15 Три года он царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 913 по 910 г. до Р.Х. имя матери его Мааха. Сведения о матерях приводятся только в связи с царями Иудеи. Это, возможно, объясняется наличием источников, доступных автору повествования (см. Введение: Время и обстоятельства написания). дочь Авессалома. Вероятно, древнееврейское слово «дочь», употреблено здесь в значении «внучка» (ср. 2Цар. 3,3; 14,27 ; 2Пар. 13,2 ). 15 ходил во всех грехах отца своего. См. 14,22–24. сердце его не было предано Господу... как сердце Давида. Давид был тем идеальным образцом, в сравнении с которым оценивались все последующие цари как Иудеи, так и Израиля. отца его. См. ком. к ст. 2. 15 светильник. См. ком. к 11,36. 15 кроме поступка с Уриею Хеттеянином. Урия был мужем Вирсавии и одним из военачальников Давида (см. 2Цар. 11 ). 15 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11,41, а также Введение: Время и обстоятельства написания. война между Авиею и Иеровоамом. См. 2Пар. 13,1–20 и ком. к 14,30. 15 сорок один год царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 910 по 869 г. до Р.Х. Ана, дочь Авессалома. См. ком. к ст. 2. 15 делал угодное пред очами Господа. Подразумевается искоренение Асой языческих культов и уничтожение их атрибутов (ст. 12–14). 15 блудников. См. ком. к 14,24. отверг всех идолов, которых сделали отцы его. См. ком. к 14,23. 15 мать свою Ану лишил звания царицы. Аса был вынужден поступить таким образом, поскольку в силу своего положения царица-мать имела возможность влиять на государственные дела (1,11–14.28–31; 4Цар. 11,1–20 ). у потока Кедрона. Долина потока Кедрон вплотную подходила к Иерусалиму с восточной стороны. 15 Высоты. Имеются в виду святилища, расположенные вне городов и посвященные Господу, одному из хананейских богов или Господу и хананейскому божеству одновременно (см. ком. к 3,2). 15 внес он в дом Господень. Аса пытался частично восполнить урон, нанесенный храму во время нашествия Сусакима (14,25.26). 15 война была между Асою и Ваасою... во все дни их. В данном случае имеются в виду, скорее, не крупномасштабные боевые действия, а постоянно возникавшие мелкие вооруженные конфликты (см. ком. к 14,30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Злострадания ветхозаветных праведников указываются Апостолом тоже, как проявления их веры и мужественного терпения, в надежде на будущее освобождение от всех зол в новой жизни, по воскресении. 11:35–38. По вере в Бога пророк Илия воскресил из мертвых, и возвратил живым матери, вдове сарептской, умершего ее сына (см. 3Цар. 17:20–23 ), также пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (см. 4Цар. 4:32–37 ). Некоторые же из ветхозаветных праведников замучены были за свою веру, как Елеазар и семь отроков Маккавеев с матерью их, Соломониею (см. 2Мак. 7:1–41 ). Они могли бы избавиться от мучения отречением от своей веры, но имея страх Божий, захотели лучше умереть за свою веру, чем отказаться от нее (см. 2Мак. 6:30–31 ), чтобы получить лучшее воскресение – славное и блаженное, ведущее в Царство Небесное. Весьма многие из ветхозаветных святых, за веру испытали поругания и побои, как, например, Самсон от филистимлян (см. Суд. 16:25 ), послы Седекии царя от народа (см. 2Пар. 30:10, 36:16 ). Особенно во времена Маккавеев, верующие иудеи подвергались жестоким преследованиям от язычников (см., напр, 3Мак. 2:19–21 ). Иных за веру побивали камнями, как Навуфея (см. 3Цар. 21:1–15 ) и священника Захарию (см. 2Пар. 24:20–21 ). Иные были перепиливаемы, как, по преданию, пророк Исайя, по приказанию царя Манасии, был перепилен деревянною пилою. Иных Бог