1:19. вр погрзиш ( περ τν πστιν ναυγησαν, ныне: от веры отпадоша); 4:7. сквернъны же и старчески баснеи рицаи с ( γραδεις); Евр. 3:5 . вренъ въ всемъ дом своемъ. ко угодникъ (т.е. Моисей, – θερπων, – так перев. по Исх. 15:31 .); 6:6. въспропинающе себ сна и притчьствюще ( νασταυροντας, παραδειγματζοντας); 9:10. и различными (умовениями – βαπτισμος); 11. хс пришеснию неркотвореною. сир не сею тварию (д.б. не сея твари, δι– σκηνς ο χειροποιτου τοτ’ στιν ο τατης’ τς κτσεως); 10:7. въ свитъц книжнмъ писано е мн ( ν κεφαλδι βιβλου); 21. и стл велика (т.е. Иис. Христа, д.б. иерея – ερα); 29. и кровь завтню прост пепщевавъ ( κοινν, ныне: скверну); 11:2. в сеи бо ( вере проп.) свтествовани быша старци ( ο πρεσβτεροι, ныне: древнии); 12:18. Также по тексту вышеупомянутого толкового Апостола из посланий Павловых читаются и следующие ниже изложенные, в обозрении его, места. Рим. 2:5. 22. 3:27. 5:12. 7:16. 8:38. 11:7 . 1Кор. 8:4. 12:28. 13:4. 5. 15:26 . 2Кор. 2:11. 17. 3:14. 8:10. 12:7 . Гал. 4:24. 5:12 . Еф. 4:16. 24. 5:27 . Фил. 1:28. 2:1. 3:16 . Кол. 3:15 . 1Тим. 3:6. 6:5 . Тит. 2:5. 14 . Флм. 19. 20 . Евр. 5:8. 12:3. 20. 23 . Но тем не менее списки представляют много своих исправлений. Сюда относятся кроме вышеприведённых примеров с новыми чтениями (см. стр. 327. 828.) не по 96, все места, приведённые в обозрении текста Апостольского по полным спискам Библии, отличные от нынешнего печ. текста (см. выше стр. 153–155). Из них видно, что это исправление было не всегда удачно. Гораздо удачнее исправлены след. места, читаемые согласно с нынешним печ. текстом, но также отлично от текста толкового Апостола. Деян. 5:4 . не сще ли твое б (толк. Ап. не прбываа ли тев прбывааше – οχ μνον σο μενε); 8:9. удивла зыкъ самарискыи (толк. Ап. жасъ твор зык – ξιστν τ θνος); 13:50. наустиша жены ( блговрны – σεβομνας); Иак. 3:16 . ту нестроение, и вска зла вещь – φαλον πργμα); 1Пет. 1:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Правописание Русское, позднейшее, с заменою полугласных ъ и ь гласными, и без . Встречаются, хотя очень редко, и следы позднейшего Болгарского правописания, смешивающего и . Текст Апостольский в сих трёх списках представляет такое же разнообразие, какое заметили мы и в списках Евангелия, расположенных по чтениям церковным. При рассмотрении его считаем нужным обратиться к рукописям Синодальной библиотеки, содержащим в себе перевод Деяний и посланий Апостольских с толкованием: 95. 96 и др. При описании сих списков толкового Апостола показано будет, что перевод в них посланий Апостола Павла взят уже готовый и следовательно сохранился до нас в древнейшем виде. 1) Во многих местах текст Апостола в списках, расположенных по неделям, представляет чтения Греческого подлинника, отличные от принятых ныне, и это большею частью согласно с помянутым древним текстом толкового Апостола. 52 Деян. 17:19 . (Окт. 3) не можемъ размти то сть ново се глемо уени (у Шольца в нек. сп. ο δυνμεθα), в ст. 34. приб. и ини съ нима. мнози (т.е. уверовали), согласно с нек. Греч. сп. у Шольца. Опущены слова: Иак. 5:11 . (Июл. 20) ко зло млтвъ сть и щедръ Господь, – по весьма многим, в ст. 19. заблдить пути 1Кор. 4:16 . (нед. 10) послдници ми бдете яко же аз Христу, с 96-м – по некоторым спискам у Шольца; 13:7. (сред. 8 по Пятд., а сп. 47 Нояб. 1) с 96 читается все т ьрпить: во всех почти списках стоит ςγει, а не ςργει. По весьма многим же Греч. спискам: Кол. 1:14 . (нед. 28 по Пятд.) немь же имамъ избавлени кровию Его опущ. с 96; 3:4. (нед. 29 по Пятд.) чит. гда хъ витс животъ нашь (вм. ваш); 2Тим. 2:8 . (суб. 1 поста) поминаи Господа. опуш. с 96, как во всех Греч. списках у Шольца; Евр. 1:3 . (Дек. 24 – в навечерие Рожд. Хр., а в сп. 47. суб. 1. поста) сд дсню велиьств престола опущ., по весьма многим Греч. спискам. См. ещё опущение слов: Деян. 1:3 . истинных, 22. (понед. св. нед.) на небо; прибавления: 28:1. (суб. 7 по Пасхе) плавани кораблю, 1Пет. 5:6 . (Апр. 25) да възнесеть въ врем посщени, (последнее прибавление только в сп. 45, а в сп. 46 и 47 сего чтения Апостольского нет).