Точно так же души грешников, находящиеся в аду, ожидают воскресения своих тел, чтобы вместе с диаволом быть подвергнутыми вечному наказанию (Ibid. 79). Всеобщее и одновременное воскресение мертвых произойдет в момент Второго Пришествия (Ibid. 6). Истинно воскреснет та самая плоть, к-рая разрушилась, а не какое-то др., изменившееся, тело, как полагал Ориген; однако воскресшая плоть будет нетленной, хотя и способной испытывать наказание за грехи (у нечестивых) или пребывать в вечной славе за заслуги (у праведников - Ibidem). Г. М. допускает т. зр. нек-рых правосл. «ученых мужей», что те люди, к-рые в момент Второго Пришествия окажутся живыми, не умрут, но претерпят изменение (immutatio), в результате к-рого отложат смертность настоящей жизни, и это им зачтется за воскресение из мертвых (Ibid. 7-8). Эти люди и обозначаются в Символе веры как живые, хотя можно понимать под этим праведников, так же как под мертвыми - грешников (Ibid. 8). После воскресения и суда не произойдет никакого апокатастасиса (restitutio), покаяния демонов и грешников и возвращения всех в ангельское достоинство, но каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле,- доброе или худое (Ibid. 9, 76; ср.: 2 Кор 5. 10). В буд. жизни нет ничего земного или преходящего, в т. ч. брачных отношений, нужды в пище и питии и проч. (Ibid. 55). Однако само разделение на муж. и жен. пол останется неизменным (sexus forma non mutabitur), хотя у человека будут отсутствовать «половые условия» (sexuum condicio), т. е., по всей вероятности, половые отношения, без изменения естественного вида человека, чтобы воскресение было истинным воскресением того самого тела, к-рое разрушилось (Ibid. 77). Г. М. отрицает представления о тысячелетнем царстве Христа на земле со святыми и их последней битве с нечестивыми (Ibid. 55; см. ст. Хилиазм ). Стихии мира не будут уничтожены в мировом огне, но изменятся к лучшему, поскольку прейдет только форма (figura) мира, т. е. его образ (imago), а не его сущность (Ibid. 70). Соч.: CPL, N 957-960; PL. 58. Col. 979-1120; De viris illustribus/Ed. E. C. Richardson. Lpz., 1896. (TU; 14 (1)); Definitio dogmatum/Ed. C. H. Turner//JThSt. 1906. Vol. 7. P. 89-99. Лит.: Jungmann E. Quaestiones Gennadianae//Programm d. Thomasschule in Leipzig, 1880/81. Lpz., 1881. S. 1-25; Bernoulli C. A. Hieronymus und Gennadius «De viris illustribus». Fribourg i. Br., 1890; Czapla Br. Gennadius als Litterarhistoriker. Münster, 1898. (Kirchengesch. Stud.; 4); Diekamp F. Wann hat Gennadius seinen Schriftstellerkatalog verfasst?//RQS. 1898. S. 411-420; Turner C. H. The «Liber ecclesiasticorum dogmatum» attrributed to Gennadius of Marseille//JThSt. 1906. Vol. 7. P. 78-99; 1907. Vol. 8. P. 103-114; Koch H. Vincenz von Lerin und Gennadius: Ein Beitr. z. Literaturgeschichte des Semi-pelagianismus. Lpz., 1907. (TU; 31 (3b)); Godet P. Gennade//DTC. T. 6. Col. 1224-1225; Munier Ch. Gennade de Marseille//DSAMDH. Fasc. 39-40. Col. 205-208. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/162106.html

Средняя и нижняя террасы Северного дворца в Масаде. 25 г. до Р. Х. Уже в это время И. В. стало очевидно, что судьбы Иудеи и его связаны с Римом, который определял внутреннюю политику почти всех ближневосточных государств, включая Иудею. Но 40-е годы I в. для Рима были временем потрясений: убийство Юлия Цезаря (44 г.) и последовавшая за ним война между сторонниками Кассия и Брута и сторонниками Марка Антония и Октавиана, убийство Секста Цезаря (45 г.), убийство Помпея (48 г.). Нестабильность в Риме привела к волнениям в провинциях: в Иудее иерусалимский военачальник Малих, желая вернуть власть Хасмонеям и упрочить свои позиции, отравил Антипатра ( Ios. Flav. Antiq. XIV 11. 