Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Роману, епископу Якутскому и Ленскому 19 июня 2011 г. 15:30 19 июня 2011 года, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского. По окончании Литургии Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Роман! Ныне всеблагим Промыслом Божиим, направляющим стези человеческие, и решением Священного Синода ты призван к высшему церковному служению на ниве Христовой. В сей знаменательный час твоей личной Пятидесятницы возложением на твою главу святого Евангелия и архиерейских дланей ты тайнодействием Духа Святаго соделался нашим собратом и сослужителем. Это означает, что вместе с полнотой благодатных даров ты воспринял тяжкое бремя ответственности уже не только за себя самого, но и за ближних и дальних твоих пред Богом и Церковью. Ибо, по слову Спасителя, «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Приветствуя и поздравляя тебя с ныне явленной на тебе волей и милостью Божией, вместе с тобой и с православным народом мы молились о том, чтобы Пастыреначальник Господь всегда помогал тебе право править слово Его истины во спасение твое и твоей паствы, во славу Церкви и на благо Отечества. Ибо «таков нам подобает архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от всякого зла» (Евр. 7, 26). Помни, что честь, которую отныне будут воздавать твоему сану, на самом деле относится к Богу. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» , — молитвенно восклицает Псалмопевец (Пс. 113, 9). И потому именно епископ Церкви в первую очередь призван быть по слову апостола «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12) и «для всех соделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (см. 1 Кор. 9, 22). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» — восклицает апостол. «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29), — вопрошает он, через века научая все новые поколения преемников самовидцев и учеников Христовых. Ныне и ты сопричислен к ним как новохиротонисанный правящий архиерей Якутской епархии нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1544760.ht...

История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие» ( Лк.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещавай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное, но на Бога живого; – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны (Тим.6:17, 18). Св. муч. Евпла диакона Диакон в городе Катане, носил с собою евангелие и, читая народу, наставлял вере в Господа Иисуса Христа. В гонение Диоклитианово схвачен по поведению градоначальника, и как непоколебимый в своем исповедании предан пыткам, строган железными гребнями и бит железными молотками. Затем судья велел повесить книгу евангелия на шею мученика, отвести в тюрьму и не давать ему ни хлеба, ни воды. Чрез семь дней призвал его и сказал: «хоть теперь поклонись богам!» Но мученик ответил: «кто ж захочет оставить свет и ходить во тьме?» Он был осужден на смерть, перед казнию поучал народ и обезглавлен (304 года). Св. мученицы Сосанны, Гавиния пресвитера, отца ее, Гаия папы и других с ними Сострадали в Риме в 296 году. Папа Гаий (Каий), Гавиний (Габиний) и Сосанна были родственники имп. Диоклитиану, который узнав, что они христиане и распространяют эту веру, велел предать их и обращенных ими двух знатных сановников смерти. Мощи их покоятся в Риме. 80 Варяжские пещеры идут на юг от юго-западного угла Феодосиевой пещеры. См. пр. 83. и август. 28. 84 Ркп. святцы: „преподобномученики Василий иерей и Феодор пострадаша в л. 6610 мес. августа в 11 день“. О годе кончины ошибка в опис. Киев. лавры. стр. 107. и у Вершинского в месяцеслове. Не могло быть и того, чтобы Василий после Феодора жил в варяжской пещере 29 лет, о чем говорит опись лавры. 85 Печ. патерик л. 159. 160. При Кальнофойском (1632 г.) св. страдальцы почивали уже в Антониевой пещере. Землетрясением 1614 г. варяжская пещера сильно была повреждена. И едва ли не вслед за тем св. мощи перенесены были из нее в Антониеву пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как Россия выстояла Помните историю праведного Иова Многострадального? У него были благополучие и достаток, и сатана стал искушать Бога: «…разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9–11). Так же, как ветхозаветного Иова, Господь и нас испытал. Есть ли вообще в этом мире народ, который может хранить православную веру? При размышлении о страданиях новомучеников и исповедников Российских XX в. появляется соблазн начать перечислять их грехи: критика самодержавия, уклонение в либерализм, обольщение материальным благополучием… Но в грозный час главного жизненного выбора они оставили в прошлом все свои заблуждения. Безвинные страдания лучшей части русского общества имеют – для нас с вами прежде всего! – огромный смысл. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Господь скорбями нас проверяет: верны ли мы Ему? Одно из качеств православного христианина – умение страдать и в этих страданиях видеть глубокий смысл. Но страданий не ищут специально. Русский народ вовсе не искал мученичества. Но когда Господь попустил годину испытаний, народ их принял как должное и остался в исповедании своем верен Христу. И каждый из нас сегодня делает выбор сопричастности или отвержения этого подвига. Без Божией воли даже волос с головы нашей не упадет (см.: Мф. 10:29–31). И гонения как испытание были нам попущены Господом. Мы можем, конечно, ужасаться: «За что нам все это?» Но даже основы ветхозаветной благочестивой веры Иова зиждутся на ответах: «Да ни за что! Что Бог дает, то и приму! За все, что пошлет, буду благодарен!» В Иове, как и во всех других ветхозаветных праведниках, Господь испытывал человеческую природу: насколько способен человек претерпеть безвинные страдания. Ветхозаветная крепость и твердость веры, как и новозаветная чистота Божией Матери и Ее святое послушание, необходимы были Господу, чтобы воплотиться.

