892 А. В. Преображенский: Очерк истории церковного пения в России. С.-Петербург (без указания года издания), издание 2-е, стр. 60–61. 893 А.В. Преображенский там же перечисляет духовных композиторов и московской, и петербургской школ, творчество которых протекало главным образом уже в четвертом периоде. О некоторых из этих композиторов у нас говорилось уже немного подробнее: А.Т. Гречанинов, Н.И. Компанейский, С.В. Панченко (род. 1867 г.), протоиерей М.А. Лисицын, П.Г. Чесноков, М.И. Ипполитов-Иванов (род. 1859 г.), Д.В. Аллеманов, А. А. Архангельский . 894 Такое же презрение к требованиям осмогласия имеется и в Обиходе Львова-Бахметева и вообще в практике Придворной певческой капеллы, где все прокимны дня на вечерни и прокимны утрени, «Свят Господь Бог наш», «Всякое дыхание» перед Евангелием на утрени изложены не гласовыми напевами, а бесхарактерным читком на одном аккорде, а также и «Аллилуия» литургийное (перед Евангелием), для которого вместо постоянно меняющихся восьми гласовых напевов дан для всех гласов и случаев один стандартный напев, представляющий собой сокращенный напев 1-го гласа киевского роспева, который и превратился в своего рода «общий глас». 895 Т.е., другими словами, войти в совершение богослужений как одна из форм самих богослужений. – И.Г. 896 Н. Соловьев: Деятели в области изучения древнерусского церковного пения. «Богословский вестник». Сергиев Посад, 1913, том 2, июнь, стр. 672–675. (При повторном цитировании: Н. Соловьев: Деятели.) 897 О Д. В. Аллеманове см. у нас в главе 2-й I тома настоящего труда, раздел «Труды по истории церковного пения», под 1, с примечанием 2. 900 Такие каденции сделал Бортнянский в своей известной гармонизации «Дева днесь» болгарского; такие же каденции можно слышать и в светильне Успения «Апостоли, от конец земли...» и в кондаке Успению «В молитвах неусыпающую Богородицу» киевского роспева, в хоровом изложении. По-видимому, эти каденции в верхнем голосе (e-fis-g), вместо подлинного окончания e-c-d, были принесены довольно поздно с Украины, откуда происходило большинство певчих Придворной капеллы и откуда родом был сам Бортнянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блажен муж пелось тоже Бахметевским напевом с тройным аллилуиа после каждого стиха, и однако пение 1-й Славы, т. е. 1, 2 и 3-го псалмов, заняло только около 10 минут; это благодаря живому антифонному пению: второй хор начинал свой стих, когда первый еще оканчивал свой. Вторая и третья Славы 1-й кафизмы, т. е. псалмы 4–8, пелись на тропарный напев 1-го гласа (обычный), т. е. как поются на литургии изобразительные псалмы. В этом, кажется, была ошибка руководителя пения: следовало петь стихирным напевом, так как тропарный напев начинается на бдении только по Ныне отпущаеши и далее безраздельно господствует (в седальнах и ипакои) почти до канона. Зато в пение этих 5 псалмов введена была трогательная особенность: на основании древнего устава пения кафизм (см. выше, с. 633) каждый стих псалма делился в пении между двумя хорами, т. е. правый хор пел первую половину каждого стиха, а левый – вторую. Так как библейская поэзия основана на параллелизме членов, т. е. в каждом стихе псалма вторая половина его заключает параллельную мысль к первой, развивает и дополняет мысль первой, то эта манера пения прямо ошеломляла мысль неожиданными идеями и сопоставлениями. Напр. Правый хор: «Пожрите жертву правды левый и уповайте на Господа, правый Мнози глаголют: кто явит нам благая? левый знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» ( Пс. 4:6:7 ). правый «Овцы и волы вся левый еще же и скоты польския» ( Пс. 8:8 ). Ектении по 1 и 2 Славе произносил священник, а по 3-й диакон. К «Господи воззвах» зажжены были свечи пред иконами, и храм сразу принял более торжественный вид; до сих пор горели только лампадки, и был полумрак. «Господи воззвах», пред которым был возглашен глас, пели большим знаменным распевом; части первых двух стихов пелись соло басом, а весь хор припевал на положенных местах (чаще, чем в обычном напеве) «Услыши мя Господи». Остальные стихи псалмов 140 и 141 пелись речитативом, как в Киево-Печерской лавре. Стихиры воскресные пелись Бахметевским напевом, но 6 минейных стихир спеты были на положенные подобны (лаврским напевом), ввиду чего пред каждой группой возглашен был подобен: пред первой – «Яко добля», пред второй – «О преславнаго чудесе». Бесполезно говорить тому, кто не слыхал этих напевов, о всей их красоте, величии и умилительности. Заметим только, что на слова стихиры св. мц. Стефаниде: «привязана же двема разделилася еси финикома и возлетела еси к Богу яко врабий», пришлись ноты, так выражавшие и весь ужас этой пытки (разрывание человеческого тела двумя нагнутыми, а потом выпущенными из рук деревьями), и всю победу над ней великого духа мученицы, что не мог не задрожать всякий, кто в состоянии был расслышать эти слова и убедиться, как весь их ужас передан был музыкой. Впечатление от напевов усиливалось тем, что стихиры, как и все песнопения на всенощной, пелись без канонарха (и в Киево-Печерской лавре лучшие стихиры «самогласные», например, на Рождество Христово, Успение, Благовещение, поются без канонарха). На положенном месте лики сошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Трисвятое    К Ныне отпущаеши присоединяется Трисвятое и сопровождающие его молитвы до Отче наш, каковые, таким образом, заключают службу, молитвенную ее часть. Это и естественно для такой молитвы, как Отче наш (ср. литургию), а предшествующие подготовляют ее. Эти молитвы произносит уже чтец. Трисвятое на древней вечерне    Молитвами этими заканчивается вечерня (без тропаря) в древнейшем Часослове Синайск. библ. VIII-IX в. (Вступит. гл., 298). По древнейшему римскому чину, службы заканчивались «Отче наш» в качестве коллекты (общей отпустительной молитвы, – там же, 308). Герман Парижский († 576 г.) в своем «Изложении кратком древней литургии галлик.» замечает, что Отче наш занимает последнее место на литургии, «чтобы всякая наша молитва заключалась молитвою Господнею». Студийский устав назначает для этих молитв такое же пение, как для Ныне отпущаеши и тропаря (см. выше, с. 560). Иерусалимские поступают, как с Ныне отпущаеши (см. выше, с. 599). Отпустительный тропарь вечерни    Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения — тропарем, самое название которого (τροπαριον, от τρπος ­ χος, глас, напев) указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком). По тому месту, которое тропарь занимает на вечерне, он называется «отпустителъным» (απολυτκιον). «Отпустительные» тропари иногда отличаются от обычных, – так кроме воскресенья, в котором и конечный тропарь утрени особый, в Великую пятницу, где отпустительный тропарь – утрени, впрочем — «Нас ради распятаго», а обычный «Егда славнии». История    Тропарь – древнейшая церковная песнь, с которой история церковной песни начала свое развитие (Вступ. гл., 328—329). В уставе Великой Константинопольской церкви, хранящем наиболее следов древней практики, это и единственная песнь. Такой скудостью гимнографического материала этот устав напоминает римское богослужение, в котором обычно бывает по одному гимну для каждой службы и не более двух-трех для каждого из важнейших праздников. Гимн (hymnus) римско-католического богослужения, таким образом, соответствует нашему тропарю: это там единственное песнопение, не заимствуемое из Св. Писания; очень редко, впрочем, и антифоны на римском богослужении представляют стихи собственного составления, не библейские. — Отпустительный тропарь в Патмосск. Евхол. 105 XIII в. полагается после особой «молитвы отпуска», молитва же эта приспособлена была к празднику; так, Требник Моск. Синод, б. 371/675 дает ряд таких молитв для разных ликов святых и двунадесятых праздников, называя их «молитва по отпусте» или «отпустная».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А. Архангельский , Кастальский, В. Л. Лирин , игум. Никифор (Кирзин)) версий песнопения ( Потёмкина. 