126 Ср. Dion. Ar., e. h. 119, 9. 127 3 Цар. 17:4; 3 Цар. 17:6. Ср. Лк. 12:24. 128 Палама здесь указывает на пророка Илию (см. выше). 129 У Паламы опущен эпизод с явлением Богородицы и св. Николая (Николай Монах IV.6). 130 Эта идея Филона Александрийского о природе и вкусе манны была воспринята Григорием Нисским и другими, вероятно, как метафора многоразличной благодати, различных даров Святого Духа при единой природе Святого Духа. 131 Ср. топос у неоплатонического философа Порфирия: ρ ον ο τ μν χωρζοντα π τν ασθητν κα τν κατ ατ παθν, νγοντα δ πρς νοερν κα φνταστον παθ τε ζων καθ σον ον τε, τατα ν εη... (De abstinentia I, 30). Палама говорит о жизни исихаста, лишенной естественной деятельности разума, заключенной в смене представляемых образов, мыслей и представлений. 132 Ср. Bas. Theol., Adversus Eunomium V (vol. 29, 521.37). Вероятно у св. Василия это выражение от эллинской учености (встречается у Эпикура, Плотина, Прокла, Дамаския), особенно если учесть, что эта книга сочинения в действительности принадлежит Дидиму Александрийскому. 133 У Николая Монаха (IV.5) говорится о пятидесяти трех годах. 134 Ср. Феодорит Кирский. На Псалмы. PG 80, col. 1680.10. 135 Досл. «согласно своим хитростям». 136 Неясно, почему олень у Паламы (в отличие от Николая Монаха) оказывается самкой. Вероятно, аллюзия на Пс. 41:2. 137 Ср. Ахилл Татий, Левкиппа и Клитофон (8,12.4-7): παραστησαμνη δ τν υν τν τοξτην φροδτη επε „Τκνον, ζεγος τοτο ρς ναφρδιτον κα χθρν μν κα τν μετρων μυστηρων δ παρθνος κα θραστερον μοσε κατ μο. ρς δ ατος π τν λαφον συντρχοντας. ρξαι κα σ τς θρας π πρτης τς τολμηρς κρης κα πντως γε τ σν βλος εστοχτερον στιν.“ ντενουσιν μφτεροι τ τξα, μν π τν λαφον, δ ρως π τν παρθνον κα μφτεροι τυγχνουσι, κα κυνηγτις μετ τν θραν ν τεθηραμνη. κα εχεν μν λαφος ες τ ντα τ βλος, δ παρθνος ες τν καρδαν τ δ βλος, Εθνικον φιλεν. δετερον δ κα π τοτον στν φησι. Ср. также Greg. Naz., De vita sua, l. 863 (sic). Эти пассажи указывают на некий тайный смысл: переживание особого рода мистической любви. Кроме того, олень был для греков символом робости, и этим символом Палама приуготовляет читателя к новой погоне, но теперь уже погоне охотника за Петром, ибо «душа, которую подгоняют стрекала любви, едва ли не насыщена [самой] стремительностью к предмету обожания, пусть даже и не окрылена» (§ 40). Дидим Александрийский писал в своих комментариях к псалмам, что ταν, φησν, [ λαφος] κα ποβλ τς τρχ[ας], σθει φιν κα νανεοται. βρσι τν φεων ναν ατν αθις [ποι]ε (Didymus Caecus, Commentarii in Psalmos, 4: Codex, p. 296, ll. 24-26). Таким образом провозглашается некая божественная юность стареющего и близкого к смерти Петра, которая приобретается через победу над бесами.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

История русской Церкви. СПб., 1868, VIII, 131 и д. Одинцов Н. Порядок общественнаго и частнаго богослужения в древней России до XVI b. СПб., 1881, с. 243–249. Дмитриевский А. Богослужение в русской Церкви в первые пять веков//Прав. Собес. 1882, VII–VIII, 359–362. Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. 