1 Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие/Комментарии и вступительная статья А.И. Сидорова . М. 1996. Книга эта (изданная впервые в Киеве в 1915 году) выдержала уже не одно издание, что свидетельствует о её значимости для развития православной богословской и церковно-исторической науки, Однако, к сожалению, полностью диссертация Епифановича опубликована не была. Этот замечательный труд и подготовительные материалы к нему хранятся в Киеве в фонде 187 Национальной Библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. 6 Можно предположить с великой долей вероятности, что именно он (Л. Епифанович) является автором книги «Записки по обличительному богословию» (Новочеркасск. 1888), выдержавшей пять дореволюционных переизданий. 8 В автобиографической записке – с 16 августа, и это видится логически более верным, в противном случае указ делался «задним числом». 9 Дату кончины указывает проф. Н.И. Сагарда в своём письме из Киева в Петроград проф. H.H. Глубоковскому: «...Академическая братия, стоявшая у кормила правления, встретила нас – петроградцев – весьма неприветливо, а меня почему-то особенно недружелюбно; посему я стоял подальше от них и имел более близкие сношения только с † С.Л. Епифановичем (ум. 15 Сент. 1918) и М.Э. Посновым ...». См.: РНБ. АДП. Ф. 194. Οπ. 1. Ед. хр. 772. Л. 13–16. Опубл.: Сосуд избранный: Сб. документов по истории РПЦ. СПб. 1994. С. 260. 12 И этот подлинно христианский миротворный дух проявлялся прежде всего «в лично-житейских отношениях, при столкновении различных течений, характеров и настроений, [ибо] никто другой, как именно почивший Сергей Леонтьевич, был носителем начал примирения, был миротворцем, не по долгу, самопринуждению или усилию, но по самому складу своего миротворного духа, а потому, как отмечается в некрологе, скорбя при его ранней могиле, его чтители находят себе утешение в слышании слов Христовых: блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся ( Мф. 5:9 )» ( Соколов Л. Указ. соч. С. 5). 14 Так можно охарактеризовать его аскетически-непритязательный быт преподавателя Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Впадших в грехи древние церковные правила подвергают строгому и продолжительному покаянию. Но покаяние, хотя бы и соединенное с тяжкими подвигами сердечного сокрушения и самоотречения, само по себе еще не есть наказание за грехи. Кроме того, что оно во многом зависит от расположений самого кающегося, оно есть только средство – преклонить Бога к милосердию, излечить рану души, избежать тягчайшего суда и наказания от Бога и возвратиться на путь истины и спасения. Поэтому-то отцы Церкви гораздо более называли покаяние врачевством души, чем казнию греха (VI всел. собора прав. 102. Вас. вел. прав. 3. Григ. нисс. 8) 1 . В тяжких преступлениях принятое церковью покаяние почиталось в первые века даже милостью, а настоящим за них наказанием – непринятие от преступника самого покаяния 2 , пока они не будут заглажены противоположными добрыми делами, так что некоторые правила повелевали принимать покаяние только при конце жизни виновных (I всел. 13. агкир. 16. неокессар. 2. п др.). Сущность же церковных наказаний составляло удаление грешника от св. тайн и общения верных. Вообще это называлось запрещением (апост. пр. 74. IV всел. 3. 14. Вас. 71. 74. 