http://pravoslavie.ru/98158.html

Евгения 8 августа 2015, 17:10 Прекрасная статья, очень нужная, спасибо! Галина Игловская 2 августа 2015, 13:00 2. С другой стороны, человек, в отличие от зверей, наделен, в числе прочего, речью и мышлением, которые взаимосвязаны. Речь дана человеку Богом, чтобы он мог Его славословить, каяться в своих грехах, нести миру Божественное вечное Евангелие, свет Истины,; чтобы мог ободрить, утешить, поддержать ближнего, обличить зло.Все знают огромную силу слова, которое может убить и может вылечить человека. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:29, 31). Но это так трудно. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками " . Злым языком повелевает злой бес - дух, вошедший в сердце человека. Здесь становятся особенно опасными молитвы " иными языками " протестантов с нечистым сердцем, полным зависти, жажды мести и желания добиться во что бы то ни стало своего - такие молитвы становятся демоническими. Галина И. 2 августа 2015, 12:36 1.Эта тема большая, и Св. Писание говорит, что " смерть и жизнь во власти языка " . Надо избегать крайностей и следить за своим сердцем, за помыслами, т.к. " от избытка сердца говорят уста " . Чем ближе человек к Богу, тем чище его сердце, и речь наполнена святыми словами из Библии и Св. Предания. «Кто от Бога, тот слушает слова Божии» (Ин 8:47). " Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1Пет. 4:11). И наоборот. Молчание- способ избежать греха, но это совсем не означает, что такой человек " бесстрастный " и малогрешный. Есть такие молчаливые, но там столько самомнения и пренебрежения к другим, что страшно становится. Общение в Боге, общение с духовными людьми, знающими Бога и Его слово, благословлено Господом. Осуждаются празднословие, пустословие, мудрствование, уводящие с путей Господних (см. 1 Ин.1:3),1 Тим.6:18-21). На самом деле, молчание действует иногда гораздо сильнее, чем аргументированная речь. Праведный Иов с горечью сказал своим друзьям: «А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость» (Иов 13: 4-5).