7-е изд. СПб., 1907. с. 178–179). Первоначально и долго аллилуиа, по примеру ветхозаветной церкви, пелось, конечно, не 2 и не 3 раза, а один; так было в III b., по свидетельству «Завещания» и Тертуллиана (см. Вступит. гл., с. 108). Догмат троичности, выдвинутый на первый план в богословии ересями III b., заставил христиан сделать его первым предметом своего исповедания; отсюда, должно быть, широкое применение числа 3 в последующем богослужении (троепсалмие, трехантифонный строй); отсюда могло легко возникнуть утроение аллилуиа. Но прямых свидетельств о таком способе пения аллилуиа до XIII b. нет; напротив, везде, где говорится о пении аллилуиа, представляется как будто так, что оно произносится один раз (Кассиан. Об установлениях киновий. II, 11. Орологий Синайск. библ. VIII b.). Судя по тому, что в католической Церкви поется аллилуиа и раз, и два, и три (Missale romanum. Campidonae, 1823, p. 255; Breviarium, p. 22, 29 и др.), можно думать, что существовал этот троякий способ его пения. При 3 антифонах могло на 1-м антифоне аллилуиа петься 1 раз, на втором дважды, а на 3-м трижды; так в чине монаш. погребения по ркп. Моск. Синод. библ. XIII— XIV b. (Дмитриевский А, там же). Однократное аллилуиа сохранилось у нас в пс. 136 и на литургии. В эфиопском Часослове после псалмов нынешний наш припев, по-видимому, имеет простейший и древнейший свой вид: «Аллилуиа. Слава Господу» 3 (Тураев Б. Часослов ефиоп. ц., 63). 94. Может быть, эти повторения — след прежнего антифонного пения таких молитвословий. 95. Так названы эти тропари в слав. уставе Моск. Тип. библ. XI b. и др. 96. Об идее, составе и происхождении отпуста будет речь в чине бдения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

…От лица Твоего судьба моя изыдет (Пс. 16, 2). 127 Журнал Московской Патриархии — в те времена единственное церковное издание, содержащее как текущую хронику, так и статьи богословского и церковно–исторического характера. 128 А. В. Ведерников в тот период был секретарем Патриарха Алексия I. 129 Григорий (Чуков; 1870–1955), митрополит Ленинградский, в тот период много сил отдавал восстановлению ленинградских Духовных школ, лично занимался подбором преподавателей. 130 В июне 1951 г. отца Всеволода перевели в Москву, и по его личной просьбе к Святейшему Патриарху настоятелем в Ильинский храм назначили отца Тихона. Отец Тихон и вся его семья очень сожалели о переводе отца Всеволода в Москву. 131 Возможно, речь идет об Анатолии Мельникове (см. сноску на с. 188). 132 Архимандрит Гурий (Егоров; 1891–1965) — первый наместник Лавры с момента ее открытия в 1945 году. Пока шли приготовления к открытию Лавры, он служил в Ильинском храме. В дальнейшем (август 1946 г.) — епископ Ташкентский, с 1953 года — архиепископ Саратовский, с 1959 года — митрополит Минский, с 1960 года — Ленинградский; окончил свои дни на Симферопольской кафедре. Таким образом, его пути пересеклись с о. Вениамином дважды — в Лавре в 1946 году и на Саратовской кафедре, куда владыка Вениамин был назначен в 1955 году. 133 Писем этих родители не получили. — Прим. Е. Т. Кречетовой. 134 День Ангела отец Вениамин праздновал 31 марта/13 апреля. 135 …он есть образ и слава Божия (1 Кор. 11, 7). 136 Эрн Владимир Францевич (1882–1917) — историк философии, публицист. По своим идеям, связанным с проблемами софиологии, он был близок к свящ. П. Флоренскому, прот. С. Булгакову. В данном случае речь идет о его статье " Спор об Имени Божием " (Христианская мысль. 1917. 9). 137 Преп. Антоний Оптинский (1795–1865) — младший брат преп. Моисея Оптинского. Вместе они основали в 1821 году скит при пустыни, где о. Антоний с 1825 года стал скитоначальником. В 1839 году преп. Антоний был назначен игуменом Малоярославецкого Черноостровского монастыря. Скончался он на покое в Оптиной пустыни признанным старцем, к которому обращались многие известные лица. В данном случае речь идет о книге, изданной в 1870 году (репринт: 1992 г.). 138

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=907...

