Ибо «Илия был проповедник покаяния и Иоанн явился также с тем, чтобы говорить: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 3:2) и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (ст. 6) 388 . Илия был ревнитель по Боге (см. по русск. и слав. Биб. 3Цар. 19:10 ) и Иоанн «ревнитель» (бл. Феофилакт); Илия с ревностью обличал Ахава и жену его Иезавель в их нечестии ( 3Цар. 18:18; 21:17–23 ) и Иоанн строго обличал Ирода с беззаконной его супругой Иродиадой (Мф. 14:3–4,7); Илия был некоторое время пустынником ( 3Цар. 19:4–18 ), получив в пустыне известное откровение Божие (ст. 15 и дал.) и Иоанн, быв в пустыне, получил откровение Божие о проповеди покаяния ( Луки 3:2  и дал.). «Будучи подобен Илии в ревности по проповеданию покаяния, Иоанн был подобным ему и в страдании своем и преследовании его» 389 . Ибо как Илию постоянно преследовала злоба нечестивой Иезавели с ее мужем, – искавшей души его (3 Царст. 19:1 и дал.), так и с Иоанном Ирод и Иродиада поступили так как хотели (Мф. 17:12) т. е. «ввергли в темницу, поругались, умертвили, принесли главу его на блюде» 390 . б) Но вот Господь Иисус Христос еще с другой стороны рассматривает лицо Илии. И именно однажды, рядом с лицом другого пророка – ученика Илии – Елисея, а в другой раз независимо от последнего. В том и другом случае рассматривает обстоятельства жизни Илии в отношении их к новозаветному духу, духу евангельскому, следовательно, проводит между ними также типическое соотношение. И оно действительно таково. В одном месте ( Луки 4:25–26 ) Господь указывает на известный случай в истории служения великого пророка ветхозаветного, когда он, во время голода, послан был для пропитания своего к вдовице в Сарепту Сидонскую, с чем принесено было в ее дом благословение Божие (3 Царст. 17:8 и дал.), а в другом на низведение пророком огня на посланных от царя Охозии, разгневанного за то, что Илия остановил шедших по повелению царя вопрошать Веельзевула – божество Аккаронское о том, выздоровеет ли он или нет ( 4Цар. 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«На другой берег»: (ср. Мф.8:18 ) Тивериадского или Геннисаретского озера. – «В страну Гергесинскую»: Гергесса, или Гераза, был значительный город на юго-восток от Геннисаретского озера в Перее или заиорданской области. – «Бесноватые»: см. прим. к Мф.4:24 . – «Вышедшие из гробов»: гробницы у иудеев были обыкновенно вне городов или селений. Это были пещеры, иногда очень обширные, естественные и приспособленные или нарочито вырытые в холмах и пригорках и высеченные в скалах. Эти гробницы, по своему положению, в холмах и пригорках, в местах вообще более или менее уединенных, служили убежищем для людей, которым было тяжело людское общество, вроде сумасшедших и бесноватых, которым нравились такие убежища по самой своей мрачности, соответствовавшей их меланхолическому характеру, или тяжелому и мрачному настроению душевному. Таковые гробницы, по словам Иосифа Флавия, служили также убежищем для воров и разбойников, которых довольно бывало по временам в Палестине, особенно в гористых ее местностях. – «Что Тебе до нас»: что Ты хочешь делать с нами? Какое Тебе дело до нас? ( 2Цар.16:10 ; 4Цар.9:18 ; 1Ездр.4:3 ). – «Сын Божий»: демоны узнают в Иисусе Христе Мессию Сына Божия и считают Его и врагом и повелителем своим ( Лк.8:31 ), зная, что Он пришел разрушить дела их. – «Прежде времени»: т.е. прежде страшного суда Христова ( Мф.25:41 ). – «Мучить нас»: как слуг сатаны изгонять и ввергнуть в ад для мучения (ср. Лк.16:23 ; Откр.14:10,20:10 ). Св. Писание учит, что злые духи в настоящем веке – до времени страшного суда не так связаны, как будут связаны тогда, после сего суда, и что до тех пор им попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения вместе со злыми людьми ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ). Духи знают это и как бы жалуются, что Христос преждевременно пришел мучить их, а потому и просят не посылать их в бездну ( Лк.8:31 ), т.е. в ад. По толкованию блаженного Феофилакта, «мучением называют они непозволение им мучить людей, а выражение «прежде времени» понимай так, что демоны думали, будто Христос, не терпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени казнить их, чего впрочем не случилось, ибо им предоставлено враждовать на нас до кончины века».