Находился под влиянием Спинозы, Канта, тяготел к солипсизму. Родился в семье бедного сельского ткача, получил хорошее образование на теологических факультетах двух университетов, но от карьеры пастора отказался, а увлекся идеями Французской революции и был лишен должности профессора университета за проповедь атеизма. К церковной религиозности, прежде всего христианской, относился отрицательно. В 1810 г. стал первым выборным ректором Берлинского университета. В «Наставлении к блаженной жизни» науку ставил выше нравственности и религии, философию понимал как средство изменения общественного сознания и через него – общественного бытия, Французскую революцию оценивал как следствие идей Руссо и Канта. Немцев считал избранным народом, призванным возглавить все европейские нации и спасти их от «внутреннего разложения и надвигающегося упадка». Философия Фихте оказала влияние на Шеллинга, Гегеля и немецкий романтизм. Умер от тифа. [xxvii] Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – представитель немецкой классической философии, деист, создатель идеалистической теории диалектики. Учился в Тюбингенском теологическом институте, кандидат теологии, семь лет был домашним учителем, восемь лет – директором гимназии, последние пятнадцать лет жизни – профессором философии в немецких университетах. Был приверженцем Канта и Фихте; от прочих немецких философов отличается повышенным интересом к истории духовной культуры. Гегель начал писать философские произведения, еще будучи студентом-теологом, причем настроенным к христианству очень критически, и писал он на тему религии. Вскоре критичность эта переросла во враждебность. Он мечтал о республике, в исторически-конкретном христианстве видел социальное зло, корень же этого зла – в авторитарности, «принудительной вере» христианства. Обществу, по его мнению, необходимарелигия, поскольку она поднимает моральность, но она должна быть лишена теологической догматики, клерикальности и фанатизма. Такая религия имела место в античных республиках, казавшихся ему политическим раем, но своим именем – язычество – Гегель проповедуемую им религию не решился назвать, а называл ее «религией откровения», христианством, просветленным философией, и «народной религией».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

(Ответ профессора Голубева профессору Титову и беседы его с разными лицами по вопросам ученым, учебным и житейским). Содержание I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV. XVI. XVII XVIII XIX Беседа профессора Голубева с академиком А. А. Шахматовым Беседа профессора Голубева с академиком E Е. Голубинским XXI XXII XXIII Действие первое Явление 1-е Явление 2-е Явление 3-е Явление по счету 4-е, но по времени немного предшествовавшее 3-му Явление 5-е Явление 6-е Явление 7-е Действие второе Явление 1-е Примечание к сему явлению Явление 2-е Явление 3-е Действие третье Явление 1-е Явление 2-е Примечание к сему 3-му действию Действие четвертое Явление 1-е Примечание к сему явлению Явление 2-е XXIV XXV XXVI XXVII Post scriptum     По временам, в тех или иных изданиях, я помещаю сравнительно небольшие статьи под следующим общим заглавием: «Объяснительные параграфы по истории западнорусской церкви». Статьи эти имеют задачей сообщать новые сведения из области истории западнорусской церкви (восполнять существующие в литературе пробелы) и исправлять вкравшиеся в сию область ошибочные мнения, неточности и т. п. Последняя моя статья под означенным заглавием, помещенная в декабрьской книжке Трудов киевской духовной академии за прошлый год, имела главной своей задачей сделать документальную и критическую оценку многочисленным библиографическим открытиям профессора Титова, которые, по моему мнению, оказываются открытиями мнимыми, произошедшими, – как я говорил, – с одной стороны, от полной неосведомленности почтенного профессора с предметом, о котором он возымел желание трактовать, а с другой – вследствие отсутствия у него критического отношения к затронутому вопросу, отсутствия даже намека на это. Наряду с этой главной задачей я коснулся и других вопросов, большей частью, так или иначе связанных с библиографическими открытиями проф. Титова (например, вопроса о начале книгопечатания в Киеве и других). Упомянутая моя статья, как основанная на документальных данных, критически проверенных и тщательно продуманных, притом не только устанавливающая вполне верный взгляд на мнимые открытия проф. Титова, но попутно исправляющая вкравшиеся в нашу библиографию и другие ошибочные мнения, – без сомнения, представляет ту или иную научную ценность. Не автору судить о размерах этой ценности, но он смело может сказать, как бы ни мала была лепта, вложенная его статьей в научную сокровищницу, она есть лепта настоящая, а не фальшивая, и библиографы не могут отказать ей в учете.