Все нас благословляют, плывут над нами. Я вижу взмокшие головы, ясные лысины на солнце, напруженные шеи, взирающие глаза, в натуге, — в мольбе как будто. Кланюшка шепчет: – Барышник с Конной, ревнутель очень… А это, Чудотворцев Черниговских несет, рыжая борода… Иван Михайлыч, овсом торгует… а во, проходит, золотая-тяжелая, Михаил-Архангел, в Овчинниках… Никола-Чудотворец, в Пупышах… Никита-Мученик, с Пятницкой… Воскресения в Кадашах… Никола в Толмачах… несет старик, а сила-ач… это паркетчик Бабушкин, два пуда весу… А эта при французах еще была, горела — не сгорела, Преображения на Болвановке… Троицы в Лужниках, Катерины-Мученицы, с Ордынки… Никола Заяицкий, купец его первой гильдии несет, дышит-то как, рот разинул… по фамилии Карнеев, рогожами торгует на Ильинке, новый иконостас иждивением своим поставил… А вот, Климента-Папы-Римского, бархатная хоругвь, та серебром вручную, малиновая-то, с колосиками… А во, гляди-ка, твой Иван-Богослов, замечательного писания, иконописец Пантюхов, знакомый мой… А вот, чернена по серебру, — Крещение Господне… Похвалы Пресвятыя Богородицы… Ильи-Обыденного… Николы в Гусятниках… Пятницы-Параскевы, редкостная хоругвь, с Бориса Годунова… а рядышком, черная-то хоругвь… темное серебро в каменьях… страшная хоругвь эта, каменья с убиенных посняты, дар Малюты Скуратова, церкви Николы на Берсеновке, триста годов ей, много показнил народу безвинного… несет ее… ох, гляди, не под силу… смокнул весь… ах, ревнутель, литейный мастер Овчинников, боец на «стенках»… силищи непомерной… изнемогает-то… а ласковый-то какой… хорошо его знаю… сердешного голубя… вместе с ним плачем на акафистах… Колышется-плывет сонм золотых хоругвей, благословляет нас всех, сияет Праздниками, Святыми, Угодниками, Мучениками, Преподобными… Кланюшка дергает меня за руку, губы его трясутся, и слезы в его глазах: – На конике-то белом… смотри-смотри… — Георгий-Победоносец, что в Яндове… Никола Голутвинский… Косьма-Дамиан… Вознесения на Серпуховке… Воскресение Словущего, в Монетчиках… Гляди, гляди… кремлевские начинают надвигаться!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М. А. Чернышевой. Княжна Чернышева († 1919) завещала Русской Церкви свой дом. В апреле 1932 года в нем была освящена вновь устроенная церковь . Вторая мировая война привела в Италию множество «перемещенных лиц», которым община всячески помогала. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава союзнических войск. Если к началу 1980-х годов русская община в Риме в основном состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х, когда Рим стал одним из транзитных пунктов «ново-эмигрантов», численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства. Кроме русских прихожан церковь окормляет сербов, коптов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческой церкви в приходе состояли и греки. Настоятель храма протоиерей Михаил Осоргин окормляет еще церковь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского в Париже, а также домовую церковь Святых равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (Франция). Римская церковь святителя Николая состоит в Архиепископии Православных Русских церквей Западной Европы с епархиальным управлением в Париже. Во главе стоит архиепископ Сергий (Коновалов). Архиепископия находится в подчинении Вселенского Константинопольского Патриархата. Михаил Талалай, г. Рим Никола Вешний «Никола Вешний», праздник которого 9 (22) мая празднуется также торжественно в Русской Церкви, как и зимний Никола. Кто знает, что этот день, майский, связан с перенесением мощей святителя Николая с Востока на Запад, кто нет, но уже никого не смущает, что мощи святителя Николая теперь пребывают в лоне Западной, римско-католической церкви. Все верующие относятся к этому, как к Промыслу Божию, как к событию, радостному для всех. Перенесение мощей произошло в 1087 году. «Сказание» о перенесении святых мощей, помещенное в наших Четьих-Минеях и Прологах, восходит к концу XI века, как и служба 9 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Русское простолюдье возлюбило святителя Николая уже и за то, что Христов угодник «прославился великой ревностью к истинной вере, и по преданию, участвовал в I Вселенском Соборе, где с великой духовной страстью защищал Православие от ереси «собаки» Арии, (которого в сердцах заушил... ударил в ухо. - А.