Фильм «Святой Архипелаг» о жизни Соловецкого монастыря выйдет в российский прокат 8 марта 16.02.2023 15:00:07 МОСКВА С 8 марта 2023 года документальный фильм «Святой Архипелаг» о жизни Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря будет показан на больших экранах более чем в ста городах России. К этому событию приурочен выход в сети нового тизера фильма. Картина «Святой Архипелаг» представляет собой масштабное повествование о жизни Соловецкой обители. Что есть духовная жизнь человека? Что есть религиозная традиция и какое отражение она находит в современном мире? Как вера в Бога влияет на жизнь людей? Беседы с монахами составляют содержательную часть фильма; здесь можно найти серьезные размышления и ответы на вопросы, важные для каждого человека. Фильм снят для большого экрана в формате 6К. Картина создана при поддержке Министерства культуры РФ. Премьера фильма состоялась в рамках 44-го Московского международного кинофестиваля, где он стал лучшим документальным фильмом и получил приз «Серебряный Святой Георгий». За пять месяцев картина получила признание киноэкспертов и собрала 15 российских и международных наград, среди которых гран-при XXVII Международного фестиваля «Радонеж», первая премия «За лучшее документальное кино» XIX Международного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», приз за операторское мастерство 33-го фестиваля документального кино «Россия» и множество других. В январе кинолента получила первую международную награду — главный приз Serbian International Monthly Film Carnival. «За всю историю главного в нашей стране кинофорума впервые русская неигровая картина получила приз на ММКФ, — отметил автор сценария и режиссер фильма Сергей Дебижев. — На основных кинофестивалях 2022 года фильм получил рекордное количество наград. Приятно, что киноведы и кинокритики также присудили нам главный приз. Все фестивальные показы проходили при переполненных залах. Да, мы понимаем, в нашем фильме есть все: глубокие темы, мудрые советы, сакральные смыслы, масштабные съемки, мировой уровень качества изображения. Однако, как мне кажется, нарастающий лавинообразно интерес к картине говорит о том, что люди истосковались по кино, которое обращается не к инстинктам, а к душе и сердцу человека. " Святой Архипелаг " — фильм документальный, но его художественная сторона сделана настолько ярко и выразительно, что это переводит его в какое-то новое качество, новое осмысление реальности как Божественного творения».

http://radonezh.ru/2023/02/16/film-svyat...

   PG.151:320—332. Homilia XXVI. Dicta messis tempore; ubide spirituali messe.    «Нус» — «ум», «дух», «высшее начало в человеке».    Возможно, что здесь пропущено слово «Теос», потому что в латинском переводе это место гласит так: «и, если хочешь, единый — бог земных вещей, носяший смиренное тело».    «Т.е. небесные светила — планеты и звезды, по своему достоинству в ранге творения Божия являются меньшими человека, созданного непосредственно по образу и подобию Божию; поскольку же и они и человек являются вместе творениями Божией руки, то в этом отношении они — равны; а по своему виду, телу — весьма различаются». — А.А.    Лат. пер.: «Итак, когда сегодня мы находимся в церковных стенах и предстоим Богу...»    Т.е. — созревание для жатвы.    Лат. перевод: «и всякие неумеренности, которые услаждают, гнусные для говорения и слуха, на зрелищах и плясках». Мы не находим, чтобы греческий оригинал позволяй такой перевод.    Эту фразу мы додали от себя, ибо она облегчает понимание дальнейшего. Омилия XXVII. И эта омилия была произнесена во время жатвы; в ней же говорится и о имеющей для нас быть духовной жатве    «Слово, еже глаголах, то судит ему», говорит Господь в Евангелиях (Ин.12:48). Это слово и мы вам возвещаем, братие. Поэтому пусть никто не принимает его в слух так, как если бы это было нечто тающее в воздухе, но да приемлет его, как что-то пребывающее и имеющее даровать спасение тем, которые своими делами свидетельствуют о своей вере; для отвергающих же (сие слово) и своими поступками являющих противное сему, оно послужит в обличение их на оном будущем судище. Итак, как каждый из нас обладаете домом и родственниками, а, возможно, и виноградом, еще же и стадом, а также деньгами и различным имуществом, так Бог, по Своему человеколюбию, считает нас в отношении Себя за все вышепомянутое. — «Божий дом есмы, — говорит Апостол, — аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим» (Евр.3:6); «дерзновением» обозначив благочестие, а «похвалой упования» — богоугодную жизнь, как и Бог сказал чрез Пророка: «Будите святи, яко свят есмь Аз» (Лев.11:44). И Иоанн возлюбленный Христу являет, говоря: «Не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобны Ему будем; и всяк имеяй надежду сию, очищает себе, якоже Он чист есть» (1Ин.3:2-3). Итак, мы являемся и пребываем быть домом Говорящего: «Вселюся в них, и буду им Бог» (2Кор.6:16), — если при благочестии будем иметь чистую жизнь. Если же будем жить греховно и без покаяния, то услышим от Него: «Се оставляется дом ваш пуст» (Мф.23:38); и мы будем оставлены, — скажу опять словами Писания, — «яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде» (Ис.1:8), которые, когда пройдет время нужды в них, не имеют в себе ничего ценного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Опубликован сборник докладов участников музыкальной секции XXVII Международных Рождественских образовательных чтений 24 декабря 2019 г. 19:15 Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова опубликован сборник статей «Рождественские беседы о духовной музыке», составленный по материалам докладов участников секции «Музыкальная культура православного мира»  XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Чтения прошли в Москве с 27 по 31 января с.