3 Поскольку новая эра Сиона начнется с рождения Мессии в Вифлееме, то Михей делает вывод, что Он оставит Израиль, пока не родит имеющая родить (см.: 4:9–10) Мессию. Это пророчество исполнилось примерно через 700 лет через праведных Захария и Елисавету, Симеона и Анну, Иосифа и, прежде всего, Марию ( Лк. 1:52:40 ; ср.: Ис. 7:14 ). Ядро нового царства Сиона, сосредоточенное на Мессии, состоит из оставшихся братьев, связанных с Ним не только кровно и исторически, но и духовно. Они возвратятся (слово, обозначающее обращение) из порабощенности греху и примкнут к сынам Израиля (понятие, имеющее религиозный смысл). Христос собрал избранный остаток и начал царствовать с небесного Сиона: Он ниспослал Святого Духа на братьев, собравшихся в горнице, и они перевернули мир ( Лк. 3:16 ; Деян. 2 ). 4 И станет Он (т. е. Мессия вступит в управление Своим народом и Его царствование будет продолжаться вечно; ср.: Пс. 32:11 ; Ис. 14:24 ) и будет пасти, оберегая Свою паству и удовлетворяя все ее потребности, включая потребность в духовной пище ( Ин. 10 ; Евр. 13:20 ; 1Пет. 5:4 ). Он будет править в силе Господней посредством веры, а не посредством человеческих интриг и лжи (ср.: 5:10–15). Его подданные будут жить безопасно, ибо, сокрушив сатану ( Мф. 12:22–29 ; Рим. 16:20 ), Он раздвинет Свое царство до краев земли (4:3–4; Мф. 28:18–20 ; Ин. 17:2 ). Христос дарует Своим избранным жизнь вечную, и никто не может исторгнуть их из Его руки ( Ин. 10:28 ). 5 Михей полагает, что будущие нападения на царство Мессии будут осуществляться ассирийцами (Ассуром), которые были разбиты в 612 г. до н. э., за несколько столетий до прихода Христа. Пророки не обращали внимания на столетия, отделяющие их от исполнения предсказаний, и видели будущие события как живые сцены, которые разыгрывались у них перед глазами. Кроме того, они описывали будущее в категориях, почерпнутых из своего собственного опыта (см.: 4:1; Ис. 25:10 ; Ам. 9:12 ). Под водительством Мессии сообщество праведников выставит семь (совершенное число) пастырей (защитников) и восемь (т. е. более чем достаточно) князей (в оригинале использовано редкое слово, встречающееся в хрониках Саргона для обозначения военачальников). 6 Они, сопастыри Мессии (ср.: 1Пет. 5:1–4 ), мечем будут пасти землю Ассура, которая символизирует всех врагов Божьего царства, все силы зла, которые выступают против Него под руководством Его главного врага – сатаны ( Еф. 4:7–12; 6:10–18 ). Земля Немврода – это Вавилон ( Быт. 10:8–12 ), Рим и Мекка современного Михею языческого мира. Упоминание Вавилона после Ассирии подтверждает сведения, указанные в надписании книги (1:1). Во времена Михея Вавилон подчинялся Ассирии. Позже, в 612 г. до н. э., Нововавилонская империя уничтожила Ассирию, а в 539 г. до н. э. была уничтожена сама. В свете новозаветного учения меч символизирует Божье слово, явленное Святым Духом. 5:7–9 Остаток будет править народами