Б.). Прославился святой и как великий угодник Божий - отчего русские величают его еще и Никола Угодник. Исполнен был Божией благодати творить благие чудеса: так, усмирил морские волны, готовые потопить корабль с путниками, воскрешал умерших, снабжал хлебом голодных, спасал утопающих на водах, избавлял невинно осужденных от смерти, помогал нуждающимся и скорбящим». (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя). Сельские жители уверились, что Никола угодник - крестьянский святой, ибо Никола любит мужика, что Никола чудотворец бродит по Святой Руси в мужичьем обличии, - вот почему: Всем святым по сапогам, а Николе боле, что ходит доле. Знаменитый народовед Сергей Максимов в Зарайском уезде, Рязанской губернии записал крестьянскую легенду о хождении святого Николая с неким Касьяном; и легенду ту художественно воплотил я в повести «Красная роса»: «...Про Касьяна я тебе чо скажу: в досельны годы святой был - Касьян Немилостивый. Но это в народе удумали - Немилостивый, а так, конечно, святой... И вот наши деревенски и баяли про его: дескать, Касьян глянеть - цветок вянеть. Глаз у него, мол, урочливый. Которы дак Касьяна и за святого не почитали: дескать, к нечистой силе прилип, с анчуткой беспятым спознался, прости их, Господи, - дед Любим горячо перекрестился.- Тьфу, удумають же всяку холеру... Что за народ?! Да... Но баяли: дескать, брел Касьян напару с Миколой Чудотворцем. Глядять, на дороге мужик мается: телегу увязил в грязи по самы ступицы. Кобылешка из силов выбилась, мужик чуть пуп не сорвал, а воз ни взадь, ни впередь. А тут святые под­ходять... Но чо, мужик и просить Христом Богом: мол, подсобите, люди добры... «Не могу, - это Касьян-то баить, - райску ризу испачкаю. Как я потом в рай ворочусь, Господу Богу на глаза покажусь?!» Микола же Чудотворец - мужик простой - уперся плечом в телегу, поднатужился, да и выпихнул воз на сухое... Дале сказать, пришли они в рай. У Миколы вся риза в грязи извожена. Бог увидал тако дело и спрашиват - все наперед знат, но спрашиват:

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, на Бернском старо-католическом факультете. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората — «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Окончив Бернский факультет, он едет в Англию, быстро овладевает английским языком и заканчивает философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат — «Философия Беркли» — он защищает уже во Франции на французском языке. Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболевает. В больнице он дает обет целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу, если выздоровеет. Вскоре чудесным образом исцелившись, Никола немедленно отправляется в монастырь Раковица близ Белграда, где и принимает монашеский постриг с именем Николай. В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт–Петербургскую Духовную Академию. При приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно–литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не воспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

III. Помня все это, потщимся известно наше звание и избрание творити; сия бо творяще, не имамы согрешити николиже (2 Пет. 1, 10). (Составлено по Четьи Минеям и поучениям прот. Иванова). Поучение 2-е. Блаж. Никола Христа ради юродивый (Пост в связи с другими делами благочестия) I. Блaжehhый Никола Христа ради юродивый, память коего ныне, достиг Царства Небесного путем юродства. Св. Никола жил в г. Пскове, в особой хижине, назад тому триста лет и проводил свою жизнь в молитве и посте. Совершая подвиги юродства, он под видом шутки или басни, а часто и прямо, говорил всякому правду, никого не боясь. Так, когда царь Иоанн Грозный пришел в Псков, то жители с трепетом встречали его на коленях. Но блаженный не устрашился и встретил Грозного царя словами обличения: «Не трогай нас, прохожий, – сказал он ему, – ступай от нас, не на чем тебе будет бежать». Царь казнил многих жителей Пскова, но когда уезжал из города, то лучший конь его издох, как предсказал блаж. Никола. Говорят, что юродивый поднес Грозному царю кусок сырого мяса и, когда тот сказал, что он теперь не ест мяса, так как идет великий пост, возразил: «Ты делаешь хуже, ты питаешься кровью человеческой; забывая не только пост, но и Бога». II. Из последних слов блаж. Николы следует очевидно такое наставление, что если мы и воздерживаемся в продолжение поста от скоромной пищи, но при этом ненавидим других и причиняем им какое бы то ни было зло, то наш пост уже и не пост… Поэтому ныне скажем о посте в связи с другими делами благочестия. а)  Без веры пост недействителен. Пост есть врачевство для души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возмнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести. Вы знаете, Кем и как доставлено всем нам Божественное оправдание и вместе помилование, – заслугами и крестной смертью Сына Божия, за нас подъятою. Поэтому, кто возмнил бы без веры в заслуги и смерть Спасителя одним постом удовлетворить на суде правде Божией за свои грехи, тот этим самым показал бы совершенно ложное понятие и о правде Божией, и о своих грехах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Последний настоятель Покровского-Паисиева Угличского монастыря был архимандрит Власий, при нем монастырь прекратил свое существование. Блаженный Феодор юродивый жил на Торговой стороне, а Никола на Софийской, и они друг друга не допускали на свою сторону – середина Великого моста был рубеж их владений. Случилось однажды, что Феодор был приглашен в гости на Торговую сторону. Никола, узнав об этом, стал его прогонять. Феодор побежал, пред ним был Волхов, но это его не смутило, и он побежал по воде, как по суху. Никола последовал за ним и на середине реки бросил ему вдогонку кочан капусты, подобранный им во время преследования на огороде, отсюда и прозвище его «Никола Кочанов». Он помер 1392 году, на месте его погребения была выстроена Пантелеимоновская церковь , сожженная шведами в 1611 году и возобновленная 1626 году, а затем в 1857 г. В этой церкви находились две древнейшие иконы блаженного Николы Кочанова. На одной он изображен в боярском одеянии, а на другой – юродствующим. К церкви относились две часовни. Первая над могилою матери юродивого – праведной Иулиании, в ограде церкви, и вторая на прежней Дослани улице, на месте, где жили родители преподобнаго Варлаама Хутынского, в коей несколько древних икон и деревянных изваяний, в ее иконостасе, древняя плита с Распятием, с предстоящими Херувимами и поясным изображением преп. Варлаама Хутынского, извлеченная из колодца, рядом находящегося и по преданию выкопанного родителями преп. Варлаама. Блаженный Феодор погребен в часовне при церкви великомученика Георгия «в Торгу в кожевенном ряду». Церковь построена в 1131 году, в память взятия Юрьева Ливонского, но колокольня новая. Она построена в 1912 г. В церкви древние иконы, вел. Георгия и Успения Божией Матери. Блаженный Феодор похоронен в 1392 г. Знаменский собор Построен 1355 году и перестроен 1688 и 1689 годах, а расписан в 1702 г. артелью костромских иконописцев Бахматова. Свод крыльца расписан изображениями из Апокалипсиса, на стенах собора 76 картин, изображающих апостольские деяния и их кончины. Главная святыня собора – икона Знамения Божией Матери, прославившаяся 1169 г. Под левым глазом Богородицы видно пятно от суздальской стрелы, размер иконы – 51,2 х 52 сантиметра. Под образом на особой доске изображение древнего Новгорода, осаждаемого суздальцами. На обратной стороне иконы изображение апостола Петра и мученицы Наталии, а на полях – св. Климента, св. Николая и мучениц Екатерины и Евдокии. В соборе древние иконы. Это – на правом столбе Успение Божией Матери и на левом столбе образ Еммануила, на южной стене Введение во храм Божией Матери. В Казанском приделе икона Нерукотворенного Спаса. В приделе святителя Алексия направо от Царских врат икона Спасителя, на левой стороне – икона святителя Алексия. Колокольня построена 16 веке, на колокольне имеется «Набатный колокол» с особым заунывным тоном. В стене колокольни – вкладной крест. Ограда образуется одноэтажным каменным корпусом, сооруженным 1710 году для больницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

