Между прочими служба 21 декабря Петру митрополиту (163–170). Оглавление служб (1–2) соответствует тексту. На лл. 326–339 служба Усекновению глав Иоанна Предтечи та же, что и на лл. 283 об.–300. 821. Сборник служб русским святым , в лист, 288 лл., без конца, полууставом XVI–XVII вв. в поврежденном дощатом с кожею переплете. Нет одного листа между 282 и 283 листами. Порваны с ущербом для текста листы: 1 (очень загрязнен), 71–75, 85, 156, 239–245, 251, 263–265, 284–288. Чистые листы: 41а, 416 и 41в. На лл. 3 об.–5 приписка скорописью: «Книга церковная Бориса и Глеба». Службы русским святым: 1) 2 марта – Арсению Тверскому (1–11); 2) 11 марта – Евфимию Новгородскому (11 об.–16) ; 3) 17 марта – Макарию Калязинскому (16–27); 4) 31 марта – Ионе митрополиту (27–41 об.); 5) 26 апреля – Стефану Пермскому (42–51); 6) 1 мая – Пафнутию Боровекому (51–65 об.); 7) 2 мая – Борису и Глебу (65–75 об.); 8) 3 мая – Феодосию Печерскому (76–87 об.); 9) 7 мая – Антонию Печерскому (88–101 об.); 10) 14 мая – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (122–132); 11) 15 мая – Исаии Ростовскому (133–143); 12) 20 мая – Алексию митрополиту (143–155); 13) 21 мая – князю Муромскому Константину и чадам его: Михаилу и Феодору (155–162); 14) 23 мая – Леонтию Ростовскому (162–173); 15) 26 мая – Никите етолпнику Переяславскому (174–178); 16) 28 мая – Игнатию Ростовскому (179–183 об.); 17) 1 июня – Дионисию Глушицкому (184–192); 18) 9 июня – Кириллу Белозерскому (193–206 об.); 19) 25 июня – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (207– 219 об.); 20) 27 июня (июля?) – Николаю Кочанову юродивому Христа ради Новгородскому (220–229 об.); 21) 15 июля – равноапостольному князю Владимиру (230–236 об.); 22) 24 июля – Борису и Глебу (237–245), отличная от предыдущей; 23) 24 августа – Петру митрополиту (245–257 об.); 24) 26 августа – Сретению иконы Владимирския Божия Матери (258–270); 25) 30 августа – Александру Свирскому (271–288 об.), без конца. Кроме служб русским святым в сборнике находятся две службы Николаю чудотворцу – под 6 декабря и 9 мая (102–121).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии IV-VIII вв. Л., 1976. 229 с. 43. Мажуга В.И. Королевская власть и церковь во Франкском государстве VI в.//Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI – XVII вв.). Л., 1990. С. 46–67. 44. Мажуга В.И. «Pactum» как полюбовное соглашение и его роль в истории римского обязательственного права//К 500-летию судебника 1497 г./Под ред. И.Я. Фроянова. СПб, 2003. С. 343–367. 45. Марей А.В. Iniuria в системе частных римских деликтов. D. 47.10: проблемы перевода и интерпретации/Дигесты Юстиниана. Т. 8. Статьи и указатели/Отв. ред. Л.Л. Кофанова. М., 2006. С. 160–169. 46. Марей А.В. Proditio – traditio – traicion: от Древнего Рима до кодификации Альфонсо X Мудрого//Ius antiquum. Древнее право. 2007 2 (20). С. 186–196. 47. Марей А.В. Язык права средневековой Испании. От Законов XII Таблиц до Семи Партид. М„ 2008. 226 с. 48. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М., 1998. 327 с. 49. Новгородцев П. Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба (1896 г.)//Немецкая историческая школа права. Челябинск, 2010. С. 1–226. 50. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика. М„ 1956. 131 с. 51. Петрова М.С. Грамматическая наука в поздней античности и в средние века//Диалог со временем. 1999. С. 295–305. 52. Петрова М.С. Просопография как специальная историческая дисцилина (на примере авторов Поздней Античности). Макробий Феодосий и Марциан Капелла. СПб., 2004. 