г. В работе над изданием принимали участие Синодальный отдел религиозного образования и катехизации , Патриарший совет по культуре , Министерство образования и науки Российской Федерации, факультет искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В сборнике затрагиваются разнообразные актуальные вопросы духовной музыкальной культуры — как научные, так и практические, а также вопросы воспитания православных музыкантов — регентов, певчих. В издание также вошли статьи магистров и аспирантов факультета искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Скачать сборник, а также ознакомиться с его содержанием можно на сайте Патриаршего совета по культуре. Патриарший совет по культуре /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5553038.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на конференции в монастыре Бозе (Италия) 6 сентября 2019 г. 11:14 5 сентября 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принял участие в работе XXVII международного симпозиума по православной духовности на тему «Призваны к жизни во Христе», который проходит в монашеской общине Бозе (Италия). В конференции участвуют высокие представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви и протестантских общин, в том числе митрополит Зимбабве и Анголы Серафим ( Александрийский Патриархат ), митрополит Загребский и Люблянский Порфирий ( Сербский Патриархат ), митрополит Клужский Андрей ( Румынский Патриархат ), митрополит Фермопильский Иоанн и митрополит Арголидский Нектарий ( Элладская Церковь ), президент Папского комитета евхаристических конгрессов архиепископ Пьеро Марини, архиепископ Антонио Меннини (Государственный секретариат Святого Престола), коптский епископ Лондона Ангелос, епископы Джонатан Гуддалл и Джон Строян (Церковь Англии) и многие другие. Митрополит Иларион представил вниманию слушателей доклад о значении личности и учения Господа Иисуса Христа для современного человека. Состоялись беседы митрополита Илариона с основателем монашеской общины Бозе братом Энцо Бьянки и представителями ряда Православных Церквей, в ходе которых обсуждались вопросы межцерковного сотрудничества. В тот же день митрополит Иларион посетил монастырь Святого Креста в Ровередо (Швейцария), где имел беседу с настоятелем схиархимандритом Гавриилом (Бунге) и братией обители. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5496038.ht...

XXII. Имя превосходнее большего богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Научи юношу при начале пути его, он не отступит от него и тогда, как состареется. Ленивец говорит: лев на улице, убьют меня на дорогах. Иногда обижают бедного, и это к его прибыли, дают богатому, и это ведет лишь к нищете. XXIII. Не заботься о том, чтоб разбогатеть, оставь свой замысел. К чему тебе устремлять глаза свои на то, чего скоро не будет? Ибо оно приделает себе крылья, как орел улетит к небу. Не ходи обедать к завистливому скупцу, и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что как занявшийся в душе своей счетом, так и он поступает. «Ешь и пей» говорит тебе, а сердцу его не до тебя. Кусок, который ты съел, изблюешь, и дружеские беседы свои ты напрасно тратил. Не будь в числе упивающихся вином, и в числе пресыщающихся мясами. Не смотри на вино, как оно краснеется, как искрится в чаше, как оно ухаживается вровень. Под конец оно укусит, как змей, и ужалит, как аспид. XXIV. Кто виноватому говорит: ты прав, того проклинать будет народ, на того вознегодуют люди. А высказывающим правду приятно будет, и пойдет на них доброе благословение. Не будь свидетелем на друга в напраслине, к чему тебе обманывать устами своими? XXV. Не вступай скоро в тяжбу: иначе, что будешь делать при конце ее, когда осрамит тебя соперник твой? Золотые яблоки в серебряных корзинах – слово, сказанное кстати. Реже вноси ногу свою в дом друга своего, чтобы, пресытившись тобою, он не разлюбил тебя. Если враг твой голоден, накорми его хлебом, и если пить хочет, напой его водою; ибо ты положишь ему уголья на голову, и Господь наградит тебя. XXVI. Как снег лету, и как дождь жатве, так глупому не пристала честь. Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так проклятие безвинное не сбудется. Ленивец для глаз своих кажется умнее семерых отвечающих с рассудком. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто катит камень, на того он оборотится. XXVII. Не хвались завтрашним днем, ибо не знаешь, что родит день. Пусть другой кто хвалит тебя, а не твои уста, пусть сторонний кто, а не твой язык. Сытая душа попирает ногами и сот, а голодной душе все горькое сладко. Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Идолопоклонство, самые чудовищные культы Востока с их разнузданной жестокостью и сладострастием постоянно отвлекали массу еврейского народа от почитания истинного Бога. Патриархальные традиции общественной жизни, строгие правила семейного уклада часто уступали место половой распущенности, чувственности, алчности к наживе, лживости, вероломству и другим порокам. С какою горечью говорят об этом упадке народного духа пророки, эти посланники Божий, не жалевшие ни сильных слов, ни собственной жизни, чтобы призвать своих собратьев к покаянию! Все было напрасно. Народ или не слушал их речей, или, разъяренный обличениями, предавал их мучительной смерти. Великий Искупитель человечества Господь Иисус Христос, единородный Сын Божий, посланный на землю для спасения людей, был распят тем же неблагодарным народом. Вместо правды — вопль; вместо правосудия — кровопролитие... Убийствами платил Израиль Богу за Его покровительство и заботы. Это был великий грех пред Богом не только потому, что в нем сказывалась черствая неблагодарность порочного сердца, и. не только потому, что убийство посланников Божиих было дерзким мятежным восстанием против Самого Бога, но и потому, что убийство само по себе считалось величайшим преступлением против Закона Божия. Не убивай, — гласила шестая заповедь Синайского Законодательства, и за нарушение этой заповеди грозила смертная казнь. Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти, - таково было постановление закона (Исх. XXI, 12), подтвержденное позднее в книге Левит: Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти (Лев. XXIV, 17). Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!.. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную, — еще грознее предостерегает Второзаконие (Втор. XXVII, 24-25). Даже неумышленное убийство по неосторожности могло навлечь на случайного убийцу смерть от руки мстителя, которым, обыкновенно, являлся ближайший родственник убитого. Он мог спастись только в одном из так называемых городов убежища, куда он имел право скрыться, дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею и не настиг его... между тем как он не подлежит осуждению на смерть, ибо не был врагом ему... Но намеренного убийцу ничто не могло спасти. Если кто [у тебя] будет врагом ближнему своему и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет его до смерти, и убежит в один из городов тех, то старейшины города его должны послать, чтобы взять его оттуда ч предать его в руки мстителя за кровь, чтоб он умер; да не пощадит его глаз твой; смой с Израиля кровь невинного, и будет тебе хорошо (Втор. XIX, 6, 11-13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Таким образом это мы узнали. Но для чего и почему Он придет с крестом? Узнай и этому причину. Дабы распявшие Его уразумели из самых дел свое собственное безумие, для этого Он покажет им самое обличение их безумия. Но дабы тебе знать, что Он принесет крест именно для того, чтобы обвинить их, послушай, как говорит о нем евангелист: «тогда явится знамение Сына человеческаго.., и ...восплачутся вся колена земная», видя обвинителя и сознавая свой грех (Матф. XXIV:30). И чему ты удивляешься, что Он придет, неся крест? Он придет, нося на Себе даже Свои язвы. Откуда известно, что Он придет, нося на Себе язвы? Послушай пророка, который говорит: «воззрят нань, его же прободоша» (Зах. XII:10). Как поступил он с Фомою — желая исправить неверие этого ученика, показал ему язвы гвоздиные и самые раны и сказал: «принеси перст твой... и принеси руку твою, ...и виждь; яко дух плоти и кости не имать» (Иоан. XX:27; Лук. XXIV:39), дабы показать ему, что Он истинно воскрес, — так и тогда Он принесет Свои язвы и крест, дабы показать им, что Он именно тот, которого распяли. Это — великое и спасительное благо и ясное свидетельство человеколюбия Божия!5. Впрочем, не только крест, но и самые слова сказанные Им на кресте, показывают Его неизреченное человеколюбие. Выслушай эти слова. Когда распявшие стояли вокруг Его и пылали яростью, тогда Он сказал: «Отче, отпусти им этот грех: не ведят бо, что творят» (Лук. XXIII:34). Видишь ли человеколюбие Владыки? Будучи распят, Он просил за распинающих, хотя они насмехались и поносили Его, говоря: «аще Сын еси Божий, сниди со креста» (Матф. XXVII:40). Но потому Он и не сошел со креста, что Он есть Сын Божий, так как для того Он и пришел, чтобы быть распятым за нас. «Да снидет... со креста, — говорили они, — да видим и веруем в Него» (Матф. XXVII:42). Посмотри на слова бесстыдства и предлоги неверия: Он сделал дела важнее схождения со креста, и они не веровали, а теперь говорят: «сниди... со креста» — и поверим Тебе. Гораздо важнее схождения со креста — воскресить мертвого, ко гробу которого привален камень; гораздо важнее схождения со креста — вывести из гроба четверодневного Лазаря с пеленами, которыми он был обвит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3348...

