Мф.28:8 . И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. «Поспешно»: соответственно повелению Ангела идти «скорее» (ст. Мф.28:7 ), для того, чтобы скорее сообщить ученикам радостное известие. – «Со страхом и радостью»: «со страхом – оттого, что видели поразительное, с радостью оттого, что слышали благовествование» (Евф. Зиг.). «Видели ужасное и страшное дело – гроб пустой, в котором прежде при их глазах положено тело. Посему и привел их (Ангел) видеть сие, дабы могли они быть свидетельницами того и другого, и гроба и воскресения... Посему и радуются, и дивятся» (Злат.). Мф.28:9–10 . Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. «Иисус встретил их»: Иисус воскресший прежде явился одной Марии Магдалине еще при гробе ( Ин.20:14–17 , ср. Мк.16:9 ), а это было уже второе Его явление. – «Радуйтесь»: удаляет страх и усиливает чувство радости о воскресении. – «Ухватились за ноги Его»: простерлись пред Ним ниц к ногам Его; это положение людей, просящих усиленно о чем-либо ( 4Цар.4:37 ). – «И поклонились Ему»: ср. прим. к Мф.8:2 ; воздали Ему великое почтение и свидетельство любви своей к Нему: «прикосновением твердо уверились в Его воскресении и поклонились Ему» (Злат.. – «Не бойтесь»: жены, вероятно, поражены были еще большим страхом, внезапно увидев явившегося из области смерти, и потому Он «опять и Сам прогоняет страх, уготовляя удобнейший путь вере» (Злат.). – «Братьям Моим»: особенно трогательное и нежное название в устах Воскресшего из мертвых и готового идти к Отцу, прославленного Мессии, который не стыдится называть их братьями ( Евр.2:11–12 ). – «Шли в Галилею»: см. прим. к ст. Мф.28:7 . Мф.28:11 . Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. «Некоторые из стражи»: вероятно, начальники или главные из приставленной стражи, которые должны были донести о случившемся, так как они подлежали ответственности по военным законам римским за оставление места стражи. – «Первосвященникам»: а не Пилату, так как они поставлены были на стражу не по распоряжению правителя, а по распоряжению первосвященников – врагов Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не снаружи, но изнутри Господь пленил плен и расторг ненасытную адскую утробу. С тех пор и смертная тьма озарилась Божиим светом, и верующий человек видит в этом событии исполнение Давидового пророчества: «Если я и пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс. 22: 4). А что же Лазарь? Замотанный по рукам и ногам, как бабочка в коконе, он выходит в ответ на призыв Спасителя. Он похож на овцу, выхваченную Давидом из львиной пасти (см.: 1 Цар. 17: 35), и, как и спасенная овца, он изранен. В его глаза страшно смотреть, потому что испытанное им еще никем не испытано. Он есть живое пророчество о будущем всеобщем воскресении, и он же – исполнение сказанного: «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25). Позади Лазаря – черный зев могилы, а перед ним – Сказавший: «Лазарь, гряди вон!» скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 20 апреля 2019, 08:24 Слава Богу за такого мудрого, доброго пастыря как отец Андрей! Господи, помоги отцу Андрею!!! Ольга 30 марта 2018, 16:24 Очень сильные слова, проникающие в душу! Поэтому в комментариях - " Прочитал и заплакал.. " , ведь " ..перед ним - Сказавший: " Лазарь, гряди вон! " Спаси Вас Господь, отец Андрей! ОЛьга 8 апреля 2017, 12:14 Спаси, Господи! ishimb insto.ru 8 апреля 2017, 07:58 Отче, читая, либо слушая вас, каждый раз укрепляюсь в вере, смею надеяться, возрастаю в ней. Храни вас Господь и, как всегда, огромная благодарность любимому порталу за ваше Дело! Иван 8 апреля 2017, 05:02 СПАСИБО!!! тамара 7 апреля 2017, 23:06 Батюшка Андрей,как просто,ясно и понятно....Спаси Вас,Господи. виктор 23 апреля 2016, 16:33 Спаси Господи! Очень хорошая статья,тонкая и умная,ответила на многие вопросы,спасибо огромное о.Андрею, Достоевского вспомнил..,спорный он как минимум по моему..., а здесь текст не большой,а сказано очень много-талант художника от Бога! Спаси Господи! Юлия 23 апреля 2016, 15:52 Спасибо!!!!!! Как ясно и красиво!!Хочется заучить. Павел Чумаков 23 апреля 2016, 13:03

