иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Скачать epub pdf О книге «Слово «Типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, в которой находятся указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции: в прошлом имелся «Типикон Св. Софии Константинопольской», «Студийский Типикон», «Студито-алексеевский Типикон» и т. д. Ныне все византийские Церкви служат по т. н. «Иерусалимскому Типикону или «Типикону Св. Саввы» (из монастыря в окрестностях Иерусалима), хотя сама Греческая Церковь служит по т. н. «Типикону Великой Христовой Церкви». б) Типикон как историческая традиция или живая практика богослужения в данной Церкви. Эта традиция может развиваться и меняться по разным пастырским и богословским причинам и в силу исторических событий. в) Типикон как обряд, то есть как правило или способ богослужения в целом в данной Церкви и в данное время. Понятие «обряда» (ritus) – западное. Оно выражает все, что различает одну Церковь от другой в богослужебном плане; существуют, например, византийский обряд, александрийский обряд, римский обряд, испано-мозарабский обряд и т. д.». Список сокращений Русские сокращения БТ ­­ Богословские труды (сборник). Московская Патриархия. ГЕО ­­ Κσμα Γεωργου· Антифонарий Фессалоникийского собора Св. Софии (рукопись Афинск. греч. 2061, XIII в.) (КАК:276–281). ДМИ ­­ Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока: ДМИ-1: 1-й т. (соборные и студитские типиконы). Киев, 1895. ДМИ-2: 2-й т. (евхологии). Киев, 1901. ДМИ-3: 3-й т. (савваитские типиконы). Петроград, 1917. ЕВХ ­­ Арранц М., Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998. ИСТ ­­ Арранц М., Исторические заметки о последованиях Таинств по рукописям Греческого Евхология. Опыт. ЛДА, 1979. ИТИ ­­ Арранц М., История Типикона. Опыт. ЛДА, 1978. КАК ­­ Арранц М., Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология. ЛДА, 1979. КЕК ­­ Кекелидзе К., Литургические грузинские памятники… Тифлис, 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этом же русле лежит замечательный опыт русского «бесприюнтого странника» XIX столетия 46 , и нет сомнения в том, что традиция непрестанной молитвы продолжается в наше время. Использованная литература. Источники, переводы, исследования Список содержит в алфавитном порядке описание лишь тех публикаций, которые были использованы в первой части работы. При ссылках на них даются сокращенные обозначения. Сводная библиография будет представлена во второй части данного пособия. Аверинцев. Поэтика – Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. Апост. Предание – «Апостольское Предание» св. Ипполита Римского /Пер. с лат. и предисл. свящ. П. Бубуруза//БТ. М., 1970. Сб. 5, с. 277–296. Арранц. КМ – Арранц М. «Как молились Богу древние византийцы»: Суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. (Диссертация). ЛДА/Введение проф. Н. Д. Успенского . [Рим], 1979. Арранц. Око – Арранц М. «Око церковное» (История Типикона). Рим, 1998. Арранц. Евхаристия – Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998. Афанасий Вел. II – Св. Афанасий Великий . Творения. Ч. II. Изд. 2. Св.-Тр. Серг. Λ., 1902. Богданов. 1880 – Богданов Д. О сущности, происхождении и древности Литургии Апостольских Постановлений//ЧОЛДП, 1880, май. Василий Вел. III, IV, V, VI, VII – Творения иже святых отца нашего Василия Великого , архиеп. Кесарии Каппадокийской. Св.-Тр. Серг. Лавра,1900. Ч. III; 1901. Ч. IV; Серг. Посад, 1892. Ч. V-VII. Воронов. Λитургия – Воронов Λ., проф.-прот. Λитургия по «Testamentum Domini Nostri Jesu Christi» (1, 23)//БТ. М., 1971. Сб. 6, с. 207–219. Глубоковский. РБН – Глубоковский Н. Н. Русская. богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. Григорий Нис. VIII – Св. Григорий Нисский . Творения. Ч. VIII. M., 1871. Даниленко. 1990 – Даниленко Б., свящ. Окозрительный устав в истории богослужения Русской Церкви. München, 1990. ДИУ – Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого , пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. М., 1892. (Репринт: Рига: «Паломник-Благовест», 1995.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

