6) Когда учишь людей, то старайся, чтобы тебе не сказана была притча: «Врач! Исцели самого себя», — и от Бога не услышал бы ты в совести твоей сказанного грешнику: «Зачем ты проповедаешь уставы Мои и держишь завет Мой во устах твоих? Ведь ты возненавидел наставление поверг слова Моя назад» (Пс 49:16—17).    7) Лучше единому Богу угождать, нежели всему миру, и единого Бога волю творить, нежели всех людей. Никто тебя пред Богом не защитит, когда Он тебя судить будет; скроются тогда князья и вельможи, и сильные, и цари, одна совесть твоя или оправдает, или осудит. Помни это.    8) Хорошо и людям «угождать», но «во благо» (Рим 15:2). А в противном случае лучше всему миру в ненависть впасть, нежели Божией ли­шиться милости и праведному Его подпасть гневу. Я хочу и полагаю так. Пусть меня весь свет ненавидит, если ему хочется, а только бы один Бог в милости Своей содержал. Кого Бог любит и в милости содержит, тому гнев и не­нависть всего света и всех дьяволов никак не повредит. Ибо Бог несравненно сильнее и на­дежнее, нежели весь свет. Его повелению и воле все повинуется. Рассуждай это, и углуби в сердце твоем.    Спасайся.    Слышно, что совесть твою смущают помыслы и влекут к отчаянию. Вот плоды грехов! Сладко человеку грешить, но горько плоды грехов вкушать.    Берегись отчаяться! Отчаяние — тяжкий грех, и грех против милосердия Божия. Бог Человеколюбивый «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). Чего же отчаиваться? Бог призывает всех к покаянию, и кающимся обещает и хочет явить милость (см. Мф 4:17; 11:28). А если грешник от грехов обратится, и в грехах кает­ся и о них жалеет, и прочих грехов бережется, этого Бог хочет, и это Ему угодно, и на такого грешника Бог милостиво призирает, и грехи ему все отпускает, и тех не поминает уже.    Так Сам Бог свидетельствует об этом в Писании Святом, говоря: «Если беззаконник обратится от всех беззаконий, будет иметь жизнь и не умрет; все согрешения, какие со­творил, не помянутся ему» (Иез 18:21—22). Что утешительнее этого грешникам кающимся? Все грехи и беззакония их уже не поминают­ся пред Богом. Слава человеколюбию Божию, что Он грехов наших и беззаконий не поминает, когда от них отвращаемся и каем­ся! А поскольку грехи и беззакония кающих­ся не поминаются, то и прежняя жизнь безза­конная не вредит им. Ибо они как вышедшие из рва и ходящие по земле ровной, или как вышедшие из тьмы на свет, или как освобо­дившиеся из плена и темницы и получившие свободу Ибо грешник, пока беззаконничает, ходит во тьме и находится как во рве погибе­ли, но, если начнет каяться в грехах и всякого греха бережется, то от всего того бедствия ос­вобождается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1966. P. 106-112). Применяя это слово к своему сочинению, К. А. подчеркивает двойную функцию «памятных заметок»: по его словам, они являются как воспоминаниями, т. е. средством восстановления в памяти и передачи предания, полученного им от его христ. учителей, так и напоминаниями, обращенными к себе самому и к читателям, функцией которых является предохранение важного религ. содержания от забвения (см.: Clem. Alex. Strom. I 1. 11-14). Используя в качестве эпитета для «памятных записок» прилагательное «гностические», К. А. обыгрывал его неск. значений. В нейтральном философском значении это прилагательное указывает на то, что тема теоретического познания, тождественного у К. А. религ. «гносису», является постоянным фоном, на к-ром разворачиваются рассуждения «Стромат»; К. А. выступает здесь в защиту христианского рационализма и акцентирует важность использования всех способностей разума для поиска и постижения истины. Вместе с тем во времена К. А. понятие «гносис» оказалось присвоено приверженцами «лжеименного знания» (ср.: 1 Тим 6. 20), т. е. членами псевдохристианских и еретических групп гностиков, которые противопоставляли доступный лишь избранным высший духовный гносис якобы «несовершенному» и «простому» традиц. христианству с его догматикой и этикой. Вслед. этого у мн. христ. писателей «гностическое знание» подвергалось критике и отвергалось как чуждое и враждебное христианству. Называя «гностическими» свои «памятные заметки», содержащие обширную полемику с разного рода гностиками, К. А. тем самым демонстрирует желание очистить представление о высшем духовном познании от еретических интерпретаций и представить в качестве альтернативы противостоящему традиц. христ. Церкви гностицизму подлинный христ. гностицизм, к-рый является вершиной практической христ. жизни и вырастает из нее. На общее мировоззренческое основание, определяющее методологию «Стромат», К. А. указывает с помощью входящего в заглавие пояснения - «согласно истинной философии». Истинная философия для К.