230 с. 53. Покровский И. А. История римского права. СПб., 1999. 532 с. 54. Пономарева Л.В. Испанский католицизм XX века. М., 1989. 288 с. 55. Репина Л.П. От «истории одной жизни» к «персональной истории»//История через личность. Историческая биография сегодня./Под ред. Л.П. Репиной. М., 2005. С. 55–74. 56. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2008. 288 с. 57. Томпсон Э.А. Римляне и варвары./Пер. с англ. Т. О. Пономаревой./Под ред. М. Е. Килуновской. СПб., 2003. 288 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

389 Определяя в другом месте, кто должен принимать исповедь иноческих грехов, св. Василий Великий пишет: «Грехи необходимо исповедовать пред теми, кому вверено домостроительство Таин Божиих» (τος πεπιστευμνοις τν οκονομαν τν μυστηρων το θεο ξομολογεσθαι τ μαρτματα) (Правила, кратко изложенные. Вопрос 288. Ibid. Col. 1284; рус. пер.: Т. V. С. 329). Но нельзя здесь разуметь исповедь перед лицом иерархического сана, хотя слова: «Кому вверено домостроительство…», заимствованные из 1 Послания к Коринфянам (4:1), прилагаются там к апостолам. Св. Василий Великий употребляет этот текст и в другом месте (Там же. Вопрос 184. Ibid. Col. 1205; рус. пер.: С. 276–277), но применяет их к монастырским властям, делающим выговоры братии, т. е. отправляющим не сакраментальную, а дисциплинарную обязанность. С другой стороны, на вопрос кому именно следует открывать свои недозволенные поступки, параллельный 288-му, святой отец отвечает: «Как телесные немощи люди открывают не всем и не первому встретившемуся, а только искусным в уврачевании их, так и обнаружение грехов должно быть перед способными уврачевать их по писаному: вы силънии немощи немощных носите ( Рим. 15:1 ), т. е. устраняйте своим тщанием», (Там же. Вопр. 229. Ibid. Col. 1236; рус. пер.: С. 295–296). Таким образом, в данном 288-м вопросе разумеются только более опытные из братии, а не представители иерархии. Ведя речь об исповеди по правилам св. Василия Великого , мы не называем второго вида предписанной им исповеди тайной, а только частной, руководясь тем, что у него нет предписаний о хранении тайны исповеди, и не известно, стояли он за это. При составлении данного отдела мы руководились отчасти кн.: οΙ К. Enthusiasmus… S. 261–268. 391 Преп. Пахомий предписывал смотрителям домов доносить на подчиненных, наказывал их за молчание и потворство греху, но это когда дело шло о важном нарушении монашеского устава. См.: Казанский П.  С. История монашества. Т. I. С. 133. В Номоканоне Иоанна Постника читаем: γνοσα τινς κρυπτν μρτημα κα μ φανερσασα τοτο τ πρωεστοσ τ αυτ (διπλν) χετω πιτιμον τ διαπραττομν τ μρτημα.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Толстой Михаил Владимирович (1812–1896) — граф; автор работ по истории церкви и древнерусского искусства; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 266 Толстой Федор Петрович (1783–1873) — граф; скульптор, медальер — 196 Трапезников — речь идет об одном из известных иркутских купцов, богачей: Сергее Константиновиче или Константине Константиновиче — 287, 288 Третьяков Сергей Михайлович (1834–1892) — купец, московский купеческий голова (1877–1881); коллекционер картин — 246, 248, 291, 293 Трофимовский Дмитрий Семенович, московский врач гомеопат — 267 Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883) — писатель — 293, 294 Тюляев Анисим Пименович — почетный гражданин; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 98, 