51 Песней канона 9: восемь из них взяты из Ветхого Завета и служат воспоминанием главнейших событий Церкви ветхозаветной; девятая песнь взята из Нового Завета и воспоминает воплощение Сына Божия от Преблагословенной Девы Богородицы. Вот эти песни: 1) Песнь пр. Моисея, воспетая по чудесном переходе чрез Чермное море „Поим Господеви, славно бо прославися“ ( Исх.15:1–21 ); 2) его же песнь, содержащая в себе обличения неверия и нечестия непокорных Иудеев „Вонми Небо и возглаголю“ ( Втор.32:1–44 ); 3) Благодарственная и, вместе, пророчественная песнь св. Анны, матери пр. Самуила „Утвердися сердце мое в Господе” ( 1Цар.2:1–10 ); 4) Песнь пр. Аввакума, провидевшего пришествие Христа на землю „Господи, услышах слух Твой и убояхся“ ( Авв.3 ); 5) Предвозвещение пр. Исаии рождения Христа от Девы и его восстания от мертвых „От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже“ ( Ис.26:9–17 ); 6) Песнь пр. Ионы во чреве кита „Возопих в скорби моей ко Господу Богу“ ( Ин.2 ), см. Мф.12:39–40 ; 7) и 8) молитва и Песнь трех отроков в пещи неопалимых „Благословен еси, Господи, Боже отец наших“ ( Дан.3 ); 9) хвалебная песнь Богородицы „Величит душа моя Господа” ( Лк.1:46–55 ) и песнь Захарии, отца св. Предтечи «Благословен Господь Бог Израилев, иже посети и сотвори избавление людям Своим» ( Лк.1:68–79 ). 52 Мудрецы эти разделялись на несколько классов, и из них в книге Даниила упоминаются хартумимы (хартумим – тайноведцы ( Дан.1:20 ), по-видимому, есть еврейское слово от Херет епшль или древнее письмо), которые вероятно были священными писцами, истолкователями предзнаменований или открывателями тайных вещей; ащафимы, или произносители волшебных заговоров. (В сирийском слово это прилагалось к тем, которые очаровывали скорпионов и змей посредством особого нашептывания. Это слово как еврейское, так и халдейское. В Дан.1:20 оно переводится словом «волхвы». Врата храма Бела назывались боб-ассапут – „врата прорицалища“, и в храме было особое помещение, известное под названием бит-ассапут – „дом прорицалища“. Denormant, ba Divination, рр. 133–4); мексаеримы, изрекатели разных заговоров, люди, признававшиеся находящимися в сношении со злыми духами; хаедимы или халдеи ( Дан.2:2 ), бывшие астрологами и истолкователями влияния звезд на человеческие дела, так как Халдея была родиной этой науки (хотя Египет может оспаривать эту честь); гакашимы или маги, т. е. мудрецы, каковым титулом назывались все перечисленные выше классы, и газеримы, быть может, – другое название для астрологов, так как слово это означает „бросание гороскопов“ и истолкование предполагаемого влияния звезд и планет на судьбу отдельных лиц и царств. Все эти мудрецы и тайноведцы и призваны были для разъяснения сна, встревожившего Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Иуда – воистину порождение (потомок) тех ехидн (евреев), которые ели манну в пустыни и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот злочестивец, держа небесный хлеб во рту, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! 