33. Археографический Ежегодник за 1968 год. М.: Наука, 1970. С. 127-141. 34. По этому списку утвержденная грамота 1598 г. издана в ААЭ. - Примечание С.П.Мордовиной. 35. Кушева Е.Н. Из истории публицистики смутного времени XVII в.//Ученые записки Саратовского государственного университета. Т. 5. Саратов, 1926. С. 33 и др. - Примечание С.П.Мордовиной. 36. Подробные описания см.: Буганов В.И. Разрядные книги последней четверти XV - начала XVII в. М., 1962. С. 63; Музейное собрание отдела рукописей ГБЛ. Т. I. М., 1961. 737. С. 58. - Примечание С.П.Мордовиной. 37. Для удобства изложения в дальнейшем мы будем говорить лишь о трех списках грамоты (Н, С и П), так как М - поздняя копия Н. - Примечание С.П.Мордовиной. 38. Мордовина С.П. К истории Утвержденной Грамоты 1598 г.//Археографический Ежегодник за 1968 год. М.: Наука, 1970. С. 128-129. 39. ДРВ. Часть VII. М., 1788. С. 36. 40. ААЭ. Т. II. С. 16; ДРВ. Ч. VII. С. 36-37. 41. ААЭ. Т. II. С. 16. 42. ДРВ. Ч. VII. С. 37. 43. ДРВ. Ч. VII. С. 37. 44. ААЭ. Т. II. С. 17-19. 45. ДРВ. Ч. VII. С. 38-39. 46. ААЭ. Т. II. С. 19. 47. ААЭ. Т. II. С. 20-21. 48. ААЭ. Т. II. С. 21. 49. ААЭ. Т. II. С. 21-23. 50. ААЭ. Т. II. С. 24. 51. ААЭ. Т. II. С. 25. 52. ААЭ. Т. II. С. 27. 53. ААЭ. Т. II. С. 28. 54. ААЭ. Т. II. С. 30. 55. ААЭ. Т. II. С. 35. 56. ААЭ. Т. II. С. 37. 57. ААЭ. Т. II. С. 37. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 8. Re: Державный Собор 1598 года С нетерпением жду выхода в свет новой книги доктора исторических наук, профессора, выдающегося русского историка Александра Николаевича Боханова, посвященной личности и деятельности Бориса Феодоровича Годунова. Согласен, книга замечательная! Дважды её перечитывал. Я давно увлекаюсь личностью Бориса Феодоровича Годунова и его эпохой, много трудов прочитал, и могу сказать уверенно- это лучшее историческое исследование по дданной теме. 7. Забыл дать ссылки http://www.youtube.com/watch?v=MrTNN5T2AAw http://www.youtube.com/watch?v=wyoqGhfcV8Y http://zargradet.ru/?page_id=2941

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

555 Вспомним, например, крест-реликварий XIII века с филигранной обкладкой из архиепископской капеллы в Зальцбурге. Воспроизведение его см. в кн.: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV веков. М., 1996. Ил. на с. 133. 556 Ucmopuja уметности код Срба. Т. 1. Средневековна Cepбuja. Београд, 1977. С. 81. Сх. 35. 558 Олсуфьев Ю. А., Флоренский П. А. Амвросий – троицкий резчик XV века. Сергиев, 1927. С. 39–41. Табл. 12–26; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск. 1960. С. 311–314. Кат. 155. 559 Grabar Л. Les revêtements еп or et еп argent des icônes Byzantines du Moyen Age. Venise. 1975. Cat. 21, 22, 23, 25, 26, 32, 33, 38, 39, 40. 562 Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001. С. 631–632: Царевская Т. Ю. Никольский собор на Ярославовом Дворище в Новгороде. М., 2002. С. 9–10. 565 Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века//Чудотвор­ная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440. 566 Алексеев Л. И. Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года в средневековье и в позд­ние времена//РА. 1993. 2. С. 70–75. 567 Василик В. В. Лиддская икона Богоматери и нерукотворные изображения Хрис­та//Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография – история – почитание. Научная конференция. Санкт-Петербург–Тихвин. 24–27 октября 2001 года. Тезисы докладов. СПб., 2001. С. 3. 568 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. С. 171–177. Кат. 22; С. 225–226. Кат. 2. 573 Елеонская А. С. «Древесные образы» в произведениях древнерусской литературы//Древнерусская литература. Изображение природы и человека. М., 1995. С. 12. 