Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается бесплодной. Почему же бесплодной? Потому что нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог. Если слуга ваш не радеет о своем деле, но ждет, чтобы вы сами исполнили его, то разве вы станете работать за него, разве не разгневаетесь на нерадивого слугу? Что же вы хотите от Бога, если сами не заботитесь о детях ваших? Святой Иоанн Златоуст сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих: «Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную». Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из тех, кто не заботится о воспитании детей. В Библии, в Первой Книге Царств, рассказывается о благочестивом первосвященнике Илии, который пятьдесят лет был судьей народа Израильского. При нем находился, ему служил святой пророк Самуил, тогда еще только отрок. Однажды во сне этому святому отроку Господь повелел возвестить первосвященнику, что его ждет страшная кара Божия за то, что не радеет он о детях своих (см. 1 Цар. 3, 10–14). А дети его были ветхозаветными священнослужителями и нечестием своим озлобляли народ и отвращали его от Бога. Когда евреи приносили мясо животных для жертвы Богу, слуги этих нечестивых священников выбирали лучшие куски мяса из котла, в котором оно варилось для жертвоприношения, и отдавали этим нечестивцам. Даже сырое мясо отбирали они, а на требование принесших сперва сжечь тук на жертвеннике отвечали: «Если не отдашь, силой возьму». Видя это, народ отказывался от жертвоприношений (см. 1 Цар. 2, 12–17). За такое нечестие Господь покарал не только этих священников, но и самого первосвященника Илия. Это случилось так: было нашествие филистимлян на землю Израильскую, и во время ожесточенного боя этот девяностовосьмилетний старец сидел у храма в ожидании известий. И прибежал к нему взволнованный, покрытый пылью вестник и сказал ему: «Сыновей твоих убили, а Ковчег Божий взят в плен». Услышав эту весть, первосвященник упал навзничь, сломал позвоночник и умер тяжкой смертью. А Господь возвестил, что наказание будет продолжаться над всем родом его. Вот видите, как это страшно — весь род первосвященника Илия был наказан за то, что он не удерживал сыновей своих от тяжких грехов (см. 1 Цар. 4, 10–21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

историка Масуди (X в.), рассказ клирика Никиты (947), «История» Радульфа (1048), «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101), Житие и хожение Даниила, игумена земли Русской (1106-1108) и др.- см. Bertoni è re. P. 40-45) сообщают не просто о благословении вечернего светильника, но о чуде схождения во время вечерни и литургии В. с. в храме Воскресения Христова благодатного огня, что ежегодно происходит и в наст. время). Обряд совершался в часовне Воскресения и состоял из пения Пс 112 с припевом Пс 112. 2, возжжения епископом свечи (или 3) и возжжения диаконами свечей от свечи епископа, а народом - от свечей диаконов. Затем все возвращались в основной храм и совершалась вечерня с 12 ветхозаветными чтениями (прокимен из Пс 117 и чтения: Быт 1. 1-3. 24; Быт 22. 1-18; Исх 12. 1-24; Иона 1. 1 - 4. 11; Исх 14. 24-15. 21 (песнь Моисея поется с припевом Исх 15. 1); Ис 60. 1-13; Иов 38. 2-28; 4 Цар 2. 1-22; Иер 31. 31-34; Нав 1. 1-19; Иез 37. 1-14; Дан 3. 1-35a, 35b - 51, 52-90 (песни вавилонских отроков и Азарии поются с небиблейскими припевами); после каждого чтения - молитва с коленопреклонением). Во время песни вавилонских отроков (Дан 3. 52-90) в храм входило «великое множество» новокрещеных вместе с епископом (очевидно, Крещение происходило во время чтений в баптистерии) и совершалась Божественная литургия (литургийные чтения: прокимен из Пс 64, 1 Кор 15. 1-11, аллилуиарий со стихом Пс 29. 2, Мф 28. 1-20), после отпуста к-рой в часовне Воскресения Христова читалось Евангелие о Воскресении Христовом (Ин 19. 38 - 20. 18 или 20. 1-18). 2-я литургия совершалась уже утром ( Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 296-311). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., чин благословения вечернего светильника и пасхальное бдение предварялись троекратной процессией вокруг церкви с каждением: вечером в В. с., после захода солнца, все собирались в храме и двери затворялись. Епископ и 2 младших священнослужителя совершали каждение, обходя трижды вокруг храма (неясно, вокруг ли кувуклии или как-то иначе).

