I. От установления рим. владычества до 1-го антирим. восстания (63 г. до Р. Х.-66 г. по Р. Х.). После захвата Иерусалима Помпеем Иудея стала рим. провинцией, Иоанн Гиркан II сохранил титул первосвященника и позднее получил титул «этнарх» . Аристовул II был увезен в Рим пленником, что позволило в значительной мере контролировать оппозицию. Иудея лишилась части территорий: все города, населенные неевреями, были переданы под прямое управление сир. наместнику. Несмотря на то что римляне предоставили евреям значительную автономию во мн. вопросах, не касавшихся налогов и внешней политики, положение Иудеи после почти вековой независимости воспринималось евреями как унизительное. Однако попытки вернуть status quo (восстания 57 и 56 гг. до Р. Х.) закончились поражением. В 40 г. при помощи парфян сыну Аристовула II, Маттафии Антигону, удалось снова захватить власть в Иудее. Он пользовался популярностью среди евреев, у которых появилась надежда на восстановление хасмонейской династии. Однако его правление продлилось лишь до 37 г., когда он был низложен, а затем по настоянию Ирода казнен. Вместо Маттафии Антигона на иерусалимский престол римляне возвели своего ставленника, сына Антипатра Ирода ( Ios. Flav. Antiq XIV-XVII; см.: Kasher. 2007; Kokkinos. 1998; Richardson. 1999). Крепость Масада. 37–25 гг. до Р. Х. Крепость Масада. 37–25 гг. до Р. Х. Политика Ирода отличалась двойственностью: он хотел стать наследником династии Хасмонеев, для чего женился на Мариамне, внучке Гиркана II; иудеи же ненавидели его как «друга римлян», царя греков и римлян, живших в Иудее, строителя эллинистических городов. Будучи наполовину идумеянином, Ирод не мог получить широкую поддержку в народе (основными его противниками становятся фарисеи); в борьбе за укрепление своей власти он превратился в истребителя рода Хасмонеев, убив последних его представителей. Правление Ирода отмечено новым всплеском эллинизации, и прежде всего грандиозным строительством, развернувшимся по всей стране. Понимая, что Иерусалим никогда не станет столицей гос-ва, общего для евреев и греков, он построил Кесарию Приморскую, ставшую 2-й, греч., столицей. Появление неск. гос. центров неизбежно вело к децентрализации власти. Желая укрепить собственную власть и избавиться от конкуренции со стороны священников храма, Ирод намеренно отдавал должность первосвященника в руки послушных ему людей, благодаря чему получал полный контроль над всем, что происходит в стенах храма. Авторитет храма сильно пошатнулся, однако укрепился авторитет учителей закона.

http://pravenc.ru/text/293912.html

в частности:  Weinreich O.  Antikes Gottmenschentum. S. 633–651;  Leisegang H.  Der Gottmensch als Archtypus. S. 9–45;  Beier L.  ΘΕΙΟΣ ΑΝΗΡ;  Dibelius M.  From Tradition to Gospel. P. 70–97;  Bultmann R.  The History of the Synoptic Tradition. P. 218–231. Фактическим повторением данной концепции является также:  Ehrman   B.  How Jesus Became God. P. 11–45. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского 3, 38. С. 68. Petzke G. Die Traditionen über Apollonius von Tyana und das Neue Testament. S. 68–72. «чудесах» Аполлония ученые усматривают элементы фокусничества и обмана, а в его отношении к людям — признаки гордыни и самомнения. Cм.: Evans C. A.  Jesus and His Contemporaries. P. 249–250. Евсевий Памфил. Против Похвального слова, написанного Филостратом в честь Аполлония 35 (Flavii Philostrati  opera. P. 398). Hahn F.  The Titles of Jesus in Christology. London, 1969. P. 11–13; 288–299. в частности:  Taylor V.  The Formation of the Gospel Tradition. P. 119–141;  Richardson A.  The Miracle Stories in the Gospels;  Manson W.  Jesus the Messiah. P. 33–50. Meier J. P.  A Marginal Jew. Vol. II. P. 595–601. Blackburn B.  Theios Anr and the Marcan Miracle Tradition. P. 1–12, 263–266. критику этой теории на примере так называемой «Марковой общины» см. b:Pemerson D. N.  The Origins of Mark. P. 151–202. Conzelmann H.  The Theology of St Luke. P. 13. напр.:  Stendahl K.  The School of Matthew. P. 20–29 (автор представляет Евангелие от Матфея как «учебник» для «Матфеевой школы»). Thompson W. G.  Matthew’s Advice to a Divided Community. P. 258–264. Carter W.  Matthew. P. 71. Deutsch C.  Hidden Wisdom and the Easy Yoke. P. 17. Meier J. P.  The Vision of Matthew. P. 6–15;  Meier J. P.  Matthew. P. XI–XII. Похожую картину рисует У. Луц, считающий, что «Евангелие от Матфея родилось в иудейско-христианской общине, которая становилась более открытой к христианской Церкви из язычников в период после 70-го года». См.:  Luz U.  Studies in Matthew. P. 7–13. Carlston Ch. E., Evans C. A.  From Synagogue to Ecclesia. P. 186–244.