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Посему если Господь наш пожил с нами в подобии плоти греховной, то не смей Его за это считать простым человеком, не признавая в Нем силу Божества. Он не имел нужды ни давать Богу искупление за Себя («измены за Ся»), ни искупать Свою душу, ибо «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет.2:22). Так, следовательно, никто не может искупить себя, пока не придет Возвращающий «пленение людей» (Пс.13:8) — не «сребром», не дарами, как написано у Исаии (Ис.52:3), но Своею Кровию. Он нас, хотя мы Ему и не братья, но стали Ему врагами за наши грехи, Он — не простой человек, но Бог — по даровании нам свободы нарицает братьями Своими (см. Евр.2:12). Посему Искупивший нас, если обратим нашу мысль на Его естество, не брат нам и не человек. Если же примем во внимание Его благодатное к нам сошествие, то и братьями нас называет, и нисходит к человечеству Тот, Кто «не даст Богу измены за Ся», но даст искупление («измену») за весь мир, ибо не нужно Ему очищение, но Сам Он — очищение».    Грех и всё исходящее от него и приводящее к нему составляет беззаконие, потому что всё это выступает и ратует против святости Божией истины как закона Божией жизни; а безгрешный Господь «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» (Тит.2:14), то есть от всякого греха, потому что «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Умирая за нас, Господь Иисус Христос во всецелое человеческое естество вложил закваску новой жизни, жизни по Богу и в Боге. Для спасения человеческого рода были необходимы и Богочеловеческая жизнь Господа Иисуса, и Его Богочеловеческая смерть, дабы Собою объял Он всю человеческую жизнь до смерти и после смерти и, таким образом, воцарился и над живыми, и над мертвыми (см. 1Фес.5:9-10; Рим.14:8-9). «Христос умер, — говорит святой Кирилл Александрийский, — чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми и чтобы мы жили Богу Живому и Истинному. Но, дабы умереть. Слову подобало сначала сочетаться с плотию, то есть воплотиться. И умерши во плоти, Он начал владычествовать и над живыми, и над мертвыми».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12 Вечери любви регулярно соблюдались в раннехристианской церкви наряду с вечерей Господней, и в 1Кор. 11:20–22 показано, что уже в то время некоторые участники этих трапез демонстрировали поведение, несовместимое с христианской любовью. Эти негодные пастыри отличаются тем, что используют свое положение в собственных интересах, вместо того чтобы заботиться о пастве (ср.: Иез. 34:2–10 ; Ин. 21:15–17 ; 1Пет. 5:2 ). Деревья, не принесшие плодов осенью, в период сбора урожая, не исполнили своего предназначения (ср.: Мф. 7:15–20 ; Мк. 11:12–14 ). Исторгнутые – один из образов судного дня (ср.: Пс. 51:7 ; Иер. 1:10 ; Мф. 3:10 ). Дважды умершие, ибо эти люди вкусили духовной пищи и отвергли ее (ср.: Евр. 6:4–8; 10:26–31 ; 2Пет. 2:20–22 ). 