Стих 17. Начати суд от дому Божия. Это не суд над храмом Иерусалимским и стало быть не разрушение Иерусалима, потому что этот суд не коснулся Христиан; но суд над Самою Церковью Христовой, гонения и страдания — которым долж­ны были подвергнуться Христиане. Апостол указывает необходимость страданий для самих праведников в виду их нравственного очищения.    Стих 18. Сказав о Суде, ожидавшем всех, даже сущих в дому Господнем (то есть Христиан), прибавляет, что Суд этот будет строгий и подтверждает это словами Премудраго: аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится (Притч. 11:31)? То есть, если вы, и проводя жизнь благочестивую, праведную, едва спасётесь — то как же избегнете суда или как яветесь перед строгого Судию, будучи нечестивы и грешны?    Здесь вместе и увещание к доброй жизни и утешение для невинно страждущих Христиан.    Правила поведения Христиан в отношении к Церкви (5:1—11).    Наставление пастырям. От правил поведения Христиан в отношении к миру, Апостол переходит к поведению Христиан в отношении к собствен­ному обществу. Здесь на первом месте являются у него пастыри Церкви. Будучи и сам пастырем стада Христова и свидетелем Его страданий Апостол просит пастырей исполнять свои обязанности охотно, безкорыстно и неса­мовластно, ожидая за это только награды от Пастыреначальника (1—4).    [Стих 1. Старцы, πρεσβυτρους seni res, не старейшие только возрастом и честью, как даёт разуметь прямой смысл слова, но старейшие должностью пастыри, собственно епископы (Тит. 1:5,7; Флп. 1:1; Деян. 20:17-18), так как далее (стих 2) предписывает пастырям посещать (πισκοπντες), в Русском: надзирать] стадо Божие. В этом смысле Апостол и себя называет συμπρεσβτερος, как и Иоанн (2 Пет. 1:1; 3 Пет. 1:1). Свидетель, μαρτυς, не в смысле только очевидец, как он называет себя, говоря о преображении (2 Пет. 1:16), но как проповедник (Деян. 1:8) и даже как участник страданий и славы Христовой (κοινωνς). В последую­щее время слово μαρτυς как известно, сделалось равносильным слову мученик, своими страданиями свидетельствовавший свою веру во Христа].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Название епископа, по Греческому словопроизводству, означает блюстителя, надзирателя, потому что епископу вручается власть наблюдения в Церкви и высшого управления. По мнению Феодорита, епископы в первое время назывались Апостолами, по главной своей обязанности проповедывать и управлять подоб­но Апостолам, а после стали называться епископами и строго отличаться от пресвитеров — не только по должности, но и по названию. Что касается имени пресвитера, или старца, то, сколько можно судить по употреблению сего слова в Новом Завете и по указанию мужей Апостольских (апостола Варнавы, автора учения 12 Апостолов, Папия Иерапольского и других), оно первоначально при­лагалось к тем немногим ученикам Христовым, которые, вместе с Апостола­ми, были свидетелями чудес и учения Христова и составляли первое общество Церкви, удостоившееся принятия Святого Духа в Сионской горнице. В таком именно значении слово πρεσβτερος и особенно συμπρεσβτερος (1 Пет. 5:1) могло прилагаться и к Апостолам (2-3 Ин. и Пет.) В последствии же времени, впрочем, ещё при Апостолах, это имя стало означать, как означает и теперь, лиц, изби­раемых для особого рода служения в Церкви — и давалось им или потому, что они первоначально избирались из лиц почтенного возраста и известных своею опытностью, или в соответствии с вышеупомянутым, ученикам Христовым, которые хотя были и ниже Апостолов, но пользовались в Церкви высоким значением, как старейшие и опытнейшие. Само служение пресвитерское отлича­лось от епископского степенью прав и областью служения. Пресвитеры назнача­лись для одного города, и даже для одной Церкви (Тит. 1:5; Флм. 1:2; Кол. 4:17) и не имели права сообщать другим через рукоположение дар служения. Епископы поставлялись над всею областью или над целым городом и имели право поставлять пресвитеров и диаконов для городов и Церквей, как видим в примере Тимофея и Тита. Желание епископства считается у Апостола добрым делом, потому что показывает в том человеке стремление к нравственному совершенству, намерение служить Церкви, а не личным интересам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово архимандрита Кирилла (Покровского) при наречении во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии 27 ноября 2009 г. 17:35 27 ноября в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии. Обратившись с речью к Предстоятелю и иерархам Русской Православной Церкви, архимандрит Кирилл выразил благодарность своим духовным наставникам и испросил святительских молитв о предстоящем ему высоком служении. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри! Промыслом Божиим и изволением Святейшего Отца нашего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, быть епископом Церкви Христовой. Со страхом приступаю к служению сему и радуюсь с трепетом. Смиренно воспринимая преемственную апостольскую благодать, сознаю высоту и ответственность предстоящего архипастырского труда, названного святым апостолом Павлом делом домостроительства Божия (см. Тит. 1:7). Исповедую свою немощь и недостоинство быть поставленным на свещницу архиерейского служения, ибо пастырь призван пасти овец Христовых, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:3); но верю, что Бог всякой благодати по молитвам Пречистой Девы Марии, святых угодников и всех верных чад Своих утвердит меня, укрепит и соделает непоколебимым (см. 1 Пет. 5:10). Господь воздвизает меня как преемника святых апостолов в настоящее время, когда спустя две тысячи лет после апостольской проповеди мир вновь и с особой силой нуждается в просвещении светом Евангельской истины, когда, как и во времена апостольских деяний, необходимо вновь утверждать церкви (см. Деян. 15:41). И, подобно апостолам, первым христианским мученикам, новомученикам и исповедникам Российским, отдавшим жизнь за веру Христову, я, воспламеняя сердце их примером, предаю всю жизнь свою Христу, служению Церкви и народу Божию.