http://pravoslavie.ru/52763.html

общепринятым представлениям: нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, которые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, которые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества ( Мф. 5:3–6 ; Лк. 6:20 ). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоятельствах жизни этих людей, а Матфей – на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в которых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог ( Втор. 4:31 ; Неем. 9:17.31 ), чистые сердцем (ср. Пс. 50:12 ), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог ( Лев. 26:6 ; Иов. 25:2 ; Кол. 1:19.20 ; ср. Рим. 15:33 ; Рим. 16:20 ), а также гонимые, которых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды ( Мф. 5:7–10 ). И эти люди, в которых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога – те, «кто от истины» ( Ин. 18:37 ) и кто слышит голос Бога – ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. Лк. 2:38 ); 3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, которые проявляются в разных обстоятельствах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, которые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, которыми сопровождаются «заповеди блаженства». Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе ( 1Кор. 13:12 ; 1Ин. 3:2 ; Откр. 22:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Не только рассеянный, но и рассеяние приобретает в русском языке переносные значения. О 70-х годах XVIII в. И. И. Дмитриев писал: «Тогда едва ли кто понимал смысл слова: рассеяние, ныне столь часто употребляемого». См. примеры подобного употребления: «Философ Террассон, Королевский чтец во время малолетства Людовика XV, был удивительной человек. При великой учености и отменном остроумии находился он в беспрестанном рассеянии и совсем не знал света... Однажды, в час рассеяния, вышел он на улицу неодетой» (Моск. журнал, 1802, ч. 5, с. 374–375); «Досугу противны два рода жизни: жизнь делового человека и рассеянная жизнь... Сильные [люди] от работы становятся еще сильнее, а от рассеяния тонее в разуме, не теряя ни мало своих природных способностей» («О досуге». Сочинение философа Тарве) (там же, ч. 6, с. 155–158). В письме А.  М.  Кутузова к кн. Н. Н.  Трубецкому (от 12/23 ноября 1790 г.): «Не удивляюсь вашему рассеянию. Сему быть нельзя иначе, увидевшись со сродниками и друзьями после столь долговременной разлуки» (Барсков, с. 33). Ср. у него же в письме от 17/18 декабря 1790 г.: «Две уже почты не имея ваших писем, начинаю скучать, хотя и не тревожусь ничем, зная нынешнюю вашу рассеянность» (там же, с. 50). Но в слове рассеяние намечался явный распад на два омонима: 1) в книжном языке рассеяние – действие по глаголу рассеять; 2) в светско-литературном языке рассеяние со значениями а) «развлечение» и б) «рассеянность». Но так как для выражения одного из этих значений уже существовал синоним развлечение, а для передачи другого легко было образовать отвлеченное существительное рассеянность, то эти значения в 40–60-х гг. XIX в. вышли из употребления. Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (3 непронумерованных листка разного формата). Настоящая публикация составлена из сохранившихся фрагментов. – И. У. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь и кондак святых. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь святых; кондак дня, ин кондак дня, кондак святых. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь святых; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак святых. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными. Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. Порядок аллилуйной службы см. 30 мая; особенности ее см. 31 мая. На вечерне кафизма 12-я. На утрене кафизмы 13-я и 14-я. Кондаки на изобразительных в следующем порядке: В храме Господском – кондак храма, кондак дня: «Твердыя и боговещанныя проповедатели...», ин кондак: «В Мирех, святе, священнодействитель показался еси...», кондак святых. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». В храме Богородицы – кондак дня: «Твердыя и боговещанныя проповедатели...», ин кондак: «В Мирех, святе, священнодействитель показался еси...», кондак святых. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дня: «Твердыя и боговещанныя проповедатели...», ин кондак: «В Мирех, святе, священнодействитель показался еси...», кондак храма, кондак святых. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком. Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время. 1 Прмц. Евдокия упоминается Типиконом, но в Минее службы ей нет. Календарь ← 17 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-17/