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Тварный мир, о котором говорит Екклесиаст, обозначен выражениями: «под солнцем», «под небесами» и «на земле». Вывод Соломона заключается в том, что созидание земных богатств потомками Адама тщетно, но небесные труды, совершенные через нового Адама, победившего смерть, не напрасны ( 1Кор. 15,58 ). Екклесиаст проповедует о том, как избранники Божий, чужие в этом мире «под солнцем» ( 1Пет. 1,1 ), но живущие во граде небесном ( Флп. 3,20 ), должны стоически претерпеть ( Еккл. 6,12 ) все потрясения и трудности ( Рим. 8,18–23 ). Содержание Введение (1,1) I. Ограниченность трудов и мудрости (1,2 3,8) А. Цикличность в мире (1,3–11) Б. Тщетность трудов и мудрости (1,12–18) В. Эфемерность вознаграждения за труды и мудрость (2,1–17) Г. Труды и мудрость (2,18 3,8) II. Труд в страхе перед Богом, дела Которого непреходящи (3,9 6,7) А. Бог как Творец и Судия (3,9–21) Б. Удовлетворение или зависть (3,22 4,16) В. Искренняя преданность Богу (4,17 5,6) Г. Неудовлетворенность от трудов (5,7 6,7) III. Мудрость в покорности перед вершащим Свой суд Богом (6,8 12,7) А. Тщетность попыток состязаться с Богом (6,8–12) Б. Что хорошо для человека (7,1–18) В. Сила мудрости (7,19 8,8) Г. Неизбежный суд (8,9 9,10) Д. Сила глупости (9,11 10,7) Е. Совет для мудрой жизни (10,8 12,7) «Суета сует» (12,8) Заключение (12,9 14) Глава 1 1:1–2 Мудрец представляет читателю Екклесиаста и его книгу. 1 Екклесиаста. Евр.: «когелет» означает, что Соломон выступал в роли созывающего собрание верных завету, чтобы свидетельствовать о Господе и воздавать Царю Небесному славу, наполняющую Его земной храм ( 3Цар. 8 ). Слова Соломона были обращены к народу Божию, а не к агностикам. сына Давидова. См. Введение: Автор. 1 Суета сует. Евр.: «дыхание, «пар», «туман». Т.е. смерть делает тщетными действия и стремления людей, строящих свою земную жизнь («под солнцем»). 13,8 Что пользы человеку. Начиная этим выражением первый из трех циклов книги, автор акцентирует на тщетности труда и знаний. Хотя они и приносят некоторое удовлетворение, смерть делает их бессмысленными. См. Введение: Особенности содержания и темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14 Глаза… исполнены любострастия: краткое изречение, означающее тех, «кто с вожделением смотрит на женщину, с которой хочет вступить в развратную связь». В переводе Филлипса это звучит так: «Их глаза не могут смотреть на женщину без вожделения». Им не достаточно согрешить самим, они должны «прельстить» и других, т. е. совратить их с пути истинного (ср.: Рим. 1:32 ). Сыны проклятия (букв, «дети проклятия») – евр. идиома (ср.: 1Пет. 1:14 ). Они отвергли Христа, Единственного, кто мог искупить их, освободив от проклятия. 15,16 Валаам – классический пример лжеучителя, который уводит людей с праведного пути. В Чис. 22 – 24 показано, как Валаам тратил время, чтобы пророчествовать против Израиля в угоду Валаку. В конце, после неудачных словесных попыток погубить Израиль, он стремится сделать это в моральном плане ( Чис. 31:16 ; ср.: 25:1–9; Отк. 2:14 ). Валаам – прототип лжеучителя, который ищет награды или популярности, убеждая людей в том, что нужно снизить высокие требования Бога. Петр здесь расширяет пример, который приводится в Иуд. 11 . Поведение Валаама называется безумным, потому что оно противоречит здравому смыслу. 17 Безводные источники: создают обманчивое впечатление наполненности. Слово мглы может относиться к непостоянству лжеучителей: их учение колеблется под действием разных веяний (ср.: Еф. 4:14 ). Эта фраза может также указывать на их неспособность оросить «освежающим дождем», который они обещают излить, или на нечто, лишенное смысла и лишь заслоняющее свет. Мрак вечной тьмы: это образ адского мрака (см.: ст. 4). 