Напротив, Он Сам по благоволению дал нам Сына в общение плоти и крови, чтобы таким образом быв послушным Ему даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ), Сын разрушил осуждение нашего преступления и затем нас, как начаток 81 , усвоил и усыновил через веру в Него, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). В том состоит наше примирение между собою и примирение всех с Богом, чтоб мы были одним телом и одним духом во Христе; спасаемые одной верой в Него и возводимые к единому в Троице Богу, что явил и Христос, испрашивающий нам от Отца да будут одно, как Мы одно (см. Ин. 17:22 ). Это – причина двоякого примирения: творческая посредничество Христово ( Евр. 12:24 ; Кол. 1:20 ; 1Тим. 2:5 ), а конечная ( τελικ ν) – наше единение между собою по вере и деятельности ( 1Пет. 3:8 ), и через него обращение и возведение к Богу ( 1Ин. 4:7–8 ). Кровь же Спасителя дана для очистительного искупления от плена и греха ( Евр. 9:12 ). Поэтому и мы называемся заменой ( ντλλαγμα) Христа 82 , как говорит святой Давид: Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от многих народов; которым поносили враги Твои, Господи, которым поносили замену ( τ ντλλαγμα) Христа Твоего ( Пс. 88:51–52 , по LXX). Итак, лучше сказать, что причина обмена – Божественная Кровь, а примирения – посредничество Христово. А лучше всего, что Христос – все: и примирение, как мир, по апостолу ( Еф. 2:14 ), и примиритель или причина примирения, как миротворец, и примиряющийся, так как Он и Бог и человек, потому что они примиряются; Он и приносящий, как Первосвященник, и приносимый в жертву по плоти и крови, и, как Бог, с Отцом и Духом принимающий приносимое священнодействие. И от Него – данная достойная замена нашей пленной природы, и мы называемся Его изменением. Таково непоколебимое и несомненное во всем определение и разумение благочестия! Такова великая тайна Божия Домостроительства о нас: Бог весь мир наш с Собой примиряет! К этому относятся и слова апостола: Бог любовь свою к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

22 искушал. Букв.: «испытывал». вот я. Так же говорят Моисей ( Исх. 3,4 ), Самуил ( 1Цар. 3,4 ), Исаия (6,8) и Иисус Христос ( Евр. 10,7 ). 22 сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь. См. Ин. 3,16 . Исаак был возлюбленным, единственным сыном, рожденным по обетованию. и пойди. Авраам обязан не только следовать в землю, указанную ему Богом (12,1), но и поклоняться Господу на том месте, которое Он изберет ( Втор. 12,5,30–32 ). в землю Мориа. Гора, расположенная в окрестностях древнего Иерусалима. Позже стала месторасположением израильского храма ( 2Пар. 3,1 ). принеси его во всесожжение. Божие повеление не противоречит нравственному закону: первенец принадлежит Господу ( Исх. 13,11–13; 22,29; 34,19.20 ). 22 встал рано утром. Авраам ничего не ответил Господу на Его повеление ответом стало действие. 22 возвратимся к вам. См. Евр. 11,19 . 22 дрова... возложил на... сына своего. Точно так же Христос нес Свой крест на Голгофу ( Мф. 27,32 ). 22 Бог усмотрит Себе агнца. Агнец прообраз Иисуса Христа ( Ин. 1,29.36 ). 22 положил его на жертвенник. Т.е. проявил полное послушание (см. Рим. 8,32 ; Флп. 2,6–8 ; 1Пет. 2,21–24 ). 22 Ангел Господень. См. 16,7 и ком. 22 теперь Я знаю, что боишься ты Бога. Богу (от Лица Которого говорит ангел) это было известно и ранее, но Он хотел, чтобы Авраам узнал себя до конца. не пожалел сына. Вера Авраама проявлялась не на словах, а на деле ( Иак. 2,21.22 ). 22 вместо сына своего. Христос умер вместо нас ( Мк. 10,45 ). 