manus imponatur et ita invocetur Spiritus s. ? Exigis, ubi scriptum sit? In actis apostolorum, sed etiam si scriturae avetoritas non subesset, totius orbis in hanc partem consensus instar praecepti optineret. 318 Tertullianus: de Bapt. с. 7. 8. Кирилл оглаш. 21. § 1. Лаодик. пр. 48. Пост. апост. кн. 7. гл. 43. 44. Gennadius: si parvulu sunt, vel hebetes, qui doctrinam non capiant, respondeant pro illis, qui cos offerunt, iuxta morem baptisandï et sie marnus impositione et chrismate communiti evcharistiae mysteriis admiltantur. De dogmat. Eccl. c. 52. Collect Canonum Graec. Martini, e. 52. сл. Pellicia de ecclesiae politia t 1. p. 22. 320 Константинопольский вселенский собор пр. 7. Василии в- письм 188. § 1. Дионисий александр. у Евсевия (II. E. 4 5). Cone. Aravs. cap. 1. Goar. Evehol. p. 888. 887. 321 В греческой церкви называется сие таинство: μυρον τ χρσματος; μρον – жидкая масть, и как говорил св. Иустин, масть составленная из благоуханных веществ (см. зам, 45), от μορω – теку; χρσμα помазание от χρω – помазую; отселе слово: миропомазание 322 О том, что еван. Иоанн не предлагает подробнаго известия об установлении вечери, следует заметить: а) он и в других случаях не говорит о том, о чем сказано у других евангелистов, сообразно с одною из своих целей (Evseb. II. Е. 3, 24. 6, 14.), б) говорить об установлении вечери тем более не было для него нужды, что он уже передал нам обетование Спасителя ( Иоан. 6, 51 . сл.) о сей вечери: таково же повествование Его о крещении; таково же и о некоторых других случаях ( Иоан. 2, 19–25. 3, 11–21 ). А что вечер, который описывает ев. Иоанн в 13 главе, есть тот же самый, который описывают три другие еваниелиста, говоря подробно об установлении евхаристии,– это ясно видно: а) св. Лука 22, 27. указывает на умовение ног Спасителем, а Иоанн 13, 4–16. описывает умовение; б) как Иоанн 13, 21–26., так и другие евангелисты и Мат. 26, 21–23., Мар. 14, 27 – 30 говорят о предречении Спасителя относительно предателя и Петра; в) по словам Иоанна Спаситель, окончив беседы последней вечери, вышел в сад Гефсиманский 17, 26. 18, l.; тоже говорится Мат. 26, 30. Лук. 22. 29 . Мар. 14, 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иначе зачем бы ему было сразу же интересоваться Петром? К тому же, он ясно дает понять, что позже специально сверил проповедуемое им Евангелие с Евангелием апостолов и убедился, что оно было верным ( Гал. 2:2 ). Поэтому было бы в корне неправильно говорить, что он никогда не сверял своего учения с учением других апостолов. 526 Hans von Campenhausen, «The Events of Easter and the Empty Tomb,» Traditions and Life in the Early Church (Philadelphia: Fortress Press, 1968), p. 44. 531 Эта тема затрагивается в книге Деяний Деян.3:32; 3:15; 5:32; 10:41; 13:31 . По крайней мере, в последних двух текстах описывается явление Иисуса группам людей. См. углубленное обсуждение этих стихов у Додда (стр. 17–31). См. так же Drane, p. 99. 532 Критически изучая явления Иисуса после Его смерти, мы можем сказать то же самое и о других формулировках вероучения, помимо представленных в 1Кор.15:3 и в Деян.2:5–13 . После аналитического исследования Евангелий, Додд пришел к выводу, что в них содержится еще больше сведений, основанных на более ранних источниках. Он утверждает, что явления, описанные у Матфея ( Мф.28:8–10,16–20 ), у Иоанна ( Ин.20:19–21 ) и, в меньшей степени, у Луки ( Лук.24:36–49 ,) также основаны на раннем материале. По его мнению, ни одно из описаний явлений воскресшего Иисуса не содержит мифических элементов, характерных для древней литературы, а потому все они заслуживают серьезного внимания при рассмотрении данного вопроса. С.Н. Dodd, The Appearances of the Risen Christ: An Essay in Form-Criticism of the Gospels.– More New Testament Studies (Grand Rapids: Eerdmans, 1968). 