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не поможет ей ни всеобщее предание древности, подтверждающее ее собственное показание о себе, ни авторитет новозаветных св.писателей и даже Самого Христа: все приносится в жертву выводам новой науки. В Пятокнижии не раз говорится о том, что «написа Моисей вся словеса Господня» ( Исх.24:4 ср.17,14, 34,27, Числ. 33:2 , Вт.31 гл.), в книгах Иисуса Навина (1,7–8,8, 31,34, 23:6), Царств ( 3Цар.2:3 , 4Цар.14:6. 18, 6:12 ). Паралипоменон ( 2Пар.34:14 ) и во многих др. свидетельствуется о «законе Моисеевом», в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос ясно и прямо говорит о том, что Моисей был писателем книг, содержащих закон ветхозаветный (особенно см. Ин.5:46 дал.), таково же было согласное предание еврейской и христианской церкви, – но всего этого недостаточно для новейших ученых: на основании внутренних и внешних признаков, взятых из самого же Пятокнижия, они смело отвергают древнее предание о написании его Моисеем и разбивают его на несколько отделов, составленных будто бы в разное время и разными лицами 42 . Книга пр.Исаи передана нам древностью как единая книга великого пророка, поставившего свое имя и обозначавшего время своей жизни в ее начале ( Ис.1:1 ), – о его книге говорит и Иисус сын Сирахов (48:25); но в настоящее время ее делят по крайней мере на две части, принадлежащие двум различным пророкам, время жизни которых разделяется двухсотлетним промежутком. Так и со многими книгами Ветхого Завета. Даже самую малую из ветхозаветных писаний, книгу пр.Авдия, состоящую всего из одной главы в 21 стих, не оставляют в покое, и в ней находят возможным выделить части, не находившиеся будто бы в первоначальной книге пророка. При этом не довольствуются только общим указанием тех или иных отделов, разнящихся от остального состава св.книг по своему позднейшему происхождению; нет, уверенность в своих силах простирается у современных ученых так далеко, что они находят возможным судить о каждой фразе, даже об отдельных словах, и произносить свой авторитетный приговор о времени их внесения в книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Предложенное тогда хотя говорено было для всех, и вместе для собравшихся во множестве верующих, однако особенно относится к тебе, готовящийся к просвещению! Но спрашивается, вникнул ли ты в сказанное? Знаешь, что порядок Символа веры научает тебя веровать в воскресшего в третий день, и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Хотя я и думаю, что ты помнишь мое изъяснение; впрочем, и теперь мимоходом напомню тебе о сказанном. Вспомни то, что ясно написано в псалмах: Восшел Бог при восклицаниях ( Пс.46:6 ); вспомни, что говорили друг другу и Божественные Силы: Поднимите, врата, верхи ваши и проч. ( Пс.23:7 ), вспомни и слова псалма: восшед на высоту, пленил плен (ср. Еф.4:8 ); вспомни и слова пророка: Он устроил горние чертоги на небесах ( Ам.9:6 ), и все прочее, что вчера было сказано против прекословящих иудеев. 25 . Так как они вознесению Спасителя прекословят, как будто чему-то невозможному, то вспомни сказанное о перенесении Аввакума. Ибо если Аввакум перенесен Ангелом, быв взят за волосы головы своей, тем более Владыка и пророков и Ангелов, вознесшийся на облаке с горы Елеонской, мог собственной силой взойти на небеса. Вспомни и о подобных этим чудесах, но преимущество предоставляй творящему чудеса Владыке. Ибо те были носимы, а Сей носит все. Вспомни о том, что Еноха не стало ( Быт.5:24 ), но Иисус вознесся. Вспомни то, что вчера сказано было об Илии: Илия подъят был на колеснице огненной; Христова же колесница есть тьмы, тысячи тысяч ( Пс.67:18 ). Илия подъят был к восточной стороне Иордана, а Христос вознесся к восточной стороне потока Кедрского; тот как на небо (см. 4Цар.2:11 ), а Иисус прямо на небо; тот сказал: даны будут ученику сугубые дары Духом Святым, а Христос в таком обилии даровал ученикам благодать Святого Духа, что они не только сами в себе имели Его, но сообщали и верующим через возложение рук своих. 