575 Спень – (стар.) – металлическая проволока, на которую надевались жемчужные зёрна, корольки и камни, служившие украшением скипетров, крестов и т. п. – прим. эл. ред. 576 Произведения для тома «Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода» в I960–1970-x годах отбирались М. М. Постниковой-Лосевой, Г. Н. Бочаровым и автором данной публикации. Вышла лишь первая часть свода («Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–X1V веков». М., 1996); вторая, включающая произведения XV–XVI веков, сейчас гото­вится к изданию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Церковь мучеников Бориса и Глеба в с. Белкине. 1773 г. Фотография. 2007 г. В 3-й четв. XVIII в. появилась группа памятников, связанных с творчеством московских архитекторов, прежде всего К. И. Бланка. Им свойственны подчеркнуто изящные, узкие, вытянутые вверх композиции, преимущественно типа «восьмерик на четверике», и тонкий по рисунку плоский ордерный декор. Одной из первых, вероятно, была построена ц. Воскресения (1757) в вотчине князей Голицыных в с. Ладинском (Роща, Тарусский р-н, см.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209) - крестообразная в плане, с недлинными рукавами креста, близкая по типу к московской ц. вмц. Екатерины на Ордынке. Храмы, созданные самим Бланком, или близкие к его стилю: ц. святых Бориса и Глеба (1773) в с. Белкине, усадьбе И. Л. Воронцова, для которого Бланк много строил (Боровский р-н; напоминает Спасскую ц. в Киове, в его же подмосковной усадьбе) (см.: Николаев. 1970. С. 35-39); крестообразная в плане, с верхним восьмериком ц. Успения (1771) в имении Хитрово Висляеве (Ферзиковский р-н); ц. Преображения (1783) в Серпейске; отчасти ц. Благовещения (80-е гг. XVIII в.?) в с. Хохлове (обе типа «восьмерик на четверике», Мещовский р-н). Доминирующим оставался тип провинциального храма «восьмерик на четверике» с декором в стиле позднего барокко или раннего классицизма (оконные наличники с боковыми «ушами», треугольные или лучковые сандрики с замками, подоконные «фартуки» и накладные доски): ц. Знамения в с. Хордове (1764) помещика Н. В. Янова (Мещовский р-н), ц. Преображения (1784) в имении Чебышёвых Спас-Прогнанье (Жуковский р-н). С ними соседствуют храмы, выполненные в столичной и провинциальной манере: в Серпейске, имевшем во 2-й пол. XVIII в. нек-рое время статус уездного города, был выстроен в местных традициях Никольский собор (1771), а ц. Преображения (1783) - в стиле Бланка. Для сельских храмов также использовалась архаичная композиция бесстолпного 2-светного четверика, преимущественно с одной главой: ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Ивановском кн. П. Ф. Тюфякина, Никольская ц. (60-70-е гг. XVIII в.?) в с. Никольском помещиков Глебовых, ц. Покрова (1790) в с. Покров-Полея И. И. Бегичева (все в Жуковском р-не), ц. Благовещения (1767) в с. Серединском под Боровском - усадьбе помещиков Скобеевых, ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Барятине (Дзержинский р-н). Мн. ранее построенные городские и сельские храмы получили новые колокольни - многоярусные, с ордерным декором, в стиле укр. барочных образцов или колокольни Новоспасского мон-ря в Москве: Успенский собор (1784) в Перемышле, Пятницкая ц. (70-80-е гг. XVIII в.) на городище Мосальска, Казанская ц. (60-е гг. XVIII в.) в с. Григоровском под Перемышлем, ц. св. Иоанна Предтечи и ц. вмч. Георгия на Воробьёвке в Калуге (обе 2-й пол. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Мейендорф И. , прот. Смысл предания//Живое Предание. СПб., 1997. С. 13–32. Мейендорф И. , прот. Церковь , общество, культура в православном церковном Предании//Вестник РХД. 1978. 