Псалом 135 Аллилуиа. Сей псалом во многом есть повторение предыдущего псалма с тем различием, что к каждому стиху прибавлено: яко в век милость Его (т.е. Божия); что, вероятно, повторял народ после певцов; по бл. Феод. – написан для Иудеев, возвращавшихся из плена. См. 23 и 24 стихи сего псалма. 1 . С Евр.: «Славьте Господа; ибо Он благ, ибо вовек милость Его». 2 . Исповедайтеся Богу богов. «Под именем богов, – говорит бл. Феод., – пророк разумеет не идолов; потому что Бога не назвал бы Богом не сущих. Посему богами называет сподобившихся чести священства и именуемых сынами Божиими ( Исх. 22:28 ; Пс. 81:1, 6 ). Св. Златоуст разумеет под богами бесов, потому что и «они рабы и подвластны Богу». 3 . С Евр.: «Славьте Господа господствующих». 4 . С Евр.: «Того, Которые один творит чудеса великие». 5 . С Евр.: «Который сотворил небеса премудро». 6 . С Евр.: «Утвердил землю на водах». 7 . С Евр.: «Сотворил светила великие». 8 . С Евр.: «Солнце – для управления днем». 9 . С Евр.: «Луну и звезды – для управления ночью». 10 . С Евр.: «Поразил Египет в первенцах его». 11 . С Евр.: «И вывел Израиля из среды его». 12 . С Евр.: «Рукою крепкою и мышцею простертою». 13 . Раздельшему Чермное море в разделения. С Евр.: «Разделил Чермное море». «Древнее предание говорит, что море разделено было двенадцатью пресечениями, так что каждому колену открыт был особый путь» (Св. Афан.). Это предание бл. Феодорит относит к басням. «Иные, следуя Иудейским басням, утверждали, что в Чермном море произошли разделения, равночисленные двенадцати коленам, потому что пророк сказал: разделения, а не разделение. Но им должно было знать, что по рассечении моря на две части, из одного стало два ( Исх. 14:29 ; Пс. 77:13 ). Посему-то рассечение моря на две части пророк назвал разделениями». – Св. Златоуст также приводит это предание, но не отвергает его. «Потому, – говорит он, – в короткое время и совершились противоположные действия (т.е. одних спасение, а других погибель), и море разделилось не в одном месте, но по числу всех колен». 15 . И истрясшему Фараона и силу его в море Чермное. С Евр.: «И низверг Фараона и войско его в море Чермное». Истрясшему. «Это выражение, – говорит св. Злат., – употребил пророк, желая показать, как легко совершилось потопление». 23 . С Евр.: «Вспомнил нас в унижении нашем». 24 . С Евр.: «И избавил нас от врагов наших». 25 . С Евр.: «Дает пищу всякой плоти». 26 . С Евр.: «Славьте Бога небес». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Эта молитва раскрывает смысл литургии как таинства Нового Завета, соединяющего всю историю человечества от сотворения мира с эсхатологическим ожиданием Страшного Суда. Молитва устанавливает преемство между ветхозаветным культом всесожжений и жертв и новозаветной Евхаристией, прообразом которой эти жертвы являлись. В молитве упоминается пять сюжетов: принесение Авелем жертвы Богу (см.: Быт.4:4 ), жертвоприношение Ноя по окончании потопа (см.: Быт. 8:20–22 ), принесение Авраамом в жертву сына своего Исаака (см.: Быт. 22:1–14 ), священство Моисея и Аарона (см.: Пс. 98:6 ), «мирные жертвы», принесенные Самуилом (см.: 1Цар. 11:14–15 ). Все эти сюжеты в христианской традиции воспринимались как прообразы Евхаристии. Эти же и другие евхаристические сюжеты нашли отражение в раннехристианских фресках, мозаиках и иконописных изображениях, размещавшихся в алтаре. Например, на византийских мозаиках и фресках в качестве прообразов Евхаристии фигурируют: Авель, приносящий жертву Богу; Авраам, встречающий трех путников; Авраам, приносящий в жертву Исаака; Мелхиседек, выносящий хлеб и вино навстречу Аврааму; Моисей и Аарон в скинии. На боковых дверях русских иконостасов изображались Моисей и Аарон. Для понимания смысла приведенной молитвы и содержащихся в ней библейских аллюзий необходимо вспомнить учение апостола Павла о священстве и жертвах, содержащееся в главах 5–10 Послания к Евреям. Павел начинает с напоминания о том, что ни один ветхозаветный первосвященник не принимал священство сам от себя, но поставлялся на это служение; подобным образом и Христос стал Первосвященником по чину Мелхиседека не Сам от Себя, но потому, что был поставлен на это служение Отцом (см.: Евр. 5:1–10 ). Мелхиседек, царь Салимский, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда ( Евр. 7:1–3 ). Он – прообраз истинного Первосвященника, прошедшего небеса ( Евр. 4:14 ), пребывающего вечно и имеющего священство непреходящее (см.: Евр. 7:24 ). Ветхозаветная скиния состояла из двух отделений: в первое всегда входили священники для совершения богослужения, во второе же лишь однажды в год входил первосвященник с жертвенной кровью, которую приносил за себя и за грехи неведения народа (см.: 9,1–7). Христос же, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною... и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел венное искупление ( Евр. 9:11–12 ). Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр. 10:4 ), ветхозаветные жертвы не могут истребить грехов (см.: Евр. 10:11 ). Христос же, принеся... жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... ибо одним приношением навсегда сделал совершенными очищаемых (Квр. 10:12, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   По учению Священного Писания, Бог наполняет небо и землю (см. Иер.23:24); небо — Его престол, а земля — подножие Его ног (см. Мф.5:34—35); всё содержит Он «словом силы Своей» (Евр.1:3); всё оживотворяет (см. 1Тим.6:13); по-отечески печется о Своих творениях, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45; ср.: Лк.6:35); от сотворения мира Он непрестанно действует в мире (см. Ин.5:17); «все Им стоит» (Кол.1:17); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов.12:10); от Него зависит и бытие, и жизнь, и движение, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28); Он определяет место и время жизни творений (см. Деян.17:26; Пс.103:8—9, 118:90—91), подавая им всё необходимое для существования; всем дает Он «жизнь, и дыхание, и всё» (Деян.17:25); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф.10:30); Он надзирает за землей и напояет ее; покрывает небо облаками, посылает дождь, производит траву, подает пищу скотам и птицам, одевает поля пшеницей; всё Он питает, всё содержит, на всё призирает; нет ничего, что без Него и вне Его, ибо от Него, и чрез Него, и в Нем — всё (см. Рим.11:36; 1Кор.12:6); Он сотворил небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них, — и всё это Он оживляет (см. Неем.9:6); Он Сам зрит всё сущее под небом, ведая всё, что на земле: всё, что Он сотворил (см. Иов.28:24; Притч.15:3; Пс.32:14; Евр.4:13). По Своей неизреченной промыслительной любви Бог заботится о нуждах всех творений: как самых больших, так и самых малых (см. Мф.6:25—34; Пс.90:116); Он питает и одевает небесных птиц, а тем паче людей (см. Мф.6:26); Он дает силу полевым лилиям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф.6:28—29). Размышляя с молитвенным удивлением о всеобщем и многозаботливом Божием Промысле, премудрый Соломон так обращается к Богу: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем.11:25—26). «Вообще Божий Промысл так ясно раскрыт в Священном Писании, — говорит Климент Александрийский, — что не нужно того и доказывать, но, напротив, следует изобличать и наказывать мнящего, что Промысла нет».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Будучи образцом совершенного «смирения», Господь Иисус Христос в Своем Евангелии спасения возвестил учение о смирении как спасительной Богочеловеческой силе. Человеческий дух не в состоянии даже себе представить, какой и сколь великий подвиг личного смирения, личного уничижения подъял Единородный Сын Божий и Бог, воплотившись, сделавшись человеком и подвергнув себя крестной смерти (см. Флп.2:5-8). Вся жизнь Спасителя на земле знаменует собой и на самом деле есть невиданное смирение. Разве не есть это невиданное дотоле смирение, если Он, всемогущий Бог, ради нас подъемлет людские немощи (см. Мф.4:2, 21:18; Мк.11:12; Лк.4:2; Ин.4:6, 7, 11:35; Евр.5:7), терпит искушения (см. Мф.4:1; Мк.1:13, Лк.4:2; Евр.2:18, 4:15), бедствует (см. Мф.8:20; Лк.8:3, 9:58; 2Кор.8:9), становится для людей рабом (см. Мф.20:28; Мк.10:45; Лк.22:27; Флп.2:7), омывает ноги ученикам (см. Ин.13:4-14), позволяет Себя оскорблять (см. Мф.9:34; Мк.15:18-20; Лк.23:35; Ин.7:12, 8:48, 50, 10:20), оплевывать (см. Мф.26:67; Мк.15:19), бить (см. Мф.26:67; Мк.15:19; Лк.22:63) и предать смерти (см. Мф.27:35, 50; Мк.15:25, 37; Лк.23:33, 46)? Как воплотившееся смирение и олицетворившееся все-смирение Спаситель справедливо говорит о Себе, что Он «смирен сердцем» (Мф.11:29). И вся жизнь Спасителя на земле протекла во всесовершенном смирении, о котором пророчествовали пророки и на которое взирали Его современники (см. Ис.42:3-4; Мф.12:19-20).    