http://pravenc.ru/text/150073.html

Древняя форма величания «Песнь исходную приношаем, Марие, престави бо ся от земленых к вечным обителем» (Толковый Типикон I, стр. 461). В рукописях и старообрядч. книгах стихов к величанию 35. 147 λαλαζω — кричать λαλα (ура) при начале схватки (военный, победный крик), евр. «торжествуйте»; слав. Библия: «вострубите». 148 Евр. «славьте Его, благословляйте». 149 Евр. «в Салиме» LXX прочли (вокализовали) shalom — мир. Салим — древнее название Иерусалима: Быт. 14:18. 150 Стихи 5, 7—10, как и последний 18, входят и во введенский избранный псалом. 151 Под «славою» разумеется, как в Пс. 29·13; 107 2, душа (Василий В., псевдо-Афанасий, бл. Феодорит — вдохновение); в евр. и греч. нет «во славе моей». 152 См. Рожд. Богор. стр. 107. 153 κοιμαω — укладывать спать, усыплять, успокаивать, общ. и стр. з. — ложиться спать, уснуть, у LXX и Η .3. часто «умереть» (2 Цар. 7.12 и др.; 1 Фес. 4.13 и др.); буд. стр. 154 πνω — усыплять, стр. з. (в поэзии и действ.) — засыпать, спать; буд. действ. 155 συγκπτω — избивать, изрубать, сокрушать; отрубил головы. Прикровенное указание на передаваемый преданием случай с Афонием при погребении Богоматери. 156 Прим. 90. 157 См. Рожд. Богор. стр. 59. 158 Р.Б. стр. 78, 89. 159 Греч. «настоящий праздник» 160 к ει θεν — оттуда; с: «тамошние (обители)». 161 Девственницы в противоположность «матерям» и их «дочерям». 162 βασλειον — царский дворец, обыкн. во мн. ч., как здесь; царская казна; поздн. — царский венец, царство. 163 Под явным псевдонимом «Византиец» скрывается, должно быть, император Лев VI Мудрый (†911 г.) 164 περικυκλω — окружать со всех сторон. 165 πτιος (от π под) — откинутый назад, на спину, навзничь, плоский, ровный (­ лат. supinus). 166 πλω — делать простым (LXX Иов 22·3), протягивать, простирать; др.— поэт., в прозе поздн. 167 Богословски очень смелое наименование Пресвятой Богородицы; др.— слав. «живот всех». 168 καταπλττω — поражать, устрашать, изумлять, смущать. 169 Τ .е. вселился Христос, Который для всех станет наслаждением в будущей жизни (точнее в греч.: Который есть вкушение будущей жизни). Поразительный контраст к смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3679...