На иконах до второй половины XVII века святой Николай называется Николою. – Интересно рассуждает протопопа Аввакума Петрова по поводу замены наименования святителя НиколыНиколаем. «Не токмо святые книги изменили, – говорит протопоп Аввакум, перечисляя заблуждения никониан, но и ризы, и мирские обычаи, и вещи, и пословицы, и имена преложили: глаголют бо Христа Исуса – Иисусом, а Николу чудотворца – Николаем, той бо Николай при апостолах еретик бысть, а великий чудотворец Никола бысть при царе Константине. Еще же прилагати нарицают Иванна именем женским, пишущие без титла Анною... Малое бо се слово велику ересь содевает». Кирилл святой пишет: «Посмотри же, любимиче, на просодии, и на запятые, и точки 9 ... Толико суть стало с ними Никола чудотворец терпеть, а мы немощни: хотя бы одному кобелю голову ту назад рожею заворотил, да пускай бы по Москве той так и походил» 10 . В соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде на иконе св. Николая чудотворца Можайского, прекрасно исполненной царскими иконописцами XVII в., представлены след. «деяния»: Рождество св. Николы, его Крещение. Мать и отец приводят его к монаху учиться. Поставление святого в диаконы. Поставление св. Николы чудотворца во епископа. Св. Никола, совершающий литургию, Св. Никола избавил трёх мужей от темницы... Явился царю Константину во сне... Избавил беса из кладезя... Избавил трёх мужей от меча... Избавил беснующегося человека... Избавил раба Димитрия от потопа... Избавил Агрикова сына от сарацин. Преставление св. Николы чудотворца, и принесение мощей св. Николы чудотворца от Мира в Бари-Град. На иконе из церковно-археологического музея Общ. Люб. Дух. Просв. Св. Николай чудотворец представлен во весь рост, в крещатой фелони и омофоре, десница благословляющая, в шуйце Евангелие. Вверху, на облаках, – поясное изображение Спасителя, десницею благословляющего, в шуйце держащего Евангелие. В противоположной стороне – в круге, усеянном звездами, Богоматерь с омофором в обоих руках. – Венцы на Спасителе, Богоматери и Николае серебряные, с эмалью и драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Этот прием позволял иконописцам уплотнить смысловое значение произведений, представить на небольшом иконном поле картину «всеохватности» Божественного домостроительства. Напоминая части монументальных стенных росписей, они, благодаря своей архитектоничности, «собрали» в себе и их литургическое пространство, и их литургическое время. Таким образом, все части изображения становятся зримыми воплощениями мысленных образов богослужебного действия. Так, «Сошествие во ад» из Острова основной своей композицией как будто воспроизводит изображение конхи апсиды, а ее нижний регистр с 11-ю святыми – святительский чин алтаря и росписи нижней части столпов. Частью монументальной стены воспринимается небольшая «Четырехчастная икона», в которой, как и на поверхности фресковой живописи, не совпадают разгранки клейм. Росписью небольшой ниши или аркосолия с деисусным чином над ним кажутся иконы Псковского музея и собрания Н.П. Лихачева. Состав святых на всех рассматриваемых иконах довольно устойчив. Попытки исследователей объяснить их подбор посвящением храмов или патрональными заказами, на наш взгляд, не раскрывают замысла произведений. А поскольку именно он определяет идейную программу всех икон, обусловившую их художественное и иконографическое своеобразие, попытаемся рассмотреть образы представленных здесь святых в едином контексте с центральным изображением. Из пяти интересующих нас икон лишь на одной (ГТГ) отсутствует дополнительный ряд святых. На двух он представлен в виде деисусного чина (Лихачев, Псковский музей), а на других – рядом святых. На «Четырехчастной иконе» под «Сошествием во ад» в отдельном клейме изображены Варвара, Никола и Ульяна; на иконе из Острова в нижнем регистре: мученицы Екатерина, Анастасия, святые Фотий, Никола, Василий Великий , Иоанн Милостивый (?), Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , мученики Никита, Варвара, Параскева. На иконе из собрания Н.П.Лихачева в центре деисусного чина представлен Никола, слева от него – Богоматерь, архангел Михаил, Дмитрий Солунский и Параскева Пятница, справа – великомученик Георгий, архангел Гавриил, Илья, Козьма, Варвара. На аналогичной иконе из Пскова в центре также Никола, слева от него мученики Никита, Козьма, Варвара, святой Власий, архангел Михаил, справа – Варлаам (Хутынский?), мученики Дамиан и Ульяна, святой Нифонт, Параскева Пятница.