533 Этот раздел представляет третий шаг из описанных в предыдущей главе о Новом Завете. И мы хотели бы добавить, что упоминания в Евангелиях о явлениях воскресшего Иисуса также следует воспринимать как действительное свидетельство очевидцев. Для примера аргументов в пользу каждого из отрывков о Воскресении Иисуса, приведенных в Евангелиях, см. William Lane Craig, Assessing the New Testament Evidence for the Historicity of the Resurrection of Jesus (Lewiston: The Edward Mellen Press, 1989); Grant Osborne, The Resurrection Narratives: A Redactional Study (Grand Rapids: Baker Book House, 1984).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Но и случившееся при рождении братьев близнецов, разумею что Фарес первый протянул руку свою, но Зара вышел прежде его, так как тот возвратил руку свою, было так же образом будущих вещей, потому что эти дети были знамением Евангельского жительствования и подзаконного; а каким образом, внимайте тому, что теперь скажу. Совершенствование в добродетели, заповедуемое нам Господом (Мф. 5, 48. Лук. 6, 3 6), началось во времена дозаконные и жизнь во Христе просияла у многих; таковы были Авель, Енох, Ной, Авраам, Мелхиседек, Иов, и другие подобные им. Ибо они одною верою заслужили благоволение Божье, когда еще не было ни обрезания, ни жертв, ни суббот, ни чего либо другого, предписанного Законом (см. Рим.4:10,11 ); верою же, как я сказал, непорочностью нравов и чистотою души они привлекали благоволение Божье, потому что их добросовестность гораздо превосходила всякое соблюдете предписаний Закона. И вот например святой Авраам прежде Евангельских заповедей стал совершенным исполнителем Евангелия, потому что предпочел лучше вместо родины странствовать в стране чужой и оставаться в неизвестности между незнакомыми, нежели пребывать с родителем и братьями, уживавшимися с нечестием ( Нав.24:2 ). А так как Закон дан по причине уже всестороннего устремления людей на зло (потому что невозможно было как-нибудь без прещений Закона удерживать от зла), то признано пока угодным и ослабление по добродетели ( Мф.19:8 ) и недостаточное ( Евр.10:1–4 ), что предписывал закон Моисеев, доколе бы руководимые им, как несовершенного возраста дети ( Гал.3:24 ), не достигли жизни, сиявшей в начальные времена в праведниках до Закона; разумею жизнь по Христу, которой Он сам научил в Евангелиях. Итак простертие руки Зарою означало указание на Евангельский образ жизни до Закона; а после вовлечения её выход Фареса – господство жизни по Закону, которое представило той жизни некий перерыв и препятствие, как бы некое преграждение, до пришествия Христова, с которым опять возвещена прежняя жизнь, запечатленная драгоценною кровью Христовою. Ибо на это указывала червленая нить, которою повивальная бабка обвязала руку Зары. И во многих местах писания Закон наименован ограждением, ибо говорит Давид: для чего Ты разрушил ограду её (виноградной лозы), и обрывают ее все, проходящие по пути ( Пс.79:13 )? И Исаия: и обнес его оградою ( Ис.5:2 ), и Господь опять так назвал закон в притче о винограднике ( Мф.21:88 ). Но довольно уже об иносказательном смысле в сих событиях; продолжим слово дальше, имея показателем его небоявленного Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В жизни царя Давида есть много поучительного для христианина: его глубокая вера в Бога, непоколебимая надежда на Его помощь, сострадание к слабым и обиженным, способность видеть свои недостатки, каяться и исправлять их. Апостолы говорят о Давиде с большим уважением. Святые отцы Церкви в своих поучениях часто приводили примеры из жизни царя Давида. Его вдохновенные псалмы являются бессмертным памятником религиозной поэзии и легли в основу богослужения. Во 2-й книге Царств имеется пророчество о вечном царстве Мессии—Христа . Пророчество это дано Давиду через пророка Нафана (2 Цар.7:12–16. Срав. Мт. 22:42 и Лук. 1:32–33). Иерусалим (историческая заметка) — главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима» (Ис 2:3). Величайший из царей Давид, расширяя свое царство, взял крепость Сион (2 Ц 5:7), располагавшуюся на одноименной горе и бывшую частью Иевуса (см.), населенного иевусеями, и тем положил основание Иерусалиму. Еще раньше, по смерти И. Навина, израильтяне взяли Иерусалим, сожгли его, но иевусеи продолжали там жить и после этого (Нав 1:8-21). Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм Господу, в который был перенесен ковчег и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли. Иерусалим расположен вокруг и севернее гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. Иерусалим, расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям: египетским царем Сусакимом около 928 г. до Р. Х. (3 Ц 14:25–26), филистимлянами и арабами около 845 г. до Р. Х. (2 Пар 21:16–17), сирийцами около 803 г. до Р. Х. (2 Пар 24:22–23), израильским царем Иоасом около 790 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Какое евангелие святителя и чудотворца Николая? Учение Иисуса Христа о блаженстве нищих духом, алчущих и жаждующих правды, многомилостивых и гонимых за веру Христову, каким был и св. Николай чудотворец. Лук. 6, 17–23 . Зач. 24. 17 Стал Иисус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест Тирских и Сидонских. 18 Которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждующие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему; потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведши очи Свои на учеников своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне; ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне; ибо возсмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, когда отлучат и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Объясните евангелие. Ст. 18. Кто такие страждующие от духов нечистых? Это – люди, одержимые злыми, нечистыми духами (диаволами), которые овладевали их душевными и телесными силами. До искупления людей крестными страданиями Спасителя, когда все они находились под властью диавола, особенно много было бесноватых. (См. объясн. еванг. пятой недели по пятидесятнице). Ст. 20. Кто такие нищие духом? Нищие духом, это – унижающие себя, смиренные, считающие себя грешниками. Как нищие телесно, т. е. бедные, не имея собственных средств к жизни, ждут от других и просят у них оных; так и нищие духом, имея в сердце убеждение, что все, что имеют, у них от Бога, и что ничего доброго они не могут сделать без помощи Божией, вменяют себя за ничто и во всем прибегают к милосердию Божию. Пример смирения -каявшийся мытарь. Ст. 21. Кто такие алчущие ныне, и что значит, что им обещается насыщение? Алчущие ныне, это – те, которые, подобно пище, желают спасения для своей души. Алчущим обещается насыщение, т. е. то, что они получат желаемое ими спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

R.L. Wilken. The Land Called Holy. New Haven. 1992.  Р.  77. При этом, как отмечает Лоренцо Перроне, в толкованиях Оригена на Св. Писание чувствуется его личное знание географии Палестины, с которой он мог ознакомиться на месте ( Perrone. 0rigene   e la   “ TerraSanta ”. P. 154–155). Эта традиция соотносить библейский текст со знанием палестинской географии, будет продолжена потом и другими богословами, и экзегетами палестинской традиции – Памфилом, Евсевием Кесарийским и Епифанием Кипрским, как и латинянами Иеронимом и Руфином. Но особенно в этом отношении будет знаменит Евсевий, автор «О номастикона», объяснения библейской   географии,сочинения, которое впоследствии переведет на латынь и дополнит Иероним. Вместе с тем, читая «Ономастикон», легко заметить, как мало в нем говорится о паломничестве – оно едва упоминается. «Л юди, принадлежавшие к Иерусалимской Церкви, повинуясь откровению, данному перед войной почтенным тамошним мужам, покинули Иерусалим и поселились в Персе, в городе Пелле; уверовавшие в Христа выселились из Иерусалима; вообще все святые оставили столицу Иудеи и всю Иудейскую землю» ( Евсевий. Церк. история. 