2Пар.34:25 .  за то, что они оставили Меня и кадили богам другим, чтобы прогневлять Меня всеми делами рук своих. И гнев Мой возгорится над местом сим и не угаснет. Стихи 22–25 равным образом совершенно соответствуют ( 4Цар.22:14–17 ); есть лишь стилистические отличия, например, в ст. 25 (как и в 21): «излился (евр. титтах) гнев« вместо стоящего в ( 4Цар.22:17 ) – »воспылал (ниццета) гнев " . Обращение почтенного посольства во главе с первосвященником к Олдане (евр. Гулда), помимо пророков, между которыми уже начали тогда деятельность пророки Иеремия ( Иер.1:1–2 ) и Софония ( Соф.1:1 ), говорит о высоком авторитете этой женщины-пророчицы, действительно произнесшей замечательное пророчество о судьбе народа Божия (ст. 23–28). Пользуясь высоким уважением при жизни, Олдана и по смерти была удостоена особенной чести: по раввинскому преданию, она была погребена в стенах самого Иерусалима (см. архимандрита Никифора в «Библейская Энциклопедия», Выпуск III, Москва, 1892, стр. 88). 2Пар.34:26 .  А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, так скажите: так говорит Господь Бог Израилев о словах, которые ты слышал: 2Пар.34:27 .  так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его, – и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. 2Пар.34:28 .  Вот Я приложу тебя к отцам твоим, и положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие и на жителей его. И принесли царю ответ. Ср. ( 4Цар.22:18–20 ). Обещание пророчицы Иосии: «положен будешь в гробницу твою в мире» (стих 28; ( 4Цар.22:20 )) нельзя считать несбывшимся ввиду насильственной, при столкновении с фараоном Нехао, смерти Иосии ( 2Пар.35:23–24 ; 4Цар.23:29 ), нельзя потому, что в словах Олданы разумеется не личный мир царя, а мир и (хотя бы относительное) благоденствие всего царства Иудейского при Иосии до последних дней его жизни: политические осложнения, приведшие царство Иудейское к роковому концу, начались уже по смерти Иосии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.5:21 .  И взяли они стада их: верблюдов пятьдесят тысяч, из мелкого скота двести пятьдесят тысяч, ослов две тысячи, и сто тысяч душ людей, 1Пар.5:22 .  потому что много пало убитых, так как от Бога было сражение сие. И жили они на месте их до переселения. Громадное количество добычи напоминает победу над мадианитянами ( Чис.31:11,32 ) и объясняется множеством убитых. В занятых местностях два с половиною колена жили «до переселения», т.е. до переселения их Феглафелассаром ( 1Пар.5:26 ). 1Пар.5:23 .  Потомки полуколена Манассиина жили в той земле, от Васана до Ваал-Ермона и Сенира и до горы Ермона; и их было много. По свидетельству ( Нав.13:30 ), полуколено Манассиино получило в удел весь Васан; в данном стихе указывается северная граница его владений. Они простирались до Ваал-Ермона, или, по ( Нав.13:5 ), Ваал-Гада, находившегося при горе Ермон, Сенира, каковое имя, по ( Иез.27:8 ), обозначает одну часть Ермона, а по ( Втор.3:9 ) является амморейским названием всего Ермона. Обширность занимаемой полуколеном Манассии местности (см. Нав.13:30–31 ) соответствует его многочисленности: «их было много». И действительно, при втором исчислении во времена Моисея в колене Манассиином было 52 700 человек, способных к войне. 1Пар.5:24 .  И вот главы поколений их: Ефер, Ишьи, Елиил, Азриил, Иеремия, Годавия и Иагдиил, мужи мощные, мужи именитые, главы родов своих. Имена потомков Манассии нигде более не встречаются. 1Пар.5:25 .  Но когда они согрешили против Бога отцов своих и стали блудно ходить вслед богов народов той земли, которых изгнал Бог от лица их, 1Пар.5:26 .  