подвергал разным искушениям, как Авраама, пророка Иону, и нашел их достойными Себя ( Прем. 3:5 ). Некоторые верующие были убиты мечом, например, весь род священника Ахимелеха, по приказанию царя Саула (см. 1Цар. 22:17–19 ), по приказанию Иезавели много было убито пророков Господних (см. 3Цар. 18:4–13 ). Иные из ветхозаветных праведников, как пророки Илия и Елисей, всю почти жизнь свою прожили бедственно, и зимой и летом покрывали свою наготу, вместо одежды, овчиной из козьей кожи, терпели недостатки во всем, скорби и оскорбления. Такие страдальцы за веру, которые ценнее были в очах Божьих целого мира физического и нравственно грешного (ср. Сир. 16:3 ), скитались в горах, пустынях и пропастях земных, они умерли бы с голоду, если бы не питал их Сам Господь (см., напр., 3Цар. 18:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Первое указание этого пророчества есть грядущее запустение Палестины, и особенно богатой виноградниками Иудеи, как то можно заключить об винограде долины Есхола близь Хеврона 501 , упомянутого в Чис. 13:24 и винограде Енгедди в Песн. 1:13 502 . Но в читаемом нами пророчестве Исаии мы видим и символизм, относящийся к народу Израильскому. Мы видели в Ис. 5:6 , что Израиль уподобляется винограднику, который будет оставлен в запустении Господом; в Песн. 8говорится о младшей сестре невесты Возлюбленного, неготовой еще для любви, которая (см. т. IV Св. Летописи стр. 334 первой части) есть ветхозаветная церковь со сторожами и приставниками, долженствовавшими отдавать своему господину по тысяче серебренников. Соединяя эти пророческие образы, мы можем думать, что читаемое нами пророчество 23 стиха VII гл. Исаии имеет в виду не только ближайшее будущее запустение Палестины, но еще запустение всего нравственного и духовного виноградника, который, насажденный Господом, не принес ожидаемых плодов ( Ис. 5:4 ). Терн и колючка появились на месте бывшего виноградника, который должен был давать тысячу серебренников Господину своему, тогда как виноградари притчи Господней ( Мф. 21:33 ) не только убивали пророков, посылаемых к ним для увещания, но еще убили и Сына Господина своего, надеясь, что виноградник сделается их достоянием 503 . 24 . Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. 25 . И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючого кустарника: туда будут выгонять волов и мелкий скот будет топтать их. Пророк, видя запустение земли в своем пророческом видении, говорит: и о первом пленении десяти колен Израилевых во времена Ассирийских царей, что ясно обозначено появлением опасных зверей, (о которых говорит 4Цар. 17:25 ), почему и нельзя будет ходить по земле без луков и стрел; но он говорит и о втором плене и обезлюдении земли после Вавилонского нашествия. ( 4Цар. 25:11,26 ). Стих 25 пророчества Исаии, повидимому, настаивает на совершенном прекращении земледелия, как пророк выше указывал на уничтожение виноградников. Хлеб и вино отняты у народа обетованной, некогда богатой, земли, данной ему в удел. Христианин сделает сближение с VI главой Иоанна, где Господь говорит о хлебе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2932,33 Из всех царей только Давиду и Соломону летописец уделяет больше места в своем повествовании, чем Езекии. Сведения, касающиеся царствования Езекии, он заимствует из 4Цар. 18,1 20,21, но при этом допускает большие, чем в любом ином случае, отступления от текста источника; в частности, это касается подробностей осуществленных царем преобразований в организации храмового богослужения, а также описания празднования Пасхи. Царствование Езекии, собравшего воедино народ (30,25) и восстановившего в должном виде храмовое богослужение (29,3 31,1), летописец представляет как времена возврата к былой славе Соломонова царства. Повествование о нем делится на пять частей: очищение храма (29,1–36), празднование Пасхи (30,1 31,1), восстановление должного порядка храмового богослужения (31,2–21), Божие благословение, сопутствовавшее Езекии на войне (32,1–31), итоги царствования Езекии и его кончина (32,32.33). 