В таком именно значении слово πρεσβτερος и особенно συμπρεσβτερος ( 1Пет.5:1 ) могло прилагаться и к апостолам (2–3 Ин. и Пет.) В последствии же времени, впрочем, ещё при апостолах, это имя стало означать, как означает и теперь, лиц, избираемых для особого рода служения в Церкви – и давалось им или потому, что они первоначально избирались из лиц почтенного возраста и известных своей опытностью, или в соответствии с вышеупомянутым, ученикам Христовым, которые хотя были и ниже апостолов, но пользовались в Церкви высоким значением, как старейшие и опытнейшие. Само служение пресвитерское отличалось от епископского степенью прав и областью служения. Пресвитеры назначались для одного города, и даже для одной Церкви ( Тит.1:5 ; Флм.1:2 ; Кол.4:17 ) и не имели права сообщать другим через рукоположение дар служения. Епископы поставлялись над всей областью или над целым городом и имели право поставлять пресвитеров и диаконов для городов и Церквей , как видим в примере Тимофея и Тита. Желание епископства считается у апостола добрым делом, потому что показывает в том человеке стремление к нравственному совершенству, намерение служить Церкви, а не личным интересам. О честолюбии, корыстолюбии и других побуждениях к епископству или пресвитерству у апостола не могло быть и речи, потому что тогда желание епископства превратилось бы в желание чести, славы и прочего, чего апостол одобрить не мог бы. Стих 2. Подобает убо епископу быти единыя жены мужу. Это правило в апостольской Церкви могло быть приложено и к епископу, и к пресвитеру, потому что тогда и епископы, и пресвитеры избирались из лиц женатых. Но позднее церковная практика признала удобным избирать для епископского сана лиц, не связанных семьёй, вдовых и стариков, которые отделялись от жён и семейств; а с развитием монашества – из монахов. На VI-м Вселенском Соборе (правило 12) положено даже, чтобы рукоположенные во епископов оставляли сожительство со своими супругами во избежание претыкания и соблазна другим. Но там же (правило 13) осуждён обычай римской Церкви не допускать пресвитеров и диаконов до сожительства с жёнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ.     Благодарность Апостола Филиппийцам и извещение их о своём положении (1:1—26).    После приветствия от своего имени и от Тимофея к Филиппийским Христианам с епископами и диаконами (1:1—2) Апостол благодарит Господа за их усердие к благовествованию, представляя таким образом и их участни­ками своей проповеди (3—7), и молится, чтобы они более и более усовершались в любви и познании (8—11). Затем, сообщая Филиппийцам о том, как через его появление перед судом Евангелие сделалось известным даже в претории кесарей, и многие стали проповедывать оное — кто по ревности, а кто и по зависти и любопрению. Апостол радуется такому положению дел и высказывает уверенность, что всё, что ни случилось бы с ним, есть лишь к славе Евангелия (12—20). И он в этом случае предпочёл бы смерть, чтобы быть со Христом, но так как он знает, что его жизнь полезнее для их усовершенствования, то он уверен, что останется с ними (21—26).    Стих 1. Па в ел и Тимо ф ей, раби Иисус Христовы. Рядом с собою Апостол по­ставляет и Тимофея, потому что и он первоначально трудился в основании Цер­кви Филиппийской и пользовался очень большою любовью их. Замечательно, что Павел не называет здесь себя Апостолом, как в других Посланиях, потому, — как утверждает Феофилакт, — что в Филиппах никто не сомневался в его Апостольстве, и название раба Христова обнимало все достоинства и все роды служения служителя Христова.    [С епископы и диаконы. Все толкователи согласны в том, что здесь под епископа­ми разумеются пресвитеры, так как в первенствующей Церкви не строго различа­лись эти названия (Сравните: Деян. 20:17-28; Тит. 1:5:7), а часто принимались в их первоначальном значении: епископ — блюститель (Деян. 20:28), пресвитер — старец (1 Пет. 5:1; 2 и 3 Ин. 1:1), диакон — служитель (2 Тим. 4:5), и приписывались лицам не по иерархическому их положению, а по обстоятельствам дела. Причину же, почему только в одном этом Послании Апостол посылает приветствие епис­копам и диаконам, Златоустый видит в том, что в Филиппах клир писал, благо­творил и посылал к нему Епафродита].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, Сам Господь Бог всю Свою жизнь не имел Своей воли и в этом оставил образец всем христианам. И отсюда весь строй Христовой Церкви зиждется на послушании. Апостолы единодушно призывают христиан быть в послушании поставленным от Бога пастырям, пресвитерам, царям, правителям и начальникам (1 Пет. 2, 13–14; Рим. 13; Тит. 3, 1). Ап. Павел пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»  (Евр. 13, 17). Наследники общинного строя первой Иерусалимской Церкви — монастырские братства — строят свою жизнь на всецелом и строгом послушании. Недаром сложилась известная монашеская поговорка: послушание паче (т. е. важнее) поста и молитвы. Семья есть также маленькая Христова община, и по заповеди она также строится на послушании — жены мужу (Еф. 5, 22)и детей родителям. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе»  (Еф. 6, 1), — пишет ап. Павел и ставит эту заповедь как первую и важнейшую для детей. Поэтому послушание — это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств. И отсюда первой задачей родителей в их работе над детским характером есть насаждение в них полного послушания и искоренения самоволия. Особенно важно позаботиться об этом в самом раннем возрасте, при начале пробуждения в ребенке сознания, когда духовные плевелы только еще начинают давать ростки. Воля родителей должна стать основным законом во всех мелочах детской жизни, в том числе и в играх. Об этом так пишет еп. Феофан Затворник: «Пусть дитя резвится, но в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий его шаг — разумеется, в общем. Без этого легко может покривиться нрав дитяти. Самовольно порезвившееся дитя возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях. Напротив, дитя выходит преподвижным на всякое приказание, где с самого начала не дают воли его движениям». Чтобы насадить в детях прочное послушание, родителям не следует забывать следующие десять положений:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Прекращается ли в Церкви сила апостольского служения с этой смертью апостолов? В известном смысле — да, прекращается, осуществив свое призвание, положив основание новозаветной церкви и проповедав Евангелие «в концы вселенной». Апостольство в полноте своих даров не имеет и не может иметь своего продолжения, и римская идея о том, что ап. Петр продолжает существование в лице папы, есть произвольный догматический вымысел, который ничем не может быть подтвержден. Римский епископ есть преемник апостольства не — в большей мере, как и все другие епископы, т. е. в точном смысле он и вовсе не является преемником. Апостольские дары и полномочия суть личные, и их Господь давал поименным избранием. Притом апостольство есть соединение различных харизматических даров, которого, как такового, — не фактически, но в силу установления — мы не имеем ни в каком из иерархических полномочий, ведущих свое происхождение от апостольского преемства. И тем не менее апостольство не ушло из мира без преемства своего служения. Апостолы передали то, что они могли передать и что могло быть воспринято. Кроме личного апостольского достоинства, которое непередаваемо, они передали те дары, которые или присущи христианам лично, или же Церкви, как обществу. Они передали всем верующим благодатные дары Духа Св., которые они сводили чрез рукоположение, и тем сделали их «родом избранным, царственным священством, народом святым» (I Петр. 2, 9), но преподание этих даров они определили чрез посредство ими установленной иерархии, сила которой заключается в прямом и непрерывном апостольском преемстве. После апостолов сообщение благодатных даров Св. Духа в Церкви сделалось полномочием иерархии, т. е. епископата с пресвитерами и диаконами. Уже с конца I и начала II века, в творениях св. Игнатия Богоносца, Иринея, еп. Лионского, Тертуллиана, а позже, к III веку, еп. Киприана, высказывается та же общая мысль, что Церковь собирается около епископа, епископ же существует преемством апостольского рукоположения, которое есть божественное установление. В отдельных случаях указываются примеры непрерывности этого апостольского преемства (кафедры Римская, Ефесская, Иерусалимская и др.). Исторически нельзя указать, где, когда и как установлена апостолами иерархия в том виде, как она теперь существует, т. е. трех степеней епископов, пресвитеров и диаконов. Первые десятилетия 1 века, напротив, хранят об этом полное молчание. Или же когда мы находим упоминания об иерархических званиях, то ясно, что в них или имеется в виду нечто иное, чем теперь, или же отсутствует та ясность различения и соотношения между тремя степенями священства, которая теперь нам присуща (Д. А. 20, 17, 28; Тит. I, 5–7; I Тим. 3, 2, 5, 7; I Пет. 5, 1–5). Во всяком случае, если и встречаем у апостолов упоминание об епископах и пресвитерах, то в таком виде, что не может служить прямым доказательством существования степеней священства в нашем смысле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