2008. С. 24-29). Существуют также обработки напева Киево-Печерской лавры иером. Нафанаила (Бачкало) , А. С. Фатеева (см. в ст. Фатеевы ), «вятское» «Н. о.» А. П. Есаулова , симоновское, «церковного напева» прот. В. М. Металлова , знаменного распева П. Г. Чеснокова (Ор. 11, 4, 1905), Правдолюбова 1), закарпатского напева Трубачёва, болгарского распева (гласы 3, 8) архиеп. Ионафана (Елецких ; ныне митрополит). Кастальский использует демественный напев («Ныне отпущаеши» 1, «демеством», 1904), а также «мелодию по старой рукописи» («Ныне отпущаеши» 2, 1904). В совр. обиходе «Н. о.» может исполняться на 6-й глас. В изд. «Обиход церковного пения. Всенощное бдение». Неизменяемые песнопения. Осмогласие» (М., 2005. С. 91-93) помещены «Н. о.» киевского распева, а также киевского распева в обработке В. А. Бирюкова и киево-печерского напева . Сочинения XIX-XXI вв. на текст «Н. о.» представляют широкий диапазон различных форм и авторских стилей: от простых песнопений для церковного обихода до развернутых композиций концертного характера. К этому тексту обращались композиторы, работавшие в Придворной певческой капелле (прот. П. И. Турчанинов , А. Ф. Львов , Г. Я. Ломакин (2 сочинения)), композиторы петербургской школы 2-й пол. XIX - нач. XX в. (А. А. Копылов , М. А. Гольтисон (3 сочинения), прот. М. А. Лисицын (2 сочинения)), композиторы московской синодальной школы (А. Т. Гречанинов (соч. 34, 1904), Кастальский (3 сочинения), П. Г. Чесноков (3 сочинения), В. С. Калинников (1912), А. В. Никольский (Ор. 17. 2; Всенощное бдение. Ор. 26, 4), Н. C. Голованов (для муж. хора). С кон. XIX в. особую группу составляют композиции с соло, представляющим прямую речь Симеона Богоприимца. Их авторами являются Н. И. Соколов (тенор соло), А. А. Архангельский (тенор соло), Ф. Е. Степанов 3, баритон соло), Г. М. Давидовский (2 сочинения, тенор соло, альт и бас соло), Л. И. Ергичев (тенор соло), К. М.

http://pravenc.ru/text/2578003.html

Гади (мн. ч.) - пресмыкающиеся. Гаждение - поношение; бесчестие; ругань. Газофилакия - казнохранилище во храме Иерусалимском. Ганание - загадка; притча. Гастримаргия - чревобесие; обжорство. Гащи - штаны; нижнее мужское белье. Геенна - долина Гинном около Иерусалима, где идолопоклонствующие иудеи при царе Ахазе сжигали своих детей в честь идола Молоха. Иносказательно: место будущих мучений, загробных наказаний. Генварь - январь. Гибель - трата; расход. Главизна - глава; начало; причина. Главотяж - головная повязка у иудеев. Глагол - слово; речь. Глаголати - говорить; рассказывать. Глаголемый - называемый; так называемый. Глас - голос; напев. Глезна - голень; ступня. Глоба - казнь; наказание. Глумец - кощун; пересмешник. Глумилище - место для скачек, плясок, маскарадов и т. п. Глумитися - забавляться; тешиться; получать удовольствие. Глумы (мн. ч.) - шутки; смех; игры. Глядати - смотреть; глядеть. Гнати - гнать; преследовать; идти; следовать за кем или чем-либо. Гной, гноище - навозная куча; раны. Гнушатися - считать гнусным; презирать. Гобзование - изобилие, довольство. Гобзовати - изобиловать; избыточествовать; быть богатым (см. угобзити). Гобзующий - живущий в довольстве. Говение - почитание (например, поста). Говети - чтить; почитать (например, пост). Говядо - рогатый скот. Годе - угодно; приятно; подходяще. Година, год - час; время; пора. Голоть - гололедица, лед. Гомола - ком; комок; катыш; кусок. Гонзати - убегать; спасаться бегством. Гонзнутие - избежание. Гонитель - преследователь. Горе - ввысь; вверх. Горее - хуже; бедственнее. Горлица, горличишь - дикий голубь. Горнец - горшок; котелок; жаровня. Горнило - кузнечный горн; плавильня; место для плавки или очищения огнем. Горница - верхняя комната; столовая. Горний - высокий; вышний; небесный. Горохищный - пасущийся; блуждающий по горам; украденный диким зверем с горного пастбища. Гортанобесие - пристрастие к лакомствам. Горушный - горчичный. Горший - злейший; худший. Господствия - один из чинов ангельских. Господыня - госпожа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/122/...