243, 288 Тюляев Иван Анисимович — почетный гражданин; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); сын А. П. Тюляева — 288 Тюлеев Онисим — см. Тюляеев А. П. Тютчева Екатерина Федоровна (1835–1882) — фрейлина при Дворе императрицы Марии Александровны; дочь поэта Ф. И. Тютчева — 256, 257, 275 Унковский Иван Семенович (1822–1886) — адмирал, сенатор; председательствующий в Московском опекунском совете (см.: Истомин В. К. Адмирал Иван Семенович Унковский: Воспоминания. М., 1910) — 256 Устинский, студент — Устьинский Александр Петрович — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1882); позже — учитель Петрозаводского Духовного училища, протоиерей при Новгородском десятинском женском монастыре (в 1900–х гг.) — 104 Ушаковы, монастырские матушки, знакомые отца Николая — 187, 211 Фамицин — Фаминцын Андрей Сергеевич (1835–1918) — профессор Петербургского университета; ботаник, физиолог, академик — 168 Федор, отец — см. Быстров Ф. Н. Федор Иванович — см. Иордан Ф. И. Федор Николаевич — см. Быстров Ф. Н. Феодор Алексеевич (1661–1682) — русский царь (с 1676 г.) — 287, 306 Феодор Тирон (новобранец) (? –306) — святой великомученик; проповедник Христа среди воинов, сжег храм Кибелы, за что принял муки и был сожжен — 176, 206, 207 Феодорит, архимандрит Афонский — 136, 167, 208, 218, 219, 224

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Первый после 1928 г. молебен среди руин монастыря был совершен 1 августа 1990 г. еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым). 25 марта 1991 г. весь комплекс монастыря был передан Костромской епархии РПЦ и началось его возрождение. 1 августа 1991 г., в день памяти прп. Авраамия, еп. Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в монастыре после 60-летнего перерыва. При наместнике обители игум. (с 3 мая 1994 архим.) Никандре (Анпилогове) в апреле 1992 г. был восстановлен надвратный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца, 22 мая 1992 г. в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти прп. Авраамия 1 авг. 1992 г. на звонницу был поднят колокол, а 1 августа 1993 г. еп. Александром освящен теплый Покровский собор. В мае 1993 г. найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горой близ озера, и над ним поставлена новая часовня. В октябре 1993 г. на восстановленную колокольню был укреплен крест, а в апреле 1994 г. освящены и подняты колокола. 6 июня 1995 г. архиеп. Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделом во имя прор. Илии. В 1997 г. в память о Дж. Лермонте и его потомках в обители была возведена деревянная часовня. Основными святынями обители являются мощи прп. Авраамия, находящиеся под спудом, вскрытия их в советское время не было; крест от его вериг, выставленный в Покровском соборе. Покров от раки преподобного до 1993 г. находился в Успенском храме г. Чухломы, в 1993 г. помещен в Авраамиево-Городецкий монастырь над новой ракой. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» после закрытия обители исчезла. В настоящее время особо почитается точная копия с иконы «Умиление», обретенная при восстановлении монастыря, а также поясной образ прп. Авраамия с иконой «Умиление» в руках. Среди святынь Авраамиево-Городецкого монастыря - частицы мощей свт. Иннокентия (Вениаминова) Иркутского, свт. Гурия Казанского, свт. Никиты Новгородского. Священноархимандритом монастыряря является архиеп. Костромской и Галичский Александр, наместником - архим. Никандр (Анпилогов). К 2000 г. в обители было 40 чел. братии.