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Изменилась и расстановка сил в мipe. До второй Mipoboй войны мipoboe господство евреев было еще не столь прочно, оппозиция этому развивалась во многих европейских странах, - но после ее уничтожения печатание мipoboй валюты стало неоспоримой еврейской монополией, как и контроль над мipobым экономическим механизмом, США превращены в военно-политического жандарма евреев для построения Нового мipoboro порядка антихриста. В то время еще не было еврейского государства, основанного на законах Шулхан аруха, - сегодня оно обладает атомным оружием, диктует свою волю и США, и России, игнорирует все осуждающие решения ООН и готовится к воссозданию третьего храма для мошиаха. Не было ранее и таких тотальных электронных технологий по глобальному контролю над человечеством, которые повсеместно внедряются сейчас. При таком положении зададимся вопросом: каковы сейчас способы русского решения " еврейского вопроса " и есть ли они вообще? Поскольку в последние времена торжествующее зло уже невозможно ограничить в каком-нибудь гетто, апостол советует в последние времена удаляться от зла (2 Тим 3: 5). Такой преградой злу могла бы стать автаркия - по возможности самодостаточная социально-экономическая система. Если бы у нас была русская православная власть, на этой основе еще можно было бы предпринять достаточные оборонительные меры. Но автаркия сама по себе недостаточна, она должна дополняться положительным содержанием государственности, удерживающей мipoboe зло. К великому сожалению, пока что даже церковные власти не прилагают к этому усилий, а " идут вместе " с раввином Лазаром в Новый мipoboй порядок (см. " Еврейская газета " , 2005, N 11). Мы уже отметили, что это царство антихриста, предсказанное в Священном Писании, нам предотвратить не удастся. Своим сопротивлением мы можем лишь его отсрочить с Божией помощью, чтобы спасти для жизни вечной как можно больше достойных людей. Тем не менее, и в нашей земной жизни - личной, общественной, культурной, экономической, политической - православный человек должен себя вести так, чтобы заслужить эту награду Божию. И заслужить ее можно только постоянной борьбой как со своими внутренними грехами, так и с внешними силами зла, угрожающими нашим близким и нашему Отечеству, попирающими наши святыни и строящими греховное царство антихриста. Непротивление этим богоборческим силам, не говоря уже о помощи им - грех страшнейший. Поэтому минимальным нравственным императивом каждого православного должно быть, по крайней мере: " Даже если зло господствует - пусть не через меня! " А максимальным: " Я должен жить так, как если бы от меня зависело спасение России " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/11/02/...

Они и въ монастыр противятся намъ, но въ монастыр меньше соблазновъ, и въ малолюдств удобне исполнить заповди Божш (см. Авву Дороеея объ отвержеши Mipa). Но вы еще не находите себя въ силахъ оставить житейсюя вещи. Что же вамъ длать? — Подражать св. Петру, утопавшему въ волнахъ: Господи, спаси мя, погибаю (Me. XIV, 31) и св. Давиду вотющему: скажи мн, Господи, путь, въ оньже пойду (Пс. 142, 8) и путь неправды отстави отъ мене (Пс. 118, 29). Причина всехъ вашихъ поползновенш гордость: отрасли ея — превозношеше, о себе мнЬше, зазреше людей и осуждеше ихъ. Какъ бы мы ни старались делать добродетели, но при сихъ дeйcmbiяxъ он мрачны и не приносятъ пользу, потому что оне–то и суть преступлеше и сопротивлеше воле Бoжieй. Учете Господа и самая жизнь есть кротость и смирете; чему и заповедалъ намъ поучаться отъ Него. Всехъ нашихъ золъ причина гордость, а всехъ благъ ходатай смирете! Если даже при исполнети благихъ делъ должны мы иметь сердце сокрушенно и смиренно и духъ сокрушенъ, коихъ Богъ не уничижитъ (Пс. 