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Молитва освящает душу и возносит ее к Богу, «пост и молитва , говорят св. Отцы, это два крыла, которые возносят человека на небо». Поститесь же и молитесь, пост и молитва соделают вас не только верующими, но религиозными и благочестивыми. А вы знаете, что религиозное чувство и благочестие приводят ко спасению. Вот и я приехал помолиться с вами и напомнить об этом великом значении поста. Вы знаете сами это, но все-таки мое появление и слово мое напомнят вам о важности св. поста. Молитесь же и сопровождайте молитву постом. Это сделает вас религиозными и благочестивыми, и вы останетесь такими не только в училище, но и в жизни по выходе из училища. Аминь. XXVII. Речь, сказанная воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии в Семинарском храме, по поводу самоубийства одного воспитанника 27 Мысли и чувства по поводу печального явления в жизни семинарии и архипастырские наставления и вразумления воспитанникам Хотя и по худому делу я приехал к вам, но все-таки призываю благословение Божие на вас всех (при этом Владыка благословил всех, а воспитанники ответили ему пением «ис полла эти, деспота»). Теперь вы сами сознаете, как был неудачен и несчастлив нынешний учебный год, сколько печальных событий совершилось у вас в течение его; тогда как прошлый учебный год, благодарение Господу Богу, прошел спокойно и благополучно. Еще не так давно я приезжал к вам для беседы и вразумления вас по поводу нанесённого одним из воспитанников грубого оскорбления вашему инспектору. А затем, в величайшие дни – на Страстной Седмице – случилось самоубийство семинариста... Как печально это событие для учебного, а тем более духовно-учебного заведения и как, думаю, жалко вам своего несчастного товарища! Особенно же жаль его бедных родителей, прилагавших столько забот и старания для воспитания своего детища! Но открывшиеся в связи с этим самоубийством обстоятельства послужили причиной еще более печальных событий... Но сведениям, получаемым мной от вашего начальства, и по собственным наблюдениям над жизнью и развитием семинаристов, я знаю, как неуравновешенны воспитанники первых классов, а воспитанники вторых классов и отчасти третьих прямо проявляют дурные задатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Однажды, нерадиво помолившись, он приготовился ко сну и вдруг, к своему удивлению, обнаружил, что в его душе стали звучать стихи, которые он читал когда-то, будто открылись шлюзы памяти и муть потекла из них. Он исповедал это своему духовнику, покаялся в непослушании и стал более внимательно относиться к своей внутренней жизни. Прошло некоторое время, и эти воспоминания снова исчезли, словно облако, развеянное ветром, как тают утром ночные тени. Прошло еще некоторое время, и ему на глаза попалась какая-то заумная философская книга. Он стал читать ее, сам не зная зачем, и повторилось то же искушение. Неожиданно ему вспомнилась оперная ария, притом не какая-нибудь серьезная, а из «Севильского цирюльника». Какая связь между антологией немецкой философии и «Севильским цирюльником» – трудно определить, но, думаю, причина одна: молитва ослабла, благодать отошла, око ума опустилось от Бога к земле, и вскрылись раны, которые казались уже зарубцевавшимися. Я полагаю, что после Страшного Суда Господь уничтожит греховное прошлое у спасенных, а пока благодать только скрывает грехи человека. Дама спросила: – Случайно вы и ваш друг не одно и то же лицо? Духовник ответил: – Нет. У меня с юности отвращение к философии «нового времени», особенно к немецкой, что-то вроде аллергии: до головной боли и тошноты. Я предпочту «Севильского цирюльника» Фихте [xxvi] или Гегелю [xxvii] , так что в этом отношении вы можете быть спокойны. Дама сказала: – Простите, что я задаю не относящиеся к делу вопросы, но ведь я все-таки женщина, и поэтому вы должны быть снисходительны ко мне. Женщина, даже когда исповедуется перед духовником, старается заглянуть в его душу, интуитивно увидеть его, «высветить» его внутреннюю жизнь и захватить его в свое эмоциональное поле. Женщина может многое не понять, но она компенсирует это за счет какого-то внутреннего чутья. Даже задавая метафизические вопросы, она исследует своего собеседника; придя к врачу, женщина готова подсказывать ему рецепты, а затем, если представится случай, лечить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

