На этот раз, несмотря на то, что я усиленно творила молитву Иисусову, пение не рассеивало внимания. А еще, как-то неизъяснимым образом и моя сердечная молитва сливалась в общую гармонию слышанного песнопения и сердце живо ощущало и знало, что то была торжественная песнь, которой небожители радостно приветствовали представившегося от земли к небесными – земного и небесного человека, Епископа Игнатия. На третью ночь, с 21-го на 22 мая, – повторилось то же самое, при тех же самых ощущениях. Это троекратное повторение утвердило веру и не оставило никакого смущения, запечатлело в памяти и слова «тропаря» и тот напев, на который его пели, как бы давно знакомую молитву. Напев был сходен с напевом кондаков в акафистах. После мне сказали, что это осьмый глас, когда я показала голосом, какой слышала напев. 464 Об А.В. Жандр, знавшие ее лица, отзываются с глубоким уважением, как о человеке высокообразованном, глубоко религиозном и безупречно правдивом. В виду этого и заверяемое ей свидетельством небесное прославление Святителя Игнатия, помимо своего общего назидательного смысла, вызывает на размышление о многотрудном житии Владыки Игнатия, его напряженно-непрерывном подвиге совершенствования, о его бесконечно чистой и ясной детской вере в страну обетования, в вечную радость Богообщения. И ознакомившись с поведением А.В. Жандр, читатель невольно склоняется в душе своей к сочувственному движению по вере вашей да будет вам и да не посрамит вас упование ваше, а Святитель Игнатий действительно мыслится, как небесный предтеча своих учеников и чтителей, молящих Господа Бога – даровать им, прежде конца, покаяние. Не менее важным по своему внутреннему смыслу представляется переданное М.В. Чихачову С. И. Снесаревой чудесное сновидение о Епископе Игнатии, по времени примыкающее к ближайшим дням по смерти Святителя Игнатия. Рассказ о сновидении С. И. Снесаревой представляется в следующем виде. В последнее свидание с Преосвященным Игнатием, 13-го сентября 1866 года, он, прощаясь, сказал мне: «С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

То же и у меня. Встав на клирос, я почувствовал (понял позже, а почувствовал именно тогда), что все, чем я занимался – совершенно разнородные специальности и увлечения, исключающие друг друга, которые я ставил как альтернативу одно другому, – они все явились слагаемыми того, что нужно на клиросе. У меня сильнейшее дирижёрское образование (училище, консерватория), я фольклорист, причём не просто фольклорист-теоретик (к тому времени было развито фольклорное движение поющих фольклористов – я совместно работал с Покровским,  другими ансамблями).   Это значит, что я мог услышать напев, понять его как напев и дальше петь с любым текстом. Вот это и есть природа церковного обихода. В довершение к этому «букету» у меня был коллектив в таком жанре как авторская песня. На Биофаке МГУ был ансамбль «Скай», опыт работы с которым научил меня очень неплохо аранжировать бардовские песни для квартетного исполнения. И вдруг всё это вместе сошлось в церковной музыке: КСП и консерватория, фольклористика и дирижирование. Опыт работы с малым коллективом, с ансамблем, с квартетом, опыт вхождения в напев и развертки его в новом тексте.  В результате тот путь, который люди проходят годами, у меня занял месяц. Вся клиросная специфика оказалась мне знакома по различным до-церковным профессиям. Ключ подошёл! Вдруг оказалось, что есть область, в которой все мои знания являются востребованными. Такого «парада планет» нарочно не придумаешь. Надо быть слишком умным человеком, чтобы наметить себе долгосрочную жизненную программу: я буду заниматься тем-то и тем-то, чтобы получить регентскую квалификацию. Я бы не додумался.  Но так получилось. Когда я пришёл на клирос, то просто почувствовал: больше мне нигде ничего не нужно, а здесь нужно все. — А что происходит в храме, Вы уже понимали? Нет. В храм я впервые пришел на два месяца раньше, чем на клирос. Первое мое впечатление стало константой, точкой отсчёта. То есть всё, что делает хор – правильно. Правильно, что мы поём 1-й глас, что он состоит из таких-то мелодий, что на шестопсалмии надо выйти покурить (смеется.