http://patriarchia.ru/db/text/951711.htm...

В древнем мире большинство посланий состояло из трех частей: вступительной, состоявшей из адреса и приветствия, основной и заключительной. Обычно, вступительная часть была довольно краткой: «такой–то такому–то, радоваться chairein)». В Новом Завете эта простая форма употребляется в послании (постановлении) апостольского собора ( Деян. 15:23 ), в послании Клавдия Лисия ( Деян. 23:26 ) и Иакова (1:1). В двух новозаветных посланиях (Евр. и 1 Ин.) вообще нет такого вступления, что заставляет задуматься об их жанре (см. ниже). Однако в большинстве из них вступительная часть расширяется, иногда совсем немного (напр.: Рим. 1–7 ), а традиционное chairein («радоваться») изменяется на charts («благодать»), что, конечно же, происходит под влиянием христианского опыта Божьей благодати в Евангелии (таковы все послания Павла, 1 и 2 Пет. и 2 Ин.). В некоторых древних посланиях встречаются пожелания доброго здоровья или какое–нибудь благословение. В этом отношении новозаветные послания являют значительное разнообразие. На пожелание здоровья больше всего походит 3Ин. 2 , где – и это примечательно – духовное здоровье Гаия представляется основой его общего благополучия. Как правило, новозаветное послание начинается благодарением Богу (все послания Павла, за исключение Гал., 2 Кор., 1 Тим. и Тит.); некоторые начинаются с вознесения хвалы Богу: «Благословен Бог…» (2 Кор., Еф., 1 Пет.). Для древних посланий было характерно завершаться приветствиями; новозаветные писатели поступают так же, часто добавляя славословие или благословение. Особняком стоит Послание к Римлянам, где Павел вкратце описывает план своего путешествия (15:22–29), призывает к молитве (15:30–32), высказывает молитвенное пожелание (15:33), передает длинный ряд рекомендаций и приветствий (16:1 – 16), последнее приветствие – от соработников, и завершает пожеланием благодати и благословения (16:20–24). Несмотря на то что некоторые исследователи рассматривают гл. 16 как позднейшую редакторскую вставку, значительное место, отведенное Павлом этому заключению, по–видимому, объясняется тем, что раньше он не был знаком со всей церковью в целом и поэтому стремился установить самые лучшие отношения с ее членами, зная, что собирается остановиться у них по дороге в Испанию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Слово архимандрита Корнилия (Синяева) при наречении во епископа Волгодонского и Сальского 9 сентября 2011 г. 17:30 9 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя возглавил наречение архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского. При наречении архимандрит Корнилий обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри! В сей великий и священный для меня день предстою пред вами и в вашем лице пред всею Церковью Христовой и Самим Господом нашим, чтобы принести исповедание мое и подобающий ответ дать на призвание мое к служению архиерейскому. Этого призвания страшились и всячески уклонялись от него великие отцы, светильники Церкви Христовой, почитая себя недостойными вступить на путь святительского служения в образе Христа, Архиерея истинного, принесшего Себя Богу и Отцу на алтаре крестном. Смиренно воспринимая преемственную апостольскую благодать, сознаю высоту и ответственность предстоящего архипастырского труда, названного святым апостолом Павлом делом домостроительства Божия (см. Тит. 1:7). Исповедую свою немощь и недостоинство быть поставленным на свешницу архиерейского служения, ибо пастырь призван пасти овец Христовых, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:3); но верю, что Бог всякой благодати по молитвам Пречистой Девы Марии, святых угодников и всех верных чад Своих утвердит меня, укрепит и соделает непоколебимым (см. 1 Пет. 5:10), снизойдя через возложение ваших святых рук и на мою грешную главу. Да обновит и укрепит Он меня на ниве служения Церкви Христовой. Благодарю всех принимающих участие в священном чине моего наречения и испрашиваю благословения на предстоящий мне подвиг епископского служения. А в сей час прошу заступничества и молитв у помогающих мне в течение всей моей жизни преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, у святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, а также у святых преподобных Антония и Феодосия, Киевских чудотворцев, и великого святителя Русской Церкви митрополита Московского Алексия, небесного покровителя Самарского края, где я родился и духовно окреп. Этого дивного архипастыря и чудотворца издавна я благоговейно почитал и любил, и ныне верю, что его благодатная помощь простирается и на Волгодонскую и Сальскую земли, не столь далеко расположенные от родной Самарской земли.