http://sobory.ru/article/?object=00158

1. Загрязнение окружающей среды, в том числе атмосферы и Мирового океана. – 1985, 10, 47. 2. Отрицательные последствия греховной деятельности человека в мире. – 1985, 10, 48. 7525. ПИМЕН, патр. Проблемы мира и разоружения: “литургия после Литургии”. Ядерная угроза, загрязнение окружающей среды, экология: от знания к сознанию. – 1988, 6, 51. 7526. САМСОНОВ И. Современный экологический кризис в свете библейско-христианского мировосприятия. – 1988, 11, 50. 7527. ПАРМЕНОВ А. Христианская ответственность за окружающий мир. – 1989, 3, 48. 7528. “ИНИЦИАТИВА Дубровника”. “Круглый стол” ЮНЕСКО по проблемам глобальной энергетики. – 1991, 2, 52. 7529. К ДНЮ защиты окружающей среды: 1. Послание Святейшего Патриарха Вселенского Димитрия к Дню защиты окружающей среды. – 1990, 4, 48. 2. Дамаскин, митр. Человек и окружающая среда. – 1990, 4, 49. 3. Его же. Экологическая проблема: ее позитивный и негативный аспект. – 1990, 4, 50. 7530. ГЛОБАЛЬНЫЙ форум по проблемам окружающей среды и развития в целях выживания: 1. Послание Святейшего Патриарха Пимена участникам Глобального форума. – 1990, 6, 49. 2. Московская декларация. – 1990, 6, 50. 3. Сидорина И. Обращение к человеческой совести. – 1990, 6, 51. 7531. ОВСЯННИКОВ В. Духовный аспект проблем глобальной энергетики. – 1991, 2, 52. 7532. КИРИЛЛ, митр. К экологии духа. (Доклад, прочитанный на Европейской экуменической ассамблее “Мир и справедливость”. (Базель, 15–21 мая 1989 года). – 1991, 5, 51; 6, 51. Миротворчество и наука 7533. БИОТЕХНОЛОГИЯ. Вызов Церквам и обществу. – 1990, 12, 53. 11. Библиография 7534. КИСЕЛЬ В. Житие Преподобного Сергия Радонежского в русской агиографии (библиографический очерк). – 1993, 1, 97; 2, 100. 7535. АНТОНОВ М. Всему миру свет. (Обзор литературы, вышедшей к 600-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского). – 1993, 5, 107. 7536. КРУГ чтения. – 1993, 5, 112. 7537. КРАВЕЦКИЙ А. О достоверности Предания. (По поводу книги “Чин и устав, како подобает приимати приходящих от жидов к правой вере христианской”. СПб., 1993).1993, 8, 108.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 мая 1993 г., в Неделю жен-мироносиц, замироточили несколько икон в московском храме святителя Николая в Кузнецах. Затем в течение года миро появлялось на многих иконах этой церкви, в том числе — на старинном чудотворном образе Матери Божией “Утоли моя печали” (Православная беседа. 1997. 1. С. 10). В тропаре праздника этой иконе верующие обращаются к Пречистой Деве: “Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли, Ты бо человеком болезни отгоняеши и грешных скорби разрушаеши. Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево”. Успенский Трифонов монастырь в городе Вятке возвращен церкви в 1991 г., и ныне вновь теплятся свечи у раки преп. Трифона, Вятского чудотворца. На святом источнике, где ему явилась Матерь Божия, сооружена надкладезная часовня. Весной 1993 г. неподалеку от обители работники лодочной станции обнаружили на прибрежном песке писанный на доске старинный образ св. Трифона, принесенный течением Вятки, вода которой показалась некогда преподобному “яко мед, сладка”. Явленный образ, на котором угодник Божий изображен со сложенными в молитвенном благословении перстами и свитком в левой руке, передан в Вятскую епархию (Вятский епархиальный вестник 1994. 3. С. 3). “О предивный и богоносный отче наш Трифоне! — взывает в молитве к нему Церковь. — Страждущую страну нашу Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит Престол православных Царей”… Грозные знаки 18 апреля 1993 года праздник Светлого Христова Воскресения не был, как обычно, тихим и радостно-просветленным. Над Петербургом в этот день разразилась небывалой силы гроза с ураганным ветром и градом. В клубящихся черных тучах и раскатах грома виделся грозный знак… Новые знамения Божии, посылаемые для укрепления нашей веры и покаяния во время смуты, были явлены в трагические дни осени 1993 года. “20 сентября в Москве, в храме св. Иоанна Предтечи, за день до заявления Б. Н. Ельцина о роспуске Верховного Совета России, замироточили две иконы: св. великомученика Пантелеимона и святителя Иоасафа, епископа Белгородского. На второй иконе святое миро стекало с креста… По мнению многих верующих, это может означать приближение грозных судьбоносных событий в русской истории” (Благовест: Православная газета. Самара. 1993. 13. С. 1).