50,19), кольми же паче въ нищете нашего устроешя должны повергать себя въ бездну смирешя. Читайте отечесыя книги, но более дЬятельныя, потому что при вашемъ устроенш умозрительныя могутъ принести больше вреда, чемъ пользы. А изъ деятельныхъ вы будете познавать свою немощь и смирять свое сердце, и тогда Богъ призритъ на васъ и пошлетъ Свою помощь къ исполнешю Его воли. А то хоть весь разумъ Писашя будете иметь, но съ самомнешемъ никакой пользы не обрящете. Ибо врагъ умеетъ строить подсады и прельщать таковыхъ мнимымъ утешешемъ, какъ онъ является и во образе Ангела светла (2 Кор. 11,14), такъ и въ мысленныхъ и душевныхъ дЬлашяхъ производить свои дeйcmbiя, отъ которыхъ да избавить Васъ Господь (I Тим. 2, 4). Господь печется о тваряхъ Своихъ и промышляетъ по премудрому Своему промыслу и предведешю, кого наказуетъ, и кого награждаете. Судьбы Его намъ непостижимы. Письмо 7 Вы пишете, что при чтеши духовныхъ книгъ вы приходите въ уныше, чрезъ то, что понуждая себя на постъ, бдЬше, молитву, думаете, что делаете это, сами не зная для чего, а надо делать это изъ любви къ Богу, а этой любви въ себе не ощущаете. Когда мысль ая отходить, и занимаетъ другая, и страсти одна другой передаютъ ваше бедное сердце, и просите моего совета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

    Преп. Филофей    Не чуждайся из самолюбия этих спасительных врачевств душевных, если ты таков, что имеешь в них нужду. Ибо иначе ты уже не ученик Христов и не подражатель Павла, который говорит о себе: «несмь достоин нарещися апостолом »(1 Кор. 15:9); а в другом месте сознается, что был прежде хульником, гонителем и досадителем (см.: 1 Тим. 1:13). Видишь ли, горделивец, вот и святой, а не забывал прежней своей жизни. Да и все святые, от начала создания до ныне, облачались в это нищенское святое одеяние Божие (то есть в смирение). Сам Господь наш Иисус Христос, будучи Богом Непостижимым, Недоведомым и Неизглаголанным, в продолжении всей Своей во плоти жизни облечен был в смирение, так что святое смирение праведно должно именоваться и Божественной добродетелью, и Владычней заповедью и облачением. Также Ангелы и все светлые Божественные Силы проходят и хранят сию добродетель, ведая, каким падением пал возгордившийся сатана и как он, являясь примером того, как надлежит страшиться падения в сей грех Ангелам и людям, лежит лукавый в бездне, за гордость свою сделавшийся бесчестнейшим пред Богом паче всякой другой твари. Знаем мы и то, каким падением пал Адам из-за гордости. Имея пред очами такие примеры сей высокотворной добродетели, будем всегда смирять себя всячески, сколько сил есть, пользуясь указанными выше врачевствами. Смирим себя душою и телом и в мудровании, и в желании, и в речах, и в помышлениях, и во внешнем виде, и внешне, и внутренне. О чем особенно надобно заботиться, это — чтобы Сущий за нас Иисус Христос, Сын Божий и Господь, не стал против нас. «Ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3:34). «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, - »говорит Спаситель (Мф. 11:29).     Преп. Филофей    Душа грехолюбивая, как стеною будучи ограждена и окружена духами злобы, связуется узами мрака и по причине этого окружающего ее мрака не может молиться, как следовало бы; ибо связуется им втайне, в сокровенных глубинах своих, сама не ведая как, и слепотствует внутренними очами. Но когда она положит начало молитвенному к Богу прибеганию и станет по силе трезвенствовать в молитве, тогда мало-помалу начинает она разрешаться силой молитвы; иначе же разрешиться ей от тьмы нет никакой возможности. В это время познает она, что есть внутрь в сердце иное борение, иное сокровенное противоборство, иная война в помыслах, от духов злобы возбуждаемых, как свидетельствует и Святое Писание, когда говорит: «аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10:4). Место же ума есть твердое стояние его в добродетели и трезвение. Есть стояние и в добродетельной, и в грешной жизни. Ибо Писание говорит: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста» (Пс. 1:1). И апостол учит: «Станите препоясани чресла ваша истиною» (Еф. 6:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Обольщение Б. проявляется не только у богатых, но также и у бедных, когда они завидуют лучшему материальному состоянию: «Если не внемлет... безрассудно страждет и бедный и богатый» ( Greg. Pal. Hom. 62. 