4), а затем был убит сам. Проблемы в Иудее усугубились в 40 г., когда в Сирию вторглись парфяне. К парфянам присоединился Антигон, сын Аристовула II, мечтавший свергнуть Гиркана. Иерусалим подвергся осаде, и парфяне предложили мир. И. В. это предложение показалось подозрительным, но Гиркан II и Фазаил отправились на встречу с парфянами, были обмануты ими и заключены в тюрьму. Иудейский престол в 39 г. занял Антигон, а искалеченный Гиркан был отослан в Парфию (Ibid. 13. 3-10) (Фазаил покончил жизнь самоубийством либо умер от яда - Ibid. XV 2. 1; Idem. De bell. I 13. 2-11). И. В. со всей семьей был вынужден бежать. Укрыв семью в крепости Масада, он обратился за помощью к набатейскому царю. Но Малих I, боясь гнева парфян, запретил И. В. пересекать пределы своей страны. Не найдя поддержки у родственников матери, И. В. отправился сначала в Египет, а затем в Рим, где в 40 г. сенат благодаря ходатайству триумвиров Марка Антония и Октавиана провозгласил его царем Иудеи ( Idem. Antiq. XV 14. 4; Idem. De bell. I 14. 4; анализ причин, побудивших сенат даровать И. В. царский титул, см.: Richardson. 1999. P. 129-130). Назначение И. В. фактически стало концом правления династии Хасмонеев, привело к окончательному отделению царской власти от власти первосвященника и четко обозначило роль Рима во внутренней политике еврейского государства.

http://pravenc.ru/text/674087.html

207 Ср.: Vogel С. Medieval Liturgy. An introduction to the Sources. Washington, 1981 (издание исправленное по сравнению с оригинальным изданием, опубликованным в Сполето в 1966 г.). 208 Ср.: Hannsens J. М. Institutiones de ritibus orientalibus. 3 vol. Roma, 1930–1932; Sauget J.-H. Bibliographie des liturgies orientates (1900–1960). Roma, 1962; Janeras S. Bibliografia sulle liturgie orientali (1960–1967). Roma, 1969. 209 Ср. критическое издание произведений Ефрема, частично сохранившихся на армянском: Веск Е., Leloir L. II CSCO. Leuven, 1953–1979. 210 В Италии особенное внимание уделяется поиску и классификации при помощи информационных технологий средневековых манускриптов, памятников Возрождения, литургической монодии, теории музыки и соответствующего иконографического материала: Baroffio G. Iter Liturgicum Italicum. Padova: Cleup Editrice, 1999. Ставится цель поместить весь материал на CD-ROM. Ср.: Idem. Colligere fragmenta ne pereant. II recupero dei frammenti liturgici italian//Rivista Liturgica 88 (2001). P. 679–694. 212 По поводу Г. Лицмана следует вспомнить: Messe und Herrenmahl. Eine Studie zür Geschichte der Liturgie. Bonn, 1926; Mass and Lord " s supper: a study in the history of the liturgy/translation with appendices by Dorothea H.G. Reeve, with introduction and further inquiry by Robert Douglas Richardson. Leiden, 1979. Очень важное издание благодаря безупречной филологической строгости. 213 Точный титул: Reliquiae liturgicae vetustissimae, ex SS. Patrum necnon scriptorum ecclesiasticorum monumentis selectae. 2 vol. Paris, 1900–1913. 214 См. библиографию: Patrologia IV/Di Berardino A. Genova, 1996. P. 523–528. Ср.: Metzger M. Les sacramentaires. Turnhout, 1994. 216 Duchesne L. Origines du culte chretien. Paris, 1889, 1928 5 (остается фундаментальным произведением, английский перевод: Christian worship: its origin and evolution: a study of the Latin liturgy up to the time of Charlemagne/Ttranslated by M. L. McClure. 1903; многочисленные переиздания). 220 Dolger J. Sol salutis: Gebet und Gesang im christlichen Altertum. Munster, 1920; Ichtys. Miinster, 1921; Antike und Christentum. Miinster, 1929.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