29 Езекия ... двадцать девять лет царствовал. Езекия царствовал в 71615–68786 гг. до Р.Х. 29:3–11 Летописец добавляет эти, отсутствующие в книге Царств стихи, подчеркивая свой интерес к потомкам Левия (см. ком. к 1Пар. 6,1–81 ). 29 отворил двери... возобновил их. Езекия открыл закрытый его отцом храм и «возобновил» снятые Ахазом с дверей храма золотые украшения ( 4Цар. 16,8–10 ). 29:4–11 Речь Езекии контрастирует со сделанной ранее Авией оценкой духовного состояния Израильского царства (см. ком. к 13,4–12). Иудея, как и северное царство, оставила Бога; и тем, и другим надлежит принести покаяние (см. ком. к 28,9–15). 29 отцы наши. Ср. ст. 9. Езекия мог иметь в виду весь период разделенного царства, однако скорее они относятся к событиям, выпавшим на время жизни непосредственно предшествовавшего ему поколения (21,4 28,27). 29 на Иудею и на Иерусалим. Езекия признает, что и на Иудею с Иерусалимом обратился Божий гнев, вызванный небрежением народа к храму. 29 в плену . Во дни царствования Ахаза многие из жителей Иудеи попали в плен к сирийцам (28,5–8) и идумеянам (28,17). Этот плен явился прообразом грядущего вавилонского пленения (36,15–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

приготовься... Бога. Эта фраза восходит к Исх. 19,15–17 , где сказано, что после трехдневного очищения народ должен был предстать перед Господом, сошедшим на гору Синай («приготовьтесь... встретиться с Богом»). При той встрече Бог заключил с Израилем завет. Теперь же израильтянам предстоит новая встреча с Богом, Который на сей раз взыщет с них за нарушение завета. Глава 5 5:1–17 Это первый из трех больших разделов книги (5,1–17; 5,18–24; 6,1–14), в которых говорится о падении Израиля. 5 Слушайте это слово. См. ком. к 3,1. плач. Амос оплакивает Израиль так, как будто тот уже погиб. Этот литературный прием является типичным для ветхозаветных пророчеств (напр., Иер. 7,29 ; Иез. 19,1; 26,17; 27,2; 32,2 ). Плач состоит из четырех частей: описания предстоящей трагедии (5,2.3); указаний, что надо делать, дабы избежать наказания (5,4–6); обращения к падшим израильтянам (5,7–13) и призыва ко всеобщему плачу (5,16.17). 5:2 Плач начинается с описания трагедии. дева Израилева. Персонификация такого рода относилась обычно к Израилю (ср. Иер. 18,13 ; 4Цар. 19,21 ), но иногда она распространялась также и на другие народы: вавилонян («девица, дочь Вавилона», Ис. 47,1 ), египтян («дева, дочь Египта», Иер. 46,11 ), что, впрочем, не совсем соответствует ее первоначальному смыслу: «дева Израилева» была невестой Яхве. Церковь же есть Невеста Христова ( Откр. 19,7; 21,2.9; 22,17 ). 5 Господь Бог. См. ком. к 3,7. тясячею... с сотнею... с десятком. Описываемые здесь резкие перемены в ходе военных действий отражают пророчество о подобных бедствиях, содержавшееся в завете ( Втор. 32,28–30 ). Такими карами Господь грозил за идолопоклонство ( Втор. 32,15–18 ). 5 взыщите Меня, и будете живы. Ср. 5,6.14. Господь обещал, что путь к Нему будет открыт ищущим Его ( Втор. 4,29 ; ср. Плач 3,25 ). Трагедия народа Божия состояла в том, что он, как правило, не искал Господа ( Ис. 9,13 ; Иер. 10,21 ). 