Бог и пространство Другой богословской проблемой стала трансцендентность Бога. Ограничивается ли власть Ягве территориальными границами земли израильской? Возможно ли иметь общение с Ним, находясь в Вавилонии или в других землях, в которые судьба забросила иудеев? В допленную эпоху были распространены представления, согласно которым Ягве управлял только территорией, на которой жил Израиль. «Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь, Бог наш», — говорит царю аммонитскому Иеффай (Суд. 11, 24). На то, что данная проблема волновала переселенцев, указывает, в частности, текст 136-го псалма, написанный в Вавилоне: «При реках Вавилона мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе... Как нам петь песню Господню на земле чужой?» (Пс. 136, 1-4). Наиболее убедительный ответ на эти вопросы содержится в речах анонимного пророка, называемого часто Второисайей (более подробно о нем можно прочитать в статье «Неизвестный пророк», см. «ВЖ» 4, 2013 г. ), которые были зафиксированы в 40-55 главах книги Исайи. Второисайя проповедует о том, что Ягве является творцом неба и земли (Ис. 48, 13), и власть Его не имеет границ: «Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него. Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис. 40, 17-18). По этой причине Ягве может быть с Израилем и помогать ему везде, где бы тот ни находился: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя», — возвещает пророк от лица Бога (Ис. 43, 2). Ягве обещает вернуть Израиль в Землю Обетованную (Ис. 43, 5-7). Кроме того, пророк предсказывает, что в будущем и языческие народы познают Ягве как единого Бога (Ис. 45, 4-7). В проповеди Второисайи явственно виден переход от монолатрии (служение одному Богу при допущении существования других божеств) к монотеизму. В эпоху вавилонского плена происходит также пересмотр прежних представлений о функции иерусалимского Храма.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=54581

Е.А. Авдеенко Кафизма XIX Псалом 136 (137) входит в богослужения пред Великим постом. Пс.136:1,2             На реках Вавилона, там мы сидели 586 и плакали,                         когда вспоминали о Сионе.                   На ивах посреди него                         повесили мы лиры 587 наши. Это песнь плача лишенных родины и богослужения. Пленные сидят под небом; вместо стен храма – ивы (арава). «Ива ручья» – одно из деревьев праздника кущей, когда полагалось жить в шатрах и «веселиться»; вспоминали об исходе из рабства ( Лев.23:40 ). Смысл жеста (повесить лиры на ветви) был двойной: 1) не будет ни богослужения, ни веселья праздника кущей; ибо как его праздновать, будучи в рабстве (ст.4)? 2) Повесим лиры, чтобы не играть для поработителей (сл. стих). Пс.136:3             Ибо просили там пленившие нас – слов песен,                         и притеснители 588 наши – веселья:                         «спойте нам из песни Сиона». Все, что связано с «весельем» праздника кущей, больно ранит. Возможно, просьба (требование) песен и веселья было глумлением. Пс.136:7             Помяни, Господи, сынам Едома день Иерусалима,                         (когда) они говорили: «испорожняйте, испорожняйте [все] в нем от основания. «Помяни сынам Едома» – почему не вавилонянам-пленителям? Этому есть два объяснения. Во-первых, «Едом» (Исав) – близнец Иакова-Израиля. При жизни близнецы примирились; однако в Псалме вавилоняне названы «сыны Едома». Среди идумеян царская власть зародилась намного раньше, чем в Израиле (в Израиле – только после Исхода и эпохи Судей). «Сыны Едома» можно понимать как мощное царство – языческое. Пленные израильтяне хотят иметь своих царей в своей земле, вместо этого над ними – чужой царь в земле чужой. Во-вторых, и это главное, слово «Едем» имело другое символическое значение. В Псалме 83/82:7–9 описана военная коалиция против Израиля, первыми среди ее участников упоминаются родственники (Едом, Измаил, Моав, Агаряне, Гевал, Аммон, Амалик), затем соседи (Филистимляне и жители Тира). К этой коалиции примкнули Ассирийцы, но объясняется, что они были «мышцей для сынов Лота», Моавитян и Аммонитян ( Пс.83 /82:9). Почему же первым в коалиции упомянут Едом? – От такого близкого, как тот, кто вместе с тобой лежал в утробе матери, – именно от него исходит самая беспощадная вражда. Фарисеи и предатель Иуда ( Пс.55 /54:12 сл.) пришли из самых глубин церковной жизни. Подобное можно увидеть во всей церковной истории (см. Пс.83 /32:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