За время студенчества того и другого из поименованных лиц у меня, – да и не у одного меня, – составилось такое о них понятие. Из студентов XXVII-ro курса лучшими, наиболее даровитыми студентами были Ник. Мих. Иванцов (брат А. Михайлович а), А. П. Лебедев , Ив. Дм. Петропавловский, Андрей Петрович Смирнов, Ив. Андр. Пятницкий. Но ни один из них не мог идти в сравнение с студентом, ранее их на десять лет бывшим в нашей академии, с A. М. Иванцовым-Платоновым. Со времён Виктора Дм. Кудрявцева-Платонова (XVIII-ro курса, 1848–1852 гг.), да и долго после Иванцова, не было студента, который так много превосходил бы своих товарищей силою ума и талантливости, хотя между товарищам Иванцова были и такие люди, как Парфений Лук. Репловский и Пётр Макар. Хупотский, несомненно очень даровитые, (но впоследствии очень несчастные). Неудивительно, что ещё в первые годы студенчества А. Иванцова академические преподаватели показывали его семестровые диссертации таким людям, как Аксаковы и Безобразовы. Неудивительно и то, что, находясь ещё на студенческой скамье. A. М-ч был принят в кружок славянофилов (см. A. М. Иванцова-Платонова «За третье десятилетие священства», Сергиев Посад, 1894, стр. 49, 50), которым он во многом сочувствовал, и стал тогда же сотрудником «Русской Беседы». Одна из его семестровых диссертаций, написанная на втором году студенчества – «О положительном и отрицательном отношении к жизни в русской литературе» – была напечатана в первой книге «Русской Беседы» за 1859 год. «Затем, – говорит сам A. М-ч, – был начат мною ряд других работ для «Русской Беседы». Эти работы не увидели света с приостановкой «Русской Беседы» в 1859 году и куда-то потом пропали у меня» (там же, стр. 49). По поводу одной из этих неизвестных нам работ, содержавшей, по-видимому, разбор или сочинений, или одного из сочинений C. Т. Аксакова, сам Сергей Тимофеевич писал студенту Иванцову, 25 октября 1858 года, следующее письмо, которое приводим дословно: «Любезный мой рецензент! Не знаю вашего отечества и не могу употребить пошлого и холодного «милостивого государя». Благодарю вас за ваше письмо. Прочитав вашу статью, я сам сердечно полюбил вас, и не за то, что вы так высоко цените мои сочинения, a за ваш ум, за ваше верное и сильно уже развитое эстетическое чувство: я уверяю вас, – и вы мне поверите, – что если б вы писали не обо мне, то я ещё в большее пришёл бы восхищение от вашей статьи. Чувство удовлетворённого самолюбия, правду сказать, очень приятное, как-то мешало мне наслаждаться вполне, вашим тонким пониманием и глубоким чувством к малейшему проявлению художественности. Мне приходилось, восхищаясь вашим разбором, восхищаться и своим собственным произведением, a это было неловко и как-то совестно. Через несколько дней я вновь выслушал вашу статью и ещё более оценил её. Честь и слава вашей академии, a также и вашим профессорам, a особенно преподавателю русской словесности 1 . Конечно, все дары от Бога, но всякое дарование требует воспитания для своего развития».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

почти буквальный перевод его, а именно: Откуда, из какого апокрифа взят этот рассказ не можем сказать. В другом списке славяно-русской Беседы, а именно в первом из изданных Пыпиным XVII – XVIII в. «Вопрошение с толкованием списано от патерика римского» (Пам. III, 170) мы находим опять нечто подобное. Здесь мы читаем след. вопросы: «Г. р. Отчего сотворено бысть миро? В. р. Егда искупи Саломия Господа, Мария купелию тою помаза брата своего Симона, лежащего в недузе 9 лет. Г. р. Где виде Саломея купель Господню? В. р. В горе расступися и до сего дня в Иерусалиме приходя ангел поет и возмущает воду, тут же и свеча горит, христиане видят, а жидове не видят». Здесь миро опять есть не что иное, как вода, которою Саломия омыла родившегося Спасителя. Девятнадцатый вопрос: «Когда воскрес Христос? Отв. 25 марта месяца, в первый