496 Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Кн. I. Беседа XLVI. П. 3. С. 305. 497 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Кн. II. Беседа LXXXII. П. 5. С. 827. 498 Его же. Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа XXVII. п. 4//Полное собрание творений, в 12-ти т. Т. Х. Кн. I. – М., 2004. С. 272. 511 Его же. Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа XXVII. П. 4//Полное собрание творений, в 12-ти т. Т. Х. Кн.1. – М., 2004. С. 273. 514 Иоанн Златоуст. Избранные творения. Беседы на книгу Бытия. В 2х т. Беседа II. 53. 24. П. 3. Т1. – М.,1993. С4. 515 Его же. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Т. 2. Беседа LXXI. 58.694. П. 1. – М., 1993. С. 762; Беседы на книгу Бытия. Беседа I. 53. 26. п. 4. – М., 1993. Т. 1. С. 6–7. Если вникнуть в содержание данных двух мест из творений Златоуста, то легко понять, что в них содержится намёк не просто на существенное, но и на сущностное изменение. Действительно, в первом случае (Беседа LXXI на св. Матфея Евангелиста) святитель говорит о коренном изменении дел в войне Маккавеев с врагами: сначала подавляющее преимущество было на стороне врага, потом столь же явное преимущество – на стороне Маккавеев. Поскольку победа противоположна поражению, Златоуст говорит в данном случае об изменении самой сути событий: поражение, казавшееся неизбежным, превратилось в победу. В другом месте (Беседа I на книгу Бытия) святой отец имеет в виду коренное различие между духовным и плотским. Первое, по его собственному выражению, «твёрдо и непоколебимо, не подлежит переменам и пребывает вечно», доставляет «великую радость в будущем веке». Второе «кратковременно и непродолжительно», «не имеет в себе ничего прочного, ничего постоянного, ничего твёрдого», в будущем веке «уготовляет... великое мучение». Златоуст призывает всех «показать великую перемену (μεταβολν) в жизни» и справедливо утверждает, что «духовное... не подлежит переменам (μεταβολν) и пребывает вечно». Вполне очевидно, что духовное и плотское, неизменное и изменчивое, вечное и кратковременное по самой сути своей различны и противоположны. Невозможно сказать, что духовное и плотское, вечное и временное в сущности одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Тертуллиан. Гл. II.    Нужно помнить, что древние зрелища происходили под открытым небом.    Тертуллиан. Гл. I.    Там же. Гл. IV.    Скворцов. Трактат Тертуллиана о зрелищах. Перев. с франц. С. 324 — 326 (Труды Киев. Духовн. акад. 1865. Т. II).    Тертуллиан. Гл. XV.    Тертуллиан. Гл. XVI.    Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342 (Твор. Киприана. Т. II. Пер. Киев. Духовн. академии).    Лактанций. Божественные наставления (Divinae Institutiones). Кн. 6, гл. 20.    Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344.    Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344—345.    Тертуллиан. Гл. XVII.    Тертуллиан. Гл. IX.    Там же. Гл. XVII.    Там же. Гл. XXVII.    Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343—346.    Лактанций. Божественные наставления. Кн. 6, гл. 20.    Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 61 (Твор. Василия Великого. Перевод Московской Духовной акад. Ч. I. Изд. 10-е).    Св. Кирилл Иерусалимский. Слова тайноводственные. С. 358 (Твор. св. Кирилла. Пер. Московской Духовной академии. Изд. 1-е).    Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 341—344 (Слова и беседы на разные случаи. Т. П. Изд. С.-Петерб. Духовной академии).    Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342.    Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 62.    Св. Иоанн Златоуст. Беседы о Лазаре. С. 193—195 (Беседы к антиохийскому народу. Т. I. Изд. С.-Петерб. Духовн. академии).    Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 346.    Hefele. Conciliengeschichte. Bd. I. S. 184. Zweite Auflage.    Ibid. S. 207.    Правила св. Апостолов, св. соборов с толкованиями. С. 617. Изд. Общ. Люб. Дух. Просвещ. Т. I.    Св. Киприан Карфагенский. Письма. С. 21—22 (Твор. св. Киприана. Изд. 1-ое Киев. Духовн. академии. Т. I).    Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 346—347.    Правила св. Апостолов, св. соборов и пр. с толкованиями. С. 522—525, 617—618.    Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. P. 211—212.    Евсевий. Жизнь Константина Великого. Кн. 4, гл. 25.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Том I. Изд. 1-е Творений Киприана в русск. переводе при Киевской Духовн. академии. 278 Тертуллиан. Гл. IX — XIII. 279 Кожевников. Указ. соч. С. 271—272 280 «Пчела», 33. «Очерки древнерим. нравов». 281 «Пчела». Там же. 282 Тертуллиан. Гл. V и сл. 283 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343. 284 Broglie. L " eglise et l " empire Romain, au IV siecle. P. 141. Deuxieme part. Paris, 1859. 285 Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. Paris, 1850. P. 208—211. 286 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 338—341 (Слова и беседы на разные случаи. Т. II. Изд. Петерб. Духовной акад.). 287 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 339—341. 288 Тертуллиан. Гл. III — IV. 289 Тертуллиан. Гл. II. 290 Нужно помнить, что древние зрелища происходили под открытым небом. 