35) Новодевичья монастыря село Кубенское 37 , а дано по душе князя Ивана Ивановича Кубенского; церковь Леонтей Чудотворец Ростовский, да придел Рожество Ивана Предтечи, да три Святителя. Да к тому же селу погост, а в нем церковь Архистратиг Михаил. 36) Григория Леонтьева сына Рукина, да Кирила Бухтеярова, да Кузьмы Малютина Рукина село Марьино, а в нем церковь Никола Чудотворец 38 . 37) Троицы Сергиева монастыря села Андреевского (что было Подклетное село) погост, а в погосте церковь Бориса и Глеба древяна клецки, а в ней образы и свечи и книги и все церковное строение приходских людей 39 . 38) Троицы же Сергиева монастыря вотчина, что пожаловал Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Руссии Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Митрофана с братьею... а дал в 7094 (1586) году маия в 16 день, по отце своем Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии, а в иноцех Ионе, для вечного поминовения, из дворцовых сел в Звенигородском уезде село Кляпово на реке на Сетуне 40 , а в нем церковь Никола Чудотворец, а в церкви образы и книги и свечи и на колокольне колокола и все церковной строение мирское, того же села Кляпова. II. По писцовой книге 7132 (1624) и 7133 (1625) годов, письма и меры князя Ивана Леонтиевича Шаховского, да подъячего Ивана Волкова, и по книге Патриаршего Казенного приказа 1627 года. а) В городском стану: 1) За стольники, за Борисом, да за Глебом, да за Иваном Морозовыми, в поместья по Государеве грамоте 128 (1620) году село Иславское на реке на Москве 41 , а в нем церковь во имя Нерукотворенного образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клецки, да великого мученика Георгия; а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение помещиков. С церкви дани 2 деньги, в корм и московский проезд гривна. 2) За дьяком за Венедиктом Михайловым, да за Туленином за Голахтюном Матвеевым сыном Маховым сельцо Супонево 42 без жеребья, а в нем место церковное Живоначальные Троицы, да Никола Чудотворца. 3) За подъячим за Панкратьем за Бабакиным, в поместьи по Государеве грамоте и по выписи со отдельных книг Звенигородского осадного головы Кураки Неронова 131 (1623) году, жеребий в сельце Никольском в Фуникове 43 , а в селе на опчей земле церковь Никола Чудотворец, стоит без пенья; за Степаном Семеновым сыном Мокринским пол-села Никольского, Фуникова тож, что было преж сего за Федором Федоровым сыном Нагово, а в нем место церковное Христовы мученицы Прасковеи нареченные Пятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Синяя Никола. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Святого Николая Чудотворца в селе Синяя Никола построен в 1901 году из красного кирпича на месте деревянной церкви (1773). С западной стороны к храму пристроена трапезная, трёхчастный притвор с двухъярусной высокой шатровой колокольней. Ведутся восстановительные работы. Деревянная однопрестольная церковь построена в 1773 году помещицей Анной Степановной Румянцевой на высоком берегу реки Синей. Возле церкви через реку построили временный деревянный мост. В плане церковь напоминала корабль. Капитально церковь отремонтирована в 1859 году частично на церковные средства, частично на средства церковного старосты купца С.П. Утретского. Колокольня также была деревянной, построена в связи с церковью, на ней было пять колоколов. Первый колокол весил 28 п. 29 ф., на нем была надпись: «Зделан сей колокол Псковской епархии в Николаевскую церковь при Сини реки тщанием тоеже церкви прихожанина майора Румянцева: 1777 году мая 1 дня. Лил колокол Псковской мастер Пентелей Артемьев». Второй колокол весил 13 п., надпись на нем была следующей: «1733 г. к церкви Николы Синского устья реки». Третий колокол весил 10 п., на нем была надпись «Божию милостию лил сей колокол псковитин посадской человек Фома Котельников в церковь Николы Чудотворца на реке на Сине Большой губы по обещанию новгородского помещика Стефана Иванова сына Хвостова». Четвёртый колокол весил 1 п., пятый – 35 ф., оба эти колокола надписей не имели. В церкви находилась местночтимая икона Святителя и Чудотворца Николая. С давних времен ежегодно 15 (28) сентября монахами Святогорского монастыря совершались богослужения в погосте и в некоторых окрестных селениях, 17 (30) октября в погост Синяя Никола приносилась икона Божией Матери из Псково-Печерского монастыря. Рядом с церковью находилось кладбище, другое кладбище находилось в полуверсте от храма. Кроме них, в приходе было еще пять кладбищ. В конце XIX – начале XX века отмечалось, что «храм пришел в ветхость», с разрешения епархиального начальства началось строительство новой, кирпичной церкви. В 1901 г. строительство завершилось. Как и её предшественница деревянная, новая церковь была однопрестольной. Колокольню построили также из кирпича, в связи с церковью, на нее перенесли все пять колоколов с деревянной колокольни. В начале XX века в приходе было шесть деревянных часовен, издавна построенных прихожанами на кладбищах, к 1914 г. их осталось только три.