63  De viris illustribus CIX. Cit. ed. Richardson-Gebhardt (Texte u. Untersuch B. XIV, H. I) 52–59 SS. 64  См. обстоятельный разбор Каталога блаж. Иеронима у Grümzmacher’a Hieronymus. Eine biographische Studie zur alten Kirchengeschichte. II B. Berlin, 1906. § 35, 128–144 SS. 65  Время прибытия блаж. Иеронима в Антиохию определяется исследователями вскоре после 373 года Grützmacher cit. ор. I В. S. 48–44; в 373–374 гг. – Lietzmann L. Н. Apollinaris von Laodicea und Seine Schule. I Tubingen, 1904. S. 15. Ср. Zockler О. Hieronymus. Sein Leben und Wirken. Cotha, 1865. S. 43. Vallarsii Vita Hieronymi. PL XXII, col. 27–8. Иероним в обществе Аполлинария – cit. op. ibid. Иероним и Павлин – Grützmacher cit. op. S. 175–6. Zockler cit. op. S. 75. Vallarsii – p. 41 (Иероним от рук Павлина принял пресвитерство). 66  См. перечень его сочинений в Лексиконе Свиды (Ed. Bernhardy t. I, p 1379), со слов Феодора Чтеца (PG LXXXVI. 1, col. 215 – 218) – например, περ σφαρας κα τν πτ ζωνν κα τς ναντας τν στρων πορεας... κατ Πλτωνος περ Θεο κα θεν... περ Θεο κα λης λληνικς πεπλανημνης... πρς Εφρνιον φιλσοφον, κατ πεσιν κα πκρισιν; κατ ριστοτλους περ σματος ορνιον κατ Πορφορου περ ζων κα θυσιν. См. также сохранившиеся фрагменты из сочинения Диодора κατ εμαρμνης в Библиотеке у Фотия (PG CIII, 829–877). Ср. отзыв Batiffol cit. op. Anciennes Littératures Chrétiennes. p. 294. Ermoni V. Diodore de Tarse et son role doctrinal – Le Muséon, 1901, p. 428. 70  Cod. CXXIII – PO CIII, col. 829. За исключением историка Газе (Hase Κ. Kirchengesch Lehrbuch zunächst für akademisch. Vorlesungen. Leipzig. 1858. S. 132), все позднейшие историки признают выдающуюся образованность Диодора и не доверяют блаж. Иерониму в приведённом сообщении его Каталога, – например, Basnagius (cit. op. Т. III, IV, p. 61), Ceillier d. Remy (cit. Т. VII, pp. 693, 706), Tillemont (cit. Т. VIII, p. 235), Stolberg Fr. – Geschichte d. Religion I. Chr. XI B. Hamburg und Leipzig, 1816 S. 243, Schröeck J. – Christliche Kirehengeschichte. Th. Leipzig, 1792 S. 218, Gfrörer (cit. op. S. 347) – Nirschl J. Lehrbuch der Patrologie und Patristik III B. Mainz, 1885. S. 1, Müller-Schubert (cit. Lehrbuch 2 Aufl. 497), Ermoni (cit. Le Muséon 1901, p. 425), Batiffol (cit. op. 293 p.), Cavallera (cit. op. 51 p.), Kihn (Patrologie. Cit. S. 212), Bardenhewer (GChL S. 304) – Venables Ed. (DChB I v. p. 839), Semisch (RE 3 IV, 672), Godet (DTC. IV, col. 1363), Harnack Ad. (Diodor von Tarsus – Vier pseudojust. Schriften als Eigentum Diodors – Texte und Untersuchungen. Leipzig, 1901. VI B, 4 H. SS. 37–43. Ср. Deconinck cit. op. – Bibliothèque de l’école des hautes études, fasc. 195, p. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Проповедником традиции К.-к. как одной из форм необуддизма стал датчанин Оле Нидал (тибет. имя Карма Лоди Чжамцо; род. в 1941), ученик Кармапы XVI, основатель Центров Алмазного пути (или Ваджраяны) школы кагью, который проповедует европеизированный вариант К.-к. в России и на постсоветском пространстве. В России 1-й «Буддийский центр школы карма-кагью» был зарегистрирован в Ленинграде (ныне С.-Петербург) в 1991 г. Все российские центры (ок. 80) входят в Российскую ассоциацию буддистов школы карма-кагью (регистрация в 1993) (др. название - «Международная ассоциация буддистов школы Карма Кагью»). Высший орган ассоциации - Конференция представителей центров. Совет представителей центров, постоянным членом к-рого является Лама Оле Нидал, работает в промежутках между конференциями. Объединение имеет изд-во «Алмазный путь», а также выпускает ж. «Мир кагью». В тибет. исторической лит-ре К.