день недели. В этот же день святая Богородица зачала Господа нашего Иисуса Христа. По этому и воскрес он в этот же день, и когда бывает воскресенье 25 марта месяца, то это истинною пасхою называется». В известных нам списках Беседы этого Вопросо-ответа нет. Двадцатый вопрос: «Сколько мироносиц? Отв. Собственно три. Одна Фарисеева, другая Лазарева и иная, помазавшая Господа миром на вечере». В Соловецком списке упомянутом выше и Румянцевском XV в. изданном у Архангельского вопрос этот разделен на два и читается так: Таким образом, из 20 вопросов, входящих в состав разобранной нами статьи, большая часть, а именно 17, встречаются в различных списках славяно-русской Беседы, а особенно в списке XV в. Румянц. музея, изданном Архангельским. Из них 14 не иначе могут быть объяснены, как из нашей статьи, и только 3 (1, 3, 7) могут быть объясняемы также и из других источников, а именно: из Ответов Афанасия Антиоху и Толкования притчей евангельских, или лучше, того отдела этой статьи, который озаглавливается: х το παλαιο διφοροι ρμνεαι (Migne t. XXVII, col. 729 et sq). Но раз они встречаются также и в нашей статье, то в этом едва ли есть надобность и едва ли это будет вполне основательно. Ответы Афанасия – статья компилятивная, составленная из разных источников. В древнейших своих редакциях и в древних латинских переводах статья эта состояла только из 35–40 вопросов. Дальнейшие вопросы прибавлялись постепенно разными лицами и заимствованы были из разных источников, может быть даже из статей, подобных нашей. Впрочем, во всяком случае описанная нами статья гораздо ближе стоит к славяно-русской Беседе, чем какая либо из других доселе известных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

[xxvii] Автор цитирует неопубликованные воспоминания Лидии Корнеевны Чуковской (р. 1907), литературного критика, прозаика, мемуариста, поэта, редактора, о Т. Г. Габбе. [xxviii] В своих «Записках об Анне Ахматовой» Лидия Чуковская, рассказывая о хлопотах Ахматовой о репрессированном сыне, Льве Николаевиче Гумилеве, записала: «У нее роковые дни: решается Левино дело… Анна Андреевна, сидя отдельно от нас, поодаль у стола, перелистывала какой-то альбом и тяжело молчала. Иногда мне казалось, что, молча, она шевелит губами: может быть, молится? Я, неверующая, готова молиться вместе с ней» (т. 3. 1952—1962. Париж, YMCA-PRESS, 1980, стр. 112—113). [xxix] Нисон Александрович Ходза (1906—1978), детский писатель, пересказал для детей сказки народов Азии, писал рассказы о В. И. Ленине. Л. Пантелеев имеет в виду автобиографическую заметку Н. Ходзы в журнале «Детская литература» (1971, 5, стр. 76). [xxx] Николай Федорович Григорьев (1896—1986), детский писатель; Адольф Моисеевич Бейлин, псевд. — А. Крымов (1911—1970), театровед; Петр Иосифович Капица (р. 1909), писатель. [xxxi] Николай Алексеевич Заболоцкий (1903—1958), поэт. Был репрессирован в 1938 году. «Ночные беседы» — так первоначально называлась 2-я главка «Торжества Земледелия», написанная 3 марта 1929 года. «В том же 1929 г . Николай Алексеевич составил рукописный сборник и тоже назвал его «Ночные беседы». По свидетельству мамы, в этот сборник была включена и главка из «Торжества Земледелия» . «Ночные беседы» (сборник) пропал после обыска и изъятия его у поэта в 1938 г .» (письмо Н. Н. Заболоцкого публикатору 31 августа 1990 года). [xxxii] Александр Иванович Введенский (1904—1941), поэт, драматург, детский писатель. Репрессирован в 1941 году и вскоре погиб. Юрий Дмитриевич Владимиров (1908—1931), поэт, прозаик, детский писатель. Умер от туберкулеза. Они оба, как и Н. Заболоцкий и Д. Хармс, входили в ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), отсюда — обэриуты. [xxxiii] Дойвбер (Борис Михайлович) Левин (1904—1941), прозаик, детский писатель. Погиб на фронте. Обэриут.

http://pravmir.ru/ya-veruyu-chast-5-edin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010