5 Вефиля... Галгал. См. ком. к 4,4. в Вирсавию. Место это, с глубокой древности считавшееся священным ( Быт. 21,31–33; 26,23–25; 46,1–5 ), находилось примерно в 80 км к югу юго-западу от Иерусалима. Очевидно, израильтяне совершали паломничество из Северного царства к этой южной святыне (ср. 8,14). Иосия в ходе своей реформы упразднил святые места «от Гебы до Бершебы» ( 4Цар. 23,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ибо без откровения Божия ни одна тварь не может видеть то, что [сокрыто] в сердцах человеческих. Но чтобы ты удостоверился в этом из Писаний, послушай, что пророк Самуил говорит Саулу: Иди и возвещу ти вся, яже в сердце твоем. И о ослятех твоих, заблудивших днесь третий день, не помышляй в сердце своем о них, ибо обретошася (см. 1Цар.9,19-20). Прочитай также, что сказано Господом Самуилу о сынах Иессея (1Цар.16:6-12), дабы ты знал, что, когда Господь открывает [тайны] рабам Своим, они видят [их], а когда не открывает, то они зрят только то, что не переступает пределы человеческие. Если ты прочитаешь всю книгу повествований о царях, то услышишь также, как пророк Елисей сказал служителю своему о благочестивой женщине: Душа ея болезненна в ней, и Господь укры от мене и не возвести мне (4Цар.4:27), хотя Господь и открыл ему много сердец [человеческих]. И особенно [это наглядно проявляется] из слов того же пророка своему служителю: " Откуду (пришел еси) Гиезие? И рече Гиезий: не исходил раб твой никаможе. И рече к нему Елиссей: не ходило ли сердце мое с тобою, и видех, егда возвращашеся муж с колесницы своей в сретение тебе? И ныне взял еси сребро, и ризы взял еси, да купиши за них вертограды, и маслины, и винограды, и овцы, и волы, и отроки и отроковицы. И проказа Нееманова да прильпнет к тебе и к семени твоему во веки " (4Цар.5:25-27). И в Притчах Соломона написано: Разумне разумевай души стада твоих, и да приставиши око твое ко твоим стадам (Притч.27:23). И еще: Разумевает праведный сердца нечестивых и уничтожает нечестивыя в злых (Притч.21:12). Также в Деяниях Апостолов написано: " В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить " (Деян.14:8-10). Ведь веру возможно видеть только в сердце, а не на лице и не телесным образом Также и [Апостол] Петр, видя зло Симона Волхва не на телесном лице, а в сердце его, сказал ему: Вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян.8:23) " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

Благоговейное почитание святых мощей, основанное на их чудодейственности, ведет происхождение из Божественного Откровения. – Еще в Ветхом Завете Бог благоволил святые мощи некоторых Своих угодников прославить чудесами. Так, от прикосновения к святым мощам пророка Елисея воскрес мертвец ( 4Цар.13:21 ; Сир.48:14–15 ). Гробница и кости пророка, предсказывавшего Иеровоаму разрушение идольских жертвенников, были в большом почете у иудеев ( 4Цар.23:18 ; ср. 3Цар.13:31 ). Патриарх Иосиф оставляет завещание сынам Израилевым хранить его кости в Египте и при исходе вынести их в землю обетованную ( Быт.50:25 ). Новый Завет воздвиг человеческое тело на небывалую, божественную, высоту и прославил его славой, какой не имеют херувимы и серафимы. Благовестие Нового Завета о теле заключается в следующем: смысл и цель людского тела – это стяжать и унаследовать вкупе с душой вечную жизнь в вечном блаженстве. Владыка Христос пришел спасти=усвоить Себе=обожить=обогочеловечить всего человека, то есть и душу, и плоть, и уготовать им через Воскресение победу над смертью и вечную жизнь. И никто никогда так не прославил человеческой плоти, как это сделал Господь Иисус Христос Своим Воскресением с плотью, и Вознесением плоти на небо, и вечным восседанием в ней одесную Бога Отца. Этим