-к., как и др. подшколы, существует в пределах традиции кагью (см. ст. Кагьюпа ). Совр. тибет. исследователи изучают историю школы и раннюю учительскую линию передач ( Ngagpa Jampa Thaye. 1990; Khenpo Konchog Gyaltsen. 1990; Khenchen Thrangu Rinpoche. 2002; Lobsang P. Lhalungpa. 2004). В соч. Карма Тринле «История Кармап» содержатся жизнеописания 16 воплощений Кармапы (рус. пер.: История Кармап в Тибете/Предисл.: Лама Оле Нидал. М., 2009). В соч. Тулку Тхондупу Ринпоче «Развитие буддизма в Тибете» представлены все буддийские школы Тибета, в т. ч. и кагью с подшколами, с указанием известных деятелей, основных учений, главных мон-рей. Интерес европ. исследователей отражен в докладах XI тибетологического семинара (Mahamudra and the Bka-brgyud Tradition: Proceedings of the 11th Seminar of the Intern. Association for Tibetan Studies. Königswinter 2006, 2011): принципы почитания учителя в традиции кагью ( Sobisch J.-U. Guru-Devotion in the Bka brgyud pa Tradition: The Single Means to Realisation//Ibid. P. 211-258); изучение наследия Кармапы VII ( Mathes K.-D. The Collection of «Indian Mahamudra Works " » (phyag chen rgya gzhung) Compiled by the Seventh Karma pa Chos grags rgya mtsho//Beiträge zur Zentralasienforschung. Halle (Saale), 2011. Bd. 25: Maha  mudra   and the bka(?)lsquo;-brgyud Tradition. P. 89-130; Burchardi A. The Role of Rang rig in the Pramana-based Gzhan stong of the Seventh Karmapa//Ibid. P. 317-344), Кармапы VIII ( Rheingans J. The Eigth Karmapa " s Answer to Gling drung pa//Ibid. P. 345-386). В кн. Оле Нидала «Великая печать: Пространство и радость безграничны. Взгляд Махамудры буддизма Алмазного пути» (СПб., 2010) было введено в научный оборот соч. Кармапы III, связанное с проблематикой махамудры. Изучением истории кармап занимался Х. Ричардсон ( Richardson. 1998). Совр. ситуация с 2 претендентами на титул Кармапы XVII нашла отражение в журналистском расследовании М. Брауна (Танец 17 жизней: Невероятная и правдивая история 17-го Кармапы Тибета. М., 2008) и работе Т. Ленерта (Жулики в рясах. СПб., 2004).

http://pravenc.ru/text/1681099.html

Со II в. до Р. Х. в евр. мире возникает много книг (впосл. отнесенных к апокрифам ), в к-рых традиции кн. Б. связываются с обычаями и мессианскими чаяниями иудаизма периода Второго храма. Книга Юбилеев (II-I вв. до Р. Х.) пересказывает сюжеты из кн. Б., изображая патриархов верными исполнителями закона Моисея, что делалось с целью показать современникам необходимость верности закону и отказа от контактов с язычниками. «Завет двенадцати патриархов» (I в. до Р. Х. со множеством поздних добавлений) значительно расширяет нек-рые сообщения кн. Б. о 12 сыновьях Иакова (особенно из Быт 49), также делая акцент на соблюдении закона, расширяя сообщение за счет апокалиптических и мессианских интерпретаций мн. мест из этой книги. На Быт 5. 18-24 основана Книга Еноха (I в. до Р. Х.- III в. по Р. Х.), в к-рой патриарх Енох пророчески предсказывает многое из того, что случится в конце времен. жизни первых людей посвящен апокриф - «Житие Адама и Евы» (I в. по Р. Х.), его 2 последние книги написаны в виде мидраша , т. е. актуализируют старые тексты для совр. им читателей. Нек-рые свитки Мёртвого м. из Кумрана содержат фрагменты евр. текста кн. Б., к-рые показывают стремление членов кумранской общины дать объяснения непонятных мест Б. В пещерах 1, 2, 3 и 11 было обнаружено много копий книги Юбилеев. Др. произведение, имеющее характер мидраша, найденное в пещере 1 - «Апокриф книги Бытия» на арам. языке (1Q Apoc.), основывается на отдельных сообщениях Быт 1-11 и содержит более подробную историю Авраама. Характерный для апокрифа способ толкования - апокалиптическая типология; напр., эсхатологической фигурой является «священник-помазанник», к-рый обнаруживает определенное сходство с Мелхиседеком в Евр 7 ( Cross. F. M. The Ancient Library of Qumran and Modern Biblical Studies. L., 1958. P. 82 ff.). Мессианское толкование Быт 49. 