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Более того, возведенный в обители первоначальный храм, замененный в XV в. каменным, некоторые из исследователей считают едва ли не первым памятником, посвященным победе на Куликовом поле. В подтверждение этого зачастую приводится икона Николы с клеймами из Николо-Угрешского монастыря, которую часть специалистов датирует 80-ми годами XIV в., а другие относят к первой половине XV в. Попытку разобраться в этом вопросе предприняла З. П. Морозова, проделавшая искусствоведческий анализ сохранившейся в фондах Государственного исторического музея прориси иконы «Явление Николы на древе князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой». Она выяснила, что почитание Николы как защитника Руси от врагов начинается с XIII в. Именно к этому времени относится возникновение таких иконографических типов, как «Никола Зарайский», «Никола Можайский». «Очевидно, в силу того что первый русский иконографический извод оказался исторически связан с борьбой против монголо-татарских орд, и в последующее время к Николе стали обращаться за помощью против монголо-татарской опасности», – пишет З. П. Морозова. При этом она отметила одну важную особенность: «Обращает на себя внимание такая деталь: со второй половины XVI в. все чаще фигурируют не местные типы Николы – «Зарайский», «Можайский», «Великорецкий», а «Святитель» и «Чудотворец» Никола. Объясняется это, вероятно, тем, что при создании митрополитом Макарием общерусского свода святых, святитель и чудотворец Никола занимает в нем одно из почетных мест, выступая радетелем за интересы всего Русского государства». В итоге исследовательница пришла к выводу, что данная икона возникла лишь в XVII в., когда в контексте эпохи после Смутного времени по-новому осмыслялись и воплощались в иконописи образы героического прошлого, связанного с событиями Куликовской битвы 912 . Этот вывод З. П. Морозовой дает определенные основания полагать, что и само предание о начале Николо-Угрешского монастыря является плодом позднейшего времени. Определенный интерес для выяснения этого вопроса представляет тот факт, что в составе троицкого сборника 746, в работе над которым принимал угрешский игумен Иона, содержится «Житие» Сергия Радонежского, точнее, его первая Пахомиевская редакция.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И доплыл до моря Варяжского, и далее пошел в Немецкую область в город Кесь, и не долго пробыл в нем. И пошел оттуда сухим путем, и пришел в Великий Новгород к великому князю Ярославу Всеволодовичу и к сыну его князю Александру и пробыл там много дней. Великий чудотворец стал там великие чудеса творить. И жена Астафия Феодосия возлюбила Великий Новгород, и не захотела сопровождать чудотворный образ, и скрылась от мужа своего. И тотчас расслабли все члены и все тело ее, и стала как мертвая, и неподвижной,– только дыхание в груди ее было. И некие сказали Астафию, что жена его при смерти. Астафий услышал, что жена его при смерти, и припал к чудотворному образу, и говорил со слезами: «Великий чудотворец Никола, прости рабу свою, согрешившую пред тобой, как одна из безумных жен». И тотчас же была исцелена. Астафий немедленно взял чудотворный образ Николы, отправился в путь свой с великою радостью и славою, собираясь дойти до желаемого места. И через много дней дошел до Рязанской земли и стал думать: «О великий чудотворец Никола, вот земля Рязанская, куда хочу добраться и покой обрести!» И согрешил Астафий в мыслях своих,– забыл о прежнем обещании в видении чудотворца и чудеса его. Ибо Бог творит чудеса с помощью угодника своего сколько пожелает. Явился великий чудотворец Никола благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому, и возвестил ему прибытие чудотворного своего образа Корсунского, и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе всемилостивого и человеколюбивого владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Федор Юрьевич встал от сна, и устрашился от такого видения, и стал помышлять в тайном храме сердца своего, будучи объят страхом. И не поведал никому страшного видения, и стал думать: «О великий чудотворец Никола! Как же умолишь обо мне милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного, и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010