http://patriarchia.ru/db/text/4620425.ht...

(105) Не понимаем, как мог Zockler усмотреть в нем " eine Synthese von bischoflicher Regententugend und von asketischer Strenge " . Askese und Monchtum, B. II, p. 333. (106) Мартин живет inter clericos dissidentes, inter episcopos saevientes, cum fere cotidianis scandalis. D I 24, 3. (108) non alii fere insectatores eius, licet pauci admodum, поп alii tamen quam episcopi ferebantur. Ib. c. 27, 3; Cf. D I 26, 3. (109) пес multum aberat, quin cogeretur imperator Martinum cum haereticorum sorte miscere. D III 12, 2. (119) miseros se fatentes, si qui diutius in congregatione multorum, ubi humana esset patienda conversatio, residissent. D I 11, 7. (120) non esse autem dubium, quin Antichristus, malo spiritu conceptus, iam natus esset et iam in annis puerilibus constitutus. D II 14, 4. (122) Характерно для аристократического общества, что среди этого всеобщего обесценения остается место для благородства крови. О Мартине, человеке простого звания, Сульпиций считает нужным отметить: " Parentibus secundum saeculi dignitatem non infimis " . V. M. c. 2. (124) 12 октября. Св. Мартин называется здесь епископом " в Константине граде Галилейстем " . Та же история рассказывается отдельно 13 февраля. Общая канва жития и ряд деталей не оставляют сомнения в том, что чтимый святой не кто иной, как епископ Турский.   notes Примечания 1 См.: Gennadius. De viris illustribus, 19./Ed. E.C. Richardson. Texte und Untersuchungen 14, i (1896), p. 96. Исчерпывающее собрание сведений средневековых авторов (от Паулина Ноланского до Эразма Роттердамского) о Сульпиции содержится в издании: H. de Prato. Sulpicii Severi opera ad MSS. codices emendata (2 vols., Verona, 1741 & 1754), I, рр. xxxiii - liv. Интересно также отметить, хотя, возможно, это и не относится к делу, что в одной надписи из Бордо речь идет о некоем Sul(picia) Severa: CIL, XIII, i, ? 858. 2 Paulinus, ep. 5, 4-5 (CSEL 29, pp. 27-28). Обоснование именно этой даты см.: P. Fabre. Saint Paulin de Nole et l " amitie chre tienne. Paris, 1949, рр. 13-16. 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Конституцией «Ex Commissae» от 13 янв. 1672 г. К. установил контроль за извлечением мощей из рим. катакомб: свящ. реликвии теперь могли быть выданы только с письменного разрешения генерального викария Рима, освидетельствовавшего их подлинность. 23 июня 1670 г. папа утвердил новый устав конгрегации лазаристов (изменен в соответствии с рекомендациями комиссии кардиналов, созданной еще при папе Клименте IX). 2 мая 1672 г. утвердил устав основанной в Гватемале монашеской конгрегации вифлеемитов. С целью поощрения миссионерской деятельности в Вост. и Юго-Вост. Азии К. продолжил проводившуюся при папах Александре VII и Клименте IX реформу церковных структур, объявив о независимости от юрисдикции архиепископа Гоа апостольских викариев, действовавших в этом регионе (за исключением португ. владений). Буллой «Decet Romanum Pontificem» от 23 дек. 1673 г. действие испан. и португ. патроната над католич. миссиями было ограничено колониальными владениями этих держав. Папа подтвердил право миссионеров путешествовать в Вост. Азию любым маршрутом, а не только через Лиссабон и Гоа. 1 окт. 1674 г. К. основал епископскую кафедру Квебек, 1-ю во франц. владениях в Сев. Америке. В ходе торжеств по случаю юбилейного 1675 г. (см. «Annus sanctus» ) К., несмотря на преклонный возраст, 5 раз посетил 7 папских базилик Рима, возглавил публичное чтение молитв Розария на октаву праздника Пресв. Богородицы - Царицы Розария в ц. Санта-Мария-сопра-Минерва, 18 сент. совершил чин омовения ног 12 паломников. Похоронен в базилике св. Петра; на его могиле по распоряжению кард. П. Палуцци Альтьери было сооружено монументальное надгробие, проект которого выполнил М. де Росси. Ист.: Arisio E. Memorie sulla vita di Clemente X. R., 1863; Bullarium magnum romanum. 1869. T. 18; La politica della S. Sede nella rivoluzione di Masaniello: Da documenti inediti dell " Archivio Vaticano/A cura di E. Visco. Napoli, 1923; Dainville Barbiche S., de. Correspondance du nonce en France Fabrizio Spada (1674-1675). R., 1982. Лит.: Bildt C. Christine de Suède et le Conclave de Clément X (1669-1670). P., 1906; Dubruel M. La Cour de Rome et l " extension de la régale//RHEF. 1923. T. 9. N 43. P. 161-184; Ehrle F. Roma al tempo di Clemente X: La pianta di Roma di Giambattista Falda del 1676. R., 1931; Pastor L., von. Storia dei papi dalla fine del Medio Evo. R., 1961. Vol. 14. Pt. 1. P. 628-684; Schiavo A. Palazzo Altieri. R., 1962; Karsten A., Pabsch M. Das Grabmal Clemens X. Altieri//Städel-Jb. N. F. Münch., 1999. Bd. 17. S. 295-312; Beddard R. A. Pope Clement X " s Inauguration of the Holy Year of 1675//AHPont. 2000. Vol. 38. P. 97-117; Beaven L. «É cortesi, erudito, e disinvolto ai pari di qualunque altro buon corteggiano»: Cardinal Camillo Massimo (1620-1677) at the Court of Pope Clement X//The Possessions of a Cardinal: Politics, Piety, and Art, 1450-1700/Ed. M. Hollingsworth, C. M. Richardson. Univ. Park (Penn.), 2010. P. 309-327.