18 Надутое пустословие (пустое хвастовство): эти словом обозначают того, кто пытается представить себя большим, чем есть на самом деле. Уловляют (в ст. 14 то же слово переведено как «прельщают»). Лжеучителя часто прельщают своим учением новообращенных, которые еще не укоренились в вере. 19 Эти учителя освобождают от обязательств служить Христу и возрастать в Нем (ср.: 1:3–11). Поступая так, они упускают из виду, что такого рода свобода возвращает к узам прежнего греха (ср.: Рим. 6 и Ин. 8:31–36 ). 20 Этот стих относится либо к учителям, либо к их жертвам, а возможно, и к тем, и к другим. См. примечание к слову «познание» в 1:2. Хуже может относиться к словам Иисуса в Мф. 12:45 и Лк. 11:26 , хотя иногда здесь усматривают связь с Лк. 12:47,48. 21 Лучше бы: вследствие того, что отвергли пути Божьи во Христе, у них нет пути спасения (ср.: Евр. 6:4–8; 10:26–31 ). Пути: см. коммент, к ст. 2. Правды: здесь подчеркивается нравственный результат следования за Христом. 22 Первая пословица встречается в Прит. 26:11 , а вторая, вероятно, взята из внебиблейского источника – древней истории Ахикара (History of Ahikar). He исключено, что Петр также имеет в виду Мф. 7:6 . 3:1–16 Напоминание о пришествии Господа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Если ведь кто–нибудь покусится властвовать над народом, не получив на то приказа от царя, по справедливости ведь будет наказан 1576 . И не также ли – если князя, оправдывающего кого–то или осуждающего, некий из предстоящих ему его подчиненных осмелится пересуживать (не говорю уж оскорблять, а притом и лишать власти). Ты же, человече, так же дерзок по отношению к кроткому и доброму священнику и его священническому уставу? Это следует говорить, когда кто–то, посягая на превосходящее его достоинство, думает, что поступает как подобает. А это ведь недопустимо ни для кого. В самом деле, что неуместного сделали Озия, покадив Богу (см. 2Пар.26:16–19 ), или Саул, принеся жертву (см. 1Цар.13:9–14 ), или тиранические демоны, истинно богословствовав 1577 об Иисусе ( Мк.3:11–12 )? Но отвергнут 1578 богословием всякий вмешивающийся в чужое дело («чуждопосетитель») ( 1Пет.4:15 ), и каждый да пребудет в чину своей службы, и «один лишь архиерей пусть войдет в Святая святых лишь раз в году» (ср. Исх.30:10 ; Евр.9:7 ) и то во всей полагающейся по Закону священноначальнои чистоте (см. Исх.30:20–21 ; Лев.16:4, 24 ). И только иереи имеют попечение 1579 о святом, а левиты не «прикасаются к святому, чтобы не умереть» (ср. Чис.4:19–20 ). И прогневался Господь яростью на несдержанность Озии, и Мариам покрылась проказой, дерзнув устанавливать правила для Законодавца (см. Чис.12:1, 10 ), и на сыновей Скевы 1580 наскочили бесы (см. Деян.19:13–16 ). И «Я не посылал их, сказал Он, а они бежали», и «Я не говорил им, а они пророчествали» ( Иер.23:21 ), и нечестивец «приносящий Мне в жертву тельца, для Меня – словно убивающий пса» (ср. Ис.66:3 ). И просто сказать: справедливость Божия не терпит беззаконных. И когда они говорят: «С Твоим именем мы сотворили многие