по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 11. Кн. 1. 117 Святитель Иоанн Златоуст. Слово 23, О милостыни и страннолюбии, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 12. Кн. 2. 118 Святитель Василий Великий. Беседа 7, К обогащающимся, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1945. С. 108. 119 Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные слова 2.4, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 2. Кн. 1. 120 Святитель Григорий Богослов. О смиренномудрии, целомудрии и воздержании, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 5. 121 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.9 122 Там же 1.3.5, 1.3.18. 123 Там же 1.3.17–18. 124 Там же 1.3.34, 42. 125 Григорий Палама. Слово на житие прп. Петра Афонского 18. 126 Святитель Григорий Палама. О Божественных энергиях и их причаствуемости 37, 39:. 127 Святитель Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре: 344–345. 128 Святитель Григорий Палама. О Божественной и обоживающей причаствуемости 151. 129 Преподобный Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божиего 49, цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I–LV. Перевод и комментарии С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. М., 1994. С. 253. 130 См.: Мф.17:2 ; Мк.9:2 . 131 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.10. 132 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.33. 133 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. М., 2003. С. 63. 134 Святитель Григорий Палама. Триады 1.1.23, цит. по изд.: Там же, с. 37–38. 135 То есть Иисуса Христа. 136 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Там же, с. 63–64. 137 Пс.89:17 . 138 Святитель Григорий Палама.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Сперанский М. Н. К гаданиям по Псалтыри.//Чтения в обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1910. Кн. 2. С. 18–22. Григорьев И. Ф. Библейские псалмы и древне-вавилонские гимны. (К вопросу: Библия и Вавилон)//ПС. 1911. Т. 3. С. 291–311. (Отд. отт.: Казань, 1911. 23 с.) Никонов А. Психология нераскаянного грешника по Псалтири//ВиР. 1911. 12. С. 717–726. Он же. Психология кающегося грешника по Псалтири.//Там же. 13. С. 21–34. Андреев В. А. Псалтырь: Ее содержание, изложение и состав. М., 1915. 64 с. Никольский Н. М. Следы магической литературы в Книге псалмов. Минск, 1923. 40 с. [Отд. отт. из: Труды Белорусского государственного университета. 1923. 4–5.]. Феогност, архим. Некоторые замечания о надписаниях псалмов//ЖМП. 1954. 12. С. 56–62. Ковтун Л. С., Синицына Н. В., Фонкич Б. Л. Максим Грек и славянская Псалтырь: (Сложение норм литературного языка в переводческой практике XVI в.)//Восточнославянские языки: Источники для их изучения. М., 1973. С. 99–127. Иванов М. С. Псалтирь – Книга молитвы.//ЖМП. 1979. 9. С. 73–77. Тодоров А. Псалмы новой части Бычковской Псалтири.//Palaeobulgarica. 1990. 1. С. 49–71. Турилов А. Библейские книги в народной культуре восточных славян: (К истории Псалтыри как гадательной и магической книги).//Jews and Slavs. Jerusalem, 1994. Vol. 2. P. 77–86. Псалтирь славянская и русская: (Несколько сопутственных слов к публикуемым переводам).//Просветитель/РПУ ап. Иоанна Богослова. М., 1995. 2/3. С. 24–27. McRobert М. The Textual Tradition of the Church Slavonic Psalter up to the 15th Century.//Interpretation of the Bible. Ljubljana, 1998. P. 921–942. Аверинцев С. С. Два слова о том, до чего же трудно переводить библейскую поэзию.//Новый мир. 1998. 1. С. 94–97. Архимандритова Е. А. 136 псалом «На реце вавилонстей...» – памятник раннего русского многоголосия XVI в.//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2001. С. 444–452. Коляда Е. И. Музыкальные инструменты в Библии: Энциклопедия. М., 2003. 399 с. См. также: Металлов В. М., прот. Музыка и музыкальные инструменты у древних евреев.//ЧОЛДП. 1912. Кн. 6. С. 390 слл.; Кн. 7. С. 451 слл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Таково суждение не какого-либо частного человека, таково суждение Православной Церкви. Святой Дух возвестил, что песнь Господня не может быть воспета на земли чуждей (Пс.136:4). Не способен к этой песни не только сын мира, но и тот глубоко благочестивый христианин, который не освободил еще от ига страстей своего сердца, которого сердце еще не свободно, еще не принадлежит ему, как порабощенное грехом. Не способен еще к тому тот, кто на поприще христианского подвижничества, весь день сетуя ходит, то есть находится еще в постоянном созерцании греха своего и в плаче о нем, во внутренней клети которого еще не раздался глас радования, радующийся в духовных селениях праведников. Кто ж способен воспеть песнь Господню? в чьей душе она может родиться в утешение и наслаждение той душе, в утешение и наслаждение всей Православной Церкви? Примечание 1. ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 17. 2. Святой Иоанн Лествичник. 3. Liber de Pracscriptionibus, cap. VII. Hue sunt doctrinae hominum et ducmoniorum etc. 4. Четьи-Минеи. Житие преподобных Симеона и Иоанна, спостника его. 21 июля. 5. Добротолюбие. Ч. 1. Святой Григорий Синаит. Главы зело полезные, гл. 128. Память сего святого празднуется Церковью 8 августа. 6. Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: " Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, снятии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали " . Далее в грамоте завещавается иерею строго нравственная христианская жизнь. 7. Слово преподобного Марка Подвижника. Далее святой Отец объясняет, что три образа благочестия суть следующие: первый - не согрешать; второй - по согрешении терпеть попускаемые скорби; третий - плакать о недостатке терпения, когда не можем претерпевать великодушно попускаемых (Промыслом) скорбен. 8. По Иннокентию: Низибий Чудотворец. 9. См. житие Григория Акрагантийского. 10. Папизм изобрел ужаснейшие пытки, ужаснейшие казни для человечества. Бесчисленные тысячи людей умерли в душных темницах, сожжены на кострах, замучены разнообразно. И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностью стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. От плод их познаете их, - сказал Спаситель о учителях и учении их. По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству: обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелью все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания. 11. " Слово о Законе Духовном " преподобного Марка Подвижника, гл. 2. 12. Слово 56.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/208/...

37 Таковы: «Сказание некоих речений, недоумеваемых в Божеств. Псл, содержащее в себе прекрасное объяснение трудных изречений в псалмах 1–3, 33, 140; «Сказание строки: «обновится яко орля юность твоя»; «сказание строк пс 89: Господи прибежище», «Сказание отчасти на пс 18; сказание о птице – Неясыти», см. соч. препод. Максима при Прав. Собесед. 38 Отдельно в полном составе писания св. Григория В. на пс. не дошли до нас. Известное под его именем объяснение 7 покаянных псалмов, из которых на пс. 50 переведено и на русский язык в Воскр. Чтении 18 42/19, по отзывам ученых, принадлежит к числу сомнительных его творений. См. ист. уч. Об отцах ц., Филарета Черниг., т. 3, параграф 239, примеч. 12. 39 Ист. ц. Филарета, пер. 3, изд. 2, стр. 144–145. Подробное описание этой Толковой Псалтири в опис. ркп. Моск. Син. Библ., отд. 2, 77, стр. 101 и дал. 40 Вероятно, эти извлечения составляли черновую, подготовительную работу Святителя к предполагавшемуся им более обширному труду объяснения Псалтири (см. его письмо к Феологу в изд. Соч. Т. 5, стр. 136 М., 1839–40); но только, как замечается в его жизнеописании, помещ. при 1 т. его соч. (стр. 26), «замышленному сему делу препятствие сотвори скорая смерть». 41 Напеч. В 1715 г. Кроме объяснит. Замечаний пред каждым пс., содержащим в себе буквальное или аллегорическое объяснение надписаний и краткое изложение содержания и особенно таинственного смысла псалмов, или же указание повода к написанию, цели и назначения их, в начале этой Псалтири прилагается еще а) предисловие к благочестивым читателям предлагаемой им св. книги, приглашающее их своеобразным аллегор. Объяснением 150 пс. к хвалению Бога в различных (9) ликах святых Его, изображаемых будто бы в Пс. Наименованиями образа и различных инструментов хваления Господу, и б) предметный указатель содержащихся в Псалтири псалмов для удобнейшего их употребления. Около того же времени в 1707 г. Под наблюдением рект. К, колл. и архим. Лавры Иосафа Кроковского издано было еще в Киеве Толкование на 50-й Пс. (Обз. Дух. Лит. Филарета Харьк. 1 189), но которое также не подвинулось дальше средневековых западных толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