воскресший Господь внес залог воскресения в естество человеческой плоти – и «путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых» и вечной жизни». С тех пор человек знает, что тело сотворено для вечности – через богочеловечность – и что его божественное дело на земле – это вместе с душой подвизаться за вечную жизнь (см. 1Тим.6:12 ; 2Кор.4:18 ), подвизаться всеми благодатно-добродетельными средствами, и этим облагодатствовать себя, исполнить себя Божией благодатью, преобразить себя в храм Духа Святого, в храм Бога Живого (см. 1Кор.3:16–17, 6:19 ; 2Кор.6:16 ). Зная, что эта новозаветная цель тела человеческого достигнута и реализована в личностях святых, христиане и оказывают благоговейное почтение телам святых, их святым мощам как святым храмам Духа Святого, пребывающего в них Своей благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

26 ты должен умереть. Эти слова произносились как приговор за великие злодеяния (см., напр., Исх. 21,15–17 ; Втор. 18–20 ). Веруя в то, что храм Божий никогда не может быть разрушен, люди видели в Иеремии ложного пророка. Ср. Лк. 4,25–30 . 26 именем Господа. Здесь содержится обвинение в богохульстве. 26 князья Иудейские. Эти люди занимали официальные должности при дворе, и их появление свидетельствует о том, что частное дело переходит в судебное разбирательство, имеющее общественный резонанс. в новые ворота. Храмовые ворота были обычным местом судебных слушаний (см. Руфь 4,1 ; Притч. 31,23 ). 26 этот человек не подлежит смертному приговору. Ср. ст. 11. По сути это признание Иеремии истинным пророком. 26 Михей Морасфитянин. Пророк Михей жил столетием раньше. Напоминание о нем призвано подтвердить только что вынесенный приговор, ибо его пророчества о падении Иерусалима ( Мих. 3,12 ) заставили народ раскаяться в своих грехах. 26:20–23 История Урии показывает, что Иеремия не был одинок в своей проповеди. Но главной темой главы является не спасение Иеремии, а нежелание Иудеи повиноваться слову Божиему. Урия был умерщвлен, Иеремия же остался в живых, чтобы завершить свое заповеданное Богом служение (ср. Евр. 11,32–38 ). 26 Елнафана, сына Ахборова. Иоаким поступает совсем не так, как в 36,12.25, когда он действовал от имени Иеремии; изменчивое поведение царя делает положение Иеремии крайне ненадежным. 26 простонародные гробницы. Возможно, они находились в долине Кедрон на западе от Иерусалима. 26 рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию. Ахикам служил царю Иосии ( 4Цар. 22,12.14 ); его поддержка могла сыграть решающую роль в спасении Иеремии. Глава 27 27 пошли такие же. См. 1,5. к царю Идумейскому... царю Сидона. См. 25,21.22. Над всеми этими царствами свершится суд Божий. послов, пришедших... к Седекии. Возможно, для переговоров о союзе с Египтом против Вавилона. 27 великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею. См. 21,5. сотворил землю... отдал ее, кому Мне благоугодно было. Напоминая о творении, Господь подчеркивает Свою власть над всеми народами (см. Дан. 2,38; 4,25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

только Раав... и всякий, кто у нее. Та милость, которую Раав искала (2,12) и на которую вправе была рассчитывать, отныне дарована ей. 6 заклятого... что-нибудь из заклятого... навести заклятие. См. ком. к ст. 16. Трижды повторенное предупреждение как бы предостерегает, что на Израиль может пасть такое же осуждение, как и на хананеев. 6 святынею. Иначе: «святыми» (см. ком. к 5,15). 22 всех родственников ее. Милость, дарованная Раав, распространяется на «всех, которые у нее были». Эти люди, возможно уже разделившие с Раав ее веру, теперь навечно поселились «среди Израиля» (ст. 24). вне стана. Пребывание Раав и ее близких «вне стана» было временным (ст. 24) по причине их ритуальной нечистоты ( Лев. 13,46 ). 