13 Нечестивцы подобны свирепым морским волнам, которые, отступая после бури, оставляют на берегу только ил и грязь (ср.: Ис. 57:20 ). Звезды блуждающие – еще один образ, заимствованный из Книги Еноха. Некоторые полагают, что речь идет о планетах (блуждающие – греч. planetai), движение которых Иуда и его современники понимали неправильно; другие усматривают в этом намек на падающие звезды, которые, осветив на мгновение небосклон, пропадают во тьме. По–видимому, здесь выражена та же мысль, что и в Лк. 6:39 , – те, кто претендует на роль проводников, сами сбиваются с пути. О мраке тьмы см.: 2Пет. 2:4,17 . 14–16 Актуальность пророчества Еноха Иуда подводит свои разоблачения к кульминации, обращаясь к пророчеству, приписываемому Еноху, чтобы показать неотвратимость возмездия, уготованного этим людям. 14 Определяя Еноха как седьмого от Адама (ср.: Быт. 5:1 – 18 ), Иуда опирается на Книгу Еноха. Эта книга была хорошо известна во времена Нового Завета, поэтому ее цитирование в данном послании вполне уместно (об использовании Иудой апокрифической литературы см. «Введение»). Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих – ср.: Втор. 33:2 ; Зах. 14:5 . Христиане относят эти слова ко второму пришествию Христа ( Мф. 25:31 ; 2Фес. 1:7 ). 15 Нечестивые – трижды повторяющееся в пророчестве слово перекликается с определением лжеучителей в ст. 4, подчеркивая их вызывающее поведение и отсутствие почтения к Богу. 16 Они всегда недовольны Богом и не согласны с Его путями ( Исх. 16:2–12; 17:3 ; 1Кор. 10:10 ). Подобное недовольство израильтяне проявляли в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Содержание этой брошюрки таково. Приведя текст Еккл.9:5–6 , составитель ее пишет: «Дорогой читатель! Нас прежде учили, что если тело наше умирает, человек т. е. душа его не умирает, а входит прямо в небо или в ад и там продолжает жить... верно ли это? Здравый разсудок против такого учения. Как может человек размышлять без мозга, или видеть без глаз и слышать без ушей? Если бы по смерти душа, или дух человека шли бы прямо в небо, то для какой цели тогда нужен будущий суд? Неужели бы Бог послал человека в ад, прежде, чем осудить его и вывел бы оттуда, тогда когда он пробыл там уже тысячу лет в мучении, чтобы затем осудить его? Читай 2Пет.2:9 . Неужели ты повесил бы человека прежде, и затем осудил бы его? И разумно ли было бы также поверить, что Бог примет человека прежде на тысячу лет на небо, а затем пошлет опять оттуда вниз, чтобы судить его, чтобы определить, действительно ли его место там? Этому верить нельзя. Откр.11:18 . Если душа может жить вне тела, для какой цели тогда воскресение тела? 1Кор.15:34 (35 etc.). Для чего тогда святым заботиться о втором пришествии Христа? См. Евр.9:28 . Откр.22:20 . Учением о жизни человека по смерти опровергаются истины Библии о суде, воскресении, пришествии Христа. Нечестивые сберегаются на день суда и праведники получат воздаяние после суда. 2Пет.2:9 ; Иов.22:28–32 ; Откр.20:13 ; Мф.16:27 ; Лк.14:14 ; 1Пет.5:4 ; Откр.11:18 . Мертвые умерли, они мертвы: 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:18 ; 1Кор.15:20 ; 1Кор.15:51 ; 1Сол.4:13 ; 1Сол.4:15 ; Ин.6:49 ; Дeяh.2:29; I . Нав. 1, 28 . Ин.8:52 («Авраам умер и пророки»); Ин.11:14 ; Они – в гробах: Быт.3:19 ; Быт.15:15 ; Еккл.9:10 ; Дан.12:2 ; Ин.5:28–29 ; Деян.8:2 . Мертвые ничего не знают – не имеют никакого помышления; Пс.145:3–4 ; Еккл.9:5–6 ; Пс.113:25 ; Пс.6:6 ; Пс.30:18 ; Ис.38:18 . Мертвые почивают: 3Цар.2:10 ; 3Цар.11:43 ; 4Цар.20:21 ; Иов.14:12 ; Дан.12:2 ; Ин.11:11 ; Ин.11:14 ; 1Кор.15:6 ; Дан.12:13 ; Ин.6:40 ; Ин.6:54 . Некоторые считают это учение