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

24. Каледа Г. , прот. Задачи, формы и структуры катехизации в Русской Православной Церкви в современных условиях. – Путь Православия. 1. М.,1993, сс. 19–32. 25. Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви. Т.1. – М., 1991. 26. Киприан (Керн) , архим. Православное пастырское служение. – СПб.,1996. 27. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. – Париж, 1947. 28. Кирилл (Гундяев), митр. Рождественское интервью. – Аргументы и факты. 1–2., 1998, с. 3. 29. Лосский Вл. Догматическое богословие. – Киев, 1991. 30. Любый Ф., свящ. Сравнительный анализ чина оглашения и крещения в древней Руси и чинопоследования оглашения и крещения в настоящее время. – ЛДА,1989, (машинопись). 31. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. – Вильнюс-Москва, 1992. 32. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. В помощь при совершении общественного Богослужения. – Путь Православия. 1., 1993, сс. 33–86. 33. Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. – СПб., 1881. 34. Соловьев Вл. Догматическое развитие Церкви. – BIBLIOTHEQUE SLAVE DE PARIS COLLECTION SIMVOL 5, 1994. 35. Соловьев Вл. Оправдание добра. Собрание сочинений. T.VII. – СПб., 1909. 36. Тростников В. Понимаем ли мы Евангелие. – М., 1997. 37. Фома Кемпийский. О подражании Христу . – СПб., 1847. 38. Цветник Духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. – М., 1909. 39. Шмеман А. , прот. Водою и Духом. – М., 1993. 40. Шмеман А., прот. Таинство верных. – Вестн. РХД. 114, 1974, сс. 13–28. Примечания Ср.: Шмеман А., прот. Водою и Духом. М., 1993, с.48. Ср.: Лосский Вл. Догматическое богословие. Киев, 1991, с.335. Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. М., 1993, с.80. Ср.: Соловьев Вл. Догматическое развитие Церкви. – BIBLIOTHEQUE SLAVE DE PARIS COLLECTION SIMVOL 5, 1994, с.36. Ср.толкование таких крещений Тертуллианом : Тертуллиан. О Крещении. – В: Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994, с.103. См.: Асмус В. свящ., Дунаев А.Г. Предисловие к: Учение двенадцати Апостолов. Рига, 1992, с.12.

