Не стужайте убо, братья, через всю жизнь доброе творяще ( 2Фес.3:13 ). Аминь! Беседа XXVII. О том, что пречистое тело Христово, в таинстве Причащения сообщаемое, есть небесная манна, верующих души в сем странствовании обильно насыщающая и до скончания века нетленно сохраняемая И рече Моисей ко Аарону: возми стамну златую едину, и вложи в ню Гомор полный от манны, и положи тую пред Богом, в соблюдение в роды вашя. Исх.16:33 . Белый кориандр, тот небесный хлеб, который ниспосылаем был от Господа Бога Израильскому народу в пустыне под видом чистой росы или падающих крупиц, назван от Израильтян Манною. И прозваша сынове Израилевы имя тому Манна ( Исх.16:31 ). Причиной же оного наименования было или то удивление, по которому они, увидев сей небесный хлеб, вопрошали друг друга, что есть сие? Вопрошали по-еврейски, глаголя: ма? Что? Или то свойство пищи сей, по которому было и печь, и варить ее, и можно было без всякого приготовления употреблять ее в насыщение свое, яко хлеб уже готовый. Хлеб бо готовый, без работы и без труда сообщенный, по-еврейски называется Манна и Минна. Что Премудрый Соломон, подтверждая так, глаголет: вместо сих, напротив того Ангельскою пищею питал еси люди Твоя, и уготован хлеб с небесе, по-еврейски Манну, послал еси им без труда, всякое услаждение в себе имеющий, и ко всякому сличный вкушению, такую приятность производящий во вкусе, какой кто желал. Существо бо Твое сладость Твою к сынам показоваше, пища сия сладостное пребывание Твое с сынами являше; она бо угождая единаго коегождо воли, якоже кто хотяше, превращашеся ( Прем.16:20–21 ), в такой вкус преобращалась, чего кому хотелось. Ибо хотя Манна на одного была вида и одного вкуса, по виду бяше яко семя кориандрово бело: вкус же его аки мука с медом ( Исх.16:31 ): однако по действию Всемогущества Божия разнообразные и многочисленные производила во вкусе приятности, такие производила, к каким кто наклонен был из Израильтян. И питались сей небесной пищей Израильтяне дотоле, доколе странствовали в необитаемой пустыне, где никакой другой пищи не было, доколе не взошли они в страну обитаемую, в землю обетованную, питались четыредесять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

214. Увещательное к св. крещению. 1832. XLVI. 7. 215. О самопроизволении. 1841. III. 3. 216. Об устроении человека. 1841. IV. 3. 217. На гневливых. 1839. III. 3. II. Беседы: 218. На слова: внемли себе. 1823. IX. 76. 219. На слова: не дажд сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома. 1835. III. 117. 220. Говоренная во время голода и засухи. 1823. IX. 182. 221. О посте. 1823. IX. 268. 222. О том, что Бог не есть виновник зла. 1824. XIII. 243. 223. О зависти. 1824. XIII. 272. 224. На сорок мучеников. 1826. XXI. 257. 225. Против пьянствующих. 1827. XXX. 129. 226. О том, что не должно прилепляться к житейским вещам. 1832. XLV. 1. 227. О вере. 1832. XLV. 257. 228. На первый псалом. 1832. XLVII. 291. 229. О смирении. 1842. I. 1. 280. О благодарении. 1836. I. 3. 231. На слова: сребра твоего не даде в лихву ( Пс. 14:5 ). 1844. III. 144. 232. На Псалом 45-й. 1845. III. 3. 233. На Псалом 115-й. 1844. II. 293. III. Письма: 234. Григорию Богослову , о пустыннической жизни. 1827. XXVII. 174. 235. Григорию Богослову , о том же. 1838. II. 101. 236. Брату своему Григорию, о различии сущности и ипостаси. 1830. XXXVII. 137. 237. Против Евстафия Севастийского. 1830. XXXIX. 3. 238. Нектарию утешительное. 1832. XLVI. 38. 239. Супруге Нектария утешительное. 1832. XLVI. 44. 240. Супруге военноначальника Аринфея, утешительное. 1833. IV. 3. 241. Неокесарийской Церкви, утешительное. 1836. III. 267. 242. Церковнослужителим Неокесарийской Церкви. 1835. IV. 166. 243. Приморским Еипскопам. 1835. II. 155. 244. Два письма Амфилохию. 1833. IV. 279. 245. Амвросию, Епископу Медиоланскому. 1835. II. 277. 246. Максиму Схоластику. 1837. III. 20. 247. Падшему иноку. 1837. III. 131. 248. Петру, Епископу Александрийскому. 1837. I. 60. 249. Фесту и Магну. 1837. IV. 126. 250. Макарию и Иоанну. 1840. I. 91. 251. Юлиану. 1840. I. 95. 252. Аркадию Епископу. 1838. II. 258. 253. Иннокентию Епископу. 1838. II. 259. 254. Кесарию. 1828. II. 359. 255. Илиасу, правителю Кесарии. 1838. IV. 84. 256. Письма. 1844. II. 212.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— А.А. 114 Лат. пер.: «Итак, когда сегодня мы находимся в церковных стенах и предстоим Богу...» 115 Т.