26 . Когда таким образом будем сражаться с иудеями, когда победим их, приводя подобные примеры, тогда обратись к превосходству славы Спасителя, потому что они рабы, а Сей – Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Св. священномуч. Фоки, еп. Синопийского. Пострадал от Африкана в царствование Траяна. Чет. Минея. (Or. Chr. I. col. 537. Act. SS. iulii. III. р. 629. Ruinart. III. 293). Март. Р. 14 июля. Мес. В. Имеет службу. Св. пророка Ионы. Пятый из меньших пророков, современник Амоса и Осии; жил при Ровоаме втором ( 4Цар. 14:25 ), за 825 лет до Р. Христ. Чет. Минея. (Act. SS. sept. VI. Р. 186). Март. Р. 21 сент. Мес. В. Имеет канон на повечерии. Св. муч. Фоки вертоградаря. Усекнут в Синопе посланными за ним воинами (ок. 320 г.), которых он угостил в своем доме и умолил не лишать его венца мученического. «По морю плавающим обычно бе Фоку призывати на помошь». Чет. Минея. (Act. SS. sept. VI. р. 294). Март. Р. 5 марта. Св. Петра, иже прежде мытарь бе. В царствование Юстиниана (527–565); был главным сборщиком податей в Африке. Он не знал творить милостыню. Однажды неотступное прошение нищего исторгло у него подаяние, и видение вразумило его, что и сие, почти невольное, благотворение имеет великий вес пред очами Небесного Мздовоздаятеля. После сего, он стал так милосерд, что раздал имение нищим и придал себя самого для них же. Скончался в Константинополе. Чет. Минея из Жития св. Иоанна Милостивого. (Act SS. 20 ian. р. 328 и 506). У Греков и Коптов – 20 янв. Преп. Ионы пресвитера, отца Феофану, творцу канонов, и Феодору начертанному. Подвизался и скончался в обители св. Саввы (в 9 веке). Пролог 21 сент. (Act SS. sept. VI. р. 270). Имеет канон на повечерии. 23 Зачатие честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Лк.1:24 . Март. Р. 24 сент. Мес. В. См. 7 янв. о прочих праздниках Предтечи. В службе канон Иоанна Дамаскина . Свв. мучч. Андрея и Иоанна, и чад Иоанновых, Петра и Антонина. Пострадали в Африке от Агарянского князя Аврахима, коим были пленены в Сицилии, в 9 в. Пролог. (Act SS. sept. VI. р. 650). Март. Р. Св. мученицы Ираиды, девицы Александрийской. Вышед за водою, она увидела судно с христианами разного звания, которых отправляли на муки. Св. Ираида присоединилась к узникам, и первая обезглавлена была по прибытии в Антинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

4Цар.23:31 .  Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны. 4Цар.23:32 .  И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. 4Цар.23:33 .  И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, – и наложил пени на землю сто талантов серебра и [сто] талантов золота. 4Цар.23:34 .  И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер. 4Цар.23:35 .  И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао. О Ливне см. замеч. к ( 4Цар.19:8 ). Ривла (у LXX-mu: Βλα, Ρεβαμι, Vulg.: Rebla, слав.: «Ревлаам», «Вила» – Onomasticon, 274) – город на северо-восточной границе земли обетованной ( Чис.34:11 ), на Оронте, теперь Рибле, между Хамсом (Емеса) и Баальбеком. Сюда Нехао заключает лишенного им царства (после 3-месячного царствования) Иоахаза (ст. 33), здесь же после Навуходоносор ослепил Седекию ( 4Цар.25:6 ), затем уморил вельмож Иудиных ( 4Цар.25:21 ). По-видимому, Ривла была главной квартирой Нехао, а после Навуходоносора. Вместо Иоахаза Нехао ставит царем Иудеи старшего сына Иосии Елиакима, переменив ему имя на Иоаким в знак (ср. Быт.41:45 ; Дан.1:7 ) его вассальной зависимости от себя (так после поступил Навуходоносор в отношении Матфании-Седекии, 4Цар.24:17 ). Возложенная египетским фараоном дань на Иудею разложена была (как некогда в Израильском царстве при Менаиме, 4Цар.15:19 ) на собственников земельных участков, даже и бедных (евр. ам гаарец). 4Цар.23:36 .  Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы. Рума (у LXX-mu: Αρημ, Vulg.: Ruma), вероятно, тождественна с Арума, близ Сихема ( Суд.9:41 ; И. Флавий, Иуд.Война 3:7, 21), теперь Хирбет Рума к югу от равнины Асохис (Onomast. 