http://pravmir.ru/regent-eto-tot-kto-ne-...

Стихирный запев в большей части изданий представляет собой слитную строку, состоящую из 1-й и 2-й строк того же гласа, в изданиях же Бахметева и Абламского буквально конечную строку гласа. На напев «Господи воззвах» 3 гл. поются также ирмосы того же гласа иногда с буквальной точностью, иногда же с изменением установленного порядка мелодических строк 122 . Глас четвертый Глас четвертый киевского распева совершается в области пентахорда ля-си-до-ре-ми, при тонике сольмажор, с господствующими звуками до-ре и конечным ля, а для средних строк по большей части до (господствующий звук гласа). Напев 4 гласа состоит из шести строк, из коих две начинательных, три средних повторяющихся и одна заключительная. Все строки малого знаменного распева 4 гл. буквально сходны с строками киевского распева, и только 1-я строка гласа имеет окончание на терцию ниже. Не сходен с киевским распевом также и стихирный запев. Строки малого знаменного распева в пространном Обиходе нотированы на кварту выше строк киевского распева с его отраслями. Строка первая во всех изданиях излагается однообразно, за исключением незначительных подробностей нотирования, напр., задержания или сокращения ноты до над слогом слы (сильное ударение), а также унисонно-поступательного движения, или же мелодического. Первого рода движение принадлежит изданиям гг. Бахметева и Абламского, второе же – московским изданиям. Строка вторая во всех изданиях излагается почти буквально сходно. Строка третья во всех изданиях почти буквально сходна, и только у г. Абламского окончание строки нотировано краткими нотами. Строка четвертая излагается также однообразно в большинстве изданий (вариант а), и только в московском обычном пении и у о. Соколова (вариант б) имеет разность особенно в окончании. Над первым слогом текстовой строки с ударением во всех изданиях полагается белая нота. Строка пятая в московском обычном пении и у Потулова принимает сверх обычного окончания си 1 еще дополнительное до; в изданиях Бахметева и Абламского в слове «воззвати» употреблено особое, свойственное им, деление нот по слогам; у о. Соколова строка эта, вопреки всем изданиям, буквально схода с 3-й строкой гласа 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

согласно с самогласными стихирами Октоиха. Первый глас малого знаменного распева, как и большого, совершается в гиполидийской тональности в области пентахорда: ре-ми-фа-соль-(ля) с господствующим звуком ми и конечным ре. Тот же самый пентахорд с тем же конечным звуком лежит в основании и киевского распева с обычными напевами. Но в них господствующей звук находится на терцию выше, именно соль (а не ми) при той же тонике до. Это – простое перенесение мелодии с терции на квинту в том же аккорде или гармоническое замещение звука ми звуком соль, постоянно допускаемое во всякого рода мелодиях при их варьировании и не изменяющее сущности дела. В малом знаменном распеве пентахорд весьма редко дополняется еще снизу звуком до (во 2 строке 1 гл. перед конечной её нотой ре) и убавляется обыкновенно сверху через опущение звука ля, каковой звук и в киевском распеве употребляется только в запевной строке для усиления первого слога с ударением и то не во всех изданиях. Второй глас малого знаменного распева, киевского и обычных нотируется в синодальных изданиях в гиполидийской тональности по примеру ирмосов большего распева, т. е. на кварту ниже против мелодий Октоиха (из издания Н. Потулова), именно в области (си) до-ре-ми-фа(соль) с опущением верхнего соль и добавлением нижнего си 71 и также с господствующим звуком ре и конечным до. Но в конечной строка киевского и обычных напевов после окончания до в виде украшения прибавлен еще небольшой