22 Иегова ире (Господь усмотрит). Здесь видна особая Божия забота в общем контексте Божественного провидения. Имя, служащее Аврааму напоминанием об этом событии, подразумевает, что он осознает Божие откровение о спасении. Древнееврейское слово «ире» означает «увидеть» или «усмотреть» (оно употребляется в таком значении в ст. 4,8.13.14). Авраам мог бы пощадить своего сына, но Бог не пощадит Своего ( Рим. 8,32 ). 22 Мною клянусь. Евр. 6,13–20 . не пожалел сына твоего, единственного твоего. См. Ин. 3,16 ; Рим. 8,32 . 22 семя твое. См. 13,16; 15,5.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Итак, Христос заградил путь смерти, и мы, помазанные честной Его кровью, соделаемся победителями смерти и освободимся от страха всегубителя» (см. «Предызображение Иисуса Христа в Ветхом Завете», стр. 181, 182). За чудесным спасением от смерти, поразившей первородных в Египте, последовало чудесное избавление евреев от рабства египетского и изведение их из Египта на свободу. Подобно сему Господь Иисус Христос избавил нас из-под долговременного владычества диавола ( Евр.2:15–16 ) и через то соделался для человечества «прехождением от смерти к жизни и от земли на небо» (Канон на Пасху, песнь 1 ирмос), «начатком» воскресения ( 1Кор.15:20–22 ). В Таинстве Евхаристии, где под видом хлеба и вина верующие причащаются Божественнаго Агнца, заключается самый верный залог, самое действительное ручательство избавления Им человечества от жала смерти. Может ли страшиться смерти тот, кто в Святейшем Таинстве причащается Истинной Жизни ( Ин.6:54 )? Может ли тот не быть уверенным в избавлении его Господом из-под владычества сатаны, кто пребывает в Господе и в то же время Господь в нем ( Ин.6:56 )? Пасха непорочная. Как ветхозаветный агнец долженствовал быть без порока, т. е. без телесного какого-нибудь недостатка, так и новозаветный Агнец Господь Иисус Христос, хотя принял на Себя грехи наши и понес болезни наши, но Сам не имел ничего требующего врачевания, – по сопричастию человечества Своего с Божеством, не имел никакого греха или порока ( Ис.53:9 ; Евр.9:14 ), был Агнец непорочный, пречистый, отлученный от грешников ( 1Пет. 1:19 ; Евр. 7:26 ). Его искупительные за нас страдания и смерть потому и угодны Богу Отцу и для нас спасительны, что Он Сам непричастен греху, не заслужил их и принял их единственно за наши вины. Пасха великая. Победоносным торжеством Своим над грехом и смертью Господь Иисус Христос приобрел Себе, по Своему человечеству, царственную власть над всем, что на небе и что на земле ( Мф.28:18 ; Откр.5:9–14;14:6–7 ), и вследствие того соделался для верующих в Него пасхальным Агнцем «Великим», Царственным, строго наказывающим недостойно, без благоговения и надлежащего приготовления приступающих к его Божественному Причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

оправдал Себя в Духе. Указание на воскресение Христово ( Рим. 1,4 ). показал Себя Ангелам... вознесся во славе. Указание на вознесение и прославление Христа ( Деян. 1,10.11 ). Глава 4 4 Дух же ясно говорит. Предположительно, имеется в виду особое откровение, данное Святым Духом кому-то, возможно, самому Павлу ( Деян. 20,22–31 ; ср. 21,11). в последние времена. Здесь не имеется в виду период, непосредственно предшествующий Второму пришествию Христа. Скорее, в контексте всего Нового Завета, это эра, начавшаяся Первым пришествием Христа и завершаемая Вторым ( Деян. 2,17 ; 1Пет. 1,20 ; 1Ин. 2,18 ; ср. 2Тим. 3,1 ; Евр. 1,2 ). отступят некоторые... учениям бесовским. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Указания на лжеучителей, которые появились внутри самой церкви. 