См. рецензию: М. А., «L " office de la veillee nocturne.», в OCP 42 (1976), 117–155 и 402–425. А также: «The Office of the AllNight Vigil.», St. Vladimir Theological Quarterly. 24 (1980), 83–195. ШМЕ ­­ Александр Шмеман . «Введение в литургическое богословие». Париж, 1961. См. авторский перевод: «Introduction to Liturgical Theology». По мнению прот. Александра Шмемана , богослужение и литургика являются богословским выражением Церкви. Описывается общее развитие Типикона в рамках исторического богословия. Несмотря на некоторые легкие исторические неточности, книга является важным пособием для лучшего понимания византийского богословия. НИК ­­ К. Никольский . «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви». 7-е изд. СПб, 1907. ИТИ ­­ М. Арранц. «История Типикона.» Опыт: 1-й курс, offset, СПб (Ленинградская) Духовная Академия, 1978. КАК ­­ М. Арранц. «Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг Богослужения по древним спискам византийского Евхология». СПб (Л) Духовная Академия, 1979. Магистерская диссертация под руководством Н. Успенского . МОЛ ­­ М. Арранц. «Молитвы и псалмопение по константинопольскому песненному последованию ( ασματικ ακολουθα)», Рим, 1997 (дополнение к КАК). ЕВХ ­­ М. Арранц. «Евхаристия Востока и Запада». Переработка опыта «Историческое развитие Божественной Литургии», СПб (Л)ДА, 1978 г.), Рим, 1976 и 1998. КМИ ­­ М. Арранц. «Крещение и Миропомазание». Таинства византийского Евхология: 1-я часть. Дополнение к опыту «Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям греческого Евхология» (ЛДА, 1979). Рим, 1998. ECP ­­ M. Arranz, «L " Eucologio Costantinopolitano agli inizi del secolo XI. Hagiasmatarion & Archie- ratikon (Rituale & Pontificale) con l " aggiunta del Leiturgikon (Messale)», Editrice Pontificia Universitá Gregoriana, Roma, 1996. «Апостольские» Евхологии Иннокентий (Павлов). М., 1996 (введение В. С. Соловьёва ). Попов K. Киев, 1885. Карашаев В. (греческий текст с русским переводом). Толстой Л. (тенденциозный перевод).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

51.3 288. Заветныя яблоки 51.4 289. Мудреная девочка 52 Письма к А. Г. 52.1 290. Пасхальное приветствие и объяснение пасхальных песней 52.2 291. Ты просто обленилась! 52.3 292. О келье не заботься 52.4 293. Веруй в Промысл 53 Письма к С. 53.1 294. Пожелание в праздник Рождества Христова быть терпеливою 53.2 295. Терпи скорби и будь откровенной 53.3 296. Не будь забывчива и пиши обо всем прямо 53.4 297. Спасение в терпении и смирении 53.5 298. В скорбях сокровена милость Божия 53.6 299. Не забывай заповеданнаго тебе 53.7 300. Самоукорение легче всх добродетелей 53.8 301. Скорбишь неведомо о чем 53.9 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 53.10 303. Как твоя торговля духовная? Держись Иисусовой молитвы 53.11 304. Как жить дома 53.12 305. Как жить в келье 53.13 306. Поздравление с принятием Ангельскаго чина 53.14 307. Поздравление с Рождеством Христовым 53.15 308. Не тяготись выговорами 53.16 309. Что значит спасти душу 53.17 310. Кто не терпит искушения от сестер – искушается бесами 53.18 311. Укоряет за постоянное недовольство 53.19 312. Других упрекаешь, а сама не исправляешься 53.20 313. Не ропщи на монастырскую жизнь 53.21 314. Не выносишь правды от тщеславия 53.22 315. На своих не надейся, а жди от Бога 53.23 316. Без скорбей не выучишься монашеству 53.24 317. Учись монашеству. Не скучай о родных 53.25 318. Твори молитву Иисусову и будешь здорова 53.26 319. Самый лучший пост. Будь откровеннее 53.27 320. В чем истинный пост 53.28 321. О высоком звании невесты Христовой. Ищи мира душевнаго 54 Письма к Т. 54.1 322. О правильных слезах. Молиться не забывай 54.2 323. Не писем ищи, а молитвы и слова Божия 54.3 324. Живи не как хочется, а как Бог велит 54.4 325. Спасение не в письмах, а в исполнении заповедей 54.5 326. Правда ли, что ты не спасешься? 54.6 327. Оружие спасения 55 Письма к Е. Д. 55.1 328. Скорбящие здесь, возрадуются на страшном суде 55.2 329. Монах без скорбей–головешка 55.3 330. Чему учит Рождество Христово 55.4 331. Страдающие со Христом, с Ним и прославляются

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

