58 См., например, Dodd С. Н. History and the Gospel. London, 1938; ср. «Eschatology and History» – приложение в книге: The Apostolic Preaching and Its Developments. N. Y., 1936 (новое издание – 1944 г.). 60 Loewith, Karl. Meaning in History: The Theological Implications of the Philosophy of History. Chicago, 1949, рр. 196–197; ср. другие его работы: Skepsis und Glaube in der Geschichte//Die Welt als Geschichte. Jh. Х. 3 (1950); Christentum und Geschichte//Christentum und Geschichte, Vorträge der Tragung in Bochum vom 5. bis 8. October 1954. Dusseldorf, 1955. 61 Richardson, Cyril С. Church History Past and Present//Union Seminary Quarterly Review. 1949, November, p. 9. 62 Дальнейшее развитие этой темы см. в моей Дадлианской лекции «The Christian Dilemma», прочитанной 30 апреля 1958 г. в Гарвардском университете (до сих пор не опубликована). 63 Проблема «христианской истории» (в обоих смыслах выражения: «реальной истории» и «историографии») широко обсуждается в последние годы, и количество литературы, посвященной ей, необычайно велико. Есть несколько авторитетных обзоров по данному вопросу: Thils G. Bibliographie sur la théologie de l’histoire//Ephemerides Theologicae Lovanienses. Vol. 26, 1950, рр. 87–95; Olgiati F. Rapporti fra storia, metafisica е religione//Rivista di filosofia neoscholastica. 1950, рр. 49–84; Непгу Р. The Christian Philosophy of History//Theological Studies. XIII, 1952, рр. 419–433; см. также Shinn R. L. Christianity and the Probem of History. N. Y., 1953; Smit М. C. De Veroudingvan Christendom en Historie in derhuidige Roms-Katholicke geschicolbeschonwing. Kampen, 1950 (с резюме на французском языке). По тематике настоящей статьи необходимо также особо упомянуть следующие работы: Cullmann, Oscar. Christus und die Zeit. Zürich, 1945; английский пер.: Christ and Time. London, 1951; Barth, Karl. Kirchliche Dogmatik. Bd. III. 2. Zollikon-Zürich, 1948, SS. 524–780; Marsh, John. The Fulness of Time. London, 1952; Danielou, Jean. Essai sur le mystère de l’histoire. Paris, 1953; Le Mystère de l’Avent. Paris, 1948; Papers of the Ecumenical Institute, 5: «Оп the Meaning of History»//Oikoumene. Geneva, 1950; Frank, Erich. Philosophical Understanding and Religious Truth. N. Y, 1945; The Role of History in Christian Thought//The Duke Divinity School Bulletin. XIV, 3 (November, 1949), рр. 66–77; Butterfield Н. Christianity and History. N. Y., 1950; Rust Е. С. The Christian Understanding of History. London, 1947; Niebuhr, Reinhold Faith and History. N. Y., 1949; Ghichetta, Pietro. Teologia della storia. Rome, 1953; McIntyre, John. The Christian Doctrine of History. Edinburgh, 1957; Dawson, Christopher. Dynamics of World History/Ed. by John J. Mulloy. N. Y., 1957; Maritain, Jacques. On the Philosophy of History/Ed. By Joseph W. Evans. N. Y., 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

11 G. Rauschen, Das griechisch – römische Sulwesen zur Zeit des ausgehenden Heidentums, Bonn 1901, S. 19, ff. Вилльман, цит. Соч. I, 199–200, ср. 173, 184. 18 Вилльман, Дидактика 1, стр. 179. Поэтому, если христианская школа объявила философию « служанкой богословия», то в этом нет нужды усматривать только влияние иудейско-эллинской философии Филона, который впервые пустил в обращение названный термин. Хотя взгляд Филон первым христианским педагогам ( особенно Клименту Ал.) был хорошо известен, но основание для него дано было уже в древне-греческой философии. 