е. — созревание для жатвы. 116 Лат. перевод: «и всякие неумеренности, которые услаждают, гнусные для говорения и слуха, на зрелищах и плясках». Мы не находим, чтобы греческий оригинал позволяй такой перевод. 117 Эту фразу мы додали от себя, ибо она облегчает понимание дальнейшего. 118 PG.151:341—353. Homilia XXVII. Dicta etiam tempore messis; ubi et de futura nobis messe spirituali 119 Т.е. — Бог считает нас Своим достоянием, Своими родными. 120 Слово «огню» почерпнуто нами из латинского перевода; несомненно оно случайно пропущено в греческом оригинале. 121 PG.151:353—364. Homilia XXVIII. In fesco sactorum et coryphoeorum apostolorum Petri et Pauli. 122 В греч. ориг. стоит « και νυν » но несомненно, что долженствует быть « κοινην », что отвечает и дальнейшему смыслу и соответствует лат. переводу. Подобные опечатки мы встречали у Миня и раньше, см. напр. PG.91—552C. 123 Ориг. — самодвижущимися столбами, на которых возвещаются декреты. 124 В ориг. «антофоно», думаю, что должно быть: «антофонос», как и перевел. 125 Т.е. подвитая как бы на нечто хорошее, «правое». 126 Девственность уподобляется сыновству; наемничество (служение слуги) вдовству; брак — рабству. 127 PG.151:364—376. Homilia XXIX. Super sanationem paralytici in Caphrnaum secundum evangelistam Matthaeum; et de trisitia secundum Deum. 128 Русск. перевод: «уста». 129 См. омилию 10-ю Паламы» 130 Согласно переводу LXX: Пророк Иона возвестил, что через 3 дня Ниневия погибнет. Сего текста держатся и греческие Св. Отцы. Согласно Массоретскому тексту, Вульгате и сирскому переводу (которого держится и Св. Ефрем Сирин): Ниневитянам было возвещено, что они погибнуть через 40 дней. 131 Развалине. 132 На крыше. 133 Всегда. 134 Греч. συμπαθειαν — сострадание. 135 PG.151:376—388. Homilia XXX. Super caecos qui secundum evangelistam Matthaeum visum receperunt in domo, et quod non verae est fidei qui est absque poenitentiae operibus.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Потому-то и Господь говорил: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Матф. V, 16). Видал ты, как свет, лишь явится, прогоняет тьму? Так и добродетель своим появлением обращает в бегство грех, и, разсеяв мрак заблуждения, возбуждает души взирающих на нее к славословию. Постараемся же, да светят дела наши так, чтобы прославлялся Господь наш. И Христос сказал так не для того, чтобы мы делали что-либо на показ; петь, но чтобы, живя честно и согласно с волею Божией, никому не подавали повода к богохульству, и своими добрыми делами располагали всякаго, кто только видит нас, к прославлению Господа всей твари. Тогда-то мы и заслужим от Него особенное благоволение, и возможем избегнуть наказания, и получить неизреченныя блага, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа XXVII. И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник (Быт. VIII, 1. Вчера мы видели благость человеколюбиваго Господа, как Он вывел праведника из ковчега, освободил его от пребывания в нем, избавил от этого тяжкаго и страшнаго заключения, и наградил за терпение, сказав: раститеся и множитеся (Быт. VIII, 17). Сегодня посмотрим на признательность и благодарность Ноя, которою он приобрел себе еще большее и высшее благоволение Божие. Так всегда поступает Бог: когда увидит кого благодарным за прежнее, то ниспосылает ему еще большие дары. Постараемся же и мы возносить ко Господу посильную благодарность за блага, нам дарованныя от Него, чтобы нам удостоиться еще и больших; и не будем никогда забывать оказанных нам благодеяний Божиих, но всегда будем содержать их в уме нашем, дабы памятование об них побуждало нас к постоянной благодарности, хотя они так многочисленны, что ум наш не в состоянии и исчислить Божия щедроты к нам. В самом деле, кто может и представить себе все, что уже вам даровано (от Бога), что обещано, что подается каждый день? Он привел нас из небытия в бытие, даровал нам и тело и душу, сотворил нас (существами) разумными, дал нам этот воздух для дыхания, устроил всю тварь для рода человеческаго и восхотел сначала, чтобы человек наслаждался пребыванием в раю, проводил жизнь без печали и без всякаго труда, и, будучи в теле, ни в чем не уступал ангелам и безтелесным силам, но был выше нужд телесных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