мрачным. Но мы не должны судить об истине соответственно нашему желанию, но по слову Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Единство пастыря со Христом и паствою подобно единству матери с млекопитаемым младенцем. Это не единодушие и не единомыслие, а единство по существу. Перерождение пастыря, похожее на изменение апостола Павла на пути в Дамаск (см.: Деян. 9:3–8 ), совершается в Таинстве Священства при венчании с Церковью или будущей паствой. Апостолы и Отцы Церкви постоянно указывают на эту связь пастырского служения с искупительным служением Пастыреначальника (см.: 1Пет. 5:4 ; Евр. 4:14–15 ). Перелитие жизни пастырской в жизнь учеников отличается от материнского чувства и от увлечения человека своими занятиями. Сам Господь близок нам именно подвигом Своей сострадательной любви, которая есть сущность пастырства. Материнская любовь предваряется муками рождения, а получает свое удовлетворение в самоотречении, в утрате вкуса к личной жизни ради жизни для детей. Так и зарождение высшей жизни в пастве предваряется мукой пастырского самоотречения и жертвы. Дети мои, – восклицает Апостол, – для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( Гал. 4:19 ). Стояние пред судом Божиим в пастырском самосознании Сознание личного благодатного посредничества в деле возрождения верующих должно всегда вызывать в пастыре чувство своей особенной близости к Богу, своего посольства свыше на служение людям и своего домостроительства в Церкви Божией. Проникнутый настроением теснейшего общения с Богом, пастырь, подобно Еноху, обязан всегда ходить в чувстве присутствия Божия (см.: Быт. 5:22,24 ). В делах и душевных движениях он должен непрерывно помнить Того, Чьим посланником и представителем ему приходится быть. При таком хождении пред Богом ему естественно всегда хранить воспоминание о Всевидящем Оке и проверять себя Божиим судом. Отсюда сердце пастыря – источник всякой жизни – утончается и чутко, обостренно отзывается на малейшие случаи в жизни, затрагивающие отношения к Богу. Подобное видели у музыкантов, развитой слух которых разлагает тональности и с болью реагирует на диссонансы. Отец Иоанн Кронштадтский , описывая личное настроение хождения пред Богом, говорит: «Тобою, Господи, живу, Тобою дышу, вижу, слышу, осязаю, обоняю. Тобою мыслю, говорю, чувствую… Тобою и Тебя исповедую, прославляю, благодарю, люблю; Тобою борюсь с всерастлевающим грехом. Тобою… действую, служу Твоей Святыне и правде, Твоему непостижимому величию. С Тобою умру и с Тобою уповаю воскреснуть от мертвых и жить с Тобою и в Тебе во веки бесконечные» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Тропологический подход к Писанию характерен и для богослужения Православной Церкви. Главная цель чтения Писания за богослужением – помочь верующим стать участниками описанных в нем событий, приобщиться к опыту библейских персонажей и сделать его своим собственным опытом. Великий канон прп. Андрея Критского , читаемый в Великом посту, содержит целую галерею библейских персонажей из Ветхого и Нового Завета. В каждом случае пример библейского героя сопровождается комментариев, имеющие отношение к духовному опыту молящегося или призывом к покаянию: «Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?»; «Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов» ( Мф.15:22 ); «касаюся края ризы, яко кровоточивая» ( Лк.8:43–44 ); «плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем» ( Ин.11:33 ); «Священник мя предвидев мимоиде, и левит видев в лютых, нага презре» ( Лк.10:31–33 ); «но из Марии возсиявый Иисусе, Ты представ ущедри мя». Подобные образы испопьзуются и в литургических текстах Страстной седмицы. Например, эпизод с засохшей смоковницей (См.: Мф.21:19 ) комментируется так: «Изсохшия смоковницы за неплодие прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу...» Типологический (прообразовательный) метод толкования. Этот метод строится на основании того, что Ветхий Завет в различных своих событиях, личностях и установлениях указывает на события, личности и установления новозаветной истории. Такие указания в святоотеческой литературе называются прообразами, или по-гречески τπος [типос] (см. 1Кор.10:6,11 ; Рим.5:14 ). Типологический метод толкования признает историческую реальность происходивших в Ветхом Завете событий и описанных лиц, однако рассматривает ветхозаветные лица и события как повод, с помощью которого Бог раздвигает исторические рамки и заставляет библейского писателя и читателей задуматься над грядущими событиями. Исполнение прообраза называется νττυπος [антйтипос] ( 1Пет.3:21 , Евр.9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В следующих местах нового завета говорится о явлении во славе Господа Иисуса Христа: Мф.24:30 ; Мф.25:31 ; Лк.17:24 ; Лк.17:30 ; Деян.1:11 ; 1Пет.1:7 ; 1Пет.1:13 ; 1Пет.4:13–18 ; 1Пет.5:4 ; 1Kop.1:7; 1Кор.4:5 ; 2Кор.5:10 ; 2Сол.1:6–10 ; 1Тим.6:14 ; 2Тим.4:1 ; 2Тим.4:8 ; Тит.2:13 ; Евр.10:37 . День явления Господа называется днем гнева, днем суда Божия, днем Господа: см. Мф.7:22 ; Мф.10:15 ; Мф.11:22 ; Мф.11:24 ; Мк.6:11 ; Лк.21:34 ; Деян.17:31 ; 1Ин.4:17 ; Рим.2:5 ; Рим.2:16 ; 1Кор.1:8 ; 2Кор.1:14 ; Флп.2:16 ; 1Сол.5:2 ; 1Сол.5:4 ; 2Тим.1:12 ; 2Тим.1:18 ; 2Тим.4: 8 ; тогда будет воскресение мертвых: Лк.14:14 ; Ин.11:24 ; Деян.24:15 . Остановим наше внимание на некоторых из этих мест. В евангелии от Луки читаем слова Самого Господа: «ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой... И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческаго: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в тот день в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк.17:24 ; Лк.17:26–30 ). Здесь бесспорно, речь идет о втором пришествии Господа, о дне суда и возмездия. И, предполагаю, что адвентисты не посмеют отвергнуть этого. Между тем, по адвентистскому учению до общего суда и явления Господа будут 1000 летнее царство праведных, и истребление на 1000 летний период времени грешных, после чего грешники будут еще жить, воюя против святого града. А в речи Господа сказано, что жизнь на земле будет идти обыкновенным порядком, как во дни Ноя и Лота до того дня, когда придет возмездие в день явления Господа. Спросят: быть может, у Луки 17, 30 ( Лк.17:30 ) разумеется открытие 1000 летнего царства, когда «один возьмется» – для этого царства, – а «другой оставится» для истребления огнем и серой (ср. Лк.17:34 )?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Читайте внимательно акафист Архистратигу Михаилу – сколько там найдёте вот такого материала относительно того, что Ангелы руководят и народами и направляют их восход к Небу. Они участвуют в жизни и вообще, если вы посмотрите Послание к Евреям. Посмотрите – Послание к Евреям, найдите 1-ю главу.               1-ю главу, и в этой главе мы читаем – 13-й стих: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: “седи одесную Мене”»? Никому. Эти слова адресованы Христу, Сыну Его: «Седи одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» ( Пс. 109:1 ). А что, после этого не с е ди? Это значит – «доколе» – с е ди вечно! Не до определённого времени, а с е ди вечно. А что об Ангелах сказано? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр. 1:14 ). А кому не хочется наследовать это спасение? Да каждому из здесь сидящих. Значит, есть и Ангелы-хранители, Небесные Силы посылаются Богом для служения тем, которые имеют наследовать спасение. Вот видите? Ты малым чим человека умалил от Ангел; славою и честию увенчал его и поставил его над делами рук Твоих (см. Евр. 2:7 ). Можно представить, как бы они совершали Литургию, если бы Господь им поручил совершать эту Литургию! Так вот, оказывается, не им дано, а людям. И Иоанн Златоуст скажет в одном из Слов о священстве: я думаю, что священник совершает за Престолом, выше творения Богом ибо Бог из небытия в бытие приводит материю, священник же, в силу своего сана, материю обращает в плоть и кровь Бога. Он выступает выше, понимаете, Творца: Тот приводит материю, этот материю – хлеб и вино претворяет под действием благодати Духа в плоть и кровь Бога. Поэтому, когда Моисею давали заповеди – Десять Заповедей, ему было сказано: освяти народ (см. Исх. 19:10 ). А к священникам особое обращение: освятитесь, чтобы не погибнуть (см. Исх. 19:22 ). Ибо время начаться суду с Дома Божия (см. 1Пет. 4:17 ). Первую ответственность понесём мы. В том чине, в каком каждый будет иметь отношение к Церкви. Чтец ли, иподьякон, дьякон, свещеносец какой-нибудь, алтарник, пономарь или, понимаете, певчий – это всё чины. На всё читаются молитвы. Нельзя носить : ах, я благословляю Вас носить стихарь, или подрясник. Да нельзя так просто! Нужно прочесть молитвы особые на посвящение и иметь право носить эти одежды!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В Н.З. Агнцем называют Христа: «… не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» ( 1Пет. 1:18–20 , см. также Ин.1:29 ; Евр.9:13–14 ). В Откровении Иоанна Богослова «Агнец закланный» предстает как победитель, достойный «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Откр.5:12 , см. также 7:17,13:8, 21:22, 21:23). Агнцами называет Господь уверовавших в Него: «паси агнцев Моих» — говорит Он апостолу Петру, поручая ему тем самым будущее Своей Церкви ( Ин.21:15 ). Христос и Агнец, и Пастырь агнцев, Который, как возвещает Иоанн, будет пасти праведников и «водить их на живые источники вод» ( Откр.7:17 ). Этот же образ присутствует и в пророчестве Исайи об Избавителе: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей…» ( Ис.40:11 , ср. Ос.4:16 ). Ад АД/ПРЕИСПОДНЯЯ. АД КРОМЕШНЫЙ см. также ГЕЕННА ОГНЕННАЯ Универсальное понятие, выражающее одно из представлений о месте посмертного пребывания человека, где грешника ожидают вечные муки. В повседневной речи широко используются образованные от него определения: «адский» (-ая, ое), применимые к разнообразным реалиям жизни и указывающие на крайнюю степень качества. «Адскими» могут быть, например: голод, жара (и наряду с этим холод), скука, мука (как оценка бытовых неудобств), работа и т.п.; встречается в сочетаниях: «исчадие ада» (о жестоком человеке), «гореть (тебе, мне) в аду», «отправиться прямиком в ад» — как предупреждение (иногда шутливое) о расплате за аморальные поступки. Ад кромешный — как синоним выражений «вавилонское столпотворение», «содом и гоморра», указывает на крайнюю степень беспорядка, на необузданные действия людей, суматоху, неразбериху. «Кромешный» (ц.-слав.) — внешний, пространство, находящееся за краем, границей чего-либо; «тьма кромешная» также означает «ад».

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010