припев, оканчивающийся на си, что и служит единственным их отличием от знаменного. Напев 2 гл. имеет и другой обычный вид (напр. в придворном пении), но с той же областью звуков и с те ми же гласовыми приметами, и только имеет гармонически характер ре минор, а не сольмажор. Трений глас малого, как и большого знаменного распева, нотируется в гиполидийской тональности, в области: си-до-ре-ми-фа, с господствующими звуками ми и ре, и конечным си. С ними во всем имеет буквальное сходство и распев киевский со своими отраслями. Четвертый глас большего знаменного распева совершается в гиполидийской тональности в области: ре-ми-фа-соль-ля 72 с господствующим звуком фа и конечным ми или ре. В малом знаменном распеве – тот же пентахорд и господствующей звук, но с окончанием ре. Ему в точности последует и киевский с своими отраслями, но только в пониженной на кварту области звуков: ля-си-до-ре-ми с соответствующим понижением и гласовых примет. Пятый глас большого знаменного распева нотируется иногда на квинту, иногда на кварту ниже нормальной его гиполидийской тональности, т. е. в области: до-ре-ми-фа-соль или же: ре-ми-фа-соль-ля. В малом знаменном и киевском распеве с обычными глас этот нотирован еще на кварту ниже второй из упомянутых здесь областей, т. е. в пентахорде: ля-си-до-ре-ми с соответствующим понижением и гласовых примет, т. е. с господствующим звуком ре (иногда еще и до) и конечным ля или, что тоже, вне установленных тональностей, на две кварты вниз против нормального его нотирования в гиполидийской тональности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Третьи глас имеет своей областью звуки (ля-си)-до-ре-ми-фа, при тонике до, с господствующим звуком ми (и частью ре) и конечным ре. Особое положение состоит в понижении звуковой области на кварту с необычным изменением и гласовых приметь. Оно принадлежит песнопению „Бог Господь“ и воскресному тропарю (в юго-зап. ирмологах) и происходить в области пентахорда соль-ля-си-до-ре, с господствующим звуком ре (и частью до) и конечным соль, каковой звук иногда заменяется звуком ре. Но в разных подобнах этого гласа встречаются и другие отступления от его обычного положения. Четвертый глас совершается в области звуков ля-си-до-ре-ми, при тонике соль, с господствующим звуком ре и конечным си или ре. Но часто встречаются песнопения, нотированные в области: соль-ля-си-до-ре-(ми-фа), с господствующим ре (или до) и конечным си или ля, а иногда до, а также соль. Вообще окончания в разных подобнах различны и в совокупности представляют собой пентахорд соль-ля-си-до-ре, и потому в большинстве не представляются совершенными окончаниями гласа. Пятым глас совершается в области пентахорда ля-си-до-ре-ми, с господствующим звуком ми (и ре) и конечным ля. В некоторых песнопениях конечное ля переходить в ми или (в Ирм. 1652 г.) принимает после себя еще дополнительный звук ре. Особое положение принадлежит песнопению „Тебе одеющагося“ и состоит в расширении гласовой области звуков, но с тем же господствующим ми (и ре) и конечными ля и ми. Шестой глас имеет областью звуки: ля-си-до-ре-(ми) при тонике соль, с господствующим звуком ре (и до) и конечным си, которое иногда заменяется звуком ре. Седьмой глас совершается в области звуков до-ре-ми-фа-(соль), при тонике ре, с господствующим звуком фа и конечным до. Восьмым глас происходить в области звуков до-ре-ми-фа-соль, при тонике до, с господствующим звуком ми (и частью ре) и конечным до. Дневной напев гласа 8 оканчивается несовершенным окончанием ре. В некоторых украшенных конечных строках следует окончание соль вместо до, т.