http://sobory.ru/article/?object=12681

В сочетании с белыми одеяниями, вкраплениями синих тонов и голубых лессировок икона представляет собой яркий живописный рассказ, изложенный в архитектурных декорациях стройных пропорций языком изящной пластики, размеренных движений, уравновешивающих любое проявление напряжения (движения дровосека в сцене «Посечение древа», утопающего Димитрия или палача в «Спасении 3 мужей»). Пропорции архитектуры в клеймах указывают на повторение поздневизант. образцов, с преобладанием узких базиликального вида зданий и легких кивориев на чрезмерно вытянутых колонках, близких к аналогичным формам в памятниках московской и среднерус. живописи нач. XVI в. Насыщенностью цветовой гаммы с преобладанием холодных тонов (травянисто-зеленого, алого, синего или розово-сиреневого) образ близок к иконе из Коломны, которая, по письменным данным зарайского цикла (2 коломенским эпизодам), была создана также в 1513 г. (средник не сохр., ныне в ГТГ). Лит.: Бочарников С. И. Зарайские достопамятности. Рязань, 1866; Лихачёв Д. С. Повести о Николе Заразском//ТОДРЛ. 1949. Т. 7. С. 257-406; он же. Повесть о Николе Заразском//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 332-337; Поппэ А. К начальной истории культа св. Николы Заразского//Essays in Honor of A. A. Zimin. Columbus, 1985. P. 289-304; Клосс Б. М. История создания Повести о Николе Заразском//Зарайск: Сб. ст. М., 2002. Вып. 1: Ист. реалии и легенды. С. 114-177; Добродомов И. Т. Никола Корсунский - Заразский - Зараский - Зарайский (в связи с историей топонима Зарайск)//«Правило веры и образ кротости»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии/Ред.: А. В. Бугаевский. М., 2004. С. 182-196; Гладышева Е. В. К вопросу об иконографии Николы Зарайского//Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье/Ред.-сост.: Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 122-140; Нечаева Т. Н. Свт. Николай Мирликийский (Никола Зарайский), с житием//Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР. М., 2007. Кат. 35. С. 228-235. тавМ. А. Маханько Можайская (Никола Можайский, Никола Ратный) икона деревянная икона-статуя, а также распространенная иконография резной деревянной скульптуры, к-рая изображает святителя в полный рост в позе оранта - с поднятыми вверх и отведенными в стороны руками. В правой руке он держит меч, в левой - условно представленный город в виде крепости с храмом. Облачение святительское: стихарь с епитрахилью и палицей, фелонь с омофором. Наименование «Можайский» возникло по месту происхождения древнейшего чтимого образа из Никольского собора г. Можайска Московской обл. (ныне в ГТГ), время его создания исследователи определяют по-разному: 20-е гг. XIV в. ( Некрасов. 1937. С. 203); кон. XIV в. ( Федорова и др. 1981. С. 288); 1409 г. ( Мокеев. 1992. С. 42-43). Фигура выполнена из цельного куска дерева, детали - из отдельных частей; ее размер: 182×98 см (фигура); 200×98 см (фигура с мечом). Статуя расписана темперными красками на клеевой основе без левкаса.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

  1970 г. 13. “Toward the Origins of the Offertory Procession in the Syro-Byzantine East,” OCP 36 (1970) 73-107. 14. “A Proper Offertory Chant for Easter in some Slavonic Manuscripts,” OCP 36 (1970) 437-448. 15. “On the Use of the Bema in the East-Syrian Liturgy,” Eastern Churches Review 3 (1970) 30-39.   1971 г.   16. Review of Athanase Renoux, Le codex arménien Jérusalem 121. I. Introduction: Aux origines de la liturgie hiérosolymitaine. Lumières nouvelles (Patrologia orientalis 35.1 - no. 1634, Turnhout 1969), OCP 37 (1971) 511-512. 1972 г. 17. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 1: “Le rite actuel et ses antecedents historiques,” POC 22 (1972) 241-287. 1973 г. 18. “Psalm 24 at the Transfer of Gifts in the Byzantine Liturgy: A Study in the Origins of a Liturgical Practice,” in R.J. Clifford and G.W. MacRae (eds.), The Word in the World. Essays in Honor of Frederick L. Moriarty, S.J., (Cambridge, MA 1973) 159-177. 19. “The Byzantine Divine Liturgy. History and Commentary,” Diakonia 8 (1973) 164-178. 20. Review of Meletius M. Solovey, The Byzantine Divine Liturgy. History and Commentary (Washington, DC 1970), OCP 39 (1973) 255. 1974 г. 21. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 2: “Le Chéroubicon,” POC 24 (1974) 3-33, 105-138. 22. Review of Thomas F. Mathews, The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy (University Park/London 1971), OCP 40 (1974) 199-203. 23. Review of George Galavaris, Bread and Liturgy. The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps (Madison/Milwaukee/London 1970), OCP 40 (1974) 209-210.   1975 г. 24. “The Continuity of Tradition in a World of Liturgical Change: The Eastern Liturgical Experience,” Seminarium 27=n.s. 15, no. 2 (1975) 445-459. 25. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 3: “La prière du chéroubicon,” POC 25 (1975) 16-45. 26. The Historical Evolution of the Liturgy of St. John Chrysostom: The Preanaphoral Rites (doctoral dissertation abstract, Rome: PIO 1975) 75 pp.

http://bogoslov.ru/person/525392

226 Стефановский Александр Николаевич (1869–1927), прот. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1895), настоятель московских храмов во имя свт. Стефана Пермского при 1-й мужской гимназии (1903), Святой Живоначальной Троицы в Троицкой слободе (1909), свв. Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1923); епархиальный духовник. 227 Ср. размышления героя рассказа «Отец Яков»: «Большое это дело – смерть... большое, таинственное дело... Тут Бога и узришь... И смиришься, и возрадуешься... Вся жизнь по-иному представится. Всё житейское отпадает. Большое, святое дело» (Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901–1917). М., 2008. С. 540–541). 228 Проповедь 31 августа 1927 г. в храме «Никола Большой Крест» за всенощной после похорон матери. 229 Димитрий (Любимов; 1857–1935), архиеп. – окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия (1882), иерей (1886), протоиерей (1903), епископ Гдовский, викарий Ленинградской епархии (1925), прекратил каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским) 26 декабря 1927 г., скончался в тюрьме. Прославлен в лике святых РПЦЗ (1981). 230 Киселёв Николай Николаевич (1904-?) – с 1921 г. в Москве посещал лекции о. Павла Флоренского, надеялся принять сан священника, в 1922 г. выслан в Чимкент, где познакомился с о. Валентином Свенцицким и стал его духовным сыном; алтарник в храме «Никола Большой Крест», в 1927 г. осуждён на 3 года концлагеря, затем получил 3 года ссылки и снова 3 года концлагеря. Скончался от опухоли мозга. 231 Новосёлов Михаил Александрович (1864–1938), мч. – окончил Московский университет (1886), последователь учения Л. Н. Толстого (до 1892), издатель «Религиозно-философской библиотеки» (1902–1917), активный участник движения иосифлян. 232 Никодим (Меркулов Николай Кузьмич; 1875-?), иером. – диакон в московском храме «Никола Большой Крест» (1920-е), иерей (май 1928), выслан на 3 года в Северный край (1929). 