Так как Своей Пресвятой Личностью и Своей безгрешной жизнью Спаситель явил образец и пример Богочеловеческого смирения, то и от Своих последователей требует Он такого же смирения, потому что оно есть источник силы, спасающей людей от мятежа греха и вводящей их в отдохновение святости: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). «Вы называете Меня Учителем и Господом», — говорит Спаситель ученикам Своим, — «и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:13-15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Псалом 104 Аллилуиа. «Аллилуиа значит, – говорит св. Афан., – хвала Невидимому (по бл. Феодориту, хвалите Господа). Говорят, что сим словом восхваляют Бога Ангелы, как херувимы словами: Свят, Свят, Свят. И это предали св. Отцы, сами слышавшие Ангельское пение, как Исаия слышал серафимское». По бл. Феодориту, псалом сей призывает к песнословию Господа, напоминает Евреям о благодеяниях Божиих их предкам, о неблагодарности последних. Первые стихи сего псалма (1–16) взяты из песни Давидовой, которую пели по перенесении ковчега на Сион (См. 1Пар. 16:8–22 ). Слово аллилуиа, которым надписываются в Греческой и Латинской Псалтири двадцать следующих псалмов, в Еврейском стоит последним. 1 . С Евр.: «Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его». 2 . С Евр.: «Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его». 3 . С Евр.: «Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа». 4 . С Евр.: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда». 5 . Судьбы уст Его. «Судьбами, – говорит бл. Феод., – назвал здесь пророк чудеса, совершенныя Богом по правде Его... ведет речь о том, что совершено в Египте». По св. Афанасию, »судьбы уст – или слова, какия Господь изрекал, изгоняя из людей нечестивых демонов, или заповеди нового завета». С Евр.: «Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его». 6 . С Евр.: «Вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его». 7 . С Евр.: «Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его». 8 . Помяну (в книге 1Пар. 16:15 : помянем) в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов. – По бл. Феодориту, завет есть слово о Семени, о котором благословятся все народы, а под словами: в тысящы родов – разумеется не число лет определенное, а множество родов непрерывно и вечно продолжающихся. С Евр.: «Вечно помнит завет Свой, слово, (которое) заповедал в тысячу родов. 9 . С Евр.: «Которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку». 10 . С Евр.: «И поставил то Иакову в закон, и Израилю в завет вечный». 11 . Уже достояния вашего. Уже – веревка, межевая цепь, коими Евреи измеряли свои участки, отселе – удел, наследие. «Ужем, – говорит бл. Феод., – пророк назвал обладание землею, потому что владельцам свойственно подвергать землю измерению». С Евр.: «Говоря: тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 105 Аллилуиа. «В сем псалме, – говорит бл. Феод., – пророческое слово напоминает благодеяния Божии, обвиняет в неблагодарности и показывает различные наказания, наложенныя на облагодетельствованных». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк перечисляет грехи народа, показывая, за что отвержены Израильтяне». Если верить раввинам, то псалом сей, как и предыдущий, коего этот есть продолжение, пели на Сионе пред ковчегом завета. Три стиха (1, 47, 48) сего псалма взяты из песни царя Давида, петой по принесении ковчега на Сион. См. 1Пар. 16:34, 35, 36 . По мнению св. Афанасия и бл. Феодорита, псалом сей содержит молитву пленных в Вавилоне, что видно из замечаний их на 46 стих. 1 . С Евр.: «Славьте Господа, ибо Он благ; ибо вовек милость Его». 2 . С Евр.: «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его»? 3 . С Евр.: «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время»! 4 . Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк подразумевает народ новый и Церковь из язычннков». «Иудеи молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам», поясняет св. Афаыасий. С Евр.: «Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим». 5 . С Евр.: «Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим». 6 . С Евр.: «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду». 7 . И преогорчиша восходяще в Чермное море: – «ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не хотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великого Моисея: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне»? ( Исх. 14:11 . Бл. Феодорит). С Евр.: «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря». 8 . Сказати силу Свою. С Евр.: «Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое». 9 . Запрети Чермному морю, и изсяче. С Евр.: «Грозно рек морю Чермному, и оно изсохло; и провел их по безднам, как по суше». Т.е. когда разделенныя воды соделались двумя стенами по правую и по левую сторону, тогда в этом пустом пространстве дно морское высохло, и Евреи перешли среди моря по суше ( Исх. 14:22, 16 ), как «по равнине».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