68). Это общее наказание раскрывалось в следующих видах и степенях: 1) Первую и низшую степень церковного запрещения составляло так называемое малое отлучение. Виновные лишались только приобщения св. таин, но не отлучались от церкви и не лишались общение церковных молитв 3 . Впрочем, эта степень разделялась еще на два вида: одни из грешников могли стоять с верными в церкви и участвовать в молитвах, только без приобщения св. тайн; другие, более виновные, не только лишались причастия, но и стояние с верными, и низводились в ряд припадающих (см. ниже), или еще ниже – в ряд оглашенных, но от Церкви не отлучались. Так агкирский собор в правиле 5 говорит: «те, которые вошли (в религиозные собрание язычников; во время гонений) в одеянии печальном, и, возлегши, ели, плача между тем во все время возлежания, те, аще исполнили трехлетнее время припадания, да приимутся в общение кроме причащения святых тайн». В правиле 8-м: «дважды и трижды идоложертвовавшие, по принуждению, четыре лета да будут в числе припадающих, два лета да будут в общении молитв, кроме причащения, и в седьмое лето да приимутся в совершенное общение». Св. Григорий неокессарийский в правиле 10: «нашедшие что либо на поле, или в домах своих, оставленное Варварами, аще по обвинению будут обличены, да будут в числе припадающих. Аще же сами о себе объявят, и отдадут найденное, то да удостоятся молитвы» (вместе со всеми верными).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Высказывались разные предположения о личностях Л. С. и аввы Феодора. Ф. Лоофс полагал, что соч. «О ересях» - это переработанная неким Феодором версия части несохранившегося большого сочинения Леонтия Византийского ( Loofs. 1887. S. 144). Сходное мнение высказывал сщмч. Василий Соколов († 1922) в диссертации 1916 г., хотя он признавал, что этим Феодором мог быть и Феодор, еп. Скифопольский (см. его обзор мнений об авторстве соч. «О ересях»: Леонтий Византийский. 2006. С. 53-69, 131-138). С. Рис и М. Ришар отвергли принадлежность соч. «О ересях» Леонтию Византийскому ( Rees. 1939. P. 346-360; Richard. 1939. P. 695-723). Рис, допуская влияние Леонтия Византийского, считал автором авву Феодора, жившего во 2-й пол. VI в., лекции к-рого записал некий Л. С. Таковым аввой Феодором, по мнению Риса и Ришара, был Феодор Раифский. Авторство авве Феодору приписывают и нек-рые другие исследователи, в т. ч. ссылаясь на рукописную традицию (гл. обр. греческую), где имя Феодора как автора встречается чаще, чем имя Леонтия ( Waegeman. 1946. Р. 192). М. ван Эсбрук ( Esbroeck. 1985), напротив, не считал авву Феодора главным автором соч. «О ересях»; путем анализа груз. перевода трактата, который соответствовал более ранней версии, лучше, по его мнению, укладывающейся в хронологические рамки жизни Леонтия Византийского, он попытался показать, что это сочинение вполне могло изначально принадлежать автору соч. «Против несториан и евтихиан» (Леонтию Византийскому), версией которого оно и является, и было всего лишь переработано неким Феодором. Согласно Эсбруку, трактат мог быть создан не во 2-й пол. VI в., как считали Рис и Ришар на основании упоминания в нем свт. Евлогия I Александрийского (580-607/8) и тритеизма (ереси Иоанна Филопона ), но между 543 и 551 гг. Датировку Эсбрука опроверг исследователь Филопона У. М. Ланг ( Lang. 1998), который вновь привел в качестве аргумента упоминание в трактате свт. Евлогия Александрийского (он не согласен с Эсбруком, что отрывок о свт. Евлогии - поздняя вставка) и полемику против тритеизма Иоанна Филопона ( Leont. Schol. De sect.//PG. 86a. Col. 1233), споры о котором возникли значительно позднее, чем считает Эсбрук. Ф. Карчионе проигнорировал тезисы Ланга и присоединился к Эсбруку ( Carcione. 2002), последовал ему и В. М. Лурье ( Лурье. 2006. С. 159-160), однако впосл. он признал, что доводы Ланга кажутся ему более убедительными и следует вернуться к научному консенсусу, согласно которому трактат «О ересях» написан во 2-й пол. VI в. и не принадлежит Леонтию Византийскому ( Idem. 2015). Ланг дает более точную датировку (580-608), привязывая ее ко времени правления свт. Евлогия Александрийского ( Lang. 1998. P. 97).