10 предлагается в «Благословении патриархов» (4 Q 252) ( Allegro J. M. Further Messianic References in Qumran Literature//JBL. 1956. Vol. 75. P. 174-175). Апологет иудейского закона в эллинистической евр. среде Филон Александрийский (20 г. до Р. Х.- 40 г. по Р. Х.) стремился представить законы Моисея в тех категориях, к-рые были убедительны для греков. Одно из главных его сочинений, «Аллегории закона», состоит из 9 трактатов, 5 из к-рых посвящены обсуждению кн. Б. Патриархи олицетворяют здесь праведную жизнь согласно закону и являются прототипами стоических добродетелей ( Richardson W. The Philonic Patriarchs as Νμος ρδβλθυοτεΕμψυχος//StPatr. 1957. Vol. 1. Р. 515-525). Буквальное и аллегорическое толкование мн. мест из кн. Б. дается Филоном в трактатах: «Аллегории закона», «Вопросы и ответы на книги Бытия и Исход». Методы и сами аллегории Филона нашли употребление у нек-рых раннехристианских авторов (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/153739.html

т. I, стр. 320–321. 1061 Великое Оглашение, ч. II, 25, М. К. В. δετερον, σ. 173. Творения, русск. пер. т. I, стр. 723. 1066 Migne P. Gr. t. VI. col. 429 (гл. 67). Ср. Преображенский, Сочинения святого Иустина Философа и мученика (Изд. 2-е, М. 1892) стр. 98–99. О выражении μχρις γχωρε и вообще о смысле данного места апологии Иустина см. Ф. Смирнова (Епископа Христофора), Богослужение христиан­ское со времени апостолов до четвертого века. Труды Киевск. Дух. Акад. 1875, II, 370–372 и прим. 1067 См. Ф. Смирнов, Богослужение апостольского времени. Труды Киевск. Дух. Акад. 1873, II, стр. 95–96. 1069 Ср. проф. Певницкий, Проповедь в первенствующей церкви христиан­ской. Труды Киевской Дух. Академии. 1875, II. стр. 665 и следующ. 1070 Apologeticus adversus gentes, c. 39. Migne P. L. t. I, col. 532. Ср. Тер­туллиан, Творения в русск. пер. (Киев 1910), т. 1, стр. 172. 1071 Относящиеся сюда исторические свидетельства см. у Bingami, Origines, XIV (Halae 1789), p. 88–90 и прим. Русское изложение их см. у Скабаллановича. Толк. Тип. I, стр. 188–190. 1072 Сведения о чтении неканонических ветхозаветных книг см. Bingami, Origines. XIV, p. 91–97 и Скабаллановича, Толк. Типик, I, 188–189. 1073 См. 24 (33) правило Карфагенского собора 397 г. и 36-е Иппонского 393 г. Правила св. поместных соборов с толкованиями. Изд. Общ. Люб. Дух. Просв. (М. 1881), стр. 455. 1074 Efraem Edessenae ecclesiae diaconus, multa Syro sermone composuir et ad tautam venit claritudinem, ut post lectionem Scripturarum publice in quibusdam ecclesiis ejus scripta recitentur. Hieronymus, Liber de viris inlustribus Gennadius, Liber de viris inlustribus, hggb. v. Richardson (Leipzig 1896). SS. 31. cap. 113. Der sogenannte Sophronius hggb. v. Gebhardt (Leipzig 1896) § 7. cap. 123. 1075 Apud quasdam Graeciae ecclesias etiam publice legitur... Liber de viris inlustribus, c. X Hieronymus, v. Richardson, S.S. 14. Sophronius, v. Gebhardt. S.S. 14 cp. 20. 1077 Исторические свидетельства об этом см. Bingami, Origines XIV p. 57–72; Luft, Liturgik В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