е. на кварту ниже нормального, а некоторый мелодии всей гласовой областью понижены на кварту. Песнопение „Прийдите вернии“ (юго-зап. ирм.) происходит в обширной области звуков, но с обыкновенными гласовыми приметами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Глас восьмой киевского распева с его отраслями совершается в области (до)-ре-ми-фа-соль с тоникой фамажор, господствующим звуком фа и финальным ре, и имеет четыре гласовых строки, из коих три повторяются в продолжении песнопения и одна заключает гласовой напев. Но сверх того напев 8 гл. имеет еще починный вариант первой строки, который в точном его виде не повторяется в середине песнопений. Стихирный запев имеет особую от гласовых строк мелодию, сходную, однако с ними в области звуков и гласовых 1 приметах. Малый знаменный распев совершается в той же области звуков, но с иной тоникой (домажор или ляминор), и в мелодическом движении имеет некоторый особенности. Строка первая – начинательная. Вариант а принадлежит малому знаменному распеву и отличается звуком ми на первом сильном ударении, а не фа и окончанием в песнопении «Господи воззвах» фа, а в самогласной стихире ре, почему вариант этот близко подходит к варианту в киевского распева. Варианты б и в принадлежат киевскому распеву с его отраслями. По замечанию г. Потулова 123 , подтвержденному и пространным Обиходом, первый из них употребляется только в начале песнопений и то, если ударение находится на первом слоге, напр., «Глас Господень» ит. д., в середине же песнопений (после строки 3-й), а равно и в начале, если ударение не на первом слоге, употребляется второй вариант, напр., «Да исправится молитва моя». Но в обычном пении в начале песнопений всегда употребляется вариант б, причем для кратких текстовых строк он сокращается в своем начале, а для пространных с первыми слогами без ударения принимает обычный подъем. Второе сильное ударение первой строки выражается или белой нотой фа с точкой, или соответствующим ей раздробительно- мелодическим движением. У г. Абламского первая строка 8 гл. также необычна в своем построении; именно в ней на первом сильном ударении находится кроме ноты фа еще добавочная белая нота соль, от которой идет быстро целое гармоническое трезвучие вниз до ноты до, а затем интервал кварты до ноты фа, т. е. вообще широкие мелодические скачки, не допускаемые в дневных стихирных напевах знаменного и киевского распева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Гамму фригийскую мы находим в варианте четвертого гласа, оканчивающемся на ре, и в некоторых мелодиях первого плагального гласа. Но мелодии этого последнего гласа по большей части транспонированы. К фригийским его мелодиям, транспонированным на нижнюю квинту или верхнюю кварту, должно отнести мелодии, имеющие гармонической основой уть и финалом соль (доминанту) с нотой си. Напев σαα χρευε транспонирован на кварту вниз и потому имеет в своей гамме не си ь , но фа диэз. Лад дорийский имеет близкое сходство с вариантом четвертого гласа, именуемым λγετος, оканчивающимся на ми. Нота фа полудиэз здесь встречается только по аттракции. Лад гиполидийский фигурирует во всех мелодиях гласов третьего и третьего плагального, имеющих фа в основании, с тем лишь различием, что в античной гамме этого лада си натуральное, а в византийской, как и в грегорианском пении, си ь . Звукоряд фа здесь транспонирован в звукоряде до (ут), подобный октаве лидийской, из которого произошел наш новый мажор (ионик Глориана), мало-помалу вытеснивший древнюю гиполидийскую гамму. Каталексисы или финальные звуки мелодий издавна служили важными показателями гласов, так как определяли не только окончание мелодии, но и основной звук её лествицы, а также и её звуковые пределы вверх и вниз, а следовательно, и главные черты её характера. По свидетельству латинских писателей, глас 1-й и плагальный 1-го оканчивались на звуках πα (ге), глас 2-й и плагальный 2-го на βου (mi), глас 3-й и глас тяжкий на γα (fa), глас 4-й и плагальный 4-го на δι (sol). 