1 Такие сведения о Варнаве находятся в так-называемых, «беседах Климентовых» (Clemenminae) и «Встречах» (Recognimuones); в деяниях Варнавы (Аста Вагпавае), подложно приписываемых Иоанну Марку, – время происхождения их неизвестно, но вероятно прежде обретения мощей св. Варнавы в 488 г. (Болланд. Аста Sancmorum Iun Vol. 2. Тишендорфа Аста Apos. аросгурна); и, наконец, в похвальном слове Варнаве кипрского монаха Александра, жившего не ранее VI века. Там же у Болланд. 2 Т. е. ему не было 25 лет. См. Числ. VIII:24. 3 Его признают за одно и то же лицо с евангелистом Марком. 4 Hilgers о Симоне волхве в Бонском «Zeimschr. fürTheol. Hft. 21.» 5 Варнава по переводу книги Деяний Апостольских значит «сын утешения», т. е. имевший дар говорить людям в назидание, увещание и утешение. Деян. IV:36; 11, 23; XIII, 1; 15, 35. Ср. 1 Кор. XIV:3. 6 Феодора чтеца Церк. Ист. кн. 2. Мнение об основании Варнавой Медиоланской Церкви основательно опровергается Гефеле. Вообще сведения о жизни и послании Варнавы тщательно собраны и исследованы в сочинении Гефеле, с которым, впрочем, не везде можно согласиться. DasSendschreibendesAposm. Barnabas, von Hefele. Tübing. 1840. 7 Историч. учение об отцах церкви, Филарета архиеп. Черниговского. С-Пб. 1859, Том I, стр. 40. 8 Первые четыре главы и половина V-й доселе известны только в древнем латинском переводе. См. ниже об изданиях послания ап. Варнавы. 9 Например, запрещение вкушать свинью указывает на обращение с подобными ей людьми, которые среди удовольствий забывают своего Господа и только в нуждах помышляют о Нем. Под хищными птицами должно разуметь таких людей, которые не трудом доставляют себе пропитание, но беззаконным образом похищают чужое добро. См. гл. X, посл. Варнавы. 10 Здесь думают находить следы учения о тысячелетнем царстве Христа; но оно у Варнавы чуждо земных чувственных радостей, с какими является хилиазм в последствии. 11 Гл. IÏ nos similiter erranmes. 12 Какой страны жители были читатели послания Варнавы, это также не указано в нем. Но можно с большею вероятностью предполагать их в Александрии, потому что послание было особенно известно и уважаемо в Церкви Александрийской; проповедь Варнавы в Александрии могла положить начало его духовной свази с тамошними христианами и вследствие того побудить его написать послание к ним в предостережение от влияния иудеев-христиан, которых значительное число, конечно, прибыло по разрушении Иерусалима; из Палестины в Александрию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3819...

В Великую пятницу совершался чин Indulgentia - присоединение покаявшихся. Только участвовавшие в этом чине допускались к причащению на Пасху (7-й и 8-й каноны IV Толедского Собора (633)). В традиции В этот чин более продолжительный. На службе 9-го часа совершалось поклонение Кресту (Mysterium crucis). В Великую субботу совершался обряд благословения света и свечей (benedictio lucernae), чин к-рого, вероятно, был составлен еп. Исидором Севильским. Основным элементом службы Великой субботы была серия чтений из ВЗ (в традиции А - 12 чтений, в традиции В - 11). После них проходило торжественное крещение. Чтения на пасхальной мессе различаются. Традиция В приводит вариант, явно связанный с чином крещения (Рим 6. 1-11 и Мф 28. 1-20), традиция А - связанный с Пасхой (1 Кор 5. 7-8 и Мф 28. 1-7). Подробнее о службах Страстной седмицы см.: Pinell. 1997. В среду, четверг и пятницу перед Пятидесятницей совершался покаянный чин (Litaniae apostolicae). Подобные моления (Litaniae canonicae) имели место перед памятями сщмч. Киприана (14 сент.) и св. Мартина (11 нояб.). В воскресенье между 17 и 25 авг. отмечался праздник De primitiis (О начатках). Количество недель De quotidiano в разных рукописях различается (указывается от 7 до 32 служб). Древний испан. Санкторал включал праздники рождественского цикла, общие для всех лат. богослужебных традиций (памяти архидиак. Стефана (26 дек.), ап. Иоанна (27 или 29 дек.)), праздники в честь важнейших святых (Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи (24 июня и 24 сент. соответственно); памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), ап. Андрея (30 нояб.) и святых, особо почитавшихся на Западе - диак. Лаврентия (10 авг.), сщмч. Киприана Карфагенского (14 сент.); вероятно, св. Мартина Турского (11 нояб.), а также святых Цецилии (22 нояб.), Агнессы и Эмеренцианы (20 янв.)). Среди общих для И.-м. о. и галликанской традиции - праздник Кафедры ап. Петра (22 февр.). К числу уникальных празднований помимо праздника в честь Богоматери (18 дек.) относится память Вифлеемских младенцев (8 янв.).