58 . Прогневаша Его на холмех своих; «потому что на всякой вершине горы приносили жертвы нечистым демонам, как говорит пророк Осия ( Ос. 4:13 )» (Св. Афан.). С Евр.: «Огорчали Его высотами своими, и истуканами своими возбуждали ревность Его». 59 . С Евр.: «Услышал Бог, и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля». 60 . И отрину скинию Силомскую. «Ибо скиния была прежде в Силоме, когда священнодействовали Илий и Самуил. Селение еже вселися в человецех. Селением называет кивот» ( 1Цар. 6:4 . Св. Афан.). С Евр.: «Отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками». 61 . И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов. «Крепостию и добротою их был кивот, который предается в руки жителей Азота» ( 1Цар. 4:1 . Св. Афан.). То же и бл. Феодорит. С Евр.: «И отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага». См. 1Цар. 4:21 . Пс. 25:8, 47:2 . 62 . Затвори в оружии люди Своя. С Евр.: «И предал мечу народ Свой, и прогневался на наследие Свое». Т.е. попустил Филистимлянам окружить и погубить Евреев; – «предал их в руки врагов» (Бл. Феод.). Достояние Свое презре. Достояние Божие есть Еврейский народ ( Втор. 32:9 ). 63 . Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы Быша. «Одних предал огню, а над другими не было обыкновенного плача» (Бл. Феод.). С Евр.: «Юношей его поядал огонь, и девицам его не пели брачных песен». Т.е. Еврейские девы не были выданы замуж, не пели им брачных песен. Такую же мысль дают переводы Акилы, Симмаха, Феодотиона 483 . 64 . Священницы их мечем падоша. Офни и Финеес, сыны Илия, убиты в войне с Филистимлянами ( 1Цар. 4:11 . Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Священники его падали от меча, и вдовы его не плакали». 65 . И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина. С Евр.: «Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином». Т.е. Господь с величайшею силою устремился на врагов, как исполин упоенный и воодушевленный вином, и как человек, восставший от сна с свежими силами. 66 . И порази враги своя вспять, поношение вечное даде им. С Евр.: «И поразил врагов его в тыл; вечному сраму предал их». Под поношением здесь разумеется известная болезнь на седалищах ( 1Цар. 1:9 ), коею Господь поразил Филистимлян за отнятие кивота (св. Афан.), «а словами порази – вспять, – говорит бл. Феод., – приличными словами означает ту часть тела, которой нанесена язва».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Св. Афан. в гонениях и далее в страданиях Давида видит гонения и страдания Христа Спасителя. 5 . С Евр.: «Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня». 6 . С Евр.: «Страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня». 7 . С Евр.: «И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы». 8 . С Евр.: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне». 9 . Чаях Бога спасающего мя от малодушия и от бури. С Евр.: «Поспешил бы укрыться от вихря, от бури» 337 . Ярость врагов своих Давид сравнивает с вихрем и бурею, которые в начале страшны, но скоро проходят; а потому он в самом начале их гонения поспешил скрыться от них в пустыню, где и нашел спасение при помощи Божией. По св. Афанасию, бурею здесь называется скорбь Давида, причиненная ему страданием. 10 . Потопи, Господи, и раздели языки их. С Евр.: «Расстрой, Господи, и раздели языки их». Здесь слово: потопи или поглоти значит – уничтожь; раздели языки – раздели советы или злые замыслы. Потому и просит Давид разрушить замыслы, совещания врагов своих, что эти замыслы были злы, богопротивны, производили распри и раздоры. «Поскольку у них согласие на зло; то разрушь, Владыка, единогласие их» (Бл. Феод.). Яко видех беззаконие и пререкание во граде. С Евр.: «Ибо я вижу насилие и распри в городе». В каком городе? Когда Саул гнал Давида, Иерусалим еще не был взят у Иевусеев (см. 2Цар. 5:7 ). Может быть, здесь разумеется город Хеврон, где из-за Давида происходили распри и раздоры ( – 3, 1 – ). Бл. Феодорит видит здесь пророчество об Иерусалиме. «Кажется, говорит он, что пророк вместе и предсказывает пререкание и противление Иерусалима закону, и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть, из любви к которым Иудеи не приняли законов Спасителя». 11 . Беззаконие и труд 338 посреде его и неправда. С Евр.: «Злодеяния и бедствия посреди его. Посреди его пагуба». Труд здесь означает муку, страдание. 