19 Eusebius, Hist. eccles. V 10, kleine Fusgabe v. Ed. Schwartz (Leipzig 1908) p. 193; Sozomenus, Hist. eccles. III 15, Migne t. 67, c. 1804. Другие названия: «το τς κατηχσεως διδασκαλεον» (Eus. VI 3, р. 223) и « τν πιστν διατριβ» (Eus. VI 10, р. 193). Остальные названия так или иначе комбинируют или варьируют основные три имени. Об именах школы см. H. Guerike, De schola quse Alexandrise floruit catechetica, pars I (Halis Saxonum 1824), p. 8–9; F. Lehmann, Die Katechetenschule zu Alexandria (Leipzig 1896), S. 68 ff. 24 Hieronymus, Die viris inlustrjbus, cap. 36, ed. E. C. Richardson, «Texte u. Untersuchungen» v. Gebhardt u. Harnak XIV I, (Leipzig 1896), р. 25 Eusebius V 10, ed. Schwartz p. 193: « ξ ρχαου θους διδασκαλεου τν ερν λγων παρ ατος, т.е. ( т.е. у александрийцев) συνεσττος, και ες μς παρατεινεται» Ср. Eus. VI 18 S. 237–238 (приводится ниже). Самое название «διδασκαλεου» у греков применялось преимущественно к [ средней] школе « грамматика». Grassberger, цит. соч. II, 204. 26 Euseb. VI 19 р. 240. Свидетельство Филиппа Сидского (fragm. y Guerike op. cit. 21), что «первым руководителем Александрийского дидаскалиона ( как высшей школы?) был Афинагор», не заслуживает доверия, во-первых, потому, список этого автора для древнейшей эпохи вообще недостовенрен (см. Guerike р. 24: Климент, напр., ставится раньше Пантэна), во-вторых, потому что сам Филипп называет Афинагора в другом месте (Guerike р. 23) «καδημακς σχολς προστμενος », т.е. начальником Платоновской философской школы, а не богословской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

2 . Произведения многочисленных еретиков, от которых в основном сохранились лишь фрагменты. 3 . Труды язычников, противников христианства, таких как Цельс, Лукиан, Порфирий, Юлиан Отступник. 4 . Случайные упоминания о христианстве в трудах классических авторов того периода Тацита, Светония, Плиния Младшего, Диона Кассия. II. Хрестоматии (помимо включенных в «Библиотеки патристики») Gebhardt, Harnack, and Zahn: Patrum Apostolicorum Opera. Lips. 1876; second ed. 1878 sqq. Fr. Xav. Funk (католик): Opera Patrum Apost. Tubing. 1878, 1881, 1887, 2 vols. В последнее переиздание включена Didache. I. С. Тн. Otto: Corpus Apologetarum Christianorum, saeculi secundi. Jenae 1841 sqq., in 9 vols.; 2 nd ed. 1847–1861; 3 rd ed. 1876 sqq. («plurimum aucta et emendata»). Roberts and Donaldson: Ante–Nicene Christian Library. Edinburgh. (T. & T. Clark), 1868-«72, 25 volumes. Американское издание, расширенное, в котором произведения расположены в хронологическом порядке епископом Коуксом (А. С. Сохе, D. D.), с ценным библиографическим обзором: Е. С. Richardson, Bibliographical Synopsis, New York (Christian Literature Company), 1885-»87, 9 vols. Фрагменты более ранних произведений христианских авторов, труды которых утрачены, можно найти в сборнике Grabe: Spicilegium Patrum ut et Haereticorum Saeculi I, II, et III. (Oxon. 1700; new ed. Oxf. 1714, 3 vols.); Routh: Reliquiae Sacrae, sive auctorum fere jam perditorum secundi, tertiique saeculi fragmenta, quae supersunt (Oxon. 1814 sqq. 4 vols.; 2 nd ed. enlarged, 5 vols. Oxf. 1846–48); Dom. I. Β. Pitra (О. S. В., французский кардинал с 1863): Spicilegium Solesmense, complectens sanctorum patrum scriptorumque eccles. anecdota hactenus opera, selecta e Graecis, Orientialibus et Latinis codicibus (Paris 1852- " 60, 5 vols.). См. также: Bunsen, Christianity and Mankind, etc. Lond. 1854, vols. V, VI, and VII, содержит Analecta Ante–Nicaena (reliquiae literariae, canonicae, liturgicae). Ересиологические произведения Епифания, Филастрия, Псевдо– Тертуллиана и др. собраны в Franc. Oehler: Corpus haereseologicum. Berol. 1856–61, 3 vols. Они больше относятся к следующему периоду.