793). Иоаким царствовал 11 лет, с 609 по 593 гг. (ст. 36; 2Пар.35:5 ). Нечестивое царствование его, полное измены истинной религии и обильное всякими неправдами ( Иер.7:9 и далее; Иер.17:2,19:4 и далее; Иер.22:13–17 ; Иез.8:9–17 ; Авв.2:9–14 ), было истинным бедствием для Иудеи, роковым образом увлекавшим его к гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Выше отмечены случаи, когда пророки жили совместно в жилищах, расположенных в уединении. Иногда пророческие школы были в городах, так мы видим школы в Вефиле (см.: 4Цар.2:3), в Иерихоне (см.: 4Цар.2:5), но и в городах члены пророческих школ выступают все вместе. Может быть, и в городах они жили вместе. Эти пророческие жилища некоторые так и называют киновиями . Общность жизни не ограничивалась только общностью жилища. Библия дает некоторые основания для предположения в пророческих школах и общего стола. Когда был голод, Елисей сказал слуге своему: Поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих (4Цар.4:38). В другой раз пришел некто из Вефариса, и принес человеку Божию хлебный начаток - двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят (4Цар.4:42). Но в этих двух местах об общем столе говорится каждый раз по особому случаю, а потому было бы слишком поспешным на основании только этих двух мест [делать заключение о] постоянном общем столе в пророческих школах. Напротив, не потому ли и упомянуты эти случаи, что они были несколько выдающимися из ряда обыкновенных? Но если и не постоянно, то все же иногда в общих жилищах сынов пророческих был и общий стол. Общая жизнь, жизнь в общих жилищах не была, нужно думать, обязательной. Библия сообщает, что у некоторых сынов пророческих были собственные дома и, прежде всего, у тех, кто стоял во главе школ. У Самуила был дом в Раме, куда он и возвращался после каждого обхода городов израильских (см.: 1Цар.7:17). Так, и Елисей живет то на горе Кармил (см.: 4Цар.2:25; 4:25), то в Самарии, где у него был свой дом (см.: 4Цар.5:9; 6:32). Были собственные дома и у других членов пророческих школ. Когда одна из жен сынов пророческих сказала Елисею, что муж ее умер, и просила его помочь, то Елисей спрашивает у нее: Что есть у тебя в доме (4Цар.4:1–2)? Следовательно, у умершего сына пророческого был свой дом. Принимая во внимание эти отдельные собственные дома у некоторых сынов пророческих, почти все исследователи предполагают, что вместе жили только неженатые и несемейные сыны пророческие. Женатые же и семейные сыны пророческие жили в собственных домах и только в известные периоды времени на тот или другой срок присоединялись к сынам пророческим, жившим вместе в одном отдельном месте. Самуил, как сказано, имел свой дом в Раме, а недалеко от Рамы был Наваф, где имел свое местопребывание сонм пророческий (см.: 1Цар.19:19,22–23). Может быть, и другие сыны пророческие имели свои собственные дома поблизости к общему месту собраний, так что могли часто и без труда посещать пророческую школу. Можно предположить, что и все прочие сыны пророческие не порывали связей со своими родными домами и со своими родственниками, а иногда [некоторое] время проживали дома.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

21:11–20 Летописец добавляет эти стихи, отсутствующие в книге Царств, желая показать степень падения Иорама. 21 высоты устроил он. Аса и Иосафат не уничтожили до конца языческие «высоты» (см. ком. к 17,6); Иорам же устраивает новые (ср. 28,25). ввел в блужение. Это может иметь буквальное значение, как участие в блуде в языческих ритуалах, или образное, как духовная неверность ( 1Пар. 5,25 ). 21 от Илии. Единственное упоминание о пророке Илии в книгах Паралипоменон. Ср. 3Цар. 17 4Цар. 2 . 21 восемь лет царствовал. См. ком. к ст. 5. Глава 22 22:1–9 Следуя 4Цар. 8,25 9,29 летописец подчеркивает сходство между Охозией и его отцом (21,4–20): по его версии оба царя находились под сильным влиянием Гофолии (21,6; 22,3.4), и оба, едва не став последними царями из рода Давидова (21,16.17; 22,7–9), получают однозначно отрицательную оценку (21,6; 22,3.4). Рассказ о царствовании Охозии делится на две части: воцарение (22,1.2) и падение, причиной которого послужил его союз с израильским царем Иорамом (22,3–9). 22 Охозию. Этот царь правил в 841 г. до Р.