124. С. 21–35. Павел (Черемухин), иером. Константинопольский Собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский//Богословские труды. М., 1960. Сб 1. С. 86–109. Предание//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 383–394. Уайтфорд Дж., свящ. Только одно Писание?//Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс]/URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/368 Флоровский Г., прот. Назначение Предания в Древней Церкви//Вестник РХГА. СПб., 2014. Т. 15. Вып. 1. С. 11–28. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование//Догмат и история. М., 1998. С. 19–39. Фокин А. Р. Учение о богодухновенности Священного Писания в Древней Церкви (Ι–V вв.)//Альфа и Омега. 2003. 36. 127 «Православное духовное предание, отображаемое в духовной и, в частности, созерцательной жизни Православной Церкви, несомненно, представляет много трудностей для объективного и проникновенного изучения» ( Василий (Кривошеин) , архиеп. Православное духовное Предание//Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 219–235). 128 В. Н. Лосский пишет: «Предание – один из терминов, у которого так много значений, что он рискует вовсе утерять свой первоначальный смысл». «Слово «Предание» подверглось той же участи еще и потому, что на самом богословском языке термин этот несколько расплывчат (если иметь в виду употребление его в значении «традиция») ... Нам приходится прибегать к понятиям, охватывающим сразу слишком многое, отчего и ускользает подлинный смысл собственно Предания». Лосский В.Н. Предание и предания//ЖМП. 1970. С. 61. 133 Давыденков О. , прот. Священное Предание//Догматическое богословие. М., 2005. С. 36. См. также классическое определение, данное свт. Филаретом (Дроздовым) : «Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки – потомкам: учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

164  Allegro J. The Dead Sea Scrolls and the Origins of Christianity. New York, 1958, p.128. 165  Dodd Ch. Historical Tradition in the Fourth Gospel. New York, 1963, p.423. 166 См.: Brown R.E. The Gospel According to John, v.I, p.XXIV f. 167 1 Ин 1, 1; Папий. — В кн.: Евсевий. Церковная история, III, 39. 168 См.выше с. 169 См.: Мережковский Д. Иисус Неизвестный. Т.1, с.91 сл. Известно около 25 евангельских апокрифов, часть из которых сохранилась полностью.  Общие обзоры апокрифов: Николаев Ю. (Данзас). В поисках за Божеством. СПб., 1913, с.437 сл.; Жебелев С. Евангелия канонические и апокрифические. Пг., 1919, с.73 сл.; Decriox V. Apocryphes du Nouveau Testament. — BTS, 1973, p.7—11. 170  Bonsirven J., Bigari C. Apocryphes du Nouveau Testament. — RFIB, II, p.745. 171  Jeremias J. Les paroles inconnues de Jйsus. Paris, 1970, p.119. 172  Иером. Лев (Жилле). В поисках первоначального евангельского предания. — Путь, Париж, YMCA, 1932, с.87. 173  Евсевий. Церковная история, III, 37,2. 174 См.: Кант И. Религия в пределах только разума. Пер. с нем. СПб., 1908, с.179. 175  Гегель Г. Жизнь Иисуса. — В кн.: Гегель Г. Философия религии. Пер. с нем. Т.1, М., 1975, с.35. При жизни Гегеля книга его не была напечатана. 176  Штраус Д. Жизнь Иисуса. Пер. с нем. Т.1, М., 1907, с.32. 177  Там же. Т.2, с.67 сл., 83 сл. См. также его «Чудеса Христа» (русск. пер., СПб., 1907), где развивается аналогичная точка зрения. О подлинной мессиологии Ветхого Завета см.: прот. Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа. Казань, 1899; Klausner J. The Messianic Idea in Israel. London, 1956. 178  Гарнак A. Сущность христианства. — В кн.: Общая история европейской культуры. Пер. с нем. Т.5, СПб., 1910, с.49. 179  Schweitzer F. Geschichte der Leben—Jesu Forschung. 1918, p.512. 180  Бердяев Н. Наука о религии и христианская апологетика. — Путь, Париж, YMCA, 1927, с.63. См. также: Булгаков С. Современное арианство, с.162—163; Жилле Л. В поисках первоначального евангельского предания, с.81—82.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