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Simon M. Verus Israel. Etudes sur les relations entre Chrétiens et Juifs dans l’Empire Romain (135–425). Paris, 19642. Randellini L. La Chiesa dei Giudeo-cristiani. Brescia, 1968 (Studi Biblici 1). Mancini I. L’Archéologie judéo-chrétienne. Notices historiques. Jérusalem, 1977 (англ. пер.: Иерусалим, 1970; первое итал. изд.: Иерусалим, 1968). Manns F. Bibliographie du Judéo-Christianisme. Jérusalem, 1979. MacLennan R.S. Early Christian texts on Jews and Judaism. Atlanta, 1990 (Brown Judaic Studies 194). van der Horst P.W. Hellenism-Judaism-Christianity. Essays on Their Interaction. Leuven: Peeters, 1990, 1998r (Contributions to Biblical Exegesis and Theology 8). 342 p. Horbury W. Jewish–Christian relations in Barnabas and Justin Martyr. – Jews and Christians: The parting of the ways A.D. 70–135 (…) Tübingen, 1992 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 66), 315–345. Taylor (Miriam S.) Anti-Judaism and early Christian identity: a critique of the scholarly consensus. Leiden; New York: E.J. Brill, 1995 (Studia post-Biblica 46). 207 p. Mimouni S.C. Le judéo-christianisme ancien. Essais historiques. Paris, 1998. Judaism and Christianity in First-Century Rome/Edd. K.P. Donfried, P.Richardson. Grand Rapids/Cambridge: Eerdmans, 1998. XIV, 329 p. del Verme M. Didaché e origini cristiane: Una bibliografia per lo studio della Didaché nel contesto del giudaismo cristiano. – Vetera Christianorum 38, 2001, 5–39 (продолжение следует). См. также труд Ж.Даниэлу (выходные данные выше, с. 560). Раннее христианство и языческое государство. Преследования христиан Лебедев А. П. О причинах гонений на христиан во II, III и нач. IV века. – ПрибТСО 1883, ч. 32, 428–466. Он же. Из истории гонений на христиан во II и III веках. – Там же, 1884, ч. 33, 3–85, 343–383. Vogt J. Christenverfolgung I (historisch). – RAC II, 1954, 1159–1208. Last H. Christenverfolgung II (juristisch). – RAC II, 1954, 1208–1228. Moreau J. La persécution du christianisme dans l’empire romain. Paris, 1956. Нем. пер.: Die Christenverfolgung im römisschen Reich. Berlin; New York, 19712.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

В этом послании, говорит Созомен, Феофилу " случилось сказать, что Бога следует представлять бестелесным и чуждым человеческой форме " (Hist. Eccl. VIII, 11). То же самое проповедовал он сам в своем храме и с тем же эффектом (см. также Сократ Схоластик, Hist. Eccl. VI, 7). Пасхальное послание Феофила 399 года не сохранилось. Однако Геннадий Марсельский приводит его резюме: " Sed et adversum Anthropomorphltas haereticos, qui dicunt Deum humana figura et membris constare, disputatione longissima confutans, et divinarum Scripturarum testimoniis arguens et convincens eos, ostendit Deumincorruptibilemet incorporeum juxta fidem Patrum credendum, neque ullis omnino membro-rumlineamentis compositum, et ob id nihil ei in creaturis simile per substantiam, neque cuiquam incorruptibilitatem suae dedisse naturae, sed esse omnes intellectuales naturas corporeas, omnes corruptibiles, omnes mutabiles, ut ille solus corrupti-bilitati et mutabilitati non subjaceat, " qui solus habet immortali-tatem " " [Но и еретиков антропоморфитов, говорящих, будто Бог имеет человеческий облик и члены, опровергал пространным рассуждением, убеждая и приводя свидетельства Божественных Писаний; и показывал, что, согласно учению отцов, следует верить в Бога как в нетленного и бестелесного, не содержащего каких-либо членов и очертаний; а следовательно, ничто тварное не подобно Ему по естеству, и ни одна тварь не нетленна по природе, но вся разумная природа