3–7 Величие Господа определяется как безграничное, вызывающее восторг и благоговение; Он благ, праведен и неизменно верен во всем. Заметьте, что тесное переплетение общего и частного свидетельства открывает во всей полноте Его характер и прошлые деяния. Деяния Господа говорят о Его могуществе, они чудодейственны по своей природе (дивны), вызывают благоговейный трепет. 8–16 Благость и милость Господа проявляются как неотъемлемые Его атрибуты во «всех делах Его» (8–9); о них свидетельствует и Его народ (10–16). Особое благорасположение Господа к народу завета (8, Исх. 34:6–7 ) сочетается с Его благостью ко всем (9). Все должны благословлять Его, но особенно Его святым (10). Именно им следует проповедовать и о Его могуществе (11) и о славе Его правления как Царя (12), о Его верности Своему слову (136), Его поддержке всем обездоленным (14) и обеспечении всех нужд их (15–16). 9 Щедроты Его – см.: Пс. 102:13 . 10 Святые – те, к кому обращена Его любовь и милость, кто отвечает ему взаимной любовью ( 1Ин. 4:19 ) и имеет любовь друг к другу ( 1Ин. 4:11 ). 17–20 Справедливость Господа неотделима от Его благости. Все Его дела праведны (17), и призывающие Его должны обращаться к Нему «в истине» и получат поддержку (18–20). Святой и праведный Господь не перестает быть ближайшим родственником (близок) Своему народу, который обращается с молитвой к Нему. При этом, Он взирает на их искренность (18), благоговение (19) и их любовь (20). Его праведность – милосердна; она любящая, исполняющая просьбы, спасающая, направляющая, но и святая. Псалмы 145–150. Непрерывная хвала Книга псалмов начинается ( Пс. 1:1 ) с благословения человека («блажен муж») и завершается пятикратным благословением Бога: «Хвали, душа моя, Господа», «Хвалите Господа» и др. В этих псалмах не говорится о личных нуждах, просьбах, нет явных указаний на конкретные исторические события, они все сосредоточены на Боге, на прославлении Господа. Славословие начинается с личной хвалы ( Пс. 145:1 ), затем идет восхваление Господа народом Его ( Пс. 146:1; 147:1 ) и, наконец, – прославление всей вселенной ( Пс. 148:1,7 ). Однако если весь мир должен воздать хвалу за содеянное Господом для Израиля ( Пс. 148:13– 14 ), то непрестанно должен славить Его и народ, посвятивший себя великой миссии ( Пс. 149 ), пока все сущее – «все дышащее» не восславит Господа ( Пс. 150:6 ). Псалом 145. Индивидуальная хвала

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

134:11. Сигон и Ог. Битвы с этими царями описаны в Чис. 21 . Сигон известен лишь по библейским источникам, археологические же данные предоставляют мало информации относительно столицы или самого его царства. Вне библейских источников исторических или археологических свидетельств о царе Оге не обнаружено. 134:15–17. Идолы язычников. См. коммент. к Пс. 113:12–15 . 135:6. Утвердил землю на водах. В вавилонской космогонии основание земли называется apsu. Это область первозданных вод, которая находилась под властью одного из главных богов, Энки (Эа). С точки зрения физической географии, это зеркало поверхностных вод, например, в болотах и источниках, а также пресные воды космических морей и рек. В эпосе «Энума элиш» одно из имен Мардука, «Агилима», определяет этого бога как создателя земли над водным пространством и устроителя небесной сферы. Более подробную информацию см. в статье «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 135:19,20. Сигон и Ог. См. коммент. к Пс. 134:11 . 136:2. На вербах. «Вербами», или «ивами», называют в переводах евфратский тополь – похожее на иву дерево с низко свисающими ветвями и гибким стволом, растущее по берегам не пересыхающих летом рек (таких, напр., как Евфрат в Вавилоне). Сведения об арфах см. в коммент. к Пс. 32:2 . 136:7. Действия сынов Едомовых. Это главная тема Книги Пророка Авдия, который обвиняет Эдом за преступления против Иуды. Этот народ, проживавший к югу и востоку от Мертвого моря, имел общие корни с израильтянами. Как и во взаимоотношениях между Иаковом и Исавом, родоначальниками этих народов, отношения Эдома и Израиля временами носили дружественный и союзнический характер ( Втор. 2:2–6 ; 4Цар. 3:9 ), а временами они становились заклятыми врагами ( Чис. 20:14–21 ; Ам. 1:11–15 ). Во времена ассирийского и вавилонского господства (734–586 гг. до н. э.) Эдом был вассальным государством. Вероятнее всего, жалоба Авдия на Эдом, равно как и обращение псалмопевца к Господу с призывом припомнить злодеяния Эдома, относятся к участию этого народа в окончательном разрушении Иерусалима и депортации его жителей вавилонским царем Навуходоносором в 587/586 г. до н. э. Вместе с тем необходимо отметить, что мы не располагаем точными сведениями о роли Эдома в этих событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010