Он пошлет в это место двух ангелов, и чрез них, как чрез Свои «очи», усмотрит, «действительно ли по воплю, грядущему к Нему из Содома и Гоморры, грехи совершаются». «Аще же ни, да разумею», т. е. если чрез ангелов откроется, что грехи Содомлян и Гоморрян не достигли крайней степени, тогда видно будет, что Мне нужно делать: дать ли им еще время на покаяние, или  подвергнуть  их  исправительному  наказанию.  – Смысл слов Божиих, если обнажить его от человекообраз­ной оболочки, таков: Господь, хотя по всеведению Своему знает все, что творится в преступных городах, и хотя пра­восудие Его требует казни им, но по долготерпению Свое­му Он хочет дать им еще последний случай показать, каковы они, – не для того, чтобы отягчить их вину, а чтобы никто после не дерзнул ни сказать, ни помыслить, будто наказание им слишком строго. «Скверный да осквернится еще» ( Апок 22, 11 ), и тогда уже не будет ему пощады: мера его неправды и развращения переполнилась. Случай с ан­гелами, посланными Господом в Содом и здесь, в доме Лота, подвергшимися опасности сделаться жертвой тех преступлений, которые вопияли пред Богом о наказании преступникам, – показал, как безнадежно было их нрав­ственное состояние ( Быт 19, 8 ).   Быт.18:22 . И обратившеся оттуду мужие, приидоша в Содом: Авраам же еще бяше стояй пред Господем. Двое странников-ангелов, сопровождавших Господа, отделились от Него и вечером того же дня ( Быт 19, 1 ) пришли в Содом не только для того, чтобы от лица  Его быть непосредственными свидетелями преступлений Содо­мских, но вместе для того, чтобы спасти Лота с семейством и чтобы совершить казнь над нечестивыми гражданами. Отпустив спутников, Господь остался с одним Авраамом для того, чтобы дать ему случай выразить свое сострадание и любовь к людям, которым угрожает погибель. И Авраам стоял пред Ним, как пред верховным Владыкою мира и Судиею людей, в положении человека, готового ходатай­ствовать за людей.   Быт.18:23 .  И приближився Авраам, рече: погубити ли праведнаго с нечестивым, и будет праведник яко нечестивый? То, что Авраам «приблизился», ближе стал к Господу для беседы с Ним, свидетельствует о его сыновнем дерзнове­нии пред Богом и об уверенности, что Он благосклонно выслушает его речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Беседа XXVII «И созда Ное жертвенник Господеви 213 : и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник» ( Быт.8:20 ). 1. Вчера мы видели благость человеколюбивого Господа, как Он вывел праведника из ковчега, освободил его от пребывания в нем, избавил от этого тяжкого и страшного заключения, и наградил за терпение, сказав: «Раститеся и множитеся» ( Быт.8:17 ). Сегодня посмотрим на признательность и благодарность Ноя, которой он приобрел себе еще большее и высшее благоволение Божие. Так всегда поступает Бог: когда увидит кого благодарным за прежнее, то ниспосылает ему еще большие дары. Постараемся же и мы возносить ко Господу посильную благодарность за блага, нам дарованные от Него, чтобы нам удостоиться еще и больших; и не будем никогда забывать оказанных нам благодеяний Божиих, но всегда будем содержать их в уме нашем, дабы памятование о них побуждало нас к постоянной благодарности, хотя они так многочисленны, что ум наш не в состоянии и исчислить Божии щедроты к нам. В самом деле, кто может и представить себе все, что уже вам даровано (от Бога), что обещано, что подается каждый день? Он привел нас из небытия в бытие, даровал нам и тело и душу, сотворил нас (существами) разумными, дал нам этот воздух для дыхания, устроил всю тварь для рода человеческого и восхотел сначала, чтобы человек наслаждался пребыванием в Раю, проводил жизнь без печали и без всякого труда, и, будучи в теле, ни в чем не уступал ангелам и бестелесным силам, но был выше нужд телесных. Потом, когда (человек), по беспечности, был уловлен лестью дьявола посредством змея, (Бог) и тогда не перестал благодетельствовать преступному грешнику, но в самых наказаниях, как я сказал уже вчера, явил избыток Своего человеколюбия и оказал ему многоразличные и бесчисленные благодеяния. Наконец, когда, по умножении в последующее время рода человеческого и уклонении его к нечестию, Бог увидел, что раны неизлечимы, то истребил творящих зло, как бы некую вредную закваску, оставив этого праведника (Ноя) с тем, чтобы он стал корнем и начатком рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ha Святую Пятидесятницу//PG 63, 