315 . Lavriotis К. Λу ιοι γιορεται. Κοσμ ς Λαυριτης, Εθμιος, σιος θανσιος, κττωρ τς μεγστης Λαρας//EkklAl 1893–1894. 133. 180–182, 197, 229. 316 . Pantokratorinos Α. Δο κατλογοι τν ν Κωνσταντινουπλει κα Θεσσαλονκ χρηματισντων πιτρπων το γου ρους//GP 1923. 7. 120–127. 317 . Patria Athonensia//BHG 1054u-w. Афонские подвижники Интернет-ресурсы: http://www.doaks.org/hagiointro.pdf Петр Афонский BHG 1505–1506е IX в. (?) 318 . Rigo A. Alle origini dell’Athos. Vita di Pietro l’Athonita/Introd., trad., note a cura di Antonio Rigo. Bose 1999. 112. Житие, составленное Николаем 319 . АП 8 .314). 1. 486–514. 320 . Житие преп. и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Св. Афонской Горе. 1 СПб. 1869. 7 М. 1901. 36. 321 . BibS 10. 712–713. 322 . Binon St. La vie de S. Pierre l’Athonite//Atti de V Congr. Intern. di Studi Bizant. (Studi Bizant. e Neoell. 5). 1939. 41–53. 323 . Kaster K. G. Petrus vom Athos//LCI 8. 177. 324 . Lake К.//Id. The early days of monasticism on Mount Athos 8 .231). 18–39. [Первое науч. изд.]. 325 . Papachryssanthou D. L’office ancien de saint Pierre l’Athonite//AB 1970. 88. 27–41. 326 . Papachryssanthou D. La Vie ancienne de saint Pierre l’Athonite. Date, composition et valeur historique//AB 1974. 92. 19–61. Житие, написанное св. Григорием Паламой BHG 1506 327 . AASS Iun. II (1698) 538–556, 3 Iun.. III, 35–53; PG 150, 996–1040. См. 6 .989, 990. Эпитома Ркп.: BHG 1506e. 328 . Halkin F. Vie brève de S. Pierre l’Athonite//AB 1988. 106 (3–4). 249–255. Евфимий Младший (Фессалоникийский) Ум. 898, Окт. 14, подвизался на Афоне и в Фессалониках. Житие и служба Житие написано св. Василием Солунским (BHG 655; DS 4(2), 1723–1724) 329 . АП 8 .314). 2. 251–273. 330 . Petit L. Vie et office de saint Euthyme le jeune par son disciple Basile//ROC 1903. 8. 168–205 [текст жития], 503–536 [текст службы]. [Clugnet L.] Vie et office de saint Euthyme le Jeune//BHO. 1904. 5. 14–51. Исследования 331 . [Anonymos]. Euthymius der Neue (der Jüngere, von Thessalonike)//LCI 6, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

116–120=PG 151. 265–273 20=1, 207–214 В Неделю православия о вере 39–43=PG 151. 93–104 8=1, 81–87 В праздник ап. Петра и Павла 106–118 156–161=PG 151, 353–364 28=2, 31–38 В неделю всех святых 141–146=PG 151, 320–332 25=1, 248–255 На Рождество Господне [в PG: О домостроительстве Воплощения] 82–96=PG 151, 189–220 16=1, 183–174 На Рождество Господне 224–234 58]=3, 179–188 На Богоявление 235–246 59]=3, 189–197 На Богоявление 246–259 60]=3, 199–209 На Сретение 25–30=PG 151, 64–76 5=1, 57–65 На Преображение 189–194=PG 151, 424–436 34=2, 83–92 На Преображение 194–200=PG 151, 436–449 35=2, 93–101 В неделю отец 212–224 57]=3, 167–177 В неделю праотец 192–200 55]=3, 149–155 Соответствие обычной нумерации переводам Погодина гомилии Погодин 1–25 (т. 1) 26–41 (т. 2) т. 3, с. 13 т. 3, с. 21 т. 3, с. 29 т. 3, с. 39 т. 2, 42 (первый пер. по PG); т. 3, с. 47 (второй пер. по Иконому) т. 3, с. 55 т. 2, с. 183 т. 2, 43 т. 2, с. 193 т. 3, с. 65 т. 3, с. 75 т. 3, с. 85 т.З.с. 139 т. 3, с. 149 т. 3, с. 157 т. 3, с. 1б7 т. 3, с. 179 т. 3, с. 189 т. 3, с. 199 т. 3, с. 211 т. 3, с. 219 т. 3, с. 229 Переводы Полный 1004 . Григорий Палама , св. Беседы (омилии) иже во святых отца нашего Григория архиепископа Фессалоникийского Паламы/Пер. архим. Амвросия (Погодина) . Монреаль 1965–1984. 1–3. 255, 254, 259. М. 1993; М. 1994. Nota . В т. 2, 199–204 в качестве гомилии «О вере» помещен пер. «Исповедания веры» (см. выше). омилии 37 с одной поправкой по ркп перевода://Надежда. 1979. 2. 7–19; омилии 33://Надежда. 1980. 4. 41–50. 