6065. ЗАДОСТОЙНИК в субботу Лазареву. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1990, 4, 76. 6066. ЗАДОСТОЙНИК в Неделю ваий. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1990, 4, 76. 6067. “ДА МОЛЧИТ всякая плоть…” (Напев “Видя разбойник…”). – 1991, 3, 78. 6068. ПРИПЕВЫ на паремиях. (Болгарский распев, глас 5-й). – 1991, 3, 79. 6069. ПОКАЯНИЯ отверзи ми двери. – 1998, 2, 78. 6П.4–7 Песнопения Цветной Триоди 6070. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ в Неделю Пасхи. (Греческий распев). – 1986, 5, 76. 6071. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ, глас 3-й. (Греческий распев). – 1990, 4, 77. 6072. ТРУБАЧЕВ С. Христос воскресе. – 1986, 5, 77. 6073. ПЕСНОПЕНИЯ из канона Пасхи. Ипакои. (Валаамский напев). – 1987, 4, 76. 6074. ЗАДОСТОЙНИК Пасхи. (Киевский распев). – 1989, 4, 75. 6075. CTUXIPA праздника Пасхи, глас 6-й. (Киевский распев). – 1990, 4, 77. 6076. ИЗ ПЕСНОПЕНИЙ праздника Пятидесятницы: 1. Тропарь, глас 8-й. (Греческий распев). – 1989, 5, 77. 2. Припев к 9-й песни 1-го канона. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1989, 5, 77. 3. Стихира из службы праздника. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1990, 5, 78. 6П.5 Регентские классы (отделения) см. отдел Истории РПЦ 23.51–3 6П.6 Церковные композиторы и регенты 6077. БАКУМЕНКО В. А. А.Архангельский (1846–1924). – 1984, 7, 28. 6078. ВИРАНОВСКИЙ Н.Г., регент ОДС. Некролог/Свящ.А.Решетняк. – 1985, 9, 23. 6079. БАКУМЕНКО В. Регент и церковный композитор священник Василий Зиновьев. (К 60-летию со дня кончины). (В концы статьи даны церковные песнопения священника Василия). – 1985, 1, 20. 6080. КАЗАНЦЕВ В., регент (Одесская епархия). Некролог. – 1987, 8, 43. 6081. ИЛАРИОН, иером. “Воскресить первобытную старину”. (Статья посвящается русскому композитору Г.Я.Ломакину). – 1988, 4, 26. 6082. АЛФЕЕВ Г. Протоиерей Василий Михайлович Металлов и его взгляды на природу осмогласия знаменного распева, (К 60-летию со дня кончины). – 1986, 10, 22. 6083. МОРОЗОВ С., регент (г.Ленинград). Некролог. – 1987, 2, 28. 6084. КОЗЛОВА Е.Б. Духовная музыка А. В. Никольского . (К 120-летию со дня рождения). – 1994, 6, 103.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исключений немного (см. о Благовещении, глава 47 о храмах). По храмовым главам отправляется служба в царские дни. Глас настоящий. Выражения: «гласа», «настоящаго гласа», «прилучившагося гласа», «рядоваго гласа», «гласа недели», «во глас Октоиха» и т.п. – указывают на песнопения Октоиха того гласа, который приходится петь в известную неделю по рядовому порядку гласов (см. Столп гласов). Эти выражения не одно и то же с выражением: «Богородичен по гласу тропаря». Глас Октоиха означает напев из числа восьми напевов (гласов) Октоиха. Гласом Октоиха называются службы Октоиха, которые принадлежат семи дням седмицы, т.е. воскресению, понедельнику, вторнику, среде, четвергу, пятнице и субботе, и в службах которых все песнопения назначено петь в продолжение седмицы на один глас (напев). Службы семи дней называются «гласом». Таких гласов в книге Октоих восемь. Отсюда и получила книга свое название Октоих (греческое название – κτ – «восемь», χος – «глас»), Осмогласник (см. Столп гласов). Глас Минеи, глас святого Минеи. Выражения: «Богородичен во глас святаго», «по гласу Минеи», «во глас святаго Минеи», «во глас тропаря святаго» – означают, что Богородичен должно петь того гласа, на который поется предшествующее Богородичну песнопение Минеи. Глас славника. Славником называется песнопение, которое поется после пения стиха «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Тот глас, на который был пет славник, и называется гласом славника, или гласом славы (см. Славник). Господеви поим (см. «Поим Господеви»). На «Господи воззвах» стихиры – именуются те, кои