http://pravenc.ru/text/2463561.html

Елена Георгиевна Истомина , старший лейтенант медицинской службы в отставке, Москва. За день я поседела полностью. Фото из архива автора. – С.7; Протоиерей Роман Косовский , Киев. Без споров о вере . Фото из архива автора. – С.7; Валентина Викторовна Штейн , служила врачом-психиатром во фронтовом госпитале, Калининград. Моей судьбы кардиограммы. Фото Елены Нагорных. – С.7. Воин Христов. Памяти погибшего архиепископа Мирона Автор текста – Денис Маханько . Фото Адама Павловского//Фома. - – май 2010. – С.9. – (без рубрики). Гайновский Мирон, архиерей Польской Православной Церкви погиб в катастрофе самолета президента Польши под Смоленском 10 апреля 2010 года. Тема номера. Дети и внуки Победы: Помнить, чтобы … Вступление от Редакции. Фото fotoimedia/Игорь Табаков//Фома. - – май 2010. – С.10-11. – (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). Нина Усатова . День подснежников. О Победе, памяти и фильме «Поп» . Беседовала Елизавета Киктенко . Фото Александра Ситракова. Ил.: кадры из фильмов «Холодное лето 53-го», «Поп»//Фома. - – май 2010. – С.12-17. – (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). Имеется биографическая справка « Нина Усатова » (С.13). Дмитрий Соколов-Митрич , журналист, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», обозреватель газеты «Известия». НЕ черно-белая война. Об опыте общения с ветеранами, играх в войну и латышах-легионерах СС . Фото из архива газеты «Известия» и фото Сергея Полякова//Фома. - – май 2010. – С.18-19. – (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). См. также: Александр Моисеенков . Молчание о войне . Отклик на очерк Дмитрия Соколова-Митрича «Не черно-белая война», за май 2010 года//Фома. - – июнь 2010. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Наталья Лосева , первый заместитель руководителя объединенной редакции новостей агентства «РИА-Новости». Точка опоры. Чтобы перевернуть мир к лучшему . Фото из архива автора, фото Андрея Исмаилова и из архива журнала «Фома»//Фома. - – май 2010. – С.20-21. - (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-85-m...

Закрыть itemscope itemtype="" > Шифровка на краю подоконника 27.10.2007 773 Время на чтение 14 минут От редакции: Продолжаем серию публикаций, посвященных новой волне шумихи вокруг так называемых " екатеринбургских останков " . См.: Нужна новая генетическая экспертиза екатеринбургских останков. В последней книге Священного Писания - Апокалипсисе Иоанна Богослова так говорится об одном из признаков главного врага Бога и христиан - антихриста: Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть (Апок. 13, 18). Святые Отцы Православной Церкви дали множество тонких духовных истолкований этого одного из самых загадочных мест Откровения. Люди мало-мальски знакомые хотя бы с популярной литературой о христианстве или о сектах сатанинского толка, безусловно, не раз сталкивались с этими тремя шестерками. Возможно, из сообщений прессы кому-то памятны случаи, когда какое-либо злое деяние подписывается этим числовым символом. Если же кто совсем мало знаком с этим, лучше всего заглянуть в толкования Святых Андрея Кесарийского, Ипполита Римского, Мефодия Патарского, Лактанция и познакомиться с книгою С.А.Нилуса " Близ есть при дверех. Антихрист как политическая реальность " . Мы же, не мудрствуя лукаво, обратимся к строгому свидетельству, относящемуся к одному из величайших злодейств нашего века. Из ПРОТОКОЛА : " 1919 года, Апреля 15-25 дня судебный следователь по особо важным делам при Омском окружном суде Н.А.Соколов в г. Екатеринбурге, в порядке 315-324 ст.ст. уст. угол. суд., производил дополнительный осмотр дома Ипатьева. По осмотру найдено следующее: Опечатанная комната, обозначенная на чертеже цифрой II, и есть та, где произошло убийство Государя Императора Николая Александровича и Его Семьи . Ее внешний вид соответствует описанию ее в акте Сергеева (л.д. 39 об. и след., том 1-й). При настоящем осмотре отмечаются следующие обстоятельства: д . На самом краю подоконника чернилами черного цвета, весьма толстыми линиями сделаны одна под другой три надписи: " 24678 ру. года " , " 1918 года " , " 148467878р " , а вблизи написано такими же чернилами и тем же почерком: " 87888 " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/27/...

(Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, г. Новомиргород Елисаветградского у. Херсонской губ.- 20.12.1915, г. Петроград), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи. Род. в семье полкового священника, прославившегося в Севастопольскую кампанию, прот. Захарии Михайловича Зиорова (1816-1884). Начальное образование получил в Дворянском уч-ще в г. Златополь (ныне в черте Новомиргорода). В 1865 г. поступил в Одесскую ДС, к-рую окончил 2-м по разрядному списку. По результатам приемных экзаменов в МДА был 4-м, учился на историческом отд-нии, в 1875 г. окончил академию 1-м по разрядному списку. Среди его товарищей по курсу был В. А. Соколов (позже профессор МДА). К 100-летию академии Н. опубликовал воспоминания о годах обучения в ней, рекомендованные в 1915 г. Синодом для б-к духовно-учебных заведений (Мои воспоминания о МДА. Варшава, 1914). Из профессоров он выделял Е. В. Амфитеатрова , В. Д. Кудрявцева-Платонова , П. С. Казанского , архим. Михаила (Лузина ; впосл. епископ Курский и Белгородский), А. Ф. Лаврова (см. ст. Алексий (Лавров-Платонов) , архиепископ Виленский), Н. И. Субботина , Е. Е. Голубинского , В. Н. Потапова , а из начинающих преподавателей - В. О. Ключевского и А. П. Лебедева . В продолжение первых 3 курсов М. Зиоров прислуживал в алтаре ректору А. В. Горскому . В 1875 г., во время ревизии МДА архиеп. Макарием (Булгаковым) , он прочитал пробную лекцию «О Башкине и Косом». В стенах МДА слушал выступления митр. Иннокентия (Вениаминова) , С. М. Соловьёва и Вл. С. Соловьёва , Н. П. Аксакова , Ю. Ф. Самарина , М. П. Погодина , Н. П. Гилярова-Платонова и др. «Нас интересовали особенно славянофилы. В то время среди студентов Московской Дух. Академии было развито славянофильское направление» (Мои воспоминания о МДА. 1914. С. 20). Студентам разрешалось ездить в Москву: М. Зиоров бывал в опере, в Румянцевском музее, в Кремле, в соборах и дворцах. В праздничные дни посещал дом инспектора МДА С. К. Смирнова . Академическую традицию пения в Прощеное воскресенье стихир «Да воскреснет Бог» по пасхальному чину, восходящую, по преданию, к прп. Сергию Радонежскому, он впосл. вводил везде, где служил. Всю жизнь хранил книгу И. Канта «Критика чистого разума», к-рой его наградили на академическом акте в честь выпуска курса.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНОВИЧ Епифанович Сергей Леонтьевич (15.11.1886, Новочеркасск - 15.09.1918, Киев), проф. КДА, патролог. Род. в семье Леонтия Григорьевича Епифановича, преподавателя Донской ДС. В 1900 г. окончил Новочеркасское ДУ, в 1906 г.- Донскую ДС. В 1906-1910 гг. учился в КДА, окончил с отличием и со степенью кандидата богословия за сочинение о прп. Максиме Исповеднике , с правом защиты магистерской диссертации без экзамена. В течение 1910/11 уч. г. по избранию Совета КДА состоял штатным профессорским стипендиатом для подготовки к преподавательской деятельности при академии по кафедре истории древней Церкви. Указом Святейшего Синода от 25 июля 1911 г. 9863) был утвержден в должности преподавателя КДА по кафедре патрологии в звании исполняющего обязанности доцента с 16 авг. 1911 г. В 1913-1918 гг. Е. вел преподавательскую и научную деятельность: читал в КДА лекции по патрологии I-V вв.; с 10 окт. 1917 г. был назначен также преподавателем греч. языка. Член Богоявленского при КДА братства для вспомоществования служащим в академии и студентам. В нач. 1913 г. защитил магистерское диссертационное исследование «Преподобный Максим Исповедник: его жизнь и творения» (в 3 т.), получившее высокую оценку Совета КДА и похвальные отзывы профессоров КДА М. Н. Скабаллановича и Н. Ф. Мухина . Современники считали, что Е. являл собой идеал православного церковного ученого - синтез «дидаскала» и подвижника: «Как великие каппадокийцы в Афинах, он в Киеве знает только две дороги - в библиотеку и в храм» (ТКДА. 1912. Сент. С. 769; Соколов. С. 5). Становление Е. как ученого происходило в контакте с лучшими представителями рус. церковной науки. Он вел переписку со мн. учеными, такими как проф. КДА и КазДА, ректор КазДА еп. Чистопольский (буд. митр. Одесский, сщмч.) Анатолий (Грисюк) - научный руководитель Е. в КДА, проф. МДА иером. Варфоломей (Ремов) (буд. архиеп. Сергиевский), А. И. Бриллиантов , Н. Н. Глубоковский , Ю. А. Кулаковский , прот. К. С. Кекелидзе , прот. Тимофей Лященко (буд. Тихон , еп. Берлинский (с 1924), архиеп. Берлинский и Германский (юрисдикция РПЦЗ, с 1936)) и др., а также с рядом зарубежных исследователей (см.: Материалы к изучению... С. XXIII-XXIV), сотрудничал с проф. М. Д. Муретовым . Незадолго до кончины Е. близко общался с приехавшим из Петрограда проф. СПбДА Н. И. Сагардой . Сохранившиеся письма свидетельствуют, что одной из главных целей этих контактов был обмен редкими в России научными изданиями и первоисточниками, необходимыми Е. для работы.