401 Ср. его речь при настоловании, сохранившуюся на сирийском языке и изданную в Patrologia Orientalis. II. P. 322. 402 Тогда Анастасий и опубликовал текст, именуемый «Типос», возможно, составленный Севером. Он анафематствует Халкидонский собор. Но, по-видимому, текст этот так и не получил статуса официального императорского указа (ср.: Moeller Ch. Un fragment du Type de l " empereur Anastase Ï Studia Patristica III (­TU 78). Berlin, 1951. S. 240—247). 403 Эта знаменитая сцена описана в «Житии св. Саввы» Иоанна Скифопольского, одном из основных исторических источников для религиозной истории этого периода (Ср.: Festugiere A.J. Les Moines d " Orient. II. Paris, 1961 P. 78—80). 404 Об этой связи см.: Richards. Popes. P. 62—68. 405 Nov. Р. 35—36. Ср. прекрасный комментарий этого текста: Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background//Dumbarton Oaks Studies (далее: DOP). 9,2. Washington, DC, 1966. P. 815—819; см. также: Meyendorff J. Emperor Justinian, the Empire and the Church. DOP 22 (1968). P. 45—60; переиздано в The Byzantine Legacy in the Orthodox Church, Crest-wood, NY, 1982. P. 43—66. 406 Очень хорошее обсуждение этого положения см.: Richards. Popes. P. 133—135. 407 Этот праздник впоследствии превратился в празднование первых четырех, затем первых шести соборов. Он и в наше время сохраняется в византийском календаре. Ср.: Salaville S. La fête du concile de Chalcédoine dans le rite byzantin//Chalkedon. IL P. 677—695. Подробное описание событий: VasilievA. Justin I. Cambridge, Mass., 1950. P.136—144. 408 Collectio Avellana, ed. Günther О.//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum latinorum. 35, IL Vindobonae, 1898. Поел. 16В. P. 520. (Ср. также: PL. 63. Col. 393.) Avellana- знаменитое собрание писем и других документов, относящихся к «схизме Акакия» и ее последствиям. Наиболее современное критическое изучение этого собрания сделано В. Боровым. Collectio Avellana как исторический источник.//Богословские Труды. Т.1. Москва, 1962. С. 111 — 139.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

   Существует аннотированный перевод «Энотикона» в: Coleman-Norton P.R. Roman State and Christian Church. A Collection of Legal Documents. A.D. 535 (далее: CN). III. P. 924—927.    Совершенный отказ от Халкидона был так же неприемлем для Константинополя, как и для Рима, в особенности потому, что канонические права Константинополя отныне зависели от 28-го правила.    См. выше. О роли Геласия при папском дворе его предшественников, Симплиция и Феликса III, см.: Koch H. Gelasiusim Kirchenpolitischen Dienst seiner Vorgänger. München, 1935; Ullmann W. Gelasius I (492—496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter (­ Päpste und Papsttum, 18). Stuttgart, 1981.    Ср., в частности: Ullmann W. The Growth of Papal Government in the Middle Ages. London 1955. P.14—31.    Ep 8, PL 59. 42A.    Письмо Феликса III Акакию (очень вероятно, написанное Геласием). Ер 1. PL 58. Col. 894—896; о роли Геласия в написании писем Феликса см.: Koch H. Gelasius im Kirchenpolitischen Dienst seiner Vorgänger Simplicius und Felix III//München, Bayer. Akad. derWiss., Sitzungsberichte, Phil. Hist. Abt. 1933. B. 6. Следует, однако, отметить, что Геласий никогда не претендовал на главенство над императорами и никогда не думал об отлучении Зинона (Richards. Popes. P. 21—24).    Jedin-Dolan. History. II. New York, 1980. P. 618.    Ep II. PL 59. Col. 13—19.    Liber Pontificalis (далее: LP), изд. Duchesne L. Paris, 1955. P. 258 (tr. p.l 14).    См. подробное описание вопроса: Duchesne L. L " Eglise. P. 138—139.    Текст подлогов: Duchesne L. LP in tr. p. CXXXIII.    Текст в PL 63. Col. 167—208. Наиболее полный современный анализ событий и проблем Лаврентиевского и Симмаховского расколов см: Richards. Popes. P. 69—99. Глава VI. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ...    