4 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу. Лжеучители насаждали аскетический образ жизни (ср. Кол. 2,20–23 ). Некоторые гностики утверждали, что, поскольку материальный мир есть зло, духовный человек должен бежать от него. 4 всякое творение Божие хорошо. В противоположность лжеучителям христианин принимает изначальное благо Божиего творения ( Быт. 1 ). 45,2 Павел продолжает давать лично Тимофею ряд указаний относительно его служения. 4 Негодных же и бабьих басен. См. ком. к 1,4. упражняй себя в благочестии. Т.е. «совершенствуйся в благочестивой жизни». 4:9 См. ком. к 1,15. 4 Спаситель всех человеков. Призыв к раскаянию и спасению распространяется на всех людей ( Мф. 11,28 ). См. статью «Предопределенное искупление». наипаче верных. Спасение Божий дар, предназначенный тем, кто поверил во Христа ( Мф. 22,14 ; Рим. 8,30 ). 4 Никто да не пренебрегает. Это указание, а также ст. 14 могут означать, что Тимофей был робок и застенчив. Кроме того, некоторые в Ефесской церкви могли не признавать его авторитет (см. Введение: Время и обстоятельства написания). юностью твоею. Тимофею, вероятно, было немногим более тридцати, он был моложе многих христиан в Ефесе. но будь образцом... в чистоте. Тимофей должен утвердить свой авторитет примером благочестивой жизни ( Тит. 2,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

за преступления народа Моего. Как уверовавших из числа народа израильского, так и всех верующих, которые также являются народом Божиим. 53 гроб со злодеями... у богатого. Благочестивый Иосиф Аримафейский богатый человек, который, будучи верным учеником Христа ( Мф. 27,57–60 ), употребил свое состояние на достойное погребение Учителя. Приблизившись к распятому Иисусу и увидев Его уже мертвым, воины не перебили у Него голеней ( Ин. 19,31–37 ), и сбылось сказанное в Писании. не сделал греха, и не было лжи. См. 1Пет. 2,22 . 53 Господу угодно было. В словах этого пророчества открывается смысл служения и смерти Христа, совершившихся «по определенному совету и предведению Божию» ( Деян. 2,23 ). жертву умилостивления. Подобная жертва приносится, дабы искупить злодеяние, совершенное против Бога ( Лев. 5,14 6,7; 7,1–7; 14,12; 19,21). потомство. Речь идет о духовном потомстве Сына Божиего, обретенном Им после смерти (ст. 8; Гал. 3,26–29 ). 53 Праведник. См. Рим. 5,19 ; статью «Оправдание и заслуги». оправдает. См. ст. 4–6 и ком. многих. См. ком. к ст. 8. грехи... понесет. Исаия подчеркивает искупительный характер служения Слуги Божия (ст. 12). 53 Посему Я. Как могущественный Царь, Господь разделит славу победы со Своим торжествующим Рабом (41,8; 52,13). великими... сильными. Посмертное торжество Слуги Божия контрастирует с унижениями, которые Он испытал накануне казни. предал душу Свою на смерть. См. 53,4; Лк. 22,37 ; Евр. 9,28 ; Флп. 2,7.8 ; 1Пет. 2,24 . к злодеям. См. Мф. 27,38 ; Лк. 22,37; 23,33 . ходатаем. Страдая на кресте, Христос молился за грешника ( Лк. 23,34 ; Евр. 7,25 ). Страдающий Слуга. Глава 54 5455,13 В рассматриваемых главах Исаия предсказывает обновление завета. 54 неплодная... у оставленной. Во время пленения Господь оставил Иудею и Израиль, лишив их Своего благословения. гораздо более. НЗ относит этот стих к «небесному Иерусалиму» (ср. Евр. 12,2 ) «матери всем нам» ( Гал. 4,26.27 ). детей. См. 49,21; 53,10. 