чудеса, – Он отвечает: Отойдите от Меня все, делающие беззакония» (ср. Мф.7:22–23 ). Так что нельзя, как говорят священные Речения, даже тому, что справедливо, следовать не в соответствии с достоинством 1581 . Каждому подобает внимать себе и не помышлять о высочайшем и глубочайшем, и разуметь – только то, что ему дано сообразно его достоинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Эти имена – общие Тому, Кто выше нас и Кто ради нас (общие Сущему выше нас и ради нас); а наименования, особенно свойственные нам и принадлежащие человеческому естеству Богочеловека,— следующие.  Человек  ( 1Тим.2:5 , и – для того, чтобы Невместимый (Необъемлемый) телом, по причине необъятности естества, не только стал для тела вместимым, но и освятил бы Собой человека, соделавшись как бы закваской для всецелого теста, дабы освободить человека от осуждения, соединив с Собой осужденное, для всех став всем тем, что мы есть, кроме греха, то есть став телом, душой, умом – всем тем, что было проникнуто смертью.  Сын Человеческий  ( Ин.3:18 ) – и через Адама, и через Деву, от которых родился (от Адама как от праотца, от Девы – как от Матери) и по закону и не по закону (сверх закона) рождения.  Христос  — по Божеству, так как самое помазание освящает человечество, не собственным действием, как у других помазанников, а присутствием всецелого Помазующего. Следствием же этого помазания является то, что Помазующий именуется человеком, а помазанное делается Богом.  Путь  ( Ин.14:6 ), ибо ведет нас Собой. Дверь  ( Ин.10:9 ) как Вводящий.  Пастырь  ( Ин.10:11 ), потому что пасет  на месте злачне  и воспитывает  на воде покойне  ( Пс.22:2 ), возводит отсюда, защищает от зверей, возвращает заблудшего, отыскивает потерянного, обвязывает уязвленного, сохраняет крепкого и наставлениями пастырского учения собирает в тамошнюю ограду.  Овца   ( Ис.53:7 ) как жертвование (заколение).  Агнец   ( 1Пет.1:19 ) как Совершенный. Архиерей  ( Евр.4:14 ) как Ходатай (Посредник). Мелхиседек  ( Евр.7:3 ) как рожденный без матери по естеству, превосходящему наше, и без отца – по естеству нашему; как царь Салима, то есть царь мipa, и как царь правды…  Иисус Христос вчера и сегодня  телесно, Тот же  духовно и во веки» ( Он же.   Слово 37 ). Каждое имя, относимое ко Господу Иисусу Христу в Его Богочеловеческом подвиге, имеет свое сотериологическое значение. «Господь Христос делается всем для всех,— говорит святой Григорий Богослов,— чтобы всех приобрести… Ибо не только становится иудеем, не только принимает на Себя всякие не подобающие Ему и уничижительные наименования, но, что более всего неприлично,— называется самим грехом и самим проклятием (см.: 2Кор.5:21 ; Гал.3:13 ). Хотя Он и не таков на самом деле, однако же так именуется. Ибо как может быть грехом Тот, Кто и нас освобождает от греха? И как – проклятие Тот, Кто и нас искупает от проклятия закона? Но Он так называется, чтобы и до сей степени показать Свое смирение и этим научить нас смирению, возводящему к высоте. Таким образом, Он становится рыбарем, ко всем снисходит, забрасывает сети, всё переносит, дабы только извлечь из глубины рыбу, то есть человека, плавающего по непостоянным и соленым волнам жизни» ( Там же ).

http://azbyka.ru/gospod-iisus-xristos-ka...