10-я гомилия перепечатана в сокр.: 1005 . В неделю 2-ю великого Поста святителя Григория Паламы . Речи, поучения, проповеди . М. 1999. (Библиотечка пастыря). 3–15. этом же сб-ке помещены статьи: Е. С. Святой Григорий Палама , с. 82–87 [из: Прибавление к Церковным ведомостям. 1890. 9. 24 февраля. 291–294]; Иеромон. [впосл. еп.] Валентин (Мищук). Об исихазме, с. 88–95 [из курс. соч.: Он же. Свт. Григорий Палама и Николай Кавасила : Обозрение жизни и трудов. МДА, 1969–1970. Полный маш. экз. в б-ке МДА и в Изд. Совете РПЦ].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Никола Утешитель, Никола на водах спаситель, Никола Милостивый, Никола Заступник, Никола скорый помощник, Никола Радости… Какою близостью, родственной теплотой звучат даже такие, непонятные при первом взгляде названия церквей, как Никола Мокрый, Никола в Сапожках… Ведь эти «сапожки» были мечтой многих, очень многих лапотников, недостижимой их мечтой, и в этом наивном эпитете слышна их радость при виде обутого в эту «мечту» любимого Святителя. Я не знаю, есть ли подобные, дышащие интимной близостью, названия греческих церквей, но в Италии я таких не встречал. В описаниях чудес, совершившихся в русской земле по молитве Николе Угоднику, звучат те же ноты его любви к «малым сим», помощи обессиленным, облегчения угнетенных. Никола Угодник в представлении русского народа прежде всего таков: он покровитель бездомных, странников и заблудшихся путников, он спаситель от гнева стихий, огня и воды, утишитель бурь, он покровитель и помощник в тягостном труде, утешитель в скорбях, заступник грешников перед Господом, разрешитель гнетущих сомнений и в обобщении всех этих ипостасей – заступник земли русской, ее людей, всех вместе и каждого в отдельности. Глубочайший знаток души русского народа Н. С. Лесков не раз дает на страницах своих произведений яркие, правдивые до последнего слова иллюстрации этой части русского религиозного мышления. Измученная пыткой старуха Плодомасова , не чая ниоткуда помощи, молится именно ему, Скорому Помощнику, зовет его, и уверенная в его помощи, торопит его приход: – Поспешай, поспешай! – кричит она, ощущая всем своим духом его близость. И чудом или «случаем» он приходит. Насквозь русский «Очарованный странник» всей своей русской душой обижается на очень симпатичного и нужного ему в тот момент башкирца за «обделение» Николы Угодника пожертвованием. Он оскорблен этим в своем национальном достоинстве. Многие, очень многие русские крестьяне не верили даже священникам, говорившим, что св. Николай был грек, а не русский. Никола Милостивый, Никола Заступник был близок и родственен им, но они не знали и не представляли Святителя Николая в образе грозного воителя, устрашающего и поражающего еретиков. Тот же Лесков вкладывает это понимание лишь в речь самодура-купца, требующего изображения св. Николая, «заушающего Ария» и тут же он опровергает эту неподтвержденную легенду словами профессора-богослова.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

Re’ pri otkrytii Konferencii predstavitelej vsech religii V SSSR..., in: MP 1969,38–39. (1.7.1969). Pis " mo lenam Central " nogo komiteta VSC, in: MP 1969,10,3. Privestvie Glave Armjanskoj Cerkvi... Vazgenu I..., in: MP 1969 ,11,1. Rodestvenskoe privestvie... Afinagoru... Vselenskomu Patriarchìi, in: MP 1970,1,1. Interv’ju korrespondentu APN, in: MP 1970,1,2–3. Pis " mo Bl. Ieronimu, Archiep. Afinskomu i vsej Ellady, in: MP 1970,1,4. Re’ na Filaretovskom Veere v MDA 14,12,1969, in: MP 1970, 2 ,43–44. Paschal " noe poslanie..., in: MP 1970,4 ,1. Poslanie uastnikam Stokgol " mskoj Konferencii Miroljubivych sii po V‘etnamu (28.