233 Троицкий Александр Федорович (1887–1937), свящ. – до 1921 г. настоятель храмов в с. Костычи Сызранского у. и с. Кадыковка Симбирской губ., затем служил в московских храмах, в т. ч. Крестовоздвиженском на Воздвиженке и «Никола Большой Крест» (3 месяца), выслан на 3 года в Северный край (1929), приговорен к 10 годам ИТЛ (1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Никола родился в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец Драгомир привил сыну любовь к письму. Мать Катерина (впоследствии монахиня Екатерина) с малолетства водила Николу в ближний монастырь Челие (Келлии) на службы и к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре. Затем он учился в гимназии в г. Валево. Позже Никола поступил в Белградскую семинарию, где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. Затем он учится в Берне на старокатолическом факультете. Тема его доктората была «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Затем — философский факультет в Оксфорде. Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола неожиданно тяжело заболел. В больнице он дал себе слово, что если выздоровеет, то целиком посвятит себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу. Вскоре Никола чудесным образом исцелился и немедленно отправился в монастырь Раковица близ Белграда, где принял монашеский постриг, став из Николы Николаем. После принятия священства иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) выхлопотал для него бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия. Возвратясь из России, отец Николай начал публиковать свои литературные труды — «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша». Во время Первой мировой войны отца Николая посылают в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. Здесь, в Охриде, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилие» и другие. Православное народное движение, распространившееся стараниями Владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, родившим большое число монахов и монахинь, подвижников, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

(1892), серебряный бюст-реликварий святого (XVII в.), а также цепи, в которые, по преданию, сарацины заковали Конона де Решикура. В 1950 г. храм в Сен-Никола-де-Пор получил статус малой базилики. Благодаря известности святилища Сен-Никола-де-Пор в XVI-XVIII вв. Н. почитали как покровителя Лотарингии. В 1571 г. выходцам из этого региона была предоставлена капелла во имя Н. во франц. ц. св. Людовика (Сан-Луиджи-деи-Франчези) в Риме; в 1587 г. было основано братство во имя Н. и Екатерины. Однако из-за напряженных отношений между Францией и герц-ством Лотарингия в 1623 г. папа Григорий XV даровал лотарингской общине ц. Сан-Никола-ин-Агоне, известную с XII в., на месте к-рой к 1636 г. была построена небольшая ц. Сан-Никола-деи-Лоренези (подробнее см.: Roze F. Les Lorrains et le culte de St. Nicolas à Rome: L " église Saint-Nicolas-des-Lorrains//Ibid. P. 437-452). Ист.: BHL, N 6104-6221q; Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к зап. источникам. СПб., 1881; Bohnstedt K. K. R. Vie S. Nicholas, altfranzösisches Gedicht. Erlangen, 1897; Codice diplomatico barese/Ed. G. B. Nitto de Rossi, F. Nitti di Vito. Bari, 1897-1971. 19 vol.; Bodel J. Le Jeu de S. Nicolas/Éd. A. Jeanroy. P., 1925; Albrecht O. Four Latin Plays of St. Nicholas from the 12th Cent. Fleury Play Book. Phil., 1935; Corsi P. La «Vita» di S. Nicola e un codice della versione di Giovanni Diacono//Nicolaus: Riv. di teologia ecumenico-patristica. Bari, 1979. Vol. 7. P. 359-380; idem. La traslazione di S. Nicola: Le fonti. Bari, 1988; Cioffari G. La leggenda di Kiev: La traslazione delle reliquie di S. Nicola nel racconto di un annalista russo contemporaneo. Bari, 1980; Scognamiglio R. Niceforo Greco: Il rapimento del corpo di S. Nicola. Bari, 1980; Bux N. La liturgia di S. Nicola: Testi medievali e moderni. Bari, 1986. Лит.: Beatillo A. Historia della vita, miracoli, traslazione e gloria dell " illustrissimo confessore di Cristo S. Nicolò arcivescovo di Mira e patrono della città di Bari.