И делает определенные выводы. См.: Бобров С. Записки стихотворца. М.: Мусагет, 1916. С. 83–92. Кн. 2. Гл. IX. Согласные в стихе. 158 Szekely S. Hermeneutica biblica generalis secundum principia catholica. Freiburg (im Breisgau), 1902. P. 28–50. 160 Пропедевтика (от греч. προπαιδευω «предварительно воспитывать, обучать»), как известно, есть и в светских науках. Она обозначает вообще подготовительный курс к изучению какой-либо науки. Так, философская пропедевтика – подготовительный философский курс, в котором излагаются основные понятия и принципы философии. Ср., например: Вундт В. Введение в философию. М., 1902; Радлов Э. Философский словарь. М., 1913. Стб. 511. 163 Св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 12. Кн. 3. СПб., 1906. С. 1131. На притчи Соломона 22, 21. Пояснительное слово переводчика («в разумении») в скобках, при слове «возросший», заменил я своим («духовно»), как более ценным в аскетике и употребляющимся, как известно, в качестве определенного термина. Здесь он как раз и подходит. 164 См. предисловие к его толкованию на Апокалипсис, где он подробно и с примером высказывает свой взгляд: Андрей, архиеп. Кесарийский. Апокалипсис. Вступительный очерк И. Ювачева. СПб., 1901. С. 23–24. 171 Из руководств инославных авторов, кроме приведенных в примечаниях 48, 49, 51, 56, можно еще указать: a) католические: Reithmayr Fr. Lehrbuch der biblischen Hermeneutik. Kempten, 1874; Lomb K. Biblische Hermeneutik nach den Grundsatzen der Katholischen Kirche dargestellt. Fulda, 1847; b) протестантские: Cellerier J. E. Manuel d " hermeneutique biblique. Geneve, 1852; Terry M. S. Biblical Hermeneutics. New-York, 1885; Immer A. Hermeneutik des Neuen Testaments. Wittenberg, 1873. Остальные труды, более новые и основательные, для широкой публики, кажется, недоступны, потому что они изданы больше на латинском языке (почему, не знаю). 172 Раз я уж стал приводить литературу, то надо, конечно, начать с отеческого периода. У святых отцов специальных курсов нет по ерминевтике, а только отдельные замечания по этой науке, которые им приходилось делать по тому или другому поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Lomb. Sent. I 1. 1. 1-3). Вещи далее получают тройственное деление: 1) те, к-рыми следует наслаждаться (quibus fruendum est); 2) те, к-рыми следует пользоваться (quibus utendum est); 3) те, к-рыми и наслаждаются, и пользуются (см.: Ibid. I 2. 1). С этой августиновской структурой П. Л. соотносит деление «Сентенций» на 4 книги и последовательность представления материала, хотя в дальнейшем не всегда строго ей следует. В соответствии с общей схемой, предметом 1-й книги является Бог, Которым человек может только наслаждаться; 2-й книги - тварный мир, к-рым человек пользуется; 3-й книги - Иисус Христос, Которым человек наслаждается как Богом и пользуется как предложившим путь и средства спасения; 4-й книги - таинства, являющиеся знаками невидимой благодати (см.: Rosemann. 2004. P. 57-61). Этот схематизм при упорядочении богословских тем в сочинении дополняется исторической логикой: П. Л. движется от доисторического и сверхисторического бытия Бога через историческое творение и священную историю к современному ему состоянию христ. Церкви и к указанию на эсхатологическую цель истории. Основной темой 1-й книги (48 разделов, 210 глав), озаглавленной «О таинстве Троицы» (De mysterio Trinitatis), является учение о Боге в Его природе. Она открывается общим изложением учения о Св. Троице и представлением традиционных святоотеческих аргументов в пользу его истинности. Далее следует подробное рассмотрение соотношения Божественной сущности и Божественных Лиц, а также ипостасных свойств каждого Лица. П. Л. останавливается на выяснении смысла основных понятий, используемых в триадологии: «сущность», «лицо», «ипостась», «личное свойство» и т. п. Вторая часть книги посвящена рассмотрению свойств Бога и основных видов Его деятельности: знания (включая предведение и предопределение ), вездеприсутствия, всемогущества, воли и ее актов. Во 2-й книге (44 раздела, 269 глав), имеющей подзаголовок «О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся» (De rerum creatione et formatione corporalium et spiritualium et aliis pluribus eis pertinentibus), излагаются учение о творении, ангелология и антропология.

http://pravenc.ru/text/2580406.html

   001    002    003    004    005    006    007   008