Люди совершали иногда самые жестокие действия, даже страшные преступления, ссылаясь на голос своей совести, например, в средние века казни инквизиции. Таким образом, совесть находится в зависимости от всего в совокупности умственного и особенно нравственного состояния человека. А так как в умственном – и, особенно в нравственном отношении состояние, как отдельного человека, так и целых народов, бывает извращенное, то по этой причине голос совести у людей слышится весьма различный, даже противоречивый. §6. Различные состояния совести (см. еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, изд. 2. М., 1896, стр. 266–275. Проф. прот. Н. Стеллецкий. Опыт нравственного православного Богословия, т. I, ч. I. Харьков, 1914, стр. 151–152) Будучи одинаково присуща всем людям, совесть весьма различно действует у разных людей, даже в одном и том же человеке не всегда действует одинаково. Нередко можно встретить людей, которые в разные периоды своего развития, бывают то более, то менее совестливыми, то осуждают, то оправдывают одни и те же явления в нравственной области. Встречаются люди, которые как будто бы вовсе потеряли совесть, заглушили ее в себе. Голос совести у человека может быть истинным или неистинным, и то, и другое в различной степени. В Священном Писании совесть может быть – с одной стороны: благою и доброй, прекрасной, чистой, непорочное ( Деян.23 ; 1Пет.3:16–21 ; 1Тим.1:5, 19 ; Евр.13:18 ; 1Тим.3:9 ; 2Тим.1:3 ; Деян.14:16 ), а с другой стороны: порочной или лукавой, оскверненной; слабой, сожженной ( Евр. 10:22 ; Тит. 1:15 ; 1Кор. 8:7–13 ; 1Тим. 4:2 ), и еще – заблуждающейся или немощной ( 1Кор. 8:7 ). По действиям (функциям) в совести видят законодателя , свидетеля или судию и воздаятеля . Во всех этих ее сторонах в ней усматривается большая разница у доброго христианина, и у человека-грешника, отпадшего от Бога. Если совесть есть голос Бога в душе (законодатель), Его око (свидетель) и наместница Его правосудия (судия и воздаятель), то при отпадении человека от Бога все эти, так сказать, Божественные воздействия, наития через дух – ослабевают и уменьшаются. Кроме того, и силы души (рассудок, воля и чувства), чрез которые выявляется совесть, расстроены грехом; поэтому и от совести нельзя ожидать правильной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Эти имена — общие Тому, Кто выше нас и Кто ради нас (общие Сущему выше нас и ради нас); а наименования, особенно свойственные нам и принадлежащие человеческому естеству Богочеловека, — следующие.     «Человек» (1Тим.2:5), и — для того, чтобы Невместимый (Необъемлемый) телом, по причине необъятности естества, не только стал для тела вместимым, но и освятил бы Собой человека, соделавшись как бы закваской для всецелого теста, дабы освободить человека от осуждения, соединив с Собой осужденное, для всех став всем тем, что мы есть, кроме греха, то есть став телом, душой, умом — всем тем, что было проникнуто смертью. «Сын Человеческий» (Ин.3:13) — и через Адама, и через Деву, от которых родился (от Адама как от праотца, от Девы — как от Матери) и по закону и не по закону (сверх закона) рождения. «Христос» — по Божеству, так как самое помазание освящает человечество, не собственным действием, как у других помазанников, а присутствием всецелого Помазующего. Следствием же этого помазания является то, что Помазующий именуется человеком, а помазанное делается Богом. «Путь» (Ин.14:6), ибо ведет нас Собой. «Дверь» (Ин.10:9) как Вводящий. «Пастырь» (Ин.10:11), потому что пасет «на месте злачне» и воспитывает «на воде покойне» (Пс.22:2), возводит отсюда, защищает от зверей, возвращает заблудшего, отыскивает потерянного, обвязывает уязвленного, сохраняет крепкого и наставлениями пастырского учения собирает в тамошнюю ограду. «Овца» (Ис.53:7) как жертвование (заколение). «Агнец» (1Пет.1:19) как Совершенный. «Архиерей» (Евр.4:14) как Ходатай (Посредник). «Мелхиседек» (Евр.7:3) как рожденный без матери по естеству, превосходящему наше, и без отца — по естеству нашему; как царь Салима, то есть царь мира, и как царь правды... «Иисус Христос вчера и сегодня» телесно (σωματικς), «Тот же» духовно (πνευματικς) и во веки».    