ШМЕ=Александр Шмеман. «Введение в литургическое богословие». Париж, 1961. См. авторский перевод: «Introduction to Liturgical Theology». По мнению прот. Александра Шмемана, богослужение и литургика являются богословским выражением Церкви. Описывается общее развитие Типикона в рамках исторического богословия. Несмотря на некоторые легкие исторические неточности, книга является важным пособием для лучшего понимания византийского богословия. НИК=К. Никольский. «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви». 7–е изд. СПб, 1907. ИТИ=М. Арранц. «История Типикона.» Опыт: 1–й курс, offset, СПб (Ленинградская) Духовная Академия, 1978. КАК=М. Арранц. «Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг Богослужения по древним спискам византийского Евхология». СПб (Л) Духовная Академия, 1979. Магистерская диссертация под руководством Н. Успенского. МОЛ=М. Арранц. «Молитвы и псалмопение по константинопольскому песненному последованию (ασματικ ακολουθα)», Рим, 1997 (дополнение к КАК). ЕВХ=М. Арранц. «Евхаристия Востока и Запада». Переработка опыта «Историческое развитие Божественной Литургии», СПб (Л)ДА, 1978 г.), Рим, 1976 и 1998. КМИ=М. Арранц. «Крещение и Миропомазание». Таинства византийского Евхология: 1–я часть. Дополнение к опыту «Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств по рукописям греческого Евхология» (ЛДА, 1979). Рим, 1998. ECP=M. Arranz, «L " Eucologio Costantinopolitano agli inizi del secolo XI. Hagiasmatarion & Archie- ratikon (Rituale & Pontificale) con l " aggiunta del Leiturgikon (Messale)», Editrice Pontificia Universita " Gregoriana, Roma, 1996. " Апостольские " Евхологии 1. Учение Двенадцати Апостолов — Διδαχ — Didache (1–й в.) Иннокентий (Павлов). М., 1996 (введение В. С. Соловьёва). Попов K. Киев, 1885. Карашаев В. (греческий текст с русским переводом). Толстой Л. (тенденциозный перевод). Успенский Н. (частично): БТ-13:55. Quacquarelli A. I Padri Apostolici (TP 5). Roma, 1984., p.23. Matioli U. La Didache. Dottrina dei dodici apostoli. Milano, 1965.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

ИСТ=Арранц М., Исторические заметки о последованиях Таинств по рукописям Греческого Евхология. Опыт. ЛДА, 1979. ИТИ=Арранц М., История Типикона. Опыт. ЛДА, 1978. КАК=Арранц М., Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология. ЛДА, 1979. КЕК=Кекелидзе К., Литургические грузинские памятники… Тифлис, 1908. МОЛ=Арранц М., Молитвы и псалмопение по константинопольскому песненному последованию (ασματικ ακολουθα). (Дополнение к КАК) ПОТ=Потребник сиречь молитвенник. (Требник–Чиновник Патриарха Филарета Романова). Москва 1623–25 гг. (перепечатан в единоверческой типографии: Москва, 1877). СИН=рукописный Требник митрополита Киприана (рук. Росс. Моск. Библ. Синод. 675, по каталогу Горского–Невоструева 371, XIV в.) СЛУ=современный печатный московский Служебник. ТРЕ=современный печатный московский Требник. ЧИН (в ИСТ: ЧМ)=Чиновник. Москва, 1874. Латинские сокращения BELS=Bibliotheca Ephemerides Liturgicae. Subsidia (серия). Roma. ECP=Arranz M., L " Eucologio Costantinopolitano agli inizi del secolo XI. Hagiasmatarion & Archie- ratikon con l " aggiunta del Leiturgikon, Pontificia Universita " Gregoriana, Roma, 1996. EL=Ephemerides Liturgicae (журнал). Roma. OCA=Orientalia Christiana Analecta (серия). Roma. OCP=Orientalia Christiana Periodica (журнал). В сокращенном виде с годом издания: OCP-82, наприм.:=OCP XLVIII (1982). PIO=Pontificium Institutum Orientale, Roma. PAT=Arranz M. — Parenti S., Liturgia Patristica Orientale//Quacquarelli A., Complementi interdis- ciplinari di Patrologia. Citty Nuova, Roma, 1989, 605–655. SC=Sources Chretiennes (серия). Paris. а) Типикон как книга, в которой находятся указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции: в прошлом имелся «Типикон Св. Софии Константинопольской», «Студийский Типикон», «Студито–алексеевский Типикон» и т. д. Ныне все византийские Церкви служат по т. н. «Иерусалимскому Типикону или «Типикону Св. Саввы» (из монастыря в окрестностях Иерусалима), хотя сама Греческая Церковь служит по т. н. «Типикону Великой Христовой Церкви» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Библиография Сокращения СДЛ : (СобрД.