144 Таким образом группа мелодий, будучи ограничена известным объемом звуков известного лада и оканчиваясь в целом и в главных своих частях на известный звук, ясно представляла собой тип того или другого гласа. Но так как греческие мелодисты, говорит Прист, не довольствовались скромным содержанием древних напевов и старались о большем разнообразии модуляций, то вскоре произошло, что приведенные в беспорядок разностью финальных звуков, многие мелодии гласа 1-го стали оканчиваться на κε (la), гласа 4-го на βου (mi), гласа тяжкого на ζω (si).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

а) В распевании песнопении разных гласов, по их надписаниям, иногда весьма сходными мало различаемыми напевами. Такое сходство замечается, главным образом, между мелодиями сродно-музыкальных гласов, например 1 и 5, 2 и 6, 4 и 8, каковые пары гласов считаются в этих случаях как бы за один глас, но встречается и в гласах не имеющих музыкального сродства. Сходство мелодий выражается или совершенным подчинением песнопения чуждому гласу, или смешением строк того и другого гласа в особый напев, или, наконец, сходством напевов разных гласов в отдельных строках и вариантах (модуляция). Так, например, следующие песнопения не подлежаще распеты не теми гласами, коих надписание носят: песнопение по 6-й песни молебного канона Богородице „Предстательство христиан“ (Син. Обих. л. 244 об.), надписанное гласом 6, распето напевом песнопения по 3-й песни того же канона „Моление теплое“ (л. 241) второго гласа; кондак Богоявлению гласа 4 „Явился еси днесь“ (Праздники л. 69 об.) распет напевом третьего гласа, как и кондак на Рождество Христово „Дева днесь“ (Обих. лл. 10 и 11 об.) и проч., степенна 4 гласа „От юности моея“ в обычном пении получила мелодию первого гласа и проч. Другие песнопения представляют собой смесь строк разных гласов. Так, тропари воскресны по непорочных 5 гласа „Ангельский собор удивися“ весьма похожи по напеву на ирмосы Пасхи первого гласа и также оканчиваются на до, а не ре; тропари к ирмосам молебного канона Богородице, а также „Неумолчим никогда, Богородице“ совмещают в себе строки гласов 4 и 8; песнопения по 3-й и 6-й песни пасхального канона, надписанные четвертым и восьмым гласом имеют один и тот же напев, подобный напевам гласа четвёртого. Гласы 2 и 6 греческого распева, будучи совершенно далеки от подлинных греческих (энгармонических), представляются не только бедными в своих мелодиях, но и несамостоятельными гласами. Они образовались, по-видимому, из смешения строк разных других гласов. Но и другие гласы имеют немало сходных между собой строк и вариантов; в некоторых же напевах трудно с точностью определить глас. Если песнопении „На реках Вавилонских“ по некоторым признакам мы относим к 3 гласу, то песнопение „С нами Бог“ (краткое) можно отнести и ко 2, и к 4 и даже к 1 гласу (Потулов).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

7. Стихира Русским святым, на литии. Глас 4-й. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 10, 78. 8. Стихира Русским святым, на литии. Глас 1-й. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 8, 76. 9. Тропарь, глас 8-й. (Знаменный распев). – 1988, 7, 78. 10. Кондак, глас 3-й. (Греческий распев). – 1988, 7, 79. 11. Кондак, глас 3-й. (Знаменный распев). – 1988, 6, 77. 12. Причастный стих. (Напев Ниловой пустыни. – 1988, 1, 76. 13. Величания из службы Крещения Руси: Пресвятой Троице Знаменного распева; Божией Матери напева Киево-Печерской Лавры; Божией Матери Знаменного распева; Русским святым напева Киево-Печерской Лавры. – 1988, 2, 76–77. 