тогда Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглафелласара, царя Ассирийского, и он выселил Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина, и отвел их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, – где они до сего дня. Сообщение об отведении заиорданских колен в плен Феглафелласаром является воспроизведением сказания ( 4Цар.15:29 ), о завоевании этими царями Галаада, закончившихся переселением его жителей в Ассирию. Как видно из той же ( 4Цар.15–16 ), данное событие падает на время правления Ахаза иудейского и Факея израильского: для защиты от нашествия последнего в союзе с Рецином на Иудею и был приглашен первый Феглафелласар ( 4Цар.16:7 ). Кроме него, наш стих упоминает, согласно с ( 4Цар.15:19 ), еще о Фуле, царе ассирийском, современнике Менаима. С точки зрения кн. Царств и 1 Паралипоменон – это два различные царя. Но в ассирийском каноне эпанимов, представляющем список ассирийских царей данного периода, Фула не значится, а ассириологи признают не подлежащим сомнению тот факт, что под этими именами кроется одно и то же лицо. О местах поселения пленников см. прим. к ( 4Цар.17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.35:23 .  И выстрелили стрельцы в царя Иосию, и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен. 2Пар.35:24 .  И свели его слуги его с колесницы, и посадили его в другую повозку, которая была у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию. 2Пар.35:25 .  Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот они вписаны в книгу плачевных песней. Здесь значительно подробнее, чем в ( 4Цар.23:29–30 ), изложены обстоятельства гибели Иосии, а также даны указания на единодушный плач, каким почтила страна, во главе с пророком Иеремией, память лучшего из царей иудейских. О положении Кархемиса (ст. 20, Onomasticon, 954) см. комментарии к ( 4Цар.23:29 ) («Толковая Библия», т. II, с. 573), где, впрочем, не назван этот город, и, может быть, не без причины: поражение фараона Нехао Навуходоносором при Кархемисе на Евфрате произошло позже смерти Иосии четырьмя годами позже – в четвертый год царствования Иоакима иудейского ( Иер.46:2 ); в данное же время Кархемис мог не быть и, вероятно, не был целью движения Нехао, вообще направлявшегося лишь к владениям Ассирии (ст. 21), с которой у Египта со времени Сеннахирима военные столкновения не прекращались. Имя Кархемиса не читается здесь (ст. 20) и в принятом греческом тексте LXX, а лишь в кодексах 19, 108 у Гольмеса и в Комплютенской Библии, равно как в Вульгате, славянском и русском текстах. Принятый текст LXX (стих 19), славянский, русский синодальный переводы (ст. 20) имеют, в сравнении с еврейским текстом, большую прибавку (в русском синодальном тексте стоящую в скобках), по содержанию соответствующую ( 4Цар.23:24–26 ), по форме несколько отличную от сейчас названного библейского места, но, вероятно, заимствованную из последнего, как дает основание думать очевидно обобщительный характер этой прибавки. В этой прибавке, между прочим, сказано, что Иосия «сжег... идолов, и дубравы» (LXX: τ καρησμ). Последнее слово – несомненно, ошибка – вместо κασησμ в кодексе 121, действительно, стоит καδησεμ, служащего (например, в ( 4Цар.23:7 ) по переводу LXX) транскрипцией евр. кедешим, блудники и блудницы Астарты-Ашеры, культ которой сосредоточивался в рощах или дубравах (откуда в LXX, славянском, русском языках собственное имя Астарта-Ашера нередко заменяется нарицательным λσος, дубрава). Подобным образом объясняет слово καρησμ блаженный Феодорит: «полагаю, что Κερεσμ (так читает блаженный Феодорит это слово) есть особый вид мантики, потому что стоит в связи с чревовещателями, волхвами и терафимами» («Patrologiae Cursus Completus. Series graeca», t. LXXX, col. 857–858).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.1:14 , 2Пар.9:23–25 ). Кони и колесницы были помещаемы в особых стойлах, а эти последние были устроены в городах колесничных, воздвигнутых Соломоном, а также в Иерусалиме ( 3Цар.4:26 , 3Цар.9:19 . 