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

Кончина Мстислава поставила перед обеими группировками автокефалистов вопрос о его преемнике, что неминуемо приводило к появлению 2 новых «патриархов Киевских». В УАПЦ, возрожденной после смерти Скрыпника, «патриархом» стал один из зачинателей автокефалистского раскола кон. 80-х гг. XX в. львовский прот. Владимир Ярема (пострижен в монашество с именем Димитрий). 7 сент. 1993 г. «Второй поместный собор УАПЦ» избрал Димитрия «патриархом Киевским» и главой УАПЦ. Но несмотря на стремление Филарета стать «патриархом», в рядах УПЦ КП образовалась значительная партия противников его избрания. Они понимали, что Филарет необходим УПЦ КП как гарант благоприятного отношения к ней со стороны властей, но вместе с тем полагали, что его избрание на «патриаршество» оттолкнет многих от раскола. Эта группа лиц была склонна избрать «патриархом» какого-то иного деятеля, но при этом соглашалась сохранить реальную власть в УПЦ КП за Филаретом. Оппозицию Филарету в УПЦ КП возглавил Антоний (Масендич). Несмотря на поддержку депутатов Верховной Рады и председателя Совета по делам религий Зинченко, Филарет не смог стать «патриаршим местоблюстителем» и согласился на избрание таковым 14 июня 1993 г. Владимира Романюка. Выборы нового «патриарха» УПЦ КП были отложены до осени. 21-24 окт. 1993 г. в Киеве состоялся новый собор УПЦ КП. На соборе народные депутаты Поровский, Червоный и Скорик требовали избрания Филарета «патриархом». В знак протеста Антоний и неск. др. «архиереев» УПЦ КП покинули собор. Эта акция подействовала, и 23 окт. 1993 г. «патриархом Киевским» был избран «местоблюститель» Владимир Романюк. Филарет же по-прежнему остался «Блаженнейшим митрополитом Киевским» и «заместителем патриарха Киевского и всея Руси-Украины». Свящ. Синод РПЦ отозвался на возникновение 2 раскольничьих «патриархатов» постановлениями, которые были приняты на заседании 1 нояб. 1993 г. Синод определил считать избрания обоих «Киевских патриархов» самочинными, а лиц, дерзнувших незаконно присвоить патриарший сан, святотатцами, принявшими смертный грех на души.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Вол. акты – Вологодские акты, 1500–1684//ЛЗАК. 1864 год. СПб., 1865. Вып. 3. С. 120–121. Володихин 1993 – Володихин Д.М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII века. М., 1993. Воробьёв 1893 – Воробьев Г.А. Паисий Лигарид//РА. 1893. Кн. 1. С. 1–31. Воробьёва 2004 – Воробьёва Н.В. Протопоп Аввакум и апостол Павел: проблемы заимствований и идентификации//Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Тольятти. 2004. Ч. 3. Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы. С. 391–397. Воробьёва 2003 – Воробьёва Н.В. «Возражение или разорение смиренного Никона, Божией милостью патриарха...» в историографической традиции//Человек верующий в культуре Древней Руси: Материалы международной конференции (5–6 декабря 2005 г.). СПб., 2005. С. 63–72. Востоков 1842 – Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума, составленное Александром Востоковым. СПб., 1842. Временник 1852 – Расходная книга митрополита Новгородского Никона во время поездки его в Москву и в Соловецкий монастырь в 7160 году//Временник Императорского Московского ОИДР. М., 1852. Кн. 13. Материалы. С. 1–62. h7 Г Г-в 1876 – С. Г-в. Книги, цитируемые в произведениях Петра Могилы и людей, работавших под его непосредственным наблюдением и руководством//Киевские епархиальные ведомости. 1876. 9. С. 302–303. Гардзанити 1999 – Марчелло Гардзанити. Евангели в Slavia Ortodoxa//Монастырская культура 1999. С. 18–30. Гардзанити 2003 – Гардзанити М. Библия и экзегеза в России XVI века. Новая интерпретация «Послания» старца псковского Елеазаровского монастыря Филофея дьяку Мисюрю Григорьевичу Мунехину//Славяноведение. 2003. 2. С. 24–35. Гаспаров 1987 – Гаспаров М.Л. Центон//ЛЭС. С. 492. Геллей 2004 – Генри Геллей. Библейский справочник. СПб., 2004. Герасимова 1993 – Герасимова Н.М. Поэтика «Жития» протопопа Аввкума: Учебное пособие. СПб., 1993. Герасимова 1993а – Герасимова Н.М. О поэтике цитат в «Житии» протопопа Аввакума//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 314–318. Гиббенет 1, 2 – Историческое исследование дела патриарха Никона /Составил по официальным документам Н. Гиббенет. СПб., 1882–1884. Ч. 1, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010