поются на вечерне, после пения 140-го псалма «Господи воззвах» и имеют пред собою стихи из этого 140-го, равно из 141-го и 129-го псалмов. Двуирмосен. Название «двуирмосен» употребляется о трипеснцах Постной Триоди и некоторых Миней (в предпразднства Рождества Христова и Богоявления) и выражает, что поется трипеснец не один, а два, ибо ирмосов два. Название «двуирмосен» употребляется для обозначения причины того, почему в иных песнях канона утрени оставляются оба канона Октоиха, а именно: «в коих же песнех приходит трипеснец, аще ли есть двуирмосен, оставляем оба канона Октоиха»; или: «в них же песнех поем трипеснцы, оставляются таковыя песни Осмогласника и Минеи; понеже двуирмосны суть трипеснцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кондак, гл. 4 (см. подобны): «явился еси днесь вселенней». Оригинальный краткий напев в две строки, с третьей заключительной. Срв. дневной напев на «Бог Господь» болгарского распева того же гласа. Только в ирм. 1799 г. У г. Малашкина имеются еще следующие песнопения на праздник Богоявления: седален: «Приидите увидим вернии» (стр. 47), большого болгарского распева; ирмосы: «Глубины открыл еси дно» (стр. 48) пространный напев неизвестного распева с 9-ю песней («Недоумеет всяк язык»), знаменного распева сокращенной редакции. Тоже и второй канон Богоявлению; светилен: «Явися Спас» (стр. 55) – неизвестного распева. На Сретение Господне. На вечерни, слава и ныне, гл. 6: «Да отверзется днесь дверь небесная». Напев знаменного распева, но не тот, который изложен в Синод. «Праздниках» (л. 75 об. и 83). Только в ирмол. 1652 г. и у Головни (л. 307). У г. Малашкина на день Сретенья Господня изложены (стр. 57–58): величание, киевского распева; седален, гл. 4: «Младенствуеши мене ради» на подобен «Удивися Иосиф» – болгарского распева; ирмосы: «Сушу глубородительную землю», распетые одним из обычных кратких напевов. Припевы св. трем святителям (надгробное) со стихами непорочными. «Величаем тя» ( Василию Великому ). «Достойно есть» ( Григорию Богослову ). «Роди вси» ( Иоанну Златоустом у). Припевы эти, имеющиеся только в ирм. 1674 и 1709 г., а также в ирм. Головни (л. 306 об.) – киевского распева, но иной редакции, чем изложенная в Синод. Обиходе (с л. 61 об.). Срв. «надгробное» в Великую субботу. Стихиры избранны Глас 1: «Вошел еси в церковь архиереом Бога вышняго» – болгарского распева. Имеется в ирмол. 1674 и 1709 года. Стихира Богородицы (иначе: «Стихира на проклятие»(, глас 4: «Иже образу твоему не кланяющиеся». Распета в характере знаменного распева, но оригинальна по изложению. Имеется во всех ирмологах, а также и у Головни (л. 364 об.), кроме ирмолога 1700 года. В ирмол. 1652 года с бемолем на ре, на терцию ниже прочих ирмологов. 1 Воссоединение это последовало в 1839 г., празднование же его пятидесятилетия было в 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

—  Шестой глас имеет в основе иполидийский напев, выражающий чувства благочестия, преданности, человечности, любви, грусти и плача; но скорбь здесь не молящая, как в предыдущем напеве, а проистекающая от любви, преданности, привязанности (употреблялся в молитвах Венере); он волновал и служил языком чувств; отличался плавным и связным течением звуков. —  Седьмой глас имеет в основе ипофригийский напев, мягкий, трогательный, укрощающий, подавляющий желчность, ласкательный; ему приписывалась даже некоторая льстивость, обманчивость, и он шел к Меркурию; им критяне и лакедемоняне отзывали от битвы; он подходит к словам, выражающим увещание, ласку, убеждение. —  Ипомиксолидийский лад, соответствующий восьмому гласу , искусственно прибавленный, чтобы не лишить миксолидийский напев его косвенного напева, уподобляется своду небесному с его разнообразием звезд; он не выражает одного какого-либо чувства, но безразличен к ним; не выражаемое другими напевами можно передать этому, в чем он близок к 1-му гласу; он медлительно приятен и представляет непоколебимость будущей славы; он идет людям скромным, со способностью глубокого созерцания; подходит к словам о вещах высоких, о небесном, к молитвам о блаженстве [ 324 ]; но в общем это напев, достойный своего места.   