68 О, дерзость бесчеловечная! Питающего он продает и Владыку, Который любил (его), он предал на смерть. Воистину он – беззаконный сын тех (нечестивцев) и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, души наши от такого бесчеловечия. Ты – единственный в долготерпении, несравнимый! Вход с Евангелием. По входе – Свете тихий. Прокимны: гл. 1. Изми мн Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя ( Пс. 139:1 ). Гл. 7. Изми мя от враг моих Боже, и от возстающих на мя избави мя. – Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня ( Пс. 58:2 ). Прокимен пред Апостолом, гл. 7. Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс. 2:2 ). Паремии: Исх. 19:10–19 , Иов 38:1–23, 42:1–5 . Ис. 50:4–11 . Апост. чт. 1Кор. 11:23–32 . Еванг. Мф. 26:1–20 , Ин. 13:3–17 , Мф. 26:21–39 , Лк. 22:43–45 , Мф. 26:40–27:2 . Вместо Херувимской песни. Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, яо яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуйя – (3-жды). Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 .) Аллилуйя (3-жды). Во святой и великий пяток на утрени По шестопсалмии и великой ектеньи – вместо Бог Господь – Аллилуйя – 3-жды. Тропарь: Егда славши... и чтение 1-го Евангелия. Егда славнии ученицы см. л. 83. 1-е Евангелие Иоанна 13:31–18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

37 См.: 2Мак.7 . 38 См.: Мф.28:1 . 39 Прп. Иоанн Дамаскин (675–753) – выдающийся богослов и систематизатор догматического учения Церкви, автор многих богослужебных текстов. 40 В Риме сохранились раннехристианские катакомбы, служившие местом погребения, а также местом совместной молитвы и совершения Евхаристии, т. к. среди похороненных там было много мучеников. Катакомбы представляют длинные подземные коридоры с прямоугольными нишами для погребения. Стены украшают сохранившиеся со II и III вв. фрески, среди которых есть изображения Христа, Пресвятой Богородицы, пророков и праотцов, а также сюжетов сакраментальной жизни первохристианской общины – Крещения и Евхаристии. 41 Блаватская Елена Петровна (1831–1891) – основатель «Теософского общества». Разрабатывала идею религиозного синкретизма, удобного для рационального европейского мышления конца XIX в., в основе которого преобладали элементы псевдонауки, псевдофилософии, гностицизма, буддизма и индуизма. Основной целью считала извлечение из любой религии эзотерической (тайной) составляющей и удаление всего внешнего – лишнего и ненужного. Широко практиковала спиритизм. Ее оккультные книги, издававшиеся на английском языке, пользовались большой популярностью во всем мире. 42 Среди мужей апостольских наиболее известны те проповедники, послания которых дошли до наших дней: епископы Климент Римский , Игнатий Антиохийский (Богоносец), Поликарп Смирнский , Папий Иерапольский . Также существуют анонимные памятники периода второй половины I – начала II в., такие как «Дидахи» (учение о двух путях). 43 Апологеты – писатели и проповедники II–III вв., защищавшие и отстаивавшие христианство от критики и клеветы, выступавшие также, в свою очередь, с резкой критикой языческой религии. 44 Ириней Лионский (ок. 130–202) – апологет и богослов II в., ученик мужа апостольского Поликарпа Смирнского (ок. 70–156), который, в свою очередь, был учеником апостола Иоанна. 45 Песнопение службы праздника Благовещения. 46 См.: Еф.19:1. 47 См.: Мф.4:6 ; Лк.4:9 .