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Основные народные приметы этого месяца, по В.      И. Далю, были таковы: 1. Св. бессрр. Космы и Дамиана. Кузьмы и Демьяна. Курячий праздник. На Кузьму и Демьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьму и Демьяна курицу на стол, цыпленка попу. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздем, а то и сам с гвоздем (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8-го) раскует (оттепели). На Кузьму и Демьяна лист на дереве – через год мороз; 8. Собор Архистратига Михаила и пр. бесплотных Небесных Сил. Михайлов день. Михайловские заморозки. День Архистратига с полумостом. С Михайла зима не стоит, земля не мерзнет. Михайловские оттепели, грязи. Во что Михайла, в то и Никола. С Михайла зима морозы кует; 9. Прп. Матроны. Матренин день (см.: Матрена Настовница). С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. С Сергия (25 сент.) зима починается, с Матрены устанавливается. Иней на Матрену на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям; 11 Прп. Феодора Студита . Со дня Федора Студита стало холодно и сердито. Федор Студит землю студит; 12 Иоанна Милостивого (см.: Иван Милостивый). Дождь на Милостивого – оттепели до Введения; 14. Ап. Филиппа (см.: Филипповки). Иней на Филиппа – урожай на овес; 15. Мч. Гурия (Гурьев день). Гурий на пегой кобыле (грязь либо снег); 16. Ап. и евангелиста Матфея. На Матвея (Матвеев день) земля потеет, преет; 17. Св. Григория Неокесарийского (см.: Встреча Сивера). Приехала зима на пегой кобыле; 18. Мчч. Платона и Романа. Каков Платон да Роман, такова и зима; 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На Введенье – леденье. Введенье ломает леденье. Введенье пришло – зиму привело. Введенье не ставит зимы; 24. Вмц. Екатерины. Катерины Женодавицы. Катеринин день. Первое катание на санях; 26. Освящение храма вмч. Георгия в Киеве. Юрьев день осенний. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Срок перехода крестьян при царе Борисе. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик и болит, и сохнет по Юрьев день. Мужик не тужит, знает, когда Юрья. Юрий холодный оброк собирает. Юрьевский оброк. Осенью Юрий с мостом, Никола с гвоздем; 30. Ап. Андрея Первозванного. Андрею молятся о хороших женихах. Наслушивают воду: коли тиха – хорошая зима, коли шумна – морозы, бури и вьюги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь Елена 2010/12/19, 14:19:05 О,Святитель Отче Никола Преславный Чудотворец! Сотвори чудо, я верю, что это возможно! Услышь мою молитву, помоги мне, р.Б. Елене справиться с одиночеством, болезнями… Устала всё время быть одна - хочу любить и быть любимой!!! Святителю Никола, припадаю к твоим Святым стопам! Умоли Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Владычицу Богородицу о прощении всех грехов вольных и невольных мною содеянных и о даровании мне достойного мужа и отца моим детям. Даруй благие обстояния во исполнение желаний моих! Сохрани меня р.Б. Елену, отроковицу Юлию, р.Б. Олега, р.Б. Нину от всех бед, смертоносной язвы и смерти. Заступник наш и молитвенник о нас многогрешных, дай мне душевного покоя, научи терпению! Вразуми детей моих о почтении и уважении меня, как матери. Помоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, чтобы мне найти высокооплачиваемую работу. Прошу, помоги мне получить работу, отведи от меня грех отчаяния. Я всегда буду прославлять Имя Твое, Господа Бога нашего, Богородицу Пресвятую Деву Марию! Во имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь Елена 2010/12/19, 14:12:03 Николай Чудотворец, заступник и спаситель.