http://pravoslavie.ru/80965.html

Святой Опря Микалуш Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), – учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную. Священномученик Моисей Мачаник Сей священник, подобно древним священнослужителям, услышал слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16), – и отправился со святым мучеником Опрей, чтобы «сражаться доброй войной» за свою веру. Несколько раз со святым Опрей он приезжал в Вену, там вместе с ним был арестован и доставлен в тюрьму Куфштейн. Этот священнослужитель принял венец мученичества в то же время, что и святой мученик Опря. Священномученик Иоанн Галешский Этот священник в 1756–1757 годы обходил православные румынские деревни и собирал подписи под прошением о позволении свободы вероисповедания. Он был схвачен и доставлен на территорию Австрии. Считается, что этот святой окончил свою земную жизнь в тюрьме австрийского города Граца, где его на 24 году заключения посетили некие торговцы из Брашова. Он им рассказал, как страдал за Христа и веру православную 24 года, но никто не сумел изменить его убеждений. О его жизни можно сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7). Здесь мы назвали лишь некоторых из святых исповедников. О многих наш народ может не знать, и лишь всеведущий Бог знает, сколько еще тех, кто, исповедуя веру, «угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11: 34–38).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В немже утверждается – прп. Никодим пишет, что в некоторых списках стоит «в нём» (то есть Воскресении), однако правильнее писать «в Нём» (то есть Христе), согласно двум истолкователям канонов и в соответствии с Песнью Анны, в которой пишется: « Утвердися сердце мое в Господе ». Песнь 3, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Вчера спогребохся Тебе Христе,/совостаю днесь/воскресшу Тебе,/сраспинахся Тебе вчера,/Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем. Вчера я погребался с Тобою, Христе,/– с Тобою воскресшим в сей день восстаю;/распинался я с Тобою вчера:/Сам прославь меня с Собой, Спаситель,/в Царстве Твоем! Вчера я был предан погребению вместе с Тобой, Христе – восстаю сегодня вместе с Тобой, воскресшим; я был распят вместе с Тобой вчера – Сам меня ныне сопрославь, Спаситель, в Царствии Твоем. Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою; прославь же сам Ты, Спаситель, и меня в Царствии Твоем. Этот тропарь использует выражения из 1-го Слова Григория Богослова: « Вчера я распинался со Христом, сегодня прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, сегодня с Ним оживаю; вчера погребался с Ним, сегодня с Ним воскресаю ». Слова о распятии, умирании и погребении со Христом можно понять как указание на службы Страстной Седмицы. Также можно в этом тропаре увидеть отсылку к теме крещения, совершавшегося в древности в вечер перед Пасхой (крещение оглашаемых старались приурочить к вечеру накануне Пасхи, чтобы их церковная жизнь началась на главный праздник года): « Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения » (Рим 6:4–5). Сраспинахся Тебе… Сам мя прослави … – см. « А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться » (Рим 8:17) и « если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем » (2 Тим 2:11–12).