54 Распространи... утверди. Исаия призывает народ расширить свой шатер в преддверии необычайного умножения числа живущих в нем (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ап. Павел указывает, что прохождение через Чермное море и следование за облаком, посредством которого Сам Господь присутствовал с народом Израилевым, было прообразом крещения: через первое Израиль был избавлен от физического ига фараона, а через второе новый Израиль – верующие во Христа – избавляются от духовного рабства мысленному фараону – диаволу. Вождём ветхих израильтян был Моисей, вождь и освободитель Церкви – Мессия-Христос. Не всем израильтянам удалось избегнуть опасности, даже имея такого мудрого руководителя, как Моисей, поскольку они проявили злое своенравие – христиане подвержены подобной опасности, если уклоняются от своего Пастыря. Для обозначения ветхозаветного прообраза в Писании Нового Завета используется греческое слово τπος и его производные ( τποι, τυπικς; см. 1Кор. 10:6, 11 , Рим. 5:14 ). В противоположность ветхозаветному соответствующее ему новозаветное событие, лицо, учреждение или понятие называется при этом νττυπον ( 1Пет. 3:21 , Евр. 9:24 ). Иногда в Священном Писании Нового Завета используются и другие выражения для указания на ветхозаветный прообраз: πδειγμα ( Иак. 5:10 , 2Пет. 2:6 , Евр. 4:11, 8:5, 9:23 ), παραβολ (в Евр. 9:9, 11:19 ), μοιτης ( Евр. 7:15 ), σκι (буквально «тень» – Кол. 2:17 , Евр. 8:5, 10:1 ). Свт. Иоанн Златоуст в толковании на Гал. 4:24 ( τιν στιν λληγορομενα, «которые суть иносказания») говорит: «апостол назвал иносказанием ( λληγοραν) прообраз ( τπον). Этим он хотел сказать, что данная история ( Гал. 4:22–31 ) изображает не только то, что представляется в ней с первого взгляда, но выражает также и другое нечто, поэтому он и назвал её иносказанием» 191 . Впрочем, нередко типологический метод толкования употребляется в Новом Завете без использования подобных указующих слов. 2.4.4 Характеристика прообразовательного (типологического) метода толкования Священного Писания Чтобы выяснить точнее, в чём отличие типологического метода от символического и аллегорического, выделим конкретные свойства прообразовательного способа толкования 192 :

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В большинстве манускриптов «Эли», «Или» (евр.: «Бог мой»), а не «Элои» (арам.), но в нескольких лучших – «Элои» (как, напр., у Марка). 27:48–49 Исполнение пророчества, Пс. 68,22 (см. ком. к ст. 34). 27 завеса... раздралась. Завеса в храме отделяла Святое Святых от всего святилища в знак того, что к Богу нельзя приблизиться ( Евр. 9,8 ). Своею смертью Иисус принес жертву на небесном алтаре ( Евр. 9,12.24.25 ), открыв нам путь к Богу ( Евр. 10,19.20 ). Небеса открылись новому, царственному священству во Христе ( 1Пет. 2,9 ). 27 воскресли. Воскресение «многих святых», как описано здесь, произошло, когда разорвалась завеса, но фактически оно связано с воскресением, о котором говорится в ст. 53. Это воскресение является символическим первым исполнением пророчества Даниила (12,2). Не стоит предполагать, кто были эти «святые» и умерли они снова или вознеслись на небо. 27 воистину Он был Сын Божий. Независимо от того, понимали ли сотник и солдаты мессианское значение этого титула, слова их показывают, что законные наследники большей частью отвергли своего Мессию и признание досталось язычникам. 27 богатый человек. Только Матфей говорит, что Иосиф был богат. То, что он «положил Его в новом своем гробе», завершает исполнение пророчеств Исаии (53,9). 27:62–66 Матфей подготавливает здесь основание для 28,11–15. 27 день, который следует за пятницею. Суббота, день покоя. Глава 28 28:6 См. статью «Воскресение Иисуса». 28:7 См. 26,32. Явления воскресшего Христа. 28 братьям Моим. Всем ученикам Иисуса (12,49.50; 25,40). 28:11–15 Самое явное и неоспоримое свидетельство не действует на тех, кто предпочел неверие. История об «украденном теле» ходила еще во времена Иустина Мученика : так пытались иудейские старейшины объяснить, почему могила оказалась пустой. 