2Пар.9:25 ). О доставлении корма для коней заботились особые лица ( 3Цар.4:7,28 ). Пользование конями для удовлетворения потребностей мирной жизни считалось, при Соломоне, принадлежностью знатных лиц. Но по обилию коней в то время их употребляли иногда для езды худородные люди; это, однако же, считалось ненормальным явлением ( Еккл.10:5–7 ). – Появление в Палестине лучших коней из Египта и других стран произвело на сынов Израилевых сильное впечатление. Поэтому в книге Иова, относимой, по своему происхождению, ко временам Соломона, именно в речи Господа к Иову, боевой конь становился наряду с редкими животными, в строении и свойствах которых благочестивые евреи видели наглядное доказательство всемогущества и премудрости Создателя всяческих ( Иов.39:19–25 ). Сам Соломон был поражен красотой коней и их уборов до такой степени, что сравнил невесту Песни Песней со своей кобылицей, запряженной в колесницу и убранной различными украшениями ( Песн.1:8–10 ). Со времен Соломона кони постоянно употреблялись в Палестине. Преимущественно они назначались для войска – для военных колесниц и конницы ( 3Цар.16:9 , 3Цар.22:4,35 . 4Цар.3:7 , 4Цар.13:7 . Ис.2:7 , Ис.30:16 . Мих.5:10 . Ос.14:4 ). Поэтому они составляли государственную собственность и содержались вместе с колесницами под надзором особенных начальников в Иерусалиме, имевшем даже ворота, которые назывались конскими ( 4Цар.11:16 . 2Пар.23:15 . Неем.3:28 . Иер.31:40 ). Впрочем, кони иногда держались простыми земледельцами, в качестве рабочего скота; для выколачивания зернового хлеба коней запрягали в молотильные колеса (см. «Колеса и доски молотильные» выше) и водили по снопам ( Ис.28:28 ). Коневодство, однако, никогда не процветало в Палестине, потому, главным образом, что в среде сынов Израилевых во все времена существовало предубеждение против коней.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

2Пар.20:22–25 ). После, при Иоасе, они опять нападали на землю Израильскую ( 4Цар.13:20 ); но при Иеровоаме 2-м они, вероятно, были снова покорены ( 4Цар.14:25 ). Когда Феглафелласар отвел в плен восточные колена израильские ( 1Пар.5:26 ), моавитяне заняли их земли и завладели многими их городами, как можно видеть из пророчеств Исаии и Иеремии, у которых в числе городов моавитских упоминаются многие города, принадлежавшие коленам Рувимову и Гадову ( Ис.15, 16 гл., Иер.48 гл.). Это усилило их высокомерие и гордость, и они, по давней вражде своей, вместе с другими враждебными народами, снова нападали и на Иудейское царство и были как бы вспомогательным для халдеев войском против Иерусалима, и при взятии и разрушении Иерусалима царем Вавилонским они издевались над народом Божиим; несчастья других не вразумляли их, не возбуждали к раскаянию и исправлению. Населяя прекрасную плодоносную землю и имея множество прекрасных и великих городов, они, и при виде бедствий Израиля, делались только более надменными, жестокими, самонадеянными, бесстрашно предаваясь разным порокам и открыто отправляя бесстыдные празднества в честь Ваал-Пеора и Хамоса ( Иер.48 гл.). Пророки сильно обличали их за их беззаконие и яснейшим образом предсказывали приближающиеся на них страшные бедствие ( Ис.15, 16 гл. Иер.25:21, 27:3 , гл. Иер.48 и др.). Наконец, сначала при Феглафелласаре и Салманассаре, царях Ассирийских, еще до разрушения Самарии, земля Заиорданская завоевана была Ассириянами (сн. гл. 4Цар.15, 16 ), а потом, чрез пять лет по разрушении Иерусалима, они покорены Навуходоносором, царем Вавилонским (Древ. Флав. к. 10. гл. 9. § 7. сн. Иудиф.1:12, 5:2, 7:8 ). Впрочем, имя их еще не изгладилось. О них упоминается и по возвращении из плена (см. напр. 1Ездр.9:1 . 2Пар.36:5 . Неем.13:23 ). За 90 лет до Р. Хр. они покорены были Александром Ианнеем (Древн.13:5). Но в последующее время имя их исчезает для истории и теряется в общем имени арабов и сириян. За 60 лет до Р. Хр. Сирия со всеми окрестными ее землями подпала под власть римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