6 дома Господня. См. 9,23 и ком. 6 среди Израиля. Раав вошла в состав народа Божия (см. Мф. 1,5 ; Иак. 2,25 ; Евр. 11,31 ). до сего дня. См. 4,9 и ком. 6 проклят ... кто восставит и построит. Иерихон должен был оставаться под бременем Божия проклятия в знак того осуждения, что уже пало на хананеев и может пасть на Израиль (см. 3Цар. 16,34 ). 6 Господь был с Иисусом. См. 4,14 и ком. Глава 7 7:1–26 Если Раав, заслужившая милость хананеянка, говорит о милосердии Божием даже тогда, когда вершится Его суд (6,24), то Ахан, наказанный Богом израильтянин, говорит о святости Бога, с которой никто и ничто не может сравниться (24,19; Евр. 10,30.31 ). В этой главе рассказывается о первом в земле обетованной случае неповиновения Богу; данный эпизод возвращает читателя к Быт., гл. 3 и одновременно предваряет события, описанные в 4Цар. 17,7–20 . 7 сыны Израилевы. Хотя оскорбление Богу нанесено одним человеком, весь Израиль оказался причастным к нему и испытал на себе последствия этого поступка. Факты, о которых рассказано в ст. 1, лишь со временем стали известны израильтянам (ст. 11; 22,18). из заклятого. См. 6,16.17 и ком. гнев Господень. Гнев Бога это Его праведная нетерпимость к творящемуся злу. Гнев Господень никогда не является следствием произвола или каприза. См. Мф. 3,7 ; Рим. 1,18 ; Кол. 3,6 ; Евр. 10,26–31 ; Откр. 6,16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23:13. Пророчествовали именем Ваала. Пророки Ваала находили поддержку в Самарии уже в середине правления 9-й династии (Ахав и Иезавель). Спустя два века после этого, когда династия Ахава сошла со сцены, пустивший свои корни синкретизм все еще не сдавал своих позиций на севере. Когда Северное царство в 721 г. до н. э. пало, ассирийская политика депортации привела к тому, что чужеземцы смешались с населением, которое еще оставалось в Северном царстве Израиля. В 4Цар. 17:24–34 описывается смешение религий, синкретизм, который как язва разъедал израильский народ. Несомненно, эти лжепророки распространяли ложные надежды на то, что Ваал, бог плодородия, сможет одолеть засуху (ст. 10) и восстановить плодородие земли. 23:18. Кто стоял в совете Господа? Совет Господа был, вероятно, собранием существ, стоящих в небесном суде, подобным великому сонму святых в Пс. 88:8 . В других религиях Древнего мира боги объединялись в священные советы, чтобы проводить в жизнь свои планы и дела. Пророков нередко считали причастными к деятельности этих собраний (как во 2Пар. 18:18 ). Более подробную информацию на эту тему см. в коммент. к Ис. 6:8; 40:13,14 . 23:19. Буря Господня. См. коммент. к 11:6. 23:23. Вблизи и вдали. Яхве в этом отрывке утверждает Свою трансцендентность (пребывание вне сотворенного мира) и имманентность (постоянное присутствие среди сотворенного мира). Кроме того, Он провозглашает Свою вездесущую природу (повсеместное присутствие, для которого нет ничего потаенного) и всеведение, от которого ничто не может укрыться. В религиозном сознании людей этого периода произошел существенный сдвиг: от богов, связанных с солнцем, неприступных и далеких, они обратились к богам, связанным со звездами и планетами, которые считались более доступными и близкими. С другой стороны, в выражении «вблизи и вдали» могут сочетаться аспекты местного бога-покровителя и могущественного космического божества. Не многие боги Древнего мира могли претендовать на такую роль. 23:25. Сон как форма откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010