Каждое имя, относимое ко Господу Иисусу Христу в Его Богочеловеческом подвиге, имеет свое сотериологическое значение. «Господь Христос делается всем для всех, — говорит святой Григорий Богослов, — чтобы всех приобрести... Ибо не только становится иудеем, не только принимает на Себя всякие не подобающие Ему и уничижительные наименования, но, что более всего неприлично, — называется самим грехом и самим проклятием (ατοαμαρτα κα ατοκατρα) (см. 2Кор.5:21; Гал.3:13). Хотя Он и не таков на самом деле, однако же так именуется. Ибо как может быть грехом Тот, Кто и нас освобождает от греха? И как — проклятием Тот, Кто и нас искупает от проклятия закона? Но Он так называется, чтобы и до сей степени показать Свое смирение и этим научить нас смирению, возводящему к высоте. Таким образом, Он становится рыбарем, ко всем снисходит, забрасывает сети, всё переносит, дабы только извлечь из глубины рыбу, то есть человека, плавающего по непостоянным и соленым волнам жизни».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Только в таком случае для нас может быть понятной связь ветхозаветного откровения с новозаветным. Вот почему далее мы обязаны верить, что и для иудеев пророческий смысл книги пр.Ионы заключался не в одном её нравоучительном характере, а и в прямых предсказаниях её о назначенной нам чрез страдания и славу Христовы благодати спасения, равно как и для нас не в одном последнем предсказании, нужном для утверждения нашей веры в Божественность Христа, а и в нравоучительных выводах книги, полезных для нашего нравственного усовершенствования. Приступая теперь к положительному выяснению такого именно пророческого смысла истории пр.Ионы, мы считаем не лишним сказать несколько поподробнее о существе мессианских идей, о задачах ветхозаветной теократии и института пророческого вообще. Да не посетует читатель, что в этом очерке нам придётся повторять нечто и из сказанного выше в разных местах; для ясности и полноты речи нужно это. Идея ветхозаветного дохристианского детостроительства заключалась в приготовлении людей к принятию Искупителя и искупления от прародительского греха и его следствий 452 . Сила падения первого человека заключалась в том, что он, а за ним и всё его потомство, если бы они предоставлены были самим себе, должны были бы удаляться от Бога – Своего первообраза, постепенно погружаться в животную, плотскую жизнь и, главное, сами не сознавать этого удаления и погружения ( Рим.1:22–26 ). От этой-то бездны падения и должен был, по определению предвечного совета, спасти людей Единородный Сын Божий, Своей бесценной кровию принеся Богу выкуп за грехи человечества, и в этой же самой крови, как крови Богочеловека, давая людям силы и средства к восстанию и оживлению (см. Лк.2:11–14 ; Мф.20:28 ; Ин.1:7–18; 6:27; 10:28; 14:6–20; 17:2, 21–23 ; 1Ин.2:1; 5:11 ; 1Пет.1:19–23; 3:18 ; Рим. 5:9, 10, 21 ; Гал.3:13; 4:4, 5 ; Еф.1:7; 2:13–18 ; Евр.9:12–15 и мн. др.). Но прежде, чем спасти людей, нужно было приготовить их в принятию этого спасения. Само собой разумеется, что приготовление людей к принятию мессианского спасения должно было состоять, с одной стороны, в том, чтобы в людях всё более и более развивалось сознание своего падения без возможности восстать собственными силами, желание спасения, как общения с Богом через искупление Христово, и приноровлению жизни духа своего, грехом удалившегося от Бога, к умению восприять это общение, с другой стороны, – в том, чтобы пред духовным взором людей всё более и более прояснялось и раскрывалось это спасение в своей сущности и свойствах – в своём содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