Х. всех старших избило полчище. См. 21,16.17. 22 Двадцати двух лет. Традиционный (масоретский) текст дает прочтение: «сорока двух лет». Но в таком случае Охозия оказывается старше своего собственного отца (21,5.20). В 4Цар. 8,26 фигурирует число «двадцать два», каковое и является верным, тогда как «сорок два» ошибка древнего переписчика. 22:3–9 Летописец дает понять, что скорое падение Охозии явилось следствием заключения им союза с северным царством (см. ком. к 16,2). 5 против Азаила. См. З Цар. 19,15 и 4Цар. 8, 7–15 . 22 совершал Ииуй суд. В книге Царств имеется рассказ о помазании Елисеем Ииуя на разрушение дома Ахавова ( 4Цар. 9,1 10,31). Смерть Охозии была частью этого Божиего суда. 22 похоронили его, ибо говорили: он сын Иосафата. Охозия удостоился почетного погребения не в силу каких-либо собственных заслуг, но лишь потому, что являлся внуком Иосафата. взыскал Господа. См. ком. к 7,14. 2224,27 Повествуя о воцарении и царствовании Иоаса, летописец во многом следует 4Цар. 11,1 12,21, но при этом по-своему перерабатывает почерпнутые из источника сведения. В данном повествовании можно выделить три основных части: противостояние Иодая Гофолии (22,10 23,21), благословение Иоаса за его попечение о храме (24,1–16), падение Иоаса, причиной которого стало его идолопоклонство (24,17–27). Особое место занимает тема взаимосвязи царя и священника: престол Давидов остается за его потомками благодаря священнику Иодаю (22,10 23,21); под влиянием Иодая царь благочестиво правит своим народом (24,1–16); отступление от наставлений, данных Иодаем, приводит Иоаса к падению (24,17–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

32:7–8 Данное обращение Езекии к народу свидетельствует о том, что перед лицом грозной опасности он всецело полагался на Бога. 32:9 4Цар. 18,14–16.17.18.20.21 и 23–27 опущены летописцем. Несмотря на то, что описанные в указанных стихах события были хорошо известны ему и его читателям, он, тем не менее, счел необходимым не упоминать о них, дабы не отвлечь внимания читателей от положительных качеств Езекии. 32 Езекия и Исаия ... возопили к небу. О действенности молитвы, вознесенной во время битвы, летописец свидетельствует неоднократно (см. ком. к 6,34.35). 32:24–26 Летописец упоминает о болезни Езекии затем, чтобы рассказать о прощении Богом проявленной Езекией гордыни (32,25.26). 32 возгордилось сердце его. См. ком. к 26,16. 32:27–29 богатства и славы весьма много. Богатством и славой Езекия уподобляется Соломону (1,1–17; 9,13–28). 32:31 До одного стиха летописец сводит рассказ 4Цар. 20,12–19 о пребывании в Иерусалиме вавилонских послов и пророчестве Исаии, в котором он поведал царю, что все его сокровища будут насильно перенесены в Вавилон. при послах царей Вавилонских. Вавилонские послы прибыли в Иерусалим с целью узнать, что именно за знамение было дано Богом Езекии (32,24). чтоб испытать его. Бог испытал Езекию, предоставив ему выбор: вступать в союз с Вавилоном против Ассирии или нет. Как явствует из 4Цар. 20,12–19 , Езекии это испытание выдержать не удалось. 32 описаны в видении Исаии... и в книге царей. Летописец, по-видимому, имеет в виду входящую в библейский канон книгу Исаии (ср. «Видение Исаии», Ис. 1,1 ). См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 33 33:1–20 Созданный летописцем образ Манассии значительно отличается от того, каким его рисует книга Царств ( 4Цар. 21,1–18 ). В начале и в конце своего повествования о правлении этого царя летописец следует тексту книги Царств, допуская лишь незначительные отступления от него (ср. 33,1–10 с 4Цар. 21,1–9; 33,18–20 с 4Цар. 21,17.18 ). При этом, однако, он вместо обращенного Богом к Манассии страшного проклятия ( 4Цар. 21,10–16 ) рассказывает о пленении царя, о последовавшем затем покаянии, о возвращении на родину и проведенных там благих преобразованиях (33,11–17). Все повествование о царствовании Манассии делится на четыре части: беззаконие царя (33,1–10), наказание и последующее прощение (33,11–13), благие преобразования (33,14–17), итоги царствования Манассии и его кончина (33,18–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010