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

Грядущее и настоящее сосуществуют в эсхатологии И. Б.: «Наступает время, и настало уже...» (Ин 5. 25). Эта двуплановость характерна для таких ключевых понятий богословия Евангелия, как суд - он уже свершился (3. 16-21), еще только совершается ныне (ср.: 9. 39) и грядет в будущем (12. 48); как воскресение - уже свершающееся в служении Христа (5. 21, 24, 26) и еще предстоящее (6. 39-40, 54). Победа над князем мира уже одержана («Ныне князь мира сего изгнан будет вон» - 12. 31), но верующие еще будут страдать от его власти до Второго пришествия Христа (главы 15-16). Ключ к пониманию этой двуплановости дается евангелистом в диалоге Иисуса Христа и Марфы (11. 20-26): понятие о воскресении как событии будущего («знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» - 11. 24) Христос связывает со Своим нынешним служением («Я есмь воскресение и жизнь» - 11. 25). Грядущие события истории человечества, т. о., становятся реальностью нынешнего времени во Христе. Подобная эсхатология встречается и в синоптических Евангелиях, где вся история человечества находит свое совершение во Христе (Мф 1. 1-17; Лк 3. 23-38). IV. Пневматология. Термин «Параклит» в НЗ используется только в писаниях И. Б. В Первом Послании Иоанна так именуется Христос (Ходатай - 1 Ин 2. 1), в Евангелии - Св. Дух (Ин 14. 26; 15. 26). Слово παρκλητος означает «призванный», в I в. употреблялось чаще всего как юридический термин: «параклитом» назывался тот, кто был призван одной из сторон на суде в качестве свидетеля, или же тот, кто ходатайствовал, подавал прошения за подсудимого, т. е. адвокат (раввины использовали заимствованное из греч. языка слово   со значением «адвокат-защитник» - Пирке Авот. 4. 11). Роль Параклита как свидетеля и обличителя подчеркивается в Ин 15. 26 и 16. 8-11. Правосл. экзегеты традиционно понимают Параклита прежде всего как Духа Истины (14. 17), призванного учить и наставлять (14. 26; 16. 13), «свидетельствовать» о Христе (15. 26; ср.: 16. 8-11) (см. ст. Святой Дух ). V. Экклезиология Евангелия от Иоанна, как отмечают исследователи, имеет ряд особенностей.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Букв. «если бы точность праведности». 1397 Сир. tyabuta, соответствующее греч. metanoia. 1398 Букв. «нашей постоянной жизни». Вар. «нашего вечного спасения». 1399 Иезек.33:11. 1400 Вар. «быть оправданными». 1401 Т.е. следствиями слабости естества. 1402 Букв. «По этому образу благодати». 1403 Вар. «исправления». 1404 Букв. «благодаря страданию молитвы своей». Ср. Лк.18:14. 1405 Ср. Мр.12:42–43. 1406 Ср. Лк.23:40–43. 1407 Букв. «причинами», «предлогами». 1408 Т.е. уразуметь, оценить, вместить. 1409 В оригинале употреблены однокоренные слова. 1410 Т.е. человеческое естество. 1411 Вар. «и однако их неустойчивость заставляет их терпеть отступничество, рождающееся от этой (неустойчивости)». 1412 Сир. d–purqane. 1413 Или «о спасении (hayye) нашем». 1414 Текст поврежден в рукописи. Перевод приблизителен. 1415 Вар. «которые Он сотворил — для нашего упражнения, для нашего наслаждения». 1416 Текст данной Беседы в рукописи Bodleian syr.e.7 поврежден. 1417 Букв. «опыта ее». 1418 Смысл фразы нам не вполне ясен. 1419 В грехах или страстях. 1420 Слово lam указывает на то, что данная фраза является цитатой. Источник, откуда взята цитата, установить не удается. 1421 Ср. Лев.10:1–2; Числ.16:31–35. 1422 Т.е. тех, кто вне святилища (м.б. не–христиан, находящихся вне Церкви). 1423 Ср. Исх.25:17. 1424 Т.е. крышки ковчега. 1425 Бог. 1426 Т.е. Человеку. 1427 Том I (Слова подвижнические)/Слово 85 (сс.419–420). 1428 Об этой Церкви см., в частности, В.