12 . И не оскуде от стогн его лихва и лесть. С Евр.: «Обман и коварство не сходят с улиц его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани. Т.е. особенно неверны были Богу Ефремляне, поставившие золотых тельцов для поклонения и вовлекшие и другие девять колен в это идолопоклонство. За эту измену, за нарушение завета (ст. 10), Бог лишил (или лишит) мужества этих воинственных людей и искусных стрелков; потому, впав в малодушие, они обратились (или обратятся) назад в день битвы (Бл. Феод.). «Именем одного колена Ефремова, – говорит св. Афан., – означил весь народ Израильский», и разумеет духовную брань. С Евр. 9 и 10 ст: «Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани. Они не сохранили завета Божия, и отреклись ходить в законе Его». 11 . С Евр.: «Забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им». 12 . На поли Танеосе. Танеос (или Танис) или Цоан при Фараонах был главным городом, где Моисей совершал свои чудеса. Эти-то чудеса, столь разительные, забыли неблагодарные Евреи. См. 43 ст. «В Танисе, – говорит бл. Феод., – был дворец Фараонов. Там великий Моисей низводил казни на Египтян». С Евр.: «Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан». 13 . Предтави воды яко мех. «Поскольку по устройству своему мехи могут совершенно удерживать в себе влагу, то пророк удачно приложил сей образ к разделенному морю, показывая тем силу Бож. слова» (Бл. Феод.). «Заключил воды как бы в мехе каком» (Св. Афан.). См. Пс. 32:7 . С Евр.: «Разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною». 14 . Настави 474 я облаком во дни – руководил их днем облаком. С Евр.: «Днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня». 15 . Напои я яко в бездне мнозе. С Евр.: «Рассек камень в пустыне, и напоил их, как из великой бездны»; «потому что извел из камня не несколько капель, но источник, достаточный для многих тысяч» (Бл. Феод.); – ст. 16 с Евр.: «Из скалы извел потоки, и воды потекли как реки». Так чудесно поил Бог народ Свой в Рефидиме ( Исх. 17:1 ) и в пустыне Син. ( Числ. 20:1 ). 17 . Преогорчиша Вышнего в безводней. В безводней, т.е. в пустыне. Ст. 20: Еда и хлеб может дати? и проч. «Т.е. легко и нетрудно было дать воду; потому что сокровенное в недрах земли низведено было нарушу. А как (Бог) утолит мучащий нас голод, и нам внезапно даст в пищу хлеб, который сеется и растет с продолжением времени»? (Бл. Феод.). Это – ропот Евреев после ниспослания им манны, которою были недовольны. С Евр.: «Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Множество мудрых мыслей содержат Притчи. Перечислим хоть еще капельку. Кто помогает нищему, тот дает взаймы Господу (см.: Притч. 19: 17). За превозношением гордого следует его посрамление (см.: Притч. 11: 2). Божий человек не променяет любовь жены на внебрачные приключения (см.: Притч. 5: 15–21). Мудрый не надоедает другу (см.: Притч. 25: 17), не попрекает его прошлыми проступками (см.: Притч. 17: 9). Благоразумный муж не вынашивает планов мести (см.: Притч. 20: 22). Наказание Господне может быть суровым, но его не следует отвергать (см.: Притч. 3: 11). Наказание свыше отец Иоанн (Крестьянкин) называл епитимьей от Бога. Ветхозаветная мудрость ценит ежедневное подвижничество больше одномоментного героизма: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32.). Аскетические упражнения дают человеку умение владеть собой, мужественно переносить трудности, неприятности и лишения. Добиться этого с помощью Божией возможно. Вот мы заговорили об аскезе в семейной жизни. А какова «роль женщины» по Книге Притч? Много значит для духовной атмосферы в семье «благонравная жена» (см.: Притч. 11: 16; в евр. эшет-хен – «благодатная, милая жена»; в греч. – гине эвхаристос). Заканчиваются Притчи настоящей поэмой, прославляющей материнский и супружеский подвиг женщины. В оригинале каждая строфа поэмы начинается с отдельной буквы алфавита. По порядку идут буквы. Очень красиво и, опять-таки, актуально. Все наблюдения и советы ветхозаветной книги с разных сторон касаются главного в жизни, потому что воздержание от зла для человека – вопрос жизни и смерти (см.: Притч. 11: 19). И во дни великого поста выносят эту книгу на середину храма для того, чтобы мы внимали и получали от Господа дар жизни. Готовясь к Пасхе, мы читаем пророческие строки о Христе Жизнодавце: «Премудрость построила себе дом… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите”» (Притч. 9: 1–6).

http://pravoslavie.ru/52620.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010