В 1937 г. Свято-Троицкая и Зосимо-Савватиевская церкви были сняты с регистрации и закрыты, в 1993 г. возвращены РПЦ. 14 мая 1996 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храмах с. Фаустова было учреждено подворье Соловецкого монастыря, настоятелем назначен свящ. Роман Сыркин. С сент. 2004 г. настоятелем является иером. Василий (Чавчанидзе). Божественная литургия служится 3-4 раза в неделю. В среду читается акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. Сохранились Соловецкий патерик 1671 г., согласно записи созданный в «Соловецкой пустыни, что на Морючках, на Москве-реке, на Красном острову, со книги, писанные в большом Соловецком монастыре, что на великом море окияне» (ИРЛИ (ПД). Оп. 23. 128; Минеева. 2001. С. 78), а также Соловецкий патерик 1694 г. (ГИМ. Щук. 511-1), поступивший в Н. М. п. по завещанию патриарха Московского и всея Руси Адриана (см.: Панченко. 2009. С. 475). Среди сохранившихся книг из библиотеки обители известны Евангелие учительное (Крилос, 1606; вклад стольника В. П. Кикина «по душам умерших родителей»; ГИМ. Собр. книг старой печати «Меньшее». 1578), Евангелие учительное (М., 1662; вклад от 13 янв. 1677 торгового человека М. П. Пряслова; там же. 1582), сборник творений свт. Григория Богослова и других св. отцов (М., 1665; вклад от 9 окт. 1666 «печатнаго дела бораньщика» И. Иванова; там же. 1584), книга бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1666; вклад от 1 янв. 1666 «печатнаго дела бораньщика» И. Иванова; там же. 1581), а также Устав церковный (М., 1633; ГИМ. Цар. А 97) и Евангелие с толкованием блж. Феофилакта Болгарского (М., 1697; ОРКиР НБ МГУ. К. I, 27). Некоторые монастырские документы в 1927 г. поступили в ГИМ (Епарх. 728-734). Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс Н. М. п.- яркий образец архитектуры кон. XVII в. Согласно общепринятому мнению историков архитектуры и реставраторов, кирпичный Троицкий собор был возведен в 1696-1698 гг. В Книге антиминсов имеется запись за 7207 (1698) г. о выдаче антиминса на его освящение: «Сентября в 2 день по благословенной грамоте дан антиминс к освящению новопостроеныя церкви Живоначальные Троицы Московского уезда в Соловецкую пустынь что в Марчугах на Красном Холме а взял антиминс Козлова Города Троицкого монастыря черный поп Никита и расписался» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 138. Л. 155).

http://pravenc.ru/text/2577883.html

“Какой нам в Давиде удел? Нам доли в сыне Ишаи нет! Израиль — по своим шатрам! Смотри за своим домом, Давид!” (см. 3 Цар 12:16). Мы можем себе представить, какой вид имела древнееврейская загадка, но дошедший до нас образец не может быть вынут из легенды о богатыре Самсоне и предполагает специфическую ситуацию этой легенды. Самсон убил льва и через некоторое время нашел в пасти этого льва отложенный пчелами мед. Загадка загадана в ритмизованной, стиховой форме: “Из едока стала еда, из сильного стала сласть!” (см. Суд 14:14). Отгадка дается тоже стихами: “Что слаще, чем мед? И что сильнее, чем лев?” (см. Суд 14:18). Когда мы читаем в 3 Цар, как израильский царь Ахав, выслушав похвальбу дамасского царя Венадада, сказал послу: “Не хвались, надевая доспех, а хвались, снимая доспех!” (см. 3 Цар 20:11), мы, судя по всему, имеем перед собой подлинную древнееврейскую пословицу. Случай познакомиться с древнееврейской басней представляется нам дважды по двум важным поводам. В первом случае контекст басни — времена еще до Давида; речь идет о проблеме царской власти в обществе, до сих пор такой власти не знавшем и теперь столкнувшемся с тем, что инициативу в захвате власти проявляют далеко не всегда самые достойные. Пошли некогда деревья, чтобы помазать своего царя, и сказали Маслине: “царствуй над нами!”. Маслина ответила им: “неужели я оставлю масло мое, которым ублажают богов и людей, и пойду, чтобы быть мне над деревьями?”. И сказали деревья Смоковнице: “Ступай ты царствовать над нами!”. Смоковница ответила им: “Неужели я оставлю сладость мою и добрый плод мой и пойду, чтобы мне быть над деревьями?”. И сказали деревья Виноградной Лозе: “ступай ты царствовать над нами!”. Виноградная Лоза ответила им: “неужели я оставлю сок мой, который веселит богов и человека, и пойду, чтобы мне быть над деревьями?”. Наконец сказали все деревья Терновнику: “ступай ты царствовать над нами!”. Терновник сказал деревьям: “Если вы вправду ставите меня царем над вами, то идите, покойтесь в моей тени; если же нет — выйдет огонь из Терновника и пожжет Кедры Ливанские (ср. Суд 9:8–15). Вторая басня рассказана в совсем иную эпоху: Давид уже царствует и может позволить себе действовать по своему произволу. Влюбившись в чужую жену, он пользуется своей властью, чтобы погубить мужа и взять жену в свой гарем, — и пророк Нафан (Натан) будит в нем совесть басней о злом богаче, ради своей прихоти отнявшем у бедняка единственную радость — овечку, которую тот купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, ела его еду и из его чашки пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь (см. 2 Цар 12:1–4).