2 Сл. Астарта (сл. это у нас встречается: Быт.24:5 (астар); Нав.24:36 ; 1Цар.11:5 ; 4Цар.23:13 ; Парал.24:18). По Деличу (его Assyrische Lesestücke) это сл. встречается на древних ассирийских памятниках, в виде идеограмм и выговаривается jstar, санскр. звезда; в Keal-Encyclop. etc. Pauly’s, р. 1916 (1 Bandes, zweite Hälfte); в journ. Asiatique 1862. p. 377, September, названо сирийско-финикийским божеством. По мнению г. Ш. (см, журн. Мин. Народа. Просв, за 1881 и 1882 гг.), это было имя богини js-tar; по мнению о. Алексеева (его Церк. Слов. I, 53), был кумир обожаемый Соломоном и другими иудеями. Во избежание излишних подробностей, мы не приводим мнений ни Мепап’а (Syllab. II, 346), ни Ленормана (Comm, de Berose 118) и др. 3 Архимагир (упоминается в Дан.2:14 ; 1Цар.28 :2; 4Цар.25:10:18 ). Это слово у нас значит начальник царских телохранителей; у Тезениуса 37:36 наз. хранителем головы (в Holy Bible, даже назв. «the captain of the king’s guard»...); в Библии на евр. яз. назван начальником ручников (), слово реб табахеиа, сл. халдейское. Во всяком случае, это слово могло обозначать особую стражу телохранителей, род наших рынд, или греч. σωματοφυλαξ;, или Βαρανγοι; или фр. gardes du corps, или персидских амхаспанды (амеша сфекта), о которых уже говорит Геродот (кн. Ш, 70). 8 Самес (см. Нав.18:17, 19:12 ). В некоторых старинных документах под этим словом разумеют солнце (евр. ), schamas или shamsi, samas; о чем см. Keilinschr. стр. 14, 16,51, 87, 110, 111, 138; Delitzsch’a: Assyr. Lesest. р. 7; Menan’a Syllab. I, 192; II, 341, 352. Раулинсона The five gr. monarch, vol. 2 p. 246); в других сочинениях сл. Самес известно как назв. города (см. Hexaylotta изд. 1874. I. Как. XIX, 12: «Et revertitur de Sared contra orientem in fines Ceseletthabor, по нашему Хасалоф-Фавор). 10 Сикар (упоминается в Ис.16:14 ; в Деян.21:38 ). Подобное этому слову встречается в древних памятниках Египта (см. Les mots égiptiens de la Bible. Harkavi), где произносится sexer, наемник; у евреев сл. seker () – наемник; по Деличу, подобное этому слову, в клинообразных надписях встречается сл. zikaru – раб, слуга, по мнению о. Алексеева (Церк. Слов. IV. 35), это слово означало убийцу; по мнению других (Ливеева), означало палач и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

2Пар.25:19 .  Ты говоришь: вот я побил Идумеян, – и вознеслось сердце твое до тщеславия. Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падешь ты и Иудея с тобою. 2Пар.25:20 .  Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку Иоаса за то, что стали прибегать к богам Идумейским. 2Пар.25:21 .  И выступил Иоас, царь Израильский, и увиделись лично, он и Амасия, царь Иудейский, в Вефсамисе Иудейском. 2Пар.25:22 .  И были разбиты Иудеи Израильтянами, и разбежались каждый в шатер свой. 2Пар.25:23 .  И Амасию, царя Иудейского, сына Иоаса, сына Иоахазова, захватил Иоас, царь Израильский, в Вефсамисе и привел его в Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных, на четыреста локтей; 2Пар.25:24 .  и взял все золото и серебро, и все сосуды, находившиеся в доме Божием у Овед-Едома, и сокровища дома царского, и заложников, и возвратился в Самарию. Ср. ( 4Цар.14:8–14 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 522. Единственным поводом для Амасии послать военный вызов Иоасу израильскому (ст. 17) могло быть, как сказано уже, желание отомстить Израильскому царству за произведенные израильскими солдатами грабежи и убийства на территории Иудейского царства. Стих 20: «так как от Бога это...» – это замечание 2 Паралипоменон, находящееся только здесь, устанавливает религиозный прагматизм событий: причинную связь поражения Амасии с богопротивным служением его идолам Сеира (ст. 14 и д.): здесь имело место попущение Божие в отношении дурных действий человеческой воли, подобно как в ожесточении