http://patriarchia.ru/db/text/1618497.ht...

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6 :13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5 :14-15). Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год. О Таинстве Елеосвящения на сайте " Фомы " 6 Таинство Священства Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти. Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2 :9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3 :2, Тит 1 :7; 1 Пет 2 :25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук. История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

http://foma.ru/7-tainstv-osnovaniya-v-bi...

Знаменательно, что установление завета Бога с Авраамом, которому исполнилось 99 лет, сопровождалось изменением имени (Быт. 17, 5), что обусловлено изменением внутренней природы его носителя. Духовная эволюция Авраама, согласно Писанию, приходится на время его странствования из Халдеи через Харран в землю Ханаанскую. Такой маршрут в экзегетике александрийской традиции интерпретирован как путь ду­ховного восхождения от идолопоклонничества (Халдея, по Оригену) через колебания между «мнением» и «знанием» (Харран, по Филону) к «состоянию, свободному от вся­кого зла и неведения» (Ханаан, по преподобному Максиму Исповеднику) . Не случайно на момент своего поселения близ дубравы Мамре Авраам известен окружающим как «странник» (Быт. 14, 13). Данный термин приводится в масоретском тексте, где ibri («иври») соответствует аккадскому hapiru («изгой, странник»), применявшемуся для обозначения лиц, вышедших за пределы социума . Новозавет­ная традиция прямо соотносит странничество с уподоблением Христу, сказавшему о Себе: был странником, и не приняли Меня (Мф. 25, 43). Вот почему значительная часть апостольских посланий изобилует поучениями о добродетели странноприимства: ревнуйте о странноприимстве (Рим. 12, 13), епископ должен быть... страннолюбив (1 Тим. 3, 2; Тит. 1, 8), будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота (1 Пет. 4, 9). В самом сознании членов раннехристианской общины всецело доминирует представление, что они не имеют постоянного пристанища в здешней жизни, а жи­вут в определенном месте лишь как «пришельцы» и «странники» (1 Пет. 2, 11). Об этом красноречиво свидетельствует надписание, которым святитель Климент Рим­ский снабдил свое Послание к Коринфянам: «Церковь Божия, живущая странницей в Риме» . Следует отметить, что добродетель странноприимства особенно способ­ствовала распространению христианства, как можно судить из письма императора Юлиана Отступника к верховному жрецу от 362/363 гг., где содержится призыв превзойти христиан в этой добродетели через расширение сети языческих странно­приимных домов в каждом городе .