http://pravenc.ru/text/1841399.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) Достижение «Октября» Американец Дэн Гриффитс, говорят, приводит в своей книге 261 определение социализма . Я этой книги, к сожалению, не читал, но глубоко уверен, что 262-го, самого полного при своей краткости, в его книге нет. Слышали его немногие и дано оно проф. В. Ключевским в коридоре Московского Императорского университета при следующих обстоятельствах. После одной из его лекций, студенты, увидав, что любимый профессор «в ударе», окружили его при выходе из аудитории и стали засыпать вопросами. Попросили также формулировать понятие социализм. – Социализм, это такой государственный порядок, – отчеканил уже слегка дребезжащим голосом Василий Осипович, – при котором всем, без различий пола, возраста, национальности, религии, рода занятий и культурного уровня, жить будет в равной мере, – тут он сделал короткую паузу, – невыносимо! Тогда никто из нас, студентов, этой формулы не понял и не оценил. Гнет кровавого царизма отнимал у нас подтверждающие ее аргументы, экспортируя их носителей то в Шушенское, то в Женеву. Потом царизм пал. «Февраль» импортировал главных носителей идеи социализма при любезной помощи германского генштаба. Они блестяще аргументировали В. О. Ключевского. Русский мужик понял аргумент сплошной коллективизации. Рабочий воспринял аргумент стахановщины и к нему прилежащие. Интеллигенция не поняла, за немногими исключениями, несмотря на блестящую аргументацию Ежова и Жданова. Придется несколько отвлечься от темы в силу того, что в термин «русский интеллигент» вкладывают, обычно, множество различных, чисто противоречивых, понятий. См. What is Socialism? A Symposium/Ed. D. Griffiths. London: G. Richards, 1924. Во время моего студенчества, в первом десятилетии ХХ в., охотно-рядские «молодцы» с рыбных складов Громова и Колчанова кричали: – Бей телигенцу! – и били неосторожно подвернувшихся им молодых людей в фуражках с синим околышем. Именно в этом околыше для них содержалась альфа и омега диплома на интеллигентность.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