6П.4–4 Песнопения в честь Божией Матери 6049. ТРУБАЧЕВ С. Взбранной Воеводе. (Ипатьевский напев в гармонизации Д.М. Яичкова и в музыке П. Иванова-Радкевича). – 1986, 3, 79–80. 6050. ВСЕХ скорбящих Радосте. (Болгарский напев в переложении М. Попова-Платонова). – 1986, 11, 78. 6051. “О, Всепетая Мати…” (Киевский распев). – 1987, 10, 78. 6052. ТРОПАРЬ Боголюбской иконе Божией Матери. (Московский напев). – 1989, 6, 77. 6053. КОНДАК акафиста Успению Божией Матери. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1989, 8, 77. 6054. НЕ ИМАМЫ иныя помощи…(Киевское). – 1990, 7, 78. 6055. ТРОПАРЬ Почаевской иконе Божией Матери. (Напев Почаевской Лавры). – 1998, 7, 79. 6П.4–5 Песнопения в честь святых 6056. CTUXIPA из службы Преподобному Сергию Радонежскому. (Напев Троице-Сергиевой Лавры). – 1987, 7, 77. 6057. НАФАНАИЛ, иером. Тропарь Преподобному Сергию Радонежскому. – 1989, 9, 79. 6058. CTUXIPA Преподобному Сергию. – 1983, 1, 110. 6059. CTUXIPA Меркурию Смоленскому о Батыевом нашествии. – 1990, 1, 68. 6060. CTUXIPA в Неделю Всех Русских святых. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1988, 4, 74. 6П.4–6 Песнопения Постной Триоди 6061. ТРУБАЧЕВ С. Чертог Твой вижу. (Киевский распев). – 1986, 4, 75–76. 6062. ГРИГОРЬЕВ П. Аще и всегда распинаю Тя…-1986, 9, 77. 6063. “ДА ИСПРАВИТСЯ молитва моя…” (Греческий распев). – 1987, 3, 78. 6064. CTUXIPA на целование Плащаницы. (Переложение схиигумена Стефана (Котельникова). – 1989, 3, 77.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6030. ИЗ ПЕСНОПЕНИЙ праздника Рождества Христова. “С нами Бог…”. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1989, 1, 77. 6031. ТРУБАЧЕВ С. “Дева днесь”. – 1987, 1, 77. 6032. КОНДАК на Рождество Христово. (Болгарский распев, глас 3-й). – 1991, 1, 77. 6033. ЗАДОСТОЙНИК на Рождество Христово. – 1987, 12, 78. 6034. НА ЛИТУРГИИ в Навечерие Рождества Христова. Прокимен, глас 1-й. – 1987, 12, 79. 6035. ТРОПАРЬ праздника Преображения Господня. (Знаменный распев, глас 7-й). – 1990, 8, 77. 6036. CTUXIPЫ Честному Кресту. Самоподобен. (Знаменный распев). – 1987, 9, 78. 6037. ИЗ ПЕСНОПЕНИЙ праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.Стихира на “Господи, воззвах”, глас 6-й. (Напев Седмиезерной пустыни). – 1989, 9, 78. 6038. ПРИПЕВЫ на 9-й песни канона на Сретение Господне. – 1987, 2, 77. 6039. CTUXIPA на литии в праздник Сретения Господня. (Знаменный распев). – 1991, 2, 77. 6040. “СОВЕТ превечный…” Стихира на “Господи. Воззвах”. (Знаменный распев). – 1990, 3, 76. 6041. “АРХАНГЕЛЬСКИЙ глас…” Величание. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1990, 3, 77. 6042. КОНДАК Успению Пресвятой Богородицы. (Распев Киево-Печерской Лавры). – 1986, 8, 78. 6043. СВЕТИЛЕН (праздника Успения Пресвятой Богородицы). (Распев Киево-Печерской Лавры). – 1986, 8, 79. 6045. ИЗ СЛУЖБЫ Введению во храм Пресвятой Богородицы. Стихиры на “Господи, воззвах…”, глас 1-й. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1987, 11, 78. 6046. ВИРАНОВСКИЙ Н. Тропарь праздника Иверской иконы Божией Матери. – 1986, 10, 79. 6047. ТРУБАЧЕВ С. Светилен праздника Покрова Пресвятой Богородицы. – 1986, 10, 78. 6048. ИЗ СЛУЖБЫ праздника Крещения Руси: 1. Стихира на литии. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1988, 5, 74. 2. Богородичен на стиховне. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 5, 75. 3. Антифоны на литургии. (Изложение архим. Матфея ). – 1988, 3, 75. 4. Стихира Русским святым, на литии. Глас 6-й. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 12, 78. 5. Стихира Русским святым, на литии, глас 5-й. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 11, 77. 6. Стихира Русским святым, на литии.Глас 3-й. (Киевский распев). – 1988, 10, 77.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010