http://pravenc.ru/text/190103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г. 2 раза в месяц. Часто 2, 3 или 4 номера публиковались одним выпуском, в 1905-1906 гг. вышло по 21 номеру, в 1908 г.- 22, в 1919 - 20 номеров. С 1894 г. материалы о жизни новой Забайкальской епархии печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях» , к-рые распространялись по приходам епархии. Издание «З. е. в.» было разрешено в 1899 г. указом Святейшего Синода по ходатайству Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) . Журнал редактировали свящ. Михаил Колобов (1900-1901), В. М. Сибирский (1901-1904), М. А. Злобин (1905-1906), свящ. Сергий Старков (впосл. еп. Арзамасский Софроний ) (1907-1908), прот. Епифаний Кузнецов (см.: Ефрем , сщмч., еп. Селенгинский) (1908, 1913), Н. А. Соколов (1908-1909), Н. П. Стуков (1909-1913, с перерывами), свящ. Иннокентий Иванов (1910-1911, 1913). С 19 за 1913 до кон. 1917 г. свящ. И. Иванов был редактором офиц. отдела; за неофиц. часть с 19 за 1913 по 7 за 1917 г. отвечал архим. (с дек. 1916 епископ) Ефрем (Кузнецов), далее до кон. 1917 г. отделом руководил редакционный совет в составе священников С. Старкова, Феодора Титова и И. Иванова. Этот же совет редактировал офиц. и неофиц. отделы в 1918-1919 гг. С 8 за 1917 по 1919 г. издателем журнала было Забайкальское епархиальное церковное братство святителей Кирилла и Мефодия. В офиц. отделе печатались общецерковные постановления и гос. документы, имеющие отношение к Церкви, а также епархиальная документация: предложения правящего архиерея на имя консистории; журналы епархиальных съездов и правлений учебных заведений; списки священников, назначенных к произнесению проповедей в храмах епархии; списки награжденных и получивших благодарности; списки служащих в консистории, миссии, учебных заведениях (напр., «Краткие биографические сведения о начальствующих и учащих в Читинском ДУ» (1901. 1)), учеников ДУ и воспитанниц епархиального жен. уч-ща, воспитанников Иркутской ДС, жертвователей и благотворителей, членов Палестинского Православного общества и т. п.

http://pravenc.ru/text/182395.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ ПСАЛТ [Греч. Ματθαος Ψλτης] (ок. 1700, Андрос, ныне Греция - 25.04.1775, Кутлумуш, Афон), патриарх Александрийский (1746-1766). В молодом возрасте М. П. отправился на Афон, где монашествовал его дядя, и принял постриг в мон-ре Кутлумуш . По всей видимости, он получил образование в процветавшей тогда под рук. прп. Макария Патмосского Патмиаде. Ранее 1743 г., когда М. П. упоминается как митрополит Ливийский и игумен мон-ря Златари, александрийского подворья в Бухаресте, о нем отсутствуют к.-л. сведения. Кесарий Дапонте сообщал, что господарь Константин Маврокордат высоко оценил М. П. и сделал его своим личным духовником. О деятельности М. П. в сане митрополита Ливийского ничего не известно, кроме того, что, видимо, по его ходатайству в 1743 г. Маврокордат назначил ежегодную выплату Александрийскому патриарху Косме III по 200 грошей на организацию школы, делами которой скорее всего и занимался М. П. После смерти Космы III в ответ на просьбу правосл. христиан Египта К-польский Синод во главе с патриархом Паисием II избрал его преемником М. П. (вероятно, 18 авг. 1746 - подробнее см.: Соколов. 1916. 54-67), к-рому помимо Маврокордата покровительствовали члены К-польского Синода митрополиты Кирилл Халкидонский и Иоаким Эфесский. В совр. науке период Патриаршества М. П. рассматривается как время окончательного сращивания Александрийской Православной Церкви (АПЦ) со структурами К-польского Патриархата. Это происходило в русле развернувшихся в XVIII в. процессов централизации управления правосл. миллетом и формирования общеимперской греч. церковной элиты, чья власть распространилась на большинство ближневост. Патриархатов. В свою очередь османские власти всячески поддерживали централизацию церковного управления. В берате М. П., выданном 13 авг. 1746 г., закреплялись широкие полномочия патриарха в плане его власти над паствой и духовенством, право в случае конфликтных ситуаций обращаться напрямую в Высокую Порту и меры по защите экономических интересов АПЦ, ее недвижимости и деятельности сборщиков милостыни. Годовой взнос Патриархии в османскую казну составлял 3740 акче ( Ç olak. 2015. P. 89, 148, 159-169).