63 This is a good verse to point out to Jehovah Witnesses, by the way, given their misplaced obsession over the word Theos and the question of whether it includes the definite article («the») or not. 64 For example, key on these issues are Wiard Popkes and Ralph Brucker, eds., Ein Gott und ein Herr: zum Kontext des Monotheismus im Neuen Testament (Neukirchen-Vluyn: Neukirchener, 2004); Nathan MacDonald, Deuteronomy and the Meaning of «Monotheism» (Tübingen: Mohr Siebeck, 2003); Johannes Woyke, Götter, «Götzen», Götterbilder: Aspekte einer paulinischen «Theologie der Religionen» (Berlin: de Gruyter, 2005); Reinhard Feldmeier and Hermann Spieckermann, God of the Living: A Biblical Theology (Waco, TX: Baylor University Press, 2011); Erik Waaler, The Shema and the First Commandment in First Corinthians: An Intertextual Approach to Paul’s Re-Reading of Deuteronomy (Tübingen: Mohr Siebeck, 2008). 66 «This is a view that scholars have called henotheism, in distinction from the view I have thus far been calling monotheism. Monotheism is the view that there is, in fact, only one God. Henotheism is the view that there are other gods, but there is only one God who is to be worshiped» (Ehrman, How Jesus Became God, 53). 67 William Horbury, «Jewish and Christian Monotheism in the Herodian Age,» in Early Jewish and Christian Monotheism (eds. Loren T. Stuckenbruck and Wendy E. S. North; London: T&T Clark, 2004), 17. 70 Помимо уже упомянутой работы Бокема, см. также: N. T. Wright, The Climax of the Covenant: Christ and the Law in Pauline Theology (Edinburgh: T&T Clark, 1991); C. F. D. Moule, The Origin of Christology (Cambridge: Cambridge University Press, 1977); Max Turner, « ‘Trinitarian’ Pneumatology in the New Testament? – Towards an Explanation of the Worship of Jesus,» AsTJ 58 (2003): 167–86; Mehrdad Fatehi, The Spirit’s Relation to the Risen Lord in Paul: An Examination of Its Christological Implications (Tübingen: Mohr Siebeck, 2000); Paul A. Rainbow, «Monotheism and Christology in 1Corinthians 8:4–6» (unpublished DPhil, Oxford, 1987); idem, «Jewish Monotheism as the Matrix for New Testament Christology: A Review Article,» NovT 33 (1991): 78–91; Paul-Gerhard Klumbies, Die Rede von Gott bei Paulus in ihrem zZeitgeschichtlichen Kontext (Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992); Neil Richardson, Paul’s Language about God (Sheffield: Sheffield Academic Press, 1994); Francis Watson, «The Triune Divine Identity: Reflections on Pauline God-Language, in Disagreement with J. D. G. Dunn,» JSNT 80 (2000): 99–124; Tilling, Paul’s Divine Christology; S. Vollenweider, Horizonte neutestamentlicher Christologie: Studien zu Paulus und zur früchristlichen Theologie (Tübingen: Mohr Siebeck, 2002); Larry W. Hurtado, «First-Century Jewish Monotheism.» JSNT 71 (1998): 3–26; Reinhard Feldmeier, «Christologische Theologie,» in Paulus Handbuch (ed. Friedrich W. Horn; Tübingen: Mohr Siebeck, 2013), 309–14 и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