http://bogoslov.ru/article/2602946

На основании чисто априорных соображений можно было ожидать встретить в христианской церкви первых веков широкое участие общины в распоряжении церковным имуществом. Эти ожидания, однако не оправдываются. Тщательный анализ древних церковных источников убеждает в том, что управление церковным имуществом изначала было делом преимущественно церковной иерархии. Вот все древнейшие свидетельства. В иерусалимской церкви приношениями верующих распоряжались сначала сами апостолы ( Деян. 6:2 ), затем избранные церковью семь мужей, рукоположенные апостолами ( Деян. 6: 1–6 ). По уходе из Иерусалима иудеев-эллинистов и семи мужей, пожертвования, собранные внепалестинскими церквами в пользу иерусалимских верующих, были переданы апостолом Павлом н Варнавой пресвитерам ( Деян. 11:30 ), a не верующим. По мнению очень многих ученых, высказанному еще Иоанном Златоустом , ап. Павел в начале послания к Филиппинцам приветствует епископов п диаконов, побуждаемый к тому благодарностью за дары, полученные через них от филиппийцев. Едва ли не все ученые в Пет. 5:3; 1Тим. 3:8 ; Тит. 1:7 , где пресвитеры и епископы предостерегаются от корыстолюбия, видят указания на то, что епископы имели близкое отношение к церковному имуществу. Как οκονμος εо ( Тит. 1:7 ), епископ должен управлять домом Божиим, т. е. церковью; отсюда в епископы следует ставить человека, умеющего в послушании содержать своих детей и управлять собственным домом (Тим. 3: 5). Игнатий Антиохийский говорит, что епископ есть тот, который послан Домовладыкою Господом для управления Домом Его (ες δαν οκονομαν – Ефес. 6 ): на нем лежит между другими обязанностями обязанность иметь попечение о вдовах, наблюдать за выкупом рабов и рабынь на церковный счет (к Полик. 4). Поликарп Смирнский в послании к Филиппийцам вменяет в обязанность пресвитерам заботиться о вдовах, сиротах и бедных и не быть сребролюбивыми (6 гл.), осуждает пресвитера Валента, впавшего в грех любостяжания (11 гл.). По книге «Пастырь» Ерма, написанной около 140 года, епископам и диаконам ставится в недостаток главным образом их безучастное отношение к вдовам, сиротам и бедным (Под.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Наставления святого апостола Павла об отношении ко властям (Рим. 13:1-7) в святоотеческой экзегезе и современной библеистике В докладе доцента, кандидата богословия, доцента кафедр библеистики Московской духовной академии и Перервинской духовной семинарии Михаила Ковшова рассматривается смысл знаменитых слов апостола Павла об отношении к властям. Автор анализирует этот фрагмент как в свете святоотеческих толкований, так и с точки зрения современной западной библеистики. Статья В качестве вступления мне хотелось бы сказать несколько слов о тех местах в Новом Завете, где говорится об отношении ко властям. Первое и едва ли не более известное, чем Рим. 13:1-7, это Мк. 12:13-17, где содержатся знаменитые слова Спасителя о подати кесарю. В Деян. 5:29 апостолы, вынужденные нести ответ за свою проповедь перед членами Синедриона, так мотивируют свой отказ в ее прекращении: «…должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Если говорить о других местах в посланиях св. ап. Павла, прежде всего необходимо упомянуть 1 Тим. 2:1-2 и Тит. 3:1, причем в качестве параллели здесь выступает текст из 1 соборного послания св. ап. Петра (1 Пет. 2:13-17). В целом эти и другие новозаветные высказывания создают некий фон для правильного понимания исследуемого нами фрагмента послания апостола Павла к Римлянам. Что касается современной западной библеистики, то здесь изучение Рим. 13:1-7 сосредоточилось на следующих основных вопросах: Относительно места Рим. 13:1-7 в структуре послания к Римлянам многие исследователи указывают, что данный текст представляется своего рода автономным блоком в этической части послания. Такого рода «разрывы» в нравственной части представляются необычными для ап. Павла, равно как и внезапное изменение предмета рассуждения между 12:21 и 13:1. Именно по этим причинам некоторые исследователи и делают вывод о том, что Рим. 13:1-7 является не-павловой интерполяцией. Тем не менее, необходимо отметить, что гипотеза об интерполяции не является в данном вопросе теорией большинства, и большинство ученых склонны признавать авторство апостола Павла.

http://bogoslov.ru/article/6174913

При Вашем искусном водительстве активно развивается миссионерское и социальное служение, особое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, города и веси исторической Руси украшаются новыми храмами и монастырями, издается богословская и просветительская литература, расширяется церковное присутствие в медиапространстве, что позволяет каждому желающему узнать о Боге, воспринять красоту православной веры и откликнуться на призыв Христа: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Дух Святой, почивающий на Вас, поддерживает в Вашем сердце неослабное горение огня веры и любви, которое видят люди не только православные, но и ходящие во тьме, — и обретают путь, ведущий к Истине. Этот пламенеющий огнь, радостнотворный для всех верных чад Русской Церкви, страшен для вопрошателей лукавого века сего, получающих от Ваших Первосвятительских уст достойное обличение, соединенное с исповеданием отеческой веры, излагаемым, как заповедал Первоверховный апостол, «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Светом Христовым Вы просвещаете всех и благоухание познания о Боге распространяете во всяком месте (2 Кор. 2:14), стремясь во всем показывать образец добрых дел, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого (Тит. 2:7-8). Мы непрестанно возносим молитвы Вседержителю, испрашивая Вам у Бога щедрых и богатых милостей, всемерно желая, дабы Он ниспослал Вашему Святейшеству доброе здравие, бодрость духа и Свою неоскудевающую помощь в дальнейшем Патриаршем служении. Ис полла эти деспота. 1 февраля 2018 г. У дев " яту Кирила в Христа Спасителя звершено Божественну за темою В МДА пройшла «Руська Церква До Московського Кирила» Вийшов у номер «Журналу за 2024 Первосвятителя: звершення виклики [Стаття] Вийшов у другий номер «Журналу за 2024 ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» [Документи] У Священного Синоду Церкви з ключовими словами Кирила – Священний Синод РПЦ   та звернення Поздравление председателя Правительства России М.В.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5139940...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010