–30.3.1970), in: MP 1970,4,3. Obmen poslanijami po problemam Pravoslavija v Amerike (Afinagor – Aleksij), in: MP 1970,4,5–9. Poslanie Bl. Vasiliju, Predstavitelju Pravoslavnoj Cerkvi v Pol’še , in: MP 1970,5 ,5. Literatur: 9 Nojabrja 1967 goda – 90-letie Svjatejšego Patriarcha Moskovskogo i vseja Rusi Aleksija (A. Ostapov), in: MP 1967 ,12 ,4–9. 25 let Patriaršego sluenija. Prazdnovanie Jubilejnoj daty (V. Ovsjannikov), in: MP 1970,2,4–6. Svjatejšij Patriarch Moskovskij i vseja Rusi Aleksij. Biografieskij obzor dopatriaršego perioda izni i sluenija (A. Ostapov), in: MP 1970,2,7–16. Filaret (Vachromeev), Moskovskie Duchovnye Skoly pod rukovodstvom Sv. Patriarcha Aleksija, in: MP 1970,2,17–22. A.I. Georgievskij, Vospominanija o Sobore 1945 goda, in: MP 1970,2,23–24. Pitirim (Necaev) Etot prinadlefit Cerkvi, in: MP 1970,2,25–29. 20 let Pervosvjatitel’stva Sv. Patriarcha Aleksija (I.N. Šabatin), in: MP 1970,2,29–35. P. Sokolovskij,Sluzenie delu mira, in: MP 1970,2,36–40. Konina i pochorony Sv. Patriarcha Aleksija, in: MP 1970, 5,1–3. D. Ostapov, Poslednaja vesna Patriarcha Aleksija, in: MP 1970,6,5–12. Blaennyi put’ v nadede Voskresenija (V. Ovsjannikov), in: MP 1970, 6,12–58. Sv. Patriarch Moskovskij i vseja Rusi Aleksij. Biograficeskaja spravka, in: MP 1970,6,59–63. Stimme der Orthodoxie 1963, Heft 10: Festansprache des Moskauer Patriarchen (S.6–11); EB Nikodim (Rotov), Leben und Wirken des Hochhl. Patriarchen Aleksij, S.12–25; Erzpr. A. Ostapov, Auf dem Boden des Hl. Sergius,

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Крикнули отцу Николе. Он остановился. Когда мы подошли, отец Никола и сам уже не сомневался, что мы заблудились. Причем заблудились буквально в трёх соснах. Ведь дорога из Пантелеимонова монастыря в Дафни одна, сбиться с неё невозможно, она протоптана двести лет назад, и по ней каждый день ходят паломники. Вид у нашего проводника был растерянный и виноватый. Все понимали, что случилось какое-то наваждение. Алексей то и дело смахивал с лица пот и молчал. Я плохо скрывал свою досаду, граничащую с раздражением. «Отмахали столько вверх, в гору, по жаре. И всё напрасно. То же мне, монах-агиорит. 30 лет живет здесь, а в дорогах путается», — думал я. Не прошло и минуты как мне стало ужасно стыдно и за эти мысли и за раздражение. Отец Никола, подобрав под себя ноги, сел на землю с каким-то странным видом. По его сухому лицу катились большие капли пота. Мне показалось, что ему плохо, и я испугался. —          Всё нормально, — сказал отец Никола, глядя не на меня, а куда- то вперед. Но вид монаха всё больше и больше внушал беспокойство. Взгляд его сделался напряженным. Было такое впечатление, что он смотрел куда-то сквозь деревья, не видя их. Отец Никола словно оцепенел. — Идите, идите, я вас догоню, — вдруг настойчиво сказал он. – Идите! В ту секунду мы поняли только то, что отец Никола хочет быть один. Но мы не решались оставить его и лишь отошли поодаль, ожидая, что будет дальше. Отец Никола по-прежнему неподвижно сидел на земле с застывшим, отсутствующим взглядом. Мы с Алексеем переглянулись, не понимая, что делать. Молчание и напряжение висели в воздухе. Неожиданно монах вскочил как ошпаренный: — Так, — сказал он резко, будто за этим должно было последовать «слушай мою команду!». — Нет благословения идти в Дафнии! Нет благословения! Назад, скорее назад в монастырь! Это выглядело так, будто в это мгновенье отец Никола получил от кого-то важную депешу. Он почти бегом бросился вниз, к монастырю, повторяя: «Назад! Назад!…» Мы побежали за ним. Через мгновенье ударил большой монастырский колокол. Отец Никола обернулся и победно посмотрел на нас. Его глаза горели так, будто он разгадал какую-то каверзную загадку:

http://pravmir.ru/otec-nikola/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010