28 иные. По-гречески это слово означает «некоторые другие»; усомнились – употреблено редкое греческое слово, означающее, видимо, что-то вроде «не знали, что и подумать». 28 Теперь у Иисуса «всякая власть». Сын Человеческий предстал перед Ветхим днями и получил обетованную власть ( Дан. 7,13.14 ). Начался конец истории, и он не завершится, пока Христос не придет на землю во славе (26,64). См. статью «Небесное царствование Иисуса».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Псалом 19 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Псалом составлен как бы от лица друзей Давида. Этот псалом толкователи понимают как пророчество о победе иудейского царя Езекии над ассирийским царем Сеннахиримом, когда весь народ вместе с царем Езекией молил Бога о заступлении и помощи (см.: 4Цар. 19:14–19 ).   Псалом 20 В этом псалме толкователи видят продолжение пророчеств об Езекии (см. пс. 19), который в дни смертельной болезни вымолил себе у Бога продление жизни (см.: 4Цар. 20:1–7 ). Святые отцы усматривают здесь торжествующую песнь Церкви о победе Господа нашего Иисуса Христа над грехом, смертью и адом.   Псалом 21 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о заступлении утреннем – возможно, это надписание означает «о раннем наступлении помощи Божией».В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа: ст. 2–12 выражают душевную муку Господа нашего Иисуса Христа, ст. 14–19 говорят о Его предсмертных страданиях. Ст. 2. Начальные слова этого стиха произнес пригвожденный к Древу Спаситель (см.: Мф. 27:46 ; Мк. 15: 34 ). По толкованию свт. Афанасия Великого , Господь наш Иисус Христос, не имея греха, молится от лица всего грешного человечества, берет на себя грехи всего мира. Ст. 8. Ср.: Мф. 27:39 . Ст. 9. Ср.: Мф. 27:43 . Ст. 16. Ср.: Ин. 19:28 . Ст. 17. Ср.: Мф. 27:27 . Ст. 18. Ср.: Лк. 23:35 . Ст. 19. Ср.: Мф. 27:35 ; Мк. 15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин. 19:24 . Ст. 22. Единорог – животное очень сильное, непокорное людям (см.: Иов 39:10 ). Мстительное – такова злоба врагов видимых и невидимых. Ст. 23. Ср.: Ин. 20:17 ; Евр. 2:12 . Ст. 30. Не только сам пророк Давид будет прославлять Бога всю жизнь, но и потомство его, рожденное от него по духу (свт. Иоанн Златоуст ).   Псалом 22 Ст. 1. ...пастырь – в Библии: наставник, руководитель (ср.: Ис. 40:11 ; Иер. 23:4 ; Иез. 34:23 ; Ин. 10:11–12 ; 1Пет. 2:25 ). Ст. 5. Святые отцы видят в этом стихе прообраз Тайной вечери. Слова стиха прямо указывают на Таинство св. Причащения.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 116 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Ст. 1. Этот стих цитируется в Послании к Римлянам (см.: Рим. 15:11 ).   Псалом 117 Мессианский псалом. Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В этом псалме возносится ликующая хвала и благодарение Богу. Упоминаемые в псалме подробности заставляют вспомнить время, когда вернувшиеся в Иерусалим после указа царя Кира (538 г. до Рождества Христова) вавилонские пленники восстанавливали свой город и святилище. Псалом перекликается с пс. 114 и поется как бы от лица группы верующих, шествующих к храму. Многие стихи этого псалма входят в чин православного богослужения. Из стихов 27, 26, 1, 11, 17, 22 составлена торжественная молитва – одно из песнопений утрени. Ст. 2–4. Эти стихи близки к ст. 17–19 пс. 113. Под боящимися Господа толкователи понимают прозелитов – иноплеменников, принявших Моисеев Закон; таким образом, к прославлению Бога призывается весь народ в целом. Ст. 5. ...