Л.)=СобрДревнЛит=Собрание Древних Литургий Восточных и Западных (Приложение к «Христианскому чтению») 5 выпусков: 1871–1878. БТ : Богословские Труды, издание Московской Патриархии: ВорЛит: Воронов Л. , Литургия по Testamentum Domini nostri Jes.Chr., БТ-6: 207–219. УспАна : Успенский Н., Анафора, БТ-13: 40–147. AP 1: Appendix I (Приложение 1-е): Еврейские благословения: 107. AP 2 : Appendix II (Приложение 2-е): Невизантийские анафоры: 145. AP 3 : Appendix III (Приложение 3-е): Византийские анафоры: 175. Русские переводы древней литературы Didach é – Διδαχ – Учение Двенадцати Апостолов (I в.) Попов К. , Киев 1885; Карашев В. (греческо-русский текст) (ищи «перевод» гр. Льва Толстого) УспАна: БТ-13: 55 (см.ВорЛит) Traditio Apostolica – ПАπоστоλικ Παρδωσις – Апостольское предание (III в.) см. ниже: эфиопская редакция «Апостольских Постановлений» СДЛ-Ш:8 Бубуруз П., Апостольское Предание св. Ипполита Римского . Перевод с латинского и предисловие, БТ-5 (277–296: ос.284) УспАна: БТ-13: 63 (см. ВорЛит) Testamentum Domini – Завещание Господа нашего Iucyca Христа (II-V в.) (см. научн. издание сирийского текста с лат. перев. патриарха Ефрема Рахмани) ВорЛит: БТ-6: 216 УспАна: БТ-13: 63 Constitutiones Apostolorum – Διαταγα τν ΠAπoστλων – Апостольские Постановления (IV в.), Казань, 1864 (см. Funk FX, Didascalia et Constitutiones Apostolicae [научн. издан. параллельн. текстов]) Euchologium Serapionis – Евхологион Серапиона (IV в.) Дмитриевский А. (греч.-русский текст). УспАна: БТ-13: 75 Русская литература БТ –21 (1980): особенный номер посвященный св. Евхаристии Арранц М., Как молились Богу древние византийцы: Суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология Лен. Духовн. Акад. 1979. Арранц М., Историческое развитие Божественной Литургии, ЛДА 1978 Богдашевский Л., Тайная Вечеря Господа Нашего Иисуса Христа, Киев, 1906. Болотов В. , Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого , «Христ. Чтение», 1914, март, с. 286.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Арранц М. Как молились Богу древние византийцы: суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. Л.: Изд. Ленинградской Духовной Академии, 1979. Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях таинств: по рукописям Греческого Евхология. Л.: Изд. Ленинградской Духовной Академии, 1979. Арранц М. Избранные сочинения по Литургике. Т. 1–5. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003–2006. Алмазов А. И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры (к истории византийской отреченной письменности). Одесса: Экономическая типография, 1901. Алмазов А. И. Чин над бесноватым (Памятник греческой письменности XVII в.). Одесса: Экономическая типография, 1901. Беляев Д. Ф. Новый список древнего устава константинопольских церквей. СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1896. Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Кн. II: Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в IX–X вв. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1893. Беляев Л. А. Бингем//ПЭ. 2002. Т. 5. С. 217. Баумштарк А. Сравнительная литургика. Принципы и методы исторического исследования христианского богослужения. Омск: Амфора, 2014. Васильев А. А. О греческих церковных песнопениях//Византийский временник. 1896. Т. 3. С. 582–633. Ветринский И. Я. Памятники древней христианской Церкви или христианских древностей: С описанием таинств, богослужения, храмов, праздников, постов, иерархии, разных соборных постановлений и всех обрядов и обычаев, бывших в древней христианской церкви. В 5 т. СПб.: Тип. Деп. Нар. Просвещения, 1829–1845. Дебольский Г. С. Дни богослужения православной Греко-Российской церкви. СПб.: Тип. Деп. внеш. торговли, 1837. Дебольский Г. С. Краткое обозрение Богослужения Православной Церкви. СПб.: Фр. тип., 1848. Дебольский Г. С. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: Отчий дом, 1994. Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы святогробский, иерусалимский и Великой константинопольской церкви. Критико-библиографическое исследование. Киев: Тип. И. И. Горбунова, 1907.