http://pravenc.ru/text/2562694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДАМАСКИН» рукописные сборники житийного и поучительного характера, широко распространенные у юж. славян в кон. XVI - нач. XIX в. Образцом «Д.» был греч. сб. «Сокровище», составленный митр. Навпактским и Артским Дамаскином Студитом (полное название: Θησαυρς αμασκηνο ποδιακνου κα Στουδτου το Θεσσαλονικως, μετ τς προσθκης ν τ τλει κα τρων πτ λϒων ψυχωφελεσττων κα τς ξηϒσεως το Πτερ μν. Венеция, 1558; к нач. XIX в. более 25 изданий), продолжавший традицию визант. сборников смешанного содержания. «Сокровище» содержало 36 произведений, основное место среди к-рых занимали авторские переработки житий редакции Симеона Метафраста (Х в.) наиболее почитаемых святых - Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, свт. Николая Чудотворца и др., а также проповеди и поучения. Между 1570-1580 гг. Григорий, еп. Пелагонийский и Прилепский, перевел «Сокровище» на слав. язык с одного из первых изданий. Этот перевод, сохранившийся в 7 списках кон. XVI-XVII в., отражает влияние западноболг. наречия и серб. ресавской школы (см.: Илиевски П. Крнински Дамаскин. Ckonje, 1972). В кон. XVI в. в Македонии был выполнен еще один перевод «Сокровища». Название сборника не прижилось в южнослав. книжности, и рукописи стали именоваться «Д.», хотя в дальнейшем их содержание не исчерпывалось произведениями, входившими в сб. «Сокровище». Дополнительными источниками для «Д.» стали популярные сборники, составленные афонским мон. Агапием Ланд(ос)ом «Новый Рай» (Венеция, 1641), содержавший 24 жития и часть кн. «Спасение грешных» (Венеция, 1641) «Чудеса Богородицы» - 69 свидетельств о чудесах Божией Матери. Постепенно «Д.» стали включать повествования из патериков, апокрифические сочинения из сборников смешанного содержания, поучения и проповеди на актуальные для читателей темы, авторские произведения, исторические заметки, глоссы переписчиков и проч. В сербской книжности «Д.» получили известность вскоре после их перевода на слав. яз. Один из старших списков посл. трети XVI в. (ГИМ. Соколов. 130-4°) практически современен переводу. Однако в Сербии они не получили широкого распространения, возможно, из-за конкуренции с переведенным ранее типологическим аналогом Евангелием учительным К-польского патриарха Каллиста («Патриарший гомилиарий»), печатные экземпляры к-рого попали в Сербию в XVI в. (возможно, начиная с изданных в Заблудове (ныне Заблудув, Польша) в 1569). В 1676 г. в афонском мон-ре св. Павла проигум. Исаия вновь перевел сборник Дамаскина Студита с греч. на серб. язык. Этот перевод известен по списку 1744 г., находившемуся в нач. ХХ в. в собрании мон-ря Велика-Ремета. Возможно, он же представлен в серб. списке XVII в. (Белград. Патриаршая б-ка. 218). В болгарской книжности

http://pravenc.ru/text/168722.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010