http://pravenc.ru/text/674997.html

Во время всенощного бдения вплоть до великого славословия Крест находится на св. престоле, перед ним горит свеча. На 9-й песни канона утрени стихи библейских песней заменяются 2 праздничными припевами (припевы для 9-й песни В. стали употребляться достаточно поздно, их нет в московских печатных Типиконах и Псалтирях XVII в.). В Русской Церкви с XV в. принято прибавлять к полиелею на праздничной утрене избранный псалом с величанием в качестве припева. В частности, на праздник В., согласно совр. рус. практике, во время пения полиелея духовенство не выходит на середину храма, а остается в алтаре (но св. врата открываются), чтобы 1-й раз величание прозвучало перед Крестом, находящимся на св. престоле. Помазание молящихся освященным елеем, в др. праздники на практике совершаемое после чтения Евангелия, в этот день переносится на конец утрени, после поклонения Кресту ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 366). На литургии антифоны и вся служба посвящены празднику (чтения, как в Типиконе Великой ц., состав Апостола и Евангелия отличается: 1 Кор 1. 18-24 и Ин 19. 6b - 11, 13-20, 25-28, 30-35). Чтения суббот и недель до В. и после В. в основном те же, что и в Типиконе Великой ц. (но Евангелие субботы перед В.- Мф 10. 37-11. 1, субботы по В.- Ин 8. 21-30). В воскресенье перед В. предписано петь прокимен из Пс 27 (из числа воскресных) и аллилуиарий из Пс 88. В неделю по В. прокимен и аллилуиарий праздника. Крест остается в храме вплоть до отдания праздника. Согласно совр. греч. Типикону (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 73-77), основанному на Иерусалимском уставе, но отражающему упрощенную греч. приходскую практику (см. Виолакиса Типикон ), всенощное бдение под В. не совершается; в конце вечерни трижды поется тропарь праздника Σσον Κριε τν λαν σου (        ). Утреннее Евангелие читается перед каноном (а не по 8-й песни, как в др. случаях совершения праздничной утрени), канон поется на 6. На литургии поют антифоны праздника, входное, к к-рому припевается Σσον μς Υ Θεο σαρκ σταυρωθες (            ), тропарь и кондак В.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха — этот стих можно рассматривать как притчу. Несмотря на важность роли друга жениха на свадьбе, он с радостью уступает место жениху, потому что в этом и есть осуществление его миссии. Иоанн Креститель вряд ли мог не знать, что в ВЗ Израиль именуется невестой Бога (Ис 62:4–5; Иер 2:2; 3:20; Иез 16:8; 23:4; Ос 2:19–20). В НЗ невестой Христа называется Церковь (2 Кор 11:2; Еф 5:25–27,31–32; Откр 21:2; 22:17). Креститель указывает таким образом, что не он, а Иисус — глава нового Израиля. Евангелист мог заимствовать метафору из синоптического предания, см. Мк 2:19–20 и параллели. Если же очищение, о котором сказано в ст. 25, представляет собой отсылку к чуду в Кане Галилейской (2:1–11), смысл “свадебной” метафоры может быть и другим. Но идет ли здесь речь о том, кто является главой Израиля, или о том, кто осуществляет истинное очищение, мысль о приоритете Иисуса над Иоанном остается неизменной. Друг жениха — по-гречески это словосочетание не является этнографическим термином, но стоящее за ним евр. soseb€n обозначает совершенно определенную роль шафера, или дружки жениха в свадебной церемонии. По-видимому, в Иудее был обычай, сог­ласно которому два дружки представляли каждый одну из породняющихся семей, ср. 1 Мак 9:39. Стоящий и внимающий — вообще Иоанн иногда употребляет глагол ‘стоять’ там, где он не кажется необходимым (1:35; 6:22; 12:29), но здесь он явно нагружен: поскольку ‘слушать’ означает также ‘слушаться’, ‘пови­но­ваться’, стоящий может быть характеристикой отношения слуги к повелителю. Но если под ‘слушать’ имеется в виду прислушиваться, когда раздастся возглас приближающегося жениха или скорее когда начнется разговор жениха с невестой, словосочетание стоящий и внимающий означает напряженное ожидание. Радостью радуется — по-гречески необычно, но возможно, особенно если за образец берется язык перевода Семидесяти, в котором буквально отражается еврейский абсолютный инфинитив как способ усилить значение глагола с помощью повтора; поэтому здесь нет необходимости предполагать перевод с арамейского. Радость моя исполнилась — одно из характернейших выражений у Иоанна, ср. 15:11; 16:24; 17:13 и 1 Ин 1:4; 2 Ин 12.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Это объективный фактор, который нельзя не учитывать. Замедление роста материального благополучия есть, и оно отражается на приходских доходах. Поэтому следует обратить внимание на необходимость более экономного расходования имеющихся средств. При этом в области духовной, богослужебной, пастырской никакого замедления нет и быть не должно. Приходы Москвы, преодолевая немалые трудности, ежедневно совершают богозаповеданную миссию: помогают людям избавиться от работы вражия (величание в праздник Крестовоздвижения) и идти спасительным Евангельским путем, ведущим в Царство Небесное, уготованное любящим Бога от создания мира (см. Мф. 25, 34). Нелегок сей путь, но его цель – высока и вожделенна. Будем же все вместе, не жалея ни сил, ни времени, с усердием трудиться во славу Святой Церкви, дабы, возвещая и ближним и дальним глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68), подавая пример ответственного и неленостного отношения к возложенным на нас послушаниям в Винограднике Христовом, с помощью Божией успешно совершать дело веры и труд любви (см. 1 Фес. 1, 3). Благодарю всех вас, дорогие владыки и отцы, за ваше ревностное служение в текущем году, за надлежащее исполнение своих обязанностей, за готовность и впредь в усердии не ослабевать, духом пламенеть и Господу служить (см. Рим. 12, 11). От души желая вам крепости сил и вдохновения на сем нелегком пути, хотел бы обратиться к вам словами апостола Павла: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11). Храм св. блгв. князя Димитрия Донского (ул.Полярная, 34); храм Усекновения главы прор. Иоанна Предтечи (ул. Ключевая, 18а). Храмы, строительство которых было завершено, но Великое освящение совершено не было: ул. Суздальская, 8б (храм Всех Святых в земле Российской просиявших); пересечение ул. Михневская и Михневского проезда (храм Входа Господня в Иерусалим); ул. Островитянова, 1-2 (храм Казанской иконы Божией Матери); Южное Бутово, пересечение ул. Академика Семенова с Бунинской аллеей (храм свят. Стефана Пермского); ул. Староорловская, 106 (храм Казанской иконы Божией Матери); ул. Мельникова, 7 (храм свв. равноапп. Мефодия и Кирилла). Храмы, строительство которых будет завершено к концу 2013 года: Пятницкое шоссе, 5 (храм Всемилостивого Спаса); ул. Кетчерская, 2 (храм Введения во храм Пресвятой Богородицы); Мичуринский проспект, 70 (храм Иверской иконы Божией Матери); Можайское шоссе, 54 (храм свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси); Судостроительная ул., 48 (храм свт. Спиридона, еп. Тримифунтского); проезд Шокальского, 48 (храм св. прп. Серафима Саровского); ул. Саранская, вл. 1 (храм св. прав. Иоанна Кронштадтского); 1-я Вольская ул., вл.2 (храм иконы Божией Матери Воспитание); Зеленоград, пересечение ул. Александровка и ул. Новокрюковская (храм св. блгв. вел. кн. Александра Невского).