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

а) готовить пищу (см.: Исх 16, 23), разводить огонь в жилищах (см.: Исх 25, 3); б) работать вне дома: сеять, проводить жатву, носить тяжести и совершать другие труды: Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы (Исх 34, 21). Пророк Иеремия увещевает евреев: Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим (Иер 17, 21–22); в) вести торговлю; г) путешествовать (см.: Исх 16, 29; Мф 24, 10), исключая те путешествия, целью которых было благочестие. Муж в Сонаме, где пребывал святой пророк Елисей, говорит жене: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота (4 Цар 4, 23). Впрочем, был путь, который назывался субботним. В Деяниях апостолов читаем: Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян 1, 12). Путь этот был не более двух тысяч четырехсот шагов. Мера эта определена не законом, который предписывал пребывать в субботу дома (см.: Исх 16, 29), а раввинами. Считалось, что на таком расстоянии отстояла крайняя куща от скинии Моисеевой в стане израильтян во время пребывания в пустыне; д) вести дела, связанные с гражданской службой. Не разрешалась даже защита от неприятелей. Например, при Маккавеях враги, пользуясь субботним покоем иудеев, убили у них до тысячи беззащитных. После этого евреи умерили строгость закона: И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах (1 Мак 2, 41); е) любые дела, которые могли помешать молитве и действию слова Божия на душу, а именно: игры, пляски, забавы, увеселения и все чувственные удовольствия. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе (Ис 58, 13–14).

http://pravoslavie.ru/104164.html

моавитских городов говорится в Числ 32. 3, 34-36 (ср. также Суд 11. 26). Некоторые исследователи относят к этому периоду и учреждение левитских городов по обе стороны р. Иордан (Числ 35. 1-8; Нав 21; 1 Пар 6. 39-66 - Albright. 1945; ср.: Mazar. 1960; Ahlstrom. 1993. P. 413). Левиты, действовавшие по инициативе царя Давида, бесспорно, распространяли почитание Господа (YHWH) на присоединенных к Израильскому царству заиорданских территориях, и именно в свете этой деятельности, вероятно, следует рассматривать установление в Атароте у представителей колена Гада жертвенника, к-рый захватил в качестве трофея М. (ср. также текст на стеле о захвате М. «[со]судов YHWH» и доставке их «пред лицо Кемоша» - строки 17-18, ср., с 2 Цар 23. 20 и 1 Пар 11. 22, где говорится, что полководец Давида Ванея поразил 2 «жертвенника моавитских» (по МТ:    )). Интерпретация фрагмента 12-й строки: «и я вернул оттуда жертвенник  », возможно, предполагает, что этот культовый предмет уже перемещался в Кериййот и прежде (также, вероятно, в качестве трофея) - в период после распада единого Израильского царства, когда Моав отложился от Израиля, и до восстановления Амврием контроля израильтян над Моавом. Среди альтернативных интерпретаций слова   можно отметить следующие: 1)   - это эпитет Господа (YHWH), поэтому   может интерпретироваться как «его (т. е. города) Возлюбленный» (см., напр.: Segert. 1961. P. 213; M ü ller. 1985. P. 648, Not. 13; Lemaire. 1991. P. 162, Not. 49); 2)   - имя собственное или эпитет гипотетического языческого божества Додо (напр.: Ahlstr ö m. 1993. P. 14; Barstad. 1995); 3)   - имя основателя местной моавитской династии в Хоронаиме ( Na " aman. 1997); 4)   - термин для обозначения «вождя», «главы» и т. п., соответственно   - «его (т. е. города) глава» (см., напр.: Albright. 1969. P. 320). Согласно строкам 14-17, М. предал заклятью богу Аштар-Кемошу израильских обитателей города Нево (ср.: Числ 32. 3, 38). В строках 17-18 засвидетельствовано написание тетраграмматона (YHWH): «И я взял оттуда [со]суды YHWH и доставил их пред лицо Кемоша».