933–938; O Вознесении Господнем//PG 52, 773–792; O Святом Духе//PG 52, 813–826; O честном и животворящем Кресте (издание трудов Златоуста Savile. Т. 5, 1613, 898–906); Ha слова: «Доброго, которого хочу, не делаю» ( Рим.7:19 )//PG 59, 663–674; Слово о вере//PG 60, 767–772; На память мучеников//PG 52, 827–836. Помимо этих гомилий на греческом языке, которые оказались принадлежащими Севериану, сохранились еще семь в армянском и одна в сирийском переводе, большая часть которых уже издана. Остались некоторые еще не изданные беседы, и в целом вопрос обнаружения принадлежащих ему гомилий остается открытым. Было объявлено об издании полного собрания сочинений Севериана в СС6 909 . Подробный перечень подлинных трудов Севериана Гавальского см. в DThC 14, 2, 1941, 2002–2005 (G. Bardy), H.-D. Altendorf, 253 etc. и CPG II, 4185–4925. Современное состояние исследований по Севериану см.: Aubienau M. Un traite inedite de Christologie de Severian de Gabala in Centurionem et contra Manichaeos et Apollinaristas. Geneve, 1983. P. 18–24. Исследования: Altendorf H.-D. Untersuchungen zu Severian von Gabala. Diss. Tübingen, 1957; Datema C. Towards a critical edition of the Greek homilies of Severian of Gabala//Orient. Lovan. Period. 19 (1988), 107–115 (утверждает подлинность 43 гомилий Севериана); Idem. Severian of Gabala: A Modest Man?//StPatr. XXII, 1989, 104–107; Marx B. Severiana unter den spuria Chrisostomi bei Montfaucon-Migne//Orient. Chr. Period. 5 (1939), 281–367; Regtuit R.F Severian’s Charm: the Preaching of Severian of Gabala//StPatr. XXVII, 1993, 202–208; Soares E.J. Severianus of Gabala and the Protoevangelium//Marianum 15 (1953), 401–411; Weischer B.M. Qerellos IV, 3: Traktate des Severia- nos von Gabala, Gregorius Thaumaturgos und Kyrillos von Alexan­drien. Wiesbaden, 1980; Wenger A. Une homelie inedite (de Severian de Gabala?) sur l’Epiphane//Ann. Boll. 95 (1977), 73–90; Zellinger J. Die Genesishomilien des Bischofs Severian von Gabala. Münster, 1916; Idem. Studien zu Severian von Gabala. Münster, 1926; Обширная библиография составлена Π. Χρστου//Πατρολογα Δ», 1989, 427– 429. Κ сожалению, при том что нет сомнений в подлинности экзегетических гомилий Севериана, до сих пор не написано ни одной работы, специально посвященной его библейским толкованиям и вкладу в развитие экзегезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

( < < back) < >< back) > «Воскресенье, 20 марта 1831. Сегодня Гете за обедом сказал мне, что на днях перечел „Дафниса и Хлою” с/э чувствовать впечатления ее большой красоты». — Цитируются «Разговоры» (II, 316). ( < < back) < >< back) > < >< back) > Он любит изображать темпераменты цельные, с избытком жизненной силы и воли, как Свифт, Рубенс, Бетховен, Наполеон. — Труды И. Тэна посвящены вопросам историографии, литературоведения, искусствознания и философии. Ему принадлежат четырехтомная «История английской литературы» (1863—1864), «Философия искусства» (1865), работа, в которой дан многогранный и яркий образ Наполеона: Taine Н. Les origines de la France contempo- raine. Le regime moderne. (Т. I. Liv. 1). Paris, 1891, и др. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > «Никогда культ не был более законным со закон мимолетных увлечений толпы». — Цитата из главы XXVII «Смерть Марка Аврелия. — Конец античного мира» книги Э. Ренана (с. 266). ( < < back) …«Разговоры» Эпиктета. — Речь идет, видимо, о «Дружеских беседах Эпиктета» в изложении Арриана. ( < < back) < >< back) > …«таков порядок природы со чтобы фиговое дерево давало не свои плоды». — Цитируется по главе III «Владычество философов» книги Э. Ренана (с. 38—39). ( < < back) …«он хочет отнять наши забавы, чтобы заставить нас философствовать!». — Цитируется по главе II «Улучшения и реформы. Римское право» книги Э. Ренана (с. 23). ( < < back) < >< back) > Марк Аврелий стремился к идеалу Платона. — Речь идет об идее, высказанной Платоном в «Государстве» и «Законах», о том, что государствами должны управлять философы, главная добродетель которых — мудрость. ( < < back) …двух докторов мудрости — Церана и Музония со освобождать душу вельможи от страха смерти. — Имеются в виду авторы диатрибов, специфических речей философско–морального содержания, разработанных в III в. до н. э. Как форма назидательной беседы, служили целям воспитания юношества. Наиболее выдающиеся представители искусства