9). Бедность, крайняя нужда «без отношения к [вечной] жизни» «вовсе не представляют собою чего-либо великого и достойного подражания» ( Clem. Alex. Quis dives salvetur 11). Человеку, «в котором осталось множество страстей», «не принесет... совершенно никакой пользы и бедность» (Ibid. 15). Согласно свт. Иоанну Златоусту, в бедности человек «становится негорделивее, целомудреннее, честнее, смиреннее, благоразумнее, а в богатстве встречает множество к тому препятствий. ...В бедности гораздо легче быть добродетельным, нежели в богатстве» ( Ioan. Chrysost. In Hebr. II 4). Дар Б. предполагает большую ответственность за него перед Богом, что показывают евангельские притчи о винограднике, данном в пользование (Мк 12. 1-9), о талантах (Мф 25. 14-30), о неверном управителе имения (Лк 16. 1-9), о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31). В притче о неверном управителе Спаситель называет земное Б., собранное любостяжанием, «богатством неправедным», ибо оно являет собой неверность Богу и обиду ближнего. Но и оно может обратиться «в доброе стяжание чрез благотворение бедным» и приобретение «в них духовных друзей и молитвенников» за благотворителя ( Филарет (Дроздов), свт. С. 257). И богатый может спастись, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18. 27). Для того только и полезно земное Б. человеку, чтобы посредством правильного распоряжения им приобрести небесное благо. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога и законом любви, ибо радость и полнота жизни не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20. 35; см. ст. Благотворительность ). Б. одного человека может стать источником материального удовлетворения и духовной радости мн. людей. Ап. Павел увещевает богатых быть благодетельными, щедрыми, общительными, собирающими «себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим 6. 17-19).

http://pravenc.ru/text/149445.html

В церковно-славянском языке, на который было переведено Священное Писание, «воспитание» — поморфемная калька с греческого языка, сохраняющая и буквальное, и переносное значение слова. Воспитание оказывается кормлением, вскармливанием духовной «пищей». Г. Дьяченко приравнивает воспитаніе к слову «вскормление», определяет это как «старание о научении и образовании детей». Словарь древнерусского языка XI–XIV вв. определяет «воспитание» как 1. кормление, вскармливание, 2. воспитание (СДРЯ). У Златоуста слова, однокоренные с  εκτρφω (ektrefo), употребляются в общем смысле «заботы о детях». Златоуст употребляет их и в буквальном смысле «питания кого-либо»: « с каждым верующим соединяется посредством таин, и сам питает (κτρφει, ektrefei) тех, которых родил... мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной пищи...» ( In Matthaeum, LXXXII, PG 58, 744; ПСТ 7, 2, 827), также приводя слова апостола Павла: «никто же когда плоть свою возненавиде, но питает (κτρφει, ektrefei) и греет ее» (ср. Еф 5: 29 — In Joannem, XVI PG 59,102; ПСТ 8, 1, 102) . Златоуст использует понятие «воспитание» и в педагогическом контексте. В первую очередь, в тех случаях, когда он цитирует или пересказывает слова апостола «πατρες... κτρφετε...». Первое место по цитированию этого стиха занимает толкование Златоуста на это место Писания — глава XXI Толкования на послание к Ефесянам. Рассуждая об этом тексте, Златоуст говорит, что плоды неправильного воспитания ( κτρφοντες, ektrefontes) детей пожинают сами родители. В дальнейшем рассуждении о «воспитании» детей по заповеди апостола святитель отходит от этого понятия, употребляя уже слова, однокоренные с plattein, pronoia, didaskon, paidian (см.: In epistulam ad Ephesios, XXI, PG 62,150–156; ПСТ 11, 1, 185 и далее до конца беседы), возвращаясь к «κτρφετε» (ektrefete) лишь в цитировании слов апостола. Приведенные производные от τρφω (trefo) употребляются Златоустом при цитировании других стихов Писания, в частности, в размышлении над словами апостола в 1 Тим 5: 10, где «истинной вдовицей» признается та, которая «воспитала детей» — τεκνοτρφησεν (eteknotrofesen).

http://bogoslov.ru/article/4897422

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010