ЗАКОН Творец закона – Бог (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 334). Закон Божий – что есть Под именем закона Божия разумеются заповеди Божии, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам что делать, как-то: «уклонися зла и сотвори благо» ( Пс. 33, 15 ) (2:7). Закон Божий есть в Библии , слове Божием (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ , 890). Закон Божий дан в раю, затем Моисею Евангелие принес Христос Закон Божий, хотя прародителям нашим АДАМУ и ЕВЕ в РАИ дан, и написан был на СЕРДЦАХ их, но потом МОИСЕЮ святому на горе Синайской, на двух скрижалях от Бога написанный, предан, и чрез него всем людям объявлен, якоже о том пишется в книге Исхода ( Исх. 32 и 34). ЕВАНГЕЛИЕ же ХРИСТОС Сын Божий от недр Отца Своего небеснаго на землю принесл и проповедал (2:7). Закон на сердцах прародителей написан был, а писанный был дан Моисеем (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335). Закон был вложен в душу при творении, затем на двух скрижалех. Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, которым он мог все, что до должности его касается, знать и по тому поступать. Он по тому закону мог знать, в чем его состояла должность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом тот закон сей попортился, что едва малые следы его остались. Откуду воспоследовало, что люди вместо добра, зло избирали и тьмою неведения помрачены, пороки вместо добродетелей почитали. Чего ради милосердый Творец наш, по своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалех, которыя чрез Моисея, вернаго Своего раба, предал избранному Своему народу – Израилю, а по нем и всем народам и языкам (1:84–85). Закон и ПРОРОКИ были посланы для исправления человека Послан был к нему с небесе Божий «Закон»: но той обличал его только, и язвы его ему показывал, а не исцелял; смертию ему грозил, а не помогал. Посланы были «Пророки»: но и тии ничего не успели. Лежал бедный человеческий род неисцеленный: лежал ураненный, уязвленный, умученный, обезчещенный, обруганный от разбойника диавола! лежал «еле жив» ( Лк. 10, 30–32 ) (4:136).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ [греч. ψυχοσββατα - субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы , посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение ) всех без исключения усопших правосл. христиан. Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую - поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода - перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года - период пения Триоди. В Типиконе Великой ц . IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 - так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b - 25. В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия» ; на утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа    (  ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет).

http://pravenc.ru/text/155486.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЛИЛУИЯ [евр.     hy +  ,  - восхваляйте Господа], торжественная литургическая аккламация , содержащая две первых буквы (  ) Имени Божия . Авторы 1 Пар возводят возникновение богослужебного употребления А. ко времени царя Давида (1 Пар 16. 36), когда А. (вместе с Аминь ) служило ответом народа на пение псалма. Изначально А. возглашалась, видимо, возглавлявшим общественную молитву, к-рый тем самым призывал народ воздать хвалу Господу (Пс 113. 1; 117. 1; 135. 1, 3; 148. 1-4; 150). В ВЗ встречаются похожие призывы: «пойте», «благодарите» Господа (Пс 32. 2-3; 96. 1-2; 105. 1-3; 135. 1-3; 149. 1). Аллилуия. Припев к антифонам служб по Типикону Великой церкви. Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. Хлуд. 29д. Л. 75 об.) Аллилуия. Припев к антифонам служб по Типикону Великой церкви. Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. Хлуд. 29д. Л. 75 об.) Собравшиеся на богослужение отвечали на это исполнением гимна. Четкое литургическое деление на призыв предстоятеля и хвалебное песнопение народа сохранилось в нек-рых текстах: Исх 15. 21; Пс 136. Позже формула «А.» становится независимой и может встречаться в конце псалма (22. 24; 104. 35; 105. 45; 106. 48 и др.), превращаясь, т. о., в хвалебное песнопение общины. Так аккламация «А.» наряду с «благословите Господа», «Аминь», «Осанна» получила важное место в иудейском богослужении . В неканонических книгах (Тов 13. 18; 3 Макк 7. 13) впервые встречается греч. транслитерация выражения «А.» (всего в Септуагинте - ок. 20 раз, всегда в начале текста, как призыв к общине), оставшегося непереведенным (греч. λληλοα, лат. alleluia, церковнослав.  ). 4 раза А. как часть более сложной аккламации встречается в Откр 19 (ст. 1-6) при изображении небесного благодарственного богослужения за поражение «великой блудницы». В ст. 5 А. переводится: «Хвалите Бога нашего». В тексте древнейшей слав. Псалтири, обнаруженной при раскопках в Новгороде в 2000 г. и датируемой не позднее 1030 г., слово «А.» переведено в указаниях после псалма: «Пойте славу Господу по два раза» (что можно понимать как указание «сугубить» А.- см. ниже).