В «Д.» впервые в христ. лит-ре упоминаются посты в среду и пятницу (8. 1; см. ст. Седмичный круг богослужения ) и предкрещальный (с к-рым связано происхождение Великого поста ; 7. 1-4); свидетельство «Д.» также важно для исследования происхождения круга суточных служб (здесь говорится о троекратном чтении «Отче наш» в течение дня: 8. 1-3) и установления празднования воскресенья (14. 1). Изд. и коммент.: Θιλθεος (Βρυννιος), μητρ. Διδαχ τν δδεκα ποστλων... Κωνσταντινοπολις, 1883; Harnack A. , von. Die Lehre der zwölf Apostel. Lpz., 1884; Taylor C. The Teaching of the Twelve Apostles, with illustr. from the Talmud. Camb., 1886; Harris J. R. The Teaching of the Apostles. L., 1887; Funk Fr. X. Doctrina duodecim apostolorum. Canones apostolorum. Tüb., 1887; Jacquier E. La doctrine des douze apôtres et ses enseignements. P.; Lyon, 1891; Horner G. W. A New Papyrus Fragment of the Didache in Coptic//JThSt. 1924. Vol. 25. P. 225-231; Schmidt C. Das koptische Didache-Fragment des British Museum//ZNW. 1925. Bd. 24. S. 81-99; Peradse G. Die Lehre der zwölf Apostel in der georgischen Überlieferung//ZNW. 1932. Bd. 31. S. 111-116; Richardson C. Ch. The Teaching of the Twelve Apostles, Commonly Called the Didache. Phil., 1953; Lefort L. Th. Les Pères apostoliques en Copte. Louvain, 1952. (CSCO; 135-136; Copt. 1-18); Audet J. P. La Didachè: Instructions des Apôtres (Διδαχα τν ποστολν). P., 1958; Kraft R. A. Barnabas and the Didache. N. Y., 1965; Mattioli U. La Didachè: Dottrina dei dodici apostoli/Introd., trad. e note di U. Mattioli. R., 1976; Wengst K. Didache. Apostellehre. Barnabasbrief. Zweiter Klemensbrief. Schrift an Diognet/Eingel., hrsg., übertr. und erkl. Münch., 1984; Didache: Zwölf-Apostellehre - Traditio Apostolica: Apostolische Überlieferung/Hrsg. G. Schöllgen, W. Geerlings. Freiburg etc., 1991. (Fontes Christiani; 1); Rordorf W. , Tuilier A. La Doctrine des douze apôtres (Didachè): Introd., texte, trad. P., 19982. (SC; 248); Niederwimmer K. The Didache: A Comment.: Transl. Minneapolis, 1998; Учение 12 апостолов/Пер.: прот. В. Асмус//Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 25-63; Milavec A. The Didache: Text, Transl., Analysis and Comment. Collegeville (MN), 2004.