52 неторопливо. Т.е. не как во время исхода из Египта (ср. Исх. 12,11 ; Втор. 16,3 ). впереди вас... стражем позади. Эти слова являются напоминанием об исходе из Египта, когда Господь в образе облачного и пламенного столпа пребывал со Своим народом на протяжении всего пути (42,16; 49,10; 58,8; Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). Присутствие Божие направляет людей к полноте и великолепию вечного Царства (4,5.6; 42,16; 49,10; 58,8; ср. Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). 5253,12 Рассматриваемые стихи представляют собой четвертую песнь о Слуге (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12). Из книг НЗ однозначно следует, что страдающий Слуга Божий, о Котором говорит Исаия, есть никто иной, как Сам Иисус Христос ( Мф. 8,17; 26,63.67; 27,14 ; Мк. 9,12; 14,60; 15,4.5 ; Лк. 22,37; 23,33; 24,27.46 ; Ин. 1,29; 12,38 ; Деян. 3,13; 8,32.33 ; Рим. 4,25; 5,19; 10,16; 15,21 ; 1Кор. 5,7; 15,3 ; Евр. 9,28 ; 1Пет. 1,11; 2,22–25 ; Откр. 5,6.12; 13,8 ). Ст. 52,13 53,12 являются чаще всего цитируемым в НЗ ветхозаветным фрагментом. В них Исаия повествует о жертве страдания, которую принес Христос, даровав всем верующим в Него надежду на будущую жизнь. 52:13–15 Господь защищает и прославляет Своего Слугу. 52 раб Мой. Букв.: «Слуга Мой» (см. ком. к 41,8; 42,1). будет благоуспешен. Ср. Иер. 23,5 . возвысится... возвеличится. Из древнееврейского текста ясно, что речь идет соответственно о воскресении, вознесении и славном пришествии Божиего Слуги. возвысится. Возвысится над смертью (53,8–10). Глава 53 53:1–3 В этих стихах говорится о страданиях Божиего Слуги. 53 кто... кому? Этот риторический вопрос подразумевает отрицательный ответ ( Ин. 12,38 ; Рим. 10,16 ), ибо язычники, за небольшим исключением (52,15), так и остались в неверии. слышанному от нас. Эти слова звучат как бы из уст избранного остатка верных Израиля (см. 52,15). открылась. Господь открыл Себя людям в Иисусе Христе. 53 отпрыск. В привычной системе религиозных и общественных ценностей иудеев не было места для Иисуса Христа, и всю Свою земную жизнь Он оставался чуждым народу Израиля, подобно дикому побегу на древе ветхозаветной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7. 15 Преисподняя – евр. «шеол» – место пребывания мертвых. Пасти означает быть пастырем. Праведники – те, кто умрет смертью праведников ( Чис. 23:10 ), кто направляет свою жизнь по путям Божьим ( 3Цар. 15:5 ), кто непорочен перед Богом ( Иов. 1:1 ), кого Господь спасает ( Пс. 7:11 ). Владычествовать – полный поворот в отношениях, сложившихся на земле, которые описаны в ст. 6 (ср.: Лк. 16:22–25 ). Наутро ( Пс. 16:15 ) – пробуждение после смертного сна. 16 Избавит – выкупит. Господь заплатит цену, которую человек уплатить не в силах (8). От власти преисподней – избавит от власти смерти, шеола (15). Примет – тот же смысл, что и в Быт. 5:24 ; 4Цар. 2:1 ; Пс. 72:24. 21 Сквозная тема, проходящая через весь псалом, – тема земного благоденствия, которое не является определяющим для получения благословенного наследия в вечности: только истинное благочестие дарует его (см.: ст. 4). Псалом 49. Предостережение Псалмопевец представляет сцену Суда Божьего, когда Господь взывает ко всей земле (1). На суд Божий (6) призываются в первую очередь люди, вступившие в завет с Ним (4, 5). Среди них есть две категории: те, кто тщательно исполняет религиозный ритуал (8), но пренебрегает благодарением, послушанием и молитвой (14, 15), и те, кто формально принимает Его закон (16), но не следует ему (17–21). Псалом завершается (22–23) призывом, обращенным к этим двум группам людей, помнить Бога и искренне чтить Его. Центральная часть псалма (7–21) построена по образцу, описанному в Исх. 24:3–8 , когда ритуал жертвоприношения (4–6) сменяется публичным чтением закона (7, 8). Псалом особенно уместно читать во время праздника обновления завета, предоставляя возможность каждому человеку серьезно задуматься и исследовать свое сердце. 1–6 Судебное заседание назначено. После возглашения о Судье, защитниках и месте судебного заседания (1–2) поочередно выступают три голоса, объявляющие, что Бог грядет для совершения суда (3), что Он грядет как святой Бог Синая в сопровождении огня и бури (ср.: Исх. 19:16–18 ) и что судебное разбирательство начнется в доме Божьем (4, ср.: 1Пет. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010