http://pravenc.ru/text/ Аллилуия .html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ [греч. γ τς παγγελας], библейское наименование (Евр 11. 9) земли (на территории Ханаана ), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам - народу Израиля, к-рую они получили после исхода из Египта (см. также ст. Израиль древний ). Во мн. языки мира это выражение вошло в переносном значении - как указание на страну, место, куда кто-нибудь очень стремится попасть. В рус. библейских текстах словом «земля» обычно переводятся евр. слова   и  . Обозначение «З. о.», верно выражающее основные богословские идеи библейского текста, не имеет в ВЗ точных соответствий (встречается выражение «святая земля» (    ) (Зах 2. 12; 2 Макк 1. 7; ср.: Исх 3. 5)). В тех местах библейского текста, где в рус. переводе говорится, что Бог дает обетование о земле, т. о. обычно передается выражение «Бог сказал» (    ). Кроме того, Бог клянется (  ) привести Израиль в эту землю (  ) или дать (  ) ее Израилю. Отношение Израиля к этой земле выражается именами «удел» (  ) (Числ 26. 52-56; Нав 11. 23; 13. 7-8 и др.), «владение» (  ) (Лев 14. 34; Втор 32. 49) и «место покоя» (  ) (Втор 12. 9; ср.: 25. 19) наряду с соответствующими глагольными формами. Границы этой территории в ВЗ точно не устанавливаются. Наиболее обширны они в обетовании Быт 15. 18: «...от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», но в большинстве др. мест сказано только, что это «земля Хананеев» (Исх 3. 17; Числ 34. 2) или «Аморреев» (Втор 1. 7), т. е. З. о. включает и территорию восточнее Иордана (ср.: Числ 32. 1 слл.; Втор 2. 24 слл.; Нав 13. 8-33; 22; Пс 135. 11-12; 136. 19-22). Исход из Египта. Переход через Чермное море. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. XVI в. (РГБ. Ф. 173. 2. Л. 57) Исход из Египта. Переход через Чермное море. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. XVI в. (РГБ. Ф. 173. 2. Л. 57) Эта земля принадлежит Яхве. Она называется Его «наследием, уделом» (  ) (1 Цар 26.

http://pravenc.ru/text/Земля ...

Израиль вышел из семени Авраама, поэтому в истории Израиля и его символике тоже находят отражение Адамовы мотивы. Наиболее примечательные из них сконцентрированы вокруг связи между Едемом и святыней Израиля. Золото и оникс Едема присутствуют в скинии, где золота очень много, а на камнях оникса вырезаны имена сынов Израиля ( Исх.28:9–12 ; ср. Исх.25:7 ). Дерево жизни символизируется ветвистым светильником с цветами ( Исх.25:31–40 ). На деревянных стенах и дверях храма Соломона вырезаны изображения растений – пальм и цветов ( 3Цар.6:29–35 ), и их изобилие создает впечатление сада, в котором проводят службу священники (ср. Пс.51:10; 91:13–15 ). Во внешнем дворе столбы и «море» украшены лилиями, гранатами и подобиями огурцов ( 3Цар.7:18–22, 24, 26 ). Во внутренних помещениях изображений животных нет, но во внешнем дворе множество настоящих животных для жертвоприношений, есть также символические художественные образы волов и львов ( 3Цар.7:25, 29, 36 ). Во внутренних помещениях среди пальм и цветов, на покрывалах и на завесе скинии изображены херувимы ( Исх.26:1, 31; 36:8, 35 ), херувимы с распростертыми крыльями помещены также над ковчегом завета ( Исх.25:18–22 ; 3Цар.6:23–28 ). Их присутствие напоминает о стражах, поставленных у восточного входа в Едемский сад ( Быт.3:24 ; ср. Иез.28:14 ), а их облик, представление о котором можно получить из других текстов ( Иез.10 ) и из древнего ближневосточного искусства, являет собой сочетание черт животного (льва, иногда быка), птицы (орла) и человека. Существует мнение, что установленное Соломоном литое «море» с водой ( 3Цар.7:23–26 ) символизирует водный источник Едема, питавший четыре основные реки. Хотя этот медный резервуар совершенно очевидно служил практическим целям во время служб в храме, достаточно оснований предполагать, что в, соответствии с древней ближневосточной