http://pravenc.ru/text/Дидахе.html

Всеволод Константинович Дубровский – сотрудник И. Л. Солоновича, издатель «Нашей страны». Фридрих-Вильгельм-Август Фрёбель (1782–1852) – немецкий педагог. См. What is Socialism? A Symposium/Ed. D. Griffiths. London: G. Richards, 1924. Насмешливое прозвание партии меньшевиков, по фамилиям ее лидеров. Макс Нордау (1849–1923) – врач и писатель, родом из Венгрии (немецкоязычный еврей). Братья Дуровы – известная цирковая династия дрессировщиков; Джеймс Филлис – автор книги «Основы выездки и езды» (первое русс, издание – 1901 г.). Марк Вениаминович Вишняк (1883–1976) – юрист, публицист. Эмигрировал в 1919 г.; в 1946–1958 гг. редактор русского отдела американского еженедельника «Time». Фиораванти был родом из Болоньи. Рецепт, прикрепленный к лекарству. Московский Рабочий, 1947, Москва. – Прим. автора. Полное название монографии: «Торговля и промышленность Москвы в XVI–XVII bb.» (М., 1910). Союз освобождения народов России. То же самое можно сказать и о мечетях в Крыму и на Кавказе. – Прим. автора. «Новое русское слово», Прим. автора. Русское объединенное Общество взаимопомощи в Америке, основанное в 1926 г. и имевшее своим центром ферму-поселок в Нью-Джерси. «Знамя России», Прим. ред. газеты. Михаил Петрович Бачманов, иначе Бочманов (f Линц, 1972), морской офицер, с 1920 г. в эмиграции; во время Второй мировой войны один из организаторов русских «белых батальонов» в Латвии. Мартин Нимеллер (1892–1984) – немецкий пастор, богослов, антифашист, пацифист; в 1952 г. посетил СССР по приглашению советского правительства, лауреат Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967). Борис Петрович Кадомцев (1887–1969) – экономист, литератор, публицист. Эти рассказы включены нами в сборники «Италия без Колизея» (СПб.: Алетейя, 2014) и «Никола Русский» (СПб.: Алетейя, 2016). Месняев Григорий Валерианович (1892–1967) – писатель, журналист. В 1909 г. окончил Орловский Бахтина кадетский корпус. Продолжил учебу на юридическом факультете Киевского университета. В 1914 г. поступил в Виленское военное училище, по окончанию которого служил в 152й пехотном Владикавказском генерала Ермолова полку 38й пехотной дивизии.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Этот эпизод нетрудно привязать к определенному времени. Проповедь, услышанная Афу в день Пасхи, очевидно, то самое Пасхальное послание Феофила, которое, по Созомену, так оскорбило и разгневало монахов пустыни. В этом послании, говорит Созомен , Феофилу «случилось сказать, что Бога следует представлять бестелесным и чуждым человеческой форме» (Hist. Eccl. VIII, 11 ). То же самое проповедовал он сам в своем храме – и с тем же эффектом (см. также Сократ Схоластик , Hist. Eccl. VI, 7 ). Пасхальное послание Феофила 399 года не сохранилось. Однако Геннадий Марсельский приводит его резюме: «Sed et adversum Anthropomorphitas haereticos, qui dicunt Deum humana figura et membris constare, disputatione longissima confutans, et divinarum Scripturarum testimoniis arguens et convincens eos, ostendit Deum incorruptibilem et incorporeum juxta fidem Patrum credendum, neque ullis omnino membrorum lineamentis compositum, et оЬ id nihil ei in creaturis simile per substantiam, neque cuiquam incorruptibilitatem suae dedisse naturae, sed esse omnes intellectuales naturas corporeas, omnes corruptibiles, omnes mutabiles, ut ille solus corruptibilitati et mutabilitati non subjaceat, «qui solus habet immortalitatem”» [Но и еретиков антропоморфитов, говорящих, будто Бог имеет человеческий облик и члены, опровергал пространным рассуждением, убеждая и приводя свидетельства Божественных Писаний; и показывал, что, согласно учению отцов, следует верить в Бога как в нетленного и бестелесного, не содержащего каких-либо членов и очертаний; а следовательно, ничто тварное не подобно Ему по естеству, и ни одна тварь не нетленна по природе, но вся разумная природа телесна, вся тленна, вся изменчива, в то время, как только Он не подвержен тлению и изменению – «единый имеющий бессмертие»] (De scriptoribus ecclesiasticis, XXXIV; р. 74 Richardson) 397 . То же послание упоминает Иоанн Кассиан : «Theophili praedictae urbis episcopi solemnes epistulae commearunt, quibus cum denuntiatione paschali contra ineptam quoque Anthropomorphitarum haeresim longa disputatione disseruit, eamque copioso sermone destruxit» [Пришли праздничные послания епископа вышесказанного города Феофила, в которых с назначением дня Пасхи он поместил длинное рассуждение и против нелепой ереси антропоморфитов, и опроверг ее обильной речью] (Coll. Х, 2). Далее Кассиан описывает смятение по поводу этого резкого послания в монастырских кругах, особенно «in eremo Scitii» [в Скитской пустыне]: во всех монастырях, кроме одного, послание запрещалось читать как публично, так и частным образом – legi aut recitari. Самого архиепископа подозревали в ереси и осуждали velut haeresi gravissima depravatus [как зараженного весьма важной ересью], ибо он противоречит Священному Писанию – impugnare sanctae scripturae sententiam videretur. Разве не написано, что человек создан по образу Божию?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

27. Pelikan (2005) — Pelikan J. The Will To Believe and the Need for Creed. Delivered on December 5, 2003, at the Beinecke Rare Book and Manuscript Library in conjunction with a “Сопсегт of Credo Setting in Honor of Jeroslav Pelikan”//Orthodox and Western Culture. A Collection of Essays Honoring Jaroslav Pelikan on His Eightieth Birthday. New York St Vladimir’s Seminary Press, 2005. P.176177. 28. Richards (1931) — George W. Richards. The Place Of Adolph von Garnack Among Church Historians//The Journal Of Religion. 1931. Vol.11. No. 3 (Jul.). 29. Ricken (1971) — Ricken F. Zur Frühgeschichte der Christologie. Ihre biblischen Anfange und die Lehformel von Nikaia/Ed. by B. Welte. [Questiones Disputatae 51]. Freiburg, 1971.   Данная проблема была обозначена задолго до немецкого ученого. Более раннее использование термина принадлежит известному историку И.Г. Дройзену, который в середине XIX в. использовал термин «эллинизм» в связи с 2 Мак. См.: [Дройзен, 2011, т.1].   Источник: Пронина А.С. Вопрос об эллинизации христианства в богословском наследии Ярослава Пеликана//Христианское чтение. 2023. С.24–38 DOI 10.47132/1814-5574_2023_2_24 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям

http://bogoslov.ru/article/6194213

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010