Болотов. Из истории Церкви Сиро–Персидской. СПб., 1901. 1429 Отметим, что Церковь Востока не имела никакой исторической связи с Несторием, хотя его имя начиная с VI в. и присутствует в ее диптихах. 1430 См. Том II/Беседа 11,28. 1431 II/5,18. 1432 6 II/11,17–19. 1433 I/14 (59). 1434 Мф.22:37. 1435 I/23 (115–116). 1436 10 I/48 (206). 1437 I/88 (417). 1438 I/88 (416–417). 1439 I/53 (233). 1440 Мф.11:29. 1441 15 I/53 (235). 1442 I/22 (98). 1443 Ср. Мф.5:8. 1444 Мф.5:4. 1445 I/21 (98–99). 1446 I/39 (166). 1447 II/5 (заглавие). 1448 II/14,7. 1449 Ср. II/4,2–9. 1450

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

«Естественное человечество» не способно на понимание. Как утверждает Павел, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия [...], потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2:14 ). Какая же тогда польза от занятий апологетикой? В ответ на этот довод против апологетики следует отметить, что Павел утверждает вовсе не то, будто бы природный человек не способен воспринять истину о Боге, а лишь то, что он не принимает (греч. dekomai, букв, «приветствовать») её. Павел подчёркивает, что основополагающие истины о Боге явственно «видимы» ( Рим. 1:19–20 ). Проблема заключается отнюдь не в том, что неверующие якобы не знают о существовании Бога. Они не хотят признать Его в связи с теми нравственными последствиями, которые это имело бы для их греховной жизни. В 1Кор. 2:14 сказано, что они не могут «разуметь» (ginosko); и одно из возможных значений здесь – «знать на опыте». Они знают Бога в своём разуме ( Рим. 1:19–20 ), но не принимают Его в своём сердце ( Рим. 1:18 ). «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога " » ( Пс. 13:1 ; курсив Н. Г.). Не имея веры, нельзя угодить Богу. В Евр. 11:6 сказано, что «без веры угодить Богу невозможно». Тем самым, как может показаться, утверждается, будто бы поиски разумных оснований вместо простой веры неугодны Богу. Но, как уже отмечалось, в действительности Бог призывает нас использовать нашу способность рассуждать ( 1Пет. 3:15 ). В самом деле, Он даёт нам «явные» ( Рим. 1:19 ) и «верные доказательства» ( Деян. 1:3 ). Во-вторых, это место в Послании к евреям не исключает свидетельства, но фактически подразумевает их. Вера даёт «уверенность» в том, чего мы не видели ( Евр. 11:1 ). Точно так же, как свидетельство о правдивости очевидца укрепляет мою веру в его показания о том, что он видел, а я нет, наша вера «в невидимое» ( Евр. 11:1 ) подкрепляется свидетельством о том, что Бог существует. Это свидетельство видимо «чрез рассматривание творений» ( Рим. 1:20 ). Иисус отказывался давать знамения нечестивым людям. Иисус упрекал людей, просивших знамений; значит, мы должны удовлетвориться просто верою. Действительно, Иисус иногда упрекал людей, ищущих знамений. Он сказал: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» ( Мф. 12:39 ). Однако это ещё не значит, будто бы Иисус не хотел, чтобы люди знакомились со свидетельством, прежде чем уверовать. В этом же обращении к книжникам и фарисеям Иисус далее указывает на чудо Своего воскресения в качестве знамения о том, Кто Он, когда говорит, что им не будет дано знамений, «кроме знамения Ионы пророка» ( Мф. 12:39–40 ; ср. Лк. 16:31 ; см. чудеса в Библии).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Обыденный, пусть и положительно прекрасный человек не может выдержать той высоты, на которую он вознесен — судьбою ли в жизни, волею ли автора в романе… Человек бежит от реальности в безумие. Эстетический эксперимент Достоевского завершился по истине страшным результатом: впечатление от впавшего в полный идиотизм (в медицинском смысле) князя едва ли не столь же тягостно, как и от картины Гольбейна. Лишенный человеческой сущности безумец — мёртвый Князь Христос… Бердяев Николай. Цит. соч. С. 21. Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1981. С. 174–175. Достоевская А. Г. Дневник 1867 года. М., 1993. С. 234. Достоевская А. Г. Воспоминания. С. 437. Бердяев Николай. Цит. соч. С. 21. Флоренский ПА. Столп и утверждение истины. Кн. 1. М., 1990. С. 98–99. Флоренский ПА. Столп и утверждение истины. Кн. 1. М., 1990. С. 99. Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 38–39. Св. Григорий Нисский. Творения. Т. 1. М., 1861. С. 345. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония… С. 432. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 127. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 104. Молитвослов. М., 1995. С. 39–40. «Жизнь и смерть». Сборник памяти дра Н. Е. Осипова. Прага, 1936. С. 43. Русская старина. 1900. Сентябрь. Приложение. С. 163. Писарев Д. И. Соч. Т. 3. М., 1956. С. 58. Ильин И. А. Т. 6, кн. 3. С. 392. Мочульский К. Цит. соч. С. 403. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 144–145. Мочульский К. Цит. соч. С АОО. Ильин И. А. Т. 6, кн. 3. С. 376. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 188. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 130. Мочульский К. Цит. соч. С. 406. Ильин И. А. Т. 6, кн3. С. 385. Ильин И. А. Т. 6, кн3. С. 389. См. : Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. М., 1997. С. 27–28. Ильин И. А. Т. 6, кн. 3. С. 386. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2449  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

προσδεχμενος τν βασιλεαν το θεο ‘который… ожидал Царствия Божия’. Близкий термин, характеризующий благочестие человека через его веру в грядущее избавление, см. в Лк 2:25,38. 44. θαμασεν ‘удивился’. Смерть редко приходила к распятым так скоро. 46. Могильные склепы, высеченные в камне, нередко обнаруживаются в окрестностях Иерусалима. Не сказано, что склеп принадлежал Иосифу, но естественно предположить это. Вход в могильный склеп обычно закладывался большим камнем, который при этом могли катить или толкать. 89. Пустой гроб (16:1–8) (Мф 28:1–10; Лк 24:1–11; Ин 20:1–10) Несмотря на то, что мелкие расхождения в подробностях между Евангелиями (число или имена женщин, их реакция на слова ангела) можно устранить с помощью различных (и вполне вероятных) допущений, лучше, по-видимому, отнести их на счет неизбежных различий в показаниях свидетелей об одном и том же событии. Свидетельства, совпадающие вплоть до мельчайших подробностей, всегда вызывают обоснованное подозрение. Следует принять во внимание уникальность события, которое его участники не могли соотнести ни с каким своим прежним опытом, а также их эмоциональное состояние. Здесь, как нигде больше, мы вправе ожидать свидетельства неровного и трепетного. Обращает на себя внимание особая роль женщин в событиях Воскресения по сообщению всех четырех Евангелий, — подробность, которая никак не могла быть вымышлена, так же как и то, что ни один из Двенадцати не был в числе самых первых свидетелей. Что касается Марковой перикопы о пустом гробе, то естественность ее первой части, особенно ст. 3, простота и сдержанность ст. 5–8 и удивительная подробность ст. 8 (молчание женщин) не оставляют сомнений в ее достоверности. 1. διαγενομνου το σαββτου ‘по прошествии субботы’, то есть после захода солнца в субботу, когда начался новый день. να λθοσαι λεψωσιν ατν ‘чтобы идти помазать Его’. Ни этот стих, ни 14:8 не подразумевают, что тело еще не было помазано благовониями; женщины могли желать сами в последний раз послужить Иисусу, даже если знали, что кто-то раньше уже сделал все необходимое (Ин 19:39–40).