мифологией, он символизировал воды хаоса, которые Яхве смирил и теперь направил питать землю (см. Keel, 136–138, 142–143). Это в сочетании с обрядовым значением реки Гихон (Гион) у подножия горы Сион (ср. Быт.2:13 ; 3Цар.1:33, 38, 45 ; 2Пар.32:30; 33:14 ) послужило основанием для появления образа реки в Псалтири ( Пс.45:5; 73:13–15 ), связанного с Сионом и храмом. Подобно тому как в видении Иезекииля из-под эсхатологического храма в трех направлениях истекает мощный поток ( Иез.47:1–12 ; ср. Зах.14:8 ; Отк.22:1–2 ), эта река на всем своем пути на восток питает растительность и все живое. Наконец, вход в иерусалимский храм, в его внутренние дворы и двери в его помещения расположены с восточной стороны, напоминая о саде Едема.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

                        вселил в темноту, как мертвых навек. «Преследует душу» – может означать охоту за жизнью. В невидимой брани – это выслеживанеи помыслов. «Сокрушил» – глагол часто передает окончательное поражение ( Пс.89 /88:11). «До земли» – до могилы. «Вселил» – также: посадил. «В темноту» – зд.: «темные» места преисподней, «темноты» ( Пс.88 /87:7,19). «Мертвые навек» – может относиться к тем, кому нет избавления навек, тогда это – мертвецы Аваддона. Если молящийся прикоснулся к этим «темнотам», то это – запредельный ужас. Пс.142:9             Избавь меня от врагов моих, Господи,                         в Тебе сокроюсь 614 . «Время браней есть время делания. И когда она усиливается, укрепляйся и ты, взывая: «изми мя от враг моих " » (прп. Варсонофий Великий). Пс.142:12             И милостью Твоею повергни врагов моих,                         и погуби всех враждующих на душу мою,                         ибо я – раб Твой. «Милостью повергни… погуби» – милость Божья не погубляет, но, встречаясь с ней, человек гибнет сам от себя (как погибнет блудница Вавилонская) 615 , в этом смысле можно сказать, что благодать может действовать разрушительно, а «истина Божия – повергать» (см. Пс.54 /53:7), «слава Божья» – отяжелять, ожесточать и надмевать ( Пс.3:4 ). Всё, смотря по сердцу человека. Так вода в Потопе одних потопила, а ковчег – подняла. Враги «враждуют на душу», а не на имение или власть; враждуют на того, кто Божий («я раб Твой»). В религиозной и церковной жизни есть обязательное деление на тех, кто Божий, а кто – нет. Если нет поляризации в духе, то нет и религиозной жизни. В постхристианском мире – все протекает мирно и ровно… 590 См.: Трагическая проблема жизни и сердце-френ у Эсхила//Современная классическая гимназия. 1990–2005. 591 Следует иметь в виду, что еврейское гемул «воздаяние, возмездие» (ср. Пс.94 /93:2) может означать просто «дело»: «дело рук человека возвращается ему» ( Притч.12:14 ). В библейском мировоззрении преступление уже есть наказание: «дело» (гемул) грешника уже есть «возмездие» (гемул) за грех – дело есть дело, дело есть оно само. В Псалме 28/27:4 и в Псалме 137/136:8,9 содержится прошение: пусть настанет то, что по Божьей правде уже есть. Сейчас его нет… Но пусть настанет. «Пусть впадут в собственные козни те, которые устрояюти их другим» (блж. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Из перечня врагов узнаем, что ядром коалиции были Моавитяне и Аммонитяне (сыны Лота), а ее силой – Ассирийцы. Но почему-то первым (ст.7) был назван Едом (Идумея) – брат-близнец Иакова-Израиля, – а он не был ни «ядром» коалиции, ни ее военной силой. «Едом» – это как бы знамя. От кого исходит самая беспощадная вражда? От такого близкого, как твой брат (для Авеля – Каин), как твой брат-близнец – кто вместе с тобой лежал в утробе матери… В этом смысле «Едом» – символ. Этим именем даже был назван беспощадный пленитель, совершенно чужеродный Вавилон: «помяни, Господи, сынам Едома день Иерусалима, когда они говорили: испорожняйте, испорожняйте [все] в нем от основания ( Пс.137 /136:7). Среди кого нужно искать самых лютых