http://pravenc.ru/text/Меши.html

В ряде текстов для обозначения Г. используется термин  (Быт 44. 5, 15; Лев 19. 26; Втор 18. 10; 3 Цар 20. 33; 4 Цар 17. 17; 21. 6; 2 Пар 23. 6). Изначальная специфика данной практики неясна. Этимологически термин связан со словом  (змея), что, возможно, указывает на связь с некими змеиными культами или Г. через обращение к миру мертвых. Менее вероятна гипотеза, объясняющая данный вид Г. «свистящим» или «шипящим» голосом прорицателя. В Быт 44. 5, 15 через     передан способ Г. с использованием чаши, скорее всего егип. происхождения. Предсказание будущего по внутренностям животных, запрещенное Втор 18. 10, упоминается в Иез 21. 21, где Навуходоносор гадает по печени. История с волшебницей (    ) из Аэндора (1 Цар 28), свидетельство Ис 8. 19 и др. тексты указывают на практику некромантии. Упоминание терафимов (   - этимология неясна; так называли идолов, к-рые почитались родовыми, семейными божествами - Быт 31. 19, 30, 32; Суд 18. 24) совместно с ефодом свидетельствует о том, что израильтяне с древнейших времен использовали их для Г. (Суд 17. 5; 18. 14, 17, 18, 20; Ос 3. 4; см. также Иез 21. 21). Царь Иосия отменил терафимов наряду с др. формами незаконной мантики (4 Цар 23. 24). В Зах 10. 2 сказано о лживости данного оракула. О самой процедуре Г. при помощи терафимов можно только догадываться. Б. Т. В эпоху античности Г. отводилась значительная роль в жизни общества. У греков большим авторитетом (не только духовным, но и политическим) пользовались святилища с оракулами, являвшиеся местами постоянных паломничеств. При этом предсказания передавались не только устами человека (как, напр., в святилище Аполлона в Дельфах), но и при Г. по внутренностям животных (иеромантия, иероскопия; в святилищах Зевса в Олимпии, Аполлона Исменского близ Фив), по движению листьев священного дуба или лавра (филломантия), журчанию вод источника (пегомантия) (Додонский и Делосский оракулы), по жребию (дубовые палочки с надписями применялись в храме Фортуны в Пренесте). В поэмах Гомера представлена разнообразная практика Г.: по птицам ( Homer. Iliad. 1. 69; 2. 158-159, 858; 6. 76; 10. 274-282; 13. 70; 17. 218; Od. 15. 525-534; 17. 151-161), по сжигаемому фимиаму ( Homer. Od. 21. 145; 22. 318, 321; 24. 221), некромантия ( Homer. Od. 11. 24 и след.), по знамениям ( Homer. Iliad. 16. 459) и проч. У Аристофана в «Ахарнянах» (1128 и след.) повествуется о том, как Ламах, натерев щит маслом, увидел в нем грядущие события. Александрийские ученые, составившие схолии к этому месту, видели в данном описании Г. по зеркалу (катоптромантия). Широко была распространена вера в приметы, к-рые считались проявлением милости богов по отношению к людям (см., напр.: Xen. Mem. 4. 3. 12; Symp. 4. 47-48). Множество таких примет с иронией перечисляет Теофраст в «Характерах» ( Theophr. Charact. 16).