простор – в этом слове толкователи видят намек на освобождение древних евреев от плена. Ст. 6. Этот стих цитируется в Послании к Евреям (см.: Евр. 13:6 ). Ст. 10. ...народы – внешние враги. В Книге Неемии рассказывается, с каким напряжением сил и при какой угрозе со стороны неприятелей жители заново отстраивали разрушенную стену Иерусалима (см.: Неем. 3–6 ). Ст. 14. Этот стих – цитата из победной песни Моисея (см.: Исх. 15:2 ). Ст. 15–17. Прославление победы. Ст. 19–20. ...врата правды... врата Господни –ворота, в которые входит праведник – ср. у пророка Исаии: «Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину» ( Ис. 26:2 ). Слова этого стиха произносит группа верующих, которая подошла к храму, в ответ люди слышат слова священника (ст. 20). Ст. 22. Камень – прообраз Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:7 ; Еф. 2:20 ). Образ камня – твердого основания, которое положено Богом во главу угла на Сионе, находим также у пророка Исаии (см.: Ис. 28:16 ). Ст. 24. Этот стих входит в православное молитвословие Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Кровь Иисуса Христа. Как сказано в Евр. 9,22 , «без пролития крови не бывает прощения». Совершенное Христом пролитие Своей крови было добровольным заместительным жертвоприношением, бесценным для избранных; только такая жертва в очах Божиих могла быть достойной платой за грех ( Евр. 9,12–15 ). 1 Если исповедуем грехи наши. Прощение Божие даруется тем, кто осознает свою нужду в нем, причем даруется не на основании каких-либо заслуг просителя, но исключительно по благодати Божией. Бог приемлет нас как праведников ради праведности Христа. 1 Если говорим, что мы не согрешили. Т.е. пребываем в состоянии упорной нераскаянности и самообольщения. Глава 2 2:1–6 Возможность получить прощение грехов не освобождает от нравственного обязательства повиноваться заповедям Божиим. 2 чтобы вы не согрешали. Т.е. не впали в грех по своему неведению, соблазненные лжеучителями. ходатая. Греч. «параклитос» употребляется в Ин., гл. 14–16 как одно из имен Духа Святого. Дух именуется «иным Утешителем» ( Ин. 14,16 ), поскольку Его деятельность в наставлении и утешении явилась продолжением того, что совершал Иисус ( Ин. 15,18–25 ). 2 умилостивление. Речь может идти о так называемой «жертве умилостивления» ( Рим. 3,25 ). Всю кару Божию за грех Иисус принял на Себя ( 1Пет. 2,24 ). за грехи всего мира. Иоанн предостерегает своих читателей от сектантского подхода к полученному ими благодатному дару Божию, как принадлежащему исключительно одной какой-либо этнической группе. Иисус умер, дабы искупить избранных во всем мире (см. Ин. 10,14–16,25–29 ). 2 как Он поступал. Иоанн предполагает, что его читатели хорошо знают жизнь Иисуса и то, ради чего Он пришел в мир, об этом и говорит его Евангелие. 2:7–11 Данная во Христе главная заповедь Божия является одновременно и «древней», и «новой». Она древняя, потому что восходит к самым истокам христианской эры: ученики получили ее «от начала», когда Иисус начал проповедовать. При этом она и новая, потому что стала краеугольным камнем учения Христа и постоянно обновляется «в Нем». Эта истинная любовь и дает возможность отличить власть света от власти тьмы, где все еще продолжает царствовать ненависть. Иоанн говорит о любви к «братьям»; это заповедь, которую Иисус дал самой первой общине христиан ( Ин. 13,34; 15,17 ). Любовь друг ко другу проистекает от любви Христа к нам ( Ин. 15,12 ); ненависть к другим людям происходит от ненависти ко Христу ( Ин. 15,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010