сердца фараона (( Исх.14:4 ) и другие места), или в отношении неразумия Ровоама (( 3Цар.12:15 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 424). Сильнее и, кажется, слишком резко, выражает мысль священного писателя 2 Паралипоменон Иосиф Флавий: «по моему мнению, сам Предвечный побуждал Амасию начать войну, чтобы наказать его за все его беззакония» («Иудейские Древности», кн. IX, гл. 9, 2). Справедливо указывают здесь у Иосифа Флавия следы его фарисейского мировоззрения, именно фарисейского учении о судьбе (ср. Г. Скарданицкого, «Фарисеи и Саддукеи», Киев, 1905, с. 79 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наиболее ясными примерами композиции, построенной на определенной теме и ее вариациях, служат лирические произведения. Пс.22 , например, основывается на теме ухода пастыря за овцами в течение дня; вариации выражаются в конкретных делах, составляющих общую картину. Пс.120 – одна из «песней восхождения»; его основная тема – способность Бога защитить путника, и в поэме перечисляется все, что делает Бог для защиты жизни паломника. В Пс.103 представлены вариации на тему Божьего обеспечения природы и посредством природы (см. ПРОВИДЕНИЕ ). В большинстве разъяснительных прозаических частей тоже выражается очевидная приверженность принципу темы и ее вариаций. В 1Кор.13 неустанно повторяется тема превосходства христианской жизни и, следовательно, необходимости любви в ней. В блаженствах Иисуса рисуется многогранный портрет идеального ученика. В речи Иисуса об избавлении от забот и тревог ( Мф.6:25–34 ) представлена широкая картина, до какой степени тщетной и ненадежной может быть жизнь христианина, если он заботится о пище и одежде. В десяти заповедях даются конкретные ответы на вопросы, какой жизни Бог ожидает от Своего народа. Рассказы строятся на предпосылке движения конфликта к разрешению. Но принцип темы и ее вариаций выражается даже в библейских рассказах. Аристотель первым установил литературный принцип, согласно которому читатель должен видеть, как каждый эпизод, включенный в рассказ автором, соотносится с повествованием в целом. Поэтому и рассказы в определенном смысле строятся на принципе темы и вариаций. Отдельные эпизоды истории Иосифа способствуют раскрытию темы Божьего провидения в жизни образцового персонажа. Каждая деталь истории Руфи дополняет портрет героини, находящейся в поисках дома и семьи. Повторы. Значение повторов в Библии признается всеми. Примеров повторов множество. Например, в библейских рассказах авторы часто возвращаются к уже использованным формулировкам или образам. Так, в Книге Бытие часто встречаются выражения «вот родословие» и «потомство твое», не давая нам забывать, что это книга начал. Хроникеры ветхозаветных царей постоянно повторяют формулировки типа: «В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского, воцарился Иеровоам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и царствовал сорок один год» ( 4Цар.14:23 ). Или: «И почил Иеровоам с отцами своими, с царями Израильскими. И воцарился Захария, сын его, вместо него» ( 4Цар.14:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2Пар.29:33 .  Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота. 2Пар.29:34 .  Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. 2Пар.29:35 .  Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем. 2Пар.29:36 .  И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно. Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великой жертвой о грехе (стихи 21–24) именно за всего Израиля (ст. 24), а не за два только колена царства Иудейского, так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства Израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. 