На архиерейское служение взирай как на неподъемный лишь человеческим силам подвиг, для достойного совершения которого необходима особая благодатная помощь свыше, призываемая молитвой, чистой и богоугодной жизнью и постоянным нравственным совершенствованием. Верю, что если Дух Святой благоволил возвести священнослужителя на высокую свещницу церковную, то Он не оставит Своего избранника. Святитель Григорий Богослов говорит: «Утешительна для нас, епископов, та истина, что мы имеем в нашем служении содействие Святого Духа. Это истина говорит нам еще и о том, что мы должны иметь постоянный страх Божий, как бы не оскорбить греховными деяниями своими этого Духа и не остаться без Его помощи» (Свт. Григорий Богослов. О себе самом и о епископах). Имея отеческое попечение о духовном возрастании пасомых, помни о том, что правильное устроение полнокровной приходской жизни возможно лишь тогда, когда центром бытия христианской общины становится Святая Евхаристия. Необходимо заниматься образованием и воспитанием молодежи, поощрять добрые церковно-общественные и культурно-просветительские инициативы клира и мирян. Тебе надлежит также заботиться об открытии монастырей, строительстве новых и восстановлении порушенных в прошлом храмов, о развитии социальных проектов, организации воскресных школ и других форм современной церковной миссии. Всегда памятуй о больных, одиноких, престарелых, нуждающихся в помощи, утешении и поддержке. Будь исполнителем заповедей евангельских, твори добро не только пребывающим в ограде церковной, но и внешним, дабы все узрели в делах твоих служение единому истинному Богу в Троице славимому. Ревнуя об утверждении благовестия (см. 2 Тим. 4:17), неустанно возвещай с церковного амвона слово Божие, научая вверенную паству истинному пути, вводящему в жизнь вечную. Не забывай о том, что по причине неосторожных слов и поступков легко можно стать соблазном для окружающих, ибо, как свидетельствует апостол, из-за нашего несовершенства «имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Из истории Православия хорошо известно, с какой любовью благочестивый народ почитает добрых и ревностных священнослужителей и какую душевную боль верующим людям и вред Церкви приносит наемническое отношение к своим обязанностям пастыря, нерадеющего об овцах (см. Ин. 10:12). Это означает, что тебе надлежит стать не просто тем, кто проводит жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (см. 1 Тим. 2:2), но более того — образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (см. 1 Тим. 4:12).

http://patriarchia.ru/db/text/3266988.ht...