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

Сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? — в предыдущих стихах умовение ног изображено как символическое действие, подобное действиям ветхозаветных пророков, и оно означает очищение человеческих сердец. Следующие за этим слова Иисуса придают ему новый и дополняющий смысл: умовение ног — пример смирения, которым Его ученики должны руководствоваться в отношениях друг с другом. Ни в чём другом не может проявиться истинная чистота, как в любви и служении, см. ст. 35; 1 Ин 3:16–17,23; 4:11. В смерти Иисуса Христа люди получают одновременно избавление от греха и пример новой жизни, которому они отныне призваны следовать. Единственный вид ритуальной нечистоты, которая не смывается жертвой Христа, — это неспособность отвергнуться себя и забыть о своих интересах, которая в данном случае характеризует Иуду. Вы называете Меня Учителем и Господом — поскольку здесь именительный, а не винительный падеж, это вокативная конструкция (‘называете Меня Учитель и Господь’); ‘Учитель’ соответствует евр. гавво или гавво­по; kЪrioj ‘Господь’ — обычное в четвёртом Евангелии именование Иисуса. Ученики называли господином учителя закона, но невозможно, чтобы Евангелист ограничивался таким пониманием. И вы должны умывать ноги друг другу — как свидетельствует текст 1 Тим 5:10, ко времени написания Ин “умывание ног” стало обычной метафорой для христианского служения. Я дал вам пример — слово ШpTdeigma ‘пример, образец’ встречается ещё в Евр 4:11; 8:5; 9:25; Иак 5:10; 2 Пет 2:6. Посланник не больше пославшего его — продолжение довода “от меньшего к большему”, который дан в ст. 14, ср. Мф 10:24 (Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего). Ученики не должны ожидать лучшего отношения к себе, чем отношение мира к их Учителю; они не должны требовать себе услуг и при этом считать себя слишком важными и значительными для того, чтобы служить другим. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете — не совсем ясно, что означает таата ‘это’. Это не может означать ‘то, что ученик не выше учителя, и слуга не выше господина’, так как эту истину невозможно исполнять. Скорее это значит ‘ввиду сказанного блаженны вы, если умываете друг другу ноги’.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   8) Поэтому говорит Господь: «входите тес­ными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:13—14).    Почему многие ходят широким путем? По­тому что каждый хочет в пространстве воли и похотей своих жить. Почему мало кто обретает тесный путь? Потому что мало кто хочет сми­ряться, волю свою пленять и воле Божией по­корять, и терпеть то, чего тесный путь требует.    Почему тесный путь «ведет в жизнь ?» Пото­му что ходящие этим путем истинно каются, смиряются, Бога боятся, терпят и последуют Христу смирением, терпением, любовью и прочими добродетелями. Ибо Христос только последующих Ему вводит в жизнь, а не укло­няющихся от Него.    Почему «пространный путь ведет в поги­бель?» Потому что ходящие по нему воли Бо­жией противятся, не хотят смириться, истин­но каяться, прекратить греховную жизнь и возненавидеть то, что воля Божия ненавидит. Потому говорит Господь: «Не всякий, говоря­щий Мне: «Господи!Господи!», войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). И еще: «что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)?    9) Вот тебе позорище всемирное! Видишь и совершающих путь, но не равно, и каждый к своему центру стремится. Почести и венцы принимают только те, которые тесным и при­скорбным, крестным и христианским путем идут (см. 2 Тим 2:12; Иак 1:12). Апостол Хри­стов велит нам так идти, чтобы получить: «так бегите, чтобы получить» (1 Кор 9:24). На сие позорище не земной царь и сыны века сего смотрят, но Царь Небесный с избранными Своими, Ангелами и всеми святыми «взирает с неба(»Пс 10:4—5; 32:13, 15; 13:2; 2 Пар 16:9; Зах 9:1; Иер 32:19; 16:17). Взирает Царь Небес­ный, и хвалит только тех, которые путем за­поведей Его и терпения идут, несут благое иго Его; и венцы им не увядающие, но неувядаю­щие, и почести не временные, но вечные го­товит, а с пространного пути всех отзывает, и призывает на путь тесный. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найде­те покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:28—30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“А нам Бог открыл ведение (о Нем) Духом Своим: ибо Дух все проницает, и глубины Божий… мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога: что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого” (1 Кор. 2: 10–13). “Ты Христос, Сын Бога Живого”. И по слову Христа: “не плоть и кровь открыли ему (Петру) сие, но Отец, Сущий на небесах” (Мф. 16: 16–17). “Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе” (1 Тим. 3: 16). И это есть естественный рост в Духе чрез пребывание в Божественной области хранением заповедей Христа. Ум вдруг схватывает познание и формулирует его в человеческих словах. Сие приходит, как вспышки молнии, при сердце, разжженном любовью. Это — та светоносная вечность, к которой все мы призваны (ср.: 1 Петр. 2: 9). Накопление в опыте Церкви подобных моментов озарения сознания нашего органически привело к сведению их воедино. Так появляется первая попытка систематизации живого богословия, произведенная святым Иоанном Дамаскином, мужем, богатым и своим собственным опытом. Срыв этого чудного восхождения к Богу в неисследимом богатстве высшего познания произведен, при упадке живого опыта, тенденцией подвергать данные Откровения критике нашего рассудка; склонением к “философии религии”. Последствие: схоластические суммы богословия, в которых опять-таки больше именно философии, чем Духа жизни.   Действенно быть в Боге и с Богом дается или “детям” (Мф. 18: 3; 11: 25), или божественно безумствующим, подобно великому Павлу (см.: 1 Кор. 4: 8–10; 1: 20). Он писал о себе: “Но что было для меня преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все (вообще) почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа… чтобы познать Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых” (Фил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

19). Апостолы в Посланиях предупреждают христиан, что «в последние дни» (т. е. в эсхатологической перспективе) «дети диавола» умножатся на земле. «...Наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны... клеветники... жестоки... предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим 3. 1-5; ср.: Иуд 1. 17-19; 2 Петр 3. 3). Из их среды появится «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2. 3-4). Чтобы не поддаться «действию заблуждения» (2 Фес 2. 11) и устоять в «день злой» (Еф 6. 13) (ср.: 2 Фес 2. 3), т. е. в период господства «человека греха», апостолы призывают христиан как воинов духа облечься во «всеоружие Божие» (Еф 6. 13) и победить Г. «Побеждающий наследует все, и буду ему,- говорит Господь,- Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21. 7). Г. сатанинский Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале) Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале) Впервые Г. произошел в ангельском мире. Один из ангелов, обладавший высшим достоинством, восстал против Бога, вознамерившись быть равным Ему (Ис 14. 12-15). Так в тварном мире был совершен первый Г. (1 Ин 3. 8), распространившийся впосл. среди др. ангелов. Чтобы понять его сущность, необходимо установить, какие нормы тварного бытия были нарушены падшими духами. Онтологическую основу этого бытия составляет любовь. Поэтому тварный мир не может быть существом самозамкнутым, некой «вещью в себе». Христианство отвергает деистические представления, согласно к-рым Бог, создав вселенную, прекратил с ней всякую связь, предоставив ей возможность жить и развиваться самостоятельно (см. ст.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010