а) Хотите ли узнать из слова Божественного, что девство не только для многих возможно к соблюдению, но и для всех вожделенно?  – Слышите слова ап. Павла к коринфянам: хощу, да вси человецы будут, якоже аз (1 Кор. 7, 7). Что значит: якоже аз? – Это изъясняет он далее в том же послании: еда не имамы власти сестру жену водити? Но не сотворихом по области сей, но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову (9, 5, 12), т. е. он лишил себя помощи и утешений брачного состояния, чтобы тем беспрепятственнее заниматься проповеданием Евангелия. Следовательно, и всем апостол желал бы того, чтобы посвятили себя на служение Богу и благочестие в девстве. б) Хотите ли видеть высокую награду, уготованную девству от Бога?  – Смотрите очами тайновидца Иоанна: и видех, и се Агнец стояше на горе Сионстей, и с ним сто и четыредесять и четыре тысящи, имуще имя Отца Его написано на челех своих. Он слышал их поющих песнь нову пред престолом Божиим и никтоже можаше навыкнути песни, токмо сии. Кто ж это? – спросите вы. – Он ответствует: сии суть, иже с женами не осквернишася: зане девственницы суть: сии последуют Агнцу, аможе аще пойдет; сии суть куплени от людей, первенцы Богу и Агнцу (Откр. 14, 1–4). III. Господь Сам предварил нас, что не все способны девствовать: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть (Мф. 19, 11). Он Сам призывал к подвигу девства не всех, но только тех, которые способны, которым дано сие дарование: могий вместити да вместит (Мф. 19, 11). Ко всем говорим о девстве для того, чтобы и брачные и безбрачные от высокой красоты девства, от среднего благообразия честного и непорочного брака, осторожным и заботливым оком различали неблагообразие того состояния, которое ни златого таланта девства, ни сребряного таланта брака не возделывает верно по воле Господа. Девство и брак не для всех: но целомудрие (т. е. чистота нравов, благочестие) для всех. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. – Что значит целомудренно? – Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае, с отвержением мирских похотей, и в особенности плотских похотей, яже воюют на душу (1 Пет. 2, 11). Только так живущие в нынешнем веке могут ожидать блаженного упования в будущем (Тит. 2, 13). Аминь. (Составлено по проповедям Филарета, митрополита Московского, т. IV, изд. 1882 г.). Двадцать пятый день Поучение 1-е. Святитель Григорий Богослов

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   Это краткое описание величия священнического служения зовет нас сейчас естествен­ным образом к тому, чтобы мы вместе с апостолом Петром сказали продолжателям этого святого служения: «Кацем подобает быти вам во святых пребываниих и благочестиих» (2 Пет. 3:11), «да служение беспорочно будет» (2 Кор. 6:3). Есть много заповедей и завещаний нашего Спасителя, но те из них, которые непосредственно касаются совершенства жития и святости, относятся в первую очередь к священству и его установлениям. Как служители тайн Божиих, как «управители» божественной Благодати священники не могут не быть ду­ховными личностями, людьми, облеченными в Господа нашего Иисуса Христа. Все, что ка­чественным образом характеризует нашу природу со стороны ее достоинства, разумности, благонравия, справедливости, возвышенности, не должно быть чуждо священнику.    Апостол Павел, объясняя своему ученику Титу, какими качествами должен обладать священник, говорит: Подобает епископу без порока быти, якоже Божию строителю; не себе угождающу, не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну, но... благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну» (Тит. 1:7—8). И вообще все, что, по Благодати Божией, дано нашей природе, то есть все духовное, высокое, святое, со­вершенное и, прежде всего, само обожение по причастию к Божеству — все это составляет главное достояние священника. С принятием священной степени человек перестает быть простым человеком, который отвечает и дает отчет только за себя. Он — представитель Бога, продолжающий дело спасения мира, как то предначертал Спаситель наш Иисус Христос. Он обязан подражать во всем своему Архипастырю, Который пожертвовал жизнью за Свою па­ству.     «Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет; и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой», говорит Христос (Ин. 12:26). Также Он пове­лительно завещает: «Шедше, научите вся языки» (Мф. 28:19). Христос призывает своих уче­ников сделать истину известной всем людям. По этой причине мы, и в первую очередь те из нас, кто является священником, должны стать для всех всем (см. 1 Кор. 9:22), потому что, как говорит Апостол, «эллинам же и варварам, мудрым же и неразумным должен есмь» (Рим. 1:14). По примеру Христа, «Начальника спасения» нашего, мы должны стать живым приме­ром того учения, которое мы возвещаем, показывая, что все, к чему мы призываем, дости­жимо и исполнимо. Как «вера, — по словам апостола Иакова, — без дел мертва» (см. Иак. 2:20), так и учение бездушно, если оно не пережито тем, кто его преподает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи отражается и в богослужебном