Эфесский собор (431) был окончательной победой над несторианством на Востоке и торжеством христологии, выраженной святым Кириллом Александрийским и основанной на том, что Иисус Христос обладает только одним субъектом, или ипостасью. Субъект этот есть предсуществующий Логос, второе Лицо Троицы. Единство субъекта предполагает Богоматеринство Девы Марии (Она есть воистину Богоматерь и Theomokos-Бoropoдuцa) и теопасхизм (не кто иной, как сам Сын Божий, пострадал на Кресте по Своей телесной природе). Эта христология Кирилла была действительно в полном согласии с никейской верой. Никейский Символ утверждает в словах это же самое единство субъекта. Именно Сын Божий, «единосущный Отцу», «воплотился от Духа Свята и Марии Девы», был рас пят при Понтийском Пилате, страдал и был погребен. Туже Личность или субъект исповедуют как Сына Божия и Сына Марии; это керигматическое утверждение предполагает, что для спасения Своего творения Творец полностью воспринял падшее, смертное состояние человечества, сделав его «Своим» даже до смерти, для того чтобы через Воскресение оно стало причастным Его собственному бессмертию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

   В VI и VIIbb. Римская церковь по-прежнему играла роль связующего звена между Востоком и Западом, что с особенной ясностью показывает святой Григорий Великий. Однако осуществлялось это ценой известных внутренних противоречий. Принимая пентархию, участвуя в имперской византийской системе, Римская церковь в то же время всякий раз прибегала к аргументу Петрова апостольства, когда могла использовать его для отстаивания своей юрисдикции. Возможно, эта Янусова двуликость могла бы удерживаться гораздо дольше, если бы высокомерие и небрежение византийских императоров-иконоборцев не обрекли бы папство на то, чтобы стать западным институтом, связанным с каролингской монархией сначала как орудие, а затем как яростный соперник в борьбе за господство над централизованным и культурно единообразным латинским христианством.    См. цифры у Llewelyn P. Rome in the Dark Ages. London, 1970. P. 80—81, 168—169. Земля, принадлежавшая римской церкви, покрывала более 500 000 гектаров (Bras G. le. L " église romaine et les grandes églises occidentales après la mort de Grégoire le Grand//Settimane de studio del Centro di Studi sull " altro medioevo. V. 1958. P. 199).    Законодательство Юстиниана предусматривало наблюдение епископов за функционированием гражданской администрации также и в восточной части Империи. См.: Novellae VIII (edictum) et LXXXVI. — В.А    Llewelyn P. Op. cit. P. 183; см. также наиболее исчерпывающее недавнее исследование о греческом духовенстве в Риме: Sansterre J. M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du IVe — fin du IXe s.). I-II. Bruxelles, 1980.    Эти различные аспекты роли Церкви ср. у Goubert P. Byzance avant l " Islam. II. Byzance et l " Occident sous les successeurs de Justinien, 2.    Ср.: Richards. Popes. P. 323—338. .    Cp.: Goubert P. Op. cit. P.158—160; ср. также: Congar Y. L " ecclésiologie du Haut Moyen-Age de St. Grégoire le Grand à la désunion entre Byzance et Rome. Paris, 1968. P. 204—205.    Doelger. Reg. 232—233; эта история находится также у Agnellus. Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis//Monumenta Germaniae Historica, scr. rer. Longobardorum. P. 112—124; ср.: Richards. Popes. P. 196—6; Lemerle P. Les repercussions de la crise de l " empire d " Orient au Vile-siècle sur les pays d " Occident//Settimane V, 1. Spoleto, 1958. P. 723—726; и особенно Simonini A. Autocefalia ed esarcato in Italia. Ravenna, 1969. P. 63—116. Термин «автокефалия» предполагал независимость архиепископа от митрополита данной области (то есть для Равенны от римского епископа) и непосредственную связь с Константинополем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010