Моли Бога о выздоровлении раба Божьего Евгения.Моли Господа Бога о прощении нам наших грехов..Ныне и присно и во веки веков.Аминь. 2010/12/19, 14:02:06 О, Святитель Отче Никола Преславный Чудотворец ! Услышь мою молитву, помоги мне, р.Б. Елене справиться с одиночеством, болезнями… Устала всё время быть одна - хочу любить и быть любимой!!! Святителю Никола, припадаю к твоим Святым стопам! Умоли Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Владычицу Богородицу о прощении всех грехов вольных и невольных мною содеянных и о даровании мне достойного мужа и отца моим детям. Даруй благие обстояния во исполнение желаний моих! Сохрани меня р.Б. Елену, отроковицу Юлию, р.Б. Олега, р.Б. Нину от всех бед, смертоносной язвы и смерти. Заступник наш и молитвенник о нас многогрешных, дай мне душевного покоя, научи терпению! Вразуми детей моих о почтении и уважении меня, как матери. Помоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, чтобы мне найти высокооплачиваемую работу. Прошу, помоги мне получить работу, отведи от меня грех отчаяния. Я всегда буду прославлять Имя Твое, Господа Бога нашего, Богородицу Пресвятую Деву Марию! Сотвори чудо, я верю, что это возможно! Во имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь

http://isihazm.ru/1/?id=490&c_pid=92

Славный сибирский народовед Фирс Болонев писал: «Инородцы Сибири - эвенки, буряты, якуты, принявшие крещение, будучи связаны в основном с русским крестьянством, также из христианских святых особенно отличали Николу-угодника. Так, в Забайкалье было записано такое предание: «М. А. Лукьянова (...) из с. Фомичева рассказывала: «Один бурят тонул в Чикое и обратился: «Святитель Христов, русский Никола, вынеси меня». И он вынес. И еще троих стариков из нашей деревни спас - лодка перевернулась, а они с Божьей помощью спаслись». На Николу Зимнего ( 19 декабря ) - во всех русских храмах величавый, величальный молебен, а тем паче в Никольских; и в сей же день поселяне справляли никольщину - застолья родственников, соседей с пивом, брагой из зерна нового урожая, с закусками в складчину. Крестьяне говаривали: «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пирожок печет; на Никольщину зови друга, зови ворога - оба друзья будут; Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют (наказывали тех, кто гулял после Никольщины)». С днем святого Николая Угодника (Зимнего) связано изрядно крестьянских примет; вот лишь избранные: Никола Зимний лошадь на двор загонит, а Никола Вешний (22 мая) откормит; Какой день в Николу Зимнего, такой и в Николу Вешнего; Перед Николой иней - овсы будут щедрый; иней на Николу - к хлебороду; Что Михаил Архангел закует, то Никола раскует - оттепели. С еще большим торжеством праздновали крестьяне день Николы Вешнего (22 мая) : в иных российских уездах сей праздник считался съезжим, - к сельскому храму съезжались крестьяне из ближних деревень, и после величавого молебна, посвященного Николаю Чудотворцу, совершались крестные ходы к рекам и озерам, где совершалось водосвятие, и на хлебные поля. Рекруту, уходящему на службу ратную, вешали на шею медный образок с изображением. О сем дне крестьяне так рассуждали: Два Николы: один с травой, другой с зимой; До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи, не тужи; Сена достает у дурня до Юрья (6 мая по н. ст.), у разумного - до Николы;

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010