Апостоле. Счет глав и стихов указан цифрами черного цвета. Однако деление на главы и стихи в богослужебном Апостоле имеет второстепенное значение. Как и в Евангелии, основным является деление на богослужебные отрывки – зачала. Номера зачал обозначены красными цифрами на внешнем поле текста. В отличие от Евангелия, нумерация зачал в Апостоле сквозная, то есть единая для всех книг. Последнее зачало – 335-е к Евреям. Так что главное – знать номер зачала, уже только это почти всегда позволяет найти необходимое чтение. Однако есть четыре исключения из правила единой нумерации, точнее, четыре пары зачал имеют одинаковые номера. Так, последние два зачала книги Деяний совпадают по номеру с двумя начальными зачалами Послания апостола Иакова (Деян. зач. 50 и зач. 51 ↔ Иак. зач. 50 и зач. 51), последнее зачало 2-го Послания апостола Петра совпадает с первым зачалом 1-го Послания Иоанна (2 Пет. зач. 68 ↔ 1 Ин. зач. 68), а последнее зачало Послания апостола Павла к Титу имеет тот же номер, которым обозначено Послание к Филимону (Тит. зач. 302 ↔ Флм. зач. 302). Некоторые зачала, как и в Евангелии, не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Устав называет такие чтения «зачало от полу»; в тексте такое зачало отмечено знаком зачала без цифры. В частности, на литургии в Неделю 1-ю Великого поста читается послание к Евреям, зачало 329-е «от полу», которое начинается с Евр. 11:24 , тогда как само зачало 329-е начинается с Евр. 11:17 . §2.3. Приложения богослужебного Апостола Для определения и нахождения апостольского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Апостола, где содержатся все необходимые указания. В Апостоле можно выделить следующие приложения: 1 . «Сказание о антифонах, и о прокименах, и еже како на всяк день должно есть чести Апостол в седмицах всего лета» – рядовые чтения подвижного круга богослужения. Это приложение начинается днем Святой Пасхи и заканчивается Неделей сыропустной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но Дух дан еще и для того, чтобы объединять людей, неодинаковых между собой по происхождению и по образу мыслей " . " Этими словами ( " един Дух " ) он хотел побудить к взаимному согласию, как бы говоря- так как вы получили одного Духа и пили от одного источника, то между вами не должно быть раздоров " . Блаженный Феодорит " Все вы сподобились единой благодати, единый источник разливает различные потоки, Единый приняли Дух, одно составляете тело " . Блаженный Иероним " Одно тело в смысле тела Христова, которое есть Церковь; и один Дух Святой, - один именно Раздаятель и Освятитель всех " . Блаженный Феофилакт Болгарский: " Как в теле дух есть начало, все связывающее и объединяющее, хотя члены различны, так и в верующих есть Дух Святой, Который объединяет всех, хотя мы разнимся друг от друга родом, и нравами, и занятиями " . По мысли апостола, вся жизнь церковная есть проявление именно Духа Божия, всякое проявление любви, всякая добродетель есть действие дарования Духа. Все производит один и тот же Дух. Люди, по выражению апостола Петра, лишь строители многоразличной благодати (1 Пет 4, 10). Дух Божий, проникающий Собою все тело Церкви, подающий всем членам этого тела различные духовные дарования, и делает возможной для человечества новую жизнь. Он-то и соединяет всех в одно тело, и соединяет именно тем, что вливает в сердце любовь, которая в естественном состоянии человека не может быть основой его жизни и его отношений к другим людям. " Любовь от Бога " - это изречение апостола Иоанна (1 Ин. 4, 7) можно назвать как бы общей темой целого ряда апостольских рассуждений Любовь называется Божией . Любовь Христа объемлет членов Церкви (2 Кор 5, 14). Господь направляет сердца всех в любовь Божию (2 Сол. 3,5) Любовь Божия излита в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5, 5) Любовь - плод Духа (Гал. 5, 22). Бог спас нас обновлением Духа Святого, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит 3, 5-6). Христиан водит Дух Божий (Рим 8, 14). Таким образом, в Церкви живущий Дух Святой дает каждому члену Церкви силы быть новой тварью, в жизни своей руководиться любовью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В апостольских Посланиях раскрывается все значение Святого Духа для внутренней жизни отдельного человека и перечисляются Его духовные плоды и дарования. Но все дарования лишь средства к приобретению больших, а среди них —превосходнейшего, одновременно дара и плода Святого Духа — любви, о которой ап.Павел говорит, что в сравнении с нейвсё — ничто. Причастным Святому Духу можно сделаться каждому верующему через молитву и через таинства. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк.11:13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:4-6). «Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). Однако, плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22). Хранительницей даров Святого Духа является Святая Церковь. О девятом члене Символа веры Девятый член Символа веры читается так: (Верую) «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Совершив дело нашего Искупления, Господь Иисус Христос предусмотрел также и способ нашего приобщения к плодам искупительного подвига. С этой целью Им была основана Церковь. «Христианства нет без Церкви» , — писал в начале ХХ в. Архиепископ Иларион (Троицкий) , один из многих новомучеников. Церковь — это Христово Царство, купленное ценой Его крови. Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Отцом. Церковь — kuriak (и от латинского circus — круг) — дом Господний или жилище Господне. Название Церкви получилось от места, где обнаруживалась жизнь церковная. Сужение смысла — ekklhsa — «собрание людей», народное собрание перед Богом. В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пет.2:9). Христианская Церковь — это собрание призванных Христом, уверовавших в Него и живущих Им. Но Церковь — не просто общество или содружество людей, объединенных верой во Христа, не просто сумма индивидуумов. Собранные вместе, члены Церкви составляют единое тело, неделимый организм. Церковь Христова есть не учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым. На этом основании Церковь можно рассматривать как благодатную жизнь в Духе Святом. Другими словами, Церковь есть Дух Святой живущий в человечестве. Она есть дело боговоплощения Христова, само это боговоплощение, как усвоение Богом человеческого естества и усвоение божественной жизни этим естеством, его обожение, как следствие соединения обоих естеств во Христе.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Хотя священные книги писаны для всех людей и веков; однако ж первоначально выходили они именно для какого-либо общества, либо лица. Знание сего назначения, при соображении с историческими обстоятельствами тех лиц или обществ, открывает цель Писания, с чем вместе не только многие места оного в частности прямее будут понятны, но и обяснится то, почему о сем именно, а не о другом предмете было писано, и для чего так или иначе изложен предмет. Если взять в соображение напр. Послания Апостола Павла; то личное отношение их составляет отличительные разности каждого, по предметам и низложению. Послание к Римлянам, жителям столицы, ученым и процветавшим в вере, писано о самой глубокой истине, каково оправдание Верою, писано в духе учительном и с приметным уважением (1, 8. 13. 14. 16, 19.). Послание к Галатам, отпадшим, обличительно и строго; к Филиппийцам, добрым, нежно. К Тимофею о Ефесянах пишет Апостол иначе, нежели к Титу о Критянах (Тим. 1:4, 6. 2:2, 24. 25. Тит. 1, 13. 2, 15 .). Силу отношения Писания к известным людям Иисус Христос полагал в числе оснований Своего изъяснения Закона. Напр. восстановляя первобытную заповедь о неразлучении мужа с женой, Христос говорит в изъяснение закона о дозволении развода, что развод допущен был на время по жестокосердию Иудеев. ( Матф. 19, 8. 9 .). В подобном смысле изъясняет Он закон в других статьях, начиная изъяснение так: слышасте, яко речено бысть древним. ( Матф. 5, 21. 27. 33 .). 42. Время, случай и место Вообще, хронология есть свет истории, место зрелище происшествий, случай точка зрения: почему с рассмотрением таких обстоятельств открываются в ясности не только главные мысли книги, но и многие частные места ее, особенно при соображении с прочими современными и местными обстоятельствами. Все обстоятельства времени управляются промыслом Вышнего, без коего ничто в мире не бывает, и потому они должны быть почитаемы за внушения также самого Промысла, когда говорится, что такая или иная из священных книг писана Боговдохновенным мужем по такому или иному случаю. Таким образом, напр., время происхождения Евангелия от Иоанна, Посланий Иоанна и Апокалипсиса, время, в которое появились уже ереси и безверие касательно лица Иисуса Христа, объясняет главную мысль и цель сих Писании в том, чтобы утвердить веру в Сына Божия (Иоан. гл. 21.), предостеречь от антихристиан ( Иоан. 1: 4, 1 .) и утешит верующих надеждою торжества Веры. ( Апок. 1, 2. 3. 19. 22. 17 . сн. Пет. 2: к Тим. 2:). В Апокалипсисе поставлено в виду и место Откровения (1, 7.), место заточения Писателя, дабы сообщением откровения Иисусова, в таких обстоятельствах данного, тем более утешить гонимую тогда Церковь . Послания Апостола Павла к Коринфянам разны между собой и голосом изложения, хотя они оба писаны к одним Коринфянам, потому, что первое Писано по случаю получения известий о беспорядках у них, а другое, после уже исправления оных. (Kop. 1:1, 11.5,1.6,1.2:2, 4. 8.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010