диатрибов — Гораций и Сенека, Музоний и Персий, Дион из Прусы и Максим Тирский и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Содержание Предисловие II. Об отношении к сектантам III. Недочёт нашей полемики ΙV. Летучие отряды V. Что тормозит борьбу с сектантством VΙ. Жизнь пастырей VII. Что предпочесть? VIII. Дети и сектанты IX. С чего начинать X. Нравственное оздоровление народа XI. He с того конца XII. Главная приманка сектантов XIII. Достойно подражания XIV. Как упорядочить беседы XV. Противо-сектантские и противо-православные листки XVI. О книгоношах XVII. На что обращают внимание опытные миссионеры XVIII. Что пастыри церкви должны иметь в виду при борьбе с сектантством XIX. Испытанное средство XX. Большой промах XXI. Полезная мера XXII. Экономический гнёт сектантов XXIII. Оригинальный приём полемики ΧΧΙV. Общецерковное пение, как могучее средство в борьбе с сектантством XXV. Больше систематичности ΧΧVI. Чего нужно избегать а) Шатких доказательств б) Игнорирования прихожан в) Бесед без назидания г) Уклонения от миссионерства д) Вымогательства за требоисправление е) уклоняться от решения сомнений ж) Небрежности в совершении исповеди з) Укрывательства и) Разобщённости к) обычных недостатков церковных служб XXVII. Сторонники и защитники сектантов ΧΧIII. Пожелание военного духовенства XXIX. Миссия женщины Литература а) Церковные и гражданские узаконения касательно сектантов б) По вопросам противо-сектантской миссии в) О сектах вообще г) Штундо-баптизм д) иеговисты е) Духоборчество е) Молоканство ж) Адвентизм в) Пашковщина и) Малеванщина i) Прыгуны и скакуны к) Общие или секта Общего упования л) Иудействующие или Жидовствующие Секты мистические и) Хлыстовство в) Скопчество о) Шалопутство п) Иоанниты р) Беседники с) Новый Израиль т) Общие курсы у) Противо-сектантские катехизисы ф) Пособия для утверждения православных христиан в истинах, оспариваемых сектантами.     Предисловие Широкой волной разлилось по Руси сектантство. Оно с каждым днём растёт и усиливается. Его не останавливают никакие преграды: ни грозное слово православной Церкви, ни строгие гражданские меры, ни огромная рать противо-сектантских миссионеров, ни повсеместная дружная, энергичная деятельность христианских пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Наконец, миссионерское служение немыслимо без жертвенности и самоотречения. «Путь миссионера легок не бывает» 21 , и это видно как в житиях святых апостолов, так и проповедников последующих времен. Но «неужели мы убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле, составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную, и вечную славу нашего народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем сей славы... если решимся... стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе» 22 . 1 — Св. Николай Японский. Дневник, 8 августа 1881 г. 2 — Свт. Иннокентий Московский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру 3 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 17 4 — Св. Николай Японский. Дневник, 23 декабря 1898 г. 5 — Свт. Макарий (Невский). Беседы о миссионерском деле. С. 223 6 — Св. Николай Японский. Письма. С. 281 7 — Св. Николай Японский. Письма. С. 78 8 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 211 9 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 212 10 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между Евреями, Магометанами и язычниками в Российской державе, XXXIII 11 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 2 12 — Св. Николай Японский. Дневник, 4 марта 1888 г. 13 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 33 14 — Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 5 15 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, XXVII 16 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 202 17 — Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Часть I.4 18 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 227 19 — Прп. Иустин (Попович). Внутренняя миссия нашей Церкви 20 — Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 214 21 — Свт. Филарет Московский. Письма к игумении Марии (Тучковой), 26 22 — Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, VI Миссионерский отдел /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

http://patriarchia.ru/db/text/1321749.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010