В церковных гласах неудобные особенности греческих напевов нашли смягчение и преобразование, очищены от всего греховного; только общий колорит остался тот же. — Что касается количества гласов, то 8 для него могло быть выбрано и из-за символичности этого числа. Оно, по Григорию Богослову и писателю, называющему себя Дионисием Ареопагитом, считается символом вечности [ 325 ]. Иоанн Дамаскин в числе семь видел все настоящее время, а в восьми — будущее состояние по воскресении мертвых. «Богослужение Церкви, разделенное или подведенное под число 8, выражает собою ту мысль, что жизнь христианская во времени и в вечности состоит во всегдашнем прославлении Господа, в вечном служении Ему» [ 326 ]. Об усвоении Церковью для богослужения греческих напевов, есть известия уже от III b. (см. Вступ. гл., с. 107–108); в IV–V b. было не более 4 напевов (там же, с. 160–161); папе Григорию Великому († 604 г.) на Западе и св. Иоанну Дамаскину (VIII b.) на Востоке приписывается введение осмогласия [ 327 ] (там же, с. 334–335). Псалмы «Господи воззвах»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   – Шестой глас имеет в основе иполидийский напев, выражающий чувства благочестия, преданности, человечности, любви, грусти и плача; но скорбь здесь не молящая, как в предыдущем напеве, а проистекающая от любви, преданности, привязанности (употреблялся в молитвах Венере); он волновал и служил языком чувств; отличался плавным и связным течением звуков.    – Седьмой глас имеет в основе ипофригийский напев, мягкий, трогательный, укрощающий, подавляющий желчность, ласкательный; ему приписывалась даже некоторая льстивость, обманчивость, и он шел к Меркурию; им критяне и лакедемоняне отзывали от битвы; он подходит к словам, выражающим увещание, ласку, убеждение.    – Ипомиксолидийский лад, соответствующий восьмому гласу, искусственно прибавленный, чтобы не лишить миксолидийский напев его косвенного напева, уподобляется своду небесному с его разнообразием звезд; он не выражает одного какого-либо чувства, но безразличен к ним; не выражаемое другими напевами можно передать этому, в чем он близок к 1-му гласу; он медлительно приятен и представляет непоколебимость будущей славы; он идет людям скромным, со способностью глубокого созерцания; подходит к словам о вещах высоких, о небесном, к молитвам о блаженстве; но в общем это напев, достойный своего (последнего) места.        В церковных гласах неудобные особенности греческих напевов нашли смягчение и преобразование, очищены от всего греховного; только общий колорит остался тот же. – Что касается количества гласов, то 8 для него могло быть выбрано и из-за символичности этого числа. Оно, по Григорию Богослову и писателю, называющему себя Дионисием Ареопагитом, считается символом вечности. Иоанн Дамаскин в числе семь видел все настоящее время, а в восьми – будущее состояние по воскресении мертвых. «Богослужение Церкви, разделенное или подведенное под число 8, выражает собою ту мысль, что жизнь христианская во времени и в вечности состоит во всегдашнем прославлении Господа, в вечном служении Ему».    Об усвоении Церковью для богослужения греческих напевов, есть известия уже от III в. (см. Вступ. гл., с. 107—108); в IV-V в. было не более 4 напевов (там же, с. 160—161); папе Григорию Великому († 604 г.) на Западе и св. Иоанну Дамаскину (VIII в.) на Востоке приписывается введение осмогласия (там же, с. 334—335).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010