http://bogoslov.ru/article/6194141

Проф. Михаил Арранц 25.IX/8.X.2000 Преп. Сергия Радонежского СПб. – Великий Новгород Р. S. В качестве дополнения к вступительному слову моего глубокоуважаемого учителя и коллеги хочу сказать следующее. Для начала вспомним, что известный летописный рассказ об «испытания вер» послами князя Владимира носит ярко выраженный литургико-эстетический характер. В храме Святой Софии Константинопольской русских «поставили на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую и рассказав им о служении Богу Своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу». Вернувшись домой, они заявили, что «не знали», где совершалась эта служба – «на небе или на земле, – ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой» («Повесть временных лет», год 6495/987, – перевод Д. С. Лихачева). Не обладавшие богословским образованием послы говорили не о догматах и вероучении, а о красоте богослужения. Так благолепие богослужения Великой Церкви (как называли византийцы храм Святой Софии) определило «выбор веры», и Русь вошла в регион стран византийской литургической традиции. В процессе ее усвоения потребовалось овладеть письменностью, уже созданной для миссионерских целей свв. Кириллом и Мефодием. Началась история древнерусской литературы. Более того, оказывается, что около 90% сохранившихся русских кодексов древнейшего периода (XI-XIV вв.) – книги литургические, созданные исключительно для богослужебного употребления. Думается, об актуальности изучения истории византийского богослужебного обряда сказано достаточно (см.: Рубан. Проблемы). Мы уже знаем, что проф. Михаил Арранц выпускал свои «самиздатовские» конспекты в качестве наглядного пособия к собственным лекциям. Предполагалось, что и в российском издании книга будет выполнять ту же функцию. «История Византийского Типикона, – читаем мы в Предисловии, – это учебник, и его чтение требует помощи квалифицированного преподавателя». Беда лишь в том, что другого такого преподавателя, как сам профессор Михаил Арранц, у нас нет, что может подтвердить каждый его благодарный ученик 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ипполита Римского (начало III века) имели под руками неизвестные в науке источники – один более поздний, чем «Предание», ГУ века или, быть может, начала V, а другой более ранний, чем «Предание» 50 . В зарубежной науке в последнее время наблюдается отход от мнения Ф. Функа в пользу сказанного И. Рамани. JI. Буйэ относит Евхаристию «Завещания» к «примитивной евхаристии 51 , ведущей начало от еврейских бараках» (благословений. – Я. У.). Мнение автора этих строк о компилятивном происхождении «Завещания» и о принадлежности одного из источников этого памятника ко II веку разделяет проф. М. Арранц (см. его рецензию на мою диссертацию «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви» 52  и доклад в 1974 году на XXIII Международном литургическом конгрессе в Париже). В заключении своего доклада проф. М. Арранц писал: «Нелегко определить возраст документа, поскольку там встречаются весьма древние элементы (быть может, II века, как желал издатель его Рамани) с другими, более поздними элементами и, быть может, более поздними для литургии IV века. Редакция финала, несомненно, запоздалая, но редактор был весьма озабочен, чтобы не переработать вторично древние элементы своего текста с риском допустить некоторые противоречия. Следовательно, мы можем предполагать, что «Завещание» передает нам отголосок весьма большой христианской древности и что он отражает церковный быт общины, живущей в большой верности евангельскому идеалу и апостольским традициям, в особенности Павловым» 53 . В «Завещании» зафиксированы два вида синаксиса. Первый вид, по-видимому, праздничный. Он состоял из двух структурно похожих частей. Первая часть надписана как Laudatio aurorae («Прославление на заре») 54 . Богослужение совершалось «на первой заре, чтобы совершить службу до восхода солнца». Епископ, около которого стояли пресвитеры, диаконы, прочие клирики и народ, возглашал: «Слава Господу». Народ отвечал: «Достойно и праведно есть». Епископ читал весьма продолжительную, трехчастную доксологию. Народ на первую и вторую части доксологии отвечал аккламацией 55  «Тебя восхваляем, Тебя благословляем, Тебя благодарим и Тебе молимся, Боже наш», а на третью часть отвечал словом «аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010