3.5 ). Hollerich, Michael J. Eusebius of Caesarea’s In.entary on Isaiah: Christian Exegesis in the Age of Constantine. Oxford: Clarendon Press. 1999. Р. 33; 38. См. толкование этого места в DE  7,1, где говорится, что сбылось предсказание о том, что «языки» будут попирать иудейский Иерусалим. Речь не об уничтожении города вообще, а о прекращении в нем прежнего богослужения и о запрете иудеям в нем жить. Theophan.  4,22 . См. разбор этой проблематики в Aryeh Kofsky. Eusebius of Caesarea against Paganism . Leiden. 2000. P. 304-305. Подобного рода понимание станет классическим для христианской традиции. Так, авторитетные христианские толкователи будут понимать слова «дондеже скончаются времена язык» применительно к концу света (т.е. когда в Церковь войдет полное число людей из язычников, по выражению ап. Павла). Так, Златоуст пишет: «увидев храм, Он сказал, что Иерусалим будет попираем языки многими, дондеже скончаются времена язык многих (Лук. 21:24), то есть, время до скончания мира» (Иоанн Златоуст. Против иудеев. 5.1).

http://bogoslov.ru/article/4507567

Библейская цитация у Патриарха Никона прослеживается как в маркированном, так и не в маркированном виде. Маркированные цитаты – это точное указание на библейскую книгу с пометой на полях (эти цитаты как правило занимают сильные позиции начала или конца текста). Немаркированные цитаты основаны либо на пересказе библейского текста, либо с указанием персонажа из библейской истории (выделены такие приемы как сугубая цитата и сюжетообразующий пересказ). Принципы контаминирования, реферирования, сгущения примеров из Священного Писания , цитатная избыточность и другие традиционные способы дидактического и эмоционального воздействия на читателя, использованные Никоном при работе с источниками, свидетельствуют об особом отношении автора к библейскому тексту. С ним необходимо работать, чтобы обнажить и выразить его глубочайшее духовное содержание с максимальной полнотой и доходчивостью для наиболее адекватного восприятия текста читателем. Основной структурной особенностью здесь выступает принадлежность цитируемого текста к той или иной библейской книге, но встречаются и переходные случаи, – например, цитируется отрывок из Евангелий, Деяний и Посланий со ссылками на параллельные места из Ветхого Завета (см., например: Возражение 26. Л. 618–699). Соотношение Ветхозаветных и Новозаветных цитат соответственно 927 (35%) и 1736 (65%). Следующая особенность – мотивированность цитаты – ее использование в гомилетических текстах-образцах. Объем, как правило, ограничивается в пределах одного, иногда двух-трех библейских стихов, в остальных случаях – перед нами контаминация отрывков из разных глав одной или разных книг (см.: Возражение. 9. Л. 61об., 62об.; 16. Л. 142; 20. Л. 21, 232; 22. Л. 264, 270; 23. Л. 274, 283об., 290об.; 24. Л. 297 б.; 25. Л. 427об., 430об.; 26. Л. 547 [помета: Лук. 13 , ср.: Гал. 1, 8 ]. Л. 720 [помета: 1Петр, ср.: 2Тим. 2, 18 ], Л. 721об. [помета: Колас. 2, ср.: 2Кор. 11, 3 ]). Например, в некоторых отрывках Патриарх ссылается на Евангелие от Луки, но регулярно контаминирует текст с текстами других евангелистов – текст подвергается не только сокращению, но и одновременно расширению за счет комментирующих вставок, т.е. получается контаминация из всех упоминавших эпизод евангелистов. Евангельский фрагмент выступает, таким образом, в качестве идеологической, композиционной, нарративной и стилистической основы текста. По нашим подсчетам в «Возражении или Разорении...» 417 заимствований из нравственных правил свт. Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010