http://pravoslavie.ru/66950.html

Г. переселился в крепость Кози-Градек, где написал «Трактат о Церкви» (Tractatus de Ecclesia, 1413). В авг. 1414 г. он приехал в Прагу на заседание синода, но не получил разрешения присутствовать на нем. 11 окт. того же года Г. выехал из Краковца в Констанц на заседание Собора (см. Констанцский Собор ). Несмотря на охранную грамоту от имп. Сигизмунда I Люксембурга, 28 нояб. Г. был арестован. С 6 дек. 1414 по 24 марта 1415 г. находился в заточении в доминиканском мон-ре, где заболел. 24 марта 1415 г. Г. был тайно перевезен в замок Готтлебен. Под давлением друзей Г. имп. Сигизмунд вынужден был потребовать перевода Г. в Констанц, в тюрьму францисканского мон-ря, для участия в публичных слушаниях на Соборе (5, 7 и 8 июня). Констанцским Собором было принято решение, что сочинения Г. «Против Палеча» и «Трактат о Церкви» являются еретическими. Ввиду равенства голосов епископата и представителей светской власти окончательное решение о казни Г. принял кор. Сигизмунд (Послания магистра Иоанна Гуса. М., 1903. С. 256). Г. был приговорен к смерти через сожжение. Свое учение Г. изложил в «Трактате о Церкви», ссылаясь на авторитет блж. Августина , Аристотеля , блж. Исидора Севильского, Пасхазия , еп. Киприана Карфагенского, Бернарда Клервоского , блж. Иеронима Стридонского, свт. Амвросия Медиоланского, св. папы Григория I Великого и др. Под Церковью вслед за ап. Павлом Г. понимал дом Господень. Церковью именуются и священники, «принадлежащие к одной материальной церкви, потому что церковь в греческом языке есть собрание, собранное под одною властью» (O Cirkvi. 1965. S. 23). Церковь являет собой великое собрание всех народов под единой властью Царя Христа (Мф 25. 31-32). Г. утверждал, что Церковь, чьей главой является папа, а телом - кардиналы, не может быть Соборной и Апостольской. В качестве аргумента он ссылался на буллу папы Бонифация VIII «Unam sanctam»: «Церковь не может быть чудовищем, которое имеет две одинаково равноправные главы», следов., «имеет... одна Церковь одно тело и одну главу и никогда две главы, как чудовище». Г. утверждал равенство епископов всех кафедр, потому что «каждый епископ равен апостольскому наместнику своим священством и хиротонией» (Ibid. S. 125). Относительно времени рождения Церкви Г. придерживался мнения блж. Августина: «Церковь является наивысшим творением, стоящим сразу за Несотворенной Троицей» (Ibid. S. 25). Разделяя Церковь на земную и небесную, Г. уточнял, что небесная Церковь «между святыми ангелами остается благословенна и поспевает по надобности на помощь своей части, которая странствует на земле. Всегда та, которая будет одной, связующей вечности, одна является оплотом любви, целиком установлена для того, чтобы чтили Бога. Поэтому ни она целиком, ни отдельная ее часть не может быть почитаема как Бог» (Ibid. S. 25). Несмотря на осуждение католич. Церковью Г. как еретика, именно ее он исповедовал единой Церковью Христовой.

http://pravenc.ru/text/168408.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010