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Иисус сказал: «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний» ( Откр. 22:13 ). И не только это. Он открыл Иоанну тайну ( Откр. 1:1; 22:16 ), сказав о Себе «свидетель верный» ( Откр. 1:5 ) и заверив: «Гряду скоро!» ( Откр. 22:20 ). Очевидно, в Откровении говорится об Иисусе, Который свидетельствует и грядет ( Откр. 1:27 ), ибо по Его наказу ( Откр. 22:16 ) Иоанн записал все. Так что мы должны признать Его Верховенство как «первого и последнего» ( Ис. 48:12 , Откр. 1:17 и 22:13), Господа всего сущего и Бога, воплотившегося в вечном Слове. В Откровении 3:14 утверждается, что Иисус есть «начало создания Божия», а в Послании к колоссянам 1:15 говорится, что Христос «рожден прежде всякой твари». Эти стихи никак не предполагают, что Христос был создан. Греческое слово arche ( Откр. 3:14 ) правильно переводить как «происхождение, начало». Так оно и переводится в Ин. 1:1 в «Переводе нового мира христианских греческих Писаний» 1951 года издания у свидетелей Иеговы. Далее, в Откр. 3:14 говорится, что Христос верный и истинный свидетель, «начало» или «источник» Божия создания. Это находит свое подтверждение в Послании к евреям 1:2 и в Послании к Колоссянам 1:16–17, где Христос называется творцом всего сущего, а, следовательно, Он является Богом ( Быт. 1:1 ). Христос есть начало создания Божия, ибо Он – новое Создание, зачатое без греха ( Лк. 1:35 ), второй Адам ( 1Кор. 15:45, 47 ), исполнение обетования Бога о воплощении Слова ( Ис. 7:14; 9:6 ; Мих. 5:2 ) и Искупитель мира ( Кол. 1:14 ). В Евангелии от Иоанна 3:13 говорится, что никто, кроме Христа, сошедшего на землю, не восходил на небеса. В Послании к филиппинцам 2:11 утверждается, что Он есть Господь (греч. kyrios), в 1Кор. 15:47 – «Господь с неба» и, следовательно, Бог, а не сотворенное существо или «меньший бог». Иисус также «первенец из мертвых» ( Откр. 1:5 ), то есть первый, кто воскрес в прославленном теле (не в духе – см. Лк. 24:39–40 ), которое однажды обретут и все христиане, о чем сказал апостол Иоанн: «...Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ). Мы уверены в исполнении этого обетования, поскольку Он верен в Своем обещании ( Евр. 10:23 ). А все, кто отрицает Божественность Христа, пусть внемлют суровости Его предупреждения:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Может быть, было и так, но об этом ничего в Евангелиях не говорится и потому нам об этом ничего не известно. Логическое ударение как у Матфея, так и Луки стоит, по-видимому, не над тем, чем служили Христу Ангелы, а над тем, что они Ему именно служили. Диавол требовал от Него поклонения, Ангелы служили. Такая резкая перемена в указании отношений едва ли может считаться только метафорической. Выражение διηκνουν (служили) означает некоторую продолжительность служения, а не кратковременный акт поклонения. В некоторых случаях оно указывает на «служение» или «прислуживание» за столом ( Лк.4:39, 10:40, 12:37, 17:8 ; Мф.8:15 ; Мк.1:31 ; Ин.12:2 ), но употребляется не всегда в таком значении, а означает и более общие услуги. Здесь можно наблюдать, что служение Ангелов соответствовало намерению Самого Христа «служить». В отличие от δουλεειν – διακονεν означает служение непринужденное, с любовью. Когда не было нужно, Христос не пользовался служением Ангелов (см. стих 6; Мф.26:53 ), но в нужное время они начали служить Ему, как рабу Иеговы, по воле Самого же Иеговы. Мф.4:12 .  Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею (Ср. Мк.1:14 .) Когда это было? Точно определить едва ли возможно. Можем представить только вероятные соображения. Едва ли можно предположить, что деятельность Крестителя продолжалась больше двух лет. Если выделить отсюда около года на заключение Иоанна, то получается следующее. От крещения Иисуса Христа в январе 780 года от основания Рима до беседы с самарянкой прошло около пяти или шести месяцев. В это время Иоанн, по-видимому, уже был заключен в темницу ( Ин.4:1–3 ; ср. Мк.1:14 ; Лк.4:14 ) и в следующем 781 или 782 г. – казнен. «Удалился в Галилею». Это удаление в Галилею можно принимать, как одновременное со слухом об Иоанне, не бывшим, впрочем, причиной удаления. Во всяком случае, причин удаления в Галилею не указывается Мф.4:13 .  и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010