http://pravenc.ru/text/161397.html

Имеются еще Новые ворота, которые были сделаны в 1887 году, чтобы сократить путь между христианским кварталом и учреждениями Церкви за пределами города. Ворота устраивались достаточно широкими и высокими в расчете на колесницу или на верблюда с погонщиком. Они были не единственной возможностью для жителя Иерусалима войти в город. В древности были еще так называемые «иглиные уши» – небольшие отверстия в стене, через которые запоздалый пастух мог войти со своей заблудившейся овечкой или козочкой. Нашим паломникам довелось проходить через такое отверстие. В нижней части русского храма святого Александра Невского находится часть древней стены римской эпохи, в которой было такое «иглиное ухо». Обнаружено оно было при раскопках, проводившихся под руководством архимандрита Антонина (Капустина). Спаситель наш использовал эту реалию для духовного назидания (см.: Мк. 10: 25; Лк. 18: 25). Верблюду невозможно пройти через такое отверстие. Святися, святися, Иерусалиме... При виде Старого Иерусалима трудно удержаться от исторических воспоминаний. Нет в мире города, судьба которого была бы столь величественной и трагичной. Ни один город не имеет столько названий, в которых выразилась история и судьба его, сплелось столько противоречий: Салим (евр. Шалем – мирный, невредимый) (см.: Быт. 14: 18; Пс. 75: 3; Евр. 7: 1, 2); Ариил (евр. Ариэл – очаг Господа) (см.: Ис. 29: 1, 2, 7); город Господа (см.: Ис. 60, 14); град Божий (см.: Пс. 45: 5; 86: 3); город великого царя (см.: Пс. 47: 3; Мф. 5: 35); престол Господа (см.: Иер. 3: 17); город истины (см.: Зах. 8: 3); святой город (см.: Ис. 48: 2; Дан. 9: 24; Мф. 4: 5); столица верная (см.: Ис. 1: 21, 26); радость всей земли (см.: Плач. 2: 15); город кровей (см.: Иез. 22: 2; Наум 3: 1). С глубоких патриархальных времен здесь жил иевусеи – народ, начало которому дал правнук патриарха Ноя Иевусей, сын Ханаана (см.: Быт. 10: 15–16). Их главный город Иевус впервые упоминается в книге Иисуса Навина (см.: Нав. 15: 8). При разделе земель он достался колену Вениамина, но находился на самой границе с коленом Иуды. Почти пять веков после вступления евреев в Землю Обетованную они жили совместно с иевусеями. После семи лет и шести месяцев царствования Давид завоевал гору Сион, и город стал принадлежать иудеям. Давид перенес сюда столицу из Хеврона (см.: 2 Цар. 5: 5).

http://pravoslavie.ru/30071.html

Внешним знаком исцеления служило прикосновение Христа к больному (Мк 1. 31, 41; 5. 23, 41; 6. 5; 7. 32-33; 8. 22-23, 25; Лк 4. 40; 13. 13; 14. 4). Хотя в ветхозаветной традиции важнейшей частью врачевания была молитва (Числ 12. 13-15; 4 Цар 20. 1-2; Пс 6. 3; 29. 3; 40. 5 и др.; Ис 38. 10-20), в канонических Евангелиях прямое обращение Иисуса Христа с молитвой к Отцу о воскрешении умершего больного отмечается только однажды, причем евангелист замечает, что это было сделано «ради народа» (Ин 11. 41-42). Часто говорится о том, что Господь совершал исцеления словом (см., напр.: Мф 8. 16; ср.: Прем 16. 12). Исцеления стали знамением, сопровождающим уверовавших и после Вознесения Господня (Мк 16. 16-20). Они также служат зримым подтверждением проповеди о Христе Воскресшем (Деян 3. 6-10; 8. 6-7) и связаны с верой (Деян 3. 1-10, 16; 14. 8-10). Еще в сер. II в., согласно мч. Иустину Философу , «многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями,- и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» ( Iust. Martyr. II Apol. 6; однако в Послании ап. Иакова в отличие от Мк 6. 13 об изгнании демонов через помазание прямо не говорится). История Е. Древнейшие свидетельства Иисус Христос исцеляет тещу ап. Петра. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Иисус Христос исцеляет тещу ап. Петра. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Среди большого числа свидетельств о различного рода исцелениях и экзорцизмах, совершавшихся христианами в I-III вв., крайне сложно выделить описания именно таинства Е. При этом по раннехрист. источникам известно множество случаев чудесного исцеления от болезней, к-рые совершались без помазания елеем, но с использованием иных средств. Поэтому можно предположить, что изначально помазание елеем было только одним из использовавшихся христианами средств исцеления наряду с возложением рук, освященной водой, заклинанием больного именем Господним, участием в таинстве Евхаристии, к-рое раннехрист. авторы называют «врачевством бессмертия» ( Ign. Ep. ad Eph. 20. 2) и «лекарством жизни» ( Serap. Thmuit. Euch. 1), и др.

http://pravenc.ru/text/189773.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010