врагов Церкви? Среди самых близких и родных по духу. Именно таким был апостол Иуда-предатель. О нем сказано в Псалме: «не враг поносит меня, [это] бы я перенес… но ты – человек из тех же, что я, друг мой и знаемый мной» ( Пс.55 /54:13,14). В Древнем Израиле от благочестия родилось предательство (фарисеев), в нарождающейся Церкви Нового Завета предательство произошло из самого близкого круга – к нему искренно принадлежал Иуда. Такого же предательства нужно ожидать и ныне, также и впредь. Пс.82:10,11             Сделай им, как Мадиаму, как Сисаре,                         как Иавину при потоке Киссона,                   они истреблены при Аендоре,                         стали навозом 444 для земли. Войска Мадиама, Сисары и Иавина были истреблены почти безоружными отрядами израильтян под предводительством Гедеона, победившего Мадиама, и Варака, победившего Сисару, полководца царя Иавина (см. Суд.7:1 ц.-слав.; Суд.4:2 ц.-слав.). Бой при Аендоре в Писании не упоминаетсяю Итак, на народ Церкви идут силы, которые:   «подняли голову» (ст.3) и подготовили общественное мнение (создали необходимый «шум»);   взяли начало от предательства близких («Едом»);   через заговор развились в широкую коалицию, сплоченную изнутри («сыны Лота»);   а она получила помощь мировой финансовой системы («Тир»);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Но и до сих пор, как всегда, св. гора более следует в богослужении неписанным традициям; посему службой здесь руководит не столько Типикон, сколько типикарь (почетнейшее лицо в монастыре), в трудный случаях – совет типикарей (Дмитриевский А. «Святогорский (афонский) Типикон», Руков. для сельск. паст. 1897 г. (1), 3, 4, 5.    Издан в рус. пер. у Кекелидзе, Литург грузин. пам. 313350; ср. 509—510.    В России есть еще греч. ркп. в Моск. Рум Муз. собр. Нарова 74/385, Синод библ. 487 XV в., 427 XV-XVI в., 379 XVI в. В заграничных библиотеках есть несколько рукописей по предположения XIII в., но б.ч. XIV-XVI в.     Мансветов, Церк. Уст. 192.    Издавался в греч. старо-печатных Требниках, откуда издали Goar Εχ. 1 sq., Migne, Patrol. s. gr. t. 154, col. 745.    Подлинник Никод. Тип. в Белград. Публ. библ. 6.    Подлин. в Берлин. Публ. библ.    Таковы напр, в ркп. Моск. Румянц. Муз. Сев. собр. 1458 – 1381 г. и Имп. Публ. библ. 93. Последний предназначался для Дечанского мон. (на р. Быстрице у Призрена в м. Дечаны), основанного в 1335 г. кралем Стефаном III Урошем в благодарность за победу над болгарами и устроенного по образце К-польск. Пандократорского мон. (Гильфердинг, Собр. соч. Спб. 1868, III, 128—136).    (Павлов А.) Русская историческая библиотека VI, I. Спб. 1880, 6 и 12.    Там же 48.    Оба сохранились м.б. в автографах св. Киприана — первый в библ. Моск. Дух. Акад., второй в моск. Синод библ. 601 (344).    Подлинник не сохранился; списки Спб. Имп. Публ. библ. F 25 из собр. Толстого 1409 г., Моск Румянц. Муз 445 от 1428 г. и др.; все д.б. переработанные.    Древнейшие ркп. Моск. Синод. библ. 331/387 оба нач. XV в., XV в. Из позднейших замечателен Устав окозрительный Геннадия арх. Новгородского (XIV в.) в ркп. XVII в. Моск. Син. библ. 953/395.    Впрочем, в греч. ркп. Иерус. Тип. и даже печат. изданиях его XVI в. есть замечание, составляющее отголосок особого исполнения по Студ.-Ал. Уставу 1-й славы 19 кафисмы, т.е. пс. 134—136, 3-й славы 20 каф., т.е. пс. 148—150, и 2-й славы 7-й каф., т.е. пс. 49 и 50 (см. выше, стр. 405): «нужно знать, что во все пятницы, когда случается Бог Господь, поем полиелей с аллилуиариями его неизменно на глас дня; если же случается аллилуиа, поется просто..., и 49 пс. поем всегда на глас 6, как и последний антифон «Хвалите Господа с небес» (148—150); если Бог Господь, то на пс. 149 меняется напев, а на 150 пс. говорим Слава Отцу...» (Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 13 об. и др.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010