Апостол Павел говорит, что нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (см. Флп. 1:29), ибо «раб не больше Господина» (Ин. 15:20) и «ученик не выше учителя»  (Мф. 10:24). Всегда помни, что архипастырь как живой образ Господа, распятого «нас ради человек», приемлет свою меру страданий во имя Подвигоположника нашего спасения. Молитвой за паству, за врученную тебе местную Церковь, постоянным духовным бодрствованием, ревностью о славе Божией, терпеливым преодолением искушений, чистотой помыслов и праведностью дел возгревай дар Божий, который в тебе через рукоположение (см. 2 Тим. 1:6). Будь учителем и проповедником веры Христовой не только для пастырей и мирян, но и для внешних. Неустанно возвещай «пути обновления духа» (Рим. 7:6), памятуя слова апостола языков: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Не забывай о том, что слово благочестивого священнослужителя всегда властно, назидательно и весомо, потому что подкрепляется самими его делами. Даже некрасноречивый проповедник убедительнее искусного в слове, но неискусного в жизни. Поставленный ныне промыслом Вседержителя на высокую свещницу епископа, «будь образцом для верных в слове, в житии, в духе, в вере, в чистоте»  (1 Тим. 4:12). Стремись стяжать добродетели любви к Господу и смирения. Сам Пастыреначальник, призвавший тебя к трудам в вертограде Своем, видя твое добронравное житие, сохранит и многоплодной сотворит дарованную тебе ныне благодать. Совершай дело Божие так, чтобы вместе с апостолом Павлом ты мог сказать: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (см. Гал. 2:20). Особое попечение имей о клириках епархии и о готовящихся стать таковыми. Согласно повелению апостола скоро рук ни на кого не возлагай, но прежде тщательно испытывай в благочестивой жизни, в искреннем намерении быть служителем алтаря Господня и народа Божия. Твой долг строго следить за тем, чтобы пастыри со страхом и трепетом, с благоговением и ревностью совершали свое делание, заботясь о пользе словесного стада Христова. Наказывай провинившихся без гнева, но милостиво, как чад, подражая Господу, который «кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Вместе с тем никогда не забывай поощрять тех, кто известен своей доброй жизнью, заботится о благолепии церковном и все силы отдает попечению о духовно-нравственном обновлении паствы.

http://patriarchia.ru/db/text/3358963.ht...

Пастырское слово и пример христианского доброделания должны достичь сердец тех людей, которые именуют себя православными, но не живут церковной жизнью. Ведь и они — часть нашей Церкви, призванная Господом ко спасению. Радуясь возросшему числу храмов и священников, мы должны помнить, что именно состояние душ людей, их участие в Таинствах и богослужении, их нравственный и духовный облик суть критерии успеха усилий Церкви. Мы призваны свидетельствовать о правде Евангелия Христова, о том, что во Христе — жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10). Мы должны говорить о том, что только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе. Церковь несет это свидетельство всему миру, всем людям, особенно детям и молодежи. Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность нестесненно обращаться к юному поколению — через проповедь, школу, средства массовой информации. Служение Церкви всегда сопряжено с заботой о людях, нуждающихся в помощи и участии. Наш долг — накормить голодного, дать кров бездомному, защитить несправедливо обижаемого, помочь престарелому, поддержать одинокого, облегчить страдания болящего, утешить отчаявшегося. Поместный Собор призывает всех верных чад нашей Церкви укреплять единство во имя Христово под омофором нового Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Общими трудами нам надлежит совершать наше спасение (Флп. 2, 12) и содействовать духовному просвещению ближних и дальних. Молитесь , — сказал апостол, — чтобы слово Господне распространялось и прославлялось (2 Фес. 3, 1). Главное же — пребудем в любви Христовой, которая превыше государственных границ, национальных и иных различий, дабы исполнить заповедь Спасителя, Который молил Отца Небесного о верующих в Него: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 20–21). Во Святей Троице славимый Господь Бог, предстательством Пречистой Богородицы, молитвами новомучеников, исповедников и всех святых, в земле нашей просиявших, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

http://bogoslov.ru/article/378781

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства.  Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся  Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15). Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

http://pravoslavie.ru/6718.html

Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны прав. Филарета (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален прав. Филарета. «Слава» – седален пророка, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Из Тебе воплощшагося...». По 6-й песни – кондак и икос прав. Филарета. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прав. Филарета. «Слава» – ин светилен прав. Филарета, «И ныне» – Богородичен Минеи . «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прав. Филарета – 4. «Слава» – прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко нашего воскресения...». На часах – тропарь прав. Филарета. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и прав. Филарета читаются попеременно. На Литургии блаженны прав. Филарета, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак храма, кондак прав. Филарета. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – прав. Филарета и дня. Апостол и Евангелие – прав. Филарета и дня. 1 Минея содержит две службы прав. Филарета Милостивого (с. 10–25 и с. 25–33). 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-14/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010