4Цар.17:3–6,18:9–12 ), так что Езекия мог и жителей Израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, ( 2Пар.30:5–11 )). Сам обряд жертвы за грех в данном случае отличался особой, чрезвычайной торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. ( Лев.4 ), «Толковая Библия», т. I, с. 418–421). Возложение рук царя и собраний на козлов жертвы греха (ст. 23), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала ( Исх.29:10 ; Лев.4:4 ), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения (( Лев.16:21 ); «Толковая Библия», т. I, с. 463–465) Еще большей торжественностью отличалось совершение важнейшей из жертв – всесожжения (ст. 24–29). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым для этой жертвы ритуала (( Лев.1 ); «Толковая Библия», т. I, с. 409–413), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением – по уставу Давида и пророков Нафана и Гада ((ст. 25); см. ( 1Пар.23:5 ) и др). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева о богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы ( Лев.25:9 ; Чис.10:10 ) относятся к исключительным случаям); после плена вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы ( Сир.50:18,20 ). По поводу сказанного в ст. 25 о Давиде блаженный Феодорит замечает: «это обличает неразумение ( τν φροσνην) иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей через пророков Его» (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. T. LXXX. Col. 850–852 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Радушное гостеприимство как заповедь Израилю . Переходя от формальной стороны оказания гостеприимства к его более глубокому смыслу, можно выделить несколько четко обозначенных тем. Одна из них – полученное от Бога предписание, чтобы Его избранный народ соблюдал обычаи гостеприимства как часть нравственного и духовного завета с Ним. Обычаи гостеприимства по отношению к чужестранцам существовали у всех древних ближневосточных народов, но израильтяне понимали их в свете своей уникальной истории как Божьего народа. Их предок Авраам был «скитальцем» (см. ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК ), а истории странствующих патриархов и евреев, живших чужестранцами в Египте и странствовавших по пустыне, служили архетипами и прототипами: «Ибо Господь, Бог ваш... дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца; ибо сами были пришельцами в земле Египетской» ( Втор.10:17–19 ; ср. Втор.26:5–9 ; Исх.22:21 ; Лев.19:33–34 ). Гостеприимство израильтян выходило за рамки просто обычая и черпало движущую силу из иного источника, нежели страх перед чужестранцами. Оно исходило из сердца народа, чьи самосознание и место жительства определялись Богом, Который положил конец его странствиям: «Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.23:9 ). Следовательно, справедливое отношение к чужестранцам было единственно правильным и благодарным ответом на милостивую заботу Бога ( Втор.24:17–19 ) и раскрывало характер Божьего народа. В такой атмосфере нарушение правил гостеприимства наказывалось, а их соблюдение вознаграждалось. К первой категории относились аммонитяне и моавитяне ( Втор.23:3–4 ), вениамитяне ( Суд.19:15, 18 ) и скупой Навал ( 1Цар.25:1–13, 36–38 ). Награды за проявление гостеприимства были еще более примечательными. Авраам и Сарра, которые «оказали гостеприимство Ангелам», не зная об этом ( Евр.13:2 ), получили вознаграждение в виде обещания, что через год у них родится сын ( Быт.18:1–15 ). Авигея, оказавшая радушный прием Давиду, приобрела мужа ( 1Цар.25:14–35, 39–42 ). Вдова из Сарепты, отдавшая последние припасы Илии, получила в награду кадку с мукой и кувшин с маслом, которые не истощались до окончания голода ( 3Цар.17:8–16 ). Сонамитянка, приготовившая для Елисея уютную горницу (с постелью, столом, стулом и светильником), была вознаграждена сыном ( 4Цар.4:1–17 ). В Евр.11:31 спасение Раав при падении Иерихона объясняется тем, что она «с миром приняла соглядатаев».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010