291 Тертуллиан. Гл. I. 292 Там же. Гл. IV. 293 Скворцов. Трактат Тертуллиана о зрелищах. Перев. с франц. С. 324 — 326 (Труды Киев. Духовн. акад. 1865. Т. II). 294 Тертуллиан. Гл. XV. 295 Тертуллиан. Гл. XVI. 296 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342 (Твор. Киприана. Т. II. Пер. Киев. Духовн. академии). 297 Лактанций. Божественные наставления (Divinae Institutiones). Кн. 6, гл. 20. 298 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344. 299 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344—345. 300 Тертуллиан. Гл. XVII. 301 Тертуллиан. Гл. IX. 302 Там же. Гл. XVII. 303 Там же. Гл. XXVII. 304 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343—346. 305 Лактанций. Божественные наставления. Кн. 6, гл. 20. 306 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 61 (Твор. Василия Великого. Перевод Московской Духовной акад. Ч. I. Изд. 10-е). 307 Св. Кирилл Иерусалимский. Слова тайноводственные. С. 358 (Твор. св. Кирилла. Пер. Московской Духовной академии. Изд. 1-е). 308 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 341—344 (Слова и беседы на разные случаи. Т. П. Изд. С.-Петерб. Духовной академии). 309 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342. 310 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 62. 311 Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

Опубликован сборник статей «Рождественские беседы о духовной музыке» Москва, 25 декабря 2019 г.      Опубликован сборник статей «Рождественские беседы о духовной музыке», составленный по материалам докладов участников секции «Музыкальная культура православного мира», работавшей в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность», которые проходили в Москве с 27 по 31 января 2019 года, сообщает Патриарший совет по культуре . В представленных статьях и материалах поднимаются разнообразные по своей тематике, актуальные вопросы духовной музыкальной культуры, как научные, так и практические, а также вопросы воспитания будущих православных музыкантов – регентов, певчих. В сборник также вошли статьи магистров и аспирантов факультета искусств МГУ. СОДЕРЖАНИЕ 1. Конференция «Музыкальная культура православного мира» Владышевская Татьяна Феодосьевна. Международные Рождественские образовательные чтения на факультете искусств МГУ (2001–2019 гг.) Губанов Яков Иванович. Слово, звук и душа Барнс Филип. На перекрестках традиций и культур Медушевский Вячеслав Вячеславович. Стрела времени в явлении музыкальной красоты Владышевская Татьяна Феодосьевна. Человек как совершенный музыкальный инструмент (согласно учению Климента Александрийского) и антропоморфные инструменты Полякова Светлана Юрьевна. Вновь о начале церковного пения на Руси: о времени и путях введения нотации Кондрашкова Лада Вадимовна. Херувимская «старогреческая большая» в рукописях конца XVII – начала XVIII века: от крюков к нотам Ланцева Анна Михайловна. Почитание святой Людмилы Чешской в контексте чешско-русских межкультурных отношений Гапанюк Антон Евгеньевич. История римского обряда в рамках Православной Поместной Римской Церкви и его наследие Двинина-Мирошниченко Наталья Евгеньевна. Творчество современных композиторов-регентов и их социокультурная деятельность Презентации Асмус Михаил Валентинович, иерей; Асмус Наталья Станиславовна. Презентация полного собрания богослужебных песнопений диакона Сергия Трубачёва.

http://pravoslavie.ru/126668.html

Апостолы точно также учили о Нем, как о Сыне Божьем. Сия есть заповедъ Божия, пишет апостол Иоанн Богослов, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа. ( Ин.3:23 ). В том же члене символа веры Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. О Божестве Иисуса Христа Сына Божия так говорит священное писание: в начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово ( Ин.1:1 ). Здесь Слово называется Богом, а под именем Слова разумеется Сын Божий Иисус Христос. Итак, братие, Иисус Христос есть Сын Божий, Господь. Будем же веровать всем сердцем и всею душею в Господа нашего Иисуса Христа. По вере во Христа мы называемся христианами, по вере в Него дается нам спасение от Бога. Мы в Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы ( Гал.2:16 ), пишет апостол Павел, и несть иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян.4:12 ), говорит апостол Петр. Вера в Иисуса Христа соединяет нас с Богом и делает нас чадами Божиими. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе. ( Ин 4:15 ), говорит апостол Иоанн Богослов. Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе, говорит апостол Павел, ( Гал.3:26 ). Веруя в Сына Божия, будем, братие, любить Его и любовь свою показывать на деле исполнением заповедей Его. Аще кто любит Мя, говорит Иисус Христос, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа Читать далее Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010