телесна, вся тленна, вся изменчива, в то время как только Он не подвержен тлению и изменению - " Единый имеющий бессмертие " ] (De scriptoribus eccle-siasticis, XXXIV; p. 74 Richardson). Тоже послание упоминает Иоанн Кассиан: " Theophili praedictae urbis episcopi solemnes epistulae commearunt, quibus cum denuntiatione paschali contra ineptam quoque Anthropomorphitarum haere-sim longa disputatione disseruit, eamque copioso sermone destruxit " [Пришли праздничные послания епископа вышесказанного города Феофила, в которых с назначением дня Пасхи он поместил длинное рассуждение и против нелепой ереси антропоморфитов и опроверг ее обильной речью] (Coll.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

И чтобы совсем уже закончить эту «жгущую» тему про «жаберные дуги», предлагаю посмотреть на соответствующий рисунок, где показаны фарингеальные складки эмбрионов разных видов животных на «хвостовой» стадии развития (Рис. 27): Рисунок 27. Вид головы и шейного отдела у некоторых эмбрионов позвоночных животных: а – морская минога ( Petromyzon marinus); b – глазчатый электрический скат (Torpedo ocellata); с – стерлядь (Acipenser ruthenus), d – листовая лягушка коки (Eleutherodactylus coqui); e – европейская болотная черепаха (Emys orbicularis); f – домашняя курица (Gallus gallus); g – лисовидный поссум (Trichosurus vulpecula); h – домашняя кошка (Felis catus). Взято из работы (Richardson et al., 1997). Как видно из рисунка, фарингеальные складки (у тех эмбрионов, у которых они вообще имеются) различаются между собой весьма заметно. Эта реальная картина входит в диссонанс с теми идиллическими рисунками, которые нарисовал нам в своё время Эрнст Геккель. Там «жаберные дуги» разных эмбрионов повторяли друг друга чуть ли не под копирку (см. рис. выше). Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь мощь теории эволюции очень велика. Если желание «доказать эволюцию» становится особенно сильным, то это желание, видимо, начинает влиять на объективную реальность. И под суровым взглядом верующего дарвиниста фарингеальные складки разных эмбрионов начинают выстраиваться в однотипные и аккуратные рядочки «жаберных щелей». Вообще, «эмбриологическими доказательствами эволюции» дарвиниста можно тихо троллить. 83 Например, как оказалось, у некоторых рыбьих эмбрионов 84 на определенном этапе развития имеется стадия, когда в формирующихся конечностях (будущих плавниках) начинают работать именно те самые гены, которые ответственны за образование у четвероногих – кисти и пальцев (именно кисти и пальцев, а не конечности в целом). Причем эти гены начинают работать именно в том месте и в то самое время, где у наземных позвоночных закладываются и формируются кисть и пальцы. В рамках теории эволюции это открытие стало большим сюрпризом. Никто не ожидал, что подобная стадия может обнаружиться и у рыб тоже. Ведь согласно современной теории эволюции, рыбы никогда никаких кистей и пальцев не имели. Эти части конечности считались более поздним изобретением эволюции (связанным с выходом животных на сушу).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Шохин, см. ВШ, и прим. 29) и в том, что, если Бог существует, то Он действительно их сотворил. Перевод с английского М. О. Кедровой Литература Брэдшоу 2012 – Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира. Пер. с англ. А. И. Кырлежева, А. Р. Фокина . М.: Языки славянских культур, 2012. Бухайм 2012 – Gottesbeweise als Herausforderung für die moderne Vernunft. Herausg. von T. Bucheim et al. Mohr Siebeck, 2012. Докинз 2008 – Dawkins R. The God Delusion. New York: First Mariner Books, 2008. Кант 1998 – Кант И. Критика чистого разума. М., 1998. Кедрова 2014 – Кедрова М. О. Theologia naturalis Ричарда Суинберна//(Суинберн 2014, 9–18) Крейг, Морленд 2009 – The Blackwell Companion to Natural Theology. Ed. By W. L. Craig and J. P. Moreland. Oxford etc.: Blackwell, 2009. Куммер 2009 – Kummer C. Der Fall Darwin. Evolutionstheorie contra Schopfungsglaube. München: Pattloch, 2009. Льюис 2005 – Льюис К. С. Просто христианство . Пер. с англ. И. Череватой. М.: Fazenda «Дом надежды», 2005. Мартин 2007 – The Cambridge Companion to Atheism. Ed. Be M. Martin. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. Никель, Шёнекер 2014 – Nickel G., Schonecker D. Richards Swinburne’s Concept of Religious Experience: An Analysis and Critique//European Journal for Philosophy of Religion, 2014. Vol. 6, N 1. P 177–198. Плантинга 2014 – Плантинга А. В защиту религиозного эксклюзивизма//Аналитический теист. Антология Алвина Плантинги. Сост. Дж. Сеннет. М.: Языки славянских культур, 2014. Роу 1979 – Rowe W. The Problem of Evil and Some Varieties of Atheism//American Philosophical Quarterly, Vol. 16. P 335–341. Сагарда 2004 – Сагарда Н. И. Лекции по патрологии II-IV века. М., 2004. Стамп, Кретцман 1981 – Stump E., Kretzmann N. Eternity//The Journal of Philosophy, 1981. Vol. 78, N. 8. P. 429–453. Суинберн 2004 – Swinburne R. The Existence of God. Oxford: Oxford University Press, 2004. Суинберн 2005 – Swinburne R. Faith and Reason. 2nd edition. Oxford: Clarendon Press, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

Ф. были использованы в качестве руководства при проведении раскопок Самарии (Севастии), Кесарии, Иродиона, Масады, Гамалы. Точность его географических указаний подтверждена археологическими исследованиями (см.: Aviam, Richardson. 2001; Farland. 2002). Один из апологетических методов И. Ф.- приведение цитат из рим. декретов и сенатусконсультов, касающихся дарования привилегий евр. общинам в греч. городах Азии. В нек-рых исследованиях эти документы рассматриваются как подлинные в своей основе ( Noethlichs. 1996. S. 80-89; Pucci Ben Zeev. 1998). Древние переводы книг И. Ф. Сохранилось 2 лат. перевода произведений И. Ф. В IV в. появился пересказ «Иудейской войны», озаглавленный «De excidio urbis Hierosolymitanae» (О разрушении Иерусалима) или «Historiae» (История) и подписанный именем Hegesippus (Гегесипп) (возможно, измененное Iosippus - форма имени И. Ф., часто встречающаяся в рукописях). Это сочинение было атрибутировано христ. историку II в. Егесиппу , хотя в некоторых рукописях текст приписывается свт. Амвросию Медиоланскому. «De excidio...» состоит из 5 книг; первые 4 содержат пересказ соответствующих книг «Иудейской войны», 5-я - материал из 5, 6 и частично 7-й книги И. Ф. Кроме того, Псевдо-Егесипп использует материал из «Иудейских древностей». В состав 2-й кн. включено «Tesmimonium Flavianum» (Свидетельство Флавия). В VI в. под рук. Кассиодора, министра короля остготов Теодориха, был сделан перевод «Иудейских древностей», в состав которого вошли «Жизнеописание» и трактат «Против Апиона». Этот перевод содержит множество ошибок, основанных на неправильном понимании греч. текста, однако он почти дословно передает греч. оригинал и т. о. служит прекрасным источником для реконструкции лежащего в его основе греч. текста. Кроме того, в этом переводе сохранился большой отрывок из 1-й ч. трактата «Против Апиона» ( Ios. Flav. Contr. Ap. I 51-114), пропущенный в дошедших до нас греч. рукописях. Перевод был сделан одним или неск. авторами, имена к-рых неизвестны. Будучи весьма распространен в средние века, он был издан И.

http://pravenc.ru/text/Иосиф Флавий.html

231  Из старинных учёных считают Евсевия Эмесского учителем Диодора – Cave cit. op. v. I, 266, Fabricius cit. op. t. IX, p. 278, Mai-Ang. Nova Patrum Biblioth., t. VI, p. 142, Ceillier d. Remy (cit. op. 704), Tillemont (Memoires. VIII p. 238). Schröch (cit. ed. Christliche Kirchengeschichte Th. X, 248 S.). Позднейшие учёные стоят также за Евсевия Эмесского, совсем не касаясь духовной связи Диодора с Евсевием Кесарийским . Ср. Semisch – RE 3 В. IV, 672–673 S.; Venables – DChB, v. I, p. 838. Kihn H. Die Bedeutung der Antiochenischen Schule. cit. ed. 52 S Moëller-Schubert. Lehrbuch d. Kirchengeschichte cit. ed. 497; Kihn. Patrologie B. II. 212 S.; Godet – DTC. v. I p. 1364. В цит. трудах см. и последовательность обучения Диодора истинам Христовой веры – сначала Силуан Тарсский, а затем Евсевий Эмесский. 232  Литература об Евсевии Эмесском (откуда заимствованы и хронологические данные): J. Christiani Guil. Augusti Vita Eusebii et annotationes historicae et philologicae – PG LXXXVI, col. 463–504; Tillemont. Memoires VI, t. col. 133–134; I. C. Thilo. Über die Schriften des Eusebius von Alexandrien und des Eusebius von Emisa. Halle 1832. Ср. – RE 3 VI. 618 S.; Godet – DTC, v. V, col. 1537; DChB. I v. p. 358; Bardenhewer. Geschichte d. altkirch. Literatur III. B. cit. op. 263–264 S., его же Patrologie 281 S. 238  Ibid. Ср. Hieronymus. De viris illustribus XCI – cit. ed. Richardson-Gebhardt. 45–51 SS. русский перевод V, 533 стр. 239  Год смерти Евсевия устанавливается тем, что в 359 г. на Селевкийском соборе подписался уже Павел Эмесский – S. Epiphanius. Haer. 73, 26. PG XLII, col. 453, русский перевод IV, 342; Mansi III, 321. 241  Блаж. Иероним говорит, что Евсевий Эмесский умер при имп. Констанции и похоронен в Антиохии (De vir. illust. XCI cit. ed.). На основании этого свидетельства, a также известия у Сократа (H. Eccl. II, 9  – cit. loc.) о том, что Констанций брал Евсевия с собой в поход J. Chr. Augustis заключает, что Евсевий и после Флацилла часто пребывал в Антиохии (ср. Hergenröther. Die antiochenische Schule. Würzburg 1860, § 3, Semisch RE 3 cit. B. 618 S. Godet. DCT. V, col. 1538). Но из того, что Констанций приглашал Евсевия с собой в поход против варваров и питал к нему особое уважение, как говорит Созомен (cit. loc.), нам кажется, не следует, что он всегда пребывал с Констанцием, когда последний приезжал в Антиохию. Могила Евсевия, согласно блаженному Иерониму в Антиохии, хотя можно возражать и против этого (DCT. V, col. 1538; RE 3 VI. В. 618–619 S.). Факт погребения Евсевия в Антиохии не требует долговременного и частого пребывания его после Флацилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Бердяев Н. А. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. Париж : Современные записки, 1931. С. 41. Gabelman J. Theology of nonsense. Eugene, OR : Pickwick Publications, 2016. P. 121.  Говоря о собственной мысли, Бердяев фактически отождествляет эсхатологию и философию истории. См.: Бердяев Н. А. Смысл истории : Опыт философии человеческой судьбы. Париж : YMCA-Press, 1969. С. 5–6. Richardson D. B. Berdyaev’s philosophy of history : An existentialist theory of social creativity and eschatology. The Hague : Martinus Nijhoff, 1968. P. 138. Бердяев Н. А. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. Париж : Современные записки, 1931. С. 86. Бердяев Н. А. Философия свободного духа : Проблематика и апология христианства. С. 209.  См., например: Бердяев Н. А. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. С. 251. Там же. С. 254 – 255. Бердяев Н. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М.: изд-е Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. С. 322 – 323.  См., например: «Когда христианство учит о Троичности Божества и об искупительной жертве Сына Божьего, оно допускает процесс в Боге, божественную трагедию. И в нас, в нашей глубине совершается тот же процесс, который совершается на небе, процесс богорождения» (Бердяев Н. А. Философия свободного духа : Проблематика и апология христианства. С. 132 . ). Бердяев Н. А. Истина и откровение : Пролегомены к критике Откровения. Санкт-Петербург : РХГИ, 1996. С. 98. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека : Опыт персоналистической метафизики. Париж : YMCA-Press, 1939. С. 75.   Источник: Андросенко С. В. Соборность как антропологическая и экклезиологическая категория в трудах Н. А. Бердяева//Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 40. С. 9–34. DOI